классные часы
классный час (4 класс) на тему

ВЕРЕНДЯКИНА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА

Здесь помещены разработки классных часов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Классный час по теме : «БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ»

Ребята, когда Вы слышите словосочетание «Отечественная война», что Вы себе представляете? (Великую Отечественную войну 1941-1945 г.)

Но в истории нашей страны есть еще одна Отечественная война, которая тоже оставила след не только в истории России, но и истории всего мира. Это Отечественная война 1812 года.

Слайд 2

В этом году 26 августа исполняется 200 лет со дня Бородинского сражения. И об этом мы сегодня поговорим с вами.

Слайд 3

Император Франции Наполеон мечтал о мировом господстве. Он говорил: «Я буду господином мира!» К началу 19 века Наполеон I завоевал почти всю Европу.

Слайд 4

12 июня 1812 года войска Наполеона без объявления войны вторглись в Россию. Громадная 640-тысячная армия перешла границу. Кроме французов, в армии Наполеона были итальянцы, поляки, немцы, испанцы. Первое крупное сражение произошло у города Смоленска. Силы были не равны, русским войскам пришлось отступить. Армия Наполеона быстро двигалась к Москве.

Слайд 5

Нужен был полководец, обладающий большим военным опытом, пользующийся доверием солдат. Император Александр I назначил главнокомандующим русскими войсками Михаила Илларионовича Кутузова.

Михаил Илларионович Кутузов начал свою службу в армии во времена царствования Екатерины II. Он служил под командованием А.В. Суворова. Не раз жизнь Кутузова была в опасности. Пулей был выбит глаз, прострелена шея. Наполеон называл Кутузова «старой лисой» за его умение перехитрить противника. Умер Михаил Илларионович в 1813 году заграницей, во время похода русской армии.  Похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Слайд 6

Итак, Кутузова назначили главнокомандующим. Солдаты обрадовались: «Пришел Кутузов бить французов». Кутузов решил дать главное сражение недалеко от Москвы, у села Бородино. И оно произошло 26 августа 1812 года и длилось целый день!

Великий русский поэт и писатель М.Лермонтов писал в своем стихотворении «Бородино»:

«…Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась – как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…»

Слайд 7

Ни одной такой долгой и трудной битвы не было у Наполеона, хотя к этому времени он завоевал со своим войском много стран. Русские войны стояли насмерть. Основной удар Наполеон направил на земляные укрепления – флеши. Их защищали солдаты под командованием генерала Петра Ивановича Багратиона.

Слайд 8

Около шести часов они сдерживали натиск врага. Багратион был смертельно ранен. Жестокие бои шли за Курганную высоту. На ней находилась наша русская батарея – 30 пушек. Здесь сражались солдаты под командованием Николая Николаевича Раевского.

Слайд 9

Всюду действовали партизаны. Они перехватывали обозы с продовольствием, нападали на французов. Особенно прославились отряды славного гусара Дениса Давыдова.

Отряды Давыдова наносили огромный урон противнику. Французы даже объявили награду за его поимку, но сделать ничего не могли. Как вихрь налетали отряды Давыдова на противника, перехватывали обозы, брали пленных. Но никогда не допускали бессмысленной жестокости по отношению к врагу.

Слайд 10

Огромные потери понесли обе стороны. Все готовились к новому сражению, но Кутузов приказал отступить к Москве. Разведка донесла, что у Наполеона есть войска, не участвовавшие в Бородинском сражении. Кутузов решил отдать Москву без боя. «С потерей Москвы еще не потеряна Россия», - сказал Кутузов. И оказался прав.

Слайд 11,12

Многие французские солдаты болели, страдали от голода. Сильный пожар уничтожил многие здания в Москве, жить было негде. И войска Наполеона покинули город.

Слайд 13

Окрепшая русская армия преградила Наполеону путь к отступлению у Малоярославца. Наполеон был вынужден отступать по той разоренной дороге, по которой его войска вторглись в Россию. В середине декабря захватчиков изгнали с территории России.

Итог.

- Ребята, почему войну 1812 года называют Отечественной? (Потому что сражались все люди нашей страны, старались делать все, что могли.)

- Где и когда произошло главное сражение в ходе этой войны? (26 августа у села Бородино.)

- Что Вы запомнили о Кутузове?

- Каких героев Отечественной войны вы запомнили?

- В старших классах вы будете  более подробно изучать историю России, узнаете о ходе этой войны, ее героях. Надеюсь, что Вы запомните Бородинскую битву как образец самоотверженности русских людей, как образец любви к своей Родине.

