Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Москвы
план-конспект занятия (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ И КУЛЬТУРНЫМ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМ МОСКВЫ
Информационный классный час
Минувшее проходит предо мной,
Грядущее проходит предо мною…
В. Гиляровский
Москва, как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось!..
А.С. Пушкин
Москва! Москва!
Люблю тебя как сын,
Как русский – сильно,
Пламенно и нежно!..
М.Ю. Лермонтов
Задачи
1. Пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в исторической и культурной памяти народа.
2. Стимулировать интерес к изучению истории Москвы, стремление к сохранению красоты памятных мест своей страны.
3. Вызвать чувство гордости за людей, сохранивших и сохраняющих историю государства для будущих поколений.
4. Способствовать проявлению уважения к творцам архитектурных и садово-парковых ансамблей.
Подготовительная работа
1. Провести классный час, посвященный творчеству В. Гиляровского и его книге «Москва и москвичи».
2. Подготовить виртуальное путешествие учащихся по Москве, презентацию или видеосюжеты по данной теме.
3. Сделать выставку рисунков «Я рисую столицу моей Родины».
5. Подготовить выставку книг детских авторов о Москве.
6. Подготовить подборку музыкального сопровождения по теме информационного часа.
7. Подготовить тексты для чтения в ходе информационного часа.
Ход мероприятия
I. Основная часть
Вступительное слово классного руководителя
«Наш полупустой поезд остановился на темной наружной платформе Ярославского вокзала, и мы вышли на площадь, миновав галдящих извозчиков, штурмовавших богатых пассажиров и не удостоивших нас своим вниманием. Мы зашагали, скользя и спотыкаясь, ничего не видя под ногами, и только наткнувшись на деревянный столб, можно было удостовериться, что это фонарь для освещения улиц, но он освещал только собственные стекла, залепленные сырым снегом.
Миновали вокзалы, переползли через сугроб и опять зашагали посредине узких переулков вдоль заборов, разделенных деревянными домишками и запертыми наглухо воротами. Маленькие окна отсвечивали кое-где желто-красным пятнышком лампадки. Темень, тишина…
Так меня встретила Москва в октябре 1873 года».
Так писал в своей книге – памятнике городу Москве Владимир Алексеевич Гиляровский, человек, влюбленный в Москву.
Вопросы учащимся
- Можно ли сравнить Москву, которую В.А. Гиляровский описал в этом маленьком отрывке, с той Москвой, которую мы видим по телевизору, в журналах, газетах и фильмах?
- А нужно ли нам знать о том, какой была Москва раньше?
- Кто делает нашу столицу красивой и нарядной?
- Хотелось бы вам заглянуть в прошлое Москвы?
– Тогда вперед, мы отправляемся на экскурсию по Москве, и хотя она от нас далеко, но во времена Интернета ничего невозможно нет.
Слайд 1. Лайнер Российских авиалиний
– Я приглашаю вас в этот голубой лайнер Российских авиалиний, который в одну секунду доставит нас в Москву.
(Звучит музыка из кинофильма «Москва слезам не верит».)
Слайд 2. Покровский собор
– Наша первая остановка – недалеко от Покровского собора города Москвы. На какой площади мы с вами оказались?
– Мы на Красной площади. Слово «площадь» означает незастроенное, большое и ровное место в городе, от которого обычно расходятся в разные стороны улицы, что мы и видим.
За зубчатой стеной – Кремль. Кремлевская стена сложена из красного кирпича. Среди любимых цветов древней Руси первенствовал красный.
– Как вы думаете, почему красный цвет так любили на Руси?
– Вы правы, ребята. Слово «красный» имело значение «прекрасный, красивый, чистый, добрый». Если говорилось, например, что у соседа красная изба, то все понимали, что речь идет о жилье чистом, белом, красивом. Самое почетное место в доме – «красный угол». А в нем «красная лавка», на которую сажали дорогого гостя.
У большой избы должно быть «красное крыльцо», то есть переднее, приемное, парадное. Оно строилось с навесом и выходило не во двор, а на улицу. Естественно, что лучшую площадь возле кремлевских стен назвали Красной. Что же было на площади раньше?
(Учащиеся получают листочки в виде свитка и читают: «Красная площадь – главный рынок города. Тут день-деньской толпился народ, торговцы ставили свои скамьи, женщины продавали домашние изделия – пироги, напитки, угощали лесным медом. Все это приводило к тому, что в торговые дни на площади была толкотня, шум и ералаш. Пришлось оглашать указ о том, что поставленные в неуказанных местах лавки и скамьи надо сломать».)
– Так писал путешественник Олеарий, бывавший в древней Москве.
Вопросы учащимся
- Отличается ли Красная площадь сегодня от той, которую описал путешественник?
