Проект "Тюбетейка- головной убор и символ"
творческая работа учащихся по теме
Наш лицей-интернат №5 ОАО «РЖД» г. Красный Кут многонационален. Учатся у нас русские, казахи, белорусы и татары, корейцы и армяне, башкиры и украинцы, узбеки и латыши, арабы и немцы, чеченцы и молдаване. Много ребят из мусульманских семей. И нам было интересно узнать историю возникновения и создания головного убора всех мусульман-тюбетейки. Головной убор в виде шапочки-тюбетейки носили все народы Центральной и Средней Азии, что подтверждают стенописи, датируемые 8веком н.э..Также тюбетейку носят в Афганистане, Иране, Турции, Синьцзяне, татары Поволжья, башкиры.
Цель моего проекта-воспитание уважения у подрастающего поколения к традициям разных народов, дружбы между людьми разных национальностей и вероисповеданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tyubeteyka-golovnoy_ubor_i_simvol.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюбетейка – головной убор и символ.
Покажи мне свою тюбетейку, и я
скажу… откуда ты родом, каков
твой достаток, праздник в доме
или горе…
Тюбетейка моя - златом вышитая,
Нет прекрасней тебя! Нет дороже тебя!
И узбек, и таджик, и кыргыз, и казах,
И туркмен, и башкир, и афганец
Надевают тебя, уважая, любя,
Уйгур, татарин, турок, иранец.
Твой орнамент пришел к нам из древних времен
Он поведать о многом нам может.
Украшали тебя златом и серебром
Руки нежные женщин Востока.
Ты- свод неба, ты - купол мечетей
Ты, как юрта, в которой собрались народы.
Ты не просто защита от палящего солнца
Ты - есть символ любви, дружбы, братства, свободы!
В 1: АССАЛАМ - АЛЕЙКУМ!
В 2:Здравствуйте!
В 1:Наш лицей-интернат №5 ОАО «РЖД» г. Красный Кут многонационален. Учатся у нас русские, казахи, белорусы и татары, корейцы и армяне, башкиры и украинцы, узбеки и латыши, арабы и немцы, чеченцы и молдаване. Много ребят из мусульманских семей. И нам было интересно узнать историю возникновения и создания головного убора всех мусульман-тюбетейки. Головной убор в виде шапочки-тюбетейки носили все народы Центральной и Средней Азии, что подтверждают стенописи, датируемые 8веком н.э..Также тюбетейку носят в Афганистане, Иране, Турции, Синьцзяне, татары Поволжья, башкиры.
В.2 Эволюция тюбетейки прослеживается с древнейших времен. В книге «Тюбетейки Узбекистана 19-20веков» приводится косвенное подтверждение того, что упоминания о существовании головных уборов, напоминающих тюбетейку ,встречаются уже в глубокой древности: в скульптуре, настенной живописи, терракотовых статуэтках, а в период мусульманского средневековья- в восточной миниатюре 15-16веков.Тюбетейка являлась не только головным убором тюрко-мусульманского народа, но и подчеркивала человека как скромного,благовоспитанного,религиозно-послушного,верующего,раскрывала внутреннюю сущность человека, духовный мир его.:. «Покажи мне свою тюбетейку, и я скажу … откуда ты родом, каков твой достаток, праздник в доме или горе…». Тюбетейка на Востоке может рассказать о многом посвящённому.
В- 3: В средние века правоверному мусульманину запрещалось появляться в общественных местах без головного убора. Современному же мусульманину необязательно ежедневно одевать тюбетейку. Но в ряде случаев истинно верующий человек обязан быть в тюбетейке,; в дни священных праздников(Кубан и Ураза-хайит), в мечети и дома во время молитвы, на похоронах и поминках, во время свадьбы.4части тюбетейки представляют 4периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость .Надевая тюбетейку новорожденному, мулла тем самым благославляет его, чтобы он всегда был здоров. При обрезании ребенку также надевают на голову тюбетейку. И на свадьбе жених - в тюбетейке, что означает переход к более зрелому периоду жизни. Словом, каждый раз аксакалы, надевая тюбетейку, благословляют тех, кто становится достойным носить ее.
