Развитие личности младшего школьника и формирование классного коллектива
материал по теме
В материале можно узнать о влиянии детского коллектива
на развитие личности ребенка и о работе классного руководителя
в формировании классного коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kollektiva.doc | 245 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие личности
младшего школьника
и формирование классного коллектива.
Подготовила:
учитель высшей категории Инусилова Татьяна Константиновна
Большое значение для развития личности ребенка младшего школьного возраста имеет вступление его в школьный коллектив. Общая учебная деятельность и ее организация постепенно сплачивает учащихся в такие детские коллективы, отличительной чертой которых является учебная целеустремленность. К концу обучения в 1 классе дети воспринимают учебные задачи как задачи, стоящие перед всем классом, начинают интересоваться учебными достижениями своих товарищей и всего класса. Постепенно среди школьников возникают интересы, связанные с их внеклассной работой, с общественной жизнью школы, с теми взаимоотношениями, которые устанавливаются в школьном коллективе. В младшем школьном возрасте ребенок начинает особенно активно стремиться к обществу других детей, начинает интересоваться общественными делами своего класса, стремится сам определить свое место в коллективе сверстников. Учащиеся I класса еще не чувствуют себя в достаточной мере частицей общего целого, связанного едиными целями и задачами; они объединены в своей учебной деятельности тем, что все устремлены как бы к одному центру — к учителю, но, вместе с тем, они еще как бы и обособлены друг от друга. В самом начале обучения учащиеся I класса еще мало интересуются успехами своих товарищей, не стремятся узнать, кто у них учится лучше, кто хуже. Это не значит, конечно, что учащиеся I класса не интересуются своими успехами. Напротив, они очень исполнительны, старательны, всячески стремятся выполнить все задания учителя, получить его одобрение, но они еще не обращены к коллективу, не интересуются его мнением. Взаимопомощь в учении в I и даже во II классах обычно имеет место лишь в связи с прямыми указаниями учителя. Ребенок стремится не только сам выполнять все, что от него требует учитель, но озабочен также и тем, чтобы все, что делается вокруг него, делалось в соответствии с только что усвоенными им правилами. Если в коллективе проводится хорошая воспитательная работа, то учащиеся по собственной инициативе помогают друг другу в учебной работе, следят за дисциплиной, интересуются не только своими успехами, но и успехами всего класса. В классе начинает складываться определенное общественное мнение, и дети приобретают умение правильно считаться с этим мнением коллектива. Очень показательным для возникновения общественного мнения коллектива является изменение отношения младших школьников к замечаниям, которые делает учитель. Для ученика I класса почти безразлично, получил ли он от учителя замечание наедине или в присутствии других детей; для ученика III, а тем более IV класса получить замечание перед коллективом дело гораздо более неприятное. «Я лучше получу десять замечаний наедине, чем одно перед классом», Характер товарищеских взаимоотношений также меняется на протяжении младшего школьного возраста. В I классе у школьников еще нет ясно выраженного отношения к выбору товарища. Товарищеские взаимоотношения завязываются, преимущественно, на основе внешних обстоятельств: дружат между собой те, кто сидит на одной парте, живут на одной улице и т.п. Иногда более близкие отношения завязываются во время совместных учебных занятий или в процессе коллективной игры. Но как только заканчивается игра или совместная работа, распадаются и те отношения, которые завязываются на их основе. Однако постепенно товарищеские отношения становятся более стойкими; возникают определенные требования к личным качествам товарища. То, какие качества ценятся в товарищах, зависит прежде всего от характера воспитательной работы, которая ведется со школьниками. Сначала оценка этих качеств нашими детьми, как показало исследование Е. А. Шестаковой, неразрывно связана с оценкой школьных успехов товарища и выполнения им школьных обязанностей, причем оценка эта дается в большинстве случаев с точки зрения учителя. Хороший товарищ — это тот, «кто хорошо учится», «не балуется», «слушается учительницу» (I класс). В последующих классах наряду с этим, в оценке товарища начинают уже более отчетливо выступать новые моменты. «Хороший товарищ — это тот, кто «помогает во всем», «не дает в обиду», «с которым все вместе делаешь и играешь» (II — III классы). В IV классе на первое место выступает оценка моральных качеств товарища. Хороший товарищ должен быть справедливым, смелым, он должен поступать правильно, никогда не обманывать, всем делиться. Таким образом, оценка личных качеств товарища первоначально строится, исключительно, на основе оценки учителя, причем предметом оценки является прежде всего отношение ученика к своим школьным обязанностям. Постепенно в основание оценки входит отношение товарища к товарищу и, наконец, более многообразные моральные качества личности. В III-IV классах часто завязывается уже подлинная дружба. Она строится на основе общих интересов (интерес к отдельным отраслям знания, внешкольным занятиям, спорту), а также на почве общих переживаний и мыслей. Новая направленность, возникающая у детей младшего школьного возраста, выражается также и в том, что они активно стремятся найти свое место в коллективе, завоевать уважение и авторитет товарищей. Это стремление к определенному положению в коллективе в условиях обучения и воспитания в школе является огромным стимулом в учебной работе. Младшие школьники начинают сознательно добиваться звания отличника, так как в хорошо организованных школой и учителями коллективах именно это звание в первую очередь им дает право на авторитет и уважение товарищей. На протяжении младшего школьного возраста, под руководством учителя, в процессе жизни и деятельности ребенка в организованном школьном коллективе, у ребенка развивается и формируется новая направленность личности, выражающаяся как в его отношении к окружающим людям, так и во всем его поведении.
