Родительское собрание "Мы живем без табачного дыма"
методическая разработка по теме
Методическая разработка родительского собрания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_my_zhivem_bez_tabachnogo_dyma.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор разработки: Курицына Нина Николаевна.
Родительское собрание. «Мы живём без табачного дыма»
Форма проведения: Создание книги для детей и их родителей.
Эпиграф: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу» Пословица.
Цель: Развитие осознанного неприятия к курению и желания оградить от этой привычки своего ребёнка.
Задачи: Обобщить имеющиеся знания по проблеме курения, о последствии курения для общества и семьи. Развивать творческую активность детей и их родителей. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Основные вопросы: Из истории курения, пассивное курение, пагубное влияние курения на организм человека, отрицательные последствия, устранимые после прекращения курения, почему ребёнок начинает курить.
Оформление класса: Выставка детских рисунков «Страна курильщиков»; выставка плакатов («Курение или здоровье – выбирайте сами», «Курильщик –себе могильщик!», «Хочешь жить – бросай курить!», «Курить – здоровью вредить» и т. д. ); высказывания известных людей о курении («Всякий курящий должен знать и помнить, что он отравляет не только себя, но и других» Н.А. Семашко, «Не огорчайте ваше сердце табачищем!» И.П. Павлов, «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» О. де Бальзак); транспарант «Дым вокруг от сигарет, нам в том доме места нет!»; Издания газеты «На земле косихинской»; словарь С.И. Ожегова.
Ход родительского собрания:
Мотивация (постановка проблемы)
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, уважаемые родители, дети! Начать нашу встречу мне бы хотелось с чтения эпиграфа. (чтение учеником «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу» Пословица.) Что вы можете сказать о смысле этой пословицы. (Высказывания детей и родителей) Чтобы лучше понять её смысл нам нужно внимательнее слушать друг друга, вступать в дискуссию, активнее работать в группах и парах, думать. В конце нашей встречи мы вернёмся к ней.
Послушайте стихотворения С. Михалкова. «Разве что-то тесть на свете…»
В школе медвежьей тревогу забили,
Втайне от всех медвежата курили.
Сразу к урокам пропал интерес,
Слушают плохо – скорее бы в лес.
Память ослабла – не помнят о чём
В школе сегодня вели разговор.
Да, табак плохой им друг- кашель слышится вокруг,
Он мешает им читать и науки постигать.
Папиросы и табак для всего живого враг!
Для людей и для зверей – нет коварней и вредней.
Забили тревогу и мы с ребятами. Мы много читали, искали информацию в Интернете, провели социологический опрос среди учащихся нашей школы, думали. Мы поняли, что проблема курения актуальна и в нашей школе, в нашем классе. Тогда мы решили начать работу над созданием книги для детей и их родителей «Мы живём без табачного дыма». (Показ обложки)
Книга для детей и их родителей
«Мы живём без табачного дыма»
Авторы: учащиеся 4 класса и их родители.
Главный редактор: Н.Н. Курицына.
Издательство: «Школа» с. Озеро-Красилово. 2009 год
2 Работа с понятиями.
Учитель: На доске написаны слова. Прочитайте их, ребята. (Курить, табак, зависимость) Как вы думаете, что объединяет эти слова? (Высказывания)
Чтобы узнать точное толкование этих слов поработаем со словарём С.И Ожегова. (Работа в группах)
Выступление представителей от групп.
Курить – втягивать в себя дым какого-нибудь вещества, преимущественно табака.
Табак – 1. Травянистое растение из семейства паслёновых, обычно с крупными листьями. 2. Высушенные, изрезанные и растёртые листья этого растения, употребляются для курения, нюханья.
Зависимость – подчинённость другим, чужой воле, чужой власти при отсутствии самостоятельности, свободы.
Учитель: Включим толкование этих слов в одну из страниц нашей книги.
Изучение и обсуждение проблемы.
Учитель: Мы с ребятами изучали проблему курения и вашему вниманию предлагаем ещё несколько страниц.
Выступления детей.
Первый ребёнок: Работая в Интернете мы нашли высказывания известных людей о вреде курения. Так появилась эта страница (чтение высказываний) «Всякий курящий должен знать и помнить, что он отравляет не только себя, но и других» Н.А. Семашко, «Не огорчайте ваше сердце табачищем!» И.П. Павлов, «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» О. де Бальзак.
Второй ребёнок: Каждому из нас захотелось стать художником-оформителем. Немного фантазии. Вот и «Страна курильщиков»! (знакомство с выставкой рисунков).
Третий ребёнок: Должна быть в нашей книге и литературная страница. Стихотворение неизвестного нам автора. (чтение стихотворения)
Пусть каждый запомнит: курение – яд!
И факты уже за себя говорят.
Болезни желудка и в лёгких развал.
А печень курильщика, если б ты знал…
Её ты разрушил, и голос хрипит.
