Внеклассное занятие по внеурочной деятельности в 1 классе Учитель: Ильченко Т.И.
методическая разработка (1 класс) по теме

Ильченко Татьяна Ивановна

 

Внеклассное занятие по внеурочной деятельности в 1 классе

                                                         Учитель: Ильченко Т.И.

 

Тема занятия: «Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью»

Данный урок  посвящен изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обычаев и поверий, существовавших в русских семьях. Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразию старинных предметов домашнего быта, к разделению труда в семье, к традициям русского народа в воспитании мальчиков и девочек.

Цель:

  1. Исследование истории русского крестьянского быта и его влияния на воспитание подрастающего поколения.
  2. Формирование уважения к русской народной культуре.

Задачи:

  1. Познакомиться с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
  2.  Сравнить и выделить различия в воспитании мальчиков и девочек на Руси.
  3. Провести опрос детей с целью выяснения знаний названий и назначения предметов.
  4. Провести опыты по применению предметов старинного русского быта в современных условиях.

         Ход праздника :

 

Здравствуйте люди добрые!

Здравствуйте, люди русские!

Приглашаю вас в избу, просим милости в  гости нам!     

- Скажите ребята, вам интересно узнать, как жили русские люди раньше?

- Для чего были нужны все эти предметы русского быта?

- Как называются эти предметы и как ими пользовались люди?

- Тогда давайте перенесемся с вами в то время. Девочки наденут на головы кокошники, а мальчики рубашки и кушаки.

-  Слава нашей стороне!

   Слава русской старине!

   Колесо истории мы повернем

  И рассказывать о ней начнем.

-Сегодня, ребята, мы отправимся в дом русича, который жил 300 лет назад. В те времена даже 2-х этажные дома были большой редкостью. Их строили только самые богатые люди.

- А кто знает, как раньше называли дом?

-Раньше говорили не «дом», а говорили «изба». Изба – теплая половина дома с печью. Название происходит от «истопить», «истопка». Нет нигде в мире уютней дома, чем наша русская изба, срубленная из сосновых бревен! Она и от стужи спасет, и теплом дерева согреет, и  сосновым духом вылечит.

-А сейчас давайте пройдемся по избе.

-Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником».

-Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.

-Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. Вдоль стола стояли лавки и скамьи. Лавки делали широкими, и крепили к стенам избы. На них можно было спать. А на скамьях сидели. Их можно было передвигать.

 -Как вы считаете, что нужно было установить в избе в первую очередь?

-Пословица гласит: «Догадлив крестьянин – на печи избу поставил!» самой главной и необходимой в доме была печь. В старину даже была поговорка: «Плясать от печки». При суровых русских зимах обойтись без печи было невозможно. В ней готовили еду, пекли хлеб, сушили траву. На ней спали старики и дети. В печке можно было мыться.

Печь занимала почетное место в доме. Относиться к ней нужно было с уважением. Печка – деревенская кормилица.

- А почему ее так называли?

А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.

-   Отгадайте загадку.  Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает. (ухват). Сяду на конь и поеду в огонь (чугун на ухвате).
 

-Кто из вас может об этих предметах нам  рассказать?

(Ухват — устройство для  перемещения горшков и чугунов в печи.)

(Чугунок – это металлическая посуда, для приготовления пищи в печи.)

- Скажите, куда мы поставим эти предметы (правильно к печи ).

- Я смотрю, вы в гости пришли не с пустыми руками? Давайте вместе обставим нашу избу предметами старины .

 - Отгадайте загадку.

Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка)

-А  вот как изготавливали ложки, об этом нам расскажут ребята.

Заготовки для деревянных ложек называли “баклушами”, отсюда и выражение “бить баклуши”. Полено разбивали на баклуши и выстрагивали ложки. Деревянными ложками ели, а если кто-то за столом баловался, его ложкой били в лоб.

-Прослушаем следующую загадку.

 -Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

- А как вы думаете, для чего нужен самовар?
- Давайте подойдем и рассмотрим, как устроен самовар?

( рассказ учителя)

- Отгадаем следующую загадку:

- То назад, то вперед,
         Ходит-бродит пароход.
         Остановишь — горе:
         Продырявит море. (Утюг.)

 - Кто принес нам в дом  утюг? Послушайте его рассказ.

         ( Из нитей ткали полотно. Людям был необходим утюг. Раньше утюг представлял собой “жаровню”. Это был угольный утюг. Внутрь  его закладывали  горящие угли  и начинали гладить.)

- А посмотрите на этот предмет. Кто знает его название и предназначение?

- Еще был способ – сухое белье наматывали на ровную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной с рукоятью палкой. На палке были поперечные рубцы. Назывался такой “утюг” рубель.

- Ну, вот мы почти  и обставили нашу избу.

