Диагностика как основа деятельности классного руководителя
статья по теме
Огромную роль в работе учителя играет диагностика. Она используется в работе с обучающимися и в работе с коллективом родителей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей в результате диагностики, может оказать и семье, и ребёнку неоценимую услугу.
Физическое и психическое развитие ребёнка до школы, его положение в детском саду, умение взаимодействовать с другими детьми, отношение родителей к успехам и неудачам своего ребёнка, семейная атмосфера – эти и другие вопросы должен задать педагог непременно коллективу родителей, сотрудничество с которыми предполагается на долгие годы. В статье рассмотрены виды диагностики, дано их описание. По каждому виду диагностики приведены конкретные методики, анкеты, тесты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_kak_osnova_deyatelnosti_klassnogo_rukovoditelya.doc | 301.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика как основа
деятельности классного руководителя
Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной.
Д. Добсон
Огромную роль в работе учителя играет диагностика. Она используется в работе с обучающимися и в работе с коллективом родителей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей в результате диагностики, может оказать и семье, и ребёнку неоценимую услугу.
Физическое и психическое развитие ребёнка до школы, его положение в детском саду, умение взаимодействовать с другими детьми, отношение родителей к успехам и неудачам своего ребёнка, семейная атмосфера – эти и другие вопросы должен задать педагог непременно коллективу родителей, сотрудничество с которыми предполагается на долгие годы.
Педагогическая диагностика – это процесс и конечный итог изучения результативности учебно-воспитательного процесса на основе изменений в уровне воспитанности и образованности обучающихся и ростом педагогического мастерства учителя. Таким образом, диагностика, служащая улучшению учебно-воспитательного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:
1. внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения и воспитания;
2. определение пробелов в обучении; подтверждение успешных результатов обучения;
3. планирование последующих этапов учебно-воспитательного процесса;
4. мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;
5.оптимизация процесса обучения и воспитания.
Задачи диагностики:
- выявление относительного уровня развития учащихся;
- анализ изменения уровня развития под влиянием определённых воздействий;
- выявление потенциальных возможностей развития.
Особенности педагогической диагностики:
1. Должна осуществляться для педагогических целей. На основе её результатов делаются выводы, как улучшить качество образования, воспитания, развития личности ученика.
2. Педагогическая диагностика дает принципиально новую информацию о качестве работы самого педагога.
3. Педагогическая диагностика осуществляется при помощи методов, которые органически вписываются в логику педагогической деятельности учителя.
4. С помощью педагогической диагностики усиливается контрольно-аналитическая функция деятельности педагога.
Функции педагогической диагностики:
1. Функция обратной связи в процессе обучения и воспитания. Данные педагогической диагностики служат главной информацией для анализа прошлого опыта и констатирования дальнейшего педагогического процесса, позволяет своевременно констатировать учебно-воспитательный процесс.
2. Оценочная функция. Всесторонняя и комплексная оценка имеет несколько аспектов:
- ценностно-ориентировочный (представление ученика о людях и о себе);
- регулятивно-коррегирующий (помогает воспитаннику привести свои поступки в соответствие с нормами общества);
- стимулирующий (помогает развивать положительные стороны и преодолевать недостатки);
- измерительный (ученик сравнивает свои успехи в работе с успехами других учеников и это побуждает детей к самообразованию);
3. Управленческая функция педагогической диагностики. Она связана с основными этапами развития ученического коллектива и личности воспитанника.
Э. Стоунс классифицировал методы педагогической диагностики с точки зрения задач изучения следующим образом:
I. Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности)
1.1 Анкетирование
1.2. Анализ продуктов деятельности
1.3. Наблюдение
1.4. Беседа
II. Диагностические (для количественного измерения)
2.1. Шкалирование
2.1.1. Оценочные шкалы
2.1.2. Шкалы ранжирования
2.1.3. Социометрические шкалы
2.2. Тестирование
- Тесты достижений:
Тесты развития.
Тесты интеллекта.
Тесты общей результативности.
Тесты школьной успеваемости.
Специальные тесты, определяющие профессиональную пригодность и функциональные возможности.
- Психометрические личностные тесты:
Личностные структурные тесты.
Тесты на интересы и установки.
Клинические тесты.
III. Экспериментальные (для объяснения психических явлений)
3.1. Лабораторный эксперимент
3.2. Естественный эксперимент
3.3. Моделирующий эксперимент
IV. Формирующие (для выявления возможностей развития)
4.1. Анализ
4.2. Прогнозирование
4.3. Сообщение результатов
I. Неэкспериментальные методы
Неэкспериментальные методы часто используют как средство первоначальной «разведки», ориентировки, знакомства с обучающимися. Они позволяют собрать большой материал для установления предварительных данных. Также их можно использовать для долговременного наблюдения за динамикой изменений.
Анкетирование
Анкетирование представляет собой методический приём получения психологической информации при помощи составленных в соответствии с определёнными правилами систем вопросов. Посредством анкетирования педагог получает материал для установления суждений и личностных качеств школьников.
Вопросы анкет бывают открытыми (предполагают свободные ответы по своему усмотрению) и закрытыми (даны готовые ответы для выражения своего согласия или несогласия, список ответов на выбор или ответы для определения их места в классификации).
Требования к анкете:
- Нельзя предлагать вопросы, требующие нравственной оценки своих качеств
- Вопросы должны быть лаконичными, ясными по смыслу, доступными для понимания, конкретными.
- На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов ученика.
- Желательно в начале анкеты (первая треть) предлагать лёгкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий), затем трудные (на выявление суждений, оценок), далее самые сложные (требующие принятия решений), в заключение (последняя треть) – снова простые.
Достоинствами анкет являются:
- Массовость обследования.
- Большая скорость сбора информации.
- Лёгкость обработки результатов.
- Возможность применения статистических методов.
К недостаткам следует отнести следующие:
- Анкетирование не учитывает различное понимание вопросов школьниками.
- Объективность ответов не всегда высокая, так как обучающиеся могут недобросовестно отнестись к ответу.
- Жёсткий список вопросов может ограничить круг мыслей опрашиваемых и заставить ответить не то, что они думают в действительности.
Анализ продуктов деятельности
Это метод позволяет педагогу получать психологическую информацию об учащихся и их семьях, основываясь на умелом анализе их обычной учебной и домашней работы.
Очень часто при знакомстве с обучающимися используются сочинения, которые в большей мере, чем анкеты, способны выявить отношение к видам занятий в свободное время, увлечениям, другим аспектам жизни.
Наблюдение
Наблюдение – один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении обучающихся, на основе их непосредственного восприятия с обязательной систематизацией получаемых данных и формулированием возможных выводов.
Требования, предъявляемые к наблюдениям:
- Целенаправленность
- Планирование
- Самостоятельность
- Естественность
- Систематичность
- Объективность
- Фиксация
Недостатки метода наблюдения:
- Практически невозможно исключить влияние случайных факторов.
- Фиксировать всё невозможно, поэтому можно упустить существенное и отметить несущественное.
- Наблюдению не поддаются интимные ситуации.
- Метод пассивный: учитель наблюдает ситуации, которые появляются независимо от его планов, он не может повлиять на ход событий.
- Наблюдение даёт информацию, которую сложно подвергнуть количественному анализу.
Беседа
Беседа – метод установления в ходе непосредственного общения особенностей обучающегося и его семьи, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.
При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.
- Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Чёткая постановка цели беседы помогает формулировать чёткие вопросы и избегать случайных.
- Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы.
- Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы по близости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника.
Рекомендации по проведению беседы:
- Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.
- Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны равномерно распределяться по всей беседе.
- Вопрос должен вызывать обсуждение, развёртывание мысли.
- Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.
- Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.
- Учитель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать ещё раз в иной формулировке.
- С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.
- В беседе с учениками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью учитель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребёнка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.
- Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника – это шокирует.
- Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределённость.
- Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более 30–40 минут.
К несомненным достоинствам беседы следует отнести:
- Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к ученику.
- На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.
- Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами).
- Обучающиеся более серьёзно относятся к вопросам.
В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека.
II. Диагностические методы
Диагностические методы позволяют не просто описать те или иные психические особенности личности или группы людей, но и измерить их.
Шкалирование
Шкалирование представляет собой метод измерения, с помощью которого реальные качественные психологические явления получают своё числовое выражение в форме количественных оценок.
Выделяют три вида шкал: оценочные, ранжирования, социометрические.
Оценочные шкалы
Их отличает простота применения, возможность математических методов обработки и анализа результатов исследования. Суть этого метода состоит в том, что какие-либо реальные явления (качества) моделируют с помощью числовых систем по заранее обусловленным оценкам.
Одним из видов оценочного шкалирования является рейтинг.
Шкалы ранжирования
Шкалы ранжирования образуются путём сравнения отдельных показателей друг с другом. Разновидностью шкал ранжирования является парное сравнение. Суть его состоит в сопоставлении учащихся друг с другом по какому-либо одному качеству.
Несмотря на длительность процедуры сравнения и сложность обсчёта большого количества учащихся, метод парного сравнения имеет ряд достоинств
- Объективность оценки, порождённую довольно большим числом сравнений (, где n – количество учащихся).
- Простота метода.
- Экономия времени при сборе материала.
- Несложная математическая обработка результатов.
Социометрические шкалы
Этот вид шкал наиболее важен для педагога, так как с их помощью изучается структура социальных взаимоотношений в группе.
Тестирование
Тестирование – это стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик отдельных лиц.
С точки зрения формы различают:
- тесты, предполагающие свободные ответы (тестируемый должен сам формулировать ответ или предложить решение задачи)
- тесты, предполагающие выбор (тестируемый должен выбрать правильный ответ из предложенных ему вариантов).
В настоящее время из психометрических тестов значительное распространение получили проективные тесты. Они основаны на предположении, что человек всегда преобразует (в восприятии и представлении) ситуацию, в которой он оказался.
Проективные тесты обладают рядом достоинств:
- Естественность ситуации для учащегося, воспринимающего подобные тесты как игру.
- Возможность изучения тех глобальных личностных особенностей, к которым нельзя применить точный количественный анализ и которые, как правило, человек не может или не хочет раскрывать.
Трудности использования проективных тестов в школьной практике:
- Требуют большой специальной теоретической и практической подготовки, опыта их применения.
- По сравнению с другими видами тестов требуют значительно больше времени.
- Очень трудная интерпретация результатов, невысока вероятность их правильности.
- Объективность исследования снижается из-за воздействия на личность экспериментатора.
Поэтому проективные тесты применяются лишь специалистами.
Помимо проективных тестов в психологических исследованиях часто используются личностные опросники. Они состоят из серии вопросов, которые испытуемый должен отнести к одной из двух групп:
«да», «верно», «ко мне относится»;
«нет», «неверно», «ко мне не относится».
В каждый такой опросник заложен ряд шкал, измеряющих те или иные черты личности, её положение между полярными точками, выражающими противоположные свойства данной черты.
Диагностика, которую может осуществлять классный руководитель в работе с классом, - это педагогическое изучение учащихся класса, получение данных об условиях их жизни, особенностях развития, обучения и воспитания. Она является частью педагогической диагностики.
При грамотном использовании диагностических материалов педагог может коренным образом повлиять на общение родителей и ребёнка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребёнку.
Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех обучающихся, положение которых в семье чрезвычайно трудное.
Диагностика в работе классного руководителя – это достаточно опасное орудие и использовать его в своей деятельности педагог может только тогда, когда он абсолютно уверен в том, что все полученные материалы помогут ребёнку и его семье стать ближе друг другу.
Использование педагогом диагностики предполагает чёткое определение целей и предполагаемых результатов диагностики: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом, и что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена.
Проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей накладывает на классного руководителя определённые обязанности:
- Соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с полученной информацией.
- Диагностический материал, вызывающий сомнение, нуждается в дополнительной проверке.
- Любой диагностический материал, который используется в работе с родителями, должен быть составлен таким образом, чтобы в нём не было некорректных фраз, которые могли прямо или косвенно задеть достоинство человека.
Диагностику можно использовать при подготовке к родительским собраниям, в ходе встреч с родителями и после проведённой работы по какой-то определённой проблеме.
В зависимости от ситуаций, которые требуют применения диагностика различается:
Диагностика
предварительная | оперативная | итоговая |
Предварительная диагностика проводится, начиная с первого класса. Она начинается с изучения коллектива родителей и обучающихся задолго до того, как дети сядут за школьную парту. Такая диагностика позволит будущему классному руководителю увидеть:
- отношение родителей к поступлению ребёнка в школу, отношение к школе,
- степень заинтересованности родителей в сотрудничестве со школой и классным руководителем, родителями и учащимися класса;
- поможет классному руководителю увидеть родителей, которые будут поддержкой и опорой в работе с классом;
- определить семьи, которым будет трудно пережить период своей собственной адаптации к школе и своего ребёнка.
Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблемных ситуаций, которые могут возникнуть у учащихся друг с другом, а также у родителей и учеников.
Итоговая диагностика проводится в классе для изучения результатов взаимодействия обучающихся, классного руководителя и родителей по той проблеме, которая была трудноразрешимой в детском коллективе в течение длительного времени; по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах. Итоговая диагностика дает возможность дальнейшего совершенствования работы с семьёй и обучающимися.
В практике работы нашей школы при изучения семьи и семейных отношений эффективное применение получили следующие методики:
№ п/п | метод | методика | № приложения |
1. | Неэкспериментальный | ||
1.1 | Анкети-рование | Анкета для родителей «Ваше отношение школе» | 1 |
Анкета «Отношение родителей к школе» | 2 | ||
Анкета для родителей «Совместная работа со школой» | 3 | ||
Анкета «Экспресс-прогноз состава родительского коллектива» | 4 | ||
Анкета «Воспитательная работа в классе глазами родителей» | 5 | ||
Анкета «Жизнь класса глазами учеников» | 6 | ||
Анкета «Близкие ребенку люди» | 7 | ||
Анкета для обучающихся «Взаимоотношения в семье» | 8 | ||
Анкета для родителей «Взаимоотношения в семье» | 9 | ||
Анкета для родителей «Выяснение характера семейного уклада» | 10 | ||
Анкета «Выявление уровня правовой культуры родителей» | 11 | ||
Анкета для обучающихся «Стили общения в семье» | 12 | ||
Анкета для родителей «Стили общения в семье» | 13 | ||
Анкета для родителей « Роль поощрений и наказаний в семье» | 14 | ||
Анкета для родителей «Поощрения и наказания в семье» | 15 | ||
Анкета для обучающихся «Наказания и поощрения в семье» | 16 | ||
Анкета для родителей «Воспитание в семье» | 17 | ||
Анкета для родителей «Воспитательная активность в семье» | 18 | ||
Анкета для обучающихся «Искусство жить с родителями» | 19 | ||
Анкета для родителей «Искусство жить с детьми» | 20 | ||
Анкета для родителей «Как вы общаетесь с ребёнком?» | 21 | ||
Мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах». | 22 | ||
Анкета для родителей «Изучение семьи ученика» | 23 | ||
Анкета для родителей «Как вы воспитываете своего ребёнка» | 24 | ||
Анкетный опрос родителей на первом родительском собрании | 25 | ||
1.2 | Анализ продуктов деятельности | Конкурс поделок «Мастерим с папой» | |
Сочинения на темы: «Один день из жизни нашей семьи», «История моей семьи», «Отдых всей семьёй» | |||
Рисунки «Моя семья» | |||
Выставка фотографий: «Праздник в семье», «Летний отдых всей семьёй» | |||
Рисуночный тест «На семейном празднике». | 26 | ||
1.3. | Наблюдение | Общение родителей и детей во время общих мероприятий | |
Особенности общения родителей и детей в школе | |||
Акт посещения семьи | 27 | ||
Социальная карта | 28 | ||
1.4. | Беседа | «Традиции семьи» | |
«Семейные праздники» | |||
«Как я провёл выходные» | |||
«Основы бесконфликтного общения» | |||
«Особенности наказания и поощрения в семье» | |||
2. | Диагностический | ||
2.1. | Шкалирование | ||
2.1.1 | Оценочные шкалы | Схема экспертной оценки уровня воспитанности (методика Н. П.. Капустиной) | 29 |
Анкета для детей «Общение с родителями» | 30 | ||
2.1.2. | Шкалы ранжирования | «Семейные ценности» | 31 |
2.1.3. | Социометрические шкалы | Разрешение ситуаций | 32 |
Рисуночный тест «Кораблик». | 33 | ||
2.2. | Тестирование | Тест «Стили и методы воспитания ребенка в семье» | 34 |
Тест для родителей «Как вы общаетесь с детьми» | 35 | ||
Тест для родителей: «На какой основе строятся ваши отношения с ребёнком» | 36 | ||
Тест для родителей «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребёнка?» | 37 | ||
Тест "На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку" | 38 | ||
Тест для родителей "Ваша воспитательная система" | 39 | ||
Тест “Какой вы родитель?” | 40 | ||
Тест для родителей «Как вы справляетесь с воспитанием ребёнка» | 41 | ||
Тест для родителей «Взаимоотношения с детьми» | 42 | ||
Тест для родителей «Проблемы воспитания детей» | 43 |
Приложение 1.
