"Это имя как гром и как град-Петербург, Петроград, Ленинград.
методическая разработка (3 класс) по теме
АННОТАЦИЯ
к литературно-музыкальной композиции «Это имя - как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград»
Из всех насущных проблем начала XXI века, стоящих перед человечеством в целом и перед Россией в частности, наиболее острой и трудноразрешимой является проблема духовного развития подрастающего поколения. Каждый год наша страна отмечает годовщину Великой Победы. Тема Великой Отечественной войны – неисчерпаемый источник для воспитания подрастающего поколения. Современные школьники могут «открывать» для себя страницы истории своего Отечества по книгам, фильмам, воспоминаниям живущих ветеранов-свидетелей тех лет. Важная роль в этом процессе отводится школе, у которой для этого имеется богатый опыт воспитательной работы: экскурсии, уроки Мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Вахты Памяти.
Подрастающее поколение должно знать о подвиге советского народа в годы войны, о том, какие огромные потери понесла наша Родина на полях ожесточенных сражений, на оккупированных врагом территориях.
Литературно-музыкальная композиция «Это имя - как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград» даёт возможность повысить коммуникативную и речевую компетенцию ребёнка, несет большую эмоциональную нагрузку, способствует духовному обогащению учащихся, расширяет кругозор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eto_imya_kak_gromkak_grad..doc.zip | 35.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературно-музыкальной композиции:
«Это имя – как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград».
Цель мероприятия: формировать у обучающихся систему нравственных ценностей, чувство патриотизма, установок поведения, культурных ценностей и навыков публичного выступления.
Задачи мероприятия:
Обучающие:
Подвести обучающихся к пониманию о 900- дневной блокаде Ленинграда, как героической и трагической странице в истории Великой Отечественной войны; познакомить учащихся со стихами, песнями, музыкальными произведениями, посвящёнными Великой Отечественной войне.
Воспитывающие:
Используя отрывки из воспоминаний ленинградцев - блокадников, поэтические и музыкальные произведения, слайды, способствовать развитию чувства сопереживания, благодарности, уважения людям, выстоявшим в тяжелые дни блокады.
Воспитание патриотических чувств обучающихся.
Формирование системы жизненных ценностей, основу которой должны составлять любовь к Родине и уважение к её истории.
Обогащение духовного мира, формирование нравственных качеств обучающихся.
Развивающие:
Развитие творческих способностей и творческого подхода к имеющимся историческим знаниям учащихся;
Развитие умения публичного выступления, выразительного чтения стихов.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, магнитофон, фонограммы.
Ход мероприятия.
(Слайд 1)
Ведущий 1. На 100 островах раскинулся могучий и неповторимый город. Гений русского народа, беспримерный труд создали этот город, навеки прославили его и дали ему бессмертие.
Это имя — как гром и как град:
Петербург,
Петроград,
Ленинград.
Город заводов и фабрик, театров и музеев, широких проспектов и площадей. Дворцовая площадь, Таврический дворец и Смольный, легендарная «Аврора», прославленная Выборгская сторона, Нарвская, Московская и Невская заставы. Город больших просторов, устремленный к морю, вольно раскинувшийся над Невой, взметнувший в небо шпили своих замечательных зданий. Многим гордится Ленинград: своей трудовой и боевой славой, великими делами великих сыновей и дочерей. ( Слайд 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
Ведущий 2. А помнишь...
Ученик.
Война, война, пришла проклятая!
Сынов, ты, лучших забрала,
И сколько горя, слёз, отчаянья
Стране, народу принесла.
Ведущий 1: Памяти защитников Ленинграда посвящается!
Звучит голос Левитана – о нападении на Советский Союз. (Слайд 10).
Ведущий 2: 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашисты напали на нашу страну.
Ученик.
На нашу милую и горделивую,
На нашу Родину счастливую,
На наш родной, родимый край,
Напал фашистский негодяй!
Он осквернил все дорогое,
Где только подлая нога,
Ступала фрица-негодяя,
Там пепел, смерть и нищета!
Ведущий 1: В сентябре фашисты были уже под стенами Ленинграда. Вторжение врага было внезапным и сильным. В соответствии с планом Барбаросса предусматривалось захватить город Ленинград, уничтожить Балтийский флот. В одном из документов оперативного отдела немецкого генерального штаба говорилось: «Сначала мы блокируем Ленинград и разрушим его артиллерией, авиацией. Когда террор и голод сделают свое дело, мы проникнем в город, вывезем всё, что осталось ценного и важного вглубь России, сравняем Ленинград с землёй».
