День Защитника Отечества
план-конспект занятия на тему

Дудинкина Елена Викторовна

Внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_zashchitnika_otechestva.docx35 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «День Защитника Отечества»

Цели:

  1. Познакомить уч-ся с историей возникновения праздника Днём Защитника Отечества.
  2. Пробудить в душе ребенка любовь к Родине и желание быть ее Защитником, воспитывать волю, мужество, справедливость, доброту, честность.
  3. Развивать любовь к Родине на исторических примерах беззаветного служения русских героев на благо своей Родины.

Оборудование:

  1. Мультимедийный диск с презентацией.

Праздник начинает учитель, под мелодичную музыку он читает стихотворение.(Чайковский «Времена года»)

Родина.

Весь край этот, милый навеки,
В стволах белокурых берез,
И эти студеные реки,
У плеса которых ты рос,

И темная роща, где свищут
Всю ночь напролет соловьи,
И липы на старом кладбище,
Где предки уснули твои,

И санки, чтоб вихрем летели,
И волка опасливый шаг,
И серьги вчерашней метели
Что в поле не видно ни зги…
Запомни: все это - Россия,
Которую топчут враги.

Это прекрасное стихотворение написал Дмитрий Кедрин в самый тяжелый, 1942 военный год, когда фашисты оккупировали большую часть нашей земли.

Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

Звучит песня "С чего начинается Родина?".

Учитель. Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?

Ответы учащихся.

- Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина.
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?

Ответы учащихся.

- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.

А как называется наша Родина?

Ответы учащихся.

- Наша Родина - Россия. Посмотрите на карту.

(Физическая карта России.)

УЧЕНИК: Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске - на Камчатке наступает полночь.

Что такое Родина ?

Великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал : «Наше Отечество, наша родина – матушка Россия . Отечество мы зовем Россию потому , что в ней жили испокон веку отцы и деды наши» .

Родной мы зовём её потому, что в ней мы родились , в ней говорят на нашем родном  языке, и всё в ней для нас родное ; а матерью, потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов. Много  на свете,  кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

Как мы должны относиться к матери?

Как относиться к Родине ? Что такое патриотизм ?

Кто такой патриот ?

Постараемся ответить на эти вопросы.

Учитель: Александр Твардовский так писал о своей Родине

(звучит классическая музыка П.И. Чайковский «Времена года» )

1 чтец .

Есть обрыв , где я, играя

Обсыпал себя песком.

Есть речушка – там я плавал,

Как , бывало, не дыша,

Там я рвал зеленый явор,

Плетки плёл из камыша …

Но во всей Отчизне славной

Нет такого уголка,

Нет такой земли , чтоб равно

Мне была не дорога.

( П.И. Чайковский «Времена года» )

Учитель: К. Симонов так описывал свои чувства к Родине

2 чтец

Я всё – таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано

Что русская мать нас на свет родила,

Что в бой провожая нас, русская женщина

По русски три раза меня обняла.

Учитель: За что поэты любят Родину ?

3 чтец

Люблю тебя, моя Россия ,

За ясный свет твоих очей

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий , как ручей

4 чтец

Лесным покоем ,

Звоном речек

В моей душе запела Русь.

Горжусь ее певучей речью

Её поэзией горжусь

Она передо мной открыта

Страницами бессмертных книг,

Щедра , легка, ширококрыла,

Неиссякаемый родник

Открыла горцу и поэту ,

Как жизнь любить, как мир беречь

Учитель: Чувство Родины у всех нас  развито очень сильно. Прекрасное чувство! И оно питается не только созерцанием красоты нашей земли. Надо врасти в ней корнями, потрудиться на ней до пота – вот тогда мы поймём, что такое Родина.

Многие люди покидали Россию в поисках лучшей жизни за её пределами, Но всю жизнь они чувствовали себя чужими и всю жизнь стремились обратно. Они переживали ностальгию – чувство тоски по родине. Недаром гласит поговорка: « Где родился, там и пригодился»

Ученик: «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».

Ученик: «Родимая земля и в горести мила»

Ученик: «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»

Учитель: Того, кто свято чтит эти истины, называют патриотом или истинным гражданином своей Родины

Дети  исполняет песню «То берёзка , то рябина» .

Учитель: “О светло светлая и украсно украшена земля Русская! Ты многими красотами удивлена еси: озерами, реками и кладязьями, горами крутыми, дубравами чистыми, городами великими. Всего исполнена земля Русская…” Это строки древнерусского летописца. Именно Защитникам Отечества и посвящен наш сегодняшний урок.

Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. Ему посвящают свои творения скульпторы и художники, поэты и композиторы. Познакомимся сегодня и мы с некоторыми из них, а так же выясним, каков он – идеал Защитника Отечества.

Посмотрите на репродукцию старинной русской иконы XV века, созданной новгородским художником. Кто здесь изображен?

Ответ: - Всадник на коне, сражающий со змеем.

Учитель:  Встречались ли вы раньше с подобным изображением всадника? Вы знаете, что это за воин?

Ответ: - Это Георгий Победоносец. Он изображен на старинном гербе Москвы, а еще на монетах.

Ученик:  В основе этой иконы лежит красивое предание: “В одной стране на дне глубокого озера поселился огромный змей, который выходил из озера и пожирал людей. Народ той страны не верил в Бога (Иисуса Христа), а поклонялся каменным богам – идолам. Царь решил договориться со змеем, пообещав ему ежегодно приносить в жертву по ребенку. Однажды пришел черед и его дочери. Девушка стояла на берегу озера и горько плакала, ожидая своей участи. Но вдруг появился всадник на прекрасном белом коне и совершил настоящее чудо. Он храбро сразился со змеем и, пронзив его копьем, сказал людям: “Не бойтесь ничего на свете и веруйте только в одного Господа – Иисуса Христа!” С тех пор народ той земли принял христианскую веру, а на месте битвы Георгия со змеем построили храм Господний”.

Учитель:  “Чудо Георгия о змие” - так называется это удивительное творение мастера, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным. Змей изображен на темном фоне- символ Дьявола, тьмы, зла. Золотой цвет нимба над головой всадника указывает на его святость. Белый же цвет в изображение коня символизирует силу Истины. Как Вы думаете, что означает красный цвет плаща Георгия на языке иконописи?

Ответ: - Наверное, красный цвет – цвет справедливости.

Учитель:  Ты прав. Взгляните на скульптурное изображение святого Георгия, выполненное великим итальянским мастером эпохи Возрождения Донателло. Как вы думаете, какие черты характера воина – защитника воплотил скульптор?

Ответ: - Мне кажется, что скульптор хотел показать мужество, силу и уверенность в победе этого героя.

Учитель: А теперь обратим наше внимание на репродукцию картины русского художника XX века Павла Корина. Вам, конечно, уже знакома эта картина. Ребята, кто этот воин?

Ответ: - Александр Невский.

Учитель:  Правильно. Князь Александр Ярославович – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев – защитников Земли Русской. Чем же они заслужили такую славу?

Ответ: - Он со своей дружиной одержал победу над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский.

Ведущий: - Каким вам кажется Александр Невский на картине Павла Корина?

Учитель:  Мужественным, спокойным, сильным. Фигура князя собранная и подтянутая, грозная и величественная. На нем тяжелые доспехи. Он опирается на меч и готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.

Учитель:  Что в картине говорит о том, что перед нами русский воин?

Ответ: - Пейзаж с русскими церквями.

Учитель:  А какая цветовая гамма использована в картине и почему?

Ответ: - Краски суровые, мрачные, потому что было суровое военное время.

Учитель: Кто такие богатыри?

Ответ: - Богатыри – это сильные люди.

Учитель:  Только ли сильные? Вокруг нас много сильных людей, значит, все они богатыри? Давайте не будем торопиться с ответом, а посмотрим на репродукцию картины русского художника В. Васнецова “Богатыри”. Кто на ней изображен?

Ответ: - Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.

Учитель:  Вам они хорошо знакомы? Скажите, все ли они физически сильны? Попытайтесь, глядя на картину, принять позу каждого, “примерить” их выражение лиц. Как вы думаете, каков Добрыня, а каков Алеша?

Ответ: - Здесь не все сильные. Илья – самый сильный, а Алеша хитроват.

Учитель:  Вслушайтесь в слово “богатырь”. Как вы думаете, от какого слово оно произошло?

Ответ: - “Богатый”, “ходит под Богом”, “Богом данный дар”.

Учитель:  Каков же дар дан каждому из них?

Ответ: - Одному – сила, другому – ум, третьему – доброта.

Учитель:  А что, по – вашему, важнее для человека из этих 3-х начал? Нужна ли человеку сила, если нет ума-разума? А ум без доброты, что принесет человечеству?

Ответ: - Зло, несчастье.

