"Тайна имени".
классный час (4 класс) по теме

Панина Елена Михайловна

<?xml:namespace prefix = o /??> 

Цели:

1) Познакомить учащихся со значением их имен, с ритуалом имянаречения на Руси.

2) Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность.

3) Воспитывать национальное самосознание, чувство патриотизма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tayna_imeni.doc60 КБ
Office presentation icon prezentaciya_imya.ppt515 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 654 имени А.Д.Фридмана

Классный час

Тема: «Тайна имени»

(4 класс)

подготовила учитель

                                                                      Панина Елена Михайловна

Тема: «Тайна имени».

Цели:

1) Познакомить учащихся со значением их имен, с ритуалом имянаречения на Руси.

2) Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность.

3) Воспитывать национальное самосознание, чувство патриотизма.

Форма проведения: беседа.

Оборудование:

  1. Презентации  Microsoft PowerPoint 2007  учителя и учащихся.

Индивидуальные таблицы для выполнения классификации имен.

Ход мероприятия

  1. Организация работы.
  2. Вступительное слово, постановка цели.

- У каждого человека есть имя. Оно дано ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Сегодня мы поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку нужно имя, как происходит имянаречение.

            - Зачем человеку имя? Мы отвечаем уверенно … : (Чтобы отличить одного человека от другого).

            Мнение это одностороннее. В дореволюционной российской деревне каждый четвертый был Иваном. В переписи XVII века обычны семьи с одноименными братьями. Например, "Ивашко большой", "средний Ивашко", "третий Ивашко". Различали их именно нарицательные определения: большой, средний, третий. А имена, наоборот, объединяли.

             Сколько Карлов перебывало почти на всех престолах зарубежной Европы! Только в Швеции их было пятнадцать.

             - Кому  из вас имена давали такие, как у бабушек, дедушек или других родственников?

               Значит, имя не только различает людей, но и соединяет их – вводит в один ряд в случаях одноименности.

  1. История появления имен.

- На свете есть очень много имён. С рождения всю жизнь звучит для нас наше имя.

              Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности, но благопожелания были важны для всех.

Древние славяне называли своих детей простыми, понятными именами. Человек тогда мог иметь два имени: одно давалось при рождении, другое – по достижению совершеннолетия.

Первое имя он получал ещё младенцем. Так, горластый мальчик, не дававший своим криком спать по ночам, мог быть назван Будилкой, а крикливая девочка – Плаксой.

    Второе (взрослое) имя человек получал за какие-то заслуги. Храбрый

и умелый  воин звался Ратибором (борющим рать), опытный предводитель, приносящий  своему племени победу над врагом – Станиславом (постоянно славный), неутомимый в пути становился Дорогой.

    Были в древности имена: Волк, Медведь, Орёл, Лиса. Люди стремились быть похожими на то или иное животное, хотели перенять у зверя или птицы силу, выносливость, быстроту.

   Вы услышали, что наши предки давали свои детям имена, больше напоминавшие прозвища. Они говорили об особенностях внешности, характера, порядка появления в семье, роде занятий и так далее.

Задание. Внимательно послушайте древние славянские имена: Любим, Косой, Несмеяна, Кудряш, Добрыня, Буян,  Ждан,  Неждана, Метелица, Старшой; Вера(верная), Светлана (светлая), Любовь (любящая), Надежда (надежная), Людмила (людям милая). Попробуйте объяснить значение имен.

              Наши предки были суеверны. Им казалось, что назвать ребенка хорошим именем, а тем более красивым (например, Клара – ясная, светлая) – значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать малыша Гнилозубым или Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. Поэтому родители старались запутать демонов: назвать ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим. Долго держался обычай: в семьях, где дети часто умирали, прятали их от чертей, затем инсценировали находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому нередки были имена Ненаш и Найден.

              У самых разных народов при болезни человека меняли ему имя, чтобы вместе с именем прогнать недуг.

              С появлением христианства на Руси имянаречение стало привилегией церкви, то есть новорожденные получали имя по святцам (церковный календарь имен православных святых) при крещении малыша. Чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда в сороковой день. Имя нарекали чаще всего случайно, по названию святого, которого память случалась в день крещения.

При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь.

Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, я день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние.

Сейчас выбор имени зависит от  предпочтения родителей. Иногда ребенка называют:

  1. согласно семейным обычаям, часто в память или в честь дорогого человека;
  2. из-за красивого звучания, сочетания с отчеством ;
  3. потому что редкое;
  4. по совету родителей;
  5. потому что модное, актуальное.

Случается так, что самого человека и на свете-то никогда не было, а имя его живёт. Вспомните, например, сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Каждый ребенок слышал о непослушном мальчике Иванушке и его сестрице Аленушке. А ведь на самом деле их не существовало. Вот какая интересная судьба у этих имён!

Задание. Назовите имена других, не существовавших людей и животных.

  1. Кому удалось поймать волшебную щуку? (Емеля)
  2. Герой русских народных сказок по прозвищу Дурачок? (Иванушка)
  3. Былинный богатырь из города Мурома. (Илья)
  4. Крыса, компаньонка Шапокляк. (Лариска).
  5. Кто нашел в хрустальном гробу свою невесту? (Елисей)
  6. Друг Чебурашки. (Гена)
  7. Он вырос в волчьей стае. (Маугли)
  8. Кот, мечтавший жить со всеми дружно. (Леопольд)
  9. Обладательница цветика-семицветика. (Женя)
  10. Мальчик-лук. (Чипполино)
  11. Девочка с голубыми волосами. (Мальвина)

  1. Виды имен.