Анкета для родителей «Ваше отношение к школе»
Уважаемые родители, просим вас оценить каждое из положений анкеты, выбрав одно из утверждений: да, нет, трудно сказать.
Вопросы | да | нет | трудно сказать |
1. Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы: |
|
|
|
- уровнем преподавания |
|
|
|
- организацией школьного быта |
|
|
|
- питанием в школе |
|
|
|
- состоянием школьных помещений |
|
|
|
- оформлением классов |
|
|
|
- материально-техническим обеспечением школы |
|
|
|
- отношениями между школьниками в классе |
|
|
|
- вашими отношениями с педагогами и администрацией |
|
|
|
- отношением вашего ребенка с педагогами |
|
|
|
- отношением вашего ребенка к школе в целом |
|
|
|
2. В школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов. |
|
|
|
3. Получаете ли вы достаточную информацию об успехах и неудачах вашего ребенка в школе? |
|
|
|
4. Узнаете ли вы что-нибудь важное о личности вашего ребенка из бесед с педагогами и психологами? |
|
|
|
5. Может ли ваш ребенок сказать: «Моя школа лучше других школ в городе»? |
|
|
|
6. Имеете ли вы возможность участвовать в делах школы? |
|
|
|
7. Что, по вашему мнению, школа делает хорошо? |
|
|
|
8. А что, по вашему мнению, ей следовало бы сделать лучше? |
|
|
|
Приложение 2.
Анкета «Отношение родителей к школе»
Родителям предлагается в быстром темпе закончить фразы:
В школе, где учится мой ребенок, мне нравится …
В школе, где учится мой ребенок, меня беспокоит …
Когда я затрудняюсь принять правильное решение в вопросах воспитания, я …
Мне хотелось бы побеседовать с учителем о …
Меня беспокоит в моем ребенке …
Если бы я был на месте учителя, то …
Сопоставление ответов на эти вопросы дает возможность лучше понять условия семейного воспитания, более обоснованно, предметно подготовить рекомендации, советы родителям.
Приложение 3.
Анкета для родителей «Совместная работа со школой»
1. Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными: родительское собрание, открытые уроки, посещение семей учителями, беседы с родителями, совместные дела детского и родительского коллективов, педагогические конференции, другие формы работы?
2. Какие формы работы вас затрудняют?
3. Каких форм взаимодействия нет в вашем классе?
4. Какие формы взаимодействия вы хотели бы ввести в практику?
5. Встречаете ли вы трудности в воспитании детей и какие?
6. Какие пути их разрешения возможны?
7. Готовы ли вы к совместной работе для преодоления этих трудностей?
Приложение 4.
Анкета «Экспресс-прогноз состава родительского коллектива»
1. Фамилия, имя и отчество родителей учащегося.
2. Профессии обоих родителей.
3. Образование родителей.
4. Возраст обоих родителей.
5. Возраст существования семьи.
6. С кем чаще ребёнок проводит время.
7. Полная или неполная семья.
8. Как складываются отношения, если семья не полная.
9. Количественный состав членов семьи.
10. Адрес семьи, телефон, телефон экстренной связи, рабочий телефон родителей.
11. Материальные возможности семьи (нуждается ли ребенок в материальной помощи).
12. Интересы, увлечения семьи.
13. Хобби членов семьи.
Приложение 5.
Анкета «Воспитательная работа в классе глазами родителей»
1. Какие мероприятия класса и школы этого года понравились вашему ребенку?
2. Какие мероприятия класса и школы понравились вам?
3. Какие мероприятия класса и школы вам не понравились?
4. Какие мероприятия класса и школы не понравились вашему ребенку и почему?
5. В каких мероприятиях класса и школы в будущем году мог бы участвовать ваш сын (или дочь)?
6. В каких мероприятиях класса и школы могли бы вы принять участие в будущем году?
7. Какие мероприятия вы хотели бы предложить в будущий план воспитательной работы?
8. На что необходимо обратить внимание классного руководителя в воспитательной работе в будущем году?
9. Какие традиции, на ваш взгляд, необходимо развивать в коллективе учащихся в будущем учебном году?
10. Какие совместные мероприятия детей и родителей в будущем учебном году вы хотели бы предложить?
Приложение 6.
Анкета «Жизнь класса глазами учеников»
1. Какие мероприятия этого года в классе тебе понравились?
2. Какие мероприятия этого года в школе тебе понравились?
3. Какие мероприятия этого года в классе тебе не понравились?
4. Какие мероприятия в школе тебе не понравились?
5. В каких мероприятиях ты принимал участие?
6. В каких мероприятиях не принимал участие, но хотел бы это сделать?
Приложение 7.
Анкета «Близкие ребенку люди»
1. Вы отправляетесь со своим классом в поход. Без взрослых вы не имеете права идти. Кого из взрослых вы бы пригласили в поход?
• классного руководителя;
• своих родителей;
• старших друзей;
• учителя физической культуры;
• взрослого вне школы.
2. Кого из взрослых вы считаете для себя примером нравственного поведения?
• учителей;
• родителей;
• героев книг;
• никого.
3. Кто для вас является образцом для подражания?
• родители;
• друзья;
• одноклассники;
• выдающиеся люди;
• никто.
4. Если у меня возникают в жизни проблемы, требующие помощи или подсказки, я всегда обращусь:
• к родителям;
• учителям;
• своим друзьям;
• одноклассникам;
• никому.
5. Если я добиваюсь определенных успехов, то мне сразу хочется сообщить об этом:
• моим родителям;
• друзьям;
• родственникам;
• учителям;
• одноклассникам;
• никому.
6. Если со мной случится неприятность, я могу, не боясь, сообщить об этом:
• моим родителям;
• моим друзьям;
• родственникам;
• учителям;
• одноклассникам;
• никому.
7. Место, где меня понимают, это:
• мой дом;
• дом моих родственников;
• дом моих друзей;
• школа;
• такого места нет.
8. Чей номер телефона самый важный в моей жизни? Это номер:
• моих родителей;
• моих родственников;
• моих одноклассников;
• моих учителей;
• моих друзей;
• ничей.
9. Если бы у меня была возможность , то самый дорогой подарок я подарил(а) бы:
• своим родителям;
• своим учителям;
• родственникам;
• знакомым;
• одноклассникам;
• друзьям;
• никому.