Учитель:  Человека делает поистине богатым всё вместе: и сила, и ум, и доброта.

Учитель: Николай Григорьевич Чернышевский писал:

«Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего народ.»

Ученик: Историческое значение каждого гражданина измеряется его заслугами перед Родиной, его человеческое достоинство – силою его патриотизма.

Ученик: Гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды.

Ученик: Гражданин всегда готов защитить своё отечество. Он – настоящий патриот.

Ученик: Защита Отечества – священная и почетная обязанность человека и гражданина Российской Федерации.

Ученик: Защитник Отечества ! Это словосочетание имеет свой синоним – Мужчина!

Ученик: Как узнать , кто настоящий мужчина , а кто – нет ?

Слово «мужчина» ассоциируется со словом «мужество». Что же такое мужество ?

Ученик: Раньше юноши мужали рано.

А иначе было нельзя. Киевскому князю Святославу было 4 года, когда мать, княгиня Ольга , взяла его с собой в военный поход. Надела на его голову стальной шлем, посадила на боевого коня, подала легкое копьё и сказала: «Не бойся, сынок» «Я, не боюсь, мама». На поле по одну сторону стояло войско Ольги, по другую – неприятеля. «Начинай, сынок». Мальчик сжал губы, качнул поводьями, конь вынес его вперёд, и Святослав, что было сил, метнул копьё. Вслед Ольгины войны кинулись на врага, обратив его в бегство.

Ученик: Юный царь Петр I «могучий и грозный» преобразователь «России, в возрасте 15 лет с потешным» отрядом сверстников из детей дворян, бояр изучал солдатское дело: ружейные приёмы, стрельбу, марширование, перестроение рядов, шеренг на плацу. В последствии отряды «потешных» полков станут гвардией и ядром русской армии. Пётр I в юном возрасте успел освоить столярное, токарное, оружейное, кузнечное, паяльное часовое типографское дело .

Ученик: Полководец Александр Суворов, наш могучий защитник, в детстве был слаб и худ. Никто не ждал от него никаких доблестей, и отец его , генерал Василий Иванович, пророчил ему чиновничье будущее. У Саши нашлись прекрасные наставники-книги по военной истории, от которых только дух захватывало. Особенно нравилось ему Александр Македонский, Цезарь, другие, сильные, стремительные. И Саша принял решение стать сильным, закалить себя. Он занимался гимнастикой, обливался холодной водой, в стужу не кутался, ходил в лёгкой одежде. Под проливными дождем , скакал на лошади. С солдатиками он повторял все сражения великих полководцев , считают , что полководец Александр Суворов провел 60 сражений и боёв и одержал 60 побед. Правильнее считать, что он одержал на одну победу больше – 61. самая убедительная из них была победа над самим собой.

Учитель:  Быть защитником всегда считалось в России великой честью. Так было и так будет всегда. Защитники нашей Родины – это Российская армия, военно-воздушный флот, морской флот и их подразделения.
Воин бережет родной страны покой на посту. И наш народ гордится боевым прошлым нашей армии. Спокойно пусть дети растут на просторах российской земли. Воин  охраняет мирный труд своего народа.

Ученик: Дуют ветры в феврале,
               Воют в трубах громко.
               Змейкой мчится по земле
               Лёгкая позёмка.

Ученик: Поднимаясь мчатся вдаль
               Самолётов звенья.
               Это празднует февраль
               Армии рожденье.

Учитель:  23 февраля вся страна будет отмечать великий праздник – День защитника Отечества. Слово «Отечество» того же корня, что и слово «отец», «Отчизна», «отчий дом», «отчий край. Отечество – это наша страна, Родина.

- Ребята, а вы знаете, почему именно День защитника Отечества празднует вся страна 23 февраля?

Ученик: В начале 1918 года, воспользовавшись сложным положением, в котором находилась страна, германские войска начали наступление на Советскую Россию. Возникла реальная угроза российской столице Петрограду. Была создана новая армия – Красная Армия. Она дала отпор агрессору. Началом широкого формирования отрядов и частей Красной Армии явилось 23 февраля 1918 года. Этот день объявили праздником – Днём Красной Армии. В 1946 году Красную Армию переименовали в Советскую, и праздник, соответственно получил название День Советской Армии.

А 10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон « О днях воинской славы России», в котором этот день назван «День защитника Отечества».

Учитель: Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. Много героев погибло, защищая свою Отчизну. Их имена стали для нас символами мужества и чести.

