Классный час "Ты имеешь право"
классный час (1,2,3,4 класс) по теме

Филиппова Галина Викторовна

Классный час о правах детей. Дети знакомятся с понятиями "право", "конвенция", рассматривают некоторые направления "Конвенции о правах ребёнка", например право на имя, на жизнь, образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ты имеешь право.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Классный час

«Ты имеешь право…»

Цель: познакомить детей с понятиями: «право», «конвенция», рассмотреть                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

            некоторые направления «Конвенции о правах ребёнка»  (право : на имя, на                                                                                      

          жизнь, на своё мнение, на образование).

Задачи: 1. Развивать словарный запас детей, логическое мышление, воображение,                                                                                                                                        

        восприятие.

              2. Воспитывать гражданско-патриотические чувства у учащихся младших         классов, развивать коммуникативные качества учащихся.

        

        Ход мероприятия.

1 этап. «Конвенция» - основной документ о правах ребёнка.

Из-за книги появляются мальчик и девочка.

Мальчик.

- Ребята, сегодня мы поговорим о правах детей, т. е. о ваших правах. Как вы думаете, какие права должен иметь ребёнок?(Право на жизнь, на отдых, на образование, на медицинскую помощь)

Девочка.

- Сейчас вы живёте с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учёбы, помогают подготовиться к взрослой жизни.

Мальчик.(слайд2)

- Но о детях заботятся не только в семье. Существует Организация Объединённых Наций (ООН), принимающая законы, по которым живут люди всего мира. Так вот в 1989 году эта организация приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребёнка». (слайд3) Конвенция – это соглашение, договор, в котором государства дают обязательства соблюдать права каждого ребёнка.

Девочка: (слайд4)

- Ребята, а гражданами какой страны вы являетесь?

(Мы являемся гражданами России.)

Так вот, наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит – пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах.

Мальчик.

-Каждый ребёнок с момента рождения имеет право на жизнь, на имя, родительскую заботу, гражданство, на выражение собственного мнения, на образование, отдых, лечение, досуг, на общение с родителями, на защиту.

Ученик. Я ничего не понял.

Мальчик.

Тогда давайте это себе представим…

2  этап. «Право на имя».

- Ребята, внимательно послушайте отрывок из известной вам сказки: «…И как только она поцеловала лепестки, там внутри, в бутоне, что-то щёлкнуло, цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зелёном пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Её так и прозвали … Дюймовочка».

- Слово Дюймовочка это что? (имя)

- А как назвал Папа Карло мальчика, которого он выстругал из полена?

(ответы детей – Буратино)

- Буратино – это что? (имя)

- Ребята, как вы думаете, о каком праве мы сейчас говорили? (ответы детей – Мы говорили о том, что каждый человек имеет право на имя.) (слайд5)

-Да, ребята, в «Конвенции о правах ребёнка» говорится о том, что каждый имеет право на имя. У каждого из вас есть имя. У нас есть сердечки, найдите каждый своё. Прочитайте, что оно обозначает.

Стихотворение  В. Агапова « Дорожите именем своим!»

Дорожите именем своим

Имена даются не случайно…

В них простая маленькая тайна.

Дорожите именем своим!

Ах, как много ласковых имён

У мальчишек в школе и девчонок!

Вечером и утречком, спросонок. Слушайте

Их звучный перезвон:

Света, Миша, Сашенька, максим…

Сколько знает каждый, сосчитайте!

Никого, друзья, не обижайте…

Дорожите именем своим!

- Родители придумывают вам имя, дают фамилию, а затем ваши данные записывают в специальный документ – свидетельство о рождении. (слайд6) Это первый документ ребёнка. Он есть у каждого из вас. Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая заботится о его благополучии.

Итак, первое право, которое имеет каждый ребёнок – право на имя.

3 этап. «Право на жизнь». 

- А сейчас, давайте, посмотрим отрывок из сказки. Ели вы почувствуете, что герою сказки угрожает опасность, тихонько поднимите руку. (слайд7)

Сцена встречи Колобка с лисой. (Сказка «Колобок»)

- Какая опасность угрожает Колобку? (Лиса может съесть Колобка.)

- Какое право нарушила лиса в сказке?