10. Мне хотелось бы сделать более теплыми и добрыми отношения:
• с родителями;
• друзьями;
• учителями;
• одноклассниками;
• приятелями;
• родственниками;
• ни с кем.
Приложение 8.
Анкета для обучающихся «Взаимоотношения в семье»
- Кто больше внимания уделяет тебе в семье?
- Кому ты рассказываешь о своей школьной жизни, о прожитом дне?
- Слушают ли тебя дома с интересом или говорят, что некогда, потом поговорим?
- Мама для тебя просто мама или ещё подруга?
- Наказывают ли тебя дома? Как?
- Считаешь ли ты своих родителей справедливыми?
Приложение 9.
Анкета для родителей «Взаимоотношения в семье»
- Кто занимается воспитанием ребёнка в Вашей семье?
- Ваши мнения по вопросам воспитания в Вашей семье совпадают или же они разные?
- В чём Вы испытываете трудности?
- Как Вы стараетесь разрешить эти трудности?
- Могли бы Вы поделиться своим опытом воспитания в семье?
- В каком вопросе Вы нуждаетесь в помощи?
Приложение 10.
Анкета для родителей «Выяснение характера семейного уклада»
- Выполняют ли ваши дети постоянный режим дня
( Да, нет, не всегда, иногда)
- Согласованы ли у Вас в семье требования взрослых к детям? ( Да, нет, не всегда, иногда)
- Как Вы поддерживаете у своих детей хорошие стремления? (Хвалю, даю деньги, не замечаю, иногда замечаю, обращаю внимание на хорошее)
- Знаете ли Вы друзей своих детей?
( да, нет, не всех)
- Чем занимаются Ваши дети в свободное от уроков время? Подчеркните (помогают по дому, смотрят телевизор, читают, не знаю, гуляют на улице, смотрят кино)
- Знаете ли Вы интересы своих детей?
( Да, нет, не все, не интересуюсь, нет времени интересоваться)
- Имеют ли ваши дети постоянные обязанности по дому?
( Да, нет, не всегда, не все)
- Какие отношения у Вас в семье между родителями и детьми?
Подчеркните (ровные, спокойные, требовательные, не терпящие возражения)
Приложение 11.
Анкета «Выявление уровня правовой культуры родителей»
( нужное подчеркните)
- Участвуют ли ваши дети в решении семейных вопросов? (Да, нет, не считаем нужным, мы сами способны все решить)
- Бывают ли случаи, когда вы не знаете, где находится ваш ребенок?
( Нет, иногда, нет времени следить за ним)
- Какие действия Ваших детей Вы относите к нарушениям законодательства?
( Уход из дома, пропуск уроков, нецензурная брань, курение, выпивка, драка, оскорбление друзей и старших, угон транспорта, нарушение правил дорожного движения , порча зеленых насаждений, государственного имущества)
- С какого возраста наступает уголовная ответственность детей?
(10, 15, 17, 14, 12, 16, 18 лет, не знаю)
- Что вы сделаете, если узнаете, что ваш ребенок курит, выпивает, сквернословит, непочтительно относится к старшим?
(Побеседую с ним о вредности; объясню, к чему это приведет; ничего; отругаю; посоветуюсь с классным руководителем; побью; накажу; не пущу в кино; не дам денег на карманные расходы)
- Применяете ли вы дома телесные наказания по отношению к своим детям ( да, нет, иногда , считаю их вредными, крайне редко)
Приложение 12.
Анкета для обучающихся «Стили общения в семье»
1. Когда ты не слушаешься родителей, они чаще всего:
а) кричат на тебя;
б) пытаются убедить, уговорить;
в) обижаются и ждут твоей реакции;
г) не обращают на тебя внимания;
д) могут ударить;
е) пытаются объяснить, что ты не прав;
ж) другое ___________________________________.
2. Часто ли в стрессовом состоянии родители могут проявить агрессию по отношению к тебе?
а) да, часто;
б) иногда;
в) трудно сказать;
г) никогда;
д) другое ___________________________________.
3. Укажи причины, которые, на твой взгляд, наиболее часто вызывают гнев родителей:
а) стремление тебя воспитать;
б) «разрядка» их стрессовой ситуации (не зависящей от твоего поведения);
в) ссора родителей,
г) когда ты чего-то просишь;
д) когда огорчаешь родителей;
е) желание убедить тебя в своей точке зрения;
ж) не можешь объяснить;
з) другое ___________________________________.
4. Как часто у родителей появляется желание похвалить тебя, обнять?
а) часто;
б) редко;
в) никогда;
г) трудно сказать;
д) другое ___________________________________;
Или наоборот, избить тебя, выгнать из дома, запереть в комнате и т. п.:
а) часто;
б) редко;
в) никогда;
г) трудно сказать;
д) другое ___________________________________.
5. При тяжёлых провинностях, какой вид наказания выбирает
мать:_______________________ отец: _______________________
6. Опиши ситуацию радости, праздника в доме: _______________
________________________________________________________
Приложение 13.
Анкета для родителей «Стили общения в семье»
1.Когда ребёнок вас не слушается, вы обычно:
а) кричите на него;
б) разговариваете, уговариваете;
в) не реагируете на его оправдания, молчите;
г) можете избить;
д) пытаетесь объяснить, что он не прав;
е) другое (что именно)______________________.
2. Часто ли в стрессовом состоянии вы можете «разрядиться» на своём ребёнке?
а) да, часто;
б) иногда;
в) трудно сказать;
г) никогда;
д) другое (что именно)______________________.
3. Укажите причину, когда вам приходится кричать, угрожать, бить ребёнка:
а) стремление воспитать;
б) «разрядка» стрессовой ситуации, не зависящей от ребёнка;
в) ссора с супругом (супругой);
г) когда он чего-то требует, просит;
д) когда огорчает;
е) желание убедить его в своей точке зрения;
ж) не могу объяснить;
з) другое (что именно)______________________.
4. Появлялось ли у вас желание избить ребёнка, выгнать его из дома, запереть в комнате (подчеркните)?
а) да;
б) нет;
в) иногда;
г) трудно сказать;
д) другое (что именно)______________________.
5. Какой вид наказания вы выбираете при тяжёлых провинностях ребёнка? _____________________________________________________
6. Когда вы сами были ребёнком и не слушались родителей, они чаще:
а) кричали;
б) пытались убедить, уговорить;
в) молчали;
г) били;
д) пугали избиением;
е) другое ___________________________________.
7. Опишите ситуацию радости, праздника в доме: ___________________
___________________________________________________________
Приложение 14.
Анкета для родителей « Роль поощрений и наказаний в семье»
1. Какова роль поощрения в воспитании детей? Приведите примеры положительного влияния различных видов поощрения на вашего ребенка.
2. Какие виды поощрения вы используете в семейном воспитании?
3. Какое влияние оказывает поощрение на воспитание у ребенка честности, правдивости, трудолюбия, уважения к людям?
4. Нужна ли мера в поощрении детей? К чему приводит чрезмерное захваливание ребенка?
5. Вспомните свое детство. Наказывали ли вас в семье? Как вы относитесь к наказанию? Предупреждало ли наказание ваши нежелательные поступки?
6. Как вы относитесь к физическому наказанию? Какова реакция ребенка на него?
Приложение 15.
Анкета для родителей «Поощрения и наказания в семье»
1. Считаете ли вы проблему наказания и поощрения детей в семье важной и актуальной?
А. Да.
Б. Нет.
В. Не думал (а) над этой проблемой.
2. Как вы относитесь к поощрениям ребёнка в семье?
А. Как к необходимому и значимому атрибуту семейного воспитания.
Б. Как к родительской обязанности.
В. Не задумывался (ась) над этим.
3. Как вы относитесь к наказанию детей в семье?
