Моя малая Родина
материал по теме

 

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_malaya_rodina__proekt.odt27.07 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Майская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Пушкинского муниципального района

«Моя малая  Родина»

/ программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов/

                                                Составитель Лукьянчук Галина Вячеславовна

учитель начальных классов,руководитель ШМО.

«Воспитание великое дело: им решается участь человека»

 В.Г.Белинский

                           Основания для разработки программы .

      Программа является составной частью воспитательной и образовательной программ школы.

      Целью программы является совершенствование системы образования на основе изучения родного края , способствующей воспитанию нравственно здоровых, физически сильных молодых людей, любящих свою Родину и ответственных за ее будущее.

     На протяжении нескольких лет в работе учителей начальных классов прослеживались такие направления:

1.Мое Отечество.

     По этому направлению были проведены такие мероприятия: классные часы «Символы России» (все учителя), «Россия-Родина моя.» Шершнева В.В., « Я -гражданин страны», «Мое Отечество»  Хлестунова Е.А.. Тематические занятия: «Уроки гражданина России» Хлестунова Е.А., « Я и моя Родина»,  «С  любовью к России»  Лукьянчук Г.В., «Минин и Пожарский-патриоты России» Канищева Г.А. «Это русская сторонка-это Родина моя», «Люблю березку русскую.»  Шершнева В.В. Турнир русского языка «21 февраля-международный день родного языка.» Одончук Т.К.

2.Край в котором я живу.

    Были проведены проекты учителем Чепкасовой Л.И. «Куда течет река Вязь», «Путешествие на север от Москвы». Паздники :«Городок в котором я живу.» Одончук Т.К., «Чем богат наш край.» Горецкая Т.А., «Люблю свой поселок.» Хлестунова Е.А..Краеведческая викторина «История города Пушкино» Хлестунова Е.А.,открытый урок «Путешествие в Кремль.» Хлестунова  Е.А. Классные часы «Путешествие по московскому Кремлю.», «Экология родного края.»  Канищева Г.В., Лукьянчук Г.В. Трудовые  десанты «Чистота моего поселка» (все учителя).

3.Русские традиции.

     Праздники: «Праздник русской матрешки.» Чепкасова Л.И., «Посидим у самовара.» Шершнева В.В., Довбенко Г.И., «Праздник чая.», «Деревенские посиделки.» Шкапенкова Г.А.,  «Слава русской стороне!Слава русской старине!» Горецкая Т.А. «История бабушкиного сундука.» Хлестунова Е.А. совместно с работниками музея-усадьбы « Мураново.» Ежегодно проводится праздник «Масленица.». Чепкасова Л.И. вела кружок «Родничок» на котором изучались традиции русского народа.

4.Боевая слава русского народа.

     Литературно-музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам.» Лукьянчук Г.В., «Слава тебе солдат.» Чепкасова Л.И. Проект «Слава народу победителю.» Канищева Г.В. Утренники: «65- летие снятия блокады Ленинграда.», «День Победы.» Одончук Т.К., «Родину готовлюсь защищать.» Шкапенкова Г.А. «Боец, спасая всю страну, ты отстоял родной твой дом.» Горецкая Т.А.

    В школе есть замечательный исторический музей  . Проводя экскурсии для младших школьников  в школьном музее,  видно неподдельный интерес ребят к истории своего края, своей малой родины. В то же время отдельные экскурсии не дают полного представления детям по истории родного поселка. А ведь именно в этом возрасте детей в большей степени интересует история ближнего окружения. Конечно, на экскурсиях в школьный музей, Краеведческий музей г.Пушкино и музей-усадьбу «Мураново» дети узнают отдельные страницы из истории поселка, района,страны. Но четкой системы знаний по местному краеведению при этом не возникает.

    Именно поэтому необходима программа для младших школьников «Моя малая Родина». Творческое объединение для младших школьников необходимо для формирования преемственности патриотического воспитания младшего и среднего возраста.

    Название программы «Моя малая Родина» поясняет спецификупрограммы по сельскому краеведению.

                               

                                         Пояснительная записка.

  В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на  2006-2010год» отмечается, что «решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважении к историко-культурному наследию своего народа».

