Спектакль «Однажды в Казани на озере Кабан»
методическая разработка (4 класс) на тему

Цель моей работы: развитие свободной, творческой, активной личности посредством театрального искусства.

Задачи  следует выделить следующие:

-работать над развитием речи, фантазии, воображения;     развитие эмоциональной сферы детей;

-формировать творческую личность учащегося, способного к яркому самовыражению;

-привлекать учащихся к сотрудничеству на основе общего коллективного творчества.

Спектакль несет в себе высоконравственную смысловую функцию: учит патриотизму, на основе театрального представления учащиеся  изучали историю озера Кабан, предания и легенды, связанные с ним, изучали быт и национальные особенности костюмов, что пригодилось детям в изготовлении кукол и декораций. Большое значения для восприятия детьми духа народа несла в себе музыка из балета Ф.Яруллина «Шурале».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._yasaveevad.m._scenariy-pesa.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Спектакль «Однажды в Казани на озере Кабан»

Учитель: Ясавеева Динара Масгутовна, педагог дополнительного образования

Автор сценария:

Рогозина Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования

Персонажи:

  1. Шурале
  2. Дети - 4 человека
  3. Нурислам
  4. Нурания
  5. Падишах
  6. Визири
  7. Стражник падишаха
  8. Старушка
  9. Колдунья
  10.  Стражник колдуньи
  11.  Утка
  12.  Лягушка
  13.  Барашек
  14.  Бабочка
  15.  Бык
  16.  Собака.

Звучит музыка Ф. Яруллина из балета «Шурале». Перед ширмой декорация леса. Выходят дети, гуляют по лесу, собирают грибы, ягоды.

Дети.

  1. Смотрите, какой гриб я нашла!
  2. Это белый, я знаю, мы с бабушкой такие собирали.
  3. Я тоже нашла! Такой красивый!
  4. Это же мухомор! Он ядовитый, его нельзя есть, можно отравиться.

1. Смотрите,  бабочка! Ловите её!

2. Не надо! Пусть живет! Она такая красивая!

3. Идите все сюда! Я нашла ландыши! Соберем и подарим маме!

4. Стойте! Ландыши ведь занесены в Красную книгу. Их нельзя рвать, а то они исчезнут со всей Земли.                                                                                                                                                

Давайте просто полюбуемся ими!

  1. Я хочу пить!
  2. А я проголодалась.
  3. Пора обедать.

( Дети достают запасы, перекусывают )

1. Пойдемте дальше! Там есть ягодное место.

4. Подожди, надо же убрать за собой, в лесу ведь нет дворников!

2. Все, чисто, ну где твоё ягодное место?

1. Там было…

( Смотрит по сторонам растерянно )

- Кажется, мы заблудились

3. Пойдемте туда…

4. Нет, мы оттуда кажется, пришли…

2. А мне кажется, что деревня в той стороне…

1. Что же делать? Мы опоздаем домой, родители будут беспокоиться…

 ( начинает плакать, дети успокаивают ).

/ Звучит музыка, дети в страхе жмутся к дереву, появляется Шурале /.

Шурале-  Не бойтесь меня , я наблюдал за вами, вы  хорошие дети , воспитанные. Вы не обижали бабочек, не рвали редкие цветы, не сорили  в моем лесу, я покажу вам дорогу домой, а  в награду расскажу вам самую волшебную в мире историю. Присаживайтесь вокруг меня!

Шурале- В давние времена в одном городе жила женщина. Звали ее Раузалия. И был у нее единственный сын Нурислам,  который  хорошо умел стрелять из лука. Жили они на самой окраине города, называли  этот город-Казан. А в  центре недалеко от дворца падишаха было большое озеро. Называлось оно Кабан. Однажды  решил сходить Нурислам поохотиться у озера.

2 сцена

За  ширмой появляется Нурислам.

Нурислам - Сейчас настреляю дичи, мама будет рада (из камыша выплывает утка).

 – Вот и добыча! Но какая же красивая, я таких никогда не видел прежде. А перья то у нее жемчужные!

Утка - Я уточка жемчужная,

С рыбками я дружная.

Они не говорливые,

Но очень шаловливые!

Презеленая лягушка

Мне сердечная подружка,

Хоть и древняя старушка,

Но веселая квакушка

Лягушка - Мы вместе квакаем ква-ква!

И громко  крякаем кря-кря!

Да здравствует наш дом Кабан

И славный город наш Казан!

Утка - Здесь меня никто не видит

И никто меня не слышит.

Лягушка - Ты быстрая и умная,

Такая ты прекрасная!

Утка - Хоть самая жемчужная,

Но вовсе я не важная!

Всем радостям не чужда я,

Всем очень, очень нужная!

Ой, кто это?

Нурислам - Хоть ты и хороша, но придется тебя подстрелить ! А твои жемчужные перья я подарю падишаху, то-то он обрадуется!

Утка - Не стреляй в  меня, Нурислам,  а  перья я тебе и так подарю.

(Появляется Лягушка с жемчужными перьями, дарит их Нурисламу)

Нурислам - Спасибо! Пойду к падишаху, обрадую его!