 

Физминутка:

-А вы, ребятушки, что ж призадумались? Призадумались, закручинились. Вижу, вижу, что вам поиграть захотелось. Для вас у меня есть игра-забава.
- Игра называется «Жмурки»

 

Участники игры выбирают 1 водящего и завязывают ему глаза.  Сами разбегаются по комнате встают на одном месте и замирают. Водящий на ощупь ищет игроков, приближаясь к игроку, тот старается увернуться от него, приседая или отклоняясь. Водящий поймав игрока, должен на ощупь назвать  его имя .  Если он правильно назовет игрока все кричат : «Открой глаза», если водящий ошибся, то другие игроки хлопают в ладоши, дав понять водящему, что он ошибся. А затем все разбегаются и замирают снова.

 

-  Поиграли, отдохнули. А хотите знать, чем занимались члены семьи в старину?

 

- Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.

-Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.

- Девочек с 5 лет учили прясть пряжу. Посмотрите внимательно, есть ли в нашей избе предмет, с помощью которого пряли пряжу? Как он называется? Прялка и веретено. Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда,   но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.

- Кто из вас может показать, как прядут пряжу?  Молодцы.

- Но кроме пряжи, крестьяне ткали вот такие красивые дорожки. Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках.

- Такой станок, есть на нашей выставке. Давайте рассмотрим его строение.

-За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось:  ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.

-Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.

-Таким образом, в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовы помощники,  да «красны девицы» - умелицы – рукодельницы, которые, взрослея,  передавали мастерство своим детям и внукам.

Итог занятия – Вот  мы  и побывали с вами в старинной русской избе.

- Понравилось ли вам наша изба?

-Что вам особенно понравилось?

- Отличается ли жизнь людей прошлого от настоящего?

-Какие из этих предметов используются в наше время?

- А так же сохранился хороший обычай в русской семье . Гостей принято угощать и вас я тоже угощу сладостями. А сладости непростые –это петушок на палочке. Угощайтесь гости дорогие!

 

Чем дальше в будущее входим,

                         Тем больше прошлым дорожим,

              И в старом красоту находим,

                 Хоть новому принадлежим.

        - На этом  занятия подошло к концу. Спасибо!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_izba.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по внеурочной деятельности в 1 классе

                                                         Учитель: Ильченко Т.И.

Тема занятия: «Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью»

Данный урок  посвящен изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обычаев и поверий, существовавших в русских семьях. Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразию старинных предметов домашнего быта, к разделению труда в семье, к традициям русского народа в воспитании мальчиков и девочек.

Цель:

  1. Исследование истории русского крестьянского быта и его влияния на воспитание подрастающего поколения.
  2. Формирование уважения к русской народной культуре.

Задачи:

  1. Познакомиться с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
  2.  Сравнить и выделить различия в воспитании мальчиков и девочек на Руси.
  3. Провести опрос детей с целью выяснения знаний названий и назначения предметов.
  4. Провести опыты по применению предметов старинного русского быта в современных условиях.

         Ход праздника :

Здравствуйте люди добрые!

Здравствуйте, люди русские!

Приглашаю вас в избу, просим милости в  гости нам!     

- Скажите ребята, вам интересно узнать, как жили русские люди раньше?

- Для чего были нужны все эти предметы русского быта?

- Как называются эти предметы и как ими пользовались люди?

- Тогда давайте перенесемся с вами в то время. Девочки наденут на головы кокошники, а мальчики рубашки и кушаки.

-  Слава нашей стороне!

   Слава русской старине!

   Колесо истории мы повернем

  И рассказывать о ней начнем.

-Сегодня, ребята, мы отправимся в дом русича, который жил 300 лет назад. В те времена даже 2-х этажные дома были большой редкостью. Их строили только самые богатые люди.

- А кто знает, как раньше называли дом?

-Раньше говорили не «дом», а говорили «изба». Изба – теплая половина дома с печью. Название происходит от «истопить», «истопка». Нет нигде в мире уютней дома, чем наша русская изба, срубленная из сосновых бревен! Она и от стужи спасет, и теплом дерева согреет, и  сосновым духом вылечит.

-А сейчас давайте пройдемся по избе.

-Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником».

-Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.

-Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. Вдоль стола стояли лавки и скамьи. Лавки делали широкими, и крепили к стенам избы. На них можно было спать. А на скамьях сидели. Их можно было передвигать.

 -Как вы считаете, что нужно было установить в избе в первую очередь?

-Пословица гласит: «Догадлив крестьянин – на печи избу поставил!» самой главной и необходимой в доме была печь. В старину даже была поговорка: «Плясать от печки». При суровых русских зимах обойтись без печи было невозможно. В ней готовили еду, пекли хлеб, сушили траву. На ней спали старики и дети. В печке можно было мыться.

Печь занимала почетное место в доме. Относиться к ней нужно было с уважением. Печка – деревенская кормилица.

- А почему ее так называли?

А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.

-   Отгадайте загадку.  Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает. (ухват). Сяду на конь и поеду в огонь (чугун на ухвате).

-Кто из вас может об этих предметах нам  рассказать?

(Ухват — устройство для  перемещения горшков и чугунов в печи.)

(Чугунок – это металлическая посуда, для приготовления пищи в печи.)

