Стили семейного воспитания
методическая разработка по теме
Как добиться, чтобы ребенок советовался с вами? В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий. К какому относитесь вы или родители ваших детей? Эта статья поможет узнать себя и других.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Стили семейного воспитания (командир, моралист, всезнайка, психолог и т.д.) | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Командир
Моралист
Критикан
Психолог
Всезнайка
Судья
Командир
Приказы, команды и угрозы - это способы, которыми Командир удерживает ребенка под контролем. С его точки зрения, ребенок
должен уметь сдерживаться.
Моралист
Такие родители ведут себя как проповедники. То следует делать, а это не следует... Моралисты обеспокоены в основном тем, чтобы все было прилично.
Всезнайка
Родители, играющие эту роль, читают лекции и раздают советы, взывают к рассудку, стараясь показать, насколько они интеллектуально превосходят ребенка.
Судья
Эти родители убеждены в виновности ребенка еще «до суда». Их цель доказать, что они всегда правы, а дети всегда не правы.
Критикан
Как Судья, Моралист или Всезнайка такой отец или мать хочет всегда быть правым. Его методы - это насмешка, обидные прозвища, сарказм и шутки, унижающие ребенка.
Психолог
С наилучшими намерениями Психолог пытается все анализировать, выяснить все детали, разложить все «по полочкам».
Утешитель
Утешитель
Родители-утешители стремятся избавить себя от переживаний за ребенка и стараются воспринимать его проблемы легко. Бесхитростные уговоры, претензии на то, что ничего особенного не произошло, даже если что-то на самом деле произошло, настаивание на том, что, «чтобы не случилось, не стоит расстраиваться», — типичные способы их поведения.
Родители, даже если они и играют какую-то из этих ролей, конечно же, не являются злоумышленниками. Они делают это из наилучших побуждений. Если вы узнали свои поступки в ком-то из выше описанных, постарайтесь измениться, следуя закономерностям и правилам эффективного общения.
Эффективное общение
Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. Взаимное уважение, в свою очередь, означает, что и дети и взрослые откровенно и без страха критики или осуждения могут выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Что значит приняты? Принять — значит показать, что вам понятны чувства ребенка, даже если вы и не разделяете его убеждений.
Человек, умеющий хорошо слушать, сконцентрирован на том, что ему говорят. Он смотрит ребенку в глаза, наклонен к нему, часто повторяет: «Я тебя слушаю внимательно!» Иногда он молчит, иногда отвечает.
Правила эффективного общения
Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев: •ребенок убедится, что вы его слышите; •ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства; •ребенок убедится, что вы его поняли правильно. Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.
Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.
Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.
Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»
Как добиться, чтобы ребенок советовался с вами?
На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Никогда? Иногда? Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.
Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться.
Когда вам трудно или у вас неприятности, чего вы хотите от окружающих? Чтобы вас оставили в покое? Внимательно выслушали и поняли ваше состояние?
Дети любого возраста будут делиться с теми, кто умеет слушать.
Ребенку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребенка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена замечательная возможность установить более тесный контакт с ребенком.
Как вести себя с ребенком, у которого возникли проблемы?
Многих из нас воспитывали в уверенности, что злость и раздражение надо сдерживать, а страх или тревогу скрывать. Поэтому иногда родители просто не знают, как реагировать на злость или раздражение ребенка, и поступают в соответствии с одной из следующих ролей.
Стили семейного воспитания
Посейте поступок — пожнете привычку,
посейте привычку — пожнете характер,
посейте характер — пожнете судьбу.
У. Теккерей
Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий.
На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние тип темперамента родителей, их совместимость, традиции, на которых воспитывались сами родители, научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребенка, их образовательный уровень, нравственные устои семьи.
Попустительский стиль семейного воспитания.
Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, своей работой. Их мало волнует душевное состояние их ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.
Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье — кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют поиск у ребенка наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, что стимулирует проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Родители постоянно демонстрируют ребенку образцы двуличного отношения с окружающими: друзьями, соседями, родственниками. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребенка - вместе с ним. Дети рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем. В выборе форм поведения в таких семьях ребенок свободен, но в обществе других людей от него требуют формального прилюдного соблюдения правил приличия. У таких детей много тайн, которые им нужно хранить за семью печатями, а это значит, что они должны быть все время настороже. Даже интеллектуальную деятельность своих детей родители в таких семьях стимулируют для того, чтобы извлечь из нее максимальную выгоду. В результате такого воспитания формируется конформный социально — психологический тип личности.
Младшие школьники «конформного типа» в детской среде часто слывут « ябедами», «подхалимами», «подлизами». Такие учащиеся любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Младшие школьники такого типа не любят ни умственный, ни физический труд. Эта тенденция проявляется во все возрастные периоды жизни.
Дети такого типа во время урока очень быстро устают и стараются под любыми предлогами увильнуть от работы. Часто такие учащиеся недобросовестно относятся к поручениям учителя и к различного рода обязанностям. Для таких учащихся часто не существует запретов и нравственных норм. Уже в младшем школьном возрасте они не мотивированы на учебную деятельность, но при этом их интересует конечный результат их деятельности - отметка.
Такие учащиеся могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. В их характере с раннего детства проявляется такое качество, как умение обещать, но свои обещания они очень редко выполняют. Учащиеся такого типа не требовательны к себе, но требовательны к другим. Их мало интересует процесс учения. Но они всегда готовы требовать от педагога лучшую отметку любой ценой. Такие учащиеся плохо реагируют на любую критику в свой адрес, но при этом у них всегда кто-то виноват. Однако педагог должен помнить, что, если такому ребенку что-то выгодно, то он может быть очень целеустремленным и инициативным.
Учащиеся конформного типа не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в детский коллектив потому, что им хочется быть все время на виду и, если такого не происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя. Зачастую манеры поведения таких учащихся приводят к конфликтным ситуациям, которые спровоцированы самим ребенком.
Родители говорят о том, что в классе ребенка не любят; ему не дают проявить себя, в классе ничего интересного не проводится, классный руководитель не уделяет внимания коллективу учащихся, а на самом деле ребенок игнорирует предложения педагога и класса, отвергает любые предложения в свой адрес, подвергает резкой критике все, что делается в классе, взамен не предлагая ничего.
Родители, в свою очередь, не утруждают себя тем, чтобы разобраться в ситуации и полностью доверяют своему ребенку.
Занимаясь воспитанием таких учащихся, классный руководитель должен обратить самое серьезное внимание на сотрудничество с родителями такого ребенка. Их необходимо привлекать к общению со сверстниками своего ребенка, приглашать на встречи с педагогами, даже если в этом нет острой необходимости. Привлечение таких родителей к участию в работе родительского комитета, попечительского совета позволит им иными глазами посмотреть на своего ребенка и изменить мир взаимоотношений в своей семье.
Состязательный стиль семейного воспитания.
При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Иногда ребенок получает поощрение не только морального характера, но и материального. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в пользу их ребенка. Для раскрытия талантов своего ребенка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности. Иногда это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Если же он при этом терпит поражение, это может надолго выбить его из колеи и привести к потере интереса к учению, к депрессии и апатии. Участие ребенка с раннего детства в различных кружках и секциях может привести и к проблемам, связанным с его здоровьем: хроническая усталость, болезни могут дать о себе в скором времени знать.
В воспитательном воздействии на ребенка родители используют как методы поощрения, так и методы наказания. Однако если поведение ребенка идет вразрез с нормами поведения, принятыми в семье, последующее наказание может быть не только суровым, но и жестоким.
В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества своего малыша. Защиту своего ребенка от всех претензий и нападок они ставят на первое место, не обращая внимания при этом на то, прав их ребенок или не прав. Родители не терпят обидчиков своего ребенка, не бояться вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый это или ребенок.