А. Как к обязательному атрибуту семейного воспитания.
Б. Как к одному из важных элементов семейной культуры.
В. Как к необходимому атрибуту семейного воспитания.
4. Наказывали ли вас в вашей семье?
А. Да, регулярно.
Б. Иногда, если этого заслуживал (заслуживала).
В. Почти никогда.
5. Как вы поощряете своего ребёнка?
А. Материально.
Б. Морально.
В. Сочетаю различные формы поощрения.
6. Какие формы поощрения из приведённых ниже вы считаете наиболее значительными?
А. Покупка вещей.
Б. Покупка игрушек.
В. Покупка вещей и предметов, связанных с интересами и увлечениями ребёнка.
Г. Словесные формы поощрения.
Д. Телесные формы поощрения ребёнка (объятие, поцелуй и т. д.)
7. Какие формы наказания ребёнка вы считаете наиболее приемлемыми?
А. Физическое наказание.
Б. Исключение общения с ребёнком.
В. Лишение ребёнка чего-то.
8. Как вы думаете, чем может грозить родителям частое использование физического наказания по отношению к ребёнку?
А. Потерей контакта с ребёнком.
Б. Уходом из дома.
В. Агрессией и жестокостью по отношению к родным и чужим людям.
Г. Изменением нравственной сферы личности ребёнка.
Приложение 16.
Анкета для обучающихся «Наказания и поощрения в семье»
− Как часто тебя наказывают?
− Кто чаще всего тебя наказывает?
− Что может послужить поводом для наказания?
− Боишься ли ты наказаний?
− Что ты предпринимаешь, чтобы избежать наказания?
− Как часто тебя поощряют?
− Как тебя поощряют?
− Что может послужить поводом для поощрения?
− Кто из родителей тебя поощряет чаще?
− Ждёшь ли ты поощрения?
Приложение 17.
Анкета для родителей «Воспитание в семье»
- Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего? (Личный пример; требование, убеждение, наказание, поощрение.)
- Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребенку? (Да; нет; никогда.)
- Какие виды поощрений вы используете в воспитании? (Похвала; одобрение хорошего поступка всем семейным коллективом; покупка ребенку новой книги или игрушки.)
- Наказываете ли вы своего ребенка физически? (Да, нет, иногда.)
- Положительно ли влияет на ребенка избранная вами мера воздействия? (Да, нет, не всегда.)
- Доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами? (Да, нет, иногда.)
- Стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведение ради воспитания ребенка? (Да, нет, иногда.)
Уважаете ли вы ребенка как личность? (Да, нет.)
Приложение 18.
Анкета для родителей «Воспитательная активность в семье»
- Сколько времени вы общаетесь со своим ребенком?
(В течение дня, в течение недели, в совместной работе, беседах, кино, разговорах, на прогулке.)
2. Есть ли другие виды общения? Укажите их.
3. Считаете ли вы это время общения достаточным для воспитания вашего ребенка?
4. Уверены ли вы, что правильно понимаете особенности развития своего ребенка?
5. Встречаете ли вы трудности в воспитании ребенка и какие? Как их решаете?
Приложение 19.
Анкета для обучающихся «Искусство жить с родителями»
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?
2. Говорят ли с вами родители по душам? Советуются ли по личным вопросам?
3. Интересуются ли вашей учебой?
4. Знаете ли вы друзей ваших родителей?
5. Бывают ли они у вас дома?
6. Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных делах?
7. Есть ли у вас общие с ними дела и увлечения?
8. Участвуете ли вы в подготовке к семейным праздникам?
9. В детские праздники вы предпочитаете оставаться вместе с родителями или проводить праздники без них?
10. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги?
11. Обсуждаете ли вы с родителями телепередачи, фильмы?
12. Бываете ли вместе с родителями в кино, театре?
13. Участвуете ли вместе с родителями в прогулках, походах?
Приложение 20.
Анкета для родителей «Искусство жить с детьми»
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли с вами дети по душам? Советуются ли по личным вопросам?
3. Интересуются ли они вашей работой?
4. Знаете ли вы друзей своего ребенка?
5. Бывают ли друзья ваших детей у вас дома?
6. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?
7. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?
8. Проверяете ли вы, как они учат уроки?
9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
10. Детские праздники дети предпочитают проводить с вами или без вас?
11. Обсуждают ли дети с вами прочитанные книги?
12. А телевизионные передачи и фильмы?
13. Бываете ли вы вместе с детьми в театрах, музеях, кино?
14. Бываете ли вы с детьми на прогулках, в походах?
15. Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с детьми или без детей?
Приложение 21.
Анкета для родителей «Как вы общаетесь с ребёнком?»
- Что вы понимаете под словом «трудный ребенок»?
- Как вы понимаете, почему ребенок становится трудным?
- Если у вас в общении с ребенком появляются трудности, как вы их решаете?
- Как вы считаете, для того чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры?
5.Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребенка?
Приложение 22.
Мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах».
Уважаемые папы и мамы!
Внимательно посмотрите на предлагаемые мимические выражения лица и ответьте на следующие вопросы:
1. С каким выражением лица вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
2. С каким выражением лица чаще всего общается с вами ваш ребенок?
3. Каким, по вашему мнению, должно быть выражение лица вашего ребенка во время общения с вами?
Приложение 23.
Анкета для родителей «Изучение семьи ученика»
1. Ф. И. О. родителей.
2. Образование: высшее, среднее, начальное.
3. Возраст.
4. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка: мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра?
5. Что мешает вам заниматься воспитанием сына, дочери? (Нет времени, не хватает образования, педагогических знаний, считаете, что воспитанием должна заниматься школа.)
6. Где вы чаще всего бываете со своим ребенком: в музее, театре, на природе, никуда не ходите?
7. Знакомы ли вы с товарищами своего ребенка по школе, дому, творческим объединениям?
8. Назовите качества характера своего ребенка, которые вы считаете:
а) положительными
б) отрицательными
9. Какие методы воспитания, на ваш взгляд, наиболее эффективны: воспитание на основе доверия, требовательности, уважения, строгой дисциплины?
10. О чем чаще всего вы разговариваете с детьми?
11. Достаточно ли хорошо, по вашему мнению, вы знаете своего ребенка?
12. Как и с кем проводит он свое свободное время?
Приложение 24.
Анкета для родителей «Как Вы воспитываете своего ребёнка»
- Хорошо ли вы знаете характер своего ребенка?
(Да, не очень, плохо.)
- Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребенка?
(Круглые сутки, 5–6 часов в сутки, 1–2 часа в день.)
- Когда вы были с детьми в театре?
(Полгода назад, 3 месяца назад, в этом месяце.)
4. Читает ли ваш ребенок художественную литературу и дополнительную литературу к урокам? (Да, иногда, никогда.)
5. Часто ли вы хвалите своего ребенка за его успехи?
(Всегда, иногда, никогда.)
- Как вы поощряете своего ребенка?
(Радуетесь вместе с ним его успеху, просто хвалите, покупаете дорогую вещь, игрушку.)
- Как вы наказываете своего ребенка?
(Делаете вид, что огорчены и не разговариваете с ним; не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер; применяете физическую силу, не разрешаете гулять.)
- Проводите ли вы семейные советы по воспитанию?
(Действуете согласованно, обращаетесь к посторонней помощи: соседям, классному руководителю, друзьям; каждый воспитывает по-своему.)
- Видит ли ребенок ваши разногласия в семье?
(Нет; иногда; да.)
- Учите ли вы своего ребенка уважать людей?
(Да; иногда; не затрагиваем этот вопрос.)
Приложение 25.
Анкетный опрос родителей на первом родительском собрании. Отвечая на вопросы анкеты, родители имеют право выбрать одно приоритетное качество.
1. Как вы думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?
а) Хорошей организации быта.
б) Радости общения.
в) Покоя и защищенности.
2. Что более всего заботит вас в семье?
