Как избежать перегрузок?
методическая разработка на тему
Как избежать перегрузок, советы для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_izbezhat_peregruzok.docx | 23.64 КБ |
правила общения для детей | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Как избежать перегрузок
при обучении ребенка
В первых классах наших школ в начале года нарушения здоровья имеют 20% детей, а к концу года их число увеличивается до 70%, и в 20-40% случаев ухудшение здоровья связано именно со школой. Учитель должен знать и учитывать физиологические особенности школьников.
Ребенок 7-11 лет физически развивается относительно спокойно. Костная система находится в стадии формирования, поэтому необходимо заботиться об осанке: окостенение кисти и пальцев не закончилось, поэтому мелкие и точные движения затруднены и утомительны. Совершенствуется мозг - развивается аналити-ко-синтетическая функция коры, изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения (торможение становится более сильным).
Физическое развитие позволяет ребенку заниматься от 3 до 5 часов в день. Ребенок и психологически готов к обучению: достаточно развиты память, любознательность, воображение; словарь достаточно богат; ребенок способен связно излагать свои мысли, сравнивать, обобщать, пробует делать выводы.
Но в уровне готовности могут быть значительные индивидуальные различия. Кроме того, слаба аналитическая функция восприятия, дети не умеют управлять своим вниманием, у них более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая.
Возрастной особенностью является импульсивность - склонность незамедлительно действовать. Младший школьник не умеет упорно следовать цели, преодолевая трудности, при неудаче может терять веру в свои силы.
Поэтому задача учителя - сделать каждый урок, каждый день ребенка успешным.
Продолжительность урока должна быть не более 45 мин.
В 1-м классе в сентябре — 3 «рока по 35 мин, с октября — 4 урока по 35 мин, и лишь после адаптации детей урок может продолжаться 45 минут.
Максимально допустимая нагрузка при шестидневной рабочей неделе:
в 1-м классе — 22 ч,
во 2—4-м классах — 25 ч;
при пятидневной рабочей неделе
в 1-м классе 20 ч.
во2 -4 классах - 22 ч.
О Сдвоенные уроки сильно увеличивают нагрузку. Младшие школьники должны учиться только в первую смену. Для первоклассников устанавливаются
т дополнительные каникулы.
О Домашние задания даются с учетом возможностей ребенка:
в 1-м классе (со II полугодия) — до 1 ч;
во 2-м классе — до 1,5 ч;
в 3—4-м классах — до 2 ч;
не даются задания на понедельник.
Рекомендуется создавать условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении.
При составлении расписания, планировании контрольных работ учителю необходимо учитывать следующие факторы.
Динамика урока:
1—4-я мин — усваивается 60% материала; 5-23-я мин - 80%; 24-34-я мин - 45-50%; 35—45-я мин — 6%.
Динамика дня:
1-й урок — врабатывание; 2-й урок — оптимум; 3-й урок — спад.
После третьего урока должна быть организована динамическая перемена, иначе на четвертом уроке материал не будет усваиваться.
Динамика учебной недели:
понедельник — врабатывание; вторник, среда — оптимум; четверг — спад.
Коэффициент трудности предметов:
11 баллов — математика:
10 баллов — иностранный язык;
7 балов ~~ русский язык, литература;
б баллов — естествознание;
5 баллов ■-• физическая культура:
4 балла — труд;
2 балла — изобразительная деятельность;
1 балл — музыка.
Учителем должны быть соблюдены предписания письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22 февраля 1999 г. №220(11-12).
В классе должны быть обеспечены санитарно-гигиенические условия:
- достаточное освещение класса;
- предпочтительные тона окраски стен кабинета — зеленые, желто-зеленые, зеленовато-голубые;
- соблюдение температурного и воздушного режимов (систематическое проветривание кабинета до уроков и во время перемен);
— разумное размещение комнатных растений,
чтобы они не мешали естественному освещению.
Психогигиенические взаимоотношения учителя с учеником:
— спокойное общение;
— ребенка называем по имени;
- не провоцируем стрессовые ситуации;
- инструкцию даем один раз, четко ее проговаривая, начиная с простой, затем переходим к более сложным);
- задавая вопрос, ждем не менее 10 с, давая время подумать;
- хвалим при всех, делаем замечания — наедине.
Чтобы не было перегрузки, очень важно правильно строить учебный процесс. Планируя урок, учитель должен сформулировать его цель, поставить задачи, затем отобрать содержание урока, выбрать методы обучения, продумать свою деятельность и деятельность учащихся. Не стоит стремиться «освоить» всю страничку учебника, желательно учитывать возможности конкретного класса. Не следует загромождать урок: работает лишь уместный дополнительный материал. Всякая наглядность должна быть оправдана - наглядность ради наглядности отвлекает и утомляет детей.
