Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Москвы
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Информационный классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon virtualnaya_ekskursiya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ И КУЛЬТУРНЫМ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМ МОСКВЫ

Информационный классный час

Минувшее проходит предо мной,

Грядущее проходит предо мною

В. Гиляровский 

Москва, как много в этом звуке

Для сердца русского слилось,

Как много в нем отозвалось!..

А.С. Пушкин

Москва! Москва!

Люблю тебя как сын,

Как русский – сильно,

Пламенно и нежно!..

М.Ю. Лермонтов

Задачи 

1. Пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в исторической и культурной памяти народа.

2. Стимулировать интерес к изучению истории Москвы, стремление к сохранению красоты памятных мест своей страны.

3. Вызвать чувство гордости за людей, сохранивших и сохраняющих историю государства для будущих поколений.

4. Способствовать проявлению уважения к творцам архитектурных и садово-парковых ансамблей.

Подготовительная работа

1. Провести классный час, посвященный творчеству В. Гиляровского и его книге «Москва и москвичи».

2. Подготовить виртуальное путешествие учащихся по Москве, презентацию или видеосюжеты по данной теме.

3. Сделать выставку рисунков «Я рисую столицу моей Родины».

5. Подготовить выставку книг детских авторов о Москве.

6. Подготовить подборку музыкального сопровождения по теме информационного часа.

7. Подготовить тексты для чтения в ходе информационного часа.

Ход мероприятия

I. Основная часть

Вступительное слово классного руководителя

«Наш полупустой поезд остановился на темной наружной платформе Ярославского вокзала, и мы вышли на площадь, миновав галдящих извозчиков, штурмовавших богатых пассажиров и не удостоивших нас своим вниманием. Мы зашагали, скользя и спотыкаясь, ничего не видя под ногами, и только наткнувшись на деревянный столб, можно было удостовериться, что это фонарь для освещения улиц, но он освещал только собственные стекла, залепленные сырым снегом.

Миновали вокзалы, переползли через сугроб и опять зашагали посредине узких переулков вдоль заборов, разделенных деревянными домишками и запертыми наглухо воротами. Маленькие окна отсвечивали кое-где желто-красным пятнышком лампадки. Темень, тишина…

Так меня встретила Москва в октябре 1873 года». 

Так писал в своей книге – памятнике городу Москве Владимир Алексеевич Гиляровский, человек, влюбленный в Москву.

Вопросы учащимся

  1. Можно ли сравнить Москву, которую В.А. Гиляровский описал в этом маленьком отрывке, с той Москвой, которую мы видим по телевизору, в журналах, газетах и фильмах?
  2. А нужно ли нам знать о том, какой была Москва раньше?
  3. Кто делает нашу столицу красивой и нарядной?
  4. Хотелось бы вам заглянуть в прошлое Москвы?

– Тогда вперед, мы отправляемся на экскурсию по Москве, и хотя она от нас далеко, но во времена Интернета ничего невозможно нет.

Слайд 1. Лайнер Российских авиалиний

– Я приглашаю вас в этот голубой лайнер Российских авиалиний, который в одну секунду доставит нас в Москву.

(Звучит музыка из кинофильма «Москва слезам не верит».)

Слайд 2. Покровский собор

– Наша первая остановка – недалеко от Покровского собора города Москвы. На какой площади мы с вами оказались?

Мы на Красной площади. Слово «площадь» означает незастроенное, большое и ровное место в городе, от которого обычно расходятся в разные стороны улицы, что мы и видим.

За зубчатой стеной Кремль. Кремлевская стена сложена из красного кирпича. Среди любимых цветов древней Руси первенствовал красный.

Как вы думаете, почему красный цвет так любили на Руси?

Вы правы, ребята. Слово «красный» имело значение «прекрасный, красивый, чистый, добрый». Если говорилось, например, что у соседа красная изба, то все понимали, что речь идет о жилье чистом, белом, красивом. Самое почетное место в доме «красный угол». А в нем «красная лавка», на которую сажали дорогого гостя.

У большой избы должно быть «красное крыльцо», то есть переднее, приемное, парадное. Оно строилось с навесом и выходило не во двор, а на улицу. Естественно, что лучшую площадь возле кремлевских стен назвали Красной. Что же было на площади раньше?

(Учащиеся получают листочки в виде свитка и читают: «Красная площадь – главный рынок города. Тут день-деньской толпился народ, торговцы ставили свои скамьи, женщины продавали домашние изделия – пироги, напитки, угощали лесным медом. Все это приводило к тому, что в торговые дни на площади была толкотня, шум и ералаш. Пришлось оглашать указ о том, что поставленные в неуказанных местах лавки и скамьи надо сломать».)

– Так писал путешественник Олеарий, бывавший в древней Москве.

