Внеклассное занятие по внеурочной деятельности в 1 классе Учитель: Ильченко Т.И.
методическая разработка (1 класс) по теме
Внеклассное занятие по внеурочной деятельности в 1 классе
Учитель: Ильченко Т.И.
Тема занятия: «Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью»
Данный урок посвящен изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обычаев и поверий, существовавших в русских семьях. Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразию старинных предметов домашнего быта, к разделению труда в семье, к традициям русского народа в воспитании мальчиков и девочек.
Цель:
- Исследование истории русского крестьянского быта и его влияния на воспитание подрастающего поколения.
- Формирование уважения к русской народной культуре.
Задачи:
- Познакомиться с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
- Сравнить и выделить различия в воспитании мальчиков и девочек на Руси.
- Провести опрос детей с целью выяснения знаний названий и назначения предметов.
- Провести опыты по применению предметов старинного русского быта в современных условиях.
Ход праздника :
Здравствуйте люди добрые!
Здравствуйте, люди русские!
Приглашаю вас в избу, просим милости в гости нам!
- Скажите ребята, вам интересно узнать, как жили русские люди раньше?
- Для чего были нужны все эти предметы русского быта?
- Как называются эти предметы и как ими пользовались люди?
- Тогда давайте перенесемся с вами в то время. Девочки наденут на головы кокошники, а мальчики рубашки и кушаки.
- Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Колесо истории мы повернем
И рассказывать о ней начнем.
-Сегодня, ребята, мы отправимся в дом русича, который жил 300 лет назад. В те времена даже 2-х этажные дома были большой редкостью. Их строили только самые богатые люди.
- А кто знает, как раньше называли дом?
-Раньше говорили не «дом», а говорили «изба». Изба – теплая половина дома с печью. Название происходит от «истопить», «истопка». Нет нигде в мире уютней дома, чем наша русская изба, срубленная из сосновых бревен! Она и от стужи спасет, и теплом дерева согреет, и сосновым духом вылечит.
-А сейчас давайте пройдемся по избе.
-Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником».
-Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
-Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. Вдоль стола стояли лавки и скамьи. Лавки делали широкими, и крепили к стенам избы. На них можно было спать. А на скамьях сидели. Их можно было передвигать.
-Как вы считаете, что нужно было установить в избе в первую очередь?
-Пословица гласит: «Догадлив крестьянин – на печи избу поставил!» самой главной и необходимой в доме была печь. В старину даже была поговорка: «Плясать от печки». При суровых русских зимах обойтись без печи было невозможно. В ней готовили еду, пекли хлеб, сушили траву. На ней спали старики и дети. В печке можно было мыться.
Печь занимала почетное место в доме. Относиться к ней нужно было с уважением. Печка – деревенская кормилица.
- А почему ее так называли?
А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.
- Отгадайте загадку. Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает. (ухват). Сяду на конь и поеду в огонь (чугун на ухвате).
-Кто из вас может об этих предметах нам рассказать?
(Ухват — устройство для перемещения горшков и чугунов в печи.)
(Чугунок – это металлическая посуда, для приготовления пищи в печи.)
- Скажите, куда мы поставим эти предметы (правильно к печи ).
- Я смотрю, вы в гости пришли не с пустыми руками? Давайте вместе обставим нашу избу предметами старины .
- Отгадайте загадку.
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка)
-А вот как изготавливали ложки, об этом нам расскажут ребята.
Заготовки для деревянных ложек называли “баклушами”, отсюда и выражение “бить баклуши”. Полено разбивали на баклуши и выстрагивали ложки. Деревянными ложками ели, а если кто-то за столом баловался, его ложкой били в лоб.
-Прослушаем следующую загадку.
-Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
- А как вы думаете, для чего нужен самовар?
- Давайте подойдем и рассмотрим, как устроен самовар?
( рассказ учителя)
- Отгадаем следующую загадку:
- То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь — горе:
Продырявит море. (Утюг.)
- Кто принес нам в дом утюг? Послушайте его рассказ.
( Из нитей ткали полотно. Людям был необходим утюг. Раньше утюг представлял собой “жаровню”. Это был угольный утюг. Внутрь его закладывали горящие угли и начинали гладить.)
- А посмотрите на этот предмет. Кто знает его название и предназначение?
- Еще был способ – сухое белье наматывали на ровную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной с рукоятью палкой. На палке были поперечные рубцы. Назывался такой “утюг” рубель.
- Ну, вот мы почти и обставили нашу избу.
Физминутка:
-А вы, ребятушки, что ж призадумались? Призадумались, закручинились. Вижу, вижу, что вам поиграть захотелось. Для вас у меня есть игра-забава.