 Данная программа дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к исследовательской деятельности, имеющей общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности. Она способствует осуществлению одной из важнейших задач образования: введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию у школьников патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию родного края

    Современному обществу требуются высоконравственные, духовно богатые, способные адаптироваться к изменчивости современного мира, коммуникабельные люди с твердой гражданской  позицией.

Начальная школа является первой и важнейшей ступенью воспитания, ведущей ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Воспитание является целенаправленным управлением процессом развития личности. А значит, и воспитательная система класса должна иметь целенаправленный характер, иметь сложную структуру взаимодействия внутри себя и с внешней социокультурной средой, адаптируясь к условиям этой внешней среды, сохраняя при этом свои характерные особенности и направления.

Воспитатель управляет – то есть создает условия для развития ребенка, включает его в разнообразную деятельность, в систему отношений, стимулирует самопознание, саморазвитие, самореализацию, направляет на поиск путей самосовершенствования, в значительной мере осуществляет педагогическую поддержку развивающейся личности.

Программой определены ценностные ориентиры воспитания, цели воспитания, принципы, содержание жизнедеятельности коллектива школы и оценки результативности воспитательной системы.

Закон РФ «Об образовании», Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Устав школы лежат в основе разработки настоящей программы

Программа носит комплексный характер, т.к. она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и образования, образования основного и дополнительного.

Данная программа реализуется через четкие планы воспитательной работы в классе с 1 по 4 год обучения, в котором отражены основные направления работы классного руководителя с активом класса, родительской общественностью, со всеми членами классного коллектива.

Для реализации настоящей программы от классного руководителя требуется творческое видение проблем и  путей их решений, знание возрастных и психологических особенностей младших школьников, навыки владения проектными методиками, методом социального проектирования и различными методами педагогической диагностики, анализа, значительной эрудиции и культуры. Классный руководитель – это учитель и воспитатель, наставник и друг, организатор и соратник, защитник и контролер, разработчик и инспектор.

Предлагаемая воспитательная система  не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат - развитие и самовыражение личности воспитанника.

Концептуальные основы

Методологическую основу написания воспитательной системы составили труды И. П. Иванова «Воспитывать коллективистов», «Энциклопедия КТД», В. А. Караковского « Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования», « А как быть с воспитанием?», Л. И. Новиковой «Воспитательная система школы: моделирование и реализация», Н. Е. Щурковой «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры», «Диалогичность воспитания», теория проектной деятельности.

Для эффективной реализации данной программы планируется строить воспитательный процесс на следующих подходах:

  1. Гуманизация воспитания предполагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, на развитие и проявление его способностей, индивидуальности. Воспитательная среда при таком подходе характеризуется доминированием субъект- субъектных диалоговых отношений на фоне принципиального отказа педагогов от автократической парадигмы воспитания и тоталитарных методов воздействия на ребенка.

  1. Личностный подход   к воспитанию означает признание ребенка активным субъектом воспитательного процесса, а его личности - высшей ценностью воспитания. Законы духовного и физического развития: процессы изменения, происходящие во внутреннем мире личности, служат главным ориентиром в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешного воспитания, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств - высшим показателем его эффективности.

  1. Индивидуально-творческий подход   исходит из того, что каждая личность уникальна. Главной задачей воспитательной работы является формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала каждого ребенка. Индивидуальность является системообразуюшим свойством личности, и ее становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания, адекватных ее возможностям и особенностям.

  1. Деятельностный  подход   опирается на то, что воспитание осуществляется в процессе активного взаимодействия субъекта с миром: с окружающими людьми, с предметами объективной действительности. В интенсивной деятельности образуется личностный опыт каждого воспитанника, происходит становление его личностной культуры.                                          

 

В работе следует опираться на следующие принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса:

  1. Принцип «само-», который реализуется через создание условий для формирования способности ученика строить собственную деятельность, самоопределяться по отношению к социальным и культурным феноменам, быть ответственным  за свой выбор; ориентироваться в многообразии, задумываться о предназначении, обнаруживать его и реализовывать в своей жизнедеятельности.

  1. Принцип «общих способов деятельности», которому «на выходе» соответствует способность ученика овладеть общими (универсальными) способами образовательной и социальной деятельности.

  1. Принцип «систематичности», который мы рассматриваем как частный случай общих способов деятельности, поскольку он определяет такую организацию жизнедеятельности класса, которая формирует способность ученика выстраивать собственную образовательную траекторию внутри и вне класса.

