Классный час "Символика России и родного города"
классный час (3 класс) по теме
Дети расширяют знания о символах России, знакомятся с историей их возникновения. Также дети получают знания о символах родного города Липецка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simvolika_rossii_i_rodnogo_goroda.doc | 740.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
администрации города Липецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23 имени С.В. ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА
Внеклассное мероприятие на тему:
Подготовила:
учитель начальных классов
Голубкова Н.Е.
г. Липецк, 2013 г.
Тип мероприятия: час-общения
Тема: «Символика России и родного города»
Цель: расширить исторические знания и представления обучающихся об истории возникновения государственной символики России; познакомить детей с официальной символикой Липецкой области, города Липецка.
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления детей о символике Липецкой области, города Липецка.
- Формировать основы политической грамотности, чувства ответственности и любви к Родине.
- Воспитывать любовь и уважительное отношение к родной земле, её истории.
- Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине, родному городу.
- Расширять знания обучающихся, обогащать словарный запас детей.
Участники: 9-10 лет.
Оборудование: изображение герба и флага Российской Федерации, фонограмма гимна России, на доске пословица: «Одна у человека мать, одна у него и Родина»; экран, медиапроектор, ноутбук, презентация к классному часу, конституция РФ.
Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.
Д. Байрон
Ход мероприятия
- Организационный момент.
- Вводная беседа. Постановка темы.
– Ребята, нет на свете такого человека, который не любил бы свою родную землю. Не зря говорят: «Одна у человека мать, одна у него и Родина».
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на часе-общения?
(ответы детей)
– Верно, сегодня здесь пойдёт разговор о самом главном и важном для каждого из Вас – о Родине.
– Как называется наша Родина?
Слайд № 1
Ученик: Россия...
Как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа —
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называют
Одним широким словом Русь.
– В каком государстве вы живете?
(Российская Федерация.)
– Назовите столицу нашего государства.
(Москва.)
– Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нем регулируется Конституцией РФ (Слайд № 2) – основным документом государства, где записаны все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности ее граждан. Все граждане страны обязаны жить согласно Конституции. День принятия Конституции – является государственным праздником. У нас – это выходной день.
У каждой страны помимо Конституции есть государственные символы. Давайте вспомним, что такое символ?
- Беседа о символах России.
Слайд № 3
Символ (из греч.) — это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для обозначения качества предмета, условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.
– Какие символы нашей страны вам известны?
(герб, флаг, гимн)
– Догадайтесь, о каком символе страны идёт речь.
- Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или несколько цветов. (Флаг)
– Вы учащиеся 3 класса, поэтому уже должны знать государственные символы Родины. Предлагаю вам выполнить задания: из множества флагов выделите Российский флаг.
Слайд № 4
– Расскажите, что вы знаете о флаге России?
Дети: Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого, средняя – синего, нижняя – красного цвета.
Издревле каждый цвет имел свое особое значение. Что же означают цвета российского флага?
Белый означает мир и чистоту совести.
Синий — небо, верность, веру.
Красный — смелость, доброту, честность, огонь и кровь, пролитую за Отечество, за страну.
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет!
Эти цвета чаще других используются в народных костюмах и в декоративно-прикладном искусстве. Бело-синему флагу России уже более 300 лет.
Закон о Государственном флаге был принят в декабре 2000 года.
- августа День Государственного флага России!
- Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. (Герб)
– Из множества гербов выделите Российский герб.
Слайд № 5
– Вы правильно выбрали герб – государственный символ нашего государства. Слово «герб» в переводе означает «наследство».
– Герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы.
– Давайте посмотрим, как же изменялся герб России.
Ученик 1: Первый герб появился в 1497 при Иване III.
Слайд № 6
Двуглавый орел в России впервые появился на государственной печати. Печать была двусторонняя: на лицевой стороне изображался всадник, поражающий копьем змея – символ великокняжеской власти, а на оборотной стороне двуглавый орел.
Слайд № 7
Иван IV (1533-1584) –Грозный.
Во время правления Ивана IV изменяется изображения двуглавого орла на гербе.
– В чём отличие этого орла от предыдущего?
(ответы детей)
Ученик 2: Правление Михаила Романова (1613-1645).
Слайд № 8
Во времена правления Михаила Романова герб снова изменился.
(щелчок)
Орел распустил крылья, как будто проснулся после тяжелого времени. Вместо одной короны появились три, что означало Святую Троицу. Обычно на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева направо навстречу врагам монголо-татарам. На гербе Михаила Романова направление изменилось в связи с появлением врага с другой (западной) стороны. Со стороны Польши и Рима. Россия начала XVII века была уже прочным и большим государством.
Ученик 3: Правление Алексея Михайловича Романова (1645-1676).