 (Я думаю, что лиса нарушила право Колобка на жизнь. Она не должна была есть его.)

- Да, ребята, лиса нарушила право, которое имеет каждый человек, и оно также записано в Конвенции – это право на жизнь. (слайд8)

- А в каких сказках, которые вы знаете, также нарушается это право? («Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка»)

- Каждый человек должен сам стремиться защищать себя и свою жизнь, в том числе и дети: прежде всего не впускать никого чужого в дом, вступать в доверительные разговоры с незнакомыми людьми, соблюдая правила дорожного движения, не играть с огнём.

- Ребята, на примере Колобка с каким правом мы познакомились?

(Ответы детей – право на жизнь.)

4 этап. « Право на образование». (слайд9)

Перед детьми на доске плакаты с изображением ситуаций, связанных с образованием. (Буратино идёт в школу, мама учит сына читать, дети сидят за компьютером)

- Ребята, посмотрите на экран, сформулируйте следующее право. ( Все дети имеют право на образование.)

 (слайд10)

- Конечно, каждый ребёнок имеет право на образование, он учиться в школе, пишет, читает, играет с друзьями. У вас есть «волшебные друзья», которые помогают вам развивать своё мышление, сообразительность, а главное хорошо учиться. Отгадайте, о каких волшебных друзьях идёт речь?

Загадки.

1. Стоит дом:

Кто в него войдёт,

 Тот и ум приобретёт. (Школа.)

2. Тридцать три сестрички

Ростом невелички.

Если знаешь их секрет,

То найдёшь на всё ответ. (Буквы.)

3. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

4.Умный Ивашка,

Всю жизнь в одной рубашке,

По белому полю пройдёт

Каждый след его поймёт. (Карандаш).

5.Белый камешек растаял

На доске следы оставил. (Мел).

6.В этой узенькой коробке

Ты найдёшь карандаши

Ручки, стёрки, скрепки, кнопки,

Что угодно для души. (Пенал).

- Итак, о каком праве мы говорили? Ребята, вы имеете право на образование и ваша задача хорошо учиться.

5 этап. «Право на отдых».

Идём дальше. Мы в сказке «Золушка». (слайд11).

На сцене Золушка с метлой.(звучит музыка)

Золушка.

Дразнят Золушкой меня,

Оттого что у огня,

 Силы не жалея,

 В кухне я тружусь, тружусь,

С печкой я вожусь, вожусь,

И всегда в золе я.

Прячу я печаль мою,

Улыбаюсь даже.

Неужели  никогда

Не уйти мне никуда от золы и сажи?

Неужели не дождаться мне веселья и радости? Ведь так и заболеть можно. Ведь это очень вредно не поехать на бал, когда ты этого заслуживаешь! Хочу, хочу, чтоб счастье вдруг пришло ко мне! Добрые люди, где же вы? Добрые люди, а добрые люди!

Звучит музыка.

Появляются фея, крёстная Золушки, и паж.

Фея.

-Здравствуй, дорогая крестница!

Золушка.

-Крёстная! Дорогая крёстная! Ты всегда появляешься так неожиданно!

Фея.

-Ты хочешь поехать на бал?

Золушка.

-Да, крёстная, но…

Фея.

-Не, спорь, не спорь, ты поедешь туда. Очень вредно не ездить на балы, когда ты заслужил это. Ты поедешь на бал в отличном платье. Вот моя волшебная палочка. Сейчас буду творить чудеса! Обожаю эту работу!

Фея взмахивает палочкой.

Паж.

-Дорогая, милая Золушка! Я не волшебник я только учусь! Но я знаю, что дружба помогает делать настоящие чудеса!   (преподносит ей хрустальные туфельки)

Золушка одевает их и Паж уводит Золушку под руку.

-Конечно, дети имеют право на отдых.(слайд12).

6 этап. «Право на медицинскую помощь».

Просмотр мультфильма «Доктор Айболит»

-Как вы думаете, о каком праве идёт речь в данном мультфильме?

(ответы детей) . (слайд13)

7 этап. « Право на собственность». (слайд14)

- А теперь давайте посмотрим с вами небольшую сценку из школьной жизни, а вы назовёте какое это право.