3 сцена.

( Дворец падишаха)

Около входа стоит стражник. Нурислам подходит к стражнику.

Стражник – Стой. Туда нельзя простым людям!

Нурислам - Передай падишаху, что я принес ему подарок.

(Стражник уходит во дворец, возвращается с падишахом и двумя визирями.)

Падишах  - Кто меня посмел побеспокоить?

Нурислам - О, великий падишах, я хочу подарить тебе перья невиданной красы…

Визири -Утиные перья? Ха-ха-ха!

Иди отсюда и не отвлекай нашего повелителя от важных дел!

Падишах - Стой, покажи свой подарок.( Нурислам дарит ему жемчужные перья)

-Ах! Какая красота! Да это жемчужные перья! Я украшу ими свою шапку, ни у кого в мире такой не будет! Эй, визири, дайте этому охотнику большой мешок золота ( уходит во  дворец).

( визири приносят мешок, вручает его Нурисламу, он уходит)

Визири 1 – Повезло этому проходимцу,

2. Целый мешок золота  отхватил.

1. Надо его погубить ( шепчет на ухо 2 визирю) ( выходит падишах)

Визири 2 -  О, великий падишах! Шапка с жемчужными перьями -  это хорошо,

1.Но что за шапка, если нет жемчужной шубы?

Падишах - Где же взять такую шубу?

 Визирь 2 – Такую шубу можно сшить из ягненка жемчужная шерстка.

Падишах -  Где ж его достать? Такого поди нет даже на англицкой  земле.

Визирь 1. -Тот, кто достал утку, достанет и ягненка!

4сцена

Нурислам  - грустный идёт по лесу / Навстречу выходит старушка /

Нурислам  - Здравствуй, бабушка!

Старушка - Здравствуй, Нурислам,  что привело тебя в мой лес?

Нурислам -  Падишах приказал мне найти ягнёнка жемчужная шерстка и доставить  его во дворец…

Старушка - Не печалься, сынок,  не горюй,  иди по той дороги до Зеленого Дола. Там живет сестра моя,  на её огромных полях пасётся твой ягненок жемчужная шерстка.

Нурислам - Спасибо,  бабушка! (поклонился). / идет по лесу /

5сцена

/ Появляется барашек  Жемчужная Шерстка // бегает за бабочкой /

Барашек - Ах, я барашек не простой,

Послушай, бабочка,  постой!

У Нурислама рот открыт,

Так  ярко жемчуг мой блестит!

Я барашек  молодой,

Скажу вам честно, озорной!

Весьма на маменьку похож,

И очень я собой хорош! / Нурислам  хватает барашка и уносит его с собой /

6 сцена

/ Дворец падишаха /

Шурале - Подарил Нурислам ягненка падишаху, обрадовался падишах и наградил его вторым мешком золота. А из жемчужной шерсти ягненка сшили правителю шубу невиданной красы.

/ Из дворца выходят падишах и визири /.

Визирь 1 - О, великий падишах! Есть у тебя шапка жемчужная и шуба жемчужная, но нет у тебя самой Главной жемчужины.

Падишах - А что же это за жемчужина, и где её раздобыть?

Визирь 2 - Никто не знает, что это за Жемчужина, но говорят, что есть она.

Падишах ( сердито ) - Визири мои верные,

                                        Где советы дельные?

                                        Не слышу слов я, голосов

                                        Или совсем вы без голов?

                                        Хочу сегодня я, сейчас!

                                        Нет, не щербет, не ананас

                                       Жемчужину доставьте мне

                                       Во всей невиданной красе!

Визирь 1 - О, владыка величайший!

Мы на коленях пред тобой.

Ты - Солнце, ты - Светлейший

Мы же - мошки пред тобой.

Визирь 2 - Хоть с озера Лебяжьего,

Иль с озера Глубокого

Мы жемчужину достанем,

Во дворец к тебе доставим!/ Уходят /

Дети - А что было дальше? Опять визири Нурислама послали за жемчужиной?

Шурале - Конечно! Сами-то они не способны на подвиги.

Сел Нурислам на своего быстрого коня и как ветер промчался мимо Алабуги, Лаеша, Нурлата, проскакал на коне по Марийским лесам, но так и не нашел Главную жемчужину. Тогда отправился он к знакомой старушке.

7 сцена

/ Лес. Встреча Нурислама со старушкой /.

Нурислам - Здравствуй, бабушка!

Старушка - Здравствуй, батыр! Знаю я, что ты ищешь. Я помогу тебе. Главная Жемчужина - это девушка Нурания краса,  Жемчужная коса. Живет она у моей старшей сестры. Охраняют её стражник, собака и бык. Стражнику дай одежду, собаке кость, а быку сено, и они тебя пропустят.

Нурислам - Спасибо, бабушка! ( поклонился )

8 сцена

/ Лес. Дом старшей сестры /

Выходят стражник, собака, бык, за ними - колдунья.

Колдунья - Эй, Егет! Ты всех храбрей и сильней?

Хо-хо-хо! Моешься росой да снегом?