Выбирая форму и методы обучения, следует помнить, что учащиеся удерживают в памяти:
10% того, что читают;
26% того, что слышат;
30% того, что видят;
50% того, что видят и слышат;
70% того, что обсуждают с другими;
80% того, что основано на личном опыте; 90% того, что проговаривают в то время, как делают;
95% того, чему они обучают сами.
Таким образом, лишь в деятельности ребенок усваивает знания непринужденно и более полно. Значит, новый материал надо не объяснять, а организовывать деятельность детей по его изучению. Если учитель говорит на уроке один, дети перестают его слушать через 10-12 мин, поэтому урок должен быть построен в диалоге. Заставляя детей запоминать многочисленные правила, мы перегружаем их память. Лучше использовать опорные таблицы, которые создаются на доске на глазах у детей и с их помощью. Опоры - маленькие шпаргалки, так почему бы не устроить конкурс шпаргалок при обобщении изученной темы? Информация из таких шпаргалок постепенно и ненасильственно перейдет в память ребенка.
Плохо организованный урок, на котором дети не усвоили материал, не развили умения и навыки, нередко вынуждает учителя задавать на дом по нескольку упражнений и задач, что непосильно для ребенка. В таких случаях работу учителя должны дублировать родители.
На уроках нужно проводить различные виды гимнастик.
Несколько раз за урок проводятся физкультминутки, которых множество в арсенале каждого педагога. С целью расслабления проводятся релаксационные упражнения. Пальчиковая гимнастика тренирует мелкие мышцы кисти, стимулирует речь, повышает работоспособность.
Для развития фонематического слуха проводится ритмическая гимнастика: когда учитель прохлопывает какой-либо ритм, дети повторяют его.
Для развития артикуляционного аппарата выполняются специальные упражнения для губ и языка, произносятся чистоговорки. Помогает отдохнуть и расслабиться дыхательная гимнастика. Снимает утомление глаз и нервной системы, помогает сохранить зрение гимнастика для глаз. Психогимнастика тренирует как сосредоточенность, так и рассредоточенность.
Полезно послушать фонограмму шума волн, пения птиц, звуков дождя. Все это позволяет как настроить детей на работу, так и отдохнуть.
Я думаю, что учитель, владея этими знаниями и методиками, может организовать обучение младших школьников без перегрузок.
Материал подготовила В.Н. КРУТИКОВА,
учитель начальных классов,
школа № 3,
г. Югорск, Ханты-Мансийский АО,
Тюменская обл.
Предварительный просмотр:
Культура общения – это важно
Падение культуры речи, распространение жаргона и просторечия во всех сферах общества, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений, заметное снижение речевого и общекультурного уровня – все это заставляет педагогов активно искать средства против таких тенденций. Одним из путей решения этой проблемы является организация обучения детей корректному и эффективному общению.
Культура общения – это новый предмет, и, как и все новое, он неоднозначно воспринимается учителями, часто, к сожалению, с трудом находит признание в школе, особенно в начальных классах. Педагоги считают уроки культуры общения никчемной тратой учебного времени. Подобное положение дел не может не вызывать недоумения и даже некоторого опасения. Ведь наблюдения за речью и общением молодежи говорят об острой необходимости такого предмета, на котором бы детей учили правильно, красиво и убедительно говорить, слушать собеседника, корректно вести дискуссию.
Тема. "Разговор по телефону".
Цели. Формировать навыки культуры речевого поведения во время телефонного разговора; развивать речь, мышление, воображение; развивать умение вежливо говорить по телефону.
Оборудование. Карточки со словом "звонят", два игрушечных телефона, таблицы с правилами, иллюстрации.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Речевая разминка. Работа над произношением слова звонит
Учитель. Прочитайте слова.
На доске:
Звонит, позвонит, перезвонит. |
– Как правильно поставить ударение?
Дети вслух произносят слова. Учитель расставляет ударения: звониRт, позвониRт, перезвониRт.
– Чтобы запомнить, как правильно произносить слово звонит, я предлагаю вам стихотворение.
Если дома он сидит,
Телефон весь день звонит.
Дети повторяют стихотворение хором два раза.
III. Подготовка к усвоению нового материала
У. Тема нашего сегодняшнего урока – "Разговор по телефону". Ребята, как вы думаете, для чего существует телефон? Что можно сделать с его помощью? Звонили ли вы по телефону? Кому? Зачем? Всегда ли вы вежливо разговариваете по телефону?
Ответы детей.
– Сегодня мы с вами потренируемся вежливо разговаривать по телефону. Ведь наш век – это век телефонного общения. И каждый из нас должен уметь правильно звонить по телефону: маме на работу, другу, в школу.
