Адаптация первоклассников к школе
методическая разработка (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Повестка:
- Оценка адаптации первоклассников их родителями.
- Обобщение мнений родителей по адаптации первоклассников учителем.
- Тест “Жизнь ребенка и его школьные успехи”.
- Организационные вопросы.
Вопросы для обсуждения.
- Хорошо ли ребенку в школе?
- Какие трудности испытывает ребенок?
- Сколько времени тратит на домашнее задание?
- Какие трудности испытываете Вы, помогая ребенку готовить домашнее задание?
- Мнения родителей по предложенному перечню вопросов учитель выслушивает и фиксирует.
- Ваш ребенок пошел в школу! Сколько новых забот, тревог, переживаний связаны с этим событием и у взрослых, и у самого ребенка. Известно, что состояние тревоги, напряжения блокирует восприятие, мышление, память, искажает поведение ребенка, снижает результативность его деятельности. При этом надо иметь в виду, что нервозность самого взрослого может негативно повлиять на ребенка, тогда как спокойствие и уверенность более благоприятны в этой ситуации.
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному, но обязательно очень любить. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И, уж конечно, не так, как мы – взрослые. Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно. Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания. Старайтесь, давая задания мальчикам, как в школе, так и в быту, включать их в момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать .Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок .С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как сделать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, решать типовые задачи, как учили в школе), т.е.подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы? Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков, ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать. Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка. Из письма детей к родителям: “Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо”. Девочки могут капризничать, казалось бы без причины или по незначительным поводам из-за усталости, мальчики в этом случае истощаются интеллектуально, ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
Теперь остановимся на таком важном вопросе: как помочь ребенку в организации учебной деятельности. Непосредственно на выполнение домашнего задания первоклассник должен тратить40-50 минут, сюда не входит чтение перед сном.
Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Рабочее место должно быть достаточно освещено. Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки. Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки. Приступать к выполнению домашнего задания лучше через 1-1,5 часа после возвращения из школы. Чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений. Если ребенок посещает кружок или спит после занятий в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы. Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно. Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 мин. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 мин. На перерыв достаточно 5 минут, если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками(приседания, прыжки, наклоны). Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу ,а вот доделать то, что не успел в классе, надо обязательно. Плохо выполненную классную работу можно предложить проверить, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в собственные силы. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.
Может случиться так, что ребенок плохо усвоил учебный материал, тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным. Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его ,объясняйте, если он что- то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей. Необходимо дать ребенку возможность самостоятельно решать свои учебные задания. Возможные неудачи мобилизуют его внимание в школе, повысят ответственность. Только в отдельных случаях родители могут оказывать непосредственную помощь (если ребенок не был в школе или обратился с четко сформулированным и затруднениями). Но и тогда начинать надо с наводящих вопросов, чтобы ребенок приложил максимум своих усилий.
Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться да и просто радость жизни и радость познания. Из письма детей к родителям: “ Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество”. Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный опыт ребенка Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.
Не следует брать на себя обязанности ребенка по приготовлению рабочего места, по сбору учебных вещей и принадлежностей для занятий в школе, так как дети ничего не могут найти в портфеле, учите собирать портфель по расписанию. Из письма детей к родителям: “ Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам.
Наступило время, когда на первый план выходит чтение, я прошу принести художественную книгу,небольшую с крупным шрифтом, тем детям, которые достаточно хорошо читают, они будут ее читать,пока мы осваиваем чтение с теми, кто только начинает. В книге обязательно должна быть закладка, прошу сделать закладки во все учебники.Обязательно чтение перед сном, когда ребенок находится уже в кровати, пусть это будет повторное чтение букваря или первичное художественной книги.
А вот литературно – познавательные тексты читаются взрослыми столько, насколько выражена у ребенка потребность удовлетворять познавательный интерес, поддерживать любознательность. Часто ребенок обращается с просьбой почитать не для того, чтобы получить информацию, а чтобы пополнить свою энергетическую силу: физический контакт глазами, телом – имеет большое значение для психологического здоровья ребенка. Организуя семейное времяпровождение, надо помнить, что интерес у детей к сугубо семейному общению очень короткий– 10-12 лет. Затем они начнут тянуться к себе подобным, в компанию детей. Это закон развития человеческого общества, поэтому не стоит терять такое благодатное время. Большое значение для развития имеет домашний труд. Полезно, когда школьники имеют свою долю труда, необходимого в семье. Это может быть покупка продуктов, уборка жилья, уход за одеждой, забота о животных. Важно почаще выполнять домашние дела детям вместе с родителями. В ходе совместного труда обсуждается план, уточняется технология, отдельные операции, оценивается результат. Воспитанное в бытовой деятельности чувство ответственности проецируется на любую деятельность, в том числе и учебную. В ежедневном, посильном труде у детей формируются общедеятельностные умения – планирование работы, готовность к преодолению трудностей, доведение начатой работы до необходимого результата, самоконтроль.
Большое значение для успеха в учении имеет соблюдение ребенком режима дня. Рациональная организация жизни ребенка – полноценный сон, активный отдых, умственный и физический труд укрепляют нервную систему, способствуют успешности его обучения.
А теперь я предлагаю посмотреть, оценить организацию школьной жизни ребенка в семье.
Инструктаж: на каждое утверждение надо дать ответ “да”, “нет”.
- Я развиваю в ребенке положительное восприятие его возможностей, способностей.
- Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребенка.
- Я приучаю ребенка (с минимальной помощью, и, как правило, самостоятельно) решать свои проблемы, принимать решения, заботиться о своих обязанностях.
- Я показываю ребенку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки, справочную литературу)
- Я никогда не отказываю ребенку в просьбе почитать.
- Я постоянно беру ребенка в поездки, путешествия, на экскурсии по интересным местам.
- Я приветствую игры и общение ребенка с друзьями.
- Я часто выполняю вместе с ребенком одно и тоже дело.
- Я забочусь о физическом здоровье ребенка (питание, закаливание, зарядка, занятия спортом)
- Я слежу, чтобы ребенок соблюдал режим дня.
Оценка: посчитать количество + (ответ “ДА”). Каждый положительный ответ оценивается в один бал. Разделив, полученную сумму на десять, получаем среднеарифметическое число.
1 уровень (1-0,7). Вы правильно организуете школьную жизнь ребенка. Ребенок имеет разносторонние интересы, подготовлен к общению со взрослыми и сверстниками. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учении.
2 уровень (0,6-0,4) У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребенка. Задумайтесь, не являетесь ли вы сами чрезвычайно активными, не блокируйте ли “поле свободы” ребенка, достаточно ли времени ребенок общается со сверстниками? Уверены, что ваши размышления позволят вам определить оптимальную стратегию воспитания.
3 уровень. (0,3-0). В вашем опыте прослеживается главная ошибка – чрезвычайная опека ребенка, подмена усилий ребенка собственной активностью. Вы недостаточно даете ребенку общаться со сверстниками, лишаете его возможности приобретения социального опыта. Надеемся, что ваша самокритичность принесет успех в воспитательной стратегии.
Использованная литература:
1.Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1 – 4 классы, М., “Вако”, 2004.
2.Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира, М., “Линка – Пресс”, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.
1 Виды адаптации.2Признаки плохой адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления
Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления
Учитель : Шебина Маргарита Александровна ГБОУ школа №661 Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженнос...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.
Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существо...
Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...
2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников
2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...
3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе
3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...