Внеурочная деятельность
методическая разработка на тему

Приведена программа внеурочной деятельности в начальной школе и таблица ранжирования результатов внеурочки по направлениям для портфолио, в ней отображена динамика сформированности УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенноное общеобразовательное учреждение

“Малоимышская средняя общеобразовательная школа» ”

Согласовано:

Зам. по ВР

 МКОУ «Малоимышская СОШ»

_________________________

             Новокрещина Н.Л.

«___» ______________2012 г

Утверждаю:

Директор

МКОУ «Малоимышская СОШ»



        Ильина С.Н.        

«___» ______________2012 г

Программа

внеурочной деятельности младших школьников

2012 год

Пояснительная записка

      Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию образования. Согласно ФГОС нового поколения успешность                 современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

       Инновацией в структуре Базисного образовательного плана нового ФГОС выступает то, что в нем выделены три раздела: инвариантная часть, вариативная часть и внеурочная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты.

   Общеобразовательное учреждение предоставляет учащимся возможность выбора  широкого спектра занятий,   направленных на развитие школьника. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Внеурочная деятельность осуществляется  на принципах деятельностного подхода, занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, деловых игр, круглых столов, акций, КТД, конференций, КВНов, познавательных программ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.  

          Программа особенно актуальна сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, не могут найти сферу приложения своих способностей.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Нормативно-правовая основа:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения);
  3. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
  4. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;
  5. Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ;
  6. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16);
  7. САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  8. Проект перспективного развития образовательного учреждения;
  9. Модель внеурочной деятельности обучающихся начальной школы;
  10. Положения  о спортивно-оздоровительном, библиотечно-информационном и культурно-досуговом центрах  образовательного учреждения;
  11. Должностные инструкции зам. директора по воспитательной работе,  социального педагога, педагога-психолога;  классного руководителя;  педагога дополнительного образования;

Цель программы

                Создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов        на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей   и  культурных традиций.

Задачи

  1. Формировать потребность в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности;
  2. Развивать коммуникативные навыки и навыки самоорганизации, осуществлять сотрудничество с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  3. Развивать позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)
  4. Воспитывать потребность в освоении основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
  5. Способствовать качественной деятельности школьных внеурочных объединений.

В основе организации внеурочной деятельности в нашей школе следующие    принципы:

  1. свободный выбор на основе личных интересов и склонностей обучающихся;
  2. соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  3. включение учащихся в активную деятельность;
  4. доступность и наглядность;
  5. преемственность педагогических технологий учебной и внеурочной деятельности;
  6. опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  7. опора на ценности воспитательной системы школы.

Содержание программы, формы и методы деятельности.

Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашей школе, где  учащимся предоставляется возможность выбора  широкого спектра занятий,   направленных на развитие их личности.

Основные направления развития личности: духовно – нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, спортивно – оздоровительное, социальное. Обозначенные выше направления внеучебной деятельности рассматриваются как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально значимая деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;

Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное:

  1. работа спортивных кружков «Спортивные игры», борьба «Самбо», «Ритмика», Танцевальный (СДК)
  2. организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, внутришкольных спортивных соревнований;
  3. проведение бесед по охране здоровья;
  4. применение на уроках игровых моментов, физ. минуток;
  5. участие в спортивных соревнованиях на разных уровнях.

2Общекультурное:

  1. работа кружка «Умельцы»; студия «Театр-игра-дети»
  2. организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;
  3. проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  4. участие в конкурсах, концертах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района.

3. Научно-познавательное:

  1. курсы по выбору «Я - исследователь», «Занимательная информатика»
  2. работа интеллектуально-познавательного кружка «Интеллектуальные игры»;
  3. предметные недели;
  4. библиотечные уроки;
  5. конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры.

4.Духовно-нравственное

  1.  программа воспитания и социализации учащихся (КЛАССНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ)
  2. встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
  3. выставки рисунков;
  4. встречи с участниками «горячих точек»;
  5. тематические классные часы;

5. Социальное

  1. курс по выбору «Все цвета кроме черного»
  2. проведение субботников;
  3. беседы;
  4. разведение комнатных растений;
  5. Акция «Чистый двор»;
  6. Акция «Неделя добра».

Режим врнеурочной деятельности

Внеурочная деятельность

Направления

                                        Классы

I

II

III

IV

Спортивно - оздоровительное

3

4

4

4

Спортивные игры

2

2

2

2

Шахматы

Ритмика

1

2

2

2

Научно - познавательное

2

2

2

2

Интеллектуальные игры

2

2

2

2

Общекультурное

3

2

2

2

Театр – игра - дети

2

2

2

2

Умельцы

Праздники и традиции русского народа

1

Социальное

1

1

1

1

Психологические тренинги

1

1

1

1

Духовно - нравственное

1

1

1

1

Программа воспитания и социализации

1

1

1

1

Итого

10

10

10

10

Программное обеспечение  внеурочной деятельности

учащихся начальных классов

Направление внеурочной деятельности

Программы, обеспечиваю -

щие данное направление

Краткое содержание

Спортивно-оздоровитель -

ное

Шахматная школа

Руководитель:

Мишуров П.Г

Программа поможет младшим школьникам освоить основы шахмат, достичь высот шахматной игры.

