"Подвига свет негасимый" ОПК
классный час по теме
внеклассное мероприятие
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок ОПК 6 класс
Урок составила
учитель МБОУ Епифанская СОШ
Комкова Е. М.
2012 г.
Цель урока:
- Воспитание познавательного интереса к основам православной культуры.
Задачи:
- Воспитание любви к Родине и уважение к людям, которые её защищали и защищают.
- Создание условий для воспитания учащихся свободными и ответственными гражданами, любящими своё Отечество.
- Формирование умения работать с любыми источниками информации, стремясь найти разные варианты его подачи.
Подвига свет негасимый.
Здравствуйте, дорогие гости, любимые мои ученики!
Сегодня у нас урок «Основы православной культуры». Прочитайте, пожалуйста, тему нашего урока и скажите, в преддверии какого праздника мы его проводим?
Какая годовщина со дня Победы?
Молодцы, вы помните. И сегодня мы будем говорить о подвиге. О подвиге, место которому есть в любые времена, в любые столетия. Я очень хочу, чтобы в конце урока вы постарались ответить мне на такой вопрос: Какие чувства, какие эмоции вы испытали, слушая мою речь, выступления своих одноклассников. Итак… * Подвига свет негасимый.
Рябикина В.
** Смоленск и Тула, Киев и Воронеж
* Своей прошедшей славою горды.
* Где нашу землю посохом не тронешь, -
* Повсюду есть минувшего следы.
** Нас дарит кладами былое время:
Копни лопатой и найдёшь везде –
* Тут – в Данциге откованное стремя,
А там – стрелу, калённую в Орде.
* Зарыли в землю много ржавой стали
Все, кто у нас попировал в гостях!
** Как памятник стоит на пьедестале,
* Так встала Русь на вражеских костях.
* К нам, древней славы неусыпным стражам,
* Взывает наше прошлое веля,
Чтоб на заржавленном железе вражьем
И впредь стояла русская земля!
Д. Кедрин
** На памятнике русским гренадёрам, павшим в боях под Плевной, выбита надпись: «Больше сия любве никто же имать дакто душу свою положит за други своя» (Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих).
Евангелие от Иоанна
** Бог любит добродушный мир, — говорит святитель Московский Филарет, — и Бог же благословляет праведную войну. * На земле всегда есть немирные люди, посему нельзя наслаждаться миром без помощи военной. * Для охранения мира необходимо, чтобы победитель не дозволял заржаветь своему оружию". * Не посему ли Господь —Бог мира и любви — нарицает «Себя Господом воинств?»
** Наши духовно-нравственные воинские традиции едины как для *русской армии прошлых веков, * так и для современной Российской армии. На протяжении столетий русский воин был тем же пахарем на ниве военной, что и его мирный собрат. * Тот, кому выпал воинский жребий нёс службу именно «за други своя». * Война ради войны, ради захвата чужих имений, жён, земель никогда не поощрялась в России. ** Не случайно и герои нашего былинного эпоса – богатыри, охраняющие покой страны, - столь не похожи на героев западноевропейских рыцарских эпических сказаний. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович на богатырских заставах несут службу «за други своя». ** Князь Владимир в былинах, * царь в русских солдатских песнях – своеобразное олицетворение идеи государства, которому служит и которое обороняет русский богатырь. Верность ему русский воин блюдёт не за честь, а за совесть.
** Стоит за алтари святые,
* За Богом венчанных царей,
* За гробы праотцов родные,
* За жён, отцов и за детей.
**— Счастливы вы, православные наши Христолюбивые воины, если смотрите на свою службу, как на дело Божие, если почитаете ее себе за честь великую, за особую к вам милость Божию! * Не забывайте же, что добрый воин царя благочестивейшего должен быть и добрым воином Царя Небесного Иисуса Христа. * Любите крепко святую матерь нашу Церковь Православную, исполняйте свято ее святые заповеди, * и если Богу угодно будет, чтобы вы положили души свои за Веру Православную, за царя-батюшку, за родную землю русскую, то спокойно идите на смерть: святая Церковь будет просить вам у Царя Небесного венца мученического...
