Внеклассное мероприятие "Лекарственные растения Хабаровского края"3 класс
методическая разработка (3 класс) по теме

Кадыкова Елена Николаевна

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с интересными и знаменитыми травянистыми растениями Хабароского края, с их лечебными свойствами.Учащиеся устанавливают причинные связи между отдельными элементами природы, напралено на воспитание  чувства патриотизма к родной природе, бережного обращения к ней,охрана и разумное использование её богатств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekars._travy.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Внеклассное мероприятие

«Лекарственные растения Хабароского края».  3 класс

Учитель  МОУ СОШ № 32    г. Комсомольск – на – Амуре      

Кадыкова Елена Николаевна

Цели:

- Познакомить со знаменитыми и интересными травяными растениями нашего края, с их лечебными свойствами;

- расширить знания учащихся о лекарственных растениях нашего края;

- установление причинной связи  между отдельными элементами природы;

 - развитие познавательные способностей уч – ся, коммуникативные навыки общения, любознательность;

- воспитание чувства патриотизма к родной природе,

бережного отношения к ней,  охрана  и разумное использование её богатств.

1. Введение в тему.  ( Под музыку)  Слайд  (лес)

 

 У:       Я не степью хожу,

            Я хожу по аптеке.

            Разбираюсь в её

           Травяной картотеки.

           Беспредельная степь,

           Бесконечная степь,

          Ты неписанный странный рецепт.

             Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

             Где чистым воздухом так сладостно дышать,

             Есть в травах и цветах целительная сила,

             Для всех умеющих их тайну разгадать.

- О чём сти-е? ( о природе, растениях)

- А что это за аптека, по которой ходит автор ст-я?

У:       Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в заколдованный, удивительный мир природы, мир Флоры.        Слайд (Флора)                                                          В нём нет ни единого бесполезного растения.

Тема урока (читаем хором)- «Лесная аптека на службе человека».  Слайд)

Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека.    

2.     Работа в парах.

- А путешествовать будем под девизом….-Собери пословицу и узнаешь.

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.       (Слайд)

- Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавались лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали спец. люди. Как же их называли?

3. У:    Отгадай кроссворд.    Слайд

                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           1)

                                                         2)

                                                         3)

                                               4)

                            5)

                                                6)

                                                         7)

                                          8)

1

                                                           

1.Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок. (Лиственница)

2.Длинноногие сестрички вышли стайкой на  лужок.

Слово снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)

3.Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, синеглазый…(Василёк)

4.Золотой и молодой за неделю стал седой, А денёчка через два облысела голова,

Спрячу-ка в карманчик бывший …(Одуванчик )

5.Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти,

Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. ( Подорожник)

6.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи.   ( Малина )

7.Спроси телёнка и барашка: вкусней цветка на свете нет, Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. ( Клевер)

8.У забора живёт, никого не признаёт,

Не собака, а кусает и погладить не даёт. ( Крапива)

Вывод: Людей, собирателей лек. трав называли «травниками». (Появл. на доске слово травник)

- Что объединяет все слова- отгадки? ( Это лек. травы)

4.   «Из мира истории » (рассказывает ученик)

-    Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогают им лечиться.  

Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Первое сочинение о лек. травах принадлежит выдающемуся врачу Древней Греции Гиппократу, который жил до н. э. Он описал более 200 видов растений. ( Появляется на доске слово Гиппократ)

5.   Встреча с травницей и её внуками.

У:    - Ребята, а вы бы хотели встретиться с травницей, которая много знает о целебных свойствах растений, которые растут в окрестностях нашего края?

Но она придет с внуками, которым она передаёт свои знания.

 Встречайте! (Звучит музыка.   Входят в класс)

2

Егоровна:      Меня зовут бабушка Егоровна. А это мои продолжатели.

                       Чтобы познать секреты леч. трав, нужно очень  много знать об               окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции  в доме природы.

-О каком доме идёт речь – угадайте!

Загадка. (Внук)

Дом со всех сторон открыт, Дом резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом, Чудеса увидишь в нём.  (Лес)

Чтение стих.- я (Внуки)

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить

Мы вас можем научить.

Все лечебные растения

Знаем мы без исключения.

Нужно только не лениться,
Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Внук:   С некоторыми из них мы сейчас вас познакомим.

Стоит в лесу кудряшка – белая рубашка,

В середине золотая, кто это такая?

6.    Физ-ка

 - Найдите ответ, он спрятан возле вас.

Звучит музыка, появляется Ромашка.

