"Родина и моя родословная"
методическая разработка по теме

Речкина Ольга Арсеньевна

Познакомить детей с понятиями: большая и малая Родина, родословная, правила её составления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodina_i_moya_rodoslovnaya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  1. Углубление представлений о Родине, Отчизне, Отечестве.
  2. Раскрытие понятия большой и малой Родины.
  3. Воспитание уважения к своей семье, предкам.
  4. Развитие интереса к семейной родословной.

Оборудование:

  1. Магнитофон.
  2. Аудиозапись с песней «С чего начинается Родина…»
  3. Карта современной России.
  4. Пословицы и поговорки о Родине.

                                           Ход занятия.

        В начале звучит песня «С чего начинается Родина…» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера).    

        Воспитатель. Ребята! О чем поется в песне? (О Родине, о матери, о товарищах)

        Как вы понимаете слово Родина? Что Родина для каждого из вас? (Родина – это наша страна Россия; это там, где мы родились; я родился в Новокосино, значит это и есть моя Родина).

        Воспитатель. Правильно, ребята, вы только что назвали значение слова Родина. А вы заметили, что одни дети говорили в целом о России, другие о районе города Москвы – Новокосино. Кто же из них прав? Правы и те, и другие.

         Россия – это самая большая страна в мире, это наш большой дом и все мы, живущие в нем – россияне. Посмотрите на карту, и вы увидите, как широки просторы нашей Родины – России, она омывается теплыми и холодными морями и океанами, в ней разные климатические зоны.

          В песне, которую мы с вами слушали, поется не только о большой Родине, но и о малой тоже. Есть такое понятие, как  большая и малая Родина. Россия для всех нас – это большая Родина. А что же такое малая Родина? ( Это наш родной край, наш город, наш район наша улица, наш двор, наш дом, в котором мы живем.)

         Воспитатель. Правильно, ребята, а еще - это леса, поля, луга, деревья, небо, облака, наши родители, наши друзья. И все это вмещает в себя одно емкое слово – Родина. Послушайте стихотворение о родине.

                         

                         Что мы Родиной зовем?

                          Дом, где мы с тобой растем

                          И березки у дороги,

                          По которой мы идем.

                          Что мы Родиной зовем?

                          Солнце в небе голубом

                          И душистый, золотистый хлеб

                          За праздничным столом.

                          Что мы Родиной зовем?

                          Край, где мы с тобой живем,

                          И рубиновые звезды –

                          Звезды мира над Кремлем.

                           

         Ребята! Многие из вас родились в Москве, а именно в  Новокосино, где мы сейчас живем, учимся, работаем. Это и есть наша малая родина, об истории которой, нам сейчас немного расскажут ребята. Давайте их послушаем.

         1 Ученик. Название район Новокосино получил от старинного подмосковного села Косино, которое расположено вблизи нового жилого района. Деревню, а потом и село Косино, знали на протяжении многих сотен лет, благодаря, хорошо известным москвичам, озерам: Святому, Черному и Белому (о них упоминается в начале 15 века).

          В конце 17 века на Косино обратил свое внимание Петр 1, а в самом начале 18 века построил в Косино верфь и сделал эту красивейшую местность местом корабельных забав, но вскоре флотилию перенесли на Переяславское озеро. Святое озеро, согласно поверью, помогало людям излечивать водой всевозможные недуги.

          Вокруг села Косино было изобилие воды, леса и чистого воздуха. К сожалению, с середины 19 века все резко изменилось. Село Косино стало резко застраиваться дачами. К северу от села появились «выселки» - новый дачный поселок, названный Новое Косино, который расположился в сосновом бору.

          2 Ученик. Название старинного села Косино вошло в наименование двух московских районов: Косино-Ухтомский и Новокосино. В 1986 году эти районы вошли в состав Перовского района г. Москвы.

         Официальным днем «Новокосино» считают 3 сентября 1986 года, когда началось строительство района.

         Проложенная в 1986 году Городецкая улица соединила район с Носовихинским шоссе, кроме того были проложены улицы Салтыковская, Новокосинская, Суздальская, позднее появились и другие улицы.

         Долгое время территория Новокосино оставалась не заселенной.  К югу располагалось село Косино, севернее – Реутово. Недалеко от нынешней кольцевой дороги стояла деревенька Крутицы (упоминание о ней относится к 1576 – 1578 г.). В 17 веке эта местность была вотчиной Алексея Михайловича Романова, отца Петра 1.