(Слайд 11, 12, 13, 14).
Ведущий 2: Сражение на дальних и ближних подступах к Ленинграду носили исключительно ожесточенный характер. Весь сентябрь у стен города шли кровопролитные бои. Немецкие бронированные полчища яростно штурмовали позиции наших войск, оборонявших Невскую твердыню. Продовольствие Ленинграда было сосредоточено в старых, не защищённых с воздуха Бадаевских складах, и достаточно было одной массированной бомбардировки, чтобы обречь город на голодную смерть.
(Слайды 15).
Ученик:
Горят Бадаевские склады.
В огне пожаров Ленинград.
Пришел он —
Первый день блокады.
Все ближе полчища врага,
Гудят воздушные тревоги.
Сегодня утром пала мгла —
И все отрезаны дороги.
В кольце,
В осаде Ленинград.
Не умолкает канонада.
Опять летят.
Опять бомбят.
Пылает.
Первый день блокады.
Их будет много — девятьсот,
Но город наш, со смертью споря,
Все одолеет, все снесет:
Обстрелы, холод, голод, горе.
С тех пор прошли уже года.
Исчезли с улиц баррикады.
Но день тот с нами навсегда —
Жестокий, Первый день блокады!
(Слайд 16).
Ученик:
Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…
Кронштадский злой, неукротимый ветер,
В лицо моё закутанное бьёт,
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот,
Над Ленинградом – смертельная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой,
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
(Слайд 17).
Ведущий 1: 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 872 дня. В кольце блокады оказалось 2 млн. 500 тыс. человек. 8 сентября 1941 в 18 часов 55 минут на Ленинград обрушился ударный налёт вражеской авиации. За период блокады 611 дней город подвергался бомбардировкам.
(Слайд 18).
Ведущий 2: Сотни, тысячи взялись за оружие, или ушли добровольцами на фронт, в народные ополчения, рыли окопы, сооружали заграждения, чтобы не пропустить врага.
(Слайд 19).
Ведущий 1: Горожане создавали оборонительный пояс противотанковых рвов длиною 626 км, построили 1500 дотов и дзотов, 35 км баррикад.
(Слайд20).
Ведущий 2: Люди работали по 12–14 часов в сутки, нередко под дождём, в непосредственной близости от противника, под артиллерийским огнём.
Ведущий 1: Мужчины, женщины, вчерашние школьники – все поднялись на защиту своего Отечества.
Ведущий 2: Ленинградцы трудились на заводе, который не раз подвергался атаке вражеской авиации, в цехах рвались снаряды, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места. Из ворот завода ежедневно выходили танки и направлялись прямо на фронт.
Ведущий 1: В период блокады Ленинград дал фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разного калибра, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7,5 миллионов артиллерийских снарядов и мин.
(Слайд 21).
Ведущий 2: Разве это не торжество жизни? Единственный в Ленинграде симфонический оркестр радиокомитета дал за годы блокады 160 концертов. Не стоит прикидывать в уме, много это или мало: каждый явился подвигом.
(Слайд 22).
Клавдия Ивановна Шульженко пела для ленинградцев свои песни. Послушайте одну из них.
Звучит песня в исполнении ученицы «Синий платочек» (Е.Петербургский – М. Максимов, Я. Галицкий)
Ленинградцы жили, творили, дерзали, то есть дрались за жизнь на всех ее рубежах. Разве это не торжество жизни?
(Слайд 23).
Ведущий 1: Ленинградцам было тяжело. В связи с истекающими запасами муки снизились нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паёк: рабочие стали получать в сутки 250 гр. хлеба, (Слайд 24) а неработающие по 125 гр. хлеба в сутки.
(Слайд 25).
Крошечный почти невесомый ломтик;
Сто двадцать пять блокадных грамм,
С огнём и кровью пополам.
(Слайд 26).
Ведущий 2: Начался голод. Вскоре его жертвы исчислялись уже тысячами. Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде около 300 тыс. человек. Потеря близких отражалась острой болью в сердцах живых. От малого до старого, все испытывали голод, но все они трудились и жили с надеждой в победу.
(Слайд 27).
Ведущий 1: Январь – февраль 1942 года были самыми чёрными месяцами блокады. В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих солдат за «создание невиданной в истории мира блокады» и уверял: «Ленинград, как спелое яблоко, упадёт к нашим ногам». Всего в ноябре голод унёс свыше 11000 жизней, в декабре почти 53000, январь–февраль унесли в могилу 130000 ленинградцев, март 100000.
