адаптация первоклассников
статья (1 класс) по теме

Гончарова Татьяна Васильевна

материал для первого собрания в самом начале школьного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie_na_temu.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Собрание на тему «Адаптация первоклассников»

Ход собрания

Уважаемые родители!

Мы рады встрече с вами. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Будет ли школьная жизнь наших детей радостной или, наоборот, омрачится неудачами, плохим самочувствием, во многом зависит от нас, взрослых.

                     Особенности современного первоклассника

  • У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
  • У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
  • У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Высокий уровень самооценки. (показываю результаты тестирования детей по самооценке)
  • Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Авторитет – не тот!
  • У современных детей более слабое здоровье.
  • Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие  - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

Ваши дети проучились в школе I четверть. Послушаем, как они ответили на вопросы:

- Нравится ли вам здесь учиться? Как вы будете учиться? Легко ли получать знания и хорошо вести себя на уроках и переменах?

Уважаемые родители. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Слайд 1

Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем. Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. 

Слайд 2

Уровни адаптации:

  • Оптимальный – высокие адаптационные результаты при адекватных условиях;
  • Высокий – избыточный уровень; высокие результаты адаптации, достигнутые благодаря значительному психическому и моральному напряжению;
  • Низкий – обусловлен недостаточной требовательностью к себе;
  • Дезадаптационный – плохое эмоциональное самочувствие; невротические реакции (неумение приспосабливаться к школьной жизни).

Слайд 3

Трудности, которые возникают у первоклассников.

  • В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.
  • Первоклассники отвлекаются, быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
  • Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
  • Для детей характерна высокая     утомляемость

Слайд 4

Показатели адаптационных затруднений:

  • Недостаточная реализация личностного потенциала;
  • Слабая интегрированность ребёнка в детском коллективе – низкий статус в группе, отсутствие авторитета, неполное принятие роли ученика;
  • Трудности в общении;
  • Острое переживание неудач;
  • Неадекватная самооценка;
  • Несамостоятельность, поиск причин во вне.

Слайд 5

Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются:

1. Формирование адекватного поведения.

2. Установление контактов с учащимися, учителем.

3. Овладение навыками учебной деятельности.

Слайд 6

При изучении адаптации детей к школе нами изучался характер поведения ребёнка в этих трёх сферах. Анализ наших наблюдения за первоклассниками показали, что 70% детей адаптировались к школе в течении первых двух месяцев обучения.

 Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Им трудно выполнять все требования правил поведения, но к концу октября они полностью осваиваются и с новым статусом: “я уже ученик”, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Около 17% детей имеют длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем и детьми – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, слезами и обидами реагируют на замечания. Они также испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакция этих детей становятся адекватными требованиям школы учителя.

Третья группа (13%) – дети, у которых  адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу. 

Беседуют две мамы (роли исполняют родительницы):

- Знаете, моя Ариша до школы ходила в детский сад, была весёлой, активной, знала буквы, считала. В школе ей очень нравилось, было много друзей. Девочка быстро научилась читать, охотно училась, но уже в первый месяц учёбы два раза болела. После этого учительница отметила, что Ариша изменилась, стала вялой, неактивной, рассеянной, появились ошибки в примерах, пропуски букв. Что делать, ума не приложу?

- Не волнуйтесь, просто ваша Арина стала лениться. Лучше позанимайтесь с ней дополнительно.

- Но когда? Домой прихожу поздно, да и дочка устаёт после музыкальной школы.

- Ничего, поужинаете, а потом позанимаетесь.

Правильно ли поступают взрослые? Что посоветовать маме?

Родители обсуждают ситуацию.

Психолог обобщает. Очевидно, хорошо развитая, способная девочка была ослаблена частыми простудными заболеваниями, учебная нагрузка и школьный режим оказались тяжелы для её нервной системы. Стало нарастать утомление. Дополнительные занятия, работа “через силу”, жёсткий “прессинг” мамы, огорчения тревоги вызвали ухудшение физического и нервно-психического здоровья.