Вопросы учащимся

  1. Отличается ли Красная площадь сегодня от той, которую описал путешественник?
  2. Что теперь проходит на Красной площади в современной Москве?
  3. Бывали ли вы на Красной площади во время парада или концерта?
  4. Понравилось ли вам?

Вы правы, ребята. В наши дни на Красной площади проходят военные парады, праздники и гулянья, концерты.

Слайд 3. Стены и башни Московского Кремля

А теперь давайте остановимся и внимательно рассмотрим стены и башни Московского Кремля. Существующие кирпичные стены и башни были возведены 500 лет назад, протяженность их более 2 километров. Высота стен от 5 до 19 метров. Если рассматривать с точки зрения современного градостроения, то это высота 2-этажного дома на возвышенностях, а в низменных местах – высота 5-этажного дома. Завершаются стены зубцами с узкими бойницами. Зубцы имеют высоту 22,5 метра. Общее количество зубцов более 1000.

Вопросы учащимся

  1. Для чего нужны были такие узкие бойницы?
  2. Зачем нужно было такое количество зубцов?
  3. Как вы думаете, всегда ли кремлевские стены выглядели так, как современная кремлевская стена?

Слайд 4. Картина места застройки Кремля

Не всегда Кремлевские стены были такими, какими мы видим их сегодня.

Сначала, при Юрии Долгоруком, в XII веке на месте существующего в наше время Кремля была маленькая деревянная крепость. Ее построили на живописном холме, поросшем лесом, на месте впадения Неглинной реки в Москву-реку. Здесь мирно паслись лоси и медведи. Место было видное, лесное, рыбное, охотничье, медовое, перекресток речных и конных дорог с запада на восток и с севера на юг. «Не сразу Москва строилась», вспоминается, когда глядишь на зубчатые кремлевские стены.

Слайд 5. Деревянный кремль

При князе Иване Калите на месте деревянной крепости был построен кремль из дубовых бревен. Дубовый Кремль строили 2 года. Но потом решили его разобрать.

Вопросы учащимся

  1. Как вы думаете, почему?
  2. Какой кремль нужно было возвести, чтобы он устоял от врагов?

Слайд 6. Кремль времен Дмитрия Донского

При князе Дмитрии Донском кремль расширился, и взамен деревянных стен были построены мощные стены из белого камня. Но и этот кремль был разрушен, не смог он устоять под напором врагов.

Слайд 7. Вид современного Кремля

На его месте был выстроен тот Кремль, который мы сегодня видим краснокирпичный, четвертый по счету Московский Кремль

Готовясь к информационному часу, я предложила вам нарисовать самые памятные для вас места Москвы, которые вам хотелось бы запечатлеть на бумаге.

Посмотрите на рисунки и определите тот рисунок, который наиболее детально и точно изображает современный Московский Кремль.

(Ребята определяют лучшие рисунки.)

– Авторам я вручаю наборы открыток достопримечательностей Москвы. С их помощью можно оформить интересный альбом о достопримечательностях Москвы.

А мы продолжаем свое путешествие. Может, кто-то устал, хочет отдохнуть, тогда я предлагаю вам ответить на вопросы викторины по первой части нашей экскурсии.

Вопросы викторины

  1. Из какого строительного материала был построен первый Кремль? (Из дерева.)
  2. Кто считается основателем Москвы? (Ю. Долгорукий.)
  3. Какого цвета был первый каменный Кремль? (Белого.)
  4. Какого цвета Кремль сейчас? Из какого материла? (Из красного кирпича.)
  5. Что означало слово «красный» в старину? (Красивый.)
  6. Кто такой В.А. Гиляровский? (Автор книги «Москва и москвичи».)

(Звучит песня О. Газманова «Москва! Звонят колокола!».)

– Молодцы, ребята. Все запомнили, все знаете, скоро сами будете проводить экскурсии для малышей.

Слайд 8. Спасская башня

– Мы подходим с вами к Спасской башне Кремля. Кремлевские стены укреплены крепостными башнями, различными по своему очертанию: круглыми, прямоугольными, многогранными. Я прошу вас внимательно посмотреть на Спасскую башню и рассказать о том, что она собой представляет.

(Ответы учащихся.)

Вы правы, ребята, Спасская башня имеет 10 ярусов, из которых 3 занимает механизм часов-курантов. Размер цифр на циферблате 1 метр. Бой часов осуществляется одиннадцатью колоколами. Весь механизм часов весит 25 тонн.

Высота Спасской башни со звездой из рубина 71 метр, как 25-этажный дом. Внутри звезд лампы, которые включают вечером и звезды загораются. Это очень красивое зрелище. Многие люди приходят к Спасской башне и ждут момента, чтобы полюбоваться горящими звездами. В старину эта башня была грозным оборонительным сооружением, готовым всегда дать отпор противнику. Если враг прорывался в башню, то внезапно опускалась кованая решетка, отрезавшая и преграждавшая путь врагу.