Задором мальчишеским взгляд не блестит.
И нет настроенья, и жизнь не мила.
Тебя сигарета к тому привела.
Ты слышишь, ребёнок и взрослый народ?
Пусть тяга к курению на веке умрёт.
Ведь жизни не будет, где дым сигарет.
Одумайтесь, люди, и дайте ответ.
Займитесь-ка спортом зимой, и весной,
И летом, и осенью – всякой порой!
На лыжи вставайте, идите в бассейн,
А летом на речку компанией всей.
В лесу погуляйте, уйдите в поход.
Куренья дурман очень скоро пройдёт.
Читайте, учитесь, добрейте душой.
Друзья, объявите курению бой!
Тогда вы увидите в небе зарю
И с радостью скажите: «Я – не курю!»
Тогда вам откроется тайна одна,
Что жизнь без куренья успехов полна.
Мы все родились, чтоб здоровыми быть.
Давайте, всем миром, бросаем курить!
Четвёртый ребёнок: «Лучше знаться с дураком, чем с табаком» - гласит народная мудрость. Мы против курения! Плакаты, созданные нами, говорят об этом (знакомство с выставкой плакатов).
Выступление родителей.
Учитель: Наталья Владимировна (родительница) хотела познакомить всех нас с историей возникновения курения. Это будет следующая страница. Доклад родительницы.
Из истории курения.
В течение многих веков народы Европы не знали табака, обходились без курения. И только после открытия Америки в 1492 году табак стал проникать в Европу. Постепенно он стал завоёвывать страну за страной. На Руси табак появился в конце 16 века и встретил весьма серьёзные гонения. При царе Алексее Михайловиче (середина 17 века) за курение секли кнутом, рвали ноздри и ссылали в Сибирь. А сам табак иначе не называли как «дьявольское зелье». При Петре 1 ввоз табака разрешили, стало насильно насаждаться курение как «европейская привычка». К тому же дурной пример показывал сам царь. Придворным приходилось курить трубку за трубкой, а табак в то время был очень крепок. Сначала курили трубки, табак нюхали, жевали. Позднее стали курить самокрутки. Сигареты получили распространение в начале 19 века. Сигареты были придуманы ещё в середине 18 столетия в Бразилии, но широкое распространение в Европе получили гораздо позднее. Британские солдаты во время Крымской войны получили сигареты вместо пайка. Привычку курить сигареты они привезли на Родину. По-настоящему популярными сигареты стали лишь в начале 20 века. К двадцатым годам прошлого столетия благодаря стараниям рекламы, соединившей в сознании представительниц прекрасного пола курение с обворожительным шиком и изяществом форм, закурили и женщины. Вторая Мировая война упрочила престиж курения, которое в те годы ассоциировалось с патриотизмом, а папиросы стали частью солдатского пайка. Позже некоторые табачные компании дошли до того, что пытались с помощью рекламных образов приравнять курение к профессионализму и респектабельности. Популярности табака способствовал миф о его удивительных целебных свойствах. Жан Нико, французский посол в Лиссабоне, настойчиво рекомендовал табак для лечения и предупреждения болезней, чем оставил о себе память в виде названия одного из вреднейших компонентов табака – никотина.
Работа в группах.
Учитель: Следующую страницу нашей книги мы будем писать все вместе.
Как же влияет на организм человека курение? Ответить на этот вопрос нам помогут печатные статьи, опубликованные в нашей районной газете. «На земле косихинской» Работать будем группами.
Задания группам: 1)Пассивное курение. 2) Последствия курения.3) Отрицательные последствия, устранимые после прекращения курения.
Презентация результатов групповой работы.
Пассивное курение.
Пассивное вдыхание дыма оказывает вредное воздействие на некурящих. Дым, исходящий с конца сигареты, которую курильщик закуривает, - «основной» дым - отличается по химическому составу от «побочного» дыма, образующегося между затяжками. Побочный дым содержит больше монооксида углевода, нитрозаминов, бензопирена, чем основной дым. Поэтому в компании с заядлыми курильщиками некурящий может пассивно вдыхать такое количество дыма, что это будет соответствовать трём активно выкуриваемым сигаретам в день.
Некурящие члены семей курильщиков имеют на 20% больший риск развития рака лёгких. Кроме того, у пассивно курящих отмечается больший риск развития сердечнососудистых заболеваний. Дети в возрасте до двух лет, проживающие с курящими родителями, имеют повышенную предрасположенность к респираторным заболеваниям и нарушению функции лёгких. Среди детей в возрасте до 18 месяцев с пассивным курением связано около 300 тыс. случаев заболевания бронхитом и пневмонией ежегодно. Дым от сигарет родителей увеличивает заболеваемость у детей (отит, кашель, насморк, создаёт условия для развития астмы) У курящих родителей вероятность того, что их ребёнок начнёт курить в два раза выше, чем у некурящих. Если все женщины бросят курить на время беременности, то это сохранит жизнь 4 000 новорождённых ежегодно.
