В семье любовь да совет, так и нужды нет
классный час по теме
Формирование духовных и нравственных качеств, воспитание уважения и любви к членам семьи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ostrovok_bezopasnosti.doc | 263 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час:
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Цели: Воспитывать любовь и уважение к семье,
формирование духовных и нравственных качеств.
Задачи:
формировать представления о жизненном идеале семьи;
формировать уважение к членам семьи;
формировать навыки семейной дипломатии;
формировать умение анализировать ситуации;
учить вырабатывать собственную тактику принятия решений.
Ход занятия:
1. Выход на проблему.
- Кто помнит, о чем мы говорили на прошлом классном часе?
-Как вы назвали семью, в которой вы живете?
-Почему?
Китайская притча «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Это была особенная семья. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого императора. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился император и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине и спросил: «Расскажи, как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга?» Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул листок владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге:
-Как вы думаете, какие 3 слова написал старейшина?
-Запишите эти слова в своей тетради.
Работа в парах. Обсудите эти слова с соседом. Какие слова у вас совпали?
Объединяются в 4ки и проверяют все свои слова, совпали ли слова с другой парой. Записывают 3 слова на бревнышках, которые считают самыми важными.
-Чем же крепка семья?
Вывешивают на доску свои бревнышки и зачитывают слова. Получился домик..
-Какие же слова написал старейшина этой дружной семьи, вы узнаете в конце урока.
«ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ»
-И все?- удивился император.
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
- А вы знаете от какого слова произошло слово «семья»? От слова «семя». Маленькое семя с любовью посаженное в землю даёт крепкий росток, со временем на нём появляется цветок, а затем плоды.
Когда ваши родители создали семью, они тоже напоминали «семя». Его надо было выращивать с любовью, жить в согласии и заботиться друг о друге.
Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают первые цветочки – сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют ни сил, ни времени, чтобы вы выросли хорошими людьми.
У каждого из вас ребята есть люди самые близкие, любимые. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились и будут любить вас всегда. Кто же это?
Дети: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры.
Учитель: Назовите их одним словом. Сегодня на нашем уроке пойдёт речь о семье. А вы мои помощники. Вместе будем искать ответ на один вопрос. Что нужно, чтобы у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья, чтобы все в ней были счастливы, и всем было хорошо.
( вернуться к пословице)
2. Размышление над проблемой.
Ситуация №1
Дочка собирается гулять, примеряет, наряды и небрежно бросает их на пол.
-Мама: Света положи вещи на место!
-Света: Мама! Не видишь, я тороплюсь? Убери сама!
-Мама: Хорошо. А ты когда вернёшься дочка?
-Света: Не знаю. А что?
-Мама: Я сегодня устала на работе, хотела лечь спать пораньше, а ты свой ключ потеряла, как теперь дверь откроешь?
-Света: Не знаю! Ты сама виновата. Надо было побыстрее мне новый ключик заказать!
-Мама: Дочка на обратном пути купи молока и хлеба.
-Света: Сама сходи.
- Что можно сказать о дочке?
-Что мы можем посоветовать этой девочке?
Как дети должны относиться к своим родителям?
Вывести правила поведения по отношению к родителям.
Прикрепить на доску.
- Какие произведения мы читали , где дети не уважают своих родителей? (Айога,)
-Скажите, кто был рядом с вашими родителями, когда они сами были маленькими? (бабушки, дедушки)
Ситуация №2
Рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»
- Почему они заплакали?
-Как вели себя дети по отношению к дедушке. Что вы можете сказать об их отношении к старику?
- Как вы думаете, какой урок получил внук, наблюдая отношение к дедушке?
- Как думаете, родители поняли свою ошибку.
Есть ли в вашей семье старые люди?
- Представьте, что история, которую рассказал Л.Н. Толстой, произошла в вашей семье. Как бы повел себя каждый из вас в этой ситуации?
- За что вы любите своих бабушек и дедушек?
Вывести правила поведения по отношению к пожилым людям.
Повесить на доску.