Взаимодействуя с детьми, педагог должен изучать, знать и учитывать особенности каждого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную воспитывающую деятельность.
Поскольку коллектив представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников, для его создания необходимы определённые условия. Надо сплотить детей, построить объединяющие коллективные отношения. Люди сплачиваются тогда, когда им необходимо сообща выполнить важное для них дело. Чтобы закрепились коллективные отношения, требуется время.
Для воспитания детей необходима разнообразная совместная деятельность. Без неё нет упражнения и развития их способностей, не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется настоящий коллектив.
Основными способами сплочения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность, которая воспринимается как предстоящая радость, привлекающая, поднимающая настроение, которая объединяет и сплачивает.
Для развития общешкольного коллектива важно наличие интегрирующих «импульсов», которыми могут быть совместные действия всего коллектива. Это различные дела: разнообразные и занимательные уроки, спортивные занятия, игры, экскурсии и прогулки; привлекательные и внешние условия, в которые попадает ученик, приходя в школу: тёплые, хорошо освещённые, уютные помещения, цветы; доброжелательные отношения к школьнику, как со стороны его товарищей, так и со стороны педагогов, администрации и технического персонала.
Что же такое коллектив?
КОЛЛЕКТИВ (от лат. colligere – собирать) группа;
в социологии – группа, характеризуемая особыми признаками, так что в ней почти полностью исчезают отдельные личности.
Классный коллектив- группа обучающихся, где все личности взаимодействуют между собой.
Учитывая возрастные особенности детей и специфику педагогической работы (большое количество времени педагог проводит с классом в системе "педагог-класс", высокая авторитетность педагога для детей, дети сенситивны к внешним воздействиям), именно на учителя ложится весь груз ответственности за качество психологического климата.
Благоприятный климат создают:
- доброжелательность в отношениях друг к другу (как учителя к каждому ребенку, так и воспитанников друг к другу);
- активность (небольшое количество обучающихся, позволяет задействовать всех воспитанников класса);
- взаимопомощь друг другу (учить детей помогать друг другу)
- инициатива (учитывать желание ребенка)
- организованность членов коллектива (приучать к правилам поведения на уроке, во внеурочное время)
Влияние коллектива на личность ребенка зависит от «слияния» его с коллективом, именно в нем ребенок удовлетворяет свои потребности. Поэтому в младших классах необходимо формировать детский коллектив. От классного руководителя, его деятельности и методов работы зависит уровень развития этого коллектива.
Функции классного руководителя подразделяются на:
- Организационно- координирующие ( взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом)
- Коммуникативные ( содействие общему психологическому климату в классном коллективе)
- Аналитико- прогностические (определение состояния развития классного коллектива)
Классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
- индивидуальные ( беседа, консультация, обмен мнениями, индивидуальная помощь);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления);
- коллективные (конкурсы, походы, соревнования).
Формированием у обучающихся чувства коллективизма, товарищества, взаимопонимания обладает такая форма организации учебной деятельности младших школьников, когда учащиеся объединены общими учебными целями, но каждый из них выполняет свою определённую роль в этой работе.
Чувство долга по отношению к школе, учителям и товарищам, чувство чести, любовь к своему классу и своей школе и прочие моральные качества, характерные для школьника, формируются в самой жизни и деятельности ребенка как члена коллектива. Однако они формируются только в том случае, если коллектив организован учителем так, что воспитываемые моральные нормы поведения становятся необходимым условием нормальной жизни класса.
