Учиться? А что это значит?
статья (1 класс) по теме
Учиться? А что это значит? На эти вопросы находят ответы первоклассеики на занятиях "Мира деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 54.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Учиться… А что это значит?» сл.1
Сл.2 Программа «Мир деятельности» помогает осваивать умение учиться и механизмы саморазвития не только ребенку, но и учителю, и родителям. Для формирования в ребенке тех или иных положительных качеств, взрослым необходимо начать, прежде всего, с самих себя, с собственного самоизменения и самовоспитания.
Сл.3.«Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей»
В.А. Сухомлинский
- Урок по теме «Учиться… А что это значит?» начинает надпредметный курс «Мир деятельности» по формированию универсальных учебных действий (УУД) у учащихся начальной школы.
Он является ключевым в формировании регулятивных УУД, так как вся последующая учебная деятельность как на уроках по курсу «Мир деятельности» в 1 классе, так и на всех предметных уроках строится на основе знания учащимися и выполнения двух основных этапов (шагов) учебной деятельности.
Рассмотрим структуру урока с использованием системно-деятельностной технологии .
1. Мотивация к учебной деятельности
Приветствие. Вступительное слово учителя.
Урок в технологии деятельностного метода всегда начинается с этапа мотивации. На данном этапе дети настраиваются на урок, готовятся к включению в учебную деятельность. Чтобы понять, как это происходит, предлагаю вам поучаствовать в данном этапе. Слайд 4. в группах
Ученье и труд… (рядом живут).
Знание и мудрость… (украшают человека).
Ученье - свет, а … (неученье – тьма).
Не стыдно не знать –… (стыдно не учиться).
Ученья корень горек,… (да плод сладок).
Ученье лучше… (богатства).
Рукой победишь одного,… (головой – тысячи).
Учиться всегда … (пригодиться).
После озвучивания пословиц учитель делает вывод о важности учения во все времена, напоминает об изменениях в образовательной политике государства, о ФГОС, о ключевых изменениях в требованиях к результатам образования. Слайды 5-6
- Зачем дети ходят в школу? (Учиться.)
Слайд 7
- Знакомьтесь, это Смайлик – житель Маленькой страны (начальной школы) и новый друг наших детей. Он будет вместе с нашими первоклассниками «учиться» в первом классе.
- Учиться – это особая работа. Теперь у ваших детей тоже будет такая работа – УЧИТЬСЯ Слайд 7, анимация 1)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- На этапе актуализации знаний учащиеся повторяют понятия и способы действия, которые им пригодятся для открытия нового знания. Еще одной важной задачей этапа является фиксация своего индивидуального затруднения.
Ведь если у ученика нет своего, личного затруднения – ему и учиться нечему. Для того чтобы каждый из учеников смог сам зафиксировать индивидуальное затруднение, учитель предлагает выполнить пробное действие. Слайд 8
- Чтобы понять, в чем заключается пробное действие, предлагаю вам проиграть этот этап.
- Учиться… Безусловно, каждый из Вас задумывался над значением этого слова? Как вы понимаете, что значит «учиться?»
- «Чтобы читать интересные книги, – рассуждал Смайлик, – нужно уметь читать. Чтобы посчитать, сколько у меня друзей, нужно уметь считать. Значит, чтобы учиться, нужно уметь … что делать»? (Учиться.) Слайд 9
- На какой вопрос нам надо найти сегодня ответ? (Учиться… А что это значит?)
Задание на пробное действие:
- А сейчас я вам предложу необычное задание: поднимите руку те, кто точно знает, что значит учиться.
- Кто поднял руку, расскажите, что значит, на ваш взгляд учиться? (варианты ответов.)
- У кого другое мнение? У кого нет варианта ответа?
- Видите, у каждого из вас свой ответ или нет ответа. А надо найти один общий на всех ответ, ведь в классе учатся вместе!
- На какой вопрос вы не смогли найти общий ответ? (На вопрос «Что значит учиться?»)
3. Выявление причины затруднения.
- Когда что-то не получается, надо остановиться и подумать.
Слайд 10, анимация 1
- Давайте подумаем вместе, вы знаете точный, согласованный ответ на вопрос «Что значит учиться?» (Нет, мы не знаем точного ответа на вопрос «Что значит учиться?».) Слайд 10, анимация -2)
- Таким образом, на данном этапе дети под руководством учителя определяют причину затруднения (что они пока не знают), что позволит перейти к следующему этапу.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Как только мы определили причину затруднения, формулируем цель (Слайд 11, анимация 1)
- Как узнать правильный ответ на вопрос, чтобы достичь цели? Какие варианты достижения цели вы можете предложить? (Варианты ответов родителей). Построение плана выхода из затруднения:
- прочитать в специальной книге,
- попросить рассказать учителя или кого-либо из взрослых,
- узнать самому,
- а потом проверить в учебнике (по эталону).