** (Из слова святителя Димитрия, митрополита Ростовского)
** Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся промысел Божий о нашей Русской Земле, о её судьбе. * Русь во многом была просвещена через князей, потому что князь – это, прежде всего военный и хозяйственный лидер. Князья стремились к государственности, через них Русь просвещалась верой. Когда Русь разделилась на мелкие княжества, когда были утрачены родственные связи, тогда их объединила вера. * Они были «орудием» в руках Господа. Первыми Андрей Боголюбский и Александр Невский стали собирать Русскую Землю, поднимать народ на войну с захватчиками.
Виктор Курганский расскажет про Андрея Боголюбского.
** Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1110-1174), внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны (в святом Крещении Марии), еще в юности был назван Боголюбским за постоянно присущее ему глубокое молитвенное внимание, прилежание к церковным службам и "утаенных молитв к Богу присвоение". ** От деда, Владимира Мономаха, внук унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к Слову Божию и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни. ** Завоевание великого волжского пути стало для святого Андрея основной задачей его государственного служения России. К концу 1170 года Боголюбский сумел добиться объединения Русской земли под своей властью. ** В ночь на 30 июня 1174 года святой князь Андрей Боголюбский принял мученическую кончину от руки изменников в своем Боголюбском замке. ** Русская Церковь помнит и чтит своих мучеников и созидателей. Андрею Боголюбскому принадлежит в ней особое место. Взяв в руки чудотворный образ Владимирской Божией Матери, святой князь как бы благословил им отныне и до века главнейшие события русской истории. Молитвами святого Андрея сбылись над Русскою Церковью его самые заветные чаяния.
Сейчас я предоставлю слово Александру Должину, послушайте его.
** * * * *Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переславле-Залесском. Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. * Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве под командованием Биргера. Св. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил Св. князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!». ** «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал св. Александра Невским. * Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241г. молниеносным походом св. Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 г. зимой он освободил Псков, ** а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя св. Александра прославилось по всей Святой Руси.
** В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Св. Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Св. Александр стал единовластным великим князем всей Руси.
** Князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом "чудо дивно и памяти достойно".
Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. Слово Данилову Александру.
** Св. Димитрий Донской родился в 1350 году, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.
** Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, св. Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, направил ему в помощь монахов-схимников Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).
* За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы князь Димитрий стал именоваться Донским.
** О, бранный витязь! Ты печален,
Один, с поникшею главой,
Ты бродишь мрачный и немой,
Среди могил, среди развалин;
Ты видишь в Родине своей
Следы пожаров и мечей.
** И подвиг нынешней Руси да будет будущему в память
** Всем нам хотелось бы жить в мире, свободном от войн и всяческого насилия. * Но, к сожалению, окружающий мир всё ещё исполнен военных опасностей, и потому наряду с мирными тружениками, нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества.
** Издавна на Руси, вознося молитвы о русском воинстве, сражающемся "за веру, царя и Отечество", Святая Православная Церковь именовала его воинством христолюбивым.
** Возлюби Господа и возлюби ближнего - эти заповеди Иисуса Христа исполнялись православным воинством Святой Руси. Оттого славился русский солдат своей любовью к Родине, высоким воинским духом, умением побеждать, готовностью положить жизнь за други своя. Все эти качества, ярко проявившиеся во всех Отечественных войнах и продолжающие в нашей армии определять образ истинного воина, имеют исторические корни, воспитаны многовековыми православными традициями.
А сейчас мне хочется, чтобы послушали еще про одного воина, Он не причислен к лику Святых, но вся его жизнь - подвиг. Это проиетерей отец Михаил Фёдорович Чудаков.
Лиза Михалина, тебе слово.
* Он родился 25 июля 1923 г. В обычной крестьянской благочестивой семье села Лидинка Богородицкого района. С раннего детства Михаил был глубоко верующим человеком. Вместе с родителями и сестрой постоянно ходил в храм. После школы окончил учительские курсы и работал в одной из сельских школ. В 1941 г. Молодого учителя призвали в армию. Началась война. Получив в 1943 году контузию, ранения в руку и ногу, Михаил Фёдорович долго лечился в Ташкентском и Тульском госпиталях, перенёс несколько операций в результате которых правая рука стала практически неподвижной. Однажды случилось ему видение: * будто он опять на поле брани лежит среди убитых, а в полной тишине идёт в ярком сиянии великомученица Варвара с чашей в руках и причащает всех погибших. Михаил спросил, почему она прошла мимо него. “Ты и сам после войны будешь исповедовать, и причащать” – ответила святая угодница Божья.
