Краеведческие посиделки
методическая разработка (3,4 класс) по теме
Это мероприятие посвящено Дню Толерантности. Может быть рекомендовано для проведения в 3 -4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedcheskie_posidelki2.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Краеведческие посиделки»
МОУ «Лицей №1 им. А.П. Гужвина г. Камызяк»
Попрядухина Марина Алексеевна, учитель начальных классов.
Наша Астрахань многонациональна. Здесь живут русские, казахи, татары, армяне, грузины, табасаранцы, туркмены и многие другие. На различных мероприятиях в своём классе я стараюсь знакомить учащихся не только с искусством русского народа, но и с искусством и традициями людей разных национальностей. Это мероприятие посвящено Дню Толерантности. Может быть рекомендовано для проведения в 3 – 4 классах.
Цели:
- познакомить учащихся с народными традициями;
- прививать учащимся любовь к малой родине;
- заинтересовать учащихся историей родного края;
- воспитывать уважение к культуре, традициям народов Астраханского края.
Оборудование: выставка изделий казахского и русского народов, домбра, картинки с изображением юрты, избы, старинные русские предметы обихода для исполнения песни.
Ход праздника:
Учитель в роли ведущего: Здравствуйте, дорогие земляки! Сегодня мы с вами собрались на посиделки. Мы узнаем о жизни народов, живущих на Астраханской земле. Был когда-то очень хороший обычай крестьянской, сельской молодежи собираться вечером у кого-то в избе для работы и развлечений. Девушки обычно приходили с рукоделием, позднее – парни с орехами, семечками, конфетами. Пели песни, играли в разные игры, рассказывали занятные истории. Сегодня мы попытаемся возобновить этот старинный обычай.
Входят дети в народных костюмах.
Ученик 1: Здравствуйте, гости дорогие!
Ученик 2: (по казахски) Салам!
Ученик 1: Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем
Ученик 2: Удобно ли вам, гости дорогие?
Ученик 3: Есть у нашего народа
Вечные, особые черты,
Не берут ни годы, ни невзгоды,
От души они, от доброты.
Учитель–ведущий: Сегодня наши посиделки не совсем обычные. Вы знаете, как много национальностей и народностей живет в нашем крае? Это русские, казахи, татары, калмыки, табасаранцы, армяне, грузины, украинцы и многие, многие другие. Сегодня наши посиделки собрали 2 национальности.
Входят дети в русских, казахских костюмах.
Ученик 4: Городов в моей семье знаю очень много,
Только нет дороже мне города родного!
Ученик 5: Здесь казахи и русские – братья,
Годы трудные вместе прошли.
Земляки, всех хочу вас обнять я,
Поклониться до самой земли!
Ученик 6: Родная Астраханская сторонка,
Тебя мы любим всей своей душой.
Под мирным небом песни льются звонко
О дружбе верной и любви большой
Ученик 7: Калмык и русский, горец и татарин
Живут сплоченной, крепкою семьей.
И каждый астраханец благодарен
Своей сторонке солнечной, родной.
Ученик 8: Жаром и нежностью дышит земля,
Зов ее слушаем мы.
Ржут табуны за излукой реки,
Хрупают овцы джантак.
Возле костра – побратимы – дружки:
Черкесец, калмык и казак.
Вышел из юрты с дутаром казах,
Строен и крепок в кости …
Пляшут слова на поющих губах:
Братству во веки цвести!
Учитель – ведущий: Первыми нас приглашают казахские ребята.
(На полу расстелена кошма, положены подушки, на скатерти расставлены пиалы, блюда с баурсаками и т.д. Сзади на большом листе картоны нарисована казахская юрта).
Ученик 9. Стихотворение «Юрта» В. Ледков
Ставит дом моя семья –
Будет юрта новая,
Трудятся отец и мать.
Что мне делать? Отдыхать?
Быть без дела не люблю,
Есть кустарник – нарублю.
Разожгу костер скорей!
Пусть горит он веселей!
Мальчик: Возьми, казах, домбру,
Сыграй ты и воспой
Прекрасный праздник наш –
Казахский той.
Девочка: Домбра – душа казахского народа.
Она сопровождает его и в праздники и в будни,
И в горе, печали и в радости.
Поет душа казаха - вместе с ней, поет и домбра,
Грустит душа казаха – вместе с ней грустит и домбра.
(Ученик играет на домбре.)
Ученик 10. Стихотворение Шаушиевой «Я друзей соберу за столом»
Я друзей соберу за столом
И накрою для них достархан,
Будут лица светиться добром,
Разговор заведу по душам.
На столе куурдак, беспармак,
Крепкий чай с молоком, табанан.
Ты попробуй, мой гость, баурсак.
Оцени их достоинство сам.
Я прошу у гостей, посмотрите
Принесла я основу основ.
Хлеб со мною вы разделите
И отведайте священных даров.
Родители в казахских костюмах встречают детей и рассказывают о своих традициях.
(Исполнение песни на казахском языке учеником класса)
(Исполнение казахского танца.)
Учитель – ведущий: Хорошо у казахских ребят, но пора нам и к русским ребятам.
(Стол накрыт скатертью, на столе самовар, чашки, блины, бублики, пироги, пельмени и т.д.)