а) Здоровье детей.
б) Хорошая учеба.
в) Трудовое участие детей в жизни семьи.
г) Настроение детей и причины его изменений.
3. Одинок ли ваш ребенок в семье?
а) Да.
б) Нет.
в) Не знаю.
4. Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?
а) Да.
б) Нет.
в) Не знаю.
5. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?
а) Быть материально обеспеченным человеком.
б) Встретить любовь.
в) Иметь много друзей.
г) Реализовать свои интеллектуальные возможности.
6. Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?
а) Да.
б) Нет
в) Не знаю.
7. Есть ли у вашего ребенка секреты от своей семьи?
а) Да.
б) Нет.
в) Не знаю.
8. Что для вашего ребенка вечер дома?
а) Радость общения.
б) Возможность быть самим собой.
в) Мучение и пытка.
Приложение 26.
Рисуночный тест «На семейном празднике».
Учащимся класса предлагается нарисовать свою семью на семейном празднике, на рисунке определить местоположение каждого члена семьи и подписать его имя.
Приложение 27.
АКТ
посещения семьи
от "____" _____________ 201 _ года.
Несовершеннолетней(его)____________________________________________
дата рождения______________________________________________________
проживающего по адресу____________________________________________
Цель посещения посещение__________________________________________
__________________________________________________________________
Во время посещения в квартире находились:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Во время посещения ребёнок находился(лась)___________________________ занимался__________________________________________________________
Во время посещения проведена беседа _________________________________
__________________________________________________________________
Заключение________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Посещение произведено в присутствии:
___________ /ФИО/______________________________________________
_____________ /ФИО/____________________________________________
Классный руководитель: __________________________/подпись/________
Приложение 28.
СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА
1. ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ
Ребёнок проживает с матерью________________________________________
с отцом ___________________________________________________________
с бабушкой________________________________________________________
с дедушкой ________________________________________________________
С другими ближайшими родственниками (указать родство)
с сёстрами_________________________________________________________
с братьями________________________________________________________
Количество членов в семье_________________________________________
Ребёнок проживает: отдельная квартира_______________________________
(квартирные условия) коммунальная квартира ____________(кол-во соседей)
Отношения с соседями_______________________________________________
Квартира снимается_________________________________________________
Комната снимается__________________________________________________
Нет жилья_______________________________________________________
2. УЧЕБНОЕ МЕСТО УЧАЩЕГОСЯ
Своя комната______________________________________________________
Свой детский уголок________________________________________________
Свой письменный стол______________________________________________
Условия для занятий ________________________________________________
3.МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕМЬИ
4.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Приложение 29.
- Схема экспертной оценки уровня воспитанности
(методика Н. П.. Капустиной)
Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха
Я оцениваю себя | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки | |
- мне интересно учиться - я люблю читать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы - я всегда выполняю домашнее задание - я стремлюсь получать хорошие отметки | |||
- я старателен в учебе - я внимателен - я самостоятелен - я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью - мне нравится самообслуживание в школе и дома | |||
- я берегу землю - я берегу растения - я берегу животных - я берегу природу | |||
- я выполняю правила для учащихся - я выполняю правила внутришкольной жизни - я добр в отношениях с людьми - я участвую в делах класса и школы - я справедлив в отношениях с людьми | |||
- я аккуратен и опрятен - я соблюдаю культуру поведения - я забочусь о здоровье - я умею правильно распределять время учебы и отдыха - у меня нет вредных привычек |
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Приложение 30.
Анкета для детей «Общение с родителями»
Допустимые ответы: «да», «нет», «иногда», «отчасти»
- Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?
- Говорят ли с вами ваши родители по душам, советуются ли с вами по своим личным делам?
- Интересуются ли родители вашей учёбой, проблемами по отдельным предметам, проблемами с учителями и одноклассниками?
- Знают ли родители ваших друзей?
- Участвуете ли вы в хозяйственных делах вместе с родителями?
- Проверяют ли постоянно ваши родители, как вы готовите уроки?
- Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия, увлечения?
- Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?
- Хотите ли вы всегда проводить свои праздники без взрослых?
- Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты?
- Обсуждаете ли вы с родителями телевизионные передачи, фильмы?
- Бываете ли вы с родителями в кино, театре, музее?
- Бываете ли вы с родителями на прогулках, в походах?
- Нравится ли вам проводить вместе с родителями отпуск?
Приложение 31.
«Семейные ценности»
Проранжируйте понятия по степени их значимости в вашей семье:
- Друзья
- Родина
- Профессия
- Деньги
- Слова
- Квартира
- Семья
- Любовь
- Богатство
- Талант
- Здоровье
- Способности
- Общение
Приложение 32.
Разрешение ситуаций
Для изучения семейной атмосферы педагог может предложить своим ученикам разрешить следующие ситуации:
- У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял(а) с собой на представление?
- Твоя семья идёт в гости, но один человек заболел и должен остаться дома. Кто это?
- Ты потерял(а) что-то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
Приложение 33.
Рисуночный тест «Кораблик».
Обучающимся предлагается отправиться на океанском лайнере в кругосветное путешествие, Для этого необходимо нарисовать корабль и расположить всю семью и друзей в каютах на корабле. В каютах можно жить только по два человека. Необходимо расселить всех по принципу психологической совместимости и обосновать свое мнение.
Приложение34.
Тест «Стили и методы воспитания ребенка в семье»
Перед вами 10 обыденных и часто встречающихся ситуаций, которые могут происходить в жизни с вашим ребенком. Решение предложенных ситуаций вами и определяет стиль вашего воспитания ребенка в семье. Дайте свой вариант ответа на предложенные ситуации и подсчитайте свои очки.
- Ваш ребенок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно — то вернется домой с синяком, то с разорванной штаниной...
А. Вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете, если нужно, компресс — 3 очка.
Б. Оказываете помощь ребенку, но при этом постоянно внушаете ему, что это может плохо кончится — 0 очков.
B. Вы делаете вид, что ничего не случилось, даете возможность ребенку самому справляться со случившимся — 5 очков.
- У вашего ребенка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и по вашему мнению, они плохо воспитаны...
А. Вы беседуете с их родителями и просите их обратить внимание на поведение их детей — 2 очка.
Б. Вы приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно повлиять на них — 5 очков.
B. Вы объясняете своему ребенку, что эти друзья ему не пара— О очков.
3. Ваш ребенок хочет быть лидером во всех детских играх и, если ему по не удается, он пытается бунтовать...
A. Вы считаете, что умение проигрывать пойдет ему на пользу- 0 очков.
Б. Вы стараетесь ему объяснить, в чем истинная причина поражения – З очка.
B. Вы стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не испытывал поражения — 5 очков.
4. Вашего ребенка трудно вечером уложить вовремя спать...
A. Вы постоянно объясняете, как важен для ребенка сон — З очка.
Б. Вы позволяете ребенку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в одно и тоже время — 5 очков.
B. Вы всегда укладываете ребенка в одно и тоже время, не принимая никаких возражений с его стороны – 0 очков.
5. Ваш ребенок обожает телевизор...
А. Вы разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет без ограничений, так как считаете, что, несмотря на запреты, он все равно будет смотреть его — 0 очков.
Б. Вы говорите своему ребенку, что ему можно смотреть и что нельзя – 2 очка
В. Вы сами определяете круг передач, которые ребенок может смотреть – 5 очков
6. Ваш ребенок с раннего детства за словом в карман не лезет...
A. Вы объясняете, что такое поведение неприлично – 5 очков
Б. Вы запрещаете своему ребенку вести себя подобном образом – 0 очков
B. Вы поощряете своего ребенка за приличное поведение – 3 очка.
7. Ваш ребенок, который еще так мал, уже интересуется противоположным полом…
A. Вы пытаетесь пресечь интерес любой ценой – 0 балов
Б. Вы оставляете все как есть, считая, что все станет на свои места само собой — 3 очка.