-  Имена бывают женские, мужские, а бывают такие, которые подходят и тем, и другим.

Задание. Рассмотрите таблицу, найдите закономерность в расположении имен. А теперь внесите  в таблицу, которую вам раздали имена:  Володя, Саша, Валя, Даша.

Лиза

Женя

Сережа

Ирина

Паша

Антон

Наташа

Андрей

Ответ:

Женское имя

И женское, и мужское имя

Мужское имя

Даша

Саша

Володя

Валя

  1. Формы имен.

-  Современные имена такие разнообразные! Кроме полных имен, есть краткие, а есть уменьшительные, ласкательные имена. Приведите примеры.

      - В каких ситуациях необходимо пользоваться полным именем, а в каких кратким?

Задание. Исключите из каждой строчки «лишнее» имя.

  1. Михаил, Николай, Борис, Евгений. (Борис – два слога)
  2. Степан, Мария, Татьяна, Дима. (Дима – неполное имя)
  3. Натуся, Анюта, Оленька, Даша. (Даша – не является ласковым)
  4. Галя, Саша, Валера, Валя. (Галя - может быть только женским)
  5. Андрей, Алексей, Никита, Антон. (Никита – не на букву А)

Главное предназначение имени – отличать одного человека от других. Но что делать, например, если в классе пять Юлий? (Можно добавить к имени фамилию,  и сразу станет ясно, кто есть кто. А есть другой способ: не называть всех Юлями, а придумать разные формы имени.)

Задание. Придумайте к своему имени разные формы, например, Лена, Елена, Ленок, Ленуся  и так далее. Кто сможет составить больше всего форм своего имени? Как бы вы хотели, чтобы обращались к вам? (обсуждение)

Верна ли поговорка " Не имя красит человека, а человек имя"? (Учащиеся высказывают свое мнение).

  1. Тайна имен.

Cообщения (презентации)  ребят о значении и происхождении их имен, о их отношении к собственному имени.

  1. Подведение итогов.

-   Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит, какой след оставит наше имя на земле.

Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.

Литература и нтернет-ресурсы

  1. Мартышин В. С. Твоя родословная: Учебное пособие по изучению семьи и составлению родословной (серия "Духовно-нравственные основы семьи"). – М.: Школьная Пресса, 2000. – 224 с. ("Воспитание школьников". Библиотека журнала. Вып.12).
  2. Хигир Б. Ю. Имена и судьбы. – М.: Золотой теленок, 2001. – 272 с.
  3. Хигир Б. Ю. Имя, характер, судьба. Сборник. – М.: ООО Изд-во "Яуза", ООО Изд-во "ЭКСМО", 2002. – 448 с.
  4. Хигир Б. Ю. Энциклопедия имен. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 528 с.
  5. http://festival.1september.ru/articles/310632/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/klassnyi-chas-nashi-imena


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 654 имени А.Д.Фридмана г. Москвы «Что в имени тебе моём?...» А.С. Пушкин подготовила учитель Панина Елена Михайловна круг общения

Слайд 2

Плакса

Слайд 3

Добрава

Слайд 4

Ратибор

Слайд 5

Любим Косой Несмеяна Кудряш Добрыня Буян Ждан Неждана Метелица Старшой

Слайд 6

Вера Светлана Любовь Надежда Людмила

Слайд 7

Святцы

Слайд 8

Володя, Саша, Валя, Даша Лиза Женя Сережа Ирина Паша Антон Наташа Андрей

Слайд 9

1. Михаил, Николай, Борис, Евгений 2. Степан, Мария, Татьяна, Дима 3. Натуся, Анюта, Оленька, Даша 4. Галя, Саша, Валера, Валя 5. Андрей, Алексей, Никита, Антон

Слайд 10

« Не имя красит человека, а человек имя.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайна имени.

Материал для научной конференции учащегося 3 А класса Кузнецова Сергея...

Презентация к научной конференции "Тайна имени"

Данная презентация кратко передает содержание исследовательского проекта, выполненного учащимся 3 класса кузнецовым Сергеем...

Конспект классного часа "Тайна имени" для учащихся 2 класса

Представлена разработка занятия по данной теме, дополнена детскими работами. Конспект можно использовать для проведения классного часа во 2 классе, а также на уроках развития речи....

Тайна имен земли Кузнецкой

Здесь можно найти толкование многих географичесикх названий кемеровской области - откуда они произошли, что лежит в основе этих названий....

Презентация к уроку окружающего мира. "Тайна имени" 3 класс

Презентация разработана к уроку окружающего мира 3 класса по программе "Школа ХХI века".Цель: познакомить детей с историей имен....

Тайна имени Софья

Творческая работа в форме презентации...

тайна имени.Сценарий внеклассного мероприятия Заседание кружка «Тайна имени» Тема «Из истории русских имён и фамилий»

Цели:Познакомить со значением и происхождением русских имён, отчеств и фамилий.Формировать умение работать с дополнительной литературой, выделять главное, пересказывать и выразительно читать, ан...