Ведущий 2: Врачи диагностировали дистрофию – болезнь, совершенно забытую. Те, кого настигал голод, корчились и мучились так же, как тяжелораненые и умирали.
(Слайд 28, 29).
Ведущий 1: Люди падали от голода прямо на улице – замерзали, умирали. Самыми первыми умирали грудные детишки, затем дошколята, школьники, подростки и ….. мужчины.
Ведущий 2: Хоронить было трудно. По бесконечным длинным улицам между сугробами, напрягая последние силы, люди тянули саночки, на которых лежали покойники.
Ученик:
На салазках кокон пряменький,
Спеленав, везёт
Мать заплаканная, в валенках,
А метель метёт.
Старушонка лезет в очередь,
Охает, крестясь:
«У моей вот тоже дочери
Схоронён вчерась.
Бог прибрал, и слава господу,
Лучше им и нам.
Я сама-то скоро с ног спаду,
С этих со 125 грамм».
Труден путь, далёк до кладбища,
Как с могилой быть?
Довезти сама смогла б ещё,
Сможет ли зарыть?
А не сможет – сложат в братскую,
Сложат как дрова,
В трудовую ленинградскую,
Закопав едва.
И спешат по снегу валенки, –
Стало уж темнеть.
Схоронить трудней, мой маленький, легче умереть.
(Слайды 30, 31, 32, 33, 34).
Ученик:
30. А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина...
31. Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалоба слышна.
32. Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
33. В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
34. Вот женщина ведет куда-то мужа.
Седая полумаска на лице,
В руках бидончик — это суп на ужин,
Свистят снаряды, свирепеет стужа.
Товарищи, мы в огненном кольце...
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяльце тело,
На Охтинское кладбище везет.
Везет, качаясь, — к вечеру добраться б...
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин! Провозят Ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Скрипят полозья в городе, скрипят...
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.
Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не дает.
Нам ненависть залогом жизни стала:
Объединяет, греет и ведет.
(О. Берггольц)
(Слайд 35).
Ведущий 1: Смотреть на голодающих детей было тяжело (а их в городе оказалось 400 тысяч). Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали всё, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силёнки. Во время блокады работало 103 школы и в них занималось около 30 тысяч ребят. Чтобы не заморозить детей, женщины топили печки мебелью.
Ведущий 2: Послушайте воспоминания ленинградцев.
(Слайд 36).
Ученик:
“Старшая сестра”
Самым трудным испытанием в блокадное время для всех нас была смерть мамы от голода. Нас осталось пять человек детей. Беспомощные, голодные, холодные
Мы все лежали, сгрудившись в одну кучу на кровати. В зимних одеждах, накрытые одеялом.
Лежали безмолвно, без слез, без сил, как окаменевшие. Рядом с нами лежала наша мертвая мама, и мы не знали, что нам делать. Рядом со мной лежала сестренка.
Она спросила тихо: “Мы тоже умрем?”. Я очнулась и поняла – больше не на кого надеяться. Я, самая старшая, должна быть им вместо мамы. Я встала и, шатаясь, пошла, искать дрова, чтобы затопить “буржуйку”. Ходила на Неву, за водой с чайником. Ходила менять вещи на хлеб, чтобы получать рабочую карточку, работала – вязала маскировочные сети, носки, рукавицы шерстяные для бойцов.
В глубине души меня поддерживала мысль, что мы победим, что кончится война.
Ученик: Идёшь по улице, встречаешь людей, которые шатаются, падают и умирают.
Ученик: Мы уже привыкли к таким картинам и не обращали внимания, потому что сегодня они, а завтра мы.
Ученик: 125 граммов хлеба делили пополам, иногда хлеб размачивали в воде, чтобы было, что-то жидкое.
Ученик: Бомбёжки продолжались по 20–30 минут. А иногда продолжались целыми часами. Я от страха весь дрожал и бледнел. В ушах что-то звенело и как будто лопалось, ноги слабели, и я был не в состоянии двигаться.
(Слайд 37).
Ученик: В бомбоубежище было темно, холодно и сыро. И так каждый день, наш любимый Ленинград превратился в свалку грязи.
(Слайд 38).
Ученик:
На берегу Невы, в музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала Савичева Таня, –
он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца – до наивного мальца,
И письменная сущность содержанья,
Ошеломляет души и сердца,
Это всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник,
Время возвышает образ Тани,
И её доподлинный дневник.
(Слайд 39).