Родители внимательно следят за интеллектуальным развитием своих детей и поисковую деятельность ребенка поощряют похвалой. Дети приучаются демонстрировать свои интеллектуальные достижения. Педагог должен помогать родителям таких учащихся видеть сильные и слабые стороны своего ребенка, адекватно на них реагировать и исправлять их своевременно.
Учащиеся такого типа могут, уже начиная с первого класса, учиться только на «отлично». Они стараются постоянно демонстрировать свою эрудицию и способности, поэтому уже в начальной школе им трудно общаться с другими учащимися. Высокая активность этих детей позволяет им рано достигать значительных успехов, особенно в условиях конкуренции. В любой деятельности их привлекает результат. Такие ученики берутся за любые дела в классе, участие в любых мероприятиях лишь бы только их заметили и оценили. По мнению психологов, эти дети могут быть чрезвычайно агрессивны, если результаты их деятельности будут оценены не по достоинству.
В детском коллективе такие учащиеся претендуют на лидерство и официальное признание. Они очень любят командовать другими учащимися и испытывают глубокое удовольствие, если кто-то попадает от них в зависимость.
Учащиеся такого типа глубоко переживают свои ошибки и промахи. Очень развитой у таких учащихся является волевая сфера. Уже с раннего детства эти учащиеся могут быть очень дисциплинированными и инициативными. Их характерными качествами являются самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на демонстрации своих возможностей. Однако, если семья в совместных усилиях с педагогом поможет таким детям проявить все лучшее, что в них заложено природой, то они смогут проявить такие качества характера, как общительность, интеллект, уверенность в себе, возбудимость, самоконтроль и добросовестность.
Создавая ученику в детском коллективе условия для проявления его лидерских качеств, педагог должен помогать ребенку в проявлении этих качеств без ущерба для коллектива и себя самого. Все негативные ситуации не должны оставаться без внимания, они должна анализироваться вместе с учеником в доброжелательной и спокойной обстановке. Классный руководитель должен информировать родителей о достижениях ребенка и доброжелательно указывать родителям на те проблемы, которые требуют незамедлительного решения.
В воспитании таких учащихся необходимо обратить внимание на формирование критического мышления, осмысления своих поступков в различных ситуациях.
Особого внимания требует формирование культуры общения со взрослыми и сверстниками, развитие умений слушать и слышать не только себя, но и других людей.
Постановка таких учащихся в ситуацию выбора между собой и другими людьми, создание ситуаций, требующих от ученика принятия справедливого и единственно верного решения, будет способствовать преодолению вредных привычек, формированию положительных черт характера.
Классный руководитель должен помнить, что этим детям очень свойственно проявление агрессивности. Заниматься ее преодолением необходимо в большей степени в начальной школе. В старших классах об этом говорить иногда просто поздно. Ни один факт проявления агрессивности со стороны таких учащихся не должен быть оставлен без внимания, и оценку таким фактам должны давать как взрослые, так и дети.
Таких учащихся нужно учить отвечать за нанесенные обиды и учить их понимать значимость прощения.
Во внеурочной деятельности необходимо уделить внимание проведению в классе таких мероприятий, которые будут формировать у младших школьников умение сопереживать, поддерживать другого человека, помогать ему в трудную минуту. Именно в начальной школе закладывается привычка справиться о здоровье человека, навестить его, если это необходимо, поддержать кого-то в трудную минуту.
Рассудительный стиль семейного воспитания.
Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок.
Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упреки. Родители ребенка считают, что его активность должна находить естественный выход.
Родители считают, что ребенка нельзя поощрять за то, что он делает с удовольствием. В воспитании ребенка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями. Родители считают, что ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе, они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет.
У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. Ребенок принимает участие в семейных советах, решает семейные ситуации. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками.
