Познавательная игра "Добрых рук мастерство"
план-конспект урока (3 класс) по теме

Белова Лариса Викторовна

Открытое внеклассное мероприятие "Добрых рук мастерство" на семинаре директоров

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobryh_ruk_masterstvo.doc569.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ средняя общеобразовательная школа №5

Внеклассное мероприятие.

                

                                                       Подготовила: Л.В. Белова

                                         Дата проведения: 21 марта 2012 г.

                Класс: 3 – В

2011 – 2012 год.

Познавательная игра «Добрых рук мастерство»

Цель: развивать познавательную активность детей, продолжить знакомство с народными ремёслами, воспитывать бережное отношение к декоративно – прикладному искусству русского народа, вызывать желание совершенствовать навыки декоративного оформления поделок, пробудить  у детей историческую память, на примере русской игрушки познакомить с законами здорового образа жизни и с правилами выбора игрушки.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выставка народных игрушек, короб,  молоты, наковальня – шарик, маска медведя, шапка и борода мужика, выставка книг и поделок учащихся.

Ход мероприятия:

( ведущий под р. н. мелодию вносит короб)

- Здравствуйте, ребята и дорогие гости! В центре нашего внимания сегодня русский короб. Он располным – полон. Чем? Конечно вещами старинными, крестьянскими, русскими. Может кружевами, половичками, что плели ваши прабабушки? А может деревянными ложками, глиняными плошками, которые мастерили дедушки?

Нет, он наполнен сегодня игрушками. Конечно в нём не придётся искать заграничную Барби или управляемый катер, но игрушки, что здесь лежат не менее красивы и знамениты. И денег они стоят сейчас немалых. Как и сам короб они созданы из природного материала руками русских мастеров, добрых и талантливых.

Тема нашего занятия «Добрых рук мастерство»

- Итак, откроем короб! Я вижу:

- Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может 3, а может 6

Разрумянилась немножко

Наша русская …… (матрёшка)

(вынимаю и показываю матрёшку «Вот они подружки, сидящие друг в дружке»)

Стихи о матрёшке.

. Ученица 1.

Подарили мне матрешку.
Допустила я оплошку:
Разломила пополам –
Интересно, что же там?

Там еще одна матрешка,
Улыбается, дурёшка.
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.

- (рассказ о матрёшке)

Недалеко от Москвы, в Абрамцеве, старинном поместье, где жили и работали многие знаменитые художники Коровин, Васнецов, Серов, придумали и создали первую матрёшку – занятную деревянную куклу. Похожа она была на простую крестьянскую девочку, круглолицую в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку черного петуха.  Первая русская матрёшка улыбалась! Да так задорно, что в ответ ей улыбался и весь мир.  Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна - с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца - и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, Новая необычная игрушка понравилась взрослым и детям. В большой кукле пряталось целое семейство – одна другой меньше.

Матрёшка появилась в конце 19 века, в 1900 году она получила признание на Всемирной выставке в Париже, с тех пор прошло более 100 лет, а матрёшка не надоела людям. И сейчас она любимая игрушка малышей. Матрёшка украшает квартиры. Её охотно дарят друзьям на добрую память. Её увозят во все страны мира. Матрёшка стала великой путешественницей. Суть её остаётся прежней – дружба да любовь. Когда люди дарят матрёшку, они желают удачи, мир в семью и счастья. « Матрёшка – это тепло и уют в доме»

 ". Назвали куклу "матрешкой" в честь женского имени Матрена, и сделано это было не случайно. Дело в том, что  до революции в России  имя Матрена считалось одним из самых распространенных женских имен. В основе этого имени лежит латинское слово "mater", что в переводе означает "мать  Это имя подходило к матери огромного семейства, с крепким здоровьем и отличной фигурой и хорошо подходило новой русской деревянной кукле. Матрёшкам давали и другие имена: Голубка, Пава, Милочка, Любушка.

- Как выглядела первая русская матрёшка?

- Какие имена давали куклам?

-Какие пожелания вкладывали, когда дарили матрёшку?

1 задание. Одень картонную матрёшку. (вызываются девочки в чьих именах и фамилиях есть буква «М», под музыку «Наигрыши»)

- Играть можно не только с игрушками, но и без них. А как вы думаете, в старину ваши ровесники знали какие-нибудь игры? (Ответы детей). Вы можете назвать какие-нибудь игры, в которые вы играете?  В старые времена на Руси существовало около 3000 игр. В них с удовольствием играли и дети, и взрослые. (Предлагаю подумать, почему? Наверное, потому, что не было телевидения, кино и т.п.). Большинство этих игр дошло и до наших дней. Это: “Жмурки”, “Горелки”, “Пятнашки”, “Гуси-лебеди”, “Ручеек”, “Лапта” и др. Еще недавно во дворах детвора играла в эти игры.

А с чего начинается любая коллективная игра? (Ответы детей). Правильно, со считалки. - Что – то мы засиделись, на местах пригрелись. Выходите в игру играть. Когда я была по - моложе мы играли в игру «Сиди, сиди, Яша». Давайте рассчитаемся.

Посеяли девки лён.

Посеяли, посеяли,

Красные руки накололи.

