ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕНЬ
методическая разработка (3 класс) по теме
Учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей. Воспитывать доброжелательное отношение к природе; способность чувствовать состояние природы, эмоционально откликаться и отображать свои чувства в творческих работах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_osen.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Новооскольская образовательная (специальная) школа – интернат 8 вида.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕНЬ
Познавательное занятие о приметах осени в 3 классе.
Воспитатель: Сафонова Т. П.
Октябрь 2011 год.
Путешествие в осень
Т. П. Сафонова
Цели и задачи: Уточнить знания детей об осени, осенних месяцах; учить характеризовать приметы осени; обогащать словарь, развивать связную речь, память, внимание. Учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей. Воспитывать доброжелательное отношение к природе; способность чувствовать состояние природы, эмоционально откликаться и отображать свои чувства в творческих работах.
Методы и приемы: беседа, игра « Листочки», «Дождик», дидактическая игра « Одень дерево», загадки, драматизация, игра «Лови-назови», «Эстафета», составление рассказа.
Оборудование: осенние листья, картинки осени, рисунки, шапочки овощей, зверей, разрезные картинки.
Подготовительная работа: разучивание стихов, наблюдение в природе, чтение рассказов. Пение песен, рассматривание иллюстраций с изображением осени и беседы по ним, составление букетов, рисование, игры с листьями, сбор природного материала для поделок, приготовление овощных и фруктовых салатов.
Ход занятия
Дети, сегодня мы с вами окунемся в мир природы, а точнее поговорим о временах года. Кто назовет мне все времена года?
Сколько их всего?
А какое сейчас время года?
Давайте остановимся на осени.
Какая осень бывает? ( ранняя, золотая, поздняя)
А сколько месяцев в осени?
Сентябрь – ранняя
Октябрь – золотая
Ноябрь – поздняя
- А вот и наши братцы месяцы.
Сентябрь – Сентябрь на осень не похожий,
День теплый и по – летнему пригожий.
Цветут настурции и ноготки, как летом.
Вокруг все ярким солнышком согрето.
Октябрь - Октябрь крадется по дорожкам,
Ступает тихо солнцу вслед.
Грибы и ягоды в лукошке
И сентябрю он шлет привет.
Ноябрь - Последние листы уносит ветер
По – северному резок и колюч.
Лежит на крышах иней на рассвете
И солнышка не видно из-за туч.
Каждый видит осень по-своему. Посмотрите, какая разная осень.
Давайте мы с вами рассмотрим осенние картинки и определим, какая же осень изображена на картинке. ( работа с картинками)
Давайте поиграем с вами в игру « Лови – назови», и повторим, что за чем происходит:
- зима, а за нею?
- лето, а за ним?
- осень, а за нею?
- сентябрь, а за ним?
- ноябрь, а перед ним?
А кто быстро и ловко сложит из пазлов картинку осени правильно?
Кто скажет, какими словами можно сказать об осени?
( солнечная, дождливая, золотая, погожая, хмурая, унылая…)
А какая погода осенью?
( пасмурная, ненастная…)
А как можно сказать о дожде?
( мелкий, надоедливый, холодный, моросящий, грибной, сильный)
Физкультминутка
К нам, на тонкой, длинной ножке скачет дождик по дорожке
На одной, на другой,
В лужицах смотри, смотри, он пускает пузыри.
Стали мокрыми кусты, стали мокрыми цветы.
Мокрый, серый воробей сушит перышки скорей.
Об осени композиторы сочиняли музыку, песни; художники изображали на картинах, а поэты сочиняли стихи. Кто из вас прочтет стихи?
Чтение стихов
Кто был внимательным на прогулках и заметил, что же происходит с деревьями? Какого цвета листья? Где букашки, бабочки, муравьи? Что стало с цветами, травой?
Ответы
Ветерок - Телеграмма! Телеграмма! Я летел к вам прямо, прямо,
Никого не замечал: не шуршал и не шептал.
Прилетел я точно к вам, телеграмма срочная!
Телеграмма
Облетает старый лес, полный сказок и чудес,
Ни листочка, ни травинки, улетели паутинки.
Все забыли старичка, старичка – Лесовичка.
Приходите, поглядите, чем нибудь хоть помогите!
_Давайте представим все, что мы в лесу и посмотрим, что же там происходит? ( опадают листья…)
Игра с листочками
Мы листики осенние летим, летим, летим.
Легко и плавно в воздухе кружим, кружим, кружим,
Повертелись, покружились и на землю опустились.
Давайте превратимся в волшебников и попробуем одеть деревья.
Дидактическая игра « Одень дерево»
А что в лесу еще растет? ( грибы)
Стихи о грибах.
Осень хлопотливая пора и у зверушек и у птиц.
Что птицы делают осенью? ( улетают на юг. Это птицы перелетные)
А кто с нами остается? (зимующие:ворона, дятел, воробей, снегири, синички)
Кто в лесу еще живет? ( звери)
Как они готовятся к зиме? ( ответы)
- А вот и белка и зайчишка, колючий ежик, бурый мишка.