Что посоветовать маме? Скорректировать режим и вместе с учителем снизить учебную нагрузку, дать “восстановиться” после болезни, успокоить девочку.

Состояние здоровья – один из основных факторов влияющих на длительность и успешность процесса адаптации. Легче всего адаптация протекает у здоровых детей, тяжелее всего у детей с хроническими заболеваниями. У таких детей в период адаптации наблюдаются снижение массы тела, усталость, вялость, сонливость или, наоборот, двигательное беспокойство, раздражительность; наблюдаются изменения со стороны сердечно-сосудистой системы. У части детей отмечаются негативные формы поведения. Плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика, разобраться в причинах трудной адаптации.

Слайд 7

Факторы, влияющие на успешность процесса адаптации к школе:

Слайд 8

  • Личностная готовность

Дети часто ссорятся по любому поводу. Что делать?

  • Вопрос конфликтов в отношении между людьми самый не простой и касается не только детей. К сожалению, вмешиваясь в детские ссоры, взрослые зачастую действуют столь неграмотно, что только усугубляют ситуацию. Родители просто запрещают ребёнку дружить с товарищем. Это необходимо лишь в самом крайнем случае, когда понятие дружба уже не соответствует сложившимся отношениям.

  • Если взрослым не известны мотивы конфликта, то следует по очереди выслушать обе стороны (иногда их бывает и больше), не давая оценки детским поступкам до тех пор, пока ситуация не проясниться. В любом случае в ссоре чаще всего виноваты сами ссорящиеся, не умеющие уступать друг другу и не желающие идти на компромисс. Умению общаться вам придётся учить ребёнка ещё очень долго, желательно на собственном примере. Если вы хотите воспитать честного человека, то приучите малыша признавать свои ошибки, начиная со слов “ Я виноват…”.

Слайд 9

  • Волевая готовность

Слайд 1 0

  • Интеллектуальная готовность

Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.

  •  Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; поэтому»
  • Учите ребят задавать вопросы. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай»
  • Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать
  • Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.

Слайд 11

 «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
                       А. В. Сухомлинский

Слайд 1 2 – 14

Моторика

Слайд 15

  • Мотивационная  готовность

Психологическая готовность к обучению в школе:

  • желание учиться, получать знания
  • это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные)
  • определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Слайд 16

Варианты мотивации учения:

  • Интерес к новым видам деятельности
  • Самоутверждение
  • Интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них
  • Познавательная потребность

Слайд 17 – 18

Диагностика  «Краски»

На каждом листе 10 кругов. Учитель называет 10 предметов, связанных со школой. Задача уч – ся – раскрасить их самостоятельно.

Если темный или вовсе черный – это говорит о том, что ребенок испытывает учебное затруднение.

Ситуация 1. Ребёнок отправляется в школу. На прощание вы говорите ему:

а) Смотри, веди себя как следует.
б) Сегодня увидимся в … часов.
в) Не вздумай болтаться на улице, сразу иди домой.

Ситуация 2. В утренней спешке ребёнок забыл положить в портфель учебник, дневник или пластилин. Вы скажете:

а) Неужели я доживу до того дня, когда ты сам вспомнишь, что надо брать в школу.
б) Вот разиня! Ты бы и голову дома забыл, не сиди она у тебя на плечах!
в) Вот твой учебник (дневник, пластилин)

Ситуация 3. Ребёнок пришёл из школы. Вы спросите:

а) Что сегодня получил?
б) Что сегодня было интересного в школе?
в) Чему сегодня научился?

Ситуация 4. Вашего ребёнка трудно уложить спать. Вы:

а) Объясняете ему важность сна для его здоровья.
б) Позволяете делать ему что хочет (когда ляжет, тогда и ладно)
в) Всегда в одно время, даже если со слезами.

Родители должны продолжить начатое ведущим предложение: “Мой ребёнок лучше адаптируется к школе и будет успешнее учиться, если я … ”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...