Учиться? А что это значит?
статья (1 класс) по теме

Гребенникова Елена Викторовна

Учиться? А что это значит? На эти вопросы находят ответы первоклассеики на занятиях "Мира деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx54.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Учиться… А что это значит?» сл.1
Сл.2 Программа «Мир деятельности» помогает осваивать умение учиться и механизмы саморазвития не только ребенку, но и учителю, и родителям. Для формирования в ребенке тех или иных положительных качеств, взрослым необходимо начать, прежде всего, с самих себя, с собственного самоизменения и самовоспитания.

Сл.3Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей»

В.А. Сухомлинский

  • Урок по теме «Учиться… А что это значит?» начинает надпредметный курс «Мир деятельности» по формированию универсальных учебных действий (УУД) у учащихся начальной школы.

 Он является ключевым в формировании регулятивных УУД, так как вся последующая учебная деятельность как на уроках по курсу «Мир деятельности» в 1 классе, так и на всех предметных уроках строится на основе знания учащимися и выполнения двух основных этапов (шагов) учебной деятельности. 

Рассмотрим структуру урока с использованием системно-деятельностной технологии .

1. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие. Вступительное слово учителя.  

 Урок в технологии деятельностного метода всегда начинается с этапа мотивации. На данном этапе дети настраиваются на урок, готовятся к включению в учебную деятельность. Чтобы понять, как это происходит, предлагаю вам поучаствовать в данном этапе.  Слайд 4. в группах

Ученье и труд… (рядом живут).

Знание и мудрость… (украшают человека).

Ученье - свет, а … (неученье – тьма).

Не стыдно не знать –… (стыдно не учиться).

Ученья корень горек,… (да плод сладок).

Ученье лучше… (богатства).

Рукой победишь одного,… (головой – тысячи).

Учиться всегда … (пригодиться).

После озвучивания пословиц учитель делает вывод о важности учения во все времена, напоминает об изменениях в образовательной политике государства, о ФГОС, о ключевых изменениях в требованиях к результатам образования. Слайды 5-6

  • Зачем дети ходят в школу? (Учиться.)

Слайд 7

  • Знакомьтесь, это Смайлик – житель Маленькой страны (начальной школы) и новый друг наших детей. Он будет вместе с нашими первоклассниками «учиться» в первом классе.
  • Учиться – это особая работа. Теперь у ваших детей тоже будет такая работа – УЧИТЬСЯ Слайд 7, анимация 1)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

  • На этапе актуализации знаний учащиеся повторяют понятия и способы действия, которые им пригодятся для открытия нового знания. Еще одной важной задачей этапа является фиксация своего индивидуального затруднения.

Ведь если у ученика нет своего, личного затруднения – ему и учиться нечему. Для того чтобы каждый из учеников смог сам зафиксировать индивидуальное затруднение, учитель предлагает выполнить пробное действие.  Слайд 8

  • Чтобы понять, в чем заключается пробное действие, предлагаю вам проиграть этот этап.
  • Учиться… Безусловно, каждый из Вас задумывался над значением этого слова? Как вы понимаете, что значит «учиться?»
  • «Чтобы читать интересные книги, – рассуждал Смайлик, – нужно уметь читать. Чтобы посчитать, сколько у меня друзей, нужно уметь считать. Значит, чтобы учиться, нужно уметь … что делать»? (Учиться.) Слайд 9

http://www.sch2000.ru/employees/rabota-s-roditeljami/2/rsr2.jpg 

  • На какой вопрос нам надо найти сегодня ответ? (Учиться… А что это значит?)

Задание на пробное действие:

  • А сейчас я вам предложу необычное задание: поднимите руку те, кто точно знает, что значит учиться.
  • Кто поднял руку, расскажите, что значит, на ваш взгляд учиться? (варианты ответов.)
  • У кого другое мнение? У кого нет варианта ответа?
  • Видите, у каждого из вас свой ответ или нет ответа. А надо найти один общий на всех ответ, ведь в классе учатся вместе!
  • На какой вопрос вы не смогли найти общий ответ? (На вопрос «Что значит учиться?»)

3. Выявление причины затруднения.

  • Когда что-то не получается, надо остановиться и подумать.

Слайд 10, анимация 1

  • Давайте подумаем вместе, вы знаете точный, согласованный ответ на вопрос «Что значит учиться?» (Нет, мы не знаем точного ответа на вопрос «Что значит учиться?».) Слайд 10, анимация -2)
  • Таким образом, на данном этапе дети под руководством учителя определяют причину затруднения (что они пока не знают), что позволит перейти к следующему этапу.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

  • Как только мы определили причину затруднения,  формулируем цель (Слайд 11, анимация 1)
  • Как узнать правильный ответ на вопрос, чтобы достичь цели? Какие варианты достижения цели вы можете предложить? (Варианты ответов родителей). Построение плана выхода из затруднения: 
  • прочитать в специальной книге,
  • попросить рассказать учителя или кого-либо из взрослых,
  • узнать самому,
  • а потом проверить в учебнике (по эталону).