Повадился во тот ленок

Ходить один паренёк,

Иванушка паренёк.

(тебе и водить)

Все идут по кругу и говорят:

 «Сиди, сиди, Яша. Ты забава наша.

Погрызи орехи для своей потехи. ( останавливаются и хлопают в ладоши)

Свои руки наложи, имя правильно скажи»

Водящий с закрытыми глазами идёт и на ощупь узнаёт ребёнка. «Надо же, красну девицу Настеньку не угадал. Тебе, Настенька, и водить»

Играем в подвижную игру “Сиди, сиди, Яша”.

- Вернёмся к игрушкам.

- В одну из сред, когда в усадьбу приезжали художники, хозяйка Елизавета Мамонтова    показала всем забавную фигурку. Японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году. Это был забавный большеголовый  лысый мудрец Фукуруму. (показать иллюстрацию), один из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости. Фукуруму раскрывался, и в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, - божества рангом пониже. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное.   Игрушка была деревянная и напоминала пасхальные деревянные яйца. Искусствоведы шутят: «Матрёшка вылупилась из яйца».

Вот тогда и решили художники попросить знаменитого игрушечных дел мастера из Загорска (ныне Сергиев Посад) Василия Звездочкина выточить похожую на эту игрушку, но свою, русскую, например, матрешку. Новая необычная игрушка очень понравилась и детям и взрослым.

Первых матрешек расписал художник Сергей Малютин. По видам матрёшки делятся на загорские, семёновские, полх – майданские, калининские. И в каждой местности их расписывали по - своему. Семёновская самая весёлая. А создатель её художник, живший в прошлом веке и расписавший первую матрёшку ……

2 задание. – Отгадать художника, который расписал самую весёлую семёновскую игрушку. (С. Малютин)

( девочки исполняют Подмосковные  частушки с ложками)

- Заглянем снова в короб:

- Что за звери резво пляшут

Топором, метлою машут.

Всех зовёт плясать и петь

Музыкант лесной ….(медведь)

(вынимаю  богородскую игрушку)

- (рассказ о богородской игрушке) Эти игрушки, как живые. Без пружины, без мотора они двигаются благодаря ниточкам да палочкам, которые приделали им хитроумные мастера из села Богородского, что под Москвой. До нас дошли фигурки животных и людей, вырезанные там ещё 300 лет назад. Мишка становится главным героем промысла. Есть и парные. Медведь с мужиком – любимые герои резчиков. Они и топорами машут, и пилой пилят, и молотом по наковальне бьют. Кто ловчее окажется? Давайте и мы оживим игрушку.

(выходят мальчики в чьих фамилиях есть буква «М»)

3 задание – Чей удар сильнее? (под музыку «Во кузнице» мальчики соревнуются в силе удара: один в костюме медведя, а другой в костюме мужика)

- В определённом ритме кружится баланс, дёргаются верёвочки, двигаются фигурки, они активные, всегда в движении!" А движение - это жизнь! Ритмичность, систематичность – это главные законы здоровья. Мы должны жить по режиму и выполнять его каждый день т. е систематично. Герои богородского промысла и в хоккей играют, и гигиену соблюдают, зарядку делают, купаются, закаляются, медведи-бобслеисты, лыжники. Нам пример показывают. И мы сделаем зарядку. (Льётся чистая водица…)

(физминутка с движением)

Мы сегодня утром рано

Умывались из - под крана,

А теперь все по порядку

Дружно делаем зарядку.

Стой – ка смирно, руки вниз,

Гнись пониже, не ленись!

Кто с зарядкой дружит смело,

Тот с утра прогонит лень,

Будет сильным и умелым

И  весёлым целый день.

4 задание.– Посмотрите, как звери похожи на настоящих, Как шерстинка выточена, каждое пёрышко видно. Умеют точить богородские резчики. А дерево – то выбирают помягче, податливее. Отгадайте  название дерева. Название спрятано в слове «Палисадник».

- Какое это дерево? (липа)

- Да, богородская игрушка делалась  из чистой белой некрашеной липы, даже царские дети играли в эти игрушки. Материал был экологически чистым – это дерево, глина, солома, мох. А в Сергиевом Посаде игрушка расписывалась красками. (показать)

Совет:

Поэтому сейчас, когда вы выбираете игрушку, помните, что часто в состав красителей входят опасные вещества. Многие игрушки отличаются неприятным запахом  и повышенным содержанием фенола (пистолеты, бинокли, телефоны, мячики попрыгунчики). Всё это действует на здоровье. Звук, издаваемый некоторыми игрушками, превосходит допустимый уровень. Декоративное покрытие у этих изделий не стойкое к слюне, воде и может попасть в организм человека. На упаковке (на мягких игрушках – на ярлыке) обязательно должна быть информация на русском языке о производителе.

Также помните, покупать игрушки нужно в фирменных магазинах, а не на улице, у станций метро и в переходах. 

А удостоверение и сертификат о государственной гигиенической регистрации на игрушку являются гарантией того, что указанный в них товар для детей абсолютно безопасен для вашего здоровья.

- Заглянем ещё в короб. Здесь новая игрушка.