Жизнь коллектива не может протекать организованно, если она не управляется определенными правилами общественного поведения, если в ней отсутствует дисциплина, если каждый член коллектива не будет подчиняться тем требованиям, обычаям, традициям и правилам, которые введены учителями и поддержаны существующим в коллективе общественным мнением. Такая организация коллектива класса практически ставит ребенка, поступившего в школу, перед необходимостью; усвоения норм и правил общественного поведения и общественной морали.
Те правила и требования, которые ставит перед ребенком коллектив, выступают тогда для него не как нечто чуждое его собственной жизни и деятельности, а как необходимый элемент его жизни в коллективе класса, школы, как необходимое условие его собственного бытия. Следовательно, именно в коллективе и через коллектив, организованный и руководимый учителем, получает... школьник опыт морального поведения, который и формирует у него моральные чувства.
Ребенок младшего школьного возраста не только знает, но и непосредственно чувствует, как надо поступить в том или другом случае, даже если он не может дать себе отчет в своем чувстве или доказать правильность своего убеждения, основанного на этом чувстве. Например, ученик III класса говорит: «Я учусь хорошо потому, что... мой долг — хорошо учиться». Пусть даже не всегда он может как следует объяснить, почему хорошо учиться есть безусловной «долг», но он твердо знает, что... должен учиться хорошо, и чувствует, что ему... стыдно получать плохие отметки, что если он начнет плохо учиться и пренебрегать своими школьными обязанностями, то и коллектив класса будет относиться к нему хуже.
Таким образом, у школьника в практике его общественного поведения формируются непосредственные моральные чувства и моральные убеждения, позволяющие ему ориентироваться и поступать правильно в довольно сложных ситуациях.
Тест. Изучение детского коллектива
1 класс «Урок физкультуры»
Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на уроки физической культуры (расположить квадратики с именами учащихся в определенной последовательности). Задача состоит в том, что ребята должны быть выстроены не по росту, а по степени значимости каждого учебника в коллективе. Данная методика позволяет определить взаимоотношение детей в классе и выявить лидеров.
«Солнце, тучка, дождик»
Каждый ученик класса получает листы бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик. Учащимся нужно дополнить предложения рисунками.
Возможны варианты ответа:
В классе мне - , дома мне \\\\\\\\\ , с друзьями мне
«Подарки»
Уч-ся предлагается пофантазировать, какие подарки можно придумать каждому ученику класса к Новому году. Ребята на листе бумаги пишут имя уч-ка, а рядом предмет, который он получает в качестве подарка. Например: Катя - книга, Лена - ручка. Диагностика информирует о атмосфере в классе, о значимости ребят для данного уч-ка.
2-й класс «Пьедестал»
Уч-ся класса раздаются листы бумаги, на которые они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь одного человека из класса. Уч-к имеет право на одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным.
На пьедестал возводят тех ребят, кто является значимой фигурой жизни класса. Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения уч-ся в коллективе, их привязанности друг к другу.
«Дом, в котором я живу»
Уч-ся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность уч-ся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.
3-й класс «Круги на воде»
Ребятам предлагается Лист бумаги, на котором нарисовано, пять кругов, один в другом. Уч-ся в каждый круг нужно вписать одноклассников по степени их значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трёх имён одноклассников.
« Мультфильм о нашем классе»
Уч-ся класса предлагается создать мультфильм о своём классе. Каждый ребёнок готовит один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, листы бумаги (по одному листочку). Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам представляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе. Классному руководителю нужно обратить внимание на следующие моменты:
Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются?
Какая эмоциональная окраска фильма ( злой, добрый, смешной и т. д.)?
Какие проблемы поднимает мультфильм.
«Аукцион»
Уч-ся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы слов. Из этих слов ребята должны выбрать такие, которые лучше всего характеризуют их класса. Примерный список слов: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, весёлый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный, неактивный.
4-й класс
«Самые памятные события из жизни моего класса»
Уч-ся класса предлагается написать сочиненье, в котором необходимо рассказать самых памятных событиях жизни класса. Анализируя сочинение, необходимо обратить внимание, какие события называют учащиеся памятными, какой характер носят события, положительный или отрицательный. Также важно отметить, какое место в описанных событиях каждого ученика отводит себе и своим одноклассникам.
«Продолжи предложение»
Уч-ся предается определить своё отношение к одноклассникам, продолжив предложение:
Ребята, с которыми я дружу нашем классе, это...
Ребята, с которыми я дружу, не дружу в классе, это...
Ребята, с которыми я провожу время после уроков, это...
Ребята, с которыми я не общаюсь после уроков, это...