На этом наш классный час окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕНЬ народного единства РОССИИ Подвиг русского народа

Слайд 2

4 НОЯБря – день народного единства России

Слайд 3

Польский король сигизмунд III

Слайд 4

семибоярщина

Слайд 5

Смутное время

Слайд 6

Кузьма минин земский староста

Слайд 7

Дмитрий пожарский Московский князь

Слайд 8

Народное ополчение

Слайд 9

Михаил федорович романов Русский царь

Слайд 10

семибоярщина

Слайд 11

Памятник Минину и пожарскому на красной площади

Слайд 12

Освобождение москвы от поляков



Предварительный просмотр:

Тема классного часа:        День народного единения.

 Цели:

- дать представление учащимся о новом государственном празднике;

- познакомить с новыми страницами нашей истории;

- подвести детей к пониманию смысла праздника;

- воспитывать бережное отношение к окружающим людям.

СЛАЙД

16 декабря 2004 года по решению правительства РФ в нашем календаре появился новый праздник – День единения России. А 4 ноября 2005 года мы впервые отметили этот праздник. Но для многих  так и осталось загадкой, что же произошло 4 ноября? В русскую историю вошёл день 4 ноября (по старому стилю 22 октября) с 1612 года. Именно в этот день народным ополчением под руководством князя Дмитрия Пожарского и посадского старосты Кузьмы Минина Москва была освобождена от польских захватчиков, Россия была спасена от порабощения. Россияне долго помнили этот день – с 1649 по 1918 год он являлся государственным праздником. И вот, спустя многие годы, он вновь стал общенациональным днём памяти этого исторического события.

- Что вы знаете об этом дне?

- Почему так называется этот праздник?

- Давайте вспомним события из истории нашей страны, когда народы нашего государства объединялись (образование Руси, принятие единой веры, Куликовская битва и т.д.). Сегодня вы узнаете ещё об одном историческом событии, когда народы многих областей России объединились для достижения единой цели.

СЛАЙД

Польский король Сигизмун начал свое наступление на русские земли

СЛАЙД

Начало 17 века ознаменовалось мощной крестьянской войной в России, ожесточённой борьбой за власть, захватом русских земель внешними врагами – литовцами, шведами, поляками – на севере и западе. После низложения царя Василия в России в течение трёх лет продолжался период междуцарствия. У власти оказалась Боярская дума, которая состояла из семи человек, за что получила название «семибоярщина».

СЛАЙД

Наступило смутное время. Новая власть больше опасалась возмущений со стороны своего народа, чем иностранных захватчиков, поэтому бояре тайно впустили поляков в Кремль, где хотели венчать на русский трон польского королевича. Так врагам русской земли удалось захватить Москву.

СЛАЙД

Русский народ упорно сопротивлялся захватчикам. Освобождение Москвы, изгнание захватчиков за пределы России, сохранение независимости страны – к этому стремились тогда патриоты. Было создано первое земское ополчение, но успехов в борьбе с врагами не было.

  Возникла мысль о единстве действий против общего врага. Прозвучал призыв к объединению сил против интервентов. И что было особенно знаменательно: призыв исходил как от русских людей, так и от татар, чувашей, марийцев, удмуртов. Защита от общей беды стала делом многих народов.

СЛАЙД

   В сентябре 1611 года посадский староста из Нижнего Новгорода Кузьма Минин призвал народ к созыву ополчения. Вскоре он был выбран в земские старосты. Постепенно на призыв Минина откликнулись жители окружавших Нижний Новгород земель. Военной стороной движения стал руководить князь Дмитрий Пожарский, получивший чин воеводы.

Минин (Сухорук) Кузьма Захарович происходил из старинного торгового рода, представители которого издавна занимались солеварением. Они жили в Балахне – небольшом городке в окрестностях Нижнего Новгорода. Одна из солевых скважин находилась в совместном владении предков Минина и Пожарского. Так две семьи оказались связанными на протяжении нескольких поколений.

Кузьма Минин продолжил дело своего отца. После раздела имущества с братьями он завёл себе лавку и начал собственную торговлю. На протяжении многих лет являлся посадским старостой. Он был отличным организатором. Главной его задачей было найти деньги, чтобы ратные люди (воины) ни в чём не нуждались. Каждый народ России вносил свою лепту: кто-то предоставлял воинов, кто-то давал деньги, провизию, одежду. Размер налога на эти цели составлял шестую часть всего имущества каждого горожанина.