- Скажите, куда мы поставим эти предметы (правильно к печи ).

- Я смотрю, вы в гости пришли не с пустыми руками? Давайте вместе обставим нашу избу предметами старины .

 - Отгадайте загадку.

Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка)

-А  вот как изготавливали ложки, об этом нам расскажут ребята.

Заготовки для деревянных ложек называли “баклушами”, отсюда и выражение “бить баклуши”. Полено разбивали на баклуши и выстрагивали ложки. Деревянными ложками ели, а если кто-то за столом баловался, его ложкой били в лоб.

-Прослушаем следующую загадку.

 -Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

- А как вы думаете, для чего нужен самовар?
- Давайте подойдем и рассмотрим, как устроен самовар?

( рассказ учителя)

- Отгадаем следующую загадку:

- То назад, то вперед,
        Ходит-бродит пароход.
        Остановишь — горе:
        Продырявит море. (Утюг.)

 - Кто принес нам в дом  утюг? Послушайте его рассказ.

         ( Из нитей ткали полотно. Людям был необходим утюг. Раньше утюг представлял собой “жаровню”. Это был угольный утюг. Внутрь  его закладывали  горящие угли  и начинали гладить.)

- А посмотрите на этот предмет. Кто знает его название и предназначение?

- Еще был способ – сухое белье наматывали на ровную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной с рукоятью палкой. На палке были поперечные рубцы. Назывался такой “утюг” рубель.

- Ну, вот мы почти  и обставили нашу избу.

Физминутка:

-А вы, ребятушки, что ж призадумались? Призадумались, закручинились. Вижу, вижу, что вам поиграть захотелось. Для вас у меня есть игра-забава.
- Игра называется «Жмурки»

Участники игры выбирают 1 водящего и завязывают ему глаза.  Сами разбегаются по комнате встают на одном месте и замирают. Водящий на ощупь ищет игроков, приближаясь к игроку, тот старается увернуться от него, приседая или отклоняясь. Водящий поймав игрока, должен на ощупь назвать  его имя .  Если он правильно назовет игрока все кричат : «Открой глаза», если водящий ошибся, то другие игроки хлопают в ладоши, дав понять водящему, что он ошибся. А затем все разбегаются и замирают снова.

-  Поиграли, отдохнули. А хотите знать, чем занимались члены семьи в старину?

- Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.

-Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.

- Девочек с 5 лет учили прясть пряжу. Посмотрите внимательно, есть ли в нашей избе предмет, с помощью которого пряли пряжу? Как он называется? Прялка и веретено. Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда,   но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.

- Кто из вас может показать, как прядут пряжу?  Молодцы.

- Но кроме пряжи, крестьяне ткали вот такие красивые дорожки. Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках.

- Такой станок, есть на нашей выставке. Давайте рассмотрим его строение.

-За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось:  ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.

-Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.

-Таким образом, в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовы помощники,  да «красны девицы» - умелицы – рукодельницы, которые, взрослея,  передавали мастерство своим детям и внукам.

Итог занятия – Вот  мы  и побывали с вами в старинной русской избе.

- Понравилось ли вам наша изба?

-Что вам особенно понравилось?

- Отличается ли жизнь людей прошлого от настоящего?

-Какие из этих предметов используются в наше время?  

- А так же сохранился хороший обычай в русской семье . Гостей принято угощать и вас я тоже угощу сладостями. А сладости непростые –это петушок на палочке. Угощайтесь гости дорогие!  

              Чем дальше в будущее входим,

                         Тем больше прошлым дорожим,

              И в старом красоту находим,

                 Хоть новому принадлежим.

        - На этом  занятия подошло к концу. Спасибо!

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы» Тема занятия « Совершенствование воображения»

Занятие по теме « Совершенствование воображения». Цель: формирование интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала. Задачи: обучающая: создать условия для развити...

Расписание занятий по внеурочной деятельности 3 класс 1 полугодие

Расписание занятий по внеурочной деятельности 3 класс 1 полугодие...

Конспект занятия по внеурочной деятельности.1 класс

Тема занятия: «Сочинение загадок»Занятию предшествовала подготовительная работа. Дети играли в сравнения («На что по­хоже?»), учились подбирать точные слова для словесного рисунка, рифмы, отгадывали з...

Технологическая карта внеклассного занятия по внеурочной деятельности "Моё настроение. Передай улыбку по кругу"

Внеклассное занятие.Класс: 1 класс«Здоровый ребёнок - успешный ребёнок» Образовательная программа внеурочной деятельности  по спортивно – оздоровительному направлению Раздел: Я и моё ближайш...

Конспект внеклассного занятия по внеурочной деятельности

Сценарий внеурочного занятия по внеурочной деятельности на тему "Татарский фольклор"...

Конспект внеклассного занятия по внеурочной деятельности во 2 классе «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Конспект внеклассного занятия по внеурочной деятельности во 2 классе «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»...

Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы"

Занятие  по теме « Совершенствование воображения».Цель: формирование  интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала.Задачи:обучающая: создат...