Экологическое воспитание младших школьников.
методическая разработка по теме

Из опыта работы учителя начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_ekologiya.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новоаксубаевская начальная общеобразовательная школа»

Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан

Экологическое воспитание

младших школьников

(Из опыта работы учителя начальных классов

Крайновой  Зои Петровны)

2013 год

2013 год объявлен Годом экологии и защиты окружающей среды.

В начальной школе закладываются основы экологической культуры.

Я считаю, что экологическое воспитание - самое важное направление в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Главные задачи экологического воспитания:

- формировать представление детей о том, что человек – часть природы, ее главный друг и защитник;

- научить детей жить в гармонии с природой.

В своей деятельности я использую различные формы работы с детьми:

-   экскурсии в поле, лес, к реке в разные сезоны;

-   целевые прогулки за пределы школы (парк, улица);

-   экскурсии в музей, на выставки;

-   занятия на экологической тропинке;

-   беседы доброты;

-   экологические акции.

Сельские дети еще до школы соприкасаются с природой самостоятельно. Природу любят многие, но внимательно, бережно относиться к ней могут только глубоко понимающие ее и хорошо воспитанные люди.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик.Поэтому эту работу я начинаю с 1 класса, стараюсь пробудить в детях,  прежде всего,  интерес к природе, побуждаю их к наблюдениям за растениями и животными, учу сравнивать, делать выводы.

Моя задача, как учителя,  заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. На мой взгляд, большие возможности в ее решении имеют экскурсии. Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.

Мои ученики очень любят экскурсии на природу.

 На первых этапах, наблюдая за детьми во время природоведческой прогулки, замечала, что дети могут сорвать и почти сразу выбросить ветку дерева,  рвут раннецветущие растения, забирают птенцов и ежиков домой, бросают под куст фантик от конфеты или упаковку от выпитого сока.Поэтому  на экскурсиях обращаю внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы, учу выделять и находить их отличительные признаки: форма деревьев, цвет коры,  форма и величина листьев, особенности внешнего строения цветков и плодов.

 Например, ранней осенью  внимание детей привлекаю к  золотисто-желтой  листве кустарников. А поздней осенью подчеркиваю, что деревья, когда опадут листья, стоят усталые и потускневшие,  и выглядят они голыми и беззащитными.

Повышению  познавательной активности учащихся на экскурсиях, прогулках служат дидактические игры, например,  «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?»,  направленные на сравнение увиденного и на воспроизведение в памяти того, что было. Обращаю внимание детей на то, что в природе постоянно происходят изменения: деревья сбросили листья, исчезли птицы, день стал короче, появились заморозки. Рассказывая детям о птицах, подчеркиваю их пользу в борьбе с вредителями растений. Постоянно готовила детей к ответу на вопросы: почему они улетают в теплые края? Как можно помочь птицам, которые остались зимовать?

Мои ученики 4 класса провели исследовательскую работу на тему «Зимующие птицы нашего края».

Важным дополнением к экскурсиям в природу, наблюдениям за объектами природы служит природоведческая информация в виде бесед, докладов, всевозможных сообщений. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная («Лесная аптека», «Редкие животные нашего края»,  «Природа просит защиты», «Мы учимся у природы», «Очем поют птицы» и другие.)

Ежегодно участвуем:

 - в операции «Птицы» (изготовление скворечников и кормушек);       

  -  в экологических десантах  и акциях  «Чистый водоем», «Чистая улица», «Школьный двор».

Воспитываю у детей любовь к родному краю и охране растений и животных не только на уроках по ознакомлению с природой. На уроках чтения изучаем  рассказы и стихотворения о природе, дети заучивают загадки и пословицы. На уроках русского языка составляем предложения природоведческого содержания о листопаде, снеге, о зимующих птицах.  Большое внимание я уделяю практическим заданиям, всегда стараюсь связать теорию с  практикой.

 На итоговых уроках дети пишут сочинения о своём отношении к уроку экологии и прочитанным рассказам. В помощь детям предлагаются незаконченные предложения типа:

На уроках экологии мы читали рассказы о…

Экология – это…

Больше всего мне понравились рассказы о…

В них говорится…

В природе всё связанно и, если…

Я думаю, что когда я вырасту…

Очень интересны и показательны эти маленькие письма-сочинения. Вот примеры нескольких из них:

«Мы читали рассказы о природе. Мне больше всего понравились рассказы о воде и воздухе. Их загрязняют нефть, отходы, кислотные дожди. Природа  приносит пользу. Я думаю, что когда вырасту, то буду охранять природу» (Таня А.).

«Экология – это наука о связи живых существ со средой обитания. Мы читали рассказы о воздухе. Яд с неба падает потому, что дым фабрик и заводов загрязняет воздух. Я думаю, что, для того чтобы воздух был чистым, надо придумать специальные фильтры» (Саша П.)

При изучении раздела тем «Сбережём природу своего края» младшие школьники знакомятся с экологическими проблемами села. Из периодической печати учащиеся самостоятельно подбирают статьи, в которых говорится об экологии. Эти статьи вклеиваются в рабочую тетрадь  в соответствии с темами: «Планета заболела», «Наш край», «О почве», «Лес – природное сообщество», «Водоёмы нашего края» и другие. На уроках природоведения дети делятся своими впечатлениями о прочитанном с одноклассниками, эти проблемы активно обсуждаются.

   Большая работа по экологическому воспитанию у нас в классе ведётся на внеклассных мероприятиях. Мы с  ребятами  проводим развлекательные программы: КВН, викторины, игры, конкурсы, походы, которые имеют экологическое содержание и предусматривают воспитание у детей экологической культуры. Провожу утренники: «Охранять природу- значит охранять Родину», «Берегите планету», «Золотая осень», «Здравствуй,зимушка – зима!», «Весна идет! Весне дорогу!».   Дети любят активно участвовать в них.  Мой класс всегда участвует в художественной  выставке детского творчества «Природа и фантазия».

  Огромное значение для младших школьников имеет пример старших, так как именно они могут помочь сформировать правильное отношение детей к природе. В связи с этим я нахожу возможности для организации тесного взаимодействия с родителями учащихся, включение их в систему экологического воспитания, что особо важно в начальной школе, так как ребёнок младшего школьного возраста большую часть времени проводит в семье. Для родителей проводятся деловые игры, родительские собрания, беседы, выставки рисунков и поделок.

В ходе общения с природой, изучения  ее объектов и явлений, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека,   испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

Охрана природы- это не только сбережение того, что есть, это создание новых, лучших условий в окружении человека. Урок любви к природе продолжается и на уроках труда, ИЗО, когда ребёнок лепит, рисует растения или животных, увиденных им во время экскурсии. Процесс мышления и формирования чувств должен быть постоянным. На уроках чтения, где художественное слово, картинка и музыкальное произведение составляют единое целое, у детей развивается творческое мышление, художественный вкус, формируется понимание того, что всё в окружающем мире взаимосвязано.

Получаемые знания должны закрепляться в практических делах.  Ребёнок  своими руками может посадить и вырастить комнатное растение. Их изучение развивает познавательную активность, наблюдательность, самостоятельность, трудолюбие, осуществляет межпредметные связи.

Заканчивая, хочется сказать, что образовательная работа в области экологии интересна детям, и держится она на: добросовестности, заинтересованности ребят и на энтузиазме учителя и руководителя. Воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....

Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания

Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....