Внеклассное мероприятие для учащихся III класса по сказкам А.С. Пушкина
методическая разработка (3 класс) по теме

Внеклассное меропрятие II этапа работы по формированию познавательного интереса учащихся  по сказкам А.С.Пушкина.

I  этап - этап самостоятельной работы в группах по 6-8 человек  в классе и дома.   Учащиеся читают книги по данной теме, заучивают наизусть 1-2  отрывка   из сказки,   готовят выставки книг,   пишут рефераты о жизни и творчестве А.С. Пушкина,  делают рисунки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin.docx35.09 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

 по сказкам А. С. Пушкина

Учитель Назарова Е. Е.

Учитель: Пушкин! Имя этого величайшего русского поэта сопровождает нас всю

жизнь.

  1. ученик:  Мы впервые услышали его в самом раннего детстве  и,  еще не умея читать, уже повторяли наизусть со слов старших: "Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет."
  2. ученик: Мир пушкинских стихов, прозы, сказок о злой царице - мачехе или скром ной, доброй царице, о смешном и доверчивом бесенке, обманутом ловким Балдой, или царе Дадоне, который в молодости обижал соседей и был в конце жизни за это наказан, живет с нами и позже, в школьные годы.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей...

  1. ученик: В творчестве Пушкина отразилась вся человеческая жизнь, со всеми ее ра достными, страшными, удивительными и смешными событиями. И всё это увлекает и волну ет так, как будто происходит на самом деле, сегодня.
  2. ученик: Родился Александр Пушкин в 1799 году в Москве. Его отец, Сергей Льво вич, принадлежал к старинному дворянскому роду; Мать Надежда Осиповна была внучкой знаменитого "арапа Петра Великого" - Абрама Петровича Ганнибала.
  3. ученик: "Страсть к поэзии проявилась в нем с первыми понятиями", то есть в самом раннем возрасте, - так вспоминал брат поэта, Лев Сергеевич.
  4. ученик: Двенадцати лет мальчика отдали в Лицей - новое, уникальное учебное за ведение. В первом лицейском выпуске было много впоследствии очень известных людей, но памятная доска на стене Лицея говорит лишь об одном Александре Пушкине.
  5. ученик: Уже в годы учебы и товарищам - лицеистам и преподавателям было ясно, что призвание Пушкина - литература.
  6. ученик: Конечно, мы уже знаем некоторые стихи Пушкина, его прекрасные сказки, поэмы, прозаические произведения. Но это малая доля того, что создано им. Знакомство с большей частью его творчества у нас еще впереди.
  7. ученик: А жизнь самого поэта была полна трудностей. Трудно было напечатать стихи, неугодные царям. Трудно было обеспечить жизнь большой семьи. Зависть недругов поэта вызывала его красавица жена Наталья Николаевна, которую он очень любил.
  8. ученик: На дуэли с французом Дантесом, жестоко оскорбившим поэта и его жену, Пушкин был тяжело ранен. Говорят, что сегодняшняя медицина не дала бы поэту умереть, но тогда рана оказалась смертельной - 10 февраля Пушкина не стало.

Учитель: Жизнь великого поэта оборвалась, а книги его остались. Благодаря Пушки ну русская литература стала одной из величайших литератур мира. Его называют творцом современного русского языка. Язык Пушкина прост, ясен, всем понятен. Но за этой просто той и понятностью - удивительная глубина, великая мудрость.

Сегодня мы подведем итоги нашей работы, выявим лучшую команду  и лучшего зна тока сказок А. С. Пушкина.

"Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок."

Представление жюри.

I конкурс: "Конкурс команд."

Итак, соревнуются 3 команды.

 I команда "Синеморье" -               капитан         

II команда "Лукоморье" -              капитан        

III команда "Золотой Петушок " – капитан________________

А вот и первый вопрос командам:

-  Почему  вы так назвали свою  команду?


II  конкурс:  "Что я узнал нового об А. С. Пушкине."  

- Каждый из Вас подготовил реферат о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Я  хочу показать лучшие из них: _____________________

Расскажите или зачитайте, что интересного узнали об А. С. Пушкине.

III конкурс: "Сказка за сказкой."

Назвать сказки А. С. Пушкина:

"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях."

"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди."

"Сказка о попе и о работнике его Балде."

"Сказка о рыбаке и рыбке."

"Сказка о золотом петушке."

Сказочная поэма "Руслан и Людмила."

IV конкурс: "Отгадайте, кто из героев сказок сказал ..."

 I  команда:

"Ради скуки,

Кушай яблочко, мой свет.

Благодарствуй за обед ..."

(Чернавка "Сказка о мертвой царевне и о семи богартырях.")

 II  команда:

"... Что за диво!

