Классный час: "200 - летие Бородинской битвы". Конспект и презентация. 3- 4 класс.
методическая разработка (3 класс) на тему
Материал подготовлен для проведения классного часа . Конспект содержит исторический и литературный материал, соответствующий теме. Предполагает не только рассказ учителя, но и чтение учащимися отрывков из стихотворения М.Ю. Лермонтова " Бородино". Весь материал излагается с опорой на презентацию, в которой используется иллюстративный материал с соответствующим текстовым сопровождением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
200_letie_borodinskoy_bitvy.rar | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
ГБОУ ЦО №1861 « Загорье»
Г.Москвы
Насирова Елена Васильевна
Классный час, посвященный 200 - летию Бородинской битвы.
( 3 класс).
Задачи: 1. Сформировать представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении.
2. Познакомить с героями Отечественной войны 1812 года, участниками Бородинской битвы: М. И. Кутузовым, П. И. Багратионом,
М. Б. Барклаем де Толли и других.
3. Воспитывать уважение к защитникам Отечества и чувство гордости за свою страну.
Ход классного часа.
- Организационный момент.
- Сообщение темы классного часа.
( слайд 1.)
- Беседа по теме классного часа.
- Сообщение о Наполеоне .
(слайд 2.)
Учитель: В 1812 году мирная жизнь России была нарушена вторжением в её пределы французской армии под командованием Наполеона Бонапарта.
Наполеон Бонапарт- человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежащем Франции. Сын бедного дворянина Наполеон закончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором. Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, Наполеон стал властелином Европы. Но ему захотелось завоевать весь мир. « Через три года я буду властелином мира… Остается Россия, но я раздавлю ее» - заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Он даже приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне земля».
Наполеон собрал 638 000 войска из подвластных ему народов и двинул их в Россию.
« Я иду в Москву - говорил он,- и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира».
- Начало войны.
( слайд 3.)
Отечественная война началась 12 июня 1812 года. Переправившись через реку Неман, Наполеон отправил один отряд к северу к городу Петербургу, а сам с главными силами устремился на Москву. Он был уверен в скорой победе.
( слайд 4.)
Верховным главнокомандующим русской армии был император Александр 1.
Общее руководство русскими войсками осуществлял Барклай де Толли.
( слайд 5.)
На западной границе располагались три русские армии. Численность армий составляла около 240 000 человек. 1 армией командовал Барклай де Толли, она располагалась в Литве. Второй - Багратион в Белоруссии, третьей – Тормасов в Украине.
Наполеон рассчитывал разбить их поодиночке. Но опытные русские военачальники разгадали план неприятеля. Барклай де Толли и Багратион решили соединиться в Смоленске.
( слайд 6.)
Тем не менее, все предвещало французам несомненный успех: громадные силы, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеона распространяло какой-то таинственный страх. Но общее мнение было такое: лучше погибнуть, чем покориться ненавистному врагу.
(слайд 7.)
Уклоняясь от окружения и от сражения, русские армии отходили на восток. Война принимала затяжной характер, все планы Наполеона рушились. Русская армия продолжала отступать
Ученик: Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки»-
писал М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино».
Учитель: Но командиры не боялись изорвать чужие мундиры. Они тщательно готовились к генеральному сражению.
(слайд 8.)
8 (20) августа главнокомандующим русской армии был назначен Михаил Илларионович Кутузов.
Его давно знали и любили в войсках.
«Прибыл Кутузов бить французов»- говорили солдаты.
Полное его имя Михаил Илларионович Голенищев - Кутузов. Родился Михаил Илларионович Кутузов 5 сентября 1745 года в Петербурге. В 14 лет он с отличием закончил Дворянскую артиллерийскую школу. С 16 лет - прапорщик, командир роты Астраханского пехотного полка. Он участвовал в многочисленных войнах, которые вела в то время Россия. В момент назначения Кутузову было 67 лет.
- Бородинская битва.
(слайд 9.)
Сегодня мы попробуем представить себе картину самого крупного сражения Отечественной войны 1812 года.
Ученик: - Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да говорят еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!- пишет М. Ю. Лермонтов.
Учитель: И действительно самое крупное сражение в этой войне произошло 26 августа
( по новому стилю 7 сентября) 1812 года в 124 километрах от Москвы около села Бородино.
На Бородинском поле стояли друг против друга две огромные армии: 135 000 солдат и 580 орудий у Наполеона и 120 000 солдат и 640 орудий у Кутузова.
( слайд 10.)
Русской армией командовали опытные военачальники: Петр Иванович Багратион, Барклай де Толли, Николай Николаевич Раевский и другие.