Родители таких учащихся с энтузиазмом принимают участие в жизни того детского коллектива. Дети привыкают уважительно относиться к старшему поколению, потому что так поступают их родители. Если в такой семье ребенок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребенку обдумать содеянное, осознать свой проступок. Родители помогают ребенку осмыслить проблему с позиции другого человека, втянутого в конфликтную ситуацию
Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными, особенно в начальной школе. Уже в начальной школе дети из таких семей хорошо осведомлены об окружающем мире и самостоятельны, умеют работать без понуканий, у них сформирована познавательная мотивация. Педагог, работающий с такими детьми, должен знать, что эти дети не должны скучать на уроке, им нужно все время быть в деятельности. В результате такого стиля семейного воспитания формируется сенситивный социально-психологический тип личности.
Иногда детям из таких семей очень трудно приспосабливаться к школе и к учителю в том случае, если педагог авторитарного стиля управления детским коллективом. Дети из таких семей привыкают к учащихся, это может привести к конфликтным свободному общению со взрослыми людьми, которые считаются с их мнением. Если педагог не будет учитывать эту особенность ситуаций, последствия которых могут быть очень тяжелыми. Дети начинают протестовать против такого управления классом педагогом, с помощью педагога иногда они переходят на среднюю ступень обучения с клеймом трудного ребенка. Необходимы порой титанические усилия учителей и классного руководителя, чтобы ребенок преодолел свои комплексы, искусственно приобретенные.
Предупредительный стиль семейного воспитания.
В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип.
Такой стиль семейного воспитания обусловлен некоторыми причинами: одной из причин может быть болезненность ребенка с раннего детства, а второй — особенности характера родителей. В результате того, что ребенок часто болел и болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление нездоровья ребенком. Родители ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности, родители сами определяют, что может быть интересно ребенку, сами являются инициаторами детских игр, сами регламентируют поведение детей в деятельности.
; Такое поведение родителей может объясняться еще и тем, что они бояться нарушить раз и навсегда заведенный порядок в доме, они боятся всяких проявлений инициативы со стороны ребенка.
С раннего детства родители стараются оградить ребенка от каких бы то ни было наказаний со своей стороны и со стороны родственников, а также со стороны чужих взрослых и детей. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Когда ребенок становится постарше, родители используют материальное стимулирование для того, чтобы ребенок не выходил из повиновения родителей и был им послушен. Родителям очень удобно, что ребенок находится под таким родительским надзором, тем самым они считают, что болезни роста и детские кризисные ситуации обойдут их стороной.
Родители делают все возможное и даже невозможное для своего ребенка, чтобы он не испытывал никаких трудностей, особенно если родители сами в своей жизни испытывали какие-нибудь трудности. Окружающие люди вызывают у таких родителей большие опасения, так как они считают других людей источником неприятностей для своих детей. Педагог должен знать, что родители, использующие такой стиль воспитания, готовы сотрудничать с таким учителем, который их поддерживает во всех начинаниях и сочувствует им. Все самостоятельные действия ребенка вызывают у родителей тревогу и боязнь.
На воспитание нравственных ценностей родители обращают очень мало внимания. У таких детей формируется ситуативная мораль, попадая в ту или иную социальную группу, они следуют нравственным принципам той группы, слепо следуют чужому мнению.
Особое внимание педагог должен обратить на мыслительную деятельность таких учащихся. У таких учащихся уже в начальной школе наблюдаются проблемы, связанные с учебной деятельностью. Их способ мышления - от предметной деятельности к абстрагированию, а не наоборот. Теоретический анализ вызывает у них большие затруднения. Они воспринимают учебный материал намного быстрее, если он подается ученику в виде наглядного образа или примера. В общении со сверстниками такие учащиеся зачастую безразличны, в начальной школе любят наушничать и могут предать своего товарища, если им это выгодно.
Однако, если таких детей поддержать в трудную для них минуту, они привязываются к тому, кто их поддержал и верят ему во всем, и могут подчиняться беспрекословно.
Особенностью таких учащихся является то, что они практически не мотивированы на учебную деятельность.