Нет у тебя одежды, дома,

Нет коня, а доверена тебе

Нурания - краса.

Краса - жемчужная коса!

Знай стереги,

да не думай

про рубашки и штаны! ( раздается лай собаки )

Колдунья - А ты, что лаешь? Ешь своё сено и помалкивай! Охраняй мою холодную темницу, ты же Кояш, Солнышко! Ха - ха - ха!

( бык мычит )

Колдунья – Ах, это мой Шах голос подал. Что тебе надо? Грызи свою кость!

Хозяин назвал тебя Шах,

Умираю! Ты не Шах, а только ах!

Шах без еды, да без воды,

Шах с одной лишь твердой костью!

Не дай бог быть твоей гостьей!

Ха - ха - ха!    / уходит /

9 сцена

/ Нурислам подходит к стражнику /

Нурислам - Здравствуй, Батыр, возьми одежду!

Стражник - Я знаю, тебя зовут Нурислам и ты пришёл освободить Главную жемчужину. Я пропущу тебя, так как ты был добр со мной.

/ Нурислам подходит к собаке, она лает, дает ей кость, успокаивается /.

Собака - Спасибо Нурислам! Ты добрый и справедливый, поэтому я тебя пропущу к Нурание - красе жемчужной косе.

/ Нурислам подходит к быку, он зло мычит. Нурислам дает ему сено, бык успокаивается /.

Бык - Спасибо, егет!

Я бык, а не щенок!

Хочу сена, а не кость.

Хочу гулять я на лугах

Спать на мягких травах

Чтобы свежая всегда была вода

А колдунья исчезла навсегда.

- Ты добрый, справедливый и отважный, Нурислам, заходи в холодную темницу и спасай от злой колдуньи прекрасную Нуранию.

/ Раздается голос красавицы из темницы /

Нурания - Почему мой дом темница?

Как мирится мне с бедой?

Я красавица - девица

Я с жемчужною косой…

Я жила в Зеленом Доле

Как же я грущу о нем.

Нахожусь сейчас в неволе

Утром, вечером и днем.

Кто спасет меня от зла?

Медведь, орел или змея?

Может быть король святейший,

Может быть егет храбрейший?

Нурислам - Я спасу тебя, Краса,

Увезу за те леса

К падишаху во дворец

Под серебряный венец.

/ Берет её под руку и они убегают /

( смена декораций )

Дети 1 - А колдунья их не догонит?

Шурале - Нет, стражник, собака и бык не пустили колдунью в погоню, они заперли её в сырой темнице, где раньше она держала Нуранию.

Дети 2 - Неужели падишах женится на Жемчужной косе?

Шурале - Давайте посмотрим, что было дальше.

10 сцена

/ дворец падишаха /

Падишах - Э, матурым Нурания!

Не думал, что Главная жемчужина

Столь прекрасная девушка!

- Я осыплю тебя алмазами, золотом,

Оберну тебя в шелка ( подходит к ней, девушка в страхе прячется за Нурисламом )

- Ты увидала старика?

Лишь девяносто мне пока!

Я полон сил, я молодец!

Хочу жениться, наконец!

Согласна быть моей женой?

Ты будешь счастлива со мной!

Нурания - О, великий падишах!

Тебе 90 лет, а мне 19.

Сразись с Нурисламом на мечах, кто победит, за того я и выйду замуж!

Падишах - Визири! Мечи нам!

/ Они падают два меча падишаху и Нурисламу /.

( Звучит музыка. Сцена сражения. Нурислам побеждает. Визири хватают Нурислама ).

Визирь 1 - Как ты посмел?

 Визирь 2 - Сейчас тебе голову отрубят!

Падишах - Оставьте его, он победил в честной борьбе.

Главная жемчужина - твоя, Нурислам, ты отважный егет, забирай свою красавицу, и живите долго и счастливо.  

/ Звучит веселая татарская музыка, выходят все герои, кроме колдуньи, кричат ура и весело танцуют /.

Дети - Они поженились?

Шурале - Конечно, ведь они полюбили друг друга с первого взгляда.

Нурислам часто приводил свою Главную жемчужину к озеру Кабан и рассказывал ей об Утке жемчужные перья и о барашке жемчужная шерстка. А вам пора домой, идите по той тропинке и никуда не сворачивайте.

Дети - Спасибо, Шурале!

( Уходят за ширму ).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб

Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...

"Однажды в индейском племени" спортивный праздник

Спортивный праздник . Учащиеся разукрашены, одеты как индейцы . Праздник на татарском языке....

" однажды в индийском племени"

спортивная игра по физкультуре на татарском языке...

Сценарий новогодней сказки «Однажды, зимой…»

Сценарий новогодней минисказки....

И, Казан! Нурлы Казан!

Башлангыч сыйныфларда тәрбия сәгате....

Методическая разработка Кукольные спектакли «Однажды на мусорной свалке…» и « Как Иван эколог и Макс Крутой природу спасали»

Данная методическая разработка предназначена педагогам для проведения внеурочных экологических мероприятий в начальных классах. Предложенные экологические спектакли  могут быть также полезными и ...