B. Вы абсолютно правдиво объясняете своему ребенку взаимоотношения полов — 5 баллов.
8. Вашему ребенку иногда достается от сверстников...
А. Вы учите своего ребенка давать сдачи обидчикам — 5 очков.
Б. Вы проводите профилактическую беседу с родителями и детьми таких учеников — 3 очка.
В. Вы просите своего ребенка избегать контактов с такими детьми и просите педагога помочь вам в этом — 0 очков.
9. Ваш старший ребенок достаточно часто обижает младшего...
А. Вы не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший поймет свои ошибки без подсказки – 0 очков.
Б. Вы наказываете старшего ребенка за это в присутствии младшего — 5 очков.
В. Вы стараетесь уделить больше внимания младшему ребенку независимо от их взаимоотношений со старшим ребенком – 3 очка.
10. Ваш ребенок грубит, дерется с другими детьми, становится злым и бессердечным...
A. Вы тоже ведете себя по отношению к нему подобным образом, чтобы он на себе почувствовал, как плохо он себя ведет – 0 очков
Б. Вы стараетесь влиять на него добром и лаской — 5 очков.
B. Вы ищете причины такой реакции ребенка в окружающих людях и мире: жестокие фильмы, окружение ребенка во дворе и в классе и т. д. — 2 очка.
Анализ результатов теста.
0 — 18 очков. Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, считая, что он должен повторить в себе вас. Вы забываете, что ребенок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость, уверенность в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях.
Если вы над этим не задумаетесь, это может привести к тому, что ребенок, столкнувшись с взрослым миром, может в нем просто потеряться и не найти себя.
Вы считаете, что опекать ребенка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.
19 — 35 очков. Надо отметить, что в вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Вы считаете, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте методом проб и ошибок. Однако, в своих методах воспитания вы не всегда последовательны: доверяя своему ребенку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение вашего ребенка и может привести в подростковом возрасте к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо идти последовательно к его реализации.
36 — 50 очков. Вы осознаете, что ребенок не может проживать свою жизнь чужим умом, и создаете все возможные условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу событий и явлений.
Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребенка, а идете рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками, педагогами.
Вы учите своего ребенка не только осознавать свои ошибки, принимать их на свой счет, но и создаете условия для их самостоятельного исправления.
Вам нравиться видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно.
Приложение 35.
Тест для родителей «Как вы общаетесь с детьми»
Допустимые ответы: «да», «нет», «иногда», «отчасти»
- Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
- Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по « личным делам»?
- Интересуются ли они вашей работой?
- Знаете ли вы друзей ваших детей?
- Участвуют дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
- Проверяете ли вы, как они готовят уроки?
- Есть ли у вас и ваших детей общие занятия, увлечения?
- Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?
- На «детских праздниках» - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»?
- Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты?
- Обсуждаете ли вы с детьми телевизионные передачи, фильмы?
- Бываете ли вместе в кино, театре, музее?
- Бываете ли вместе на прогулках, в походах?
- Предпочитаете ли проводить отпуск вместе или нет?
За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.
Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов. Отношения оцениваются как удовлетворительные и недостаточно многосторонние.
Менее 10 баллов. Контакты с детьми явно недостаточные. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
Приложение 36.
Тест для родителей: «На какой основе строятся ваши отношения с ребёнком»
Отметьте те фразы, которые вы часто используете в своей семье.
- Сколько раз тебе повторять!
- Посоветуй мне, пожалуйста.
- Не знаю, чтобы я без тебя делал(а).
- И в кого ты такой(ая) уродился(ась)!
- Какие у тебя занимательные друзья!
- Ну на кого ты похож(а)!
- Вот я в твоё время!
- Ты моя опора и помощник(ца)!
- Ну что за друзья у тебя!
- О чём ты только думаешь!
- Какая ты у меня умница!
- А как ты считаешь, сынок(доченька)?
- У всех дети как дети, аты?
- Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)!
Оцените результаты, поставив себе 2 балла за ответы №1,4,6,7,9, 10, 13
1 балл за все остальные ответы.
7 – 8 баллов. Живёте душа в душу. Ребёнок любит и уважает вас.
9 – 10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребёнок уважает вас, но не всегда откровенен.
11 -12 баллов. Необходимо быть к ребёнку внимательнее. Авторитет не заменяет любви.
13 – 14 баллов. Идёте по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребёнком. Уделяйте ему больше времени.
Приложение37.
Тест для родителей «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребёнка?»
1. Сколько новых учебных предметов у вашего ребёнка добавилось в этом учебном году?
а) 4
б) 3
в) 2
2. Знаете ли вы всех преподавателей, работающих в классе, где учится ваш ребёнок?
а) знаю всех;
б) знаю половину;
в) знаю лишь некоторых
3. Сколько раз вы просматриваете тетради (учебники) ребёнка ради интереса?
а) постоянно;
б) 1 – 2 раза в четверть;
в) ни разу
4. Если вы обнаружили, что ребёнок испытывает трудности пол одному или нескольким предметам, и не способны ему помочь, что вы будете делать?
а) обращусь за помощью к учителям;
б) пойду к завучу;
в) заставлю ребёнка более серьёзно учить предмет
5. Знаете ли вы интересы (увлечения) своего ребёнка?
а) да, знаю;
б) частично;
в) догадываюсь, но точно не знаю
6. Знаете ли вы, где и с кем ребёнок проводит своё свободное время?
а) да;
б) иногда;
в) нет, но догадываюсь.
Посчитайте количество высказываний а,б,в.
Если лидирует ответ а) – Вы знаете, что ребёнок нуждается в вашей помощи, и оказываете эту помощь своевременно.
Если лидирует ответ б) – Вас волнуют проблемы, но неурядицы с учёбой могут привести к дестабилизации всей остальной деятельности ребёнка.
Если лидирует ответ в) – Вы и другие члены вашей семьи должны помочь ребёнку.
Приложение 38.
Тест "На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку"
Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, поставьте себе 1 балл, если нет – 0 баллов.
- Иногда немого жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым.
- Если ребенок говорит неправду, то он скорее всего не лжет, а фантазирует.
- Современные школьные программы чересчур сложны.
- Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.
- Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить и за усилие.
- Наивная непосредственность – это скорее достоинство детского возраста, а не недостаток.
- Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.
- Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.
- У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.
- Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя относились к нему благожелательно.
- Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины – прирожденные воспитатели.
- В детстве всем необходимы занятия спортом.
- За семейным столом лучшие кусочки должны отдаваться детям.
- Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком многого.
- Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей – до поры его ограждать от них.
Итоги:
15-20 баллов
Отец: Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребенка.
Мать: Вы очень любите своего ребенка, но забываете о том, что ребенок вырастет и должен решать проблемы самостоятельно.
8-14 баллов
Отец: В воспитании ребенка существует отстраненность.
Мать: Ребенку необходимо больше эмоционального участия в его жизни.
Менее 8 баллов
Отец: Не судите слишком строго своего ребенка.
Мать: Вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.
Приложение 39.
Тест для родителей "Ваша воспитательная система"
По результатам ответов на эту анкету можно определить, правильно ли выбран принцип воспитания детей.
Можете ли вы:
- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
- Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
- Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
- Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребенка?
- Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
- Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
- Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
- Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
- Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
- Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?
- Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
Варианты ответов:
А – могу и всегда так поступаю – 3 балла.
Б – могу, но не всегда так поступаю – 2 балла.
В – не могу – 1 балл.
От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов. Ваш метод воспитания – кнут и пряник.
Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
Приложение 40.
Тест “Какой вы родитель?”
"Как вы относитесь к воспитанию своего ребенка?", "Хватает ли вам терпения, внимания, желания, времени для него?": на этот и другие вопросы, вам поможет ответить этот совершенно несерьезный и не имеющий никакого отношения к детской психологии, но от этого не менее познавательный тест для родителей.
1. Есть ли у вашего ребенка детская комната?
