Кружок по ИЗО "Акварелька"
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочая программа и планирование кружка "Акварелька"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_izo.docx | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« СОШ с. Таловка Калининского района Саратовской области»
« Согласовано» Заместитель руководителя по ВР ------------------Бобкова С. В.. | «Утверждено» Директор школы --------------Кулешова Л. А. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
художественно – эстетического направления
Составитель: Пискарёва В. Н.
учитель начальных классов
первой кв. категории
МБОУ «СОШ с. Таловка»
2013 – 2014 уч.г.
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана учителем начальных классов Пискарёвой Валентиной Николаевной с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования, программы формирования универсальных учебных действий². Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) для учащихся 2, 3 классов для организации занятий по художественно – эстетическому направлению раздела «Внеурочная деятельность» вариативной части учебного плана образовательного учреждения. Запланировано 32 занятия, так как 2 ч. совпали с праздничными днями.
Основная цель программы:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
- воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
- художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
- технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
- Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
- Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
- Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
- Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
- В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Формы организаций занятий :
- информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
- художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
- изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.
- художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.
Ожидаемые результаты:
личностные | предметные | метапредметные |
развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.
|
|
|
Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участие в выставках, конкурсах, акциях
Прогнозируемые результаты
Обучаемые должны знать:
- названия основных и составных цветов;
- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
- изобразительные основы декоративных элементов;
- материалы и технические приёмы оформления;
- названия инструментов, приспособлений.
должны уметь:
- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
- моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
- пользоваться материалами.
Программа:
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
Разделы программы:
№ | Тема | Коли –во часов |
1 | Радужный мир Выставки, экскурсии, рисование на воздухе | 30 |
2 | Конкурсы, фестивали | 3 |
Итого: | 34 |
Календарно-тематический план:
№ | Тема | Дата проведения |
1 | Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.) | 06. 09 |
2 | «Что могут краски?» Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга. | 13.09 |
3 | «Изображать можно пятном». Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно». | 20.09 |
4 | «Изображать можно пятном». Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку. | 04.10 |
5 | «Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников. | 11.10 |
6 | «Силуэт дерева». Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры. | 18.10 |
7 | «Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. | 25.10 |
8 | «Изображать можно в объёме». Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. | 15.11 |
9 | Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!» | 22.11 |
10 | «Красоту нужно уметь замечать». Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. | 29.11 |
11 | «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами. | 06.12 |
12 | Рисуем дерево тампованием. Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов. | 13.12 |
13 | «Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши. | 20.12 |
14 | «Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Урок – игра: общение по телефону. | 27.12 |
15 | «К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону. | 10.01 |
16 | «Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция | 17.01 |
17 | «Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг. | 24.01 |
18 | «Ёлочка – красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала. | 31.01 |
19 | «Кто живёт под снегом». Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору). | 07.02 |
20 | «Красивые рыбы». Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала. | 14.02 |
21 | «Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем | 21.02 |
22 | «Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. | 28.02 |
23 | «Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи | 07.03 |
24 | «Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики». | 14.03 |
25 | «Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики». | 21.03 |
26 | «Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь. | 04.04 |
27 | «Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь. | 11.04 |
28 | «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. | 18.04 |
29 | «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. | 25.04 |
30 | Выполнение объёмного портрета. | 16.05 |
31 | «Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. | 23.05 |
32 | Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения. Выставка работ, награждение активных кружковцев | 30.05 |
Список литературы
- Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
- Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
- Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
- Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
- Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
- Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
- Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
кружок "Калейдоскоп наук"
Предлагаю пояснительную записку и тематическое планирование кружка "Калейдоскоп наук" для 2-4 классов...
Кружок "Светофорик"
Руководитель кружка мама ученика,работник милиции. P1010009.JPG...
Кружок "Азбука здоровья"
Руководитель кружка мама ученика, врач. P10100022.JPG...
Кружок "Мастера и мастерицы"
Кружок ведут родители учеников P10100024.JPG...
Кружок по ИЗО
Кружок по ИЗО "Юный художник"...
Кружок "С чего начинается Родина!. 1 класс
Патриотическое воспитание должно начинаться с осознания окружающего мира того места, где проходит жизнь маленького человека в данный момент. Надо впитать гордость за значимость человека в этом мире. М...
кружок "Казачий край"
пояснительная записка, тематическое планирование, формы работы с детьми...