Мы расстаемся с вами со Спасской башней Кремля. Но предварительно мне бы хотелось, чтобы вы ответили на мои вопросы.

Вопросы учащимся

  1. Из какого материала сделана звезда на Спасской башне Кремля? (Из рубина). 
  2. Как называлась крепость в старинных русских городах? (Кремль.)
  3. Какие две реки протекают около Кремля? (Москва, Яуза). 
  4. Как называется Кремлевская башня с курантами? (Спасская.)

– Устали, ребята? Нет, но покушать нам бы не помешало. Я предлагаю отправиться на Тверскую улицу, к дому бывшего булочника Филиппова, знаменитого на всю Москву своими сайками и калачами.

Слайд 9. Улица Тверская

– В истории Москвы много интересного и удивительного, о чем мы можем с вами узнать благодаря В. А. Гиляровскому и его книге.

Пока вы будете кушать сайки и калачи, которые мы заранее вам приготовили, я расскажу вам о булочной Филиппова, которую в своей книге описывает В. А. Гиляровский. Булочник Филиппов был так популярен в Москве, что даже тогда, когда он умер, его смерть была отмечена интересным четверостишием:

Вчера угас еще один из типов,

Москве весьма известных и знакомых,

Тьмутараканский князь Иван Филиппов,

И в трауре оставил насекомых.

– Вам интересно, почему о нем так написали? Тогда, слушайте.

«Булочная Филиппова была всегда полна покупателей. В дальнем углу вокруг горячих железных ящиков стояла постоянная толпа, жующая знаменитые филипповские пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом, вареньем и изюмом. Именно о сайках с изюмом и хочется рассказать поподробнее. В те времена генерал-губернатором Москвы был Закревский, которого все боялись. Каждое утро горячие сайки от Филиппова подавались ему к чаю. Однажды, отламывая кусок свежей сайки, генерал-губернатор увидел там запеченного таракана. Немедленно был вызван булочник Филиппов. Генерал начал кричать на Филиппова, но тот, совершенно не смущаясь, съел кусок булки с тараканом и сказал генералу, что это изюминка. До этого булочник сайки с изюмом никогда не пек.

Прибежав в булочную, булочник быстро вымыл много изюма и бросил его в тесто. Через час сайки с изюмом были доставлены генерал-губернатору Закревскому. Через день отбоя от покупателей не было. Всем понравился новый вид саек с изюмом…»

Сегодня в Москве можно купить сайки с изюмом, приготовленные по старым рецептам. И не только сайки, но и бублики, калачи, пряники, много вкусных вещей, приготовленных умелыми кондитерами и булочниками.

Вопросы учащимся

  1. Понравилась ли вам история, о которой я только что рассказала?
  2. Как вы думаете, почему в четверостишии булочник был назван тьмутараканским?
  3. Хотели бы вы еще раз совершить подобное путешествие по столице нашей Родины Москве?
  4. Хотели бы вы нарисовать услышанную историю? Я предлагаю сделать рисунок сейчас, чтобы дома рассказать своим родителям о том, чему был посвящен наш информационный час.

(Пока учащиеся рисуют, звучит песня «Я шагаю по Москве».)

II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационного часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исторические достопримечательности моего края (виртуальная экскурсия), 4 класс

Интегрированный урок (окружающий мир, литературное чтение), целью которого является создание карты Москвы с ее историческими достопримечательностями. Основной блок - Московский Кремль, история его обр...

Виртуальная экскурсия "Сторона родная" "Экскурсия в поселок Гузерипль"

Экскурсия в посёлок Гузерипль  поможет детям проявить интерес к истории  родины, национальной культуре, открыть для себя новые ценности, дети лучше узнают друг друга. Краеведение является од...

Конспект + презентация урока окр.мира по теме: "Москва – столица нашего государства. Достопримечательности Москвы" 1 класс, ПНШ.

Цель деятельности учителя: расширение представления учащихся  о России, о столице нашего государства – городе Москва, о достопримечательностях Москвы.Планируемые результаты:Предметные:- зна...

Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Москвы

Знакомство обучающихся с современной Москвой, её главными достопримечательностями....

Виртуальная экскурсия по окружающему миру "Путешествие в Москву" 2 класс

Путешествуя в далекое прошлое нашей Родины, учащиеся знакомятся с историей возникновения нашей столицы. Могут побывать в интересных местах современной Москвы.Материал можно использовать при дистанцион...

Виртуальная экскурсия "Памятники и исторические места Москвы"

Задачи1. Пополнить знания воспитанников об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в исторической и культурной памяти народа.2. Стимулировать интерес к изучению истории М...