В -1:Тюбетейка произошло от тюрского корня «тюбе» - вершина. Существует большое многообразие фасонов тюбетейки: есть круглые, квадратные, остро- верхние и плоские. Форма, особенности узора, цвет вышивки, предназначение тюбетейки отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности. Изготавливают тюбетейки из тканых материалов, в том числе из бархата, велюра, украшают шелковой вышивкой, бисером, жемчугом, золотой или серебряной канителью.
В- 2:Различают мужские, женские и детские тюбетейки. У каждого народа тюбетейка называлась по-своему: 1.Каляпуш-так звучит тюбетейка по-татарски.
В-4:Каляпуш-одна из разновидностей тюбетейки .На верхушке крепится кисть. Каляпуш-слово фарси: каля-понятие головы, пуш-покрыть ,т.е. «перед намазом накрой голову» . Каляпуш с твердым краем и плоским верхом появляется в середине 19века и популярен по сей день. Существуют однотонные и расшитые тюбетейки.
В-2.:Такыя или кепеш называют её казахи.
В-1:Интересно, что раньше казахи наголо брили головы и постоянно носили головные уборы. Тюбетейки имели среди казахов довольно широкое распространение. Они сшивались из двух основных частей -цилиндрического невысокого околыша и макушки. В 19 веке на северо-востоке Казахстана (в Павлодарском и Омском уездах) встречались тюбетейки из кожи и искусно сплетенные из конского волоса..
В-2:Дуппи заслуженно пользуется широкой известностью не только в пределах Узбекистана, но и во всём мире.
В-5:Узбекские тюбетейки заслуженно пользуются широкой известностью не только в пределах Узбекистана, но и во всем мире. Чусткие тюбетейки отличаются «крутостью» орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком)и высотой околыша. Они приобрели значение общенационального головного убора. Их носят в Узбекистане повсеместно. Маргиланские дуппи характерны для всей Западной и центральной части Ферганы. Их форма четырехгранная, слегка конусообразная. Маргиланские мужские тюбетейки самые неглубокие, их украшают вышивкой белого узора калампир на черном фоне.
В-6:Совершенно неожиданная версия расшифровки орнамента черно-белой тюбетейки с миндальным или стручковым орнаментом была приведена исскуствоведами Узбекистана и философом Мухаммадом Фозили. Впрочем, по версии авторов орнамент тюбетейки вовсе не изображение миндаля и уж тем более стручка перца. Смысл орнамента мужского головного убора узбеков гораздо глубже. По версии авторов, тюбетейка разделена на 4 части- ровно столько же элемента нуклеотида было использовано для построения молекул-передатчиков генетического кода. Симметрия тюбетейки не случайна- автор приводит слова Бируни «Человеческий дух очень чувствителен ко всем видам, обладающим симметрией, порядком, потому что человек, как неотъемлемая часть природы ,не может ни обмениваться информацией, ни воспринимать внешний мир , ни вообще существовать вне симметрии, вне материальных структур.»