Ученик:  За всё, что есть сейчас у нас,
                 За каждый наш счастливый час,
                 Спасибо доблестным солдатам,
                 Что отстояли мир когда-то.


Ученик:  Спасибо армии российской,
                 Спасибо дедам и отцам
                 За то, что солнце светит нам.


Ученик:  Мы чтим сынов Отечества в мундирах,
                 Что славу флага умножают.
                 И в сложный и опасный век
                 Наш мирный сон надёжно охраняют.

Ученик:  Во все века российский воин
                 Своим геройством в войнах побеждал,
                 Он прославления достоин,
                 За честь России – жизнь он отдавал.


Все вместе: Мы славим всех, кто на страже Отечества –
Наших лучших сынов человечества.

-Презентация «Герои ВОВ» (песня из к/ф «Офицеры»)

Учитель: Защищать Родину всегда было почётной обязанностью каждого. Родина помнит имена своих славных сынов и дочерей. Тех, кто сейчас среди нас и тех, кто уже никогда не вернётся. Почтим память погибших минутой молчания.

(Под тиканье часов дети встают и проводится минута молчания.)

Ученик: Мы будем помнить ваши имена
                И память завещать Грядущим поколеньям.
                Герои не уходят навсегда,
                Им не грозит холодное забвенье.

Ученик: Сыны России подрастают вновь
               И Родине служить они готовы,
               Чтоб солнце не ушло навеки в ночь,
               А утром озаряло землю снова.

Ученик: Пусть небо будет голубым
               Пусть в небе не клубится дым,
               Пусть пушки грозные молчат,
               И пулемёты не строчат,
               Чтоб жили люди, города…
               Мир нужен на земле всегда!

Ученик: Российский воин бережёт
               Родной страны покой и славу.
               Он на посту - и наш народ
               Гордится Армией по праву.

Учитель:  Скажите, ребята. Какие виды войск существуют в Российских Вооружённых силах?

Дети:

  1. Сухопутные.
  2. Военно-воздушные.
  3. Военно-морской флот.
  4. Ракетные войска стратегического назначения.

Учитель:  А какие военные профессии вы знаете?

- А кто нужнее в Армии?

- На этот вопрос ответить невозможно.

- Какой палец нужнее?

- Все нужны.

- Одним пальцем не ударишь-

- Нужно все пальцы сжать в кулак,

- И враг получит крепкий удар, когда вместе ударят по нему ракетчики, танкисты, лётчики, моряки и воздушные десантники.

Учитель:  Быть защитником всегда считалось в России великой честью. Так было и так будет всегда. Защитники нашей Родины – это Российская армия, военно-воздушный флот, морской флот и их подразделения.
Воин бережет родной страны покой на посту. И наш народ гордится боевым прошлым нашей армии. Спокойно пусть дети растут на просторах российской земли. Воин  охраняет мирный труд своего народа.

Ученик: Защитник Отечества – мир на Земле.
               Вода в роднике, свежий хлеб на столе
               Надежда, уверенность в завтрашнем дне,
               Стабильность и счастье в огромной стране.

Презентация « Мой папа-защитник Отечества»

Учитель: И все-таки, давайте не забывать, что 23 февраля - это День Защитника Отечества. И каждый мужчина, будь он морским офицером или программистом, бизнесменом или милиционером, ученым или фермером - Защитник. 23 февраля - это День Защитника своего отечества, своей семьи, чести своей компании. 23 февраля - это День настоящего мужчины

Ведущий:

Берегите Россию- нет России другой,

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию, без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию- нет России другой.

Такими словами хотелось бы закончить наше мероприятие.

Мальчики маршируют под песню «Полки идут стеной».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "День защитника Отечества".

Праздник для детей и родителей....

23 февраля - День защитника Отечества.

Дорогие друзья, сегодня мы собрались, чтобы встретить наш государственный праздник......

День защитника Отечества

внеклассное мероприятие к 23 февраля...

"День защитника Отечества"

Сцеарий проведения классного часа во 2 классе  посвященного  "Дню защитника Отечества"...

Сценарий мероприятия. День защитника Отечества.

Сценарий праздника-соревнования для мальчиков  можно использовать в параллели или в классе. Весёлых соревнований....

Сценарий праздника "День защитника Отечества"

В сценарий праздника вошли стихи, конкурсы, посвящённые Дню защитника Отечества....

Классный час "День Защитника Отечества"

Классный час по теме "День Защитника Отечества" в 3 классе. Подготовила учитель начальных классов Драгункина Н.Г....