Имея хорошие учебные задатки, они совершенно не желают трудиться, что приводит к плохой успеваемости. В начальной школе с такими детьми достаточно проблем, так как они совершенно не самостоятельны, не хотят делать самостоятельно домашние задания, постоянно отвлекаются на уроках. Очень часто в последнее время можно наблюдать такую ситуацию, когда родители, теряя терпение, начинают за своих детей делать уроки, вплоть до письма. Такие дети легко вовлекаемы в различные компании, так как они склонны к получению сиюминутных удовольствий. Отдаленные результаты таких детей не привлекают, им нужен результат немедленно.
Такие учащиеся весьма прагматичны; однако, если они знают, что их ждет после выполнения какого-нибудь действия, то они с удовольствием пойдут на его выполнение, или откажутся от выполнения, если действие ничего им не сулит. Дети адекватно оценивают свои способности, но, если их что-то очень заинтересует, они будут этим заниматься с удовольствием и кропотливо.
В детском коллективе такие дети на лидерство не претендуют. Они следуют либо за лидером, либо за большинством. Таким детям практически не свойственна самокритичность, любят во всех своих неудачах обвинять других людей. В начальной школе такие дети безразлично относятся к критике. В классных коллективах они ведут себя достаточно спокойно, если же нарушают дисциплину, то просто за компанию.
Главными отличительными чертами таких детей является несамостоятельность, неспособность к принятию решений, способность к
действию по указке со стороны. Такие дети часто пассивны, безответственны. Безразличие и флегматизм у таких детей исчезает тогда, когда им предлагается интересная и необычная деятельность.
Классный руководитель таких учащихся должен серьезно работать с семьей, формировать у родителей культуру адекватного восприятия собственного ребенка. Таким родителям нужны индивидуальные консультации психолога, им необходимо участие в совместных с ребенком тренингах родительской эффективности. Очень полезным является активный обмен мнением по проблемам воспитания, в котором участвуют родители других учеников класса. Хорошим подспорьем в работе классного руководителя может стать проведение тематических консультаций, на которые приглашаются специалисты по проблеме, заявленной для консультации.
Контролирующий стиль семейного воспитания.
В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется «тревожный» социально-психологический тип личности. Этому способствуют следующие причины:
- Ребенок воспитывается в детском доме или растет в семье опекунов, и они жестко обращаются с ним.
- Ребенок длительное время находится без родителей. Возможно, он находился в лечебном учреждении, где к нему относились не так, как в семье. Ребенок мог при этом испытывать дискомфорт, перенести стрессовую ситуацию, которая могла быть сопряжена с жестокостью взрослых людей. Это может привести к тому, что ребенок замыкается, становится злым и агрессивным в ответ на уже испытанные им чувства.
- Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жестоко, и они автоматически перенесли
стиль воспитания родительской семьи в свою собственную семью.
- Родители считают значимым для себя мнение других людей об их детях и считают его основным в контролировании собственных детей.
В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен одевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребенка. Младшие школьники относятся к этому достаточно спокойно, но старшие школьники протестуют против такого к себе отношения.
Родители достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется и в командном тоне родителей, криках, физических наказаниях. Некоторые родители используют физические наказания достаточно жестоко, оправдывая себя тем, что в их семьях тоже использовали такие методы наказания, и они выросли хорошими людьми. В таких семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.
Дети в таких семьях хорошо знают свои слабые стороны и совсем лишены возможности демонстрировать и подчеркивать свои лучшие стороны. Если же родители увидели и отметили положительно какой-то поступок ребенка, мимнайдут повод указать на что-то плохое, что им не нравится. Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка, считая его глупым и неуместным. Такие родители часто говорят: « яйцо курицу не учит».
Родители иногда наказывают своего ребенка демонстративно для того, чтобы показать степень своей власти над ним.
Родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос высоконравственным человеком. Они постоянно контролируют его поступки. Девиз их родительского воспитания состоит в том, что ребенок должен всегда поступать нравственно, это должно стать привычкой. Поскольку родители всегда недовольны поведением своего ребенка, дети растут неуверенными, не знают, как и где нужно себя вести. Уже в начальной школе поступки ребенка могут стать неадекватными и принимают форму защитных реакций.