         Район Новокосино расположен на востоке Москвы, за кольцевой дорогой. Площадь района 340 га, проживает в нем около 80 тысяч жителей. Район Новокосино имеет свой герб и флаг.

         Воспитатель. Давайте поблагодарим ребят за интересную информацию о нашей малой родине.

         У каждого человека есть своя  малая родина. Для кого-то родиной является деревня, поселок или какой-то другой город, область, край. Но у всех она начинается с «отчего дома», там где мы родились и впервые произнесли слово «мама». Россию мы также ласково называем матушкой.

         Ребята, послушайте, какие слова пишет о нашей Родине К. Д. Ушинский («Наше Отечество»).

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью -  потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила нас своему языку; как мать защищает и бережет от всяких врагов…Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Крепко любили свою родину русские люди. Храбро защищали ее от врагов».

         Какие прекрасные слова! Невозможно точнее выразить всю глубину своих чувств, своего отношения к нашей России.

         Ребята, а почему мы говорим «отчий дом»? От какого слова произошло это название? (От слова – отец). 

         Назовите еще родственные слова (Отечество,Отчизна, отчество).

         Хорошо! А от какого слова произошло слово Родина? (От слова – род).

         Воспитатель. Действительно, это историческое слово «род» заключает в себе то, единое, которое соединяет людей одной семьи с землей, на которой они живут. Родина, род, родственник, родословная – слова, имеющие один корень.

         Вот мы и подошли к такому понятию, как «родословная». Родина и родословная очень тесно связаны между собой. Если мы не будем любить и знать свою родину, значит, не будем помнить своих предков.                                                          С давних времен летописцы вели записи важных событий, происходящих с нашими предками. Но не только о крупных событиях рассказывали летописцы, но и об истории семей русских князей. Свою историю имели не только княжеские семьи, но и любая семья, как в древние времена, так и в наше время. Семейную историю мы можем назвать иным словом – «родословная». В «родословной» перечисляются несколько поколений одного рода, связанных между собой происхождением и степенью родства.

         Каждый член семьи на Руси имел фамилию, имя, отчество. А знаете ли вы, как возникли имена и фамилии? (От названий мест, где родились, названий рек, от прозвищ, профессий, от рода занятий, от названий птиц, животных, рыб и т. д.).

         Воспитатель. Ребята! Что вы думаете о происхождении своей фамилии. (Моя фамилия Кузнецов, и я думаю, что мои предки занимались кузнечным делом; моя фамилия Капустина, наверное, мои предки выращивали капусту; моя фамилия Козлов произошла от названия животного, а вот мои предки, я думаю, «съели пуд соли», т. к. моя фамилия Пудова).

         Воспитатель. Вот видите, как интересно можно трактовать происхождение фамилий.

         Послушайте стихи С. Михалкова в исполнении наших ребят.

           1 Ученик.  Каких фамилий только нет:

                             Пятеркин, Двойкин, Супов,

                             Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед,

                             Пупков и Перепупов.

           2 Ученик.  В фамилиях различных лиц,

                             Порою вам знакомых,

                             Звучат названья рыб и птиц,

                             Зверей и насекомых:

           3 Ученик.  Лисичкин, Раков, Индюков,

                             Селедкин, Мышкин, Телкин,

                             Мокрицын, Волков, Мотыльков,

                             Бобров и Перепелкин.

           4 Ученик.  Но может некий Комаров

                             Иметь характер львиный,

                             А некий Барсов или Львов

                             Умишко комариный.

           5 Ученик.  Бывает, Коршунов иной

                             Синичкина боится.

                             А Чистунов слывет свиньей,

                             А Простачков – лисицей.

           6 Ученик.  А Раков, если не дурак,

                             Невежда и тупица

                             Назад не пятится, как рак,

                             А все вперед стремится!

           7 Ученик.  Плевков фамилию сменил,

                             Жемчужным назвался,

                             Но в основном ослом он был,

                             Ослом он и остался!

            8 Ученик.  А Грибоедов, Пирогов

                              Прославились навеки!

                              А вывод, стало быть, таков:

                              Все дело не в фамилии, а в человеке!

  

        Воспитатель. Старшее поколение передает свою фамилию младшему. И у каждой современной семьи есть своя история, своя родословная. Знаете ли вы родословную вашей семьи? Некоторые ребята, к нашему занятию, уже подготовили свою родословную. (Дети показывают свои работы и рассказывают о генеалогическом древе своей семьи, воспитатель показывает на доске и объясняет основу составления схемы родословной.)