Ребята, с которыми мне бы хотелось дружить в классе, это...
Ребята, без которых мне было бы трудно, это...
Формировать коллектив возможно через разнообразные формы и виды деятельности.
УРОК.
Очень большое значение, на мой взгляд, в создании благоприятного климата, являются уроки чтения, внеклассного чтения
Обучающиеся начальной школы обладают наглядно – образным мышлением, прислушиваются к мнению взрослых и «впитывают все, как губка». В связи с этим воспитательное значение уроков чтения трудно переоценить. На этих уроках дети знакомятся с правилами дружбы, учатся отличать дружеские отношения от всех остальных, пересматривают свое отношение к товарищам. Дети дают свою оценку всем поступкам героев: правильно это или нет, была ли возможность поступить по – другому или нет, что изменилось бы, если бы герой поступил иначе, какое к нему было бы отношение и т.д. Дети переоценивают свое отношение к окружающим их людям, а главное к участникам классного коллектива.
Все сказанное детьми на уроке, это не навязанные им утверждения, это то, что они почувствовали, увидели в произведении, то что произвело на них глубочайшее впечатление, а значит, запомнилось.
На таких простых, порою сказочных примерах, дети формулируют для себя правила дружбы, учатся применять их в своей жизни.
КЛАССНЫЙ ЧАС.
Задачей классных часов является катализировать и усилить групповую сплоченность в классе, умение действовать сообща, помогать друг другу, научиться видеть уникальность и важность каждого одноклассника.
КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Очень важно овладеть технологией коллективной творческой деятельности. В своей деятельности я использую такую технологию, автором которой является Игорь Петрович Иванов. Эта технология применяется в таких делах как: совместное выполнение детьми поручений учителя, коллективная подготовка плакатов и рисунков к праздникам, традиционным школьным мероприятиям, спортивным соревнованиям и т.д.
ИГРА
Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством развития.
Использование игры в работе, дает возможность педагогу быстрее узнать новых воспитанников, а детям быстрее подружиться и работать как один сплоченный коллектив. Игра дает ребенку уверенность в себе, помогает найти новых друзей, помогает работать в команде.
Через игру сознание ребенка готовится к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности. В игре развиваются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это понадобится ребенку в жизни.
Не только учебная, творческая или игровая деятельности способствуют формированию коллектива, но и любая совместная деятельность (уборка в классе, уборка территории, чаепития)
Становление коллектива – это трудный и длительный процесс, требующий терпения. Сплотить коллектив возможно при тесном взаимодействии классного руководителя, обучающихся и воспитателей. Совместное проведение различных мероприятий, с участием учителя, воспитателей и детей, положительно влияет на сплочение коллектива.
Ожидаемые конечные результаты:
Воспитание детского коллектива, каждый член которого считает себя достойным гражданином своего Отечества, бережно хранящим традиции своего народа в контексте с его духовной культурой
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1.БасоваЕ.Д. Воспитательная работа классного руководителя. Теоретический и научно- методический журнал Воспитание школьников. 8/ 2009.
2.Воронов В.В. .Технология воспитания - М., «Школьная пресса», 2000.
3.Григорьев В.Д. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. -М.: Просвещение, 2010.
4.Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Кн. для учителя / – М.: Просвещение, 1987. – 159с.
5.Нечаева М. О моделировании системы целей воспитания в классном коллективе. Теоретический и научно- методический журнал Воспитание школьников. 4/ 2009
6.Справочник классного руководителя./МЦФЭР ,№2,3,8 2010.
7.Тыртышская М.А.50 идей для классного руководителя: Практическая копилка педагога.-Ростов н\Д,2007.
8.Фобель К. Как научить детей сотрудничать? Ч.1,2. –М., 1998.
9.Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащихся и учебных коллективов. -М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности"
В данном материале я представляю результат моего педагогического исследования, в течение 3-х лет работы по формированию коммуникативной компетенции младшего школьника. Представлена аттестационная рабо...
УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Статья содержит рекомендации по организации самоуправления в начальной школе....
методическая тема: « Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего школьника».
« Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего школьника»....
«Развитие личности младшего школьника через формирование базовых учебных действий»
laquo;Развитие личности младшего школьника через формирование базовых учебных действий»...
СТАТЬЯ Становление и развитие личности младшего школьника в классном коллективе
Актуальность проблемы психологического развития учащихся начальной школы определяется тем, что ценность образования в глазах современных подростков невысока. А это неизбежно сказывается на эффективнос...
«Развитие личности младшего школьника через формирование универсальных учебных действий»
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования пр...