У таких учащихся возникают проблемы в учебной деятельности. Их мыслительная деятельность лишена самостоятельности, они бояться сделать ошибку, чтобы это не отразилось на их учебной деятельности. Такие учащиеся не умеют мыслить творчески, не пытаются бороться за истину. Как правило, у таких детей очень высокий уровень тревожности. Внешне такие учащиеся очень отличаются от других учащихся. Они угрюмы, подозрительны, склонны к вступлению в конфликтную ситуацию, даже если в этом нет необходимости. Учащиеся такого типа очень нерешительны и замкнуты, но очень ценят товарищество и дружбу, ради дружбы с кем-то они готовы на все. В силу того, что дома они чувствуют по отношению к себе жестокость, такие дети становятся грубыми и беспощадными по отношению к другим людям.
В учебной деятельности такие учащиеся испытывают большие затруднения. Им трудно сосредоточиться в течение 15-20 минут, однако, в начальной школе они могут обучаться весьма успешно. Если этих учащихся педагог привлекает к участию в кружках и секциях, то им непременно нужна ситуация успеха, иначе они больше на занятия не пойдут. Если у них что-то не получается или получается хуже, чем у других детей, они могут уничтожить все, что связывало их с этой работой и больше к ней не возвращаться.
У таких учащихся достаточно непросто складываются взаимоотношения в коллективе. В начальной школе они часто конфликтуют со своими сверстниками и даже с учителями. Это влияет на их статус в коллективе сверстников, что приводит к тому, что они становятся в классе изолированными детьми.
У таких учащихся, по наблюдениям психологов, наблюдается гипертрофированная любовь к самому себе. Замечания и критику в свой адрес такие дети практически не воспринимают, как только взрослый начинает читать им нотацию, это может вызвать неадекватную реакцию: улыбку вместо слез и наоборот. Учащиеся такого типа уже в начальной школе очень часто переводятся педагогом в разряд неуправляемых и недисциплинированных детей. Педагог должен знать, что для школьников с «тревожным» социально-психологическим типом личности свойственно проявление следующих качеств: вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, заниженная самооценка, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы. Из положительных качеств можно отметить следующие качества: добросовестность, стремление оказать помощь близким людям, желание защищать их. Таким учащимся уже в начальной школе свойственно раннее проявление следующих личностных качеств: низкая степень сформированности интеллектуальных функций (преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик), нетерпеливость, реактивность, возбудимость, чувствительность, зависимость от других, тревожность, низкий самоконтроль, напряженность, раздражительность.
Сочувствующий стиль семейного воспитания.
Сочувствующий стиль семейного воспитания формирует интро-вертированный социально-психологический тип личности.
Условием формирования такого стиля воспитания является отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей.
В семьях такого стиля воспитания ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. Отсутствие игрушек, интересного игрового материала приводит к тому, что ребенок в своих играх проигрывает трудовые операции, совершаемые его родителями или другими близкими ему людьми. Достаточно много времени ребенок проводит с родителями, наблюдая их жизнь. Это приводит к тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая своим родителям. Такие дети очень жалеют своих родителей за то, что им приходиться много и активно работать. Однако ребенок при этом сильно замыкается на семье и ее жизни. Он становится малоактивным, безынициативным, его кругозор сужен. Попадая в детский коллектив, такой ребенок ведет себя настороженно, долго присматривается к окружающим людям, не желает говорить о себе и о своей семье.
В таких семьях нет нужды использовать методы поощрения или наказания. Дети в таких семьях взрослеют достаточно рано, они видят и понимают те трудности, которые есть в семье и радуются тем радостям, которыми живет их семья. Потребности детей в таких семьях удовлетворяются по мере возможности их родителей. Дети это понимают, так как родители делают все возможное для своих детей, но в пределах разумного и с учетом своих материальных возможностей.
