ПРАВА РЕБЕНКА
план-конспект занятия по теме
Классный час о правах ребенка
Цели : познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка, основными правами и свободами, научить применять их в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_prava_rebyonka.docx | 45.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ПРАВА РЕБЕНКА
Цели : познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка, основными правами и свободами, научить применять их в жизни.
Ход классного часа
I.Вступление.
Учитель. Сегодня наш классный час мы посвятим теме «Права ребенка». Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа - Конвенции о правах ребенка.
II.Основная часть.
1. ООН.
- Скажите, а кто прежде всего проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права -права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем.
Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию - ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.
2. Конвенция о правах ребенка.
Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, случаются аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.
А знаете ли вы, что первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.
В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла новую декларацию, где одна из статей гласит: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной обеспеченности ...».
20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.
В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них. (Учитель вывешивает на доске плакаты с надписями прав ребенка.)
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право па всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
У учащихся на партах - текст Декларации. В ходе беседы с учащимися учитель выясняет, как они понимают каждое названное право.
III. Практическая часть классного часа.
1.Игра «Герои книг имеют право».
Каждая человек получает комплект книг. Ведущий зачитывает статью Декларации, участники игры называют книгу, герой которой сталкивается с проблемой, декларируемой в статье.
Комплект книг:
Андерсен, Х.-К. «Дюймовочка».
Гаршин, В. М. «Лягушка-путешественница».
Крылов, И. А. «Мартышка и очки».
Мамин-Сибиряк, Д. Н. «Серая шейка».
Маршак, С. Я. «Багаж».
Михалков, С. В. «Три поросенка».
Носов, Н. Н. «Приключения Незнайки и его друзей».
Перро, III. «Красная Шапочка», «Золушка».
Пушкин, А. С. «Сказка о рыбаке и рыбке».
Распэ, Р. Э. «Приключения барона Мюнхгаузена».
Русская народная сказка. «Репка».
Толстой, А. Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Чуковский, К. «Айболит».
2. Викторина «Права литературных героев».
- В какой сказке нарушено право на личную неприкосно
венность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапоч
ка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке».) - Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что
нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поро
сенка», зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка».)
3)Какие сказочные героини страдают от вмешательства
в личную жизнь? (Людмила из поэмы Пушкина А. С. «Руслан
и Людмила», Марья Моревна - персонаж: русских народных
сказок.)
4)Героини каких сказок воспользовались правом свободно
го передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путе
шественница».)
5) В какой сказке героиня воспользовалась правом искать
и находить в других странах убежище и защиту от преследова
ний? («Дюймовочка».)
6) В какой сказке нарушается право человека владеть своим
имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
7) Какие литературные герои воспользовалась правом на
свободу мирных собраний? («Бремеиские музыканты», «Квар
тет», «Белоснежка и семь гномов».)
7) Какой известный литературный герой воспользовался
правом на труд, причем обеспечил себе и другим свободный
выбор работы и справедливые условия труда? (Том. Сойер.)
8) В какой сказке подтверждается право работающего на
справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа
Метелица», «Сказка о попе и о его работнике Балде».)
9) У какой известной сказочной героини нарушено право на
отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка.)
3. Конкурс «Песня о правах».
Для каждой команды исполняется песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.
- «Песня бременских музыкантов» (право на свободу пере
движения, мирных собраний). - «Чему учат в школе» (право на образование).
- «На крутом бережку» из мультфильма «Приключения
кота Леопольда» (право на отдых).
IV. ИТОГ УРОКА.
Учитель: Наш классный час подошел к концу.
-С каким важным документом вы познакомились?
-Какой организацией он был принят?
- Когда отмечается Всемирный день прав ребенка?
- Кто призван обеспечивать соблюдение прав ребенка?
- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в
школе?
Обобщение: именно это право - право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права!