Сценка «Чужой телефон».

Выходят дети с портфелями и кладут их.

1 ученик:

- Ты не пойдёшь на физкультуру?

2 ученик.

- Нет, я освобождена.

Все уходят, кроме 2 ученика. Он садится и начинает рисовать.

2 ученик.

-Ой, резинки нет. У кого бы взять? Посмотрю у Саши.

Начинает что-то искать в портфеле. Находит сотовый телефон, начинает смотреть его, читает сообщения. В это время входит 1 ученик.

-Почему ты открыл мой портфель? И играешь моим телефоном?

-А что такого, я же ничего не взял, только посмотрел. Разве нельзя?

Учитель.

-На первый взгляд, казалось бы обычное дело. Всего лишь взять чужой телефон. А как вы думаете, ребята? (ответы детей)

- Это право называется – правом собственности.  (слайд15). Т. е. каждый человек, в том числе и ребёнок , имеет право владеть вещами, и никто не имеет права по какой- либо причине посягать на принадлежащее тебе имущество. Это закреплено в Конвенции .

8 этап. «Права и обязанности».(слайд16)

Учитель.

-Конвенция о правах ребёнка содержит не только права. Она чётко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.)

-Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: «я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя». Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

Обратите внимание на вопросы, которые даны на доске.(слайд17).

-В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми?

Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить на вопросы.

Разыгрывается сценка.

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из- за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка.(садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

- Это проявление жестокости, папа.

Учитель.

- Назовите ошибки в поведении членов семьи?

(на доске табличка « обязанности»)

- Имеет ли право ребёнок от чего-то отказаться и получить то, что хочет?

Учитель.

- Давайте, подведём итог нашего классного часа и ответим на вопросы.

Вопросы:

- Кто является ответственным за обеспечение прав детей? (Родители несут ответственность за воспитание ребёнка. Государство обеспечивает защиту детей.)

- В каком международном документе записаны права детей? (Конвенция о правах ребёнка.)

- Какие основные права вам известны? (Рисунки детей.)

- В каких сказках нарушались права детей?

Ведущие.

- Давай позовём в зал всех героев. Ведь добро победило зло и несправедливость.

- Молодец, здорово придумала. Дорогие гости проходите в зал.

- Порознь, поодиночке не одолеть то, что можно сделать вместе. Один посадит дерево, а вместе - сад. Один успеет положить только кирпич, а у тех, кто взялся за дело вместе, - целый дом готов! Соединяет людей дружба, и вместе они живут счастливо!

- Все дети на Земле любят свой дом и свою семью и хотят жить весело, радостно и дружно. (слайд 18)

Стихотворение  И. Мазнина «Давайте дружить».

Давайте будем дружить друг с другом.

Как птица – с небом, как травы – с лугом,

 Как ветер – с морем, поля – с дождями,

 Как дружит солнце со всеми нами!

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь , и птица

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!

Давайте будем беречь планету –

 Во всей Вселенной похожей нету:

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?

Учитель.

- Конвенция о правах  ребёнка очень важный документ. Она существует для того, чтобы защищать вас от обид со стороны взрослых. Это главная цель этого документа.

- Ребята, пусть в вашем доме всегда будет мир, покой и счастье.

Пусть вас окружают добрые и отзывчивые люди, хорошие и верные друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мои права"Внеклассное мероприятие по защите прав ребенка.

Материал можно использовать как для проведения классного часа, так и для открытого внеклассного мероприятия для 4 класса....

Классный час "Ты имеешь право"

Классный час о правах и обязанностях граждан РФ...

Классный час "Ты имеешь право"

Классный час – игра: "Ты имеешь право... "2-4 классы  Цели: познакомить детей с понятиями: «Конвенция о правах ребёнка», «Всеобщая декларация человека», «право», «обязанность», способствоват...

Классный час: «Имею право на права»

Цель классного часа: Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа: 1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в ...

Классный час "Имею право на права"

Классный час направлен на воспитание правовой культуры младших школьников...

Классный час: «Имею право на права»

Классный час: «Имею право на права»Цель классного часа: Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа:1. Познакомить учащихся с...

Классный час «Имею право на права»

Цель:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи:1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить примен...