Это говорит о том, что родители любят своего ребенка, но никогда его не балуют. Они понимают, что их родительская задача — научить ребенка жить в реальном мире, борясь с трудностями и радуясь каждой, пусть маленькой, но достигнутой своим трудом победе. В таких семьях ребенка стараются оградить от своих переживаний и огорчений, не рассказывают и не обсуждают проблемы на работе, не пытаются обсуждать и, тем более, осуждать людей, с которыми у родителей встречаются какие-то трудности. Однако, дети хорошо это видят и понимают своих родителей.
Они стараются поддержать их, при этом поведение родителей служит для них эталоном и примером. Иногда педагоги, работающие с та-о которого нельзя было прким ребенком, считают его лишенным всяческого проявления эмоций, однако, это не так. Просто этот ребенок живет в своем мире, в который он может впустить только очень близкого ему человека.
Родители в таких семьях всегда очень благодарны педагогу за разумную помощь и поддержку в воспитании их ребенка. И педагог может на них всегда положиться в своей деятельности, такие родители всегда с большим удовольствием входят в состав родительского комитета и поддерживают школу и педагогов во всех их начинаниях.
Семья старается быть для ребенка примером нравственного поведения или использует примеры ошибок других людей для выбора путей нравственного поведения. Несмотря на те ошибки, которые ребенок может допускать, родители не перестают обращаться с ребенком доброжелательно и с любовью. По этой причине интровертированные дети не любят больших сборищ, стремятся сразу после уроков в школе быстрее попасть домой.
Дети интровертированного типа чрезвычайно наблюдательны, у них богатый внутренний мир. Они уделяют много внимания наблюдению за своими сверстниками и взрослыми людьми. Это формирует у них организованность и ответственность.
В урочной деятельности это помогает им серьезно и подолгу сосредоточенно работать, не требуя при этом много внимания к себе со стороны педагога. В младшем школьном возрасте они проявляют повышенную застенчивость и стыдливость. В общении со сверстниками они осторожны, разговаривают тихим голосом и отвечают на уроке неуверенно, хотя могут все знать. Они не любят быть на виду, в поле зрения других людей.
Классный руководитель может им поручать в классе любую работу. Они всегда и все выполняют добросовестно и в срок. Такие учащиеся получают удовлетворение от процесса деятельности.
Особенностью таких учащихся является то, что они привыкли занижать свои способности. Это приводит к тому, что часто такие дети бояться браться за какое-то понравившееся им поручение или задание только из-за боязни, что у них ничего не получиться.
В начальной школе для таких детей детский коллектив имеет маловажное значение. Они не рвутся вступать с кем бы то ни было в дружеские контакты. По мере взросления они приобретают в классе друзей, и эта дружба можетпродолжаться долгие годы.
Особенностью их характера является то, что, поставив перед собой какую-то жизненную цель, они всегда добиваются своего, несмотря ни на какие трудности. Такие учащиеся уважительно относятся к нормам морали, старшим людям, они всегда думают о том, как их поступки могут отразиться на других людях. Одним из главных недостатков таких учащихся является отсутствие инициативы, они не умеют постоять за себя, могут терпеть поражение в конфликтной ситуации. По их внешнему виду очень трудно понять, что они переживают и переживают ли вообще.
Педагог должен знать, что такие учащиеся тяжело переживают критические замечания в свой адрес и в адрес своей семьи, особенно если они несправедливы. Из всех представленных типов личности этот тип самый волевой. Такие дети стойко переносят все тяготы жизни и не пытаются никого в них обвинять.
Таким учащимся свойственны такие черты характера, как чуткость и внимательность, правдивость и честность, вежливость и уравновешенность, исполнительность, самокритичность, сильная воля.
Гармоничный стиль семейного воспитания.
Суть гармоничного стиля воспитания заключается уже в самом названии. Гармоничный стиль воспитания формирует гармоничный тип личности.
В таких семьях ребенок является всегда желанным, и родители задолго до его рождения думают над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере. Родители в таких семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются. Необычное празднование дней рождения, сюрпризы и подарки членам семьи, праздничные газеты, концерты и совместные игры - это и многое другое формируют собственную значимость ребенка, его умение жить среди людей.
