Программа "Здоровье"
рабочая программа (4 класс) по теме
Основная цель начальной школы - развитие ребенка при сохранении душевного здоровья и эмоционального благополучия. От здоровья детей напрямую зависит их успеваемость. Всем известно: здоровый ребенок – лучший ученик! Данная программа по укреплению и сохранению здоровья детей составлена с учётом возрастных особенностей детей, применительно к условиям нашей школы. Уроки здоровья помогают закладывать навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам и т. д. Мало научить ребенка делать зарядку, есть здоровую пищу, чистить зубы, также немаловажно, чтобы он с раннего детства учился любви к себе, к людям, к жизни. В программе расписана тематика уроков здоровья за 4 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorove.docx | 75.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Старочукальская основная общеобразовательная школа»
Шемуршинского района Чувашской Республики
Составила
Можаева Н. В.
учитель начальных классов
д. Старые Чукалы
2011-2012
Пояснительная записка
Основная цель начальной школы - развитие ребенка при сохранении душевного здоровья и эмоционального благополучия. По данным статистики в последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. Причин много - малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация и т.д. От здоровья детей напрямую зависит их успеваемость. Еще В.А.Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих плохое состояние здоровья, какое-то недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению совместными усилиями матери, отца, врача и учителя» Всем известно: здоровый ребенок – лучший ученик! В настоящее время очень много разработанных программ по укреплению и сохранению здоровья детей освещаются в периодической и методической литературе. Опираясь на эти материалы, была разработана данная программа по укреплению и сохранению здоровья обучающихся. Она составлена с учётом возрастных особенностей детей, применительно к условиям нашей школы.
Дети младшего возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому параллельно с оздоровительно - физкультурными мероприятиями целесообразнее использовать и просветительскую деятельность (изучение особенностей своего организма).
А это удобнее всего осуществлять на уроках здоровья. Уроки здоровья, где закладываются навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки и т. д., хорошо воспринимаются детьми, дают положительные результаты. Ребенок на уроках здоровья, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Методика работы строится в личностно-ориентированном направлении, делается акцент на поисковую активность самих детей, с побуждением их к творческому выполнению заданий. Дети в течение месяца заняты поиском материалов на данную тему. Тем самым содержание уроков здоровья наполняется сказочными и игровыми сюжетами, изобразительными работами, стихами, сценками, кроссвордами, подвижными играми и физическими упражнениями с учетом возможностей и интересов детей класса.
Мало научить ребенка делать зарядку, есть здоровую пищу, чистить зубы. Также немаловажно, чтобы он с раннего детства учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в мире с собой и окружающими его людьми, будет здоров. Поэтому, по интересам детей, были выбраны темы для уроков здоровья. Уроки здоровья проходят не только в форме беседы, но это - и оздоровительные минутки, деловые игры, комплекс упражнений, общение с природой и др.
Для иллюстрации прилагается примерное тематическое планирование уроков здоровья, где отражается и тематика родительских собраний, так как обучение учащихся не может идти в отрыве от обучения их родителей.
Планирование отражает все компоненты здоровья.
В результате реализации программы решаются следующие задачи:
1. Формирование у ребёнка основ физиологической, физической, психической, интеллектуальной, гигиенической культур.
2. Совершенствование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек.
3. Выработка у детей потребности вести здоровый образ жизни.
Перспективное тематическое планирование уроков здоровья
- класс
Компоненты здоровья Классы | Месяцы | Темы уроков здоровья |
Режим дня | Сентябрь | Твой новый режим дня. |
Отказ от вредных привычек | Октябрь | Вредные привычки. |
Выбор одежды | Ноябрь | Сменная обувь - зачем она? |
Положительные эмоции | Декабрь | Настроение в школе и после школы. |
Рациональное питание | Январь | Как следует питаться? |
Закаливание и оздоровление | Февраль | Забота о коже. Дружи с водой. |
Чистота тела и продукты питания | Март | В гостях у Чистюлькина. |
Чистота дома и в природе | Апрель | Почему надо проветривать классную комнату? |
Движение | Май | Народные подвижные игры. |
Родительские собрания:
Сентябрь. Режим дня в жизни школьника.
Октябрь. Трудности адаптации первоклассников к школьным условиям.
