Родительское собрание "Мы живем без табачного дыма"
методическая разработка по теме

Курицына Нина Николаевна

Методическая разработка родительского собрания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_my_zhivem_bez_tabachnogo_dyma.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор разработки: Курицына Нина Николаевна.

Родительское собрание. «Мы живём без табачного дыма»

Форма проведения:   Создание книги для детей и их родителей.

Эпиграф: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу» Пословица.  

Цель: Развитие осознанного неприятия к курению и желания оградить от этой привычки своего ребёнка.

Задачи: Обобщить имеющиеся знания по проблеме курения, о последствии курения для общества и семьи. Развивать творческую активность детей и их родителей. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.  

Основные вопросы: Из истории курения, пассивное курение, пагубное влияние курения на организм человека, отрицательные последствия, устранимые после прекращения курения, почему ребёнок начинает курить.

Оформление класса: Выставка детских рисунков «Страна курильщиков»; выставка плакатов («Курение или здоровье – выбирайте сами», «Курильщик –себе могильщик!», «Хочешь жить – бросай курить!», «Курить – здоровью вредить» и т. д. ); высказывания известных людей о курении («Всякий курящий должен знать и помнить, что он отравляет не только себя, но и других» Н.А. Семашко, «Не огорчайте ваше сердце табачищем!» И.П. Павлов, «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» О. де Бальзак);  транспарант «Дым вокруг от сигарет, нам в том доме места нет!»; Издания газеты «На земле косихинской»; словарь С.И. Ожегова.

Ход родительского собрания:

Мотивация (постановка проблемы)

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, уважаемые родители, дети! Начать нашу встречу мне бы хотелось с чтения эпиграфа. (чтение учеником «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу» Пословица.) Что вы можете сказать о смысле этой пословицы. (Высказывания детей и родителей) Чтобы лучше понять её смысл  нам нужно внимательнее слушать друг друга, вступать в дискуссию, активнее работать в группах и парах, думать. В конце нашей встречи мы вернёмся к ней.

Послушайте  стихотворения С. Михалкова. «Разве что-то тесть на свете…»

В школе медвежьей тревогу забили,

Втайне от всех медвежата курили.

Сразу к урокам пропал интерес,

Слушают плохо – скорее бы в лес.

Память ослабла – не помнят о чём

В школе сегодня вели разговор.

Да, табак плохой им друг- кашель слышится вокруг,

Он мешает им читать и науки постигать.

Папиросы и табак для всего живого враг!

Для людей и для зверей – нет коварней и вредней.

Забили тревогу и мы с ребятами. Мы много читали, искали информацию в Интернете, провели социологический опрос среди учащихся нашей школы, думали. Мы поняли, что проблема курения актуальна и в нашей школе, в нашем классе. Тогда мы решили начать работу над созданием книги для детей и их родителей «Мы живём без табачного дыма». (Показ обложки)

Книга для детей и их родителей

«Мы живём без табачного дыма»

                                   Авторы: учащиеся 4 класса и их родители.

Главный редактор: Н.Н. Курицына.

Издательство: «Школа» с.  Озеро-Красилово. 2009 год

2   Работа с понятиями.

Учитель: На доске написаны слова. Прочитайте их, ребята. (Курить, табак, зависимость) Как вы думаете, что объединяет эти слова? (Высказывания)

Чтобы узнать точное толкование этих слов поработаем со словарём С.И Ожегова. (Работа в группах)

Выступление представителей от групп.

Курить – втягивать в себя дым какого-нибудь вещества, преимущественно табака.

Табак – 1. Травянистое растение из семейства паслёновых, обычно с крупными листьями. 2. Высушенные, изрезанные и растёртые листья этого растения, употребляются для курения, нюханья.

Зависимость – подчинённость другим, чужой воле, чужой власти при отсутствии самостоятельности, свободы.

Учитель: Включим толкование этих слов в одну из страниц нашей книги.

Изучение и обсуждение проблемы.

Учитель:  Мы с ребятами изучали  проблему курения и вашему вниманию предлагаем ещё несколько страниц.

Выступления детей.

Первый ребёнок:  Работая в Интернете мы нашли высказывания известных людей о вреде курения. Так появилась эта страница (чтение высказываний) «Всякий курящий должен знать и помнить, что он отравляет не только себя, но и других» Н.А. Семашко, «Не огорчайте ваше сердце табачищем!» И.П. Павлов, «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» О. де Бальзак.

Второй ребёнок: Каждому из нас захотелось стать художником-оформителем. Немного фантазии. Вот и «Страна курильщиков»! (знакомство с выставкой рисунков).

Третий ребёнок: Должна быть в нашей книге и литературная страница. Стихотворение неизвестного нам автора. (чтение стихотворения)

Пусть каждый запомнит: курение – яд!

И факты уже за себя говорят.

Болезни желудка и в лёгких развал.