Цвет тюбетейки - насыщенный черный оттенок зеленого изображает бездну вселенной, которая также сопоставима с черной дырой. По одной из космогонических версий Вселенная описывается теми же уровнями, что и черная дыра. Черная дыра—это область пространства со столь высокой концентрацией материи, что создаваемое гравитационное поле не выпускает наружу даже свет. Ничто, находящееся внутри черной дыры, не может воздействовать на внешний мир, хотя наружные объекты могут попадать в нее. И если на секунду представить, что черный лоскут тюбетейки- это черная дыра, в которой сжимается вся Вселенная в точку и из нее же она и рождается, то голова является носителем бесконечной информации. Идея повторения всего в мире отражается и на орнаменте. Сопоставив современную Кокандскую, Маргиланскую и их родоначальницу- Чусткую тюбетейку, авторы пришли к выводу, что орнамент не что иное как изображение 3-месячного эмбриона. По Исламской версии именно в этот период создание в чреве матери получает душу и его можно назвать живым существом. Вечное повторение всего в том,что 4 орнамента на каждой стороне не одинаковые, т.е. две арки –малые, а две-большие. Малая арка отображает бешик- колыбель новорожденного младенца, сверху над аркой вышиты точки-это колыбель с младенцем, излучающим свет. Большая арка- тоже бешик, но для человека ,покинувшего этот мир, точки внутри показывают угасающий свет умершего человека. Вселенная расширяется и сжимается ,рождается и умирает. Вселенная снова вернется в некую исходную точку. Таким образом можно предположить, что вокруг головы человека, на тюбетейке- бесконечное число рождений и смертей, которые испытываются, пока есть жизнь.
В-2: Кыргызская тюбетейка топу с коническим верхом и загнутым низом.
В-7: Династийная хроника «Тан шу» в повествовании о древних кыргызах сообщает, что их предводитель «зимою носит соболью шапку, а летом шапку с золотым ободочком с коническим верхом и загнутым низом». Головной убор у мужчин состоял из тюбетейки-«топу»,войлочной шляпы –«калпак»,меховой шапки из отворотов- «малакай», меховых шапок - «тюбетей». У кыргызов не принято бросать головной убор, забывать где попало, обменивать, ходить с непокрытой головой. При избрании хана на его голову одевали красную шапку - «кызыл тебетей» с кисточкой из цветных ниток. У женщин тюбетейки украшали перьями птиц, а также пришивали серебро, жемчуг, коралл..
В-2: Туркменская тахья служит для защиты от палящего солнца.
В-4:На территории Туркмении многих этнических групп отличались со размеру, фасону, а главное- по орнаменту.В стародавние времена люди полагали, что тахья оберегает хозяина от всяческих неприятностей, защищает от сглаза, болезней и зла того , кто ее носит. Согласно древним обычаям, даже старую тахью нельзя было отдавать другому человеку или выбрасывать. Тахья шьется с квадратным или круглым донышком, а узор чаще всего вышивается в виде геометрического орнамента с сочетанием красного, белого, желтого и черных цветов. Если на тахье туркменской девушки вы увидите перья- знайте, что эта девушка еще свободна, если же тахья без перьев- молодая невеста уже сосватана.
В-2: Таджикское чусти представляет собой невысокий конический колпак.
В-3: Головным убором для таджиков всегда служила тюбетейка, которая представляла собой невысокий конический колпак, затейливо украшенный вышивкой, узор которой указывал на происхождение и место жительства хозяина. Равнинные таджики поверх тюбетейки носили еще и чалму. К 20 веку в моду у таджиков вошла квадратная тюбетейка, черная с белой вышивкой, которая получила название «чусти». Ее стали охотно надевать и женщины, у которых до этого головным убором был платок.
В-2: Тубэтей носят башкиры.
В-6: Роль повседневного головного убора у башкир принадлежала тюбетейке- небольшой плотно облегающей голову тканевой шапочке на подкладке. Ее называли тубэтей. Тубэтей пожилых были черными, молодых- цветными: из красного, зеленого, синего бархата. Праздничные тюбэтеи молодых мужчин украшали галуном, бисером, вышивали тамбурными узорами. В башкирских сказаниях «унизанная марьяном (кораллами) тубэтей» называется головным убором знатных батыров. В-2:Кепеш называют тюбетейку уйгуры.
В-3: Тюбетейки для мужчин и женщин украшены по-разному. Если для мужчин больше характерен двух или трёхцветный узор, то женские тюбетейки выделяются многоцветной палитрой. Но не всегда. У уйгуров, например, более красочный вариант тюбетейки предназначен сильному полу- расшитые бисером и пейзажами -недаром в уйгурском доме на стенах висят не картины, а тюбетейки!