Слайд. (С фото и текстом)

- Это я, Ромашка. Ромашка – переводится как «милая простота». Родина моя Америка. Давным- давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травой. Так я попала в Россию.

3

Учитель:         Милая Ромашка, а чем ты полезна?

Ромашка:         Оторвите лепесточек и узнаете, чем я полезна.

1 –ый –Лечит кашель

2 – ой – Снимает жар

3 – ий – Используют при мытье волос
4 – ый – Умываясь крепким отваром, кожа делается бархатистой и нежной.

5 – ый – Лечит зубную боль

7. Ромашка:     Запомните простое народное средство.

Если болит горло.

Возьми 1 стакан молока, 1 стакан воды и по одной щепотке ромашки, мёда. Смешай всё вместе, вскипяти, процеди и пей вместо чая.

Егоровна:         Ребята, а вы знаете лекарственные растения?

8.    Попробуйте угадать и запомнить лечебные свойства этих растений.

Работа в группах.    (У каждой группы карточка)

1. Растения, которым сводят бородавки. ( Чистотел)

2. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях. (Липа)

3. Из этого витаминного растения варят зелёные щи. ( Щавель)

4. У русского народа это лек. растение получило название «столетник».

А как звучит его научное название? ( Алоэ)

5 Лечебное дерево с белым стволом, поставщик целебного сока.  ( Берёза)

6. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята)

- Назвать лишнее слово. ( Алоэ)

 - Молодцы!

Щавель

Берёза

Алоэ

Мята

Липа

Чистотел

3

5

4

6

2

1

4

Внук.

Загадка

 - Тонкий стебель у дорожки , н а конце его серёжки.

На земле лежат листки – маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг, лечит ранки ног и рук.

9.  Физ – ка.( дети ищут ответ )

Звучит музыка, появляется Подорожник. (Слайд)

10.   Подорожник:                                                                                                                         Это я- Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега, Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.

Учитель:     Дорогой Подорожник, а чем ты полезен?

П:                А это я хочу спросить у ребят.

Вывод:

Заболел зуб, глаз воспалился, сердце болит, дёсны кровоточат, поранился, порезался, заболел желудок   – срочно беги ко мне!

11. Егоровна: Послушайте моё народное средство.

Вы натёрли ногу – о несчастье.

!Нужно сорвать лист подорожника, обернуть им больное место. Листок приятно холодит и боль постепенно проходит.

12.  Музыка. Входит Ландыш. ( Без короны )

Загадка. ( Слайд)

Расцветаю я весной,

Только снег сойдёт лесной.

И на каждом стебле в ряд,

Словно лампочки горят.

Учитель: Ой, а ты кто?

5

Слайд только с текстом.

13.   Ландыш:                                                                                                                                                    Я – лек.растение, означает «лилия долин,», цветущая в мае. Меня называют спасателем человеческих жизней. Я – лесной цветок, но сейчас меня сажают в парках, на дачных участках. А какие красивые у меня цветы – колокольчики! А как они превосходно пахнут! Но меня рвать нельзя – я занесён в Красную книгу. (Показать)

Ландыш: Кто же я? ( Ландыш ) – надевает корону

Слайд с иллюстрацией и текстом.

        Ландыш применяют:

- для лечения почек, сердца, сосудов, от боли в животе,

-действует как успокаивающее средство.

- Девушки соком ландыша натирали щёки, чтобы быть румяными.

Хором! Ландыш не только целебен, но и ядовит. Ядовиты его плоды.

Употреблять его в пищу в необработанном виде смертельно!

Учитель: Так чем же ландыш отличается от других растений, о которых мы сегодня говорили? ( Он ядовит )

14. Ядовитые растения.

 - Назовите растения, которые губительны для человека, но являются  лекарством или пищей для животных.

Слайд. Вороний глаз.(Фото )

Вороний глаз ----  птицы ----лекарство

Слайд. Волчье лыко (Фото )

Волчье лыко ------- нектар -------пчёлы, муравьи

Вывод.

У: Ребята, а давайте проведём небольшой экзамен для наших гостей – Бабушке Егоровне и её внукам.                              

15. Экзамен.

1.Это жгучее растение, при варке зелёных щей способно заменить собой щавель.                 ( Крапива)

2. Сладкое вещество, которое вырабатывают пчёлы, собирая пыльцу и нектар растений. (Мёд)

3.В нём большое количество крахмала, можно вылечить желудочные заболевания.

