День Защитника Отечества
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «День Защитника Отечества»
Цели:
- Познакомить уч-ся с историей возникновения праздника Днём Защитника Отечества.
- Пробудить в душе ребенка любовь к Родине и желание быть ее Защитником, воспитывать волю, мужество, справедливость, доброту, честность.
- Развивать любовь к Родине на исторических примерах беззаветного служения русских героев на благо своей Родины.
Оборудование:
- Мультимедийный диск с презентацией.
Праздник начинает учитель, под мелодичную музыку он читает стихотворение.(Чайковский «Времена года»)
Родина.
Весь край этот, милый навеки,
В стволах белокурых берез,
И эти студеные реки,
У плеса которых ты рос,
И темная роща, где свищут
Всю ночь напролет соловьи,
И липы на старом кладбище,
Где предки уснули твои,
И санки, чтоб вихрем летели,
И волка опасливый шаг,
И серьги вчерашней метели
Что в поле не видно ни зги…
Запомни: все это - Россия,
Которую топчут враги.
Это прекрасное стихотворение написал Дмитрий Кедрин в самый тяжелый, 1942 военный год, когда фашисты оккупировали большую часть нашей земли.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
Звучит песня "С чего начинается Родина?".
Учитель. Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?
Ответы учащихся.
- Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина.
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?
Ответы учащихся.
- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.
А как называется наша Родина?
Ответы учащихся.
- Наша Родина - Россия. Посмотрите на карту.
(Физическая карта России.)
УЧЕНИК: Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске - на Камчатке наступает полночь.
Что такое Родина ?
Великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал : «Наше Отечество, наша родина – матушка Россия . Отечество мы зовем Россию потому , что в ней жили испокон веку отцы и деды наши» .
Родной мы зовём её потому, что в ней мы родились , в ней говорят на нашем родном языке, и всё в ней для нас родное ; а матерью, потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов. Много на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
Как мы должны относиться к матери?
Как относиться к Родине ? Что такое патриотизм ?
Кто такой патриот ?
Постараемся ответить на эти вопросы.
Учитель: Александр Твардовский так писал о своей Родине
(звучит классическая музыка П.И. Чайковский «Времена года» )
1 чтец .
Есть обрыв , где я, играя
Обсыпал себя песком.
Есть речушка – там я плавал,
Как , бывало, не дыша,
Там я рвал зеленый явор,
Плетки плёл из камыша …
Но во всей Отчизне славной
Нет такого уголка,
Нет такой земли , чтоб равно
Мне была не дорога.
( П.И. Чайковский «Времена года» )
Учитель: К. Симонов так описывал свои чувства к Родине
2 чтец
Я всё – таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано
Что русская мать нас на свет родила,
Что в бой провожая нас, русская женщина
По русски три раза меня обняла.
Учитель: За что поэты любят Родину ?
3 чтец
Люблю тебя, моя Россия ,
За ясный свет твоих очей
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий , как ручей
4 чтец
Лесным покоем ,
Звоном речек
В моей душе запела Русь.
Горжусь ее певучей речью
Её поэзией горжусь
Она передо мной открыта
Страницами бессмертных книг,
Щедра , легка, ширококрыла,
Неиссякаемый родник
Открыла горцу и поэту ,
Как жизнь любить, как мир беречь
Учитель: Чувство Родины у всех нас развито очень сильно. Прекрасное чувство! И оно питается не только созерцанием красоты нашей земли. Надо врасти в ней корнями, потрудиться на ней до пота – вот тогда мы поймём, что такое Родина.
Многие люди покидали Россию в поисках лучшей жизни за её пределами, Но всю жизнь они чувствовали себя чужими и всю жизнь стремились обратно. Они переживали ностальгию – чувство тоски по родине. Недаром гласит поговорка: « Где родился, там и пригодился»
Ученик: «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».
Ученик: «Родимая земля и в горести мила»
Ученик: «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»
Учитель: Того, кто свято чтит эти истины, называют патриотом или истинным гражданином своей Родины
Дети исполняет песню «То берёзка , то рябина» .
Учитель: “О светло светлая и украсно украшена земля Русская! Ты многими красотами удивлена еси: озерами, реками и кладязьями, горами крутыми, дубравами чистыми, городами великими. Всего исполнена земля Русская…” Это строки древнерусского летописца. Именно Защитникам Отечества и посвящен наш сегодняшний урок.
Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. Ему посвящают свои творения скульпторы и художники, поэты и композиторы. Познакомимся сегодня и мы с некоторыми из них, а так же выясним, каков он – идеал Защитника Отечества.
Посмотрите на репродукцию старинной русской иконы XV века, созданной новгородским художником. Кто здесь изображен?
Ответ: - Всадник на коне, сражающий со змеем.
Учитель: Встречались ли вы раньше с подобным изображением всадника? Вы знаете, что это за воин?
Ответ: - Это Георгий Победоносец. Он изображен на старинном гербе Москвы, а еще на монетах.
Ученик: В основе этой иконы лежит красивое предание: “В одной стране на дне глубокого озера поселился огромный змей, который выходил из озера и пожирал людей. Народ той страны не верил в Бога (Иисуса Христа), а поклонялся каменным богам – идолам. Царь решил договориться со змеем, пообещав ему ежегодно приносить в жертву по ребенку. Однажды пришел черед и его дочери. Девушка стояла на берегу озера и горько плакала, ожидая своей участи. Но вдруг появился всадник на прекрасном белом коне и совершил настоящее чудо. Он храбро сразился со змеем и, пронзив его копьем, сказал людям: “Не бойтесь ничего на свете и веруйте только в одного Господа – Иисуса Христа!” С тех пор народ той земли принял христианскую веру, а на месте битвы Георгия со змеем построили храм Господний”.
Учитель: “Чудо Георгия о змие” - так называется это удивительное творение мастера, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным. Змей изображен на темном фоне- символ Дьявола, тьмы, зла. Золотой цвет нимба над головой всадника указывает на его святость. Белый же цвет в изображение коня символизирует силу Истины. Как Вы думаете, что означает красный цвет плаща Георгия на языке иконописи?
Ответ: - Наверное, красный цвет – цвет справедливости.
Учитель: Ты прав. Взгляните на скульптурное изображение святого Георгия, выполненное великим итальянским мастером эпохи Возрождения Донателло. Как вы думаете, какие черты характера воина – защитника воплотил скульптор?
Ответ: - Мне кажется, что скульптор хотел показать мужество, силу и уверенность в победе этого героя.
Учитель: А теперь обратим наше внимание на репродукцию картины русского художника XX века Павла Корина. Вам, конечно, уже знакома эта картина. Ребята, кто этот воин?
Ответ: - Александр Невский.
Учитель: Правильно. Князь Александр Ярославович – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев – защитников Земли Русской. Чем же они заслужили такую славу?
Ответ: - Он со своей дружиной одержал победу над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский.
Ведущий: - Каким вам кажется Александр Невский на картине Павла Корина?
Учитель: Мужественным, спокойным, сильным. Фигура князя собранная и подтянутая, грозная и величественная. На нем тяжелые доспехи. Он опирается на меч и готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.
Учитель: Что в картине говорит о том, что перед нами русский воин?
Ответ: - Пейзаж с русскими церквями.
Учитель: А какая цветовая гамма использована в картине и почему?
Ответ: - Краски суровые, мрачные, потому что было суровое военное время.
Учитель: Кто такие богатыри?
Ответ: - Богатыри – это сильные люди.
Учитель: Только ли сильные? Вокруг нас много сильных людей, значит, все они богатыри? Давайте не будем торопиться с ответом, а посмотрим на репродукцию картины русского художника В. Васнецова “Богатыри”. Кто на ней изображен?
Ответ: - Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.
Учитель: Вам они хорошо знакомы? Скажите, все ли они физически сильны? Попытайтесь, глядя на картину, принять позу каждого, “примерить” их выражение лиц. Как вы думаете, каков Добрыня, а каков Алеша?
Ответ: - Здесь не все сильные. Илья – самый сильный, а Алеша хитроват.
Учитель: Вслушайтесь в слово “богатырь”. Как вы думаете, от какого слово оно произошло?
Ответ: - “Богатый”, “ходит под Богом”, “Богом данный дар”.
Учитель: Каков же дар дан каждому из них?
Ответ: - Одному – сила, другому – ум, третьему – доброта.
