Классный час "Широкая Масленица"
Цели:
- Знакомство с русским народным праздником Масленица, традициями, обычаями.
- Воспитание гражданско-патриотических чувств, уважительного отношения к народным традициям
- Развитие творческого воображения.
Задачи:
- Познакомить с традициями празднования Масленицы.
- Воспитывать личностные качества: интернационализм, дружелюбие.
- Развивать познавательную активность, коммуникативность, творчество, воображение, мышление, активизировать словарный запас, расширять кругозор.
- Формировать чувство коллективизма, внимания и чуткости друг другу и окружающим людям.
Оборудование: чучело Масленицы, плакат “Широкая Масленица”, картины известных художников, плакат с пословицами о Масленице, контур женской фигуры (по количеству групп)
Ход занятия
Час общения начинается с закличек:
Раз, два, три, четыре, пять, Будем зиму провожать! Раз, два, три, Вот весна идет, смотри! Вы ей двери отворите, Дружно в гости позовите!
Весна, весна красная, Приди, весна, с радостью. С радостью великою, С милостью богатою, Со льном высоким, С корнем глубоким, С дождями сильными, С хлебами обильными!
(открывается плакат “Широкая Масленица”, но названия дней закрыты. В ходе рассказа - открываются)
Сообщения детей
Масленица – это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли “касаточка”, “веселая”. Это недельный праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать.
Понедельник – встреча
Утро. Понедельник. Наступает “встреча” Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер. Накатавшись вволю, все блины едят.
На первый день русский народ справлял встречу Масленицы. Наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам, обращались к нему ласково. К первому дню устраивали горы, висячие качели. Чем дальше катятся салазки, тем лучше будет урожай, длиннее лен. Для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях – чем выше, тем лучше.
Конкурс “Наряди чучело” (дети наряжают чучело Масленицы)
- Чучело Масленицы готово, теперь надо поприветствовать Масленицу:
1-й ребенок. Дорогая наша гостья, Масленица
2-й ребенок. Авдотья Изотьевна!
3-й ребенок. Дуня белая, Дуня румяная!
4-й ребенок. Коса длинная, триаршинная.
5-й ребенок. Лента алая, двухполтинная.
6-й ребенок. Платок беленький, новомодненький.
Вторник – заигрыш
Заигрыш беспечный – вторника отрада Все гулять, резвиться вышли, как один! Игры и потехи, а за них награда Сдобный и румяный масленичный блин
В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. Также в этот день сооружают снежные городки и происходит взятие таких городков.
(картина Сурикова “Взятие снежного городка”)
А еще смотрели кукольные представления. Развлечения сопровождались озорными частушками и дразнилками.
(дети поют частушки)
Эй, девчонки-хохотушки, Запевайте-ка, частушки, Запевайте поскорей, Чтоб порадовать гостей.
Вот к нам Масленка пришла Кто нас покатает? У Петрушки во дворе Сивка пропадает!
Купи, тятя, мне коня Вороные ножки Буду девочек катать По большой дорожке.
Я на Масленке катался, Трое санок изломал, Ворона коня замучил, Всех девчонок покатал!
Я плясала в три ноги, Потеряла сапоги. Оглянулася назад Сапоги мои лежат.
Балалаечка-гудок Свое дело знает, Она в Ваниных руках Хорошо играет!
Среда – лакомка
Тут среда подходит – лакомкой зовется Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – все им удается, Пироги и блинчики – все на стол мечи!
На лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы созывали всех родных. По вечерам пели песни о заботливой теще.
Четверг – разгуляй
А в четверг раздольный разгуляй приходит Ледяные крепости, снежные бои… Тройки с бубенцами на поля выходят Парни ищут девушек – суженых своих.
Всем миром, в качестве участников или активных зрителей, выходили на кулачные бои.
(подвижная игра)
Пятница – тещины вечерки
Хоть тещины блинки и сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки.
Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья приглашали тещу на блины. Неуважение зятя к этому обычаю считалось страшной обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
(Игра “Собери блин”) (На кусочках блина написано начало пословицы, на плакате окончание пословицы. Дети соединяют начало пословицы и ее окончание и в итоге получают блин, похожий на солнце)
- Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.
- Не житьё, а Масленица.
- Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
- Масленица объедуха, деньгам приберуха.
- Блин не клин, живота не расколет.
- Без блина не Масленица.
- На горах покататься, в блинах поваляться.
- Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.
- Почему на Масленицу пекли именно блины? (символ солнца)
Суббота – золовкины посиделки
Близится суббота – золовки угощенье. Вся родня встречается, водит хоровод. Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ!
Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. И опять главным угощением являются блины.
Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели, Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои.
В квашне новой растворили, Два часа блины ходили. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои.
Моя старшая сестрица Печь блины-то мастерица. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои.
| Напекла она поесть, Сотен пять, наверно, есть. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои.
На поднос она кладет И сама к столу несет. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои.
Гости будьте же здоровы, Вот блины мои готовы. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои.
|
(дети исполняют русскую народную песню “Блины”)
Воскресенье – прощеный день
Воскресенье светлое быстро наступает Облегчают душу все в прощеный день. Чучело соломенное – Зимушку – сжигают, Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…
В этот день устраивали проводы Масленицы. Чучело сжигали на костре, а пеплом посыпали землю к новому урожаю. В этот день просили друг у друга прощение.
(мальчики и девочки просят друг у друга прощение)
- Красные девицы! За обиды нас простите, зла на нас вы не держите.
- Добрые молодцы! Вас мы прощаем и обижаться на вас мы не станем. И в свой черед, вы нас тоже простите, зла на душе на нас не держите.
Зима уходит, мы весну встречаем, Ее приход повсюду ощутим. Все беды, все плохое мы сжигаем, И все дру другу в этот день простим. Прощеный день приносит обновленье, И тает снег, и в душах тает лед… Весна идет! С цветами, с птичьим пеньем, Весна идет! Весна! Весна идет!
(дети работают в группах. Каждая группа получает контур женской фигуры и рисуют, как представляют Девушку-Весну. Затем создается выставка.)
- В чем заключалась сложность?
- Что помогло вам создать общую картину?
- Какое было настроение при выполнении этой работы?
Вот и все. Расправились с зимою. Нам она, злодейка не нужна. Приходи, весна! Весне дорогу! Ждем тебя, красавица весна!
- С традициями какого праздника мы познакомились?
- Сколько дней длился праздник.
- Что мастерили люди к началу праздника.
- Основное масленичное блюдо. Почему!
- С помощью мимики и жестов покажите свое настроение.
Идет Масленица по льду, Несет блинов сковороду. Принимайте молоду – Разбирайте по блину!
|
|