А печень курильщика, если б ты знал…

Её ты разрушил, и голос хрипит.

Задором мальчишеским взгляд не блестит.

И нет настроенья, и жизнь не мила.

Тебя сигарета к тому привела.

Ты слышишь, ребёнок и взрослый народ?

 Пусть тяга к курению на веке умрёт.

Ведь жизни не будет, где дым сигарет.

Одумайтесь, люди, и дайте ответ.

Займитесь-ка спортом зимой, и весной,

И летом, и осенью – всякой порой!

На лыжи вставайте, идите в бассейн,

А летом на речку компанией всей.

В лесу погуляйте, уйдите в поход.

Куренья дурман очень скоро пройдёт.

Читайте, учитесь, добрейте душой.

Друзья, объявите курению бой!

Тогда вы увидите в небе зарю

И с радостью скажите: «Я – не курю!»

Тогда вам откроется тайна одна,

Что жизнь без куренья успехов полна.

Мы все родились, чтоб здоровыми быть.

Давайте, всем миром, бросаем курить!

Четвёртый ребёнок:  «Лучше знаться с дураком, чем с табаком» - гласит народная мудрость. Мы против курения! Плакаты, созданные нами, говорят об этом (знакомство с выставкой плакатов).

Выступление родителей.

Учитель: Наталья Владимировна (родительница) хотела познакомить всех нас с историей возникновения курения. Это будет следующая страница. Доклад  родительницы.

Из истории курения.

В течение многих веков народы Европы не знали табака, обходились без курения. И только после открытия Америки в 1492 году табак стал проникать в Европу. Постепенно он стал завоёвывать страну за страной. На Руси табак появился в конце 16 века и встретил весьма серьёзные гонения. При царе Алексее Михайловиче (середина 17 века) за курение секли кнутом, рвали ноздри и ссылали в Сибирь. А сам табак иначе не называли как «дьявольское зелье». При Петре 1 ввоз табака разрешили, стало насильно насаждаться курение как «европейская привычка». К тому же дурной пример показывал сам царь. Придворным приходилось курить трубку за трубкой, а табак в то время был очень крепок. Сначала курили трубки, табак нюхали, жевали. Позднее стали курить самокрутки. Сигареты получили распространение в начале 19 века. Сигареты были придуманы ещё в середине 18 столетия в Бразилии,  но широкое распространение  в Европе получили гораздо позднее. Британские солдаты во время Крымской войны получили сигареты вместо пайка. Привычку курить сигареты они привезли на Родину. По-настоящему популярными сигареты стали лишь в начале 20 века. К двадцатым годам прошлого столетия благодаря стараниям рекламы, соединившей в сознании представительниц прекрасного пола курение с обворожительным  шиком и изяществом форм, закурили и женщины. Вторая Мировая война упрочила престиж курения, которое в те годы ассоциировалось с патриотизмом, а папиросы стали частью солдатского пайка. Позже некоторые табачные компании дошли до того, что пытались с помощью рекламных образов приравнять курение к профессионализму и респектабельности. Популярности табака способствовал миф о его удивительных целебных свойствах. Жан Нико, французский посол в Лиссабоне, настойчиво рекомендовал табак для лечения и предупреждения болезней, чем оставил о себе память в виде названия одного из вреднейших компонентов табака – никотина.

 Работа в группах.

Учитель:  Следующую страницу нашей книги мы будем писать все вместе.

Как же влияет на организм человека курение? Ответить на этот вопрос нам помогут печатные статьи, опубликованные в нашей районной газете. «На земле косихинской» Работать будем группами.

Задания группам: 1)Пассивное курение. 2) Последствия курения.3) Отрицательные последствия, устранимые после прекращения курения.

Презентация результатов  групповой работы.

Пассивное курение.

Пассивное вдыхание дыма оказывает вредное воздействие на некурящих. Дым, исходящий с конца сигареты, которую курильщик закуривает, - «основной» дым  - отличается по химическому составу от «побочного» дыма, образующегося между затяжками. Побочный дым содержит больше монооксида углевода, нитрозаминов, бензопирена, чем основной дым. Поэтому в компании с заядлыми курильщиками некурящий может пассивно вдыхать такое количество дыма, что это будет соответствовать трём активно выкуриваемым сигаретам в день.

Некурящие члены семей курильщиков имеют на 20% больший риск развития рака лёгких. Кроме того, у пассивно курящих отмечается больший риск развития сердечнососудистых заболеваний. Дети в возрасте до двух лет, проживающие с курящими родителями, имеют повышенную предрасположенность к респираторным заболеваниям и нарушению функции лёгких. Среди детей в возрасте до 18 месяцев с пассивным курением связано около 300 тыс. случаев заболевания бронхитом и пневмонией ежегодно. Дым от сигарет родителей увеличивает заболеваемость у детей (отит, кашель, насморк, создаёт условия для развития астмы) У курящих родителей вероятность того, что их ребёнок начнёт курить в два раза выше, чем у некурящих. Если все женщины бросят курить на время беременности, то это сохранит жизнь 4 000 новорождённых ежегодно.