* В 1945 г. в Богородицке открылся храм во имя Успения Пресвятой Богородицы и Михаил Чудаков устроился туда счетоводом. Затем он был произведён в диаконы и одновременно обучался на заочном отделении духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры. После её окончания ему предложили жениться и только после этого рукоположиться в священники. Но он отвечал, что хочет быть одиноким. Летом 1955 г. Михаила Чудакова пригласили в Тульскую епархию. Вернулся он в Богородицк из областного центра целибатным священником с назначением * в церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Приехав в Епифань, отец Михаил столкнулся с множеством проблем. Храм, хотя и действующий, находился в запущенном состоянии. Окна разбиты, икон в иконостасе не хватает, штукатурка и роспись по ней потрескалась и облупилась. Благодаря энергичным действиям нового священника приход постепенно оживал. Люди приносили в церковь старинные иконы, сохраненные ими в годы гонений 30-х гг. * Скоро в храме стало так благолепно и чисто, что поехали в Епифань “Богу молиться, Христу поклониться” верующие из окрестных селений и городов Кимовска, Донского, Новомосковска, Узловой. Ехали не просто в храм, а чаще к отцу Михаилу.
Сам он прекрасно пел молитвы, стихари и ектиньи, задушевно читал проповеди, цитировал творения Иоанна Златоуста, помогал людям словом Божьим и делом. Отец Михаил вел аскетический образ жизни, трепетно относился к своим духовным чадам, тайно занимался благотворительностью. Один из священников, побывавших в Епифани сказал прихожанам: ”Церковь у вас маленькая, а светильник в ней большой”. С большим уважением к отцу Михаилу относились тульские Владыки Герман и Максим. За свою долгую службу он получил все награды, какие может получить священник. К концу 80-х гг. здоровье батюшки заметно ухудшилось. * 2 сентября 1990 г. отец Михаил скончался. Незадолго до своей кончины отец Михаил сказал: “Ходите на мою могилку за благословением, как к живому”. Его помнят и чтят. Едут в Епифань Богу молиться, Христу поклониться. Кресту, под которым покоится прах достопочтимого православного батюшки Михаила Фёдоровича Чудакова.
Нефёдов Никита
** Чтоб стать мужчиной – мало им родиться,
Как стать железом – мало быть рудой.
Ты должен переплавиться, разбиться,
И, как руда, пожертвовать собой.
Готовность к смерти – тоже ведь оружие,
И ты его однажды примени…
Мужчины умирают, если нужно,
И потому живут в веках они.
** Ради жизни других людей гибли наши предки в войсках Дмитрия Донского, * Михаила Кутузова, * Георгия Жукова…* И именно ради жизни на родной земле несут сегодня свою службу, исполненную зачастую смертельных опасностей, наши воины-современники.
Низкий поклон им за это, за ту великую любовь, без которой невозможно жертвовать жизнью ради других людей, без которой невозможно быть настоящим солдатом , воином.
** Армия сегодня - это не только суровая школа жизни, в которой проверяется на прочность и закаляется мужской характер. В наше жестокое время военное служение связано с особой опасностью, во многих случаях смерть смотрит солдату в лицо. Поэтому воину любого звания нужнее всего вера в Бога и посильная молитва. Тогда в критических ситуациях Бог разделит с нами нашу естественную человеческую немощь, страх, боль, и это станет основанием мужества, мудрости, несокрушимой воли и духа. Именно в этом всегда была основа побед и бесстрашия русского воинства.
Мне, дорогие мои, хочется, чтобы вы послушали ещё об одной жизни- жизни парня, который ненамного был старше вас. Его жизнь это подвиг, великий подвиг . Об этом парне вам расскажет Никита Оралов.
** О чем душа в плену молилась,
Куда кровавым следом шла?
Когда глава с плечей скатилась,
О чем подумала душа?..
Лилия Середина
В светлый и радостный праздник Вознесения Господня трагически оборвались молодые жизни Евгения Родионова и его товарищей Саши, Андрея и Игоря…
В Чечне – маленькой республике на Северном Кавказе – шла жестокая война…
Рядовой пограничник Евгений Родионов завершал обучение в части спецподготовки погранвойск в г. Неман Калининградской области.
Как он гордился этим! В каждом письме домой писал: – Мама, я не просто солдат, я – пограничник! В его записной солдатской книжке были строки:
** Налейте полные бокалы!
Встать! Смирно! Русь, ты велика!