Спортивные игры

Руководитель:

Санулин И.М

Программа  направлена на ознакомление школьников с историей, теорией и методами физической культуры, с правилами и организацией проведения соревнований на накопление знаний по гигиене, по технике безопасности, на участие школьников в разных видах спортивно – оздоровительной деятельности, практикумах по первой медицинской помощи, по предупреждению травм, на отработку техники и тактики видов спорта.

Ритмика

Руководитель:

Соловьева И.Ю.

Программа  направлена на становление у учащихся художественного ритма, сохранение и укрепление здоровья и развитие творческих качеств.

Общекультурное

Школьный театр “Театр – игра -дети» ”

Руководитель:

Винтер Н.А

Знакомство детей с историей театра в России. Устройство ширмы и декораций. Особенности изготовления кукол. Речевая гимнастика. Особенности работы кукловода. Выбор пьесы. Спектакль. Игра на шумовых музыкальных инструментах. Направлена на достижение метапредметных результатов: познавательных, коммуникативных, регулятивныз.

 Кружок «Умельцы»

Руководитель:

Байер С.В.

Программа направлена на изучение и освоение учащимися техники аппликация. Бумажная пластика. Работа с природными материалами. Изготовление работ в разных техниках художественного искусства.

Научно-познавательное

Интеллектуальные игры

Руководитель:

Булгакова Л.В.

Программа направление на развитие познавательного интереса учащихся, развитие мышления, воображения, памяти. На становление коммуникативных и исследовательских компетенций.

Социальное

Социально-психологический тренинг

Руководитель:

психолог

Программа направлена на успешную адаптацию учащихся в социуме. На коррекцию поведения и психологических процессов учащихся.

Духовно- нравственное

Программа воспитания и социализации

Развивает социокультурные ценности личности с приоритетом духовной основы, элементы управленческой культуры, эффективное общение на основе диалогизма. В программе важнейшим является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности младших школьников.

        Эффективность внеурочной деятельности  зависит от качества программы и уровня управления этой программой.  Управление реализацией  программы  осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление  любой инновационной деятельностью идёт  по следующим направлениям:

  1. организация работы с кадрами;
  2. организация работы с ученическим коллективом;
  3. организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами;
  4. мониторинг эффективности деятельности.

Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения  диагностики обучающихся, педагогов, родителей.

Результативность внеурочной деятельности отслеживается по следующим критериям:

  1. рост социальной активности обучающихся;
  2. рост мотивации к активной познавательной деятельности;
  3. уровень достижения  обучающимися таких образовательных результатов,  как  сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
  4. качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
  5. удовлетворенность учащихся и  родителей жизнедеятельностью школы.

Объекты мониторинга:

  1. Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
  2. Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
  3. Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
  4. Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.
  5. Вовлечённость  обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;
  6. Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
  1. Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.

Получение результатов на разных уровнях

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  о принятых в обществе нормах поведения и общения;  об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о театральном и музыкальном искусстве; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру, развитие экологической культуры; ориентацию на нравственное содержание  смысла  как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми, опыт участия в социальных акциях (природоохранные, благотворительные, профилактические и др.).

                               

      Использованная литература

  1. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  3. Примерные программа внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. –  М. : Прсвещение, 2010.



Предварительный просмотр:

Таблица результатов

1 класс

Направления

Уровень

Общекультурное

Духовно-нравственное

Интеллектуальное

Спортивно-оздоровительное

Социальное

Федеральный уровень(10,8,5)

Региональный уровень (8,6,4)

Муниципальный уровень (6,4,2)

Школьный уровень (4,2,1)

Сертификаты (4)

Исследовательские работы (10)

Проектные работы (10)

ИТОГО

Уровень овладения УУД

48  баллов и более - высокий

32 -47 – нормальный

до 32 – низкий

2  класс

Направления

Уровень

Общекультурное

Духовно-нравственное

Интеллектуальное

Спортивно-оздоровительное

Социальное

Федеральный уровень(10,8,5)

Региональный уровень (8,6,4)

Муниципальный уровень (6,4,2)

Школьный уровень (4,2,1)

Сертификаты (4)

Исследовательские работы (10)

Проектные работы (10)

ИТОГО

Сводная диаграмма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....


 

Комментарии

Материал для зам по В.Р. и учителей начальной школы.