Декабрь. Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
2 класс
Компоненты здоровья Классы | Месяцы | Темы уроков здоровья |
Режим дня | Сентябрь | Можно ли самому «творить здоровье?» |
Отказ от вредных привычек | Октябрь | Вредные привычки. |
Выбор одежды | Ноябрь | Одевайся по погоде. |
Положительные эмоции | Декабрь | Как настроить себя на урок? |
Рациональное питание | Январь | Здоровая пища. |
Закаливание и оздоровление | Февраль | Чихали мы на простуду. |
Чистота тела и продукты питания | Март | Твоё здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение? |
Чистота дома и в природе | Апрель | Чистота в твоём доме, на твоём рабочем месте. |
Движение | Май | Движение – путь к совершенству. |
Родительские собрания:
Сентябрь. Здоровый ребёнок – ребёнок со здоровой психикой.
Март. Организация безопасного взаимодействия с компьютером.
3класс
Компоненты здоровья Классы | Месяцы | Темы уроков здоровья |
Режим дня | Сентябрь | Ты - третьеклассник. Можешь ли ты сам заботиться о здоровье? |
Отказ от вредных привычек | Октябрь | Как сделать сон полезным? |
Выбор одежды | Ноябрь | Цвет и настроение. |
Положительные эмоции | Декабрь | Улыбка – залог успеха и здоровья. |
Рациональное питание | Январь | Что готовили наши прабабушки. Копилка полезных рецептов. |
Движение | Февраль | Игры дома, в школе и на улице. |
Чистота тела и продукты питания | Март | Твоё здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение? |
Чистота дома и в природе | Апрель | Пыль и здоровье. Каким воздухом мы дышим? |
Закаливание и оздоровление | Май | Солнце, воздух и вода – наши верные друзья. |
Родительские собрания:
Сентябрь. Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день.
Декабрь. Как настроение родителей влияет на здоровье детей? Психологический климат в семье.
4 класс
Компоненты здоровья Классы | Месяцы | Темы уроков здоровья |
Режим дня | Сентябрь | Режиму дня – мы друзья. |
Отказ от вредных привычек | Октябрь | Здоровым быть модно! |
Выбор одежды | Ноябрь | Одежда школьника, учебные принадлежности и здоровье. |
Положительные эмоции | Декабрь | Как готовить себя к обучению в 5 классе? |
Рациональное питание | Январь | Неправильное питание и заболевания. |
Движение | Февраль | Станем Неболейками. |
Чистота тела и продукты питания | Март | С витаминами дружу – я здоровьем дорожу. |
Чистота дома и в природе | Апрель | Сохраним природу, сохраним здоровье. |
Закаливание и оздоровление | Май | Как правильно себя вести на воде. |
Родительские собрания:
Декабрь. Ребёнок идёт в 5 класс. Психологическая подготовка детей и родителей к школе 2 ступени.
Январь. Рецепты наших бабушек составлялись из того, что рядом росло.
Естественно, для укрепления здоровья немаловажное значение играет:
Оздоровительная среда:
• организация работы спортивных секций;
• организация спортивно-массовой работы школы;
• учёт динамики работоспособности в течение дня и недели;
• день здоровья;
• уроки здоровья;
Комфортная пространственная среда:
• работа по организации системы рационального питания;
• санитарный день (в конце каждой четверти);
• соответствующее оформление классной комнаты;
• создание возможностей для соблюдения правил гигиены;
• выращивание комнатных цветов для очищения воздуха.
Психологическая среда:
• совместная работа психолога и классного руководителя по различным вопросам диагностики и коррекции;
• работа с родителями по вопросам здоровье сбережения.
Как учитель, положивший в основу работы с детьми здоровье сберегающие технологии, я вижу свою основную задачу в том, чтобы мои ученики сами включились в заботу о собственном здоровье, научились сознательно контролировать свое двигательное поведение, а также приобщились к ценностям здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
В результате ученики и родители узнают, что формирование здорового образа жизни включает в себя: физическое совершенство, психическое здоровье, социальную безопасность, основы экономических знаний, правила гигиены и др. Дети научатся осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, заниматься физическим самосовершенствованием, понимать себя. Научатся делать самоанализ, формируются навыки прогнозировать ситуацию.