Учитель: А что, по – вашему, важнее для человека из этих 3-х начал? Нужна ли человеку сила, если нет ума-разума? А ум без доброты, что принесет человечеству?
Ответ: - Зло, несчастье.
Учитель: Человека делает поистине богатым всё вместе: и сила, и ум, и доброта.
Учитель: Николай Григорьевич Чернышевский писал:
«Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего народ.»
Ученик: Историческое значение каждого гражданина измеряется его заслугами перед Родиной, его человеческое достоинство – силою его патриотизма.
Ученик: Гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды.
Ученик: Гражданин всегда готов защитить своё отечество. Он – настоящий патриот.
Ученик: Защита Отечества – священная и почетная обязанность человека и гражданина Российской Федерации.
Ученик: Защитник Отечества ! Это словосочетание имеет свой синоним – Мужчина!
Ученик: Как узнать , кто настоящий мужчина , а кто – нет ?
Слово «мужчина» ассоциируется со словом «мужество». Что же такое мужество ?
Ученик: Раньше юноши мужали рано.
А иначе было нельзя. Киевскому князю Святославу было 4 года, когда мать, княгиня Ольга , взяла его с собой в военный поход. Надела на его голову стальной шлем, посадила на боевого коня, подала легкое копьё и сказала: «Не бойся, сынок» «Я, не боюсь, мама». На поле по одну сторону стояло войско Ольги, по другую – неприятеля. «Начинай, сынок». Мальчик сжал губы, качнул поводьями, конь вынес его вперёд, и Святослав, что было сил, метнул копьё. Вслед Ольгины войны кинулись на врага, обратив его в бегство.
Ученик: Юный царь Петр I «могучий и грозный» преобразователь «России, в возрасте 15 лет с потешным» отрядом сверстников из детей дворян, бояр изучал солдатское дело: ружейные приёмы, стрельбу, марширование, перестроение рядов, шеренг на плацу. В последствии отряды «потешных» полков станут гвардией и ядром русской армии. Пётр I в юном возрасте успел освоить столярное, токарное, оружейное, кузнечное, паяльное часовое типографское дело .
Ученик: Полководец Александр Суворов, наш могучий защитник, в детстве был слаб и худ. Никто не ждал от него никаких доблестей, и отец его , генерал Василий Иванович, пророчил ему чиновничье будущее. У Саши нашлись прекрасные наставники-книги по военной истории, от которых только дух захватывало. Особенно нравилось ему Александр Македонский, Цезарь, другие, сильные, стремительные. И Саша принял решение стать сильным, закалить себя. Он занимался гимнастикой, обливался холодной водой, в стужу не кутался, ходил в лёгкой одежде. Под проливными дождем , скакал на лошади. С солдатиками он повторял все сражения великих полководцев , считают , что полководец Александр Суворов провел 60 сражений и боёв и одержал 60 побед. Правильнее считать, что он одержал на одну победу больше – 61. самая убедительная из них была победа над самим собой.
Учитель: Быть защитником всегда считалось в России великой честью. Так было и так будет всегда. Защитники нашей Родины – это Российская армия, военно-воздушный флот, морской флот и их подразделения.
Воин бережет родной страны покой на посту. И наш народ гордится боевым прошлым нашей армии. Спокойно пусть дети растут на просторах российской земли. Воин охраняет мирный труд своего народа.
Ученик: Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Ученик: Поднимаясь мчатся вдаль
Самолётов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.
Учитель: 23 февраля вся страна будет отмечать великий праздник – День защитника Отечества. Слово «Отечество» того же корня, что и слово «отец», «Отчизна», «отчий дом», «отчий край. Отечество – это наша страна, Родина.
- Ребята, а вы знаете, почему именно День защитника Отечества празднует вся страна 23 февраля?
Ученик: В начале 1918 года, воспользовавшись сложным положением, в котором находилась страна, германские войска начали наступление на Советскую Россию. Возникла реальная угроза российской столице Петрограду. Была создана новая армия – Красная Армия. Она дала отпор агрессору. Началом широкого формирования отрядов и частей Красной Армии явилось 23 февраля 1918 года. Этот день объявили праздником – Днём Красной Армии. В 1946 году Красную Армию переименовали в Советскую, и праздник, соответственно получил название День Советской Армии.
А 10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон « О днях воинской славы России», в котором этот день назван «День защитника Отечества».