Слайд № 9
Алексей Михайлович занимался укреплением страны внутри и повышением ее авторитета в Европе. Он положил конец конфликту с Польшей.
(щелчок)
В лапах орла появились скипетр и держава, как знак абсолютной монархии. Скипетр, жезл – знак закона, а держава – символ власти и порядка.
Ученик 4: Петр I (1682-1725).
Слайд № 10
Пётр I многое сделал для укрепления России. В результате победы в Северной войне Россия показала Европе свою силу. Россия Петра I стала огромной и крепкой державой. Петр гордо назвал нашу страну Российской Империя, а сам стал Императором.
В герб Петр I внес свои изменения.
(щелчок)
Короны стали императорские, их соединила синяя лента.
На груди орла появилась цепь с ордена Андрея Первозванного. Этот орден был учинен Петром за высшие заслуги.
Орел стал изображаться черным, а не золотым по примеру европейских государств.
Ученик 5: Павел I (1796-1801).
Слайд № 11
Павел I был еще и магистром Мальтийского ордена и в изображение двуглавого орла добавил мальтийский крест.
Слайд № 12
Александр I (1801-1825).
Александр I уже на второй месяц царствования мальтийский крест отменил. Изображение орла было при этом очень разнообразно: он мог иметь одну или три короны, держать в лапах не только скипетр и державу, но и венок, факел и молнии.
Ученик 6: Николай I (1825-1855).
Слайд № 13
Николай I не захотел, чтобы наш герб был похож на французский. Он отменил герб Александра I и вернул старый. В его царствование Россия стала такой огромной, какой не была раньше. Он гордо поместил на герб маленькие гербы самых важных Российских земель: Казани, Астрахани, Сибири, Польши, Финляндии.
Слайд № 14
Ученик 7: В 1918 году гербом Советской России становится серп и молот в лучах восходящего солнца на фоне земного шара – как знак перемен.
Герб окаймляли колосья, которые были перевязаны ленточками с названиями союзных республик.
В последствие герб еще несколько раз менялся.
Ученик 8: За основу современного герба взят герб Петра I.
Слайд 15
Но двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите. Это сочетание цветов было утверждено президентом в 1993 году.
Красный фон – это цвет жизни. Золотой двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. А грудь орла защищена щитом с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца. Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей — это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орел является символом России уже более 500 лет.
Ученик 8: Правой лапой орёл сжимает скипетр-жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируют единство нашего государства и независимость ее от других государств.
Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года.
Ученик 9: Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело…
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх!
– О каких символах России говорится в стихотворении?
- Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. (Гимн)
Слайд № 16
Гимн – торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особо торжественных случаях во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.
У гимна тоже своя история, которой вам ещё предстоит познакомиться. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В. Михалкову, а музыка – композитору дирижёру А.В. Александрову.
Давайте, послушаем гимн России. А какие правила надо соблюдать, когда исполняется гимн?
(ответы детей)
При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Наша страна встречает и провожает новый день мелодией гимна. Его исполняют перед началом и после окончания передач по радио и телевидению. Звучит гимн и в новогоднюю ночь после того, как часы на Спасской башне Московского Кремля пробьют 12 раз. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины. Музыке гимна уже более 50 лет.
Звучит запись первого куплета и припева гимна.
Россия – священная наша держава!
Россия – любимая наша страна!
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена.
Славься, Отечество наше свободное –
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная.
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая!
Хранимая Богом родная земля.
Славься, Отечество наше свободное –
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная.
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни,
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное –
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная.
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
– Ребята, а кто является главой государства?
– Вы знаете, кто президент России? Слайд № 17
– Молодцы! Чтобы уважать Родину, надо ее знать. Символы России вы хорошо знаете.
– А как называется область, край, в котором мы живём?
– А город? Слайд № 18
– Чем же славен наш край?
(ответы детей)
– Липецкий край – прародина великого поэта А.С. Пушкина. Предки великого поэта проживали на Липецкой земле.
– А как вы думаете, у нашей области и у нашего города есть свои символы?
– Конечно, ребята, вы правы, есть. Об этом дальше и пойдет разговор.
- Знакомство с символикой родного края.
- Герб Липецкой области и Липецка
Слайд № 19
– Что изображено на гербе?
В красном поле на пяти зелёных холмах (три и два) липа золотого цвета. Щит увенчан традиционной земельной золотой короной и обвит лентой ордена Ленина.
Герб Липецка
Герб уездного города Липецка Тамбовского наместничества утвержден 16 августа 1781 года: «В верхней части щита герб Тамбовский. В нижней – большое липовое дерево, в золотом поле, означающее имя сего города».