2) Последствия курения.

Моментальные отрицательные последствия курения:

- Учащённое сердцебиение;

- Рост артериального давления;

-  Раздражение слизистой оболочки горла;

- Проникновение в кровь угарного газа;

- Попадание в лёгкие канцерогенов;

- Отравление воздуха;

- Иногда раздражение слизистой оболочки глаза;

- Снижение температуры кожных покровов.

Отрицательное воздействие длительного курения.

- Рак лёгких, полости рта, пищевода, гортани, поджелудочной железы, мочевого пузыря;

- Заболевания сердца и сосудов (инфаркты, инсульты, гангрена конечностей)

- Язвы и хронические гастриты;

- Заболевание системы кровообращения;

- Хронический бронхит;

3) Отрицательные последствия, устранимые после прекращения курения.

- Возможное повреждение слизистой оболочки губ, языка, нёба, гортани, горла, что в свою очередь неблагоприятно сказывается на вкусовых ощущениях;

- Возможное появление сухого прерывистого кашля, неприятного запаха изо рта, инфекции полости рта;

- Возможное ухудшение обоняния;

- Возможность преждевременного образования морщин на лице;

- Пожелтевшие зубы;

- Нарушение нормального дыхания и снижение выносливости;

- Снижение сопротивляемости организма к различным заболеваниям.

 Работа в парах.   Учитель: Все группы прекрасно поработали. Прочитав эти страницы, наши читатели узнают много интересного. А теперь, посоветовавшись с вашим ребёнком, я предлагаю вам ответить на вопрос: «Почему дети начинают курить?» (Обсуждение вопроса в парах. Высказывания родителей. Учитель записывает.) А вот и следующая страница.

Почему дети начинают курить?

- Желание самоутвердиться, выглядеть независимо.

- Желание быть похожим на взрослых, подражать им.

- Удовольствие от курения.

- «За компанию», чтобы не выделяться из друзей, которые курят.

- Любопытство, желание попробовать.

- Нечем заняться, избыток свободного времени.

- Курение помогает снять стресс.

- Влияние сверстников.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Ребёнок: Я прочитаю вам стихотворение Э. Мошковской «Странные вещи со мною случаются…»

Происходит, что не знаю, непонятно почему,

Я безумно подражаю взрослым, детям и всему.

Все смеются, я смеюсь. Все дерутся, я дерусь.

Все не делают уроки, и я к этому стремлюсь.

За друзьями следуя, ни о чём не ведая,

По кружкам по всем промчался,

Ни в одном не задержался.

Мне всё это надоело – подражать – пустое дело.

Чужие успехи, поступки большие

Как я не старался, не стали моими.

Учитель:  Хорошо если наши дети будут подражать хорошим поступкам. А если нет!?  Я уверена, что в большинстве случаев, дети начинают курить подражая взрослым, прежде всего, своим родителям. Родители, как никто другой, должны защищать своих детей от пристрастия к табаку. Они должны быть примером и источником информации для своих детей.

Возвращение к эпиграфу.

Учитель: Как вы понимаете смысл пословицы: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу»?  (высказывания родителей и детей)

Девизом работы нашего школьного клуба «Надежда», который занимается проблемами здорового образа жизни,  являются такие слова:

Не пеняй на чудовищный век

Властелин ты судьбы, человек.

Если даже наступит беда

Остаётся надежда всегда.

Так давай те сами строить свою судьбу. В старину говорили: «Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами». Давайте же будем беречь своё здоровье и здоровье всех, кто живёт с нами рядом! Скажем все вместе: (поднимаю транспарант) «Дым вокруг от сигарет, нам в том доме места нет!» Будем надеется, что книга «Мы живём без табачного дыма», хотя ещё и совсем маленькая, поможет многим учащимся и родителям нашей школы сделать правильный выбор: «Курение или здоровье!»

Чтоб вплотную с бедой не сойтись,

Одобряю разумность запрета.

Словно к небу душа, вознесись

Дым последней моей сигареты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прочь табачный дым

Профилактике асоциального поведения несовершеннолетних...

Классный час на тему «Охрана здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

Классный час посвящен актуальной теме: вред курения как активного так и пассивного...

Классный час "За облаком табачного дыма".

Классный час для учеников начальных классов о вреде курения с применением современных образовательных технологий....

Открытая беседа "Закон об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма"

Формирование у обучающих правильного представления о здоровом образе жизни....

ВИКТОРИНА «В объятиях табачного дыма»

Профилактика курения среди воспитанников  посредством расширения информационного поля о вреде табакокурения, оказываемого на организм человека....

Состав табачного дыма и его воздействие на организм

Познакомить учащихся с химическом составом табачного дыма и его воздействие на организм человека ...