- Игра называется «Жмурки»
Участники игры выбирают 1 водящего и завязывают ему глаза. Сами разбегаются по комнате встают на одном месте и замирают. Водящий на ощупь ищет игроков, приближаясь к игроку, тот старается увернуться от него, приседая или отклоняясь. Водящий поймав игрока, должен на ощупь назвать его имя . Если он правильно назовет игрока все кричат : «Открой глаза», если водящий ошибся, то другие игроки хлопают в ладоши, дав понять водящему, что он ошибся. А затем все разбегаются и замирают снова.
- Поиграли, отдохнули. А хотите знать, чем занимались члены семьи в старину?
- Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.
-Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.
- Девочек с 5 лет учили прясть пряжу. Посмотрите внимательно, есть ли в нашей избе предмет, с помощью которого пряли пряжу? Как он называется? Прялка и веретено. Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.
- Кто из вас может показать, как прядут пряжу? Молодцы.
- Но кроме пряжи, крестьяне ткали вот такие красивые дорожки. Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках.
- Такой станок, есть на нашей выставке. Давайте рассмотрим его строение.
-За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.
-Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.
-Таким образом, в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовы помощники, да «красны девицы» - умелицы – рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.
Итог занятия – Вот мы и побывали с вами в старинной русской избе.
- Понравилось ли вам наша изба?
-Что вам особенно понравилось?
- Отличается ли жизнь людей прошлого от настоящего?
-Какие из этих предметов используются в наше время?
- А так же сохранился хороший обычай в русской семье . Гостей принято угощать и вас я тоже угощу сладостями. А сладости непростые –это петушок на палочке. Угощайтесь гости дорогие!
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
- На этом занятия подошло к концу. Спасибо!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_izba.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по внеурочной деятельности в 1 классе
Учитель: Ильченко Т.И.
Тема занятия: «Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью»
Данный урок посвящен изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обычаев и поверий, существовавших в русских семьях. Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразию старинных предметов домашнего быта, к разделению труда в семье, к традициям русского народа в воспитании мальчиков и девочек.
Цель:
- Исследование истории русского крестьянского быта и его влияния на воспитание подрастающего поколения.
- Формирование уважения к русской народной культуре.
Задачи:
- Познакомиться с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
- Сравнить и выделить различия в воспитании мальчиков и девочек на Руси.
- Провести опрос детей с целью выяснения знаний названий и назначения предметов.
- Провести опыты по применению предметов старинного русского быта в современных условиях.
Ход праздника :
Здравствуйте люди добрые!
Здравствуйте, люди русские!
Приглашаю вас в избу, просим милости в гости нам!
- Скажите ребята, вам интересно узнать, как жили русские люди раньше?
- Для чего были нужны все эти предметы русского быта?
- Как называются эти предметы и как ими пользовались люди?
- Тогда давайте перенесемся с вами в то время. Девочки наденут на головы кокошники, а мальчики рубашки и кушаки.
- Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Колесо истории мы повернем
И рассказывать о ней начнем.
-Сегодня, ребята, мы отправимся в дом русича, который жил 300 лет назад. В те времена даже 2-х этажные дома были большой редкостью. Их строили только самые богатые люди.
- А кто знает, как раньше называли дом?
-Раньше говорили не «дом», а говорили «изба». Изба – теплая половина дома с печью. Название происходит от «истопить», «истопка». Нет нигде в мире уютней дома, чем наша русская изба, срубленная из сосновых бревен! Она и от стужи спасет, и теплом дерева согреет, и сосновым духом вылечит.
-А сейчас давайте пройдемся по избе.
-Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником».
-Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
-Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. Вдоль стола стояли лавки и скамьи. Лавки делали широкими, и крепили к стенам избы. На них можно было спать. А на скамьях сидели. Их можно было передвигать.
-Как вы считаете, что нужно было установить в избе в первую очередь?
-Пословица гласит: «Догадлив крестьянин – на печи избу поставил!» самой главной и необходимой в доме была печь. В старину даже была поговорка: «Плясать от печки». При суровых русских зимах обойтись без печи было невозможно. В ней готовили еду, пекли хлеб, сушили траву. На ней спали старики и дети. В печке можно было мыться.
Печь занимала почетное место в доме. Относиться к ней нужно было с уважением. Печка – деревенская кормилица.
- А почему ее так называли?
А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.
- Отгадайте загадку. Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает. (ухват). Сяду на конь и поеду в огонь (чугун на ухвате).
-Кто из вас может об этих предметах нам рассказать?
(Ухват — устройство для перемещения горшков и чугунов в печи.)
(Чугунок – это металлическая посуда, для приготовления пищи в печи.)