- Гордый, важный

Пышный, статный,

В оперении нарядном

Синий, жёлтый, красный круг.

Распушил свой хвост …. (индюк)

(вынимаю дымковскую игрушку и рассказываю о промысле)

- Эта забавная игрушка сделана из глины. А лепили её, наверное, 300 лет назад близ города Хлынова – так раньше назывался город Киров, что стоит на реке Вятка. Лепят игрушку из красной глины, а потом белят её мелом, разведённом на молоке и раскрашивают красками замешанными на желтке яйца, уксусе или квасе. Краски использовались натуральные. Ну какая же игрушка без русской печи, где её обжигают. Игрушка яркая, узор прост – кружочки, прямые и волнистые линии, точки, горошки, клеточки. Игрушка скорее предназначена не для детской игры, а для украшения жилища. «Поставишь на полку, и улыбаться хочется».

Танец.

5 задание – Зимой, когда топят печи, летом в пасмурные дни, когда стелется туман от реки, слобода стоит вся в дыму. Назовите заречную слободу, где зародилась вятская игрушка. (Дымково)

- Заглянем в короб! Здесь  последняя игрушка.

- С переливами поёт

Утром будит весь народ

Золотистый гребешок

Гордо носит …..(петушок)

(достаю игрушку – свистульку)

В народе говорят: «С курами ложись, а с петухами вставай». (Дети до 10 лет должны спать не менее 10 часов, а если проснулся, то не залёживайся, вставай)

- У каждого в детстве была игрушка и вы её храните как талисман, оберег. Назовите свои игрушки. (Ответы детей)

 - Эта весёлая игрушка - зверюшка из села Пощупово. Веселые зверюшки - свистульки, вылепленные из глины, поистине наше забавное отражение. Коты здесь философствуют, играют на балалайках, коровы мечтают, а мыши водят с котами хоровод. 
   Пощуповская игрушка авторская, неповторимая. Каждая из них придумывается и лепится самим художником.  Владимир пишет и реставрирует иконы, а Ирина, жена, лепит игрушки. Поэтому пощуповскую игрушку называют семейной. Она отличается тонким юмором, добротой, несет радость и взрослым, и детям.
Пощуповская глина особенная: пластичная, разных оттенков, черная, белая, красная.  
          Как и раньше, игрушка обжигается сегодня в русской печи. Никакая химия не заменит природный экологически чистый с уникальными свойствами материал. А ещё глину называют полезной, целительной, волшебной.  Глина разминает руки, согревает душу. Глина способна убивать бактерии и микробы, поэтому молоко, квас, вода в глиняной посуде долго не портятся.
«Не то дорого, что красного золота, а то, что мастера доброго».

6 задание. – Отгадать фамилию семьи художника и игрушечницы из села Пощупово Рязанской области. Фамилия образована от русского имени, героя русских народных сказок. (Ивановы)

Итог:

- А вам бы хотелось лепить такие игрушки? Давайте занимать себя этим забавным досугом.  Мудрая пословица гласит: «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет». Вещи, созданные человеческими руками, хранят особое тепло. И это и есть наши обереги. И пока они будут с нами - наша душа будет жива и здорова.

- Сегодня и вы тоже приготовили свои поделки на тему «Народная игрушка» (дети представляют поделки, играет музыка «Барыня»)

- Попытайтесь и вы слепить забавных игрушек, и наш короб никогда не будет пустым. Лепи, рисуй, не бойся. Божья искра есть в каждом.   Пусть творчество принесет вам много светлых и  радостных минут!

Рефлексия: - Постарайтесь отгадать, о каких игрушках шла сегодня речь? С помощью игрушек мы узнали, что нужно делать, чтобы расти крепкими, здоровыми, жизнерадостными?

(дети читают стихи)

1) Сработан я из дерева

Могу быть разным зверем я.

А могу быть мужиком

И с медведем я знаком

Скромная, неброская, игрушка …. (богородская)

2) Ростом разные подружки

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка!   (матрёшка)

3) Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские!  
(дымковская)

( звучит русская народная песня)

В заключении дети и гости угощаются пряниками, разрешается полюбоваться игрушками, подержать в руках, поиграть, сфотографироваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет - ресурсы в работе учителя как один из способов повышения педагогического мастерства

Для меня, как учителя начальных классов, ресурсы Интернет – это не только большое подспорье, которое позволяет сэкономить время при подготовке к урокам и оптимизировать деятельность учащихся...

Что является критериями педагогического мастерства?

Как оценить мастерство учителя? Каковы критерии? Каждый учитель - мастер!...

Кладовая педагогического мастерства

Материал к районному конкурсу "классный самый классный". Из опыта работы....

Презентация к уроку технологии. Тема "Мастер и мастерство"

Презентация к уроку технологии 2 класс....

Принципы педагогического мастерства

10 принципов,которые нам помогут...

Презентация с конкурса педагогического мастерства"Сердце отдаю детям"

В 2010году я участвовала в конкурсе педагогов дополнительног образования Оричевского раона Кировской областиСердце отдаю детям" Я показывала свой опыт работы в кружках "Умники и умницы " и "В здоровом...