Ведущий 1: Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой.
(Слайд 40).
Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под Гдовом, у Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту.
Ведущий 2: Таня не сидела, сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить “зажигалки”, рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось. Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи.
Ведущий 1: Таня все чаще открывала свою записную книжку:
«Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра в 1941 году. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года. Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама 13 мая в 7.30 утра 1942 года».
Ученик:
9 страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только черные точки.
Пусто и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
“Маму и бабушку голод унес.
Нет больше сил и нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной…” Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет…
Ведущий 2: Однажды девочка подведет страшный итог: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”. Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили санитары, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но 1 июля 1944 года Танечка умерла.
(Слайд 41).
Ведущий 1: “Дневник Тани Савичевой”, в нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.
(Слайд 42).
Сегодня “Дневник Тани Савичевой” выставлен в Музее истории Санкт-Петербурга, его копия - в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 872-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.
(Слайд 43, 44).
Ведущий 2: Единственным «окном» соединявшим Ленинград с «большой землёй», было Ладожское озеро». Зимой по льду Ладожского озера удалось проложить дорогу. Дорогу жизни. Эта дорога, проложенная зимой 1941–1942 годов по льду Ладожского озера, давала хрупкую надежду на подвоз продовольствия и эвакуацию. По ледовой дороге из города удалось эвакуировать около 1 миллиона 376 тыс. ленинградцев, но многих из них не смогли спасти. В суровых условиях с 22 января по 15 апреля 1942 года по льду Ладожского озера в тыл было вывезено огромное количество промышленного оборудования и исторических ценностей. По ней в осажденный город доставлялись продукты и оружие, а обратно вывозились истощенные дети и раненые. Это было очень рискованно и невероятно трудно. Но другого выхода не существовало.
(Слайд 45).
Ученик:
Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих и ко многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
«Водитель, помни! Мешок ржаной муки — это паек для тысячи жителей Ленинграда!»
Ученик: (Слайд 46).
Казалось, что конец земли.
Но сквозь остывшую планету,
На Ленинград машины шли:
Он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград! На Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба.
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
«Ну, так и есть — мотор заело».
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта — не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб — две тонны? Он спасет,
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он,
Смочил, поджег их от мотора —
И быстро двинулся ремонт,
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит.
К хлебопекарне — до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре —
Сто двадцать пять блокадных грамм,
С огнем и кровью пополам.
(О. Берггольц)
Ученик: (читает стихотворение П. Богданова «Песня о Ладоге»):
Пусть ветер Ладоги поведает народу,
Как летом баржу за баржой,
Грузили мы и в шторм и в непогоду,
Забыв про отдых и покой.
Зимой машины мчались вереницей,
И лед на Ладоге трещал, —
Возили хлеб для северной столицы,
И радостно нас Ленинград встречал.
(Слайд 47, 48, 49).
Ученик: (читает отрывок из поэмы «Блокада» З.Шишовой)
47. Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право — жить.
Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких.
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлебку
Достоинство свое не продадим.
48. Есть передышка — мы передохнем,
Нет передышки — снова будем драться,
За город, пожираемый огнем,
За милый мир, за все, что было в нем.
За милый мир, за все, что будет в нем,
За город наш; испытанный огнем,
За право называться ленинградцем!
49. Стой, как стоял, наш город величавый,
Над свежею и светлою Невой,
Как символ мужества, как воплощенье славы,
Как разума и воли торжество!
Звучит куплет из песни «На безымянной высоте» (музыка В. Баснера, слова М. Матусовского).
Куплет песни:
Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая звезда.
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те —
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
(Слайд 50).
Ученик: (читает стихотворение П. Гулыпяева «Медаль, за оборону Ленинграда»):
Кто в город не пустил врага,
Кто в смертной схватке,
Одолел блокаду, —
Тому, как высший орден, дорога
Медаль
«За оборону Ленинграда».
(Слайд 51).
Ученик: (читает стихотворение В. Суслова):
Время слово сказать о солдатской медали.
Ту медаль в сорок третьем на фронте вручали.
Поздравлял, награжденных комбат,
И темнел за спиной Ленинград.
Может вам рассказать, ветеран, вспоминая,
Как до линии фронта ходили трамваи,
Как стояли — ни шагу назад! —
Ленинградцы за свой Ленинград!
Он не дрогнул в бою, бастион над Невою.
Он в едином строю был со всею страною.
Лютый холод и сотни тревог -
Все он вынес и все превозмог.
Тихо волны стучат о гранитные плиты.