Я пью за наши идеалы -
За пограничные войска!!!
* А вот эта фотография одна из последних: веселый юноша, слегка надвинув козырек фуражки на глаза, дерзко смотрит в объектив фотоаппарата. Плечо слегка опущено, словно для того, чтобы все видели буквы "ПВ" – пограничные войска, его гордость, а на груди просматривается веревочка с крестиком…Зимой 1996 года рядовой пограничник Родионов начал нести службу на Ингушской заставе в составе погранотряда особого назначения. Военная специальность Евгения -гранатометчик.
** Совсем рядом находилась граница с Чечней. Вместе с другими солдатами Женя нес службу на контрольном пункте, через который проезжали машины, проходили люди, следуя в Чечню и обратно. Блокпост был абсолютно не оборудован для проверки: ни света, ни связи, ни огневой поддержки…
Женя и его сослуживцы – Андрей, Саша и Игорь – досматривали машины, старались не допустить провоза оружия и боеприпасов для боевиков. Ежедневно через пункт проезжал "уазик", прозванный "таблеткой".
В ту ночь "уазик" остановился сам. Из него выскочили несколько хорошо вооруженных бандитов Руслана Хойхороева -завязалась борьба. Спустя некоторое время "уазик" уехал в сторону Чечни, увозя в плен молодых солдат. Лишь истоптанный снег и застывшие пятна крови молчаливо рассказывали о той недолгой, но упорной борьбе ребят с напавшими на них боевиками.
Так начался мученический путь Евгения и его товарищей. Сто дней и ночей проведут узники в чеченском плену в местечке Бамут.
** Их ежедневно избивали, пытали, подвешивая на дыбе -палке, прикрепленной цепью к потолку холодного подвала. Все это время их почти не кормили. Стены сырого темного подвала, бетонный пол почернели от крови несчастных пленников.
Они мужественно терпели, до последнего надеясь и веря, что их спасут, не оставят в беде.
* Женя и его друзья пытались освободиться через решетку в небольшом оконце над головой, но слишком толстыми были прутья решетки и мало сил у пленников. Ребята пробовали вырвать ее, погнули вовнутрь, но дом был построен прочно, на века…
* Боевики хотели, чтобы Женя и его товарищи написали своим родным письма и попросили выкуп. Ребята отказались. Женя сказал, что у мамы больное сердце и денег у них нет.
Их снова били, снова морили голодом… Не осталось пыток, которые не испробовали чеченские торговцы людьми на юных солдатах. Потом ребят заставляли отречься от православной веры и принять мусульманство, обещая отпустить пленников на свободу. Торг не удался. Избитые, голодные, измученные бесконечными издевательствами, они не предали веру и Матерь-Церковь.
* А в это время мама Евгения, не дождавшись от командиров помощи в поисках их бойца, ходила по селам и аулам, пытаясь хоть что-то узнать о пропавшем сыне. В нее кидали камнями, чеченские женщины и старики кричали на нее, угрожали ей смертью. И только простые российские солдаты с жалостью смотрели на нее, давали поесть, спрашивали, есть ли новости о сыне.
Русскому парню был предложен выбор: погибнуть или сменить веру. И как его ни мучили, он ни за что не захотел снять крест, что был на его груди…
* Озверевшие бандиты жестоко казнили Евгения, отрезав голову непокорному пленнику.
Это произошло 23 мая 1996 года, в день Вознесения Господня и в день рождения самого Евгения, ему исполнилось 19 лет. Словно Сам Господь ждал и укреплял молодого воина, чтобы вознести его нетленную душу ко Отцу Своему. Душа Евгения стала бесценным даром Спасителя Отцу Небесному…
Среди неприметного сельского кладбища в глаза бросается табличка-указатель: "Кавалер ордена Мужества – Евгений Родионов".
Еще несколько шагов по тропинке – и мы стоим перед большим крестом, на котором начертано:
* "Здесь лежит русский солдат
Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа,
казненный под Бамутом
23 мая 1996 года".
Паша Мягков.
** Где б ты ни был,
Честный русский воин, помни:
О тебе гремит молва.
Будь всегда носить в крови достоин
Гневный жар великого родства.
Бейся в схватках равных и неравных
До конца! Плати врагу сполна!