Сейчас мы их сказать попросим, как все они встречают осень.
Заяц – Пора мне зайчику линять, пора мне шубку поменять.
Зимой быть серым не могу, меня заметят на снегу.
Белка – А я спешу, спешу, спешу, я на сучках грибы сушу.
На зиму делаю запас, мне очень холодно сейчас.
Медведь – А я в берлогу лягу спать, за осенью зима опять.
Пусть мне во сне приснится мед, проснусь, когда весна придет.
Еж - Я тоже буду спать, как мишка, я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил. Мне надо отдохнуть за это,
Устал я , выбился из сил. Сучков себе я принесу.
Квартиру сделаю в лесу.
-Ну, что ж ,старайтесь, в добрый час, мы очень рады видеть вас.
Я вам, ребята. Предлагаю нарисовать яркий наряд осени, что бы запомнить ее, такой красивой и отошлем Лесовичку на память.
Только сначала разогреем свои пальчики:
Пальчиковая гимнастика:
Ветер по лесу летал, ветер листики считал:
Вот – дубовый, вот – кленовый, вот – рябиновый, резной,
Вот – с березки золотой, а последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинки.
( Коллективное нетрадиционное рисование под музыку)
- А что осенью еще происходит? Как одеваются люди, мы с вами? (ответы)
- Что люди делают осенью? Чем занимаются?
- Где овощи растут? Где фрукты?
- Кто больше назовет овощей и фруктов?
(2 команды соревнуются)
- А теперь посмотрим на плакат и определим, что лишнее?
И что где расположено?
(Домашнее задание: Приготовление салатов из овощей и фруктов. Представление и защита блюд)
- А сейчас я расскажу вам историю, которая случилась у нас на огороде.
Давным-давно, жили – были овощи на огороде, дружно, не спорили.
Огурец – Я – веселый молодец – веселый огурец.
Капуста – Без меня на грядке пусто, а зовут меня – капуста.
Лук – Без меня вы как без рук, в каждом блюде нужен лук.
Помидор – Любят дети с давних пор вкусный, сладкий помидор.
- Овощи росли, зрели на грядке, но однажды Помидор решил, что он лучше всех
Помидор – Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.
Меня, взрослые и дети любят больше всех на свете
Огурец – Слушай, это просто смех, хвастать, что ты лучше всех.
Капуста –не поймет никак он, братцы, некрасиво задававаться.
Помидор – Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.
Меня, взрослые и дети любят больше всех на свете.
- Хвалился, хвалился и с куста свалился. Обиделись на него овощи, отвернулись и не стали с ним дружить.
Капуста – Позор!
Огурец – Кошмар!
Лук – не хотел быть с нами дружен, будешь никому не нужен.
- Стыдно стало помидору, заплакал он и покраснел
Помидор – Вы меня, друзья, простите, вы меня с собой возьмите.
- Помирились овощи, опять стали дружно жить. Только с тех пор Помидор остался красным.
Загадки
На грядке привалился на бочок солидный, крутолобый….(кабачок)
Хвост зеленый, красная головка, это – остроносая….(морковка)
Он круглый и красный, как глаз светофора, среди овощей нет сочней
(помидора)
От частой поливки едва не промокла, бордовая, темно-лиловая (свекла)
Летом в огороде свежие, зеленые, а зимою в бочке – крепкие, соленые.
Как надела 100 рубах, захрустела на зубах,
Как же быть без хруста, если я….(капуста)
Я вырос на грядке, характер мой гадкий, куда не приду, всех до слез доведу.
« Эстафета с палочкой» игра
- Мы сегодня много говорили о том, что же происходит осенью. Кому попадает палочка в руки, называет одну примету осени.
- А сейчас посмотрим на схему и составим рассказ об осени.
( составление рассказа)
Торопится осень закончить дела: старательно землю дождем полила,
Про птиц не забыла, на юг проводила.
В полях и садах урожай собрала.
Дарила нам разные фрукты сначала,
Потом нас грибами она угощала, арбузами, дынями и виноградом.
Нам нравится осень. Мы осени рады.
Все успевает убрать народ: и фрукты и овощи. Ну, а что хлеб всему голова, это мы все знаем. Как в пословицах говорится?
- Без соли, без хлеба – половина обеда.
- Без хлеба и медом сыт не будешь.
- Хлеб – батюшка, вода – матушка.
- У кого хлеб, у того и счастье.
( на подносе каравай на рушнике)
- Слава миру на земле!
- Слава хлебу на столе!
- Вот, он, хлебушко душистый!
- С хрупкой корочкой, витой,
- Вот он, теплый, золотистый!
- Словно солнцем налитой!
Песня «Каравай»
Как на наш Урожай испекли мы каравай
Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай
Хлебопашца!
Он в тенечке не лежал, а хлеба растил и жал.
Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай.
Мельника!
Не молол он чепуху, а смолол зерно в муку.
Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай.
Пекаря!
Он не грел на печке бок, каравай ребятам пек.
Каравай, каравай, кого хочешь выбирай,
Все дети – Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим!
- Вот и закончилось наше путешествие в осень, в это чудесное время года.