Право каждого города на герб и порядок его утверждения установлены в жалованной «Грамоте на права и выгоды городам Российской Империи» (21 апреля 1785 г.): «Городу иметь герб, утвержденный рукою Императорского Величества, и оный герб употреблять во всех городовых делах». Все изображения утвержденных гербов в 1843 г. были включены в специальный том (№56) Полного собрания законов (книга чертежей и рисунков).
В советский период городские гербы вышли из употребления, только с конца 60-х годов XX в. их изображения начинают публиковаться в книгах и журналах, помещаться на значках и сувенирах.
Ученик 10: 27 декабря 1968 года на сессии Липецкого городского Совета депутатов решением XI трудящихся был утверждён герб города.
Автор – Николай Родионович Полунин: «Общая форма герба традиционно-геральдическая. В основу его взят золотой щит с проходящей по вертикали голубой лентой, символизирующей собой реку Воронеж, которая делит город на левобережную и правобережную части. В центре герба изображена серебряная шестерня с ковшом, разливающим сталь, символизирующие развитую металлургическую промышленность и индустрию города Липецка. Золотой венец из колосьев пшеницы на шестерне – символ изобилия Липецкой земли».
Учитель: 3 октября 1996 года Липецкое городское Собрание представителей восстановило исторический герб города: в золотом поле зеленая липа.
Уже 1 ноября 1996 года решением Липецкого городского Собрания представителей № 231 были внесены изменения в Положение «О гербе города Липецка», и герб стал описываться так: «Геральдическое описание герба города Липецка гласит: В золотом поле на зеленом холме – зеленая с пурпурным стволом липа».
Это описание было включено в Устав города Липецка, принятый решением Липецкого городского Собрания представителей Липецкой области от 1 января 1996 № 232.
Решением Липецкого городского Совета депутатов от 16 августа 2005 года № 85 было утверждено «Положение о гербе и флаге города Липецка», в котором герб описан нижеследующим образом: «Герб города Липецка представляет собой изображение большого изумрудного липового дерева в золотом поле, означающее имя города; подножие дерева – натуральный зеленый холм». Данное описание было включено и в текст современного Устава г.Липецка.
- Флаг Липецкой области и Липецка.
Слайд № 19
Флаг Липецкой области представляет собой красное прямоугольное полотнище с соотношением длины к ширине 3:2, воспроизводящее в центре фигуры из гербового щита области: желтую липу в 2/3 ширины полотнища, стоящую на пяти зеленых холмах в 1/3 ширины, доходящую до краёв полотнища.
Флаг города Липецка представляет собой прямоугольное полотнище золотистого цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3. На полотнище, в соответствии с геральдическим описанием герба города Липецка, изображена липа на зеленом холме.
- Гимн Липецка
Свой герб и флаг есть у любого города страны. А вот похвастаться наличием «своего» гимна могут немногие. Попытки написать главную песню для Липецка предпринимались неоднократно. Несколько лет назад власти города даже объявляли специальный конкурс. Несмотря на участие в нем столичных музыкантов, художественный уровень их творений оказался столь низким, что идея сошла на нет.
Восполнить пробел в списке символов города металлургов решили местные авторы – поэт Анатолий Шестопалов и композитор Вячеслав Мельник.
На создание гимна – от идеи до записи в студии – у них ушло почти четыре года и немалые личные средства. Для оплаты труда музыкантов оркестра, работу солиста и аранжировщика, аренду студии одному из авторов пришлось лишиться личного автомобиля, а другому – деревенского домика.
Гимн, работа над которым завершилась совсем недавно, еще не звучал на массовых городских мероприятиях, и липчане не успели дать ему оценку. А именно от этого, по мнению творцов главной городской песни, будет зависеть, получит ли их композиция официальный статус. Пока несколько дисков с песней авторы передали руководителям города и сейчас ждут вердикта властей.
ТЕКСТ ГИМНА ЛИПЕЦКА
Стихи Анатолия Шестопалова
Музыка Вячеслава Мельника
Я тобой любуюсь, город,
Благороден твой размах.
Среди лип – красив и молод –
На пяти стоишь холмах.
Расплескали песню птицы,
Я иду своей тропой…
Земляков светлеют лица
От свидания с тобой.
Припев:
И бросает в небо блики
Новолипецкий металл.
Здесь державный Петр Великий
Флот России поднимал.
Дорожат тобой липчане,
Как святыней дорожат,
Православный, величавый,
Сердцу близкий Липецк-град.
Я к делам твоим причастен,
Ты – исток моих начал.
Ты – и боль моя, и счастье,
И родительский причал!
Вознесутся радуг арки
Над простором площадей.
И прекрасней нет подарка,
Чем признание людей.
Припев:
И бросает в небо блики
Новолипецкий металл.
Здесь державный Петр Великий
Флот России поднимал.
Дорожат тобой липчане,
Как святыней дорожат,
Православный, величавый,
Сердцу близкий Липецк-град.