.
- Наши первоклассники сами будут открывать новые знания на уроках. Вы тоже сегодня попробуете сами найти ответ на вопрос «Что значит учиться?».
5. Реализация построенного проекта.
- На этапе реализации проекта чаще всего организуется групповая работа. Учащиеся с помощью учителя открывают новое знание и фиксируют его в речи и знаково в форме эталона. Давайте посмотрим, как это будет проходить на уроке у первоклассников. Слайд 12
У кого только ни спрашивал Смайлик ответ на вопрос «Что значит учиться?» – никто не смог дать точный ответ. И вот однажды добрая волшебница подарила Смайлику две картинки и сказала: «На этих картинках нарисован ответ на твой вопрос. Но увидеть их ты сможешь, только если сам узнаешь, что значит учиться».
«Учиться… Что это значит?» Слайд 13
- Как вы думаете, почему волшебница сказала, что сделать это надо обязательно самому? (Ответы родителей.)
- Вспомните случай из жизни, когда вы чему-то хотели научиться и научились. (Ответы родителей.)
- Значит, вы тоже сами учились или кто-то учился за вас?
- Какое же самое главное правило учения – одно для всех? (Учиться надо самому!)
- Конечно, учиться можно только самому, что бы вы ни делали – катались на коньках, играли в футбол, вязали кофточку… Слайд 13, анимация 1)
- Пробное действие вам показало, что мы не знаем точно, что значит учиться? Вы определили, что вы не знаете. Это и есть первый шаг учебной деятельности.
Слайд 13, анимация 2
- 2-й этап учебной деятельности (Слайд 13, анимация 3) – самому найти способ.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Слайд 14 Для вас я подготовила специальные задания для этого этапа. У вас на столах лежат карточки с описанием ситуаций, в которых учащиеся выполняют домашнее задание. Я вам предлагаю в группах прочитать, обсудить данные ситуации и сделать вывод, учатся ли ученики в этих ситуациях или они не находятся в учебной деятельности.. Слайд 14, анимация 1),
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Слайд 15 используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание на новое знание и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
- А для вас я подготовила для этого этапа нашей встречи специальное задание: опираясь на эталон, сформулировать и записать ответ на вопрос, что значит учиться и проверить себя по эталону для самопроверки.
Слайд15, анимация 1
8. Включение в систему знаний.
- На данном этапе уточняются особенности нового знания, где его можно применить, его роль и место в системе уже изученных знаний. В нашем случае на этом этапе дети определяют, какие личностные качества им пригодятся в школе на уроках.
Смайлик-солнышко рассказывает, что на занятиях по курсу «Мир деятельности» дети будут сами открывать знания о каждом личностном качестве и фиксировать в эталоне. В первом классе пройдут уроки по следующим темам: «Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности; терпение в учебной деятельности; честность в учебной деятельности». Слайды 16-17
9. Рефлексия деятельности на уроке.
- Самооценка учениками собственной учебной деятельности. Учащиеся соотносят поставленную цель и результат. Удалось ли им достичь поставленной цели, что не получилось, над чем надо поработать.. Слайд 18)
- Учиться… А что это значит? (Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, чего не знаешь, а во-вторых, самому найти способ и сделать то, что раньше не получалось.)
- «Лесенкой успеха».
Учитель демонстрирует учебное пособие. Обращает внимание родителей, что лесенка успеха изображена в конце каждого урока. С помощью этой лесенки дети будут оценивать свои знания и умения, поэтому лесенка разделена на две половины: «знаю» и «умею». Использование «Лесенки успеха» является средством формирования у учащихся способности к адекватной самооценке.. Слайд 18, анимация 1)
- Если вы не поняли, что значит учиться, нарисуйте человечка на нижней ступеньке лесенки. Если вы все поняли и можете рассказать о новом знании, – нарисуйте человечка на верхней ступеньке. А если вы не до конца уверены в своих знаниях – на 2-й или 3-й ступеньке, а на какой именно, каждый решит сам.
- Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на нижней ступеньке?
- Кто из вас может рассказать почему?
- Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на 2-й или 3-й ступеньке?
- Кто из вас может рассказать почему?
- Поднимите руку те, кто нарисовал человечка на верхней ступеньке?
- Кто из вас может рассказать почему?
- Данный урок – это первый шаг в формировании умения учиться. (Приложении 1. Слайд 20, анимация 1)
Подведение итогов мастер-класса.
«Если ты дашь человеку рыбу, он поест один раз. Но если ты научишь его ловить рыбу, он будет сыт всегда».
Восточная мудрость
- На лесенке успеха показать, как вы разобрались в вопросе, что значит учиться, приклеив смайлика.