( Картофель)

6

4.Назовите травы и растения, которыми можно вылечиться от простуды. ( Малина, клюква, мать и мачеха, мята)

 - Ну, молодцы, настоящие целители!

16. Музыка. Появляются Шиповник, Тысячелистник, Брусника, Мать- и мачеха.

У: Вы кто? Зачем вы к нам пришли?

Все. Мы пришли к своим друзьям! Мы тоже лекарственные растения!

Шиповник.

Где – то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки

Развешаны на ветке.

Меня зовут царем кустов

За цвет и за запах

Моих лепестков.

Хот куст мой зеленый

Вас ранить готов,

Но я помогу всем больным

И тем, кто здоров.

Учитель. Знаем, ты Шиповник! Но как ты можешь помочь?

Шиповник. Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный. В нем содержится  витамин С. И тогда  гриппом вы болеть не будете!

Мать – и – мачеха.

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой

Учитель. Знаем, ты Мать – и – мачеха!

Мать – и – мачеха. Если кашель вас замучил,  воспаленье началось,

Подружитесь со мной скорее, и, обещаю, все пройдет.

Брусника.

Листик с глянцем,

Ягодки с румянцем,

А сами кусточки –

Не выше кочки.

Учитель.                                                                                                                                               Ты Брусника!                                                 7

А как ты помогаешь людям?

Брусника.

Жар, головные боли, плохой аппетит.

Выпей отвар моих листьев,

Мгновенно забудешь о них.

Тысячелистник.

Белый щит на тысяче  листьев, расту на бугре, помогу в беде.

Учитель. А  как ты можешь

помочь, Тысячелистник?

 

Тысячелистник. Я, как и подорожник, людям помогаю:

раны заживляю, аппетит улучшаю, разные воспаления снимаю.

Учитель.

Давайте все лекарственные растения попросим  выйти на середину класса и поблагодарить их за целебные свойства, которые помогают человеку

поправить своё здоровья.

Музыка (взялись за руки)

17.  Итог.

Увидел молодой росток,

Не трогай и не  рви.

Пройди – ка мимо, улыбнись.

Пройдут года и вырастет там

Целебная трава.

Лес зеленый охраняй,

Никого не обижай!

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы!

Ты пришел за помощью к природе?

Добрым будь и береги её.

Ветки не ломай, не трогай

Помни, нужно много лет,

Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

Ты, дружок,

Смотри, не подкачай!

Правдивым быть

И добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!                        8

Люби цветы, леса,

Простор полей –

Все, что зовется Родиной твоей!

Егоровна:                                                                                                                                                                      Не хочется  чаю с печеньем , с пирожным,

Я снова скучаю о чае таёжном:

С душицей, с дымком, с земляничным листом ,

Но можно и с мятой, малиной, медком.

Я всех вас хочу угостить кипятком,

С волшебным, таёжным, лесным запашком.

                                                                                                                                                 

        

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов "Есть в осени первоначальной.." Автор Смородинова Елена Эдуардовна учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г. Комсомольска -на- Амуре Хабаровского края.

Вступление к традиционному конкурсу чтецов для учащихся начальной школы. Главным героем конкурса является мисс Осень....

Сценарий "Праздник мам" 2 класс автор Смородинова Елена Эдуардовна МОУ СОШ №1 г. Комсомольск - на - Амуре Хабаровский край

Стихи и песни, инсценировки, частушки с участием детей. Коллективный праздник детей и родителей за чашкой чая....

Урок математики по системе Л.В. Занкова 1 класс по теме "Счёт,сравнение предметов" Автор Смородинова Елена Эдуардовна МОУ гимназия №1 город Комсомольск- на - Амуре Хабаровский край

Урок математики  в 1 классе с использованием мультимедиа. На уроке использованы элементы игры, сказочный персонаж.стихи, музыкальная заставка.  Задания урока активизируют  познава...

Родительское собрание на тему "Первые шаги ребёнка в школе" 1 класс К Учитель начальных классов Смородинова Елена Эдуардовна МОУ гимназия №1 город Комсомольск- на -Амуре Хабаровский край

Условия успешной адаптации  первоклассников, тренинги, творческие задания, нестандартные советы по воспитанию для родителей-  со всем этим можно ознакомиться в разработке собрания....

Презентация к внеклассному мероприятию "Лекарственные растения Хабаровского края" 3 класс

Презентация составлена к внеклассному мероприятию "Лекарственные растения Хабаровкого края" 3 класс.Содержит фото-рисунки, музыкальное оформление, кроссворд, игру "Проверь себя"....