Дети такого стиля воспитания уже в раннем детстве проявляют свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Уже в начальной школе они проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Характерной особенностью этих детей состоит в том, что они всегда говорят правду, а если по каким-то причинам они хотят ее умолчать, то никогда уже не проговорятся. Такие дети уже в начальной школе умеют дружить верно, в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы, всегда открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств и желаний.
Для таких учащихся одинаково значимы уроки физической культуры и умственная нагрузка. На всех уроках они стараются быть активными, проявить себя в уроке, привнести в урок что-то новое. Надо отметить, что, в связи с этим, у таких учащихся уже в начальной школе могут возникать проблемы, связанные с желанием творить. Многие учителя требуют лишь строгого исполнения инструкций, что приводит таких детей в недоумение и затрудняет их общение с педагогом.
Учебная деятельность таких учащихся уже в начальной школе характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью. Такие учащиеся не бояться никакой деятельности, они сразу определяют, является ли она для них трудной или нет. При этом они не бояться сказать взрослому справятся они с ней или нет. У таких учащихся очень развита самооценка на уровне адекватности. Дети не бояться брать слово и держать его. Если они кому-нибудь что-то пообещали, то, выполнят обязательно, даже в ущерб себе. Такие учащиеся часто выбирают себе в друзья ребят с трудной судьбой и положительно на них влияют. Они не пытаются решать конфликтную ситуацию с позиции силы.
Такие учащиеся уже в начальной школе демонстрируют абсолютное бесстрашие перед любой учебной деятельностью. В младшем школьном возрасте они начинают серьезно заниматься самовоспитанием, ведут дневники, описывают свои переживания и изменения. В младшем школьном возрасте они могут нарушать дисциплину, как и все остальные дети, но на все замечания реагируют разумно и стараются больше не нарушать порядок.
У таких учащихся рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества. Нет необходимости их развлекать на уроке, они успешно выполняют как монотонную, так и творческую работу.
Этим учащимся свойственны следующие качества: уравновешенность, непримиримость к недостаткам и безобразным поступкам других людей, правдивость, искренность и вежливость, реальность оценки своих возможностей, самокритичность и настойчивость в достижении цели.
Личностные качества таких учащихся отличаются послушанием и уступчивостью, ответственностью и самоконтролем, осознанием зависимости каждого человека от других людей.
Безусловно, нельзя сказать, что проанализированные стили воспитания ребенка в семье строго регламентированы, и ребенок абсолютно соответствует описанной выше характеристике. Однако, многое из того, что сказано, поможет педагогу построить процесс воспитания и обучения гораздо эффективнее и целесообразнее, избежать ошибок и неудач в воспитательной работе, предугадать ошибки родителей в семейном воспитании и попытаться помочь в их преодолении.
Знание стилей семейного воспитания поможет классному руководителю организовать сотрудничество с родителями и детьми интересным и захватывающим, позволит избежать ошибок и просчетов в воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект к презентации родительского собрания "Стили семейного воспитания"
Материал конспекта соответствует слайдам презентации. Готовый материал для работы....
Стили семейного воспитания.
Тезисы к родительскому собранию " стили семейногго воспитания". Будет интересны родителям, учителям....
Стили семейного воспитания.
Тезисы к родительскому собранию " Стили семейногго воспитания". Будут интересны родителям, учителям....
Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка
Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль. Стили семейного воспитания – установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно...
Влияние стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника
Содержание Введение 3Глава 1. Теоретическое обоснование влияния стиля семейного воспитания на самооценку ребенка в младшем школьном возрасте 61.1 Теоретический анализ понятия «семейно...
Конспект родительского собрания "Стили семейного воспитания"
На родительском собрании проводится тестирование, позволяющее определить стиль семейного воспитания, а , соответственно, даёт повод задуматься о правильности воспитания ребёнка в семье....
Родительское собрание "Стили семейного воспитания"
Разработка родительского собрания.Презентация.Советы родителям.Анкета для родителей....