Мир прекрасен, солдат,
Хоть немирен порой.
Путь пройдёшь до конца,
Свет над миром спасёшь.
Ты похож на отца,
Ты на деда похож.
** В последних числах марта мы все узнали о подвиге майора Сергея Солнечникова. 28 марта 2012 года ценой своей жизни он спас других. Что тут можно сказать?! Настоящий герой, настоящий командир и офицер. * Не знаю, почему но в голове все время всплывают фразы Христа. Нет большей любви чем если кто положит душу за други своя! И еще потерявший свою душу обретет ее. * И все время вспоминается фильм Тарас Бульба, когда казаки умирали в бою с какими словами они уходили. Крестились и говорили дай Бог каждому такой смерти! Русский человек всегда жил подвигами, которые непонятны другим народам. Что сказать!? ** (Чтение стихотворения на слайде) * Майору Сергею Солнечникову, который ценой своей жизни спас солдат-срочников, присвоено звание Героя России посмертно.
Я приглашаю Вову Кострюкова.
** СОЛДАТ!!!-Простое вроде слово,
А сколько в нём, заложено любви,
На подвиг ради РОДИНЫ готовы...
Отдаст свою ОН жизнь -ты только позови.
Так видно из покон веков заведено и свято,
Что женщина хранит очаг домашнего тепла...
Мужчинам- защищать ОТЧИЗНУ-быть солдатом,
Коль МАТУШКА-РОССИЯ, в бой их позвала.
** ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА-СЫНЫ ОТЧИЗНЫ!
Не раз шли в бой РОССИЮ защищать,
А иногда ценою своей жизни...
От вражьих пуль случалось умирать.
Наука древняя- Солдатская наука...
Не отдавать ни пяди от Родной земли...
И в каждом сердце у солдата гложет мУка,
Когда сдержать рубеж свой не смогли...
** В страданье и в крови,как-будто бы из АДА,
И сединой на голове за один час...
Тяжёл, не лёгок труд у нашего Солдата,
Лишь не забыла б РОДИНА, солдатушки, о ВАС...
ПОГИБШИЕ В БОЯХ, от ливня пуль свистящих,
Не до любившие ДЕТЕЙ И ЖЁН СВОИХ...
Молитвами ВАС вспомним в день скорбящих,
И НЕ ЗАБУДЕМ-БРАТЬЕВ И ДРУЗЕЙ, ОТЦОВ, ДЕДОВ СВОИХ!
** Лишь только БОГ, ВАС ЗНАЕТ ПОИМЁННО!
Пропавших без вести в ТЯЖЁЛЫХ ТЕХ БОЯХ,
МОЛИТВАМИ МЫ ПРОСИМ ПРЕКЛОНЁННО...
В ПОМИНАВЕНИЕ УСОПШИХ ВОЙНОВ-В ХРАМАХ И ЦЕРКВАХ...
Итог урока.
Вот и закончился наш урок, посвящённый подвигу. А теперь давайте попробуем определиться с чувствами, эмоциями, которые возникали у вас по ходу урока. Что вы можете сказать.?
Список источников:
- Сборник «Ради жизни на Земле»
- Учебник А.В. Бородиной «Основы православной культуры», М. издательство «Основы православной культуры», 2006
- Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвиг воинский, подвиг любви авторы статьи :Гребенкина, Малюкина, Погребная .
В статье рассказывается о выпускниках нашей школы, героически погибших в горячих точках....
Двенадцать подвигов Геракла. Начало пути. Первый, второй и третий подвиги...
Миф представляет собой чрезвычайно сложную реальность культуры. Перед учителем стоит задача научить понимать культуру разных исторических эпох, чувствовать особенности фольклорных ...
Двенадцать подвигов Геракла. 4-5-6-ой подвиги...
Продолжение повествования о подвигах Геракла......
12 подвигов Геракла (7, 8, 9 подвиги).
Продолжение истории жизни и подвигов героя....
Двенадцать подвигов Геракла ( 10-11 подвиги).
Продолжение историй......
12 подвигов Геракла. Подвиг двенадцатый.
Двенадцатый и последний подвиг героя....
Сценарий «Свет подвига всё ярче год от года» - тематический концерт, к Дню Победы.
Во время концерта: «Свет подвига всё ярче год от года», посвященный 74-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Дети читали стихи, пели песни, танцевали, показы...