Краеведческие посиделки
методическая разработка (3,4 класс) по теме

Это мероприятие посвящено Дню Толерантности. Может быть рекомендовано для проведения в 3 -4 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedcheskie_posidelki2.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Краеведческие посиделки»

МОУ «Лицей №1 им. А.П. Гужвина г. Камызяк»

Попрядухина Марина Алексеевна, учитель начальных классов.

Наша Астрахань многонациональна. Здесь живут русские, казахи, татары, армяне, грузины, табасаранцы, туркмены и многие другие. На различных мероприятиях в своём классе я стараюсь знакомить учащихся не только с искусством русского народа, но и с искусством  и традициями людей разных национальностей. Это мероприятие посвящено Дню Толерантности.  Может быть рекомендовано для проведения в 3 – 4 классах.

Цели:

  1. познакомить учащихся с народными традициями;
  2. прививать учащимся любовь к малой родине;
  3. заинтересовать учащихся историей родного края;
  4. воспитывать уважение к культуре, традициям народов Астраханского края.

         Оборудование: выставка изделий казахского и русского народов, домбра, картинки с изображением юрты, избы, старинные русские предметы обихода для исполнения песни.

         Ход праздника:

Учитель в роли ведущего: Здравствуйте, дорогие земляки! Сегодня мы с вами собрались на посиделки. Мы узнаем о жизни народов, живущих на Астраханской земле. Был когда-то очень хороший обычай крестьянской, сельской молодежи собираться вечером у кого-то в избе для работы и развлечений. Девушки обычно приходили с рукоделием, позднее – парни с орехами, семечками, конфетами. Пели песни, играли в разные игры, рассказывали занятные истории. Сегодня мы попытаемся возобновить этот старинный обычай.

Входят дети в народных костюмах.

   Ученик 1:   Здравствуйте, гости дорогие!

   Ученик 2:   (по казахски) Салам!

   Ученик 1:  Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем

    Ученик 2:  Удобно ли вам, гости дорогие?

    Ученик 3:  Есть у нашего народа

Вечные, особые черты,

Не берут ни годы, ни невзгоды,

От души они, от доброты.

  Учитель–ведущий:  Сегодня наши посиделки не совсем обычные. Вы знаете, как много национальностей и народностей живет в нашем крае? Это русские, казахи, татары, калмыки, табасаранцы, армяне, грузины, украинцы и многие, многие другие. Сегодня наши посиделки собрали 2 национальности.

Входят дети в русских, казахских костюмах.

  Ученик 4:  Городов в моей семье знаю очень много,

                    Только нет дороже мне города родного!

  Ученик 5:   Здесь казахи и русские – братья,

Годы трудные вместе прошли.

Земляки, всех хочу вас обнять я,

Поклониться до самой земли!

  Ученик 6:   Родная Астраханская сторонка,

Тебя мы любим всей своей душой.

Под мирным небом песни льются звонко

О дружбе верной и любви большой

  Ученик 7:     Калмык и русский, горец и татарин

Живут сплоченной, крепкою семьей.

И каждый астраханец благодарен

Своей сторонке солнечной, родной.

 Ученик 8:    Жаром и нежностью дышит земля,

Зов ее слушаем мы.

Ржут табуны за излукой реки,

Хрупают овцы джантак.

Возле костра – побратимы – дружки:

Черкесец, калмык и казак.

Вышел из юрты с дутаром казах,

Строен и крепок в кости …

Пляшут слова на поющих губах:

Братству во веки цвести!

Учитель – ведущий:  Первыми нас приглашают казахские ребята.

(На полу расстелена кошма, положены подушки, на скатерти расставлены пиалы, блюда с баурсаками и т.д. Сзади на большом листе картоны нарисована казахская юрта).

   Ученик 9.    Стихотворение «Юрта» В. Ледков

        Ставит дом моя семья –

        Будет юрта новая,

        Трудятся отец и мать.

        Что мне делать? Отдыхать?

         Быть без дела не люблю,

        Есть кустарник – нарублю.

        Разожгу костер скорей!

       Пусть горит он веселей!

Мальчик:    Возьми, казах, домбру,

         Сыграй ты и воспой

          Прекрасный праздник наш –

          Казахский той.

Девочка:   Домбра – душа казахского народа.

          Она сопровождает его  и в праздники и в будни,

          И в горе, печали и в радости.

          Поет душа казаха -  вместе с ней, поет и домбра,

          Грустит душа казаха – вместе с ней грустит и домбра.

(Ученик играет на домбре.)

   Ученик 10.     Стихотворение Шаушиевой «Я друзей соберу за столом»

        Я друзей соберу за столом

        И накрою для них достархан,

        Будут лица светиться добром,

        Разговор заведу по душам.

        На столе куурдак, беспармак,

        Крепкий чай с молоком, табанан.

       Ты попробуй, мой гость, баурсак.

       Оцени их достоинство сам.

       Я прошу у гостей, посмотрите

       Принесла я основу основ.

       Хлеб со мною вы разделите

       И отведайте священных даров.

Родители в казахских костюмах встречают детей и рассказывают о своих традициях.

 (Исполнение песни на казахском языке учеником класса)

(Исполнение казахского танца.)

 Учитель – ведущий:  Хорошо у казахских ребят, но пора нам и к русским ребятам.

(Стол накрыт скатертью, на столе самовар, чашки, блины, бублики, пироги, пельмени и т.д.)