- Ребята, у вас есть в семье братишки, сестрёнки старшие, у некоторых будут и младшие. Как мы должны обращаться с ними?
Ситуация №3
Физкультминутка.
Под музыку дети делают движения «Стирка белья»
Чтец: Папа ушёл на работу.
Мама продукты ушла покупать,
И у меня есть забота –
Младшего брата качать.
И так я его, и эдак.
Не плачь мой дружок, не реви!
А он и слышать не хочет:
Ви, ви, ви!
С улицы Петька и Колька
С друзьями зовут погулять,
Но дело у меня очень важное –
Младшего брата качать!
- А в данной ситуации, что можно сказать о сыне?
Вывести правила поведения по отношению к своим братьям и сестрам.
3.
-А вы, какие обязанности по дому выполняете?
- Вспомните, в каких сказках братья и сестры помогали друг другу? (Гуси- лебеди,)
-Посмотрите на наши правила и сделайте вывод: Семья будет счастливой если…
- Прочитайте заповедь Христа:
«Почитай отца своего и мать и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить»
Почитать родителей – значить в детстве их слушаться, в молодости с ними советоваться, в зрелом возрасте о них заботиться. если заповедь исполняются то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Берегите и любите всех!
Можно составить «синквейн» о семье.
-Какие же слова написал старейшина этой дружной семьи?
Открыть домик со словами.
ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ»
-И это все?- удивился император.
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
Ученики читают стихотворение о семье.
Рефлексия:
- Что меня заставило задуматься на уроке…..
«Синквейн»
Прилагательные | Глаголы |
дружная | любит |
сплоченная | защищает |
крепкая | оберегает |
веселая | поддерживает |
счастливая | заботится |
верная | переживает |
заботливая | уважает |
надежная | наставляет |
любящая | советует |
согревает |
Высказывания о семье
Любую пословицу о семье.
Предложения о семье
Теплое гнездышко.
Островок безопасности
Ласковое солнышко
Капельки солнца
Отчий дом
Крепость
Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку, даже письма друг дружке редко пишут, а что до дома родительского, так совсем про него и забыли.
Впрочем, дома кое-кто жил.
На чердаке - ворона Галя, в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой - домовенок Кузя.
Хорошо они жили, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна!
Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село.
А Кузя с тех пор ходит по свету и не может найти тот дом, где бы ему жилось хорошо.
-Мы с ребятами приготовили для гостей домовят, которые будут оберегать вашу семью. Пусть в вашей семье будет любовь да совет.
Раньше на Руси в каждой семье был оберег-«Матушка-хозяюшка-берегиня», которая символизировала благополучие, любовь и согласие в семье. И сейчас, дорогие гости, мы хотим вам подарить такую берегиню , сделанную ребятами, своими руками ,с пожеланиями мира, добра ,любви, понимания…и всего самого хорошего вашей семье.
Прочитайте, как вели себя дети по отношению к дедушке. Что вы можете сказать об их отношении к старику?
- Прочитайте продолжение рассказа. Как вы думаете, какой урок получил внук, наблюдая отношение к дедушке? Почему заплакали родители?
- Сравните, как изменилось отношение к дедушке после того, как родители поняли свою ошибку. Каким оно было сначала? Как изменилось в конце рассказа?
- Представьте, что история, которую рассказал Л.Н. Толстой, произошла в вашей семье. Как бы повел себя каждый из вас в этой ситуации? За что вы любите своих бабушек и дедушек?
Прочитайте, как вели себя дети по отношению к дедушке. Что вы можете сказать об их отношении к старику?
- Прочитайте продолжение рассказа. Как вы думаете, какой урок получил внук, наблюдая отношение к дедушке? Почему заплакали родители?
- Сравните, как изменилось отношение к дедушке после того, как родители поняли свою ошибку. Каким оно было сначала? Как изменилось в конце рассказа?
- Представьте, что история, которую рассказал Л.Н. Толстой, произошла в вашей семье. Как бы повел себя каждый из вас в этой ситуации? За что вы любите своих бабушек и дедушек?
Кто родителей почитает, тот … вовек не погибает.