- Что теперь проходит на Красной площади в современной Москве?
- Бывали ли вы на Красной площади во время парада или концерта?
- Понравилось ли вам?
– Вы правы, ребята. В наши дни на Красной площади проходят военные парады, праздники и гулянья, концерты.
Слайд 3. Стены и башни Московского Кремля
– А теперь давайте остановимся и внимательно рассмотрим стены и башни Московского Кремля. Существующие кирпичные стены и башни были возведены 500 лет назад, протяженность их более 2 километров. Высота стен от 5 до 19 метров. Если рассматривать с точки зрения современного градостроения, то это высота 2-этажного дома на возвышенностях, а в низменных местах – высота 5-этажного дома. Завершаются стены зубцами с узкими бойницами. Зубцы имеют высоту 2–2,5 метра. Общее количество зубцов – более 1000.
Вопросы учащимся
- Для чего нужны были такие узкие бойницы?
- Зачем нужно было такое количество зубцов?
- Как вы думаете, всегда ли кремлевские стены выглядели так, как современная кремлевская стена?
Слайд 4. Картина места застройки Кремля
– Не всегда Кремлевские стены были такими, какими мы видим их сегодня.
Сначала, при Юрии Долгоруком, в XII веке на месте существующего в наше время Кремля была маленькая деревянная крепость. Ее построили на живописном холме, поросшем лесом, на месте впадения Неглинной реки в Москву-реку. Здесь мирно паслись лоси и медведи. Место было видное, лесное, рыбное, охотничье, медовое, перекресток речных и конных дорог с запада на восток и с севера на юг. «Не сразу Москва строилась», – вспоминается, когда глядишь на зубчатые кремлевские стены.
Слайд 5. Деревянный кремль
При князе Иване Калите на месте деревянной крепости был построен кремль из дубовых бревен. Дубовый Кремль строили 2 года. Но потом решили его разобрать.
Вопросы учащимся
- Как вы думаете, почему?
- Какой кремль нужно было возвести, чтобы он устоял от врагов?
Слайд 6. Кремль времен Дмитрия Донского
– При князе Дмитрии Донском кремль расширился, и взамен деревянных стен были построены мощные стены из белого камня. Но и этот кремль был разрушен, не смог он устоять под напором врагов.
Слайд 7. Вид современного Кремля
– На его месте был выстроен тот Кремль, который мы сегодня видим – краснокирпичный, четвертый по счету Московский Кремль
Готовясь к информационному часу, я предложила вам нарисовать самые памятные для вас места Москвы, которые вам хотелось бы запечатлеть на бумаге.
Посмотрите на рисунки и определите тот рисунок, который наиболее детально и точно изображает современный Московский Кремль.
(Ребята определяют лучшие рисунки.)
– Авторам я вручаю наборы открыток достопримечательностей Москвы. С их помощью можно оформить интересный альбом о достопримечательностях Москвы.
А мы продолжаем свое путешествие. Может, кто-то устал, хочет отдохнуть, тогда я предлагаю вам ответить на вопросы викторины по первой части нашей экскурсии.
Вопросы викторины
- Из какого строительного материала был построен первый Кремль? (Из дерева.)
- Кто считается основателем Москвы? (Ю. Долгорукий.)
- Какого цвета был первый каменный Кремль? (Белого.)
- Какого цвета Кремль сейчас? Из какого материла? (Из красного кирпича.)
- Что означало слово «красный» в старину? (Красивый.)
- Кто такой В.А. Гиляровский? (Автор книги «Москва и москвичи».)
(Звучит песня О. Газманова «Москва! Звонят колокола!».)
– Молодцы, ребята. Все запомнили, все знаете, скоро сами будете проводить экскурсии для малышей.
Слайд 8. Спасская башня
– Мы подходим с вами к Спасской башне Кремля. Кремлевские стены укреплены крепостными башнями, различными по своему очертанию: круглыми, прямоугольными, многогранными. Я прошу вас внимательно посмотреть на Спасскую башню и рассказать о том, что она собой представляет.
(Ответы учащихся.)
– Вы правы, ребята, Спасская башня имеет 10 ярусов, из которых 3 занимает механизм часов-курантов. Размер цифр на циферблате – 1 метр. Бой часов осуществляется одиннадцатью колоколами. Весь механизм часов весит 25 тонн.
Высота Спасской башни со звездой из рубина – 71 метр, как 25-этажный дом. Внутри звезд лампы, которые включают вечером – и звезды загораются. Это очень красивое зрелище. Многие люди приходят к Спасской башне и ждут момента, чтобы полюбоваться горящими звездами. В старину эта башня была грозным оборонительным сооружением, готовым всегда дать отпор противнику. Если враг прорывался в башню, то внезапно опускалась кованая решетка, отрезавшая и преграждавшая путь врагу.