Сколько б дней ни промчалось — ничто не забыто.
Не забудет наш город-герой,
Тот январский салют над Невой!
Медаль «За оборону Ленинграда» —
Не просто наша память о войне,
Металл ее откован в дни блокады,
И закален в невиданном огне.
(Слайд 52).
Ведущий 1: Город выстоял чудом. Пресвятая Богородица сказала, что необходимо совершить крестный ход с чудотворной иконой Казанской, тогда ни один враг не ступит на святую землю города. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону и облетели с ней на самолёте вокруг Ленинграда. Город был спасён. 27 января 1944 года блокада города была снята. Крестный ход был совершён по распоряжению выдающегося полководца – Георгия Константиновича Жукова.
(Слайд 53, 54).
Ученик: (Читает отрывок из стихотворения О. Берггольц «Ленинградский салют»):
53. И снова мир с восторгом слышит
Салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
Освобожденный Ленинград,
54. Какой же правдой ныне стало,
Какой грозой свершилось то,
Что исступленною мечтой,
Что бредом гордости казалось!
Так пусть же мир сегодня слышит
Салюта русского раскат.
Да, это мстит, ликует, дышит
Победоносный Ленинград!
(Слайд 55).
Ученик: (читает стихотворение Ю. Воронова «27 января 1944 года»):
За залпом залп,
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость,
Слишком велика —
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но боль,
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют,
С тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе
Салют!
Сегодня ленинградцы плачут.
Звучат куплеты из песни В. Высоцкого «Он вчера не вернулся из боя».
Куплет песни:
Почему все не так? Вроде всё как всегда:
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух,
И та же вода, только он не вернулся из боя.
Тот же лес, тот же воздух,
И та же вода, только он не вернулся из боя.
Наши павшие нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Ведущий 1: Целые квартиры, дома были вымершими. Но, те, кто остался в живых, был силён духом и не потерял надежду на освобождение. После прорыва блокады им приходилось отстраивать заново разрушенный бомбами город.
Ведущий 2: Главное, чтобы прошлое не повторилось, а молодое поколение помнило этих людей и гордилось ими.
Ведущий 1: Главное, чтобы их патриотизм передавался от поколения к поколению, иначе не будет великой России.
(Слайд 56).
Ведущий 2: Страшным был итог блокады. За 872 дня общее число жертв среди гражданского населения составило 1 миллион 200 тысяч человек. Это им посвящены торжественные и печальные слова, начертанные на мемориальной стене Пискарёвского кладбища.
(Слайд 57, 58, 59, 60, 61, 62).
Ученик: (читает стихотворение С. Давыдова «Осень на Пискаревском кладбище»):
57. Проливная пора в зените,
Дачный лес почернел и гол.
58. Стынет памятник.
На граните
Горевые слова Берггольц.
59. По аллеям листва бегом,
60. Память в камне,
Печаль в металле,
61. Машет вечным
Крылом огонь.
Ленинградец душой и родом,
Болен я сорок первым годом.
Пискаревка во мне живет.
Здесь лежит половина города,
И не знает, что дождь идет.
62. Память к ним пролегла сквозная,
Словно просека,
Через жизнь.
Больше всех на свете,
Я знаю,
Город мой ненавидел фашизм.
Наши матери,
Наши дети.
Превратились в эти холмы.
Больше всех,
Больше всех на свете
Мы фашизм ненавидим,
Мы!
Ленинградец душой и родом,
Болен я сорок первым годом.
Пискарёвка во мне живет.
Здесь лежит половина города,
И не знает, что дождь идет.
Ученик:
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своей
Они защищали тебя,
Ленинград.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внемлющий, этим камням!
Никто не забыт и ничто не забыто!
(Слайд 63, 64, 65, 66, 67, 68).
Ведущий 1: 63. Ленинград — город мужества, воли, 64. город-патриот, 65. город-красавец, 66. город-крепость, 67. город-герой. В парках поднялись к небу стройные рощицы молодых кленов, лип, тополей. 68. Город-герой Ленинград, прошедший сквозь бури и штормы, идет к новому расцвету.
Все ученики хором:
Это имя — как гром и как град:
Петербург,
Петроград,
Ленинград!
Исполняется песня «За того парня» (музыка М. Фрадкина, слова Р. Рождественского).
(Слайды с 69 по 105).
Ведущий 2: Давайте почтим память погибших минутой молчания. (105 слайд- минута молчания.)
В заключении читается стихотворение.
(Слайд 106).