(Главное в семье дружба, внимание друг к другу и понимание друг друга, а также взаимная помощь).- Давайте гордиться своей семьей, ведь другой, такой же, нет на целом свете!
Найдите в тексте, почему дедушку не сажали за стол?
-Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?
-Зачем Миша делал лохань?
-Почему родители Миши заплакали?
Обобщающая беседа.
-Как они стали относиться после этого к дедушке?
-Какая из собранных нами пословиц подходит к истории?
-Подходит ли пословица «Как аукнется, так и откликнется» к этому рассказу?
-Зачем Л. Н. Толстой рассказал нам эту историю?
-Как мы должны относиться к пожилым людям и родителям?
-Есть ли в вашей семье старые люди? Как вы к ним относитесь?
Почему?
Что мы можем посоветовать героям этого стихотворения?
У нас гуляют во дворе два мальчика, два братца.
За ними нашей детворе в футболе не угнаться.
Легко ли бегать целый день,
Порою против ветра,
Да так, что собственная тень
Отстанет на полметра!
Но вот во двор выходит дед
Позвать внучат к обеду.
-Здесь вашим внукам равных нет!-
-Заметил кто-то деду.
Дед неохотно молвил : «Да...»
Потом добавил строже:
-Я обгоняю их всегда, когда звонят в прихожей,
Когда нам срочно нужен хлеб или не хватит соли,
Хоть я и стар, и полуслеп, и ... не мастак в футболе.
-Можно ли этих мальчиков назвать внимательными? О чем надо задуматься этим ребятам?
Добро и зло творить
Во власти всех людей.
Но зло твориться без труда,
Добро творить трудней.
ырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос…И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.
Просто так, не зная даже зачем.
Скомкал и выбросил на дорогу.
Больно стало цветку, горько.
Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
Автор притчи монах Варнава (Евгений Санин)
Вместе-тесно, а врозь-скучно. Ушинский.
Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!» Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!»
Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно.
Отчего детям стало скучно?
1.Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
2.Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
3.Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
4.Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Сценка: входит Борька с товарищем и их бабушка
Борька: Идём! Идём! Можешь с ней не здороваться, она у нас старая старушенция!
Бабка: (одёрнув кофту и поправив платок)
Обидеть, что ударить, приласкать – надо слово искать! (уходит).
Товарищ: А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои и чужие. Она у нас главная.
Борька: Как это – главная?
Товарищ: Она старенькая, всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей так? Смотри отец наругает!
Борька: Не наругает! Он сам с ней не здоровается!
Товарищ (покачав головой): Чудно! Теперь, старых все уважают. Вот у одних в нашем дворе старичку плохо стало, так они ему теперь платят. Суд постановил. А стыдно- то как перед соседями, жуть!
Борька (покраснев): Да мы свою бабку не обижаем. Она у нас сыта и здорова (прощаются, но Борька задумывается.).
Борька: Бабка, иди сюда!
Бабка: Иду, иду!
Борька: Вот попрощайся с моей бабушкой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЛЮБОВЬ В СЕМЬЕ ФОРМИРУЕТ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ»
Выступление на педагогическом совете, методическом объединении, посвященном духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей....
"Где любовь и совет, там и горя нет"
Занятие по семейному воспитанию для детей младшего школьного возраста, составленное в форме конкурсной программы. Цель занятия показать детям важность и ценность семьи в жизни каждого человека....
Всё ж для счастья мало надо: мир в семье, любовь и дети...
На основе картин итальянского художника Eugenio Zampighi и мудрых мыслей священника Павла Гумерова объясняется смысл жизни....
Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.
проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...
Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ - ЛЮБОВЬ»
Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности«ЗНАМЯ СЕМЬИ - ЛЮБОВЬ», проводимый в дневном летнем оздоровительном лагере....
Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ - ЛЮБОВЬ» Презентация
Презентация Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности«ЗНАМЯ СЕМЬИ - ЛЮБОВЬ»...
Проектная работа "Про семью, любовь и верность..."
Исследовательская работа, посвященная году Семьи...