.

  • Наши первоклассники сами будут открывать новые знания на уроках. Вы тоже сегодня попробуете сами найти ответ на вопрос «Что значит учиться?».

5. Реализация построенного проекта.

  • На этапе реализации проекта чаще всего организуется групповая работа. Учащиеся с помощью учителя открывают новое знание и фиксируют его в речи и знаково в форме эталона. Давайте посмотрим, как это будет проходить на уроке у первоклассников. Слайд 12

У кого только ни спрашивал Смайлик ответ на вопрос «Что значит учиться?» – никто не смог дать точный ответ. И вот однажды добрая волшебница подарила Смайлику две картинки и сказала: «На этих картинках нарисован ответ на твой вопрос. Но увидеть их ты сможешь, только если сам узнаешь, что значит учиться».

 «Учиться… Что это значит?» Слайд 13

  • Как вы думаете, почему волшебница сказала, что сделать это надо обязательно самому? (Ответы родителей.)
  • Вспомните случай из жизни, когда вы чему-то хотели научиться и научились. (Ответы родителей.)
  • Значит, вы тоже сами учились или кто-то учился за вас?
  • Какое же самое главное правило учения – одно для всех? (Учиться надо самому!)
  • Конечно, учиться можно только самому, что бы вы ни делали – катались на коньках, играли в футбол, вязали кофточку… Слайд 13, анимация 1)
  • Пробное  действие вам показало, что мы не знаем точно, что значит учиться? Вы определили, что вы не знаете. Это и есть первый шаг учебной деятельности.

Слайд 13, анимация 2

  • 2-й этап учебной деятельности (Слайд 13, анимация 3) – самому найти способ.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

  • Слайд 14  Для вас я подготовила специальные задания для этого этапа. У вас на столах лежат карточки с описанием ситуаций, в которых учащиеся выполняют домашнее задание. Я вам предлагаю в группах прочитать, обсудить данные ситуации и сделать вывод, учатся ли ученики в этих ситуациях или они не находятся в учебной деятельности.. Слайд 14, анимация 1),

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

  • Слайд 15 используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание на новое знание и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
  • А для вас я подготовила для этого этапа нашей встречи специальное задание: опираясь на эталон, сформулировать и записать ответ на вопрос, что значит учиться и проверить себя по эталону для самопроверки.

Слайд15, анимация 1

8. Включение в систему знаний.

  • На данном этапе уточняются особенности нового знания, где его можно применить, его роль и место в системе уже изученных знаний. В нашем случае на этом этапе дети определяют, какие личностные качества им пригодятся в школе на уроках.

Смайлик-солнышко рассказывает, что на занятиях по курсу «Мир деятельности» дети будут сами открывать знания о каждом личностном качестве и фиксировать в эталоне. В первом классе пройдут уроки по следующим темам: «Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности; терпение в учебной деятельности; честность в учебной деятельности». Слайды 16-17

9. Рефлексия деятельности на уроке.

  • Самооценка  учениками собственной учебной деятельности. Учащиеся соотносят поставленную цель и результат. Удалось ли им достичь поставленной цели, что не получилось, над чем надо поработать.. Слайд 18)
  • Учиться… А что это значит? (Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, чего не знаешь, а во-вторых, самому найти способ и сделать то, что раньше не получалось.)
  •  «Лесенкой успеха».

Учитель демонстрирует учебное пособие. Обращает внимание родителей, что лесенка успеха изображена в конце каждого урока. С помощью этой лесенки дети будут оценивать свои знания и умения, поэтому лесенка разделена на две половины: «знаю» и «умею». Использование «Лесенки успеха» является средством формирования у учащихся способности к адекватной самооценке.. Слайд 18, анимация 1)

  • Если вы не поняли, что значит учиться, нарисуйте человечка на нижней ступеньке лесенки. Если вы все поняли и можете рассказать о новом знании, – нарисуйте человечка на верхней ступеньке. А если вы не до конца уверены в своих знаниях – на 2-й или 3-й ступеньке, а на какой именно, каждый решит сам.
  • Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на нижней ступеньке?
  • Кто из вас может рассказать почему?
  • Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на 2-й или 3-й ступеньке?
  • Кто из вас может рассказать почему?
  • Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на верхней ступеньке?
  • Кто из вас может рассказать почему?
  • Данный урок – это первый шаг в формировании умения учиться. (Приложении 1Слайд 20, анимация 1)

Подведение итогов мастер-класса.

 «Если ты дашь человеку рыбу, он поест один раз. Но если ты научишь его ловить рыбу, он будет сыт всегда».

Восточная мудрость

- На лесенке успеха показать, как вы разобрались в вопросе, что значит учиться, приклеив смайлика.