Ребята, представьте себе такую ситуацию. Саша звонит Сереже, чтобы договориться с ним о прогулке. К телефону подходит мама Сережи. Происходит такой разговор:
– Здравствуйте, Анна Сергеевна! Это Саша.
– Здравствуй, Саша.
– Анна Сергеевна, позовите, пожалуйста, Сережу к телефону. Мы с ним собирались пойти в парк.
Дети слушают сценку, потом учитель задает вопросы:
У. С кем разговаривал Саша? С чего он начал разговор? А как можно поприветствовать друга? Какие вежливые слова использовал Саша в разговоре с мамой Сережи? Какие еще вежливые слова вы знаете? Когда мы их используем? Как бы вы закончили этот разговор?
Ответы детей.
– Ребята! А теперь представьте, что Миша звонит Тане, чтобы выяснить, по какой программе показывают мультфильмы. Какой бы разговор у них получился?
Ответы детей.
– Знакома ли вам такая ситуация?
Учитель читает стихотворение "Телефон".
Телефон у нас висит,
Телефон весь день звонит.
На носочки я встаю,
Телефон не достаю.
Я залез на табурет,
Говорю, что папы нет.
– Как нужно правильно ответить, если спрашивают кого-то из родителей?
Дети. Нужно поздороваться; спросить, нужно ли что-то передать; попрощаться.
У. А теперь поработайте в парах. Предлагаю разыграть такую ситуацию. Вы звоните маме на работу. К телефону подходит незнакомый человек. Как в этом случае надо начать разговор?
Ответы детей.
– Ребята! Надо назвать имя мамы и обязательно извиниться, ведь вы отрываете людей от работы.
Дети тренируются в парах.
IV. Речевая гимнастика
Упражнение "Самолет".
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Работа со скороговоркой
У. Из кузова в кузов грузили арбузы.
Дети проговаривают хором, а несколько человек – по одному.
Подготовленные дети читают по ролям рассказ В.Голявкина "Разговор по телефону".
– Кто виноват в том, что Анна Павловна повесила трубку? Почему в начале разговора она засмеялась, а в конце, похоже, даже рассердилась? Какие ошибки в разговоре допустили мальчики? Как бы вы посоветовали им вести разговор?
Ответы детей.
– Ребята, мы обсудили, как нужно разговаривать по телефону. Теперь вспомним все это и составим правила ведения телефонного разговора. Как мы начинаем разговор по телефону? Как можно поприветствовать друга? А взрослого человека? Как нужно отвечать на вопросы собеседника? Какие вежливые слова будем употреблять при прощании? Как закончить разговор? Что делать, если неправильно набрали номер? В какое время лучше звонить?
Правила
1. В начале разговора поздоровайтесь, извинитесь, если оторвали взрослых от работы.
2. Отвечайте вежливо. Не кричите в трубку. Не говорите долго.
3. Заканчивая разговор, попрощайтесь.
4. Если ошиблись номером, извинитесь.
5. Не звоните очень поздно или рано.
Дети отвечают на вопросы и сравнивают свои ответы с таблицей правил вежливого разговора по телефону.
– Ребята, прочитаем правила еще раз.
Дети читают.
– Есть ли разница в разговоре по телефону со взрослым человеком и с ровесником? Какая?
Ответы детей.
– Ребята! Перед вами картинки: "Девочка звонит пожарным", "Мальчик звонит врачу". Давайте озвучим эти рисунки. Не забудьте, что если вы звоните пожарным или врачу, нужно сообщить свой адрес и объяснить, что случилось.
"Девочка звонит пожарным"
Д. Поздороваться; сказать, почему звонишь; сообщить адрес и кто звонит; попрощаться.
"Мальчик звонит врачу"
Дети в парах составляют диалоги.
V. Домашнее задание
Запомнить правила вежливого телефонного разговора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как избежать школьных конфликтов
Статья представляет описание опыта работы классного руководителя по профилактике (предупреждению) школьных конфликтов в начальных классах....
Памятка-буклет "Как избежать гриппа и простуды"
В памятке представлены 10 простых способов избежать гриппа и простуды. Предложены народные методы лечения простуды. Памятка будет полезна и детям, и родителям....
Как достичь успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности
Выступление на педсовете на тему:"Как достичь успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности"(из опыта работы)....
УРОК ЗДОРОВЬЯ КАК ИЗБЕЖАТЬ БОЛЕЗНИ
Цели: познакомить детей в игровой форме с инфекционными болезнями, методами их лечения; развивать внимание, память, речь учащихся; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окр...
Как избежать неприятностей?
Цель:Формировать у детей умение беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций....
Как избежать неприятностей?
Цель:Формировать у детей умение беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций....
Родительское собрание Тема: "Домашнее задание. Как избежать взаимного стресса"
Вы можете познакомиться со сценарием собрания, памятками для родителей, презентацией данного собрания....