2 девочки в русских сарафанах и мальчик в вышитой рубашке встречают гостей хлебом солью на вышитом полотенце.
Мальчик : Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля, -
Это русское раздолье,
Это русская земля.
Учитель-ведущий: А наша малая родина – Камызяк. Послушайте стихотворения собственного сочинения ученицы 3-го класса Досановой Адели «Камызяк» и Санакиной Ани «Рыбацкая столица»
Выходит родительница в русском сарафане.
Родительница: Просим гости к нашему столу! В богатой лесами России все постройки издавна были деревянные. В селе жилище называлось изба. В избе ставили печь. Она играла главную роль в пространстве избы. Наверху спали старые и малые. В печи пекли хлеб, томили молоко, сушили грибы. Против печного угла находился красный угол, самое светлое и нарядное место в избе. Здесь висели иконы и лампадка, проходили за столом трапезы семьи.
Учитель –ведущий: Исстари русский народ считался хлебосольным. Самыми ценными продуктами всегда были хлеб и соль
Ученик 11. Хлебом – солью всех встречаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем
Говорим о том, о сем.
Учитель –ведущий: С незапамятных времен на Руси очень любили водить хороводы. Хороводы были разные и в каждой местности свои. Они сопровождались песнями, причем, песни тоже были везде свои и на самые разные темы. Все становились в круг, а дальше притоптывали, вертелись, хлопали в ладоши, махали вокруг головы вышитым золотом платком и т.д.
(Разучивание хоровода «Земелюшко-чернозем»).
Ученик 12: А хотите услышать Астраханские частушки? Слушайте!
Астраханские частушки.
1) Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
2) По-над Волгой – милой речкой
Лебедь белая кружит.
Мое девичье сердечко,
Как моторочка стучит.
3) Вдоль по берегу Калинки
Ветлы сини стоят,
А мой миленький баяном
Завлекает всех девчат.
4) Из Кутума и на Стрелку
Вышла яхта не спеша,
Я немножко осмелела,
К баянисту подошла.
5) У Царева, у Затона
На мосточке постою.
Сыграй выше на пол тона
Лучше всех тебе спою
6) Про сердечные страданья,
Про тебя любимый край,
Про заветные желания
И про край наш дорогой.
7) В синем небе над Кизанкой
Плыть привольно журавлю,
Я девчонка – астраханка
Песни волжские люблю.
Девочки в русских сарафанах: Просим, гости дорогие, к нашему столу.
Учитель –ведущий: Много песен написано о нашем крае. Послушайте одну из них.
(Исполнение песни на стихи нашей поэтессы Мухиной Марии «Как в деревне мы живем»)
(Исполнение русского народного танца )
Учитель-ведущий: Сегодня мы с вами только прикоснулись к краешку многонационального фольклора Астраханского края.
Ученик13: Здесь трудятся плечом к плечу
Татарин, русский и киргиз.
Здесь нефть и сера, здесь «Газпром»,
Меха, арбузы, соль и рис.
Ученик 14: Века прошли! Наш край опять
Форпост российский южный.
И надо впредь сухим держать
И порох, и оружье.
Ученик 15: К ак прежде дружно надо жить,
Калмык, татарин, русский!
Россию нам нельзя делить на мелкие укусы.
Ученик 16: Земля родная, силу дай
И юноше, и старцу.
Живи в веках наш добрый край,
На благо Астраханцев!
Учитель-ведущий: А сейчас сядем все вместе за стол, выпьем чаю и попробуем еще раз те вкусные вещи, что приготовили золотые руки ваших мам и бабушек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УРОК НА ТЕМУ "РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА"
Краеведческий урок в групповой форме. Группы: "Ботаники", "Орнитологи", "Энтомологи" "Зоологи", "Экологи"....
Методическая разработка по туристическо -краеведческой работе. Игра - путешествие "если с другом вышел в путь".
Цель игры - повышение интереса к истории и природе родного края. Назначение игры - развитие познавательного интереса младших школьников в области краеведения и туризма. Авторы работы - учителя начальн...
Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время в начальной школе (из опыта работы)
В статье представлен опыт работы по краеведческому материалу на уроках и во внеурочное время в начальной школе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элементарного краеведческого курса и тренинга самосовершенствования «Казачья вольница»
Программа по духовно-нравственному воспитанию. Внеурочная деятельность.1-4класс....
Краеведческий материал «Рассказ о бывшем директоре школы, создателе краеведческого музея»
Краеведческий материал «Рассказ о бывшем директоре школы, создателе краеведческого музея»...
Публикация "Краеведческий компонент на уроках технологии в начальной школе" в сборнике "Реализация краеведческого принципа в системе школьного образования"
Материалы областного семинара по результатам деятельности инновационной образовательной площадки Института развития образования Кировской области в МКОУ СОШ с УИОП пгт Тужа Кировской области...
Портфель компетенций педагога дополнительного образования туристско- краеведческой направленности. Особенности и условия формирования образовательной среды для реализации туристско-краеведческой деятельности.
Портфель компетенций педагога дополнительного образования туристско- краеведческой направленности. Особенности и условия формирования образовательной среды для реализации туристско-краеведческой деяте...