Возможности воспитания трудом в семье (беседа с родителями)
методическая разработка по теме
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители - пример ему.
Себастьян Брандт
Родителям предлагают обсудить вопросы трудового воспитания ребенка в семье. Каждый родитель понимает, что необходимо прививать детям любовь к труду. А для чего? Зачем мы приучаем детей трудиться? Как привить детям любовь к труду? Ответы на эти вопросы можно найти совместно в ходе беседы. (Беседа сопровождается презентацией)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_trudom.rar | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с родителями
«Возможности воспитания трудом в семье»
Цель: сформировать у родителей отчётливые представления о роли и возможностях трудового воспитания в семье.
Ход собрания.
(СЛАЙД 1)
Эпиграф: Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
Себастьян Брандт
У. – Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, в чём мы можем стать хорошим примером для наших детей? Чему мы можем научить ребёнка в семье?
(Ответы: общаться, уважать старших, быть добрыми, помогать друг другу, трудиться, ….)
У.- Сегодня я вам предлагаю обсудить вопросы трудового воспитания ребёнка в семье. Каждый родитель понимает, что необходимо прививать детям любовь к труду. А для чего? Зачем мы приучаем детей трудиться? Ответы на эти вопросы мы постараемся найти совместно в ходе нашей беседы. Итак, тема нашей беседы звучит так:
(СЛАЙД 2) «Возможности воспитания трудом в семье».
У. - Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудится в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России. Согласны?
У. – Скажите, где и когда закладываются основы трудового воспитания?
(Ответы: в семье, с раннего детства)
У. - Основы трудового воспитания закладываются в семье.
(СЛАЙД 3: Семья - дружный трудовой коллектив) Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано.
(СЛАЙД 4) Подражание, свойственное ребёнку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности.
(СЛАЙД 5) Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развивать и углубить его - основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
У. – А с чего начинается трудовое воспитание?
(Ответы: самообслуживания, бытовой, домашний труд)
У. – Согласны ли вы с мнением, что
(СЛАЙД 6) воспитать привычку к труду – это хлопотное дело? Почему?
(Ответы родителей)
У. – Действительно, приучить ребёнка к труду сложно, здесь не стоит ждать быстрых результатов. Любовь к труду воспитывается только в труде, а всякий труд связан с преодолением трудностей, с усилием, усталостью и напряжением. И начинать надо очень рано – с самообслуживания. Сколько нужно на первых порах терпения родителям, чтобы привить ребёнку какие-то навыки. И так изо дня в день, пока ребёнок не доведёт навык до автоматизма. А с возрастом сфера самообслуживания растёт, родители начинают приучать ребёнка выполнять любую домашнюю работу.
(СЛАЙД 7) Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И не важно, кем станет ребенок, когда вырастет - летчиком или поваром, рабочим или менеджером. Привычка трудиться и умение делать что-то своими руками пригодятся в любой профессии, и, кроме того, труд в огромной степени содействует умственному развитию ребенка: обдумывание действий, последовательность выполнения, мышление, логика, находчивость и многое др., т.е. мыслительные операции)
У. – И мы можем сделать уже первый вывод, в чём же возможность воспитания трудом (СЛАЙД 8: труд – умения, навыки, умственное развитие)
У. - Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней – мы формируем благородные побуждения. Что это значит, как вы думаете?
(Ответы: заботиться о близких, умение прийти на помощь, ….)
У. – Значит, труд помогает прививать детям и какие-то нравственные, духовные качества.
И это следующий вывод
(СЛАЙД 9: труд – нравственные качества)
У. – Есть мнение, что
(СЛАЙД 10) основной причиной, которая сдерживает привлечение детей к труду, является длительная опека родителей.
-Что вы думаете об этом, уважаемые родители?
(Ответы родителей)
У. – Послушайте один пример из жизни.
…В семье девочку Олю приучили к тому, что её – главный труд – учёба (и она выполняла его очень хорошо). Всё остальное лежало на плечах мамы – стирка, уборка, мытьё посуды… И вот у десятилетней Оли мама приболела, легла отдохнуть.
-Где мой спортивный костюм? – спросила Оля, придя из школы.
-Я его замочила, чтобы постирать, - ответила мама.
-Ну вот, а завтра у нас физкультура, - возмутилась девочка.
У. – Как вы думаете, что было дальше?
(Ответы родителей)
У. – А дальше было так:
-Постирай, доченька, сама: это нетрудно.
Дочка ответила:
-Оттого что ты заболела, я завтра двойку по физкультуре получу!
У. – Вот так жестоко и откровенно… Как вы думаете, кто виноват в этом случае?
(Ответ родителей)
У. – Виновата сама мама. Конечно, родители быстрее и лучше справятся с каким-либо домашним делом. Часто мамы и папы идут на жертву: берут на себя всю домашнюю работу. В результате вырастает потребитель, который будет требовать такого же к себе отношения и в будущей жизни. Родителям необходимо проявить упорство и терпение, чтобы привить трудовые навыки ребёнку, чтобы он вырос и смог в дальнейшем трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, и при этом испытывал бы психологический и душевный комфорт. Теперь можно сделать ещё один вывод:
(СЛАЙД 11: труд – самостоятельность, подготовка к будущей жизни, положительные качества личности)
У. – Как вы считаете, должны ли быть у ребёнка
(СЛАЙД 12) постоянные обязанности? Почему?