 Все так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

            Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися ..."

(Старший из богатырей   "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.")

 III  команда:

"Здравствуй, красная девица, -

  Говорит он, - будь царица

  И роди богатыря

             Мне к исходу сентября.

 Вы ж, голубушки - сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

 Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха."

(Царь Салтан    "Сказка о царе Салтане ... .")

I   команда:

"Посади ты эту птицу, -

Молвил он царю, - на спицу;

 Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой:

Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

                    Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной,

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется."

(Мудрец    "Сказка о золотом петушке.")

 II   команда:

"Ты волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

 Подымаешь корабли –

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!"

(Князь Гвидон     "Сказка о царе Салтане ... .")

 III  команда:

"Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом ..."

(Корабельщики    "Сказка о царе Салтане ... .")

 I  команда:

"Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой

             Я жених ее."

(Королевич Елисей    "Сказка о мертвой царевне…»

II  команда:

"Петушок опять кричит;

Страх и шум во всей столице."

(Воевода "Сказка о золотом петушке.")

 III команда:

"... Знайте, вот что не безделка:

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Вот что чудом-то зовут."

(Повариха "Сказка о царе Салтане ...")

IV конкурс: "Из какой сказки."

I  команда:

Тут он в точку уменьшился,

Комаром оборотился,

Полетел и запищал,

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корабль - и в щель забился.

("Сказка о царе Салтане... .")

II   команда:

Ты, бесенок, еще молоденок,

 Со мною тягаться слабенок,

Это было б лишь времени трата.

 Обгони-ка сперва моего брата.

("Сказка о попе и о работнике его Балде.")

III  команда:

Ох ты, дитятко девица!

 Пес проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел.

 Посмотри, как он хлопочет!

Выдь ко мне ...

("Сказка о мертвой царевне ....")

I   команда:

В ущелье тесном

Рать побитая лежит.

Царь Дадон к шатру спешит ...

Что за страшная картина!

Перед ним его два сына.

("Сказка о золотом петушке.")

II  команда:

Подбежали бояре и дворяне,

Старика взашей затолкали.

А в дверях-то стража подбежала,

Топорами чуть не изрубила.

("Сказка о рыбаке и рыбке.")

III  команда:

Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу.

Есть же мне давай вареную полбу.

"Сказка о попе и о работнике его Балде.")

V конкурс: "Сказочный эрудит."

(Учащиеся должны близко к тексту ответить на вопросы.)

1.   Сколько лет прожил  старик со своей старухой "у самого синего моря"?

(Ровно тридцать лет и три года.)

2.   На какую работу нанял поп Балду?

(Нужен мне работник: повар, конюх, плотник.)

3.   С какими словами обращалась злая царица к своему зеркальцу?

(Свет мой, зеркальце! Скажи

 Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?)

4.   Как предупреждал петушок царя Дадона об опасности?

(И кричит: "Кири - ку - ку.

Царствуй, лежа на боку!")

5.   Сколько было сыновей у царя Дадона?

(Два.)

6.   Через сколько дней войско царя Дадона встретило шамаханскую царицу?

(Через 8 дней.)

7.   Кого спрашивал царевич Елисей о своей невесте?

(Солнышко, месяц, ветер.)

8.   Какую песенку исполняла белочка - чудесница?

(При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде.)

9.   Как звали пса, который сторожил терем братьев - богатырей?

(Соколко.)

10.   Сколько человек насчитывала семья попа - "толоконного лба"?

(Поп, попадья, поповна, попенок.)

  1. Сколько раз забрасывал старик невод в море, прежде чем поймал золотую рыбку?

(Три раза, первый раз пришел невод с одною тиной, второй - с травой морскою, третий - с одной рыбкой,

но не простой, а золотой.)

  1. В кого превращала Лебедь князя Гвидона, когда тот тайно посещал "царство 1вного царя Салтана"?

(В комара, муху, шмеля.)

  1. Какими словами обращался старик к золотой рыбке?

(Смилуйся, государыня рыбка!)

  1. Как начинает Пушкин "Сказку о царе Салтане?

(Три девицы под окном Пряли поздно вечерком.)

  1. А какими словами заканчивались сказки "Сказка о царе Салтане", "Сказка о мерт вой царевне и о семи богатырях"?

(Я там был, мед, пиво пил –

И усы лишь обмочил.)

  1. Назовите слова, которыми Пушкин закончил "Сказку о золотом петушке."?

(Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.)

  1. Какие три дива были у князя Гвидона?

(Белка с золотыми орешками, 33 богатыря, царевна Лебедь.)

  1. Как изображает Пушкин царевну Лебедь?

(Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.)

VI конкурс:        "Конкурс команд."

Отгадайте кроссворд "Сказки А. С. Пушкина."