СЛАЙД 

 Князь Дмитрий Михайлович Пожарский имел славную родословную. Его род был из Рюриковичей и исходил от князя Всеволода Большое Гнездо. В начале 16 века род Пожарских постепенно обеднел.

Мать Дмитрия, Мария Пожарская, была достаточно образованной женщиной. Она вместе с сыном отправилась в Москву и после долгих хлопот добилась того, что Поместный приказ выдал Дмитрию грамоту, подтверждавшую его старшинство в роде. Она давала право на владение обширными родовыми землями.

В 1593 году Дмитрий поступил на государственную службу. Вначале выполнял обязанности стряпчего – одного из сопровождающих царя. После коронации Бориса Годунова он был назначен стольником. Стольников назначали помощниками воевод, посылали с дипломатическими поручениями в разные государства, отправляли в полки вручать награды от имени царя.

СЛАЙД

  В январе 1612 года ополчение двинулось из Нижнего Новгорода к Москве, по пути встречая поддержку населения. В ополчения объединилось больше половины тогдашней России.

СЛАЙД

В ноябре 1612 года разослали по городам грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. В Ипатьевском монастыре Костромы состоялся Земский собор, на котором на русский престол был венчан 16-летний Михаил Фёдорович Романов, первый русский монарх из династии Романовых.

 СЛАЙД

Поляки не хотели, что бы Россией правил русский царь. Они стремились его свергнуть. Но русский народ не желал находиться под гнетом иностранных правителей. В России известен подвиг простого костромског крестьянина Ивана Сусанина, который ценой своей жизни завел в дремучий лес, на верную погибель отряд польских воинов. О подвиге героя сложена опера, написана картина.

 СЛАЙД

   Деяния Минина и Пожарского не были забыты царём. Пожарский получил чин боярина, Минин стал думным дворянином, государь пожаловал ему во владение большую вотчину – село Богородское в Нижегородском уезде с окрестными деревнями.

В 1804 году скульптор Иван Мартос начал работу над созданием памятника, посвящённого героям этих событий. Но только через четырнадцать лет в центре Красной площади на народные пожертвования был установлен памятник, где Кузьма Минин указывал рукой на Кремль.

- Что хотел выразить скульптор своим произведением?

   Скульптор И.Мартос изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его  встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Открытие памятника сопровождалось парадом гвардии и ликованием тысячи людей, собравшихся на Красной площади.

СЛАЙД

22 октября 1612 года начался штурм Кремля и, спустя несколько дней, поляки сдались, и ополчение вступило в освобождённую Москву при звоне колоколов и ликовании народа.

Так единение русских людей спасло страну от гибели.

 2. День народного единства в современной России.

- На долгие годы этот праздник победы русского народа был забыт и оставался лишь в православном календаре.

- А почему мы к нему вернулись? Какие события заставили нас задуматься о единении народном? (борьба с терроризмом).

- К каким последствиям приводят террористические акты? (Люди озлоблены, ищут причину в людях другой национальности)

- Что мы можем сделать, чтобы у нас не возникало чувство неприязни к людям другой веры, национальности?

   Нам с вами нужно быть терпимыми к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, понимать и уважать личность другого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного часав организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися

Роль классного часа в организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися....

конспект классного часа - часа общения "Мягкие лапки, а в лапках царапки"

Конспект открытого классного часа, проведенного во 2 классе. Материал рассчитан на учащихся 7-9 лет....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Подборка классный часов для первоклассников. Классные часы в 1 классе.

Помощь классному руководителю 1 класса. Классные часы на темы: о лени, правила поведения на уроке и перемене и многое-многое другое....

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...

Подборка классных часов для 3 класса. Классные часы в 3 классе.

Подбор материала классных часов в 3 классе. Различная тематика: о правилах дорожного движения в занимательной, доступной игровой форме; о цене хлеба!; о правилах поведения в столовой; о зависти, ...Бе...


 

Комментарии

Уважаемая Елена Алексеевна!
Скажите, пожалуйста, как Вы прокомментируете то, что большая часть Вашего материала совпадает с моей методической разработкой, которая была загружена 15 мая на конкурс "Недаром помнит вся Россия" на данном сайте???
Вот ссылка на мою работу - http://nsportal.ru/node/256695
Очень хотелось бы разрешить эту неприятную для меня ситуацию!
С уважением, Юлия Михайловна.