        Воспитатель. Для тех, кто не составил родословную к сегодняшнему дню, это будет домашним заданием. Поверьте, это очень интересно и увлекательно! Родители, я думаю, вам в этом, с удовольствием, помогут.

       Чтобы вам было легче составлять родословную вашей семьи, начните с выполнения следующих заданий:

1. напишите сначала фамилии, имена, отчества своих родителей, бабушек,  дедушек;

2. отметьте на схеме значком, чьи фотографии у вас хранятся дома;

3. напишите, с кем лично из своих родственников вы знакомы;

4. укажите степень вашего родства ( братья, сестры, тети, дяди и т. д.).

        А сейчас мы с вами проведем небольшой конкурс. Для этого  вы разделитесь на три команды (по рядам). (Воспитатель раздает чистые листочки каждому ряду, участники команд получают задания.)

1 задание: по очереди, напишите фамилии, которые произошли от названия животных;

2 задание: напишите фамилии, которые произошли от названия  местности.

3 задание: напишите фамилии, произошедшие от названия профессии.

4 задание: кто быстрее соберет пазлы, тот быстрее прочтет названия городов.

5 задание: из разбросанных слогов и букв соберите 10 имен.

6 задание: кто больше напишет имен на букву «А».

7 задание: команды получают на листочке вопрос (отвечают устно).

        Вопрос для 1 команды: как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)

        Вопрос для 2 команды: что дается человеку при рождении? (Имя)

        Вопрос для 3 команды: как по-другому называется история семьи? (Родословная)

         Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданиями.

         Воспитатель. Ребята, мы знаем много пословиц и поговорок о семье, о доме, о родителях, о Родине. Послушайте некоторые из них.  (Дети, по очереди, зачитывают пословицы и поговорки с последующим обсуждением).

           

  1. «вся семья вместе, так и душа на месте»;
  1.  «русский человек без родни не живет»;
  2.  «хвали заморье (чужую страну), а сиди дома»;
  3. «глупа та птица, которой гнездо свое не мило»;
  4. «на родной сторонушке и камушек знаком»;
  5. «на чужой стороне и весна не красна, а наша весна красным красна»,
  6. «родимая сторона – мать, чужая – мачеха»,
  7. «где кто родится, там и пригодится».
  8. «Родина – мать, умей за нее постоять»
  9.  «для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»;
  10.  «Родина краше солнца, дороже золота».

           Ребята! Вот и заканчивается наше занятие.

Давайте подведем итоги. Что нового вы сегодня на занятии узнали? Что понравилось, а что не очень? (Мы узнали сегодня про большую и малую Родину; узнали, что такое родословная и как ее составлять; мне очень понравились стихи о фамилиях; а мне понравилась история про Новокосино, которую рассказали мальчики; мне понравилось обсуждать пословицы.)

           Вывод: На занятии дети усвоили основную мысль, а именно: тесную взаимосвязь понятия Родины и родословной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Моя родословная"

Творческий проект "Моя родословная. Создание генеалогического дерева". Материал подготовлен по теме: "Проектная деятельность в воспитательном процессе" подготовлен для детей начальной школы, но можно ...

проект "Моя родословная"

Проект создан учеником 2 класса. О своем дедушке-ветаране ВОВ...

Презентация "Родословное древо"

Углубить умение выполнять аналитический обзор жизни старшего поколения, используя полученные (при исследовании) данные. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.Развивать...

Презентация проекта "Родословное древо"

Довести до учеников то, что каждый человек связан с прошлым.  Учащиеся должны владеть компьютером на уровне пользователя. Уметь пользоваться интернетом для сбора информации....

Презентация проекта "Родословное древо"

Довести до учеников то, что каждый человек связан с прошлым.  Учащиеся должны владеть компьютером на уровне пользователя. Уметь пользоваться интернетом для сбора информации....

Творческая разработка Проектная деятельность учащихся Тема: «Моя родословная. Создание генеалогического древа»

Сценарий мероприятия "Моя родословная". Разработка по организации проектной деятельности младших школьников во внеурочное время. Предназначено учителям начальных классов, воспитателям групп продл...

Творческий групповой проект обучающихся 1 «Э» класса «Моя родословная. Создание родословного древа»

Творческий групповой проект обучающихся 1 «Э» класса «Моя родословная. Создание родословного древа»...