В-2: Но сегодня мы представляем вязаную тюбетейку. Ее все мужчины – мусульмане одевают во время молитвы. Вязать ее можно крючком №1 и на спицах под №2. Я использовала пряжу «Ирис» белого и зеленого цветов, можно еще и черного. Вязать крючком начала с макушки. Для этого связала цепочку из воздушных петель и сомкнула их в кольцо. Рисунок вязала в форме круга, используя при этом разные приемы. В конце вязки оформила каемку.
В-1: Простой по форме и наполненный таинственным смыслом восточный головной убор продолжает завоевывать мир. Тюбетейки составляют ценные коллекции в ряде музеев. Лучшие и наиболее обширные собрания хранятся в Государственном музее искусств Узбекистана, Самаркандском музее-заповеднике, Историко-краеведческом музее в Бухаре. Тюбетейки имеются в некоторых музеях России (Государственный Э рмитаж и в Российском этнографическом Музее в Санкт-Петербурге, Государственный музей искусств народов Востока в Москве), в государственных и частных собраниях Западной Европы (Берлинский музей этнографии, частные коллекции), США и других странах. Тюбетейка- значит вершина. И действительно, -это свод неба, купол мечетей. И ведь юрта - это та же тюбетейка, увеличенная в размерах. И мы хотим, чтобы в такой юрте уместились люди всех национальностей, разных вероисповеданий!
Я махатмы Ганди вспомнил строки,
Что народ Земли и Бог- едины,
Я хочу, чтоб мир был на Востоке,
Чтоб дружил Израиль с Палестиной.
Где б найти мне тюбетейку,
Чтоб орнамент был арабский-
Я б ее надел и сразу
Говорить стал по-татарски.
Где б найти мне тюбетейку-
Месяц, крест, звезда, Путь Млечный,
Я б ее надел и сразу,
Понимать стал все наречья.
Не нужны нам взрывы ни в Белфасте,
Ни в горах Чечни, ни в Чили,
Лишь любви должны взрываться страсти,
Я хочу, чтоб люди мирно жили.
Я б сказал арабу и еврею,
Я б сказал абхазу и грузину,
Помиритесь, люди, поскорее,
Мир и Бог, друзья ,мы все –едины.
Тюбетейка мне такая снится.
И в ней смысл всей этой песни.
Ведь наш герб: две головы у птицы,
Русская со всеми вместе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие устной речи "Головные уборы" 2 класс
Развитие устной речи "Головные уборы" 2 класс для детей с умеренной умственной отсталостью...
Презентация к уроку ИЗО 4 класс по УМК "Планета знаний". Тема урока "Народный костюм. Ансамбль женского костюма.Головные уборы"
В презентации размещены сведения о национальном русском женском костюме(его разновидностях: севрном и южном), сарафанном комплексе, кокошнике....
Презентация на тему "Головные уборы".
В презентации рассказывается о:- истории возникновения головных уборов;-разновидности головных уборов;-кто и какие носил головные уборы....
Головные уборы
Презентация в которой представлены названия головных уборов, включая те,которые уже почти не носят...
Головные уборы
Урок технологии "Головные уборы"...
Методическая разработка по изобразительному искусству на тему "Использование орнамента в украшении головного убора". УМК "Перспектива", 2 класс
Методическая разработка представляет собой презентацию, включающую понятие орнамента, его видов и использования в быту. В ходе презентации подробно рассматриваются этапы выполнения работы....
«Деревенские посиделки. Народный праздничный головной убор (вышивка кокошника)».
ЧОУ «СМОЛЕНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ»«Народное творчество»(Разработка открытого занятия- кружка «Волшебный бисер») Тема занятия:«Деревенские посиделки. Народный праздничный головной ...