Мы расстаемся с вами со Спасской башней Кремля. Но предварительно мне бы хотелось, чтобы вы ответили на мои вопросы.
Вопросы учащимся
- Из какого материала сделана звезда на Спасской башне Кремля? (Из рубина).
- Как называлась крепость в старинных русских городах? (Кремль.)
- Какие две реки протекают около Кремля? (Москва, Яуза).
- Как называется Кремлевская башня с курантами? (Спасская.)
– Устали, ребята? Нет, но покушать нам бы не помешало. Я предлагаю отправиться на Тверскую улицу, к дому бывшего булочника Филиппова, знаменитого на всю Москву своими сайками и калачами.
Слайд 9. Улица Тверская
– В истории Москвы много интересного и удивительного, о чем мы можем с вами узнать благодаря В. А. Гиляровскому и его книге.
Пока вы будете кушать сайки и калачи, которые мы заранее вам приготовили, я расскажу вам о булочной Филиппова, которую в своей книге описывает В. А. Гиляровский. Булочник Филиппов был так популярен в Москве, что даже тогда, когда он умер, его смерть была отмечена интересным четверостишием:
Вчера угас еще один из типов,
Москве весьма известных и знакомых,
Тьмутараканский князь Иван Филиппов,
И в трауре оставил насекомых.
– Вам интересно, почему о нем так написали? Тогда, слушайте.
«Булочная Филиппова была всегда полна покупателей. В дальнем углу вокруг горячих железных ящиков стояла постоянная толпа, жующая знаменитые филипповские пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом, вареньем и изюмом. Именно о сайках с изюмом и хочется рассказать поподробнее. В те времена генерал-губернатором Москвы был Закревский, которого все боялись. Каждое утро горячие сайки от Филиппова подавались ему к чаю. Однажды, отламывая кусок свежей сайки, генерал-губернатор увидел там запеченного таракана. Немедленно был вызван булочник Филиппов. Генерал начал кричать на Филиппова, но тот, совершенно не смущаясь, съел кусок булки с тараканом и сказал генералу, что это изюминка. До этого булочник сайки с изюмом никогда не пек.
Прибежав в булочную, булочник быстро вымыл много изюма и бросил его в тесто. Через час сайки с изюмом были доставлены генерал-губернатору Закревскому. Через день отбоя от покупателей не было. Всем понравился новый вид саек с изюмом…»
Сегодня в Москве можно купить сайки с изюмом, приготовленные по старым рецептам. И не только сайки, но и бублики, калачи, пряники, много вкусных вещей, приготовленных умелыми кондитерами и булочниками.
Вопросы учащимся
- Понравилась ли вам история, о которой я только что рассказала?
- Как вы думаете, почему в четверостишии булочник был назван тьмутараканским?
- Хотели бы вы еще раз совершить подобное путешествие по столице нашей Родины – Москве?
- Хотели бы вы нарисовать услышанную историю? Я предлагаю сделать рисунок сейчас, чтобы дома рассказать своим родителям о том, чему был посвящен наш информационный час.
(Пока учащиеся рисуют, звучит песня «Я шагаю по Москве».)
II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационного часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исторические достопримечательности моего края (виртуальная экскурсия), 4 класс
Интегрированный урок (окружающий мир, литературное чтение), целью которого является создание карты Москвы с ее историческими достопримечательностями. Основной блок - Московский Кремль, история его обр...
Виртуальная экскурсия "Сторона родная" "Экскурсия в поселок Гузерипль"
Экскурсия в посёлок Гузерипль поможет детям проявить интерес к истории родины, национальной культуре, открыть для себя новые ценности, дети лучше узнают друг друга. Краеведение является од...
Конспект + презентация урока окр.мира по теме: "Москва – столица нашего государства. Достопримечательности Москвы" 1 класс, ПНШ.
Цель деятельности учителя: расширение представления учащихся о России, о столице нашего государства – городе Москва, о достопримечательностях Москвы.Планируемые результаты:Предметные:- зна...
Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Москвы
Знакомство обучающихся с современной Москвой, её главными достопримечательностями....
Виртуальная экскурсия по окружающему миру "Путешествие в Москву" 2 класс
Путешествуя в далекое прошлое нашей Родины, учащиеся знакомятся с историей возникновения нашей столицы. Могут побывать в интересных местах современной Москвы.Материал можно использовать при дистанцион...
Виртуальная экскурсия "Памятники и исторические места Москвы"
Задачи1. Пополнить знания воспитанников об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в исторической и культурной памяти народа.2. Стимулировать интерес к изучению истории М...
Виртуальная экскурсия по Москве«Памятные места, посвященные Великой Отечественной войне»
Виртуальная экскурсия по Москве...