(Ответы родителей)
У. - У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности, т.е. имеется системный подход в воспитании… Из этого можно сделать следующий вывод:
(СЛАЙД 13: труд – ответственность, чувство долга)
У. – А сейчас я вам предлагаю готовый вывод по следующему вопросу:
(СЛАЙД 14: труд – воля)
У. – Какие будут ваши предположения?
(Ответы: как трудом можно воспитывать волю ребёнка?)
У. - Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку
научиться различать понятия "можно" - "нельзя", «не хочу» - "надо". С этой целью необходимо приучать ребёнка делать не только то, что в данный момент ему хочется, а то, что надо. Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу". Приучать ребёнка к слову "нельзя" – значить приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств. Следовательно, можно сделать вывод, что труд способствует развитию воли ребёнка, а значит (СЛАЙД 14/1: развитию самоорганизации и самоконтроля)
У. – Так же (СЛАЙД 15: необходимо, чтобы ребёнок как можно раньше почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и равноправный член семьи).
- Как это высказывание можно связать с темой нашего разговора? (СЛАЙД 15/1: труд - …?)
(Ответы родителей)
У. - Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя членом семьи, от которого тоже ждут помощи, что его помощь нужна, просто необходима. Осознание значимости своего труда формирует настоящего человека. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства.
Опытные, грамотные родители никогда не станут делать за ребёнка то, что он может и хочет сделать сам. Но бывает, что некоторые родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребёнка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Он понимает, что его труд никому не нужен, взрослые могут справиться и без его помощи. В результате чего у ребёнка снижается самооценка. Следовательно, можно сделать вывод, что труд способствует развитию… (СЛАЙД 15/2: труд – самооценка и самопознание)
У. – Накануне я беседовала с вашими детьми, чтобы узнать их отношение к труду. Ребята ответили на вопросы анкеты (Приложение 1). Проанализировав и обобщив ответы детей, вот что получилось:
(СЛАЙДЫ 16-21: ответы на вопросы анкеты)
У. – Особое внимание хочется заострить на вопросе № 6 о трудовых коллективных делах семьи. Как вы считаете, что даёт ребёнку коллективный труд? (СЛАЙД 22: труд - ….)
(Ответы родителей)
У. – Работая в коллективе, ребёнок учится в первую очередь общению. Следовательно, труд развивает (СЛАЙД 22/1: труд – коммуникативные умения).
У. – А теперь давайте подведём итог нашей беседы и примем нужное для нас решение.
(СЛАЙД 23: тема беседы)
У. – Какой вывод мы можем сделать из нашей беседы?
(Ответы родителей)
(СЛАЙД 23/1) ВЫВОД: возможности воспитания трудом велики. Труд помогает формировать различные умения и навыки, воспитывать характер и развивать нравственные качества ребёнка.
У. – А какое решение вы предложите принять после нашего разговора?
Решение: прививать детям любовь к труду, учить их трудиться…
У. – А завершить нашу беседу мне хочется словами К.Д.Ушинского:
(СЛАЙД 24) «Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, - это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия»
Приложение 1.
1.Помогаешь ли ты дома?
2.Нравится ли тебе трудиться? Почему?
3.Есть ли у тебя постоянные поручения по дому?
4.Почему ты трудишься дома?
-Люблю трудиться.
-Хочу помочь старшим.
-Заставляют взрослые.
5.Если у тебя не получается какая-нибудь работа, что будешь делать, как поступишь?
6.Назови трудовые коллективные дела вашей семьи, если такие есть.
Используемая литература:
- Л.И. Саляхова «Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьников. 1-4 классы»/ Москва/ Глобус/2009
- Журнал «Начальная школа» № 5 – 2008г/Приложение с.5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с родителями " Духовно-нравственное воспитание в семье"
о рли родителей в формировании нравственного облика ребенка...
Беседа с родителями на тему "Труд в семье"
Цели: обратить внимание родителей на воспитание трудолюбия в детях; Помочь родителям привить у ребёнка желание выполнять свои семейные обязанности....
Беседа для родителей "Воспитание ненасилием в семье"
Воспитывать детейх – дело очень нелёгкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскор...
Беседа для родителей. "Воспитание не насилием в семье"
Хороший материал в посмощь учителю при подготовке к родительскому собранию с рекомендациями....
Материал для беседы с родителями на тему "Воспитание трудолюбия в семье"
В данном материале представлен текст беседы и анкета для родителей....
Беседа для родителей приёмной семьи: «Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения детей»
Беседа для родителей приёмной семьи:«Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения детей»...
Духовно-нравственное воспитание детей в семье. Информация для родителей 3-4 классов. Педагог-психолог Т.Г. Энзель
Огромное значение для воспитания имеет семейный уклад. Семья иерархична, и это очень важно, но для воспитания требуется правильная иерархия: отец - мать – дедушка и бабушка – старши...