- Скажите, куда мы поставим эти предметы (правильно к печи ).
- Я смотрю, вы в гости пришли не с пустыми руками? Давайте вместе обставим нашу избу предметами старины .
- Отгадайте загадку.
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка)
-А вот как изготавливали ложки, об этом нам расскажут ребята.
Заготовки для деревянных ложек называли “баклушами”, отсюда и выражение “бить баклуши”. Полено разбивали на баклуши и выстрагивали ложки. Деревянными ложками ели, а если кто-то за столом баловался, его ложкой били в лоб.
-Прослушаем следующую загадку.
-Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
- А как вы думаете, для чего нужен самовар?
- Давайте подойдем и рассмотрим, как устроен самовар?
( рассказ учителя)
- Отгадаем следующую загадку:
- То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь — горе:
Продырявит море. (Утюг.)
- Кто принес нам в дом утюг? Послушайте его рассказ.
( Из нитей ткали полотно. Людям был необходим утюг. Раньше утюг представлял собой “жаровню”. Это был угольный утюг. Внутрь его закладывали горящие угли и начинали гладить.)
- А посмотрите на этот предмет. Кто знает его название и предназначение?
- Еще был способ – сухое белье наматывали на ровную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной с рукоятью палкой. На палке были поперечные рубцы. Назывался такой “утюг” рубель.
- Ну, вот мы почти и обставили нашу избу.
Физминутка:
-А вы, ребятушки, что ж призадумались? Призадумались, закручинились. Вижу, вижу, что вам поиграть захотелось. Для вас у меня есть игра-забава.
- Игра называется «Жмурки»
Участники игры выбирают 1 водящего и завязывают ему глаза. Сами разбегаются по комнате встают на одном месте и замирают. Водящий на ощупь ищет игроков, приближаясь к игроку, тот старается увернуться от него, приседая или отклоняясь. Водящий поймав игрока, должен на ощупь назвать его имя . Если он правильно назовет игрока все кричат : «Открой глаза», если водящий ошибся, то другие игроки хлопают в ладоши, дав понять водящему, что он ошибся. А затем все разбегаются и замирают снова.
- Поиграли, отдохнули. А хотите знать, чем занимались члены семьи в старину?
- Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.
-Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.
- Девочек с 5 лет учили прясть пряжу. Посмотрите внимательно, есть ли в нашей избе предмет, с помощью которого пряли пряжу? Как он называется? Прялка и веретено. Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.
- Кто из вас может показать, как прядут пряжу? Молодцы.
- Но кроме пряжи, крестьяне ткали вот такие красивые дорожки. Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках.
- Такой станок, есть на нашей выставке. Давайте рассмотрим его строение.
-За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.
-Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.
-Таким образом, в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовы помощники, да «красны девицы» - умелицы – рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.
Итог занятия – Вот мы и побывали с вами в старинной русской избе.
- Понравилось ли вам наша изба?
-Что вам особенно понравилось?
- Отличается ли жизнь людей прошлого от настоящего?
-Какие из этих предметов используются в наше время?
- А так же сохранился хороший обычай в русской семье . Гостей принято угощать и вас я тоже угощу сладостями. А сладости непростые –это петушок на палочке. Угощайтесь гости дорогие!
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
- На этом занятия подошло к концу. Спасибо!
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы» Тема занятия « Совершенствование воображения»
Занятие по теме « Совершенствование воображения». Цель: формирование интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала. Задачи: обучающая: создать условия для развити...
Расписание занятий по внеурочной деятельности 3 класс 1 полугодие
Расписание занятий по внеурочной деятельности 3 класс 1 полугодие...
Конспект занятия по внеурочной деятельности.1 класс
Тема занятия: «Сочинение загадок»Занятию предшествовала подготовительная работа. Дети играли в сравнения («На что похоже?»), учились подбирать точные слова для словесного рисунка, рифмы, отгадывали з...
Технологическая карта внеклассного занятия по внеурочной деятельности "Моё настроение. Передай улыбку по кругу"
Внеклассное занятие.Класс: 1 класс«Здоровый ребёнок - успешный ребёнок» Образовательная программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению Раздел: Я и моё ближайш...
Конспект внеклассного занятия по внеурочной деятельности
Сценарий внеурочного занятия по внеурочной деятельности на тему "Татарский фольклор"...
Конспект внеклассного занятия по внеурочной деятельности во 2 классе «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
Конспект внеклассного занятия по внеурочной деятельности во 2 классе «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»...
Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы"
Занятие по теме « Совершенствование воображения».Цель: формирование интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала.Задачи:обучающая: создат...