Учитель: Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. Много героев погибло, защищая свою Отчизну. Их имена стали для нас символами мужества и чести.
Ученик: За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то.
Ученик: Спасибо армии российской,
Спасибо дедам и отцам
За то, что солнце светит нам.
Ученик: Мы чтим сынов Отечества в мундирах,
Что славу флага умножают.
И в сложный и опасный век
Наш мирный сон надёжно охраняют.
Ученик: Во все века российский воин
Своим геройством в войнах побеждал,
Он прославления достоин,
За честь России – жизнь он отдавал.
Все вместе: Мы славим всех, кто на страже Отечества –
Наших лучших сынов человечества.
-Презентация «Герои ВОВ» (песня из к/ф «Офицеры»)
Учитель: Защищать Родину всегда было почётной обязанностью каждого. Родина помнит имена своих славных сынов и дочерей. Тех, кто сейчас среди нас и тех, кто уже никогда не вернётся. Почтим память погибших минутой молчания.
(Под тиканье часов дети встают и проводится минута молчания.)
Ученик: Мы будем помнить ваши имена
И память завещать Грядущим поколеньям.
Герои не уходят навсегда,
Им не грозит холодное забвенье.
Ученик: Сыны России подрастают вновь
И Родине служить они готовы,
Чтоб солнце не ушло навеки в ночь,
А утром озаряло землю снова.
Ученик: Пусть небо будет голубым
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат,
И пулемёты не строчат,
Чтоб жили люди, города…
Мир нужен на земле всегда!
Ученик: Российский воин бережёт
Родной страны покой и славу.
Он на посту - и наш народ
Гордится Армией по праву.
Учитель: Скажите, ребята. Какие виды войск существуют в Российских Вооружённых силах?
Дети:
- Сухопутные.
- Военно-воздушные.
- Военно-морской флот.
- Ракетные войска стратегического назначения.
Учитель: А какие военные профессии вы знаете?
- А кто нужнее в Армии?
- На этот вопрос ответить невозможно.
- Какой палец нужнее?
- Все нужны.
- Одним пальцем не ударишь-
- Нужно все пальцы сжать в кулак,
- И враг получит крепкий удар, когда вместе ударят по нему ракетчики, танкисты, лётчики, моряки и воздушные десантники.
Учитель: Быть защитником всегда считалось в России великой честью. Так было и так будет всегда. Защитники нашей Родины – это Российская армия, военно-воздушный флот, морской флот и их подразделения.
Воин бережет родной страны покой на посту. И наш народ гордится боевым прошлым нашей армии. Спокойно пусть дети растут на просторах российской земли. Воин охраняет мирный труд своего народа.
Ученик: Защитник Отечества – мир на Земле.
Вода в роднике, свежий хлеб на столе
Надежда, уверенность в завтрашнем дне,
Стабильность и счастье в огромной стране.
Презентация « Мой папа-защитник Отечества»
Учитель: И все-таки, давайте не забывать, что 23 февраля - это День Защитника Отечества. И каждый мужчина, будь он морским офицером или программистом, бизнесменом или милиционером, ученым или фермером - Защитник. 23 февраля - это День Защитника своего отечества, своей семьи, чести своей компании. 23 февраля - это День настоящего мужчины
Ведущий:
Берегите Россию- нет России другой,
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию- нет России другой.
Такими словами хотелось бы закончить наше мероприятие.
Мальчики маршируют под песню «Полки идут стеной».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник "День защитника Отечества".
Праздник для детей и родителей....
23 февраля - День защитника Отечества.
Дорогие друзья, сегодня мы собрались, чтобы встретить наш государственный праздник......
День защитника Отечества
внеклассное мероприятие к 23 февраля...
"День защитника Отечества"
Сцеарий проведения классного часа во 2 классе посвященного "Дню защитника Отечества"...
Сценарий мероприятия. День защитника Отечества.
Сценарий праздника-соревнования для мальчиков можно использовать в параллели или в классе. Весёлых соревнований....
Сценарий праздника "День защитника Отечества"
В сценарий праздника вошли стихи, конкурсы, посвящённые Дню защитника Отечества....
Классный час "День Защитника Отечества"
Классный час по теме "День Защитника Отечества" в 3 классе. Подготовила учитель начальных классов Драгункина Н.Г....