Барклай де Толли во время сражения командовал 1-й армией. После упорных боев с армией Багратиона французы бросили все силы на центральный фронт, которым командовал Барклай де Толли. Все время, пока шло сражение, генерал был на передовой, в непосредственной близости к противнику, верхом на коне. Свистели пули, рвались снаряды, осыпая генерала комьями земли. Но генерал и не пытался уйти в укрытие. После очередного взрыва он отряхивал мундир и продолжал командовать боем.
Главный удар французов пришелся на армию Петра Ивановича Багратиона. Семь раз французы ходили в атаку. С обеих сторон потери были огромны. Когда с восьмой попытки французы потеснили левый фланг, генерал Багратион лично повел солдат в атаку, был тяжело ранен и вскоре умер.
Умелые, безупречные действия генерала Николая Николаевича Раевского, командовавшего батареей в центре Бородинского поля, определили судьбу всего сражения. Прицельный огонь артиллеристов держал под контролем линию атаки неприятеля, пехотинцы храбро дрались на подступах к высоте, где стояла батарея.
( слайд 11).
Ученик: Вам не видать таких сражений!...
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блистал,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел,
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый
Наш рукопашный бой!...
Земля тряслась - как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Учитель: Сражение продолжалось 15 часов. Но русские войска стойко держали оборону.
«К ночи бой затих. Поле битвы осталось за русскими. Но какой ценой! Огромная площадь была взрыта ядрами, везде трупы людей и лошадей. Умирающие, стонущие, плачущие раненые. Река Колоча запружена трупами, вода окрашена кровью»- пишет очевидец. Наполеон впоследствии писал: « Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
( слайд 12.)
Французы понесли огромные потери в Бородинском сражении- 60 000 убитыми. Однако потери русских тоже были велики- свыше 40 000 убитыми. Продолжать бой было рискованно. Кутузов принял решение отвести армию к Москве. Утром 27 августа русская армия покинула Бородинское поле.
Но всё - таки победа на Бородинском поле имела огромное значение. В ходе этой битвы были разгромлены лучшие силы французов, подготовлен переход инициативы в руки русской армии, пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости.
- Бородинская битва в памяти народа.
Для истории нашей страны это событие и сейчас остаётся очень значимым. Мы стремимся сохранить для потомков имена героев Отечественной войны 1812 года. Это Петр Иванович Багратион, Михаил Богданович Барклай де Толли, Алексей Петрович Ермолов, Николай Николаевич Раевский, Петр Петрович Коновницын, Дмитрий Петрович Неверовский, Иван Семенович Дорохов и другие. В Москве есть Кутузовский проспект, памятники М. И. Кутузову, П. И. Багратиону, Барклаю де Толли.
( слайд 13).
Но победа в этой войне была, конечно же, одержана и благодаря солдатам и народу.
Главный монумент русским воинам - героям Бородинского сражения стоит на Бородинском поле, там, где располагалась батарея Раевского.
В Москве открыт музей Бородинская панорама.
( слайд 14.)
- Итог классного часа.
- С кем воевала Россия в 1812 году.?
- Кто был командующим французской армией?
- Кто был назначен командующим Российской армией?
- Назовите имена полководцев?
- Почему война 1812 года называется Отечественная?
- Когда произошло Бородинское сражение?
-Как закончилось Бородинское сражение?
- Какие чувства вы испытали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "Этих дней не смолкнет слава". (К 200-летию Бородинской битвы).
2012 год - год 200-летия Бородинского сражения. А что младшие школьники знают об этом событии? Конечно, немного. Мы, учителя начальных классов Падеринской средней школы, решили восполнить ...
"Недаром помнит вся Россия..."Классный час к 2оо-летию Бородинской битвы.
Мероприятие, проведенное в рамках празднования 200-летия Бородинской битвы....
Методическая разработка классного часа, посвященного 200-летию Бородинской битвы для 1 класса.
Тема: «Недаром помнит вся Россия…»Цель: познакомить учащихся класса с историей Бородинского сражения.Задачи: 1.Формировать у обучающихся чувство гордости и благодарности за дела своих предков, служивш...
Классный час "70-летию Сталинградской битвы посвящается..."
Классный час "70-летию Сталинградской битвы посвящается..."...
Презентация к классному часу "70-летию Сталинградской битвы посвящается..."
Презентация к классному часу "70-летию Сталинградской битвы посвящается..."...
Урок (конспект и презентация). 3 класс. Окружающий мир. "Школа 2100" Экосистема озера
Связанные тома архива. Скачать все, тогда распакуется. По себе знаю, как грустно бывает скачать работу без видео и флеш файлов...здесь поместила всё и конспект и маршрутный лист для учеников (17 часте...
План - конспект и презентация мастер класса "Кластер как один из эффективных методов "Критического мышления".
Кластер – графическое оформление исследуемого материала. Благодаря кластеру происходит систематизация знаний, навыков и умений. С кластером можно работать на протяжении всего урока. Он охватывае...