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Задание для зрителей:

Отгадать под какую мелодию команды выполняют задание, кто автор мелодии и к ка кой сказке она.

(Увертюра к опере Глинки "Руслан и Людмила", Н. Римский-Корсаков "Полет шмеля".)

ВОПРОСЫ:

По горизонтали

4.   И жених сыскался ей          Елисей

(Королевич)

6.   Не печалься, ступай себе с богом,

               Так и быть:         ….             вам уже будет.

(Изба)

7.     Там за речкой тихостуйной

                 Есть высокая гора.

            В ней глубокая         …

(Нора)

8.    ….         песенку поет,

      Золотой орех грызет.

(Белка)

9.    Сказка - ложь, да в ней …         !

              Добрым молодцам урок.

(Намек)

10.   Ах ты, мерзкое…         !

           Это врешь ты мне назло.

(Стекло)

13.   Глядь: опять перед ним землянка;

       На пороге сидит его старха,

            А пред нею разбито ….

  (Корыто)

Ей в приданое дано

Было …   одно.

(Зеркальце)

По вертикали:

1.    Слушай: платить обязаны черти

       Мне          по самой моей смерти.

(Оброк)

2.   А …         опять над морем шумит

         Да чертям веревкой грозит.

(Балда)

3.      Раз он в море закинул          -

  Пришел          с одной тиной.

(Невод)

4.   Ветер по морю гуляет

      И ... подгонят.

(Кораблик)

5.    Все красавцы молодые,

      Великаны удалые,

        Все равны, как на подбор,

        С ними дядька …

(Черномор)

11.    И соседи присмирели,

          Воевать уже не смели:

          Таковой им царь Дадон

          Дал          со всех сторон!

(Отпор)

12.   И послушалась         

Тут же на берег она

 Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

(Волна)

13.    Пристают к заставе гости,         

        ….  Гвидон завет их в гости.

(Князь)

о

б

н

б

а

е

к

О

Р

О

л

е

в

в

ч

о

О

д

О

е

Р

к

а

д

Р

и

3

б

а

н

о

Р

а

б

О

б

е

л

к

а

н

а

м

ё

к

и

О

с

т

е

к

л

о

в

к

о

р

ы

т

о

т

о

н

п

л

я

О

н

3

3

е

р

к

а

л

ь

ц

е

VII  конкурс:        "Конкурс капитанов."

Рассмотреть иллюстрации к сказкам Пушкина, назвать их.

№ 1        № 4

№ 2        № 5

№ 3        № 6

( Можно использовать иллюстрации  из книг со сказками А.С. Пушкина)

Рассказать наизусть отрывок из сказок А. С. Пушкина.

VIII  конкурс:        "Герои сказок."

Угадайте: в костюм кого из героев сказок Пушкина одеты участники нашего конкурса?

Ну и конечно, вы должны "защитить" свой костюм.

Пока жюри подводит итоги нашего конкурса, я хочу показать лучшие рисунки и по делки, которые вы подготовили.

А сейчас давайте поиграем в игру "ДОСКАЖИ СЛОВЕЧНО". Для этого надо вспомнить сказки и сказочную поэму Пушкина и назвать героев его сказок.

ЦАРЬ        (Дадон "Сказка о золотом петушке.")

(Салтан "Сказка о царе Салтане ... .")

(Кащей "Руслан и Людмила.")

КНЯЗЬ        (Гвидон "Сказка о царе Салтане ... .")

(Руслан "Руслан и Людмила.")

КОРОЛЕВИЧ        (Елисей "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.") .

РАБОТНИК        (Балда "Сказка о попе и о работнике его Балде.")

ДЯДЬКА        (Черномор "Сказка о царе Салтане ... .")

ПЁС        (Соколко "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.")

СЕННАЯ ДЕВУШКА        (Чернавка "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.")

ОСТРОВ        (Буян "Сказка о царе Салтане ... .")

ЦАРЕВНА        (Лебедь "Сказка о царе Салтане ... .")

ХАЗАРСКИЙ ХАН        (Ратмир "Руслан и Людмила ")

Жюри объявляет победителя игры и награждает победившую команду.

Звучит увертюра к опере "Руслан и Людмила".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие в музее "Бабушкины сказки"

Мероприятие проведено в школьном краеведческом музее...

Урок внеклассного чтения для 4 класса "Сказки А.С.Пушкина"

Урок внеклассного чтения для 4 класса "Сказки А.С.Пушкина"....

Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс.

Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс....

Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс.

Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс....

Урок внеклассного чтения 2 класс "Любимые сказки А.С.Пушкина"

Материал учебного занятия по внеклассному чтению: презентация, проектная деятельность обучающихся, связь с уроками "Технология",тема:  "Работа на компьютере"....