Очень страшно становится, если,
Слышишь жуткое слово “война”.
Над планетой, над целым миром,
Тянет черные руки она.
Разве это нужно кому-то,
Чтоб горели огнем города,
Чтобы дети прятались в страхе,
И забыли про свет навсегда.
Я хочу, чтоб сияло солнце,
Но не только над нашей страной,
Чтобы дети на всей планете,
Улыбались вместе со мной,
Чтобы утром они просыпались,
И увидели солнце в окне,
А не черный дым пожарищ,
Проползающий по земле.
Пусть во сне не приснится такое,
А приснится лишь мама моя,
Или солнышко золотое,
День весенний, родные края.
Список литературы.
1. Берггольц О.Ф. Стихи и поэмы/ О.Ф. Берггольц - Л.: Сов. писатель, 1979.-463 c.: ил.
2. Берггольц О.Ф. Стихи о Ленинграде/ О.Ф. Берггольц. - Л.: Лениздат, 1992.-35c.
3. Был город-фронт, была блокада...: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокадных дней/ Сост. Д.Б. Колпакова, В.Н.Суслов- Л.: Дет.лит., 1984.-206c.: ил.
4. Воронов Ю.П. Блокада: Книга стихов/ Ю.П.Воронов. - Л.: Лениздат, 1986.-152с.: ил.
5. Воскобойников В.М.. Девятьсот дней мужества/ В.М.Воскобойников; Худож. Д. Боровский - М.: Малыш, 1987.-32с.: ил. - (Дедушкины медали).
6. Давыдов С.Д. Ленинградец душой и родом: Стихотворения/ С.Д. Давыдов.- Л.: Лениздат, 1984.-80с.: ил.
7. 900 героических дней: Сб. документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941-1944 гг./ Сост. Х.Х.Камалов, Р.В. Серднак, Ю.С. Токарев - М.;Л.: Наука, 1966.-424с.: ил.
8. Инбер В.М. Душа Ленинграда: (Избранное)/ Послесл. Николая Тихонова - Л.: Лениздат, 1979.-333с.
9. Крестинский А.А. Мальчики из блокады: Рассказы и повесть/ А.А.Крестинский; Ил. Н.Кошельков. - Л.: Дет.лит., 1983.-143c.: ил.
10. На дороге жизни: Воспоминания о фронтовой Ладоге/ Сост. П.Л.Богданов.- М.: Воениздат, 1980.-591с.: ил.
11. Петербург-Петроград-Ленинград в русской поэзии/ Сост. К.А. Афанасьев, В.В. Захаров, Б.Б.Томашевский. - Л.: Лениздат, 1975.-520с.
12. Разумовский Л.С. Дети блокады: Документальная повесть/ Л.С.Разумовский// НЕВА.-1999.-№1.-С.4-68.
11. Суслов В.Н. Пискаревка: Рассказ/ В.Н.Суслов// КОСТЁР.-1997.-№1.-С.10-11 Рассказ о мемориальном Пискаревском кладбище.
12. "Я говорю с тобой из Ленинграда": Сб./ Сост. Д. Колпакова; Рис. В.Гусева, А.Карпова, О.Кондратьева.- Л.: Дет.лит., 1987.-207с.: ил.
В содерж. авт.: М.Дудин, И.Глебов, Б.Алмазов, Д.Аль, Т.Галушко и др.
13. Яковлев Ю.Я. Девочка с Васильевского острова: Рассказ: [Памяти Тани Савичевой, девочке блокадного города]// Яковлев Ю.Я. Последний фейерверк: Повесть и рассказы/ Юрий Яковлев. - М.: Дет. лит., 1989.- С.84-89.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)
Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...
Презентация к уроку литературного чтения 4 класс УМК "Школа 2100" Петроград . 1923 год. Редакция «Воробья». Б. Житков и С. Маршак
Цель урока-формировать навыки осознанного выразительного чтения, дать представление о литературном творчестве Б.Житкова...
Музыкальные деятели Петрограда
В презентации кратко описаны музыкальные деятели Петрограда. Материал подходит детям начальной школы для ознакомления, а так же для средней школы на уроки музыки....
Литературно-музыкальная гостиная "Петербург. Петроград.Ленинград. Петербург."
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение и любо...
Презентация к внеклассному мероприятию "Петербург. Петроград. Ленинград. Петербург"
Презентация позволит кратко вспомнить историю города Санкт- Петербург...
Сезонные явление-гроза,гром и т.д. 2 класс
Интересные задания к уроку....