Да - 5 баллов
Нет - 1.
2. Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день?
Да - 5 баллов
Нет - 1.
3. Терпеливы ли вы, когда он капризничает, плохо ест?
Всегда - 5 баллов
Иногда - 3.
Никогда -1.
4. Умеете ли вы прощать своему ребенку шалости?
Да - 5 баллов
Иногда - 3.
Никогда - 1.
5. Пользуетесь ли вы телесными наказаниями?
Да, часто - 1 баллов
Иногда - 3.
Принципиально нет - 5.
6. Хотели ли бы вы, чтобы ваш ребенок во всем с вами делился?
Да - 5 баллов
Иногда - 3.
Не хочу - 5.
7. Ваш ребенок послушен?
Всегда - 5 баллов
Иногда - 3.
Нет - 1.
8. Если вы что-то запрещаете ребенку, объясняете ему причину запрета?
Да, всегда - 5 баллов
Иногда - 3.
Нет - 1.
9. Требуете ли вы от своего ребенка выполнения всех обязанностей, которые, вы считаете, он должен выполнять?
Всегда - 5 баллов
Иногда - 1.
Нет - 1.
10. Следите ли вы за специальной педагогической литературой?
Да - 5 баллов
Иногда - 3.
Нет - 1.
А теперь подсчитайте набранные баллы:
От 10 до 23 баллов: вероятно вы неверно воспитываете своих детей. И чем меньше вы набрали очков, тем в большей степени это проявляется. Если вы в ближайшее время коренным образом не измените методы своего воспитания, вполне может случиться, что ваш ребенок огорчит, будет постоянно огорчать вас или замкнется в себе.
От 24 до 37 баллов: ваши взгляды на воспитание в основном правильны. Тем не менее, вам, вероятно, необходимо постоянно проявлять заботу о ребенке. В противном случае у вас в конце концов возникнут проблемы в отношении с вашим детьми.
От 38 до 50 баллов: вы заслуживаете большой благодарности, признания как способный воспитатель. У вас достаточно терпения, упорства и любви к ребенку. А это так важно!
Приложение 41.
Тест для родителей «Как вы справляетесь с воспитанием ребёнка»
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?
Итак, какие мы родители? Проверьте себя, ответив на вопросы (да, нет, иногда).тест
1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
2. Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
9. Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?
10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: "У меня нет времени" или "Подожди, пока я закончу работу?"
Результат
За каждый положительный ответ запишите себе 2 очка, за ответ "иногда" - 1 и за отрицательный - 0.
> Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеет довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а, не мешкая, заняться улучшением своих знаний в этой области.
> От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть, над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
> Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?
Приложение 42.
Тест для родителей «Взаимоотношения с детьми»
Вы излишне терпимы или, наоборот, непомерно регламентируете жизнь своего ребенка? Ответив искренне на вопросы теста, вы узнаете, насколько правильный тон вы выбрали во взаимоотношениях с детьми. Ответить надо лишь одним словом: «да» или «нет».
1. Гордитесь ли вы тем, что ваш ребенок уже с детства был аккуратным?
2. Поощряете ли вы его, когда он приносит хорошую оценку?
3. Умеете ли вы правильно отвечать своему ребенку на вопросы, связанные с взаимоотношением полов?
4. Знаете ли вы точно, что ребенок должен, а чего не должен есть, чтобы его рацион соответствовал требованиям медицинских работников?
5. Часто ли вы целуете или гладите своего ребенка?
6. Настаиваете ли вы на том, чтобы ребенок сам поддерживал порядок в своей комнате?
7. Способны ли вы в присутствии ребенка признать свою ошибку?
8. Уважаете ли вы право ребенка на личную тайну (письма, ведение дневника и др.)?
9. Есть ли у вас привычка часто повторять: «В мое время…» или «Ребенок должен держать язык за зубами»?
10. Делитесь ли вы с детьми своими радостями и горестями?
11. Бывает ли, что вы в качестве наказания запрещаете ребенку смотреть телевизор?
12. Спрашиваете ли вы у ребенка, как он проводит свободное время?
13. Критикуете и наказываете ли вы своих детей в присутствии посторонних?
Каждый ваш ответ, который совпал с ответами, данными в таблице, оценивается одним баллом. Сложив все баллы и заглянув в ключ теста, вы узнаете мнение психологов о вашем методе воспитания.
К л ю ч т е с т а:
1, 2 – нет; 3, 4, 5 – да; 6 – нет; 7, 8 – да; 9 – нет; 10 – да; 11, 12, 13, 14 – нет.
1–2 балла: роль родителя вами освоена вполне; вы слишком строги. Вам стоит быть чуть терпимее.
3–5 баллов: ваш результат не из лучших. Не будьте так жестоки в своих требованиях к детям, давайте им возможность что-то решать самостоятельно.
6–8 баллов: результат, свидетельствующий о неустойчивости вашей позиции. Порою вы слишком требовательны к детям, порою слишком многое им позволяете.
9–11 баллов: думается, вы с радостью и разумно воспитываете своих детей, хотя и не знакомы со всеми премудростями педагогики.
12–13 баллов: вы на редкость хорошие родители, надежная опора в жизни ребенка.
Приложение 43.
Тест для родителей «Проблемы воспитания детей»
Данный тест составит ваше представление о себе, как о родителе, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Можете ли вы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
6. Поставить себя на место ребенка?
7. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
8. Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
9. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет, и вести себя, как хочет, и не во что не вмешиваться?
10. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
11. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?
О т в е т ы о б о з н а ч а е м б у к в а м и:
«Могу и всегда так поступаю» – А.
«Могу, но не всегда так поступаю» – Б.
«Не могу» – В.
Ответ «А» оценивается в 3 балла;
ответ «Б» оценивается в 2 балла;
ответ «В» оценивается в 1 балл.
Е с л и в ы н а б р а л и:
от 30 до 39 баллов, это значит, что ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, но и придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты;
от 16 до 30 баллов: забота о ребенке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки. Кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный процесс. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка;
менее 16. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания, стремления сделать ребенка личностью, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов, психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Литература:
1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. 271с.
2. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. 240с.
3. Стоунс Э. Психопедагогика. М., 1984. 238с.
4. Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 576с.
5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640с.
6. В.А. Хлебников, Т.Г. Михалева. Централизованное тестирование в России: необходимость, возможность, проблемы. Школьные технологии, №1-2, 1999г
7. Н.И. Дереклеева. Родительские собрания 1-4 классы», М.: Вако, 2004г.
8. Классному руководителю о воспитательной системе класса /Под ред. Е.Н. Степанова. М.: Педагогический поиск, 2001г.
9. М.П. Нечаев. Диагностика воспитанности школьников. Методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2006г.
10. Обсуждаем проблемы воспитания. Методические разработки педагогических советов. /Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М.: Творческий центр, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.
Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....
«Основы деятельности классного руководителя в школе»
Выступление на заседании методического объединения классных руководителей по теме «Основы деятельности классного руководителя в школе»...
«Деятельность классного руководителя, направленная на развитие семейных традиций на основе духовно- нравственных ценностей»
"Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны” (В.А. Сухомлинский) ...
« Педагогическая помощь и поддержка ребенка в образовании как основа деятельности классного руководителя»
Одним из важнейших элементов системы воспитания школьников, ориентированной на развитие индивидуальности учащихся, является деятельность педагога по оказанию помощи и поддержки ребенку в решении...
Диагностика в деятельности классного руководителя
Материалы для диагностики классного коллектива....
Педагогическая поддержка- основа воспитательной деятельности классного руководителя.
В статье раскрываются основные принципы и приемы осуществления педагогической поддержки....
Нормативно-правовая основа деятельности классных руководителей в работе с учащимися, находящимися в социально–опасном положении
Нормативно-правовая основа деятельности классных руководителей в работе с учащимися, находящимися в социально–опасном положении...