2) Последствия курения.
Моментальные отрицательные последствия курения:
- Учащённое сердцебиение;
- Рост артериального давления;
- Раздражение слизистой оболочки горла;
- Проникновение в кровь угарного газа;
- Попадание в лёгкие канцерогенов;
- Отравление воздуха;
- Иногда раздражение слизистой оболочки глаза;
- Снижение температуры кожных покровов.
Отрицательное воздействие длительного курения.
- Рак лёгких, полости рта, пищевода, гортани, поджелудочной железы, мочевого пузыря;
- Заболевания сердца и сосудов (инфаркты, инсульты, гангрена конечностей)
- Язвы и хронические гастриты;
- Заболевание системы кровообращения;
- Хронический бронхит;
3) Отрицательные последствия, устранимые после прекращения курения.
- Возможное повреждение слизистой оболочки губ, языка, нёба, гортани, горла, что в свою очередь неблагоприятно сказывается на вкусовых ощущениях;
- Возможное появление сухого прерывистого кашля, неприятного запаха изо рта, инфекции полости рта;
- Возможное ухудшение обоняния;
- Возможность преждевременного образования морщин на лице;
- Пожелтевшие зубы;
- Нарушение нормального дыхания и снижение выносливости;
- Снижение сопротивляемости организма к различным заболеваниям.
Работа в парах. Учитель: Все группы прекрасно поработали. Прочитав эти страницы, наши читатели узнают много интересного. А теперь, посоветовавшись с вашим ребёнком, я предлагаю вам ответить на вопрос: «Почему дети начинают курить?» (Обсуждение вопроса в парах. Высказывания родителей. Учитель записывает.) А вот и следующая страница.
Почему дети начинают курить?
- Желание самоутвердиться, выглядеть независимо.
- Желание быть похожим на взрослых, подражать им.
- Удовольствие от курения.
- «За компанию», чтобы не выделяться из друзей, которые курят.
- Любопытство, желание попробовать.
- Нечем заняться, избыток свободного времени.
- Курение помогает снять стресс.
- Влияние сверстников.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Ребёнок: Я прочитаю вам стихотворение Э. Мошковской «Странные вещи со мною случаются…»
Происходит, что не знаю, непонятно почему,
Я безумно подражаю взрослым, детям и всему.
Все смеются, я смеюсь. Все дерутся, я дерусь.
Все не делают уроки, и я к этому стремлюсь.
За друзьями следуя, ни о чём не ведая,
По кружкам по всем промчался,
Ни в одном не задержался.
Мне всё это надоело – подражать – пустое дело.
Чужие успехи, поступки большие
Как я не старался, не стали моими.
Учитель: Хорошо если наши дети будут подражать хорошим поступкам. А если нет!? Я уверена, что в большинстве случаев, дети начинают курить подражая взрослым, прежде всего, своим родителям. Родители, как никто другой, должны защищать своих детей от пристрастия к табаку. Они должны быть примером и источником информации для своих детей.
Возвращение к эпиграфу.
Учитель: Как вы понимаете смысл пословицы: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу»? (высказывания родителей и детей)
Девизом работы нашего школьного клуба «Надежда», который занимается проблемами здорового образа жизни, являются такие слова:
Не пеняй на чудовищный век
Властелин ты судьбы, человек.
Если даже наступит беда
Остаётся надежда всегда.
Так давай те сами строить свою судьбу. В старину говорили: «Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами». Давайте же будем беречь своё здоровье и здоровье всех, кто живёт с нами рядом! Скажем все вместе: (поднимаю транспарант) «Дым вокруг от сигарет, нам в том доме места нет!» Будем надеется, что книга «Мы живём без табачного дыма», хотя ещё и совсем маленькая, поможет многим учащимся и родителям нашей школы сделать правильный выбор: «Курение или здоровье!»
Чтоб вплотную с бедой не сойтись,
Одобряю разумность запрета.
Словно к небу душа, вознесись
Дым последней моей сигареты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прочь табачный дым
Профилактике асоциального поведения несовершеннолетних...
Классный час на тему «Охрана здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»
Классный час посвящен актуальной теме: вред курения как активного так и пассивного...
Памятка "Заложники табачного смога"
Пропаганда ЗОЖ...
Классный час "За облаком табачного дыма".
Классный час для учеников начальных классов о вреде курения с применением современных образовательных технологий....
Открытая беседа "Закон об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма"
Формирование у обучающих правильного представления о здоровом образе жизни....
ВИКТОРИНА «В объятиях табачного дыма»
Профилактика курения среди воспитанников посредством расширения информационного поля о вреде табакокурения, оказываемого на организм человека....
Состав табачного дыма и его воздействие на организм
Познакомить учащихся с химическом составом табачного дыма и его воздействие на организм человека ...