2 девочки в русских сарафанах и мальчик в вышитой рубашке встречают гостей хлебом солью на вышитом полотенце.

  Мальчик :    Вижу чудное приволье,

              Вижу нивы  и поля, -

              Это русское раздолье,

             Это русская земля.

 Учитель-ведущий: А наша малая родина – Камызяк. Послушайте стихотворения собственного сочинения ученицы 3-го класса Досановой Адели «Камызяк» и Санакиной Ани «Рыбацкая столица»

Выходит родительница в русском сарафане.

  Родительница: Просим гости к нашему столу! В богатой лесами России все постройки издавна были деревянные. В селе жилище называлось изба. В избе ставили печь. Она играла главную роль в пространстве избы. Наверху спали старые и малые. В печи пекли хлеб, томили молоко, сушили грибы. Против печного угла находился красный угол, самое светлое и нарядное место в избе. Здесь висели иконы и лампадка, проходили за столом трапезы семьи.

  Учитель –ведущий:  Исстари русский народ считался хлебосольным. Самыми ценными продуктами всегда были хлеб и соль

  Ученик 11.    Хлебом – солью всех встречаем,

              Самовар на стол несем.

              Мы за чаем не скучаем

              Говорим о том, о сем.

 Учитель –ведущий: С незапамятных времен на Руси очень любили водить хороводы. Хороводы были разные и в каждой местности свои. Они сопровождались песнями, причем, песни тоже были везде свои и на самые разные темы. Все становились в круг, а дальше притоптывали, вертелись, хлопали в ладоши, махали вокруг головы вышитым золотом платком и т.д.

(Разучивание хоровода «Земелюшко-чернозем»).

  Ученик 12:   А хотите услышать Астраханские частушки? Слушайте!

Астраханские частушки.

1)  Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки.

2)  По-над Волгой – милой речкой

Лебедь белая кружит.

Мое девичье сердечко,

Как моторочка стучит.

3) Вдоль по берегу Калинки

Ветлы сини стоят,

А мой миленький баяном

Завлекает всех девчат.

4) Из Кутума и на Стрелку

Вышла яхта не спеша,

Я немножко осмелела,

К баянисту подошла.

5) У Царева, у Затона

На мосточке постою.

Сыграй выше на пол тона

Лучше всех тебе спою

6) Про сердечные страданья,

Про тебя любимый край,

Про заветные желания

И про край наш дорогой.

7) В синем небе над Кизанкой

Плыть привольно журавлю,

Я девчонка – астраханка

Песни волжские люблю.

Девочки в русских сарафанах:  Просим, гости дорогие, к нашему столу.

Учитель –ведущий:   Много песен написано о нашем крае. Послушайте одну из них.

(Исполнение песни на стихи нашей поэтессы Мухиной Марии «Как в деревне мы живем»)

(Исполнение русского народного танца )

Учитель-ведущий: Сегодня мы с вами только прикоснулись к краешку многонационального фольклора Астраханского края.

Ученик13:   Здесь трудятся плечом к плечу

                     Татарин, русский и киргиз.

                     Здесь нефть и сера, здесь «Газпром»,

                      Меха, арбузы, соль и рис.

Ученик 14:  Века прошли! Наш край опять

                     Форпост российский южный.

                      И надо впредь сухим держать

                      И порох, и оружье.

 Ученик 15:  К ак прежде дружно надо жить,

Калмык, татарин, русский!

Россию нам нельзя делить на мелкие укусы.

 Ученик 16: Земля родная, силу дай

И юноше, и старцу.

Живи в веках наш добрый край,

На благо Астраханцев!

 Учитель-ведущий:   А сейчас сядем все вместе за стол, выпьем чаю и попробуем еще раз те вкусные вещи, что приготовили золотые руки ваших мам и бабушек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УРОК НА ТЕМУ "РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА"

Краеведческий урок в групповой форме. Группы: "Ботаники", "Орнитологи", "Энтомологи" "Зоологи", "Экологи"....

Методическая разработка по туристическо -краеведческой работе. Игра - путешествие "если с другом вышел в путь".

Цель игры - повышение интереса к истории и природе родного края. Назначение игры - развитие познавательного интереса младших школьников в области краеведения и туризма. Авторы работы - учителя начальн...

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время в начальной школе (из опыта работы)

В статье представлен опыт работы по краеведческому материалу на уроках и во внеурочное время в начальной школе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элементарного краеведческого курса и тренинга самосовершенствования «Казачья вольница»

Программа по духовно-нравственному воспитанию. Внеурочная деятельность.1-4класс....

Краеведческий материал «Рассказ о бывшем директоре школы, создателе краеведческого музея»

Краеведческий материал «Рассказ о бывшем директоре школы, создателе краеведческого музея»...

Публикация "Краеведческий компонент на уроках технологии в начальной школе" в сборнике "Реализация краеведческого принципа в системе школьного образования"

Материалы областного семинара по результатам деятельности инновационной образовательной площадки Института развития образования Кировской области в МКОУ СОШ с УИОП пгт Тужа Кировской области...

Портфель компетенций педагога дополнительного образования туристско- краеведческой направленности. Особенности и условия формирования образовательной среды для реализации туристско-краеведческой деятельности.

Портфель компетенций педагога дополнительного образования туристско- краеведческой направленности. Особенности и условия формирования образовательной среды для реализации туристско-краеведческой деяте...