Край родной стал судьбой,
Ты – моя родина, Липецк мой.
- Губернатор Липецкой области и глава города Липецка
– Кто является губернатором Липецкой области и главой города Липецка?
Губернатором Липецкой области является Олег Петрович Королёв.
Глава города Липецка Михаил Владимирович Гулевский.
- Итог занятия.
– Наш час общения подходит к концу. Сегодня мы с вами расширили исторические знания и представления о государственной символике Российской Федерации, познакомились с символикой нашей области и нашего города. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас.
– Что вам было особенно интересно?
– Что такое герб? (Символ государства, города, рода)
– В каком году был принят Герб РФ?
– Где изображается государственный герб Российской Федерации?
(На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаков)
– Двуглавый орел на гербе появился во время царствования, какого царя?
(Ивана III)
– Что означают зеленые шанцы на Гербе нашего города?
– Что такое Флаг?
– Что такое Гимн?
– Кто написал слова Гимна РФ?
– Кто написал музыку к Гимну РФ?
– Зачем государству нужна символика? Ведь можно и без нее обходиться.
(Прежде всего, они вызывают чувство патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов и перед началом состязаний слушаем гимн, это большое чувство гордости за свою страну.
Думаю, что в этом есть и преемственность поколений, ведь герб уже сколько столетий на Руси и несет тот же смысл.
Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый русский человек гордится, что в его стране есть такая интересная символика.)
Учитель:
Послушайте 10 правил маленького россиянина (А. Гаврюшкин)
Расскажу вам десять правил.
Вы запомнить их должны.
Их на память нам оставил
Верный сын родной страны.
Он прошел войну когда-то,
По геройски жизнь, прожив,
Безымянным стал солдатом,
Свою голову сложив.
Павших всех Руси героев,
Кто в боях без вести пал,
Собирательным героем
Он возвел на пьедестал.
Ученик 1:
Правило один, конечно,
Свою Родину любить,
Быть ей преданным навечно,
Честь и славу заслужить.
Ученик 2:
Правило второе важно,
Коли первое блюсти:
Честь храните, и неважно,
Где и как пришлось расти.
Ученик 3:
Третьим правилом дано нам
Гимн Родной Отчизны знать,
А, услышав гимна звуки,
С гордостью в душе вставать.
Ученик 4:
Правило четыре дети –
Уважать вы все должны
И беречь основы эти:
Герб и флаг родной страны.
Ученик 5:
Пятым правилом всем будет
Честность ваша навсегда,
И тогда из многих судеб
Навсегда уйдет беда.
Ученик 6:
Правило шестое, знайте,
Помощь слабым – это честь.
Старость, младость уважайте,
Ведь таких людей не счесть.
Ученик 7:
Завещал седьмым из правил
Веру в Бога нам солдат.
Веры дух чтоб нами правил,
Был духовен, стар и млад.
Ученик 8:
Правило восьмое: бойтесь
Беса в душу запустить.
За святым крестом укройтесь,
Чтоб соблазны победить.
Ученик 9:
Вот девятое из правил:
Коль на Русь кто нападет,
Он завет всем нам оставил:
Бей врага родной народ!
Ученик 10:
Правилом десятым, важным,
Завещал Руси солдат:
Патриотом быть отважным,
Помнить павших всех ребят.
– Каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины. Пройдет немного времени, вы станете взрослыми, будете работать, преумножая величие и могущество нашей страны, защищая ее от возможных невзгод и неприятностей, заботясь о ней, как о матери. Возможно, кто-то из вас станет крупным руководителем или даже президентом страны. А пока вы маленькие граждане большой страны, ее будущее. Званием гражданина России следует гордиться. За время учебы в школе вы еще многое узнаете о родной стране, ее прошлом и настоящем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час, посвященный родному городу
О прошлом, настоящем родного города....
Классный час "Мой родной город - Нижний Новгород"
Классный час "Нижний Новгород - мой родной город " Цели: Познакомить учащихся с историей Нижегородского кремля.Развивать патриотическое воспитание у детей младшего школьного возраста к исто...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Д. С.
Анализ работы творческой группы "Роль народного творчества в воспитании младшего школьника"....
классный час о родном городе
ребята узнают об истории своего города, научатся ценить и уважать труд горожан...
Классный час "Путешествие по родному городу"
Урок в форме путешествия всегда интересен младшим школьникам из - за обилия массы полезной и нужной информации, которую они схватывают налету. На таких уроках дети раскованы, все без исключения любозн...
Классный час "Прогулка по родному городу" Липецк
Классный час "Прогулка по родному городу" посвящен 310 летию нашего родного города Липецка![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7442524","attributes":{"alt":"","class":"media-image","sty...