  1. Принцип «проектности», который формирует способность к деятельности не только в режиме «штатного расписания», но и в проектном режиме, формирует способность к постановке целей и задач, определению шагов достижения целей, согласованию позиций и разделения ответственности с партнерами по проекту, организации деятельности других людей и т.д.

  1. Принцип «открытости», прежде всего, в отношении социума, который обеспечивает ориентацию участников образовательного процесса, в первую очередь учащихся, в широком мире человеческих деятельностей и профессий, дает способность к выбору своего пути.

  1. Принцип права (договора), в основе которого лежит уважение к правам и суверенитету другого (в широком смысле), осознание ограничений в человеческих взаимодействиях и т.д.

Названные принципы определяют общий подход к воспитательной деятельности.    

Во-первых, школьное образование, начальное в особенности - это первый опыт осознания себя – поиска своей тропы в жизни, начала труда над собой и человеческой культурой, обретение смысла жизни, познания непреходящей ценности любви и уважения к опыту и жизни других людей.

Во-вторых, воспитание и обучение представляют собой единый процесс (И.Я.Лернер). Как целостное явление они обладают общими закономерностями, но отличаются спецификой содержания и усвоения. Исходя из этого, в организации образовательного процесса классного коллектива  реализуется

  1. Принцип системности – непрерывности учебно-воспитательного процесса. Воспитательная работа органично встроена в учебный процесс. Системообразующим компонентом воспитательной деятельности в учебное и внеучебное время является система поощрения и коррекции, призванная стимулировать и корректировать процессы самообразования и самовоспитания. Каждый человек хочет быть счастливым, а значит, он может и должен быть успешен в учебной и внеучебной деятельности, а классный руководитель создает ему условия для успеха – поддерживает, направляет, поощряет и, конечно, корректирует процесс его развития.

 Но ребенок не может научиться быть успешным, если,

во-первых, ситуация успеха создается «извне», усилиями учителя,

во-вторых, если для всех учеников создавать общую, единую ситуацию успеха.

 В то же время, конструировать условия успешности для каждого ребенка просто невозможно. Поэтому в программе используется индивидуализированный подход к организации учебно-воспитательного процесса, в ходе которого ребенок учится сам выстраивать для себя ситуацию успеха.

Основные возможности реализации индивидуализированного подхода связаны со следующими направлениями деятельности классного руководителя:

·   Система поощрения и коррекции, в соответствии с которой каждое достижение ребенка или его проступок обязательно влечет за собой какую-либо реакцию со стороны воспитателя и классного коллектива. Поощрение выражается не только в отметке, но и в положительной оценке поступка взрослыми, поздравительными карточками, аплодисментами в классе, коммуникативным письмом родителям, благодарностью ребенку и его семье на торжественных церемониях. Точно также и коррекция поведения возможна в разнообразной форме. Обязательное правило – нарушения поведения не караются отметкой.

·   С системой поощрения и коррекции тесно сопряжены школьные, классные праздники и традиции, основное назначение которых - закрепить достижения учеников, сделать их достоянием школьного сообщества в целом, научить радоваться успехам других людей, формирование чувства причастности к достижениям класса.

·   Проектная деятельность классного руководителя и  учащихся, являющаяся не только стержнем образовательного процесса, но и богатейшим ресурсом для достижения успеха каждым участником. Это достигается не только за счет возможности свободного выбора темы, формы и способа организации проекта, но и тем, что в рамках проектной деятельности все участники получают возможность попробовать себя в различных социальных ролях, определить область своей наибольшей успешности, развить целый комплекс умений, без которых невозможна успешная жизнедеятельность в условиях современной, стремительно изменяющейся жизни.

Таким образом, обучение перестает быть основным видом деятельности классного руководителя; акценты в целях деятельности смещаются на организацию образовательно-воспитательной среды, обеспечивающей становление ключевых компетенций, среди которых являются:

1) предметные компетенции (базовые умения, обеспечивающие социальную адаптацию).

2) личностные компетенции (умения самоорганизации, самореализации);

 3) социальные компетенции (умения взаимодействовать);

              Содержание воспитательной деятельности по          программе.

    В соответствии с концептуальными основами в основу тематического планирования воспитательной работы положены четыре ориентира деятельности:

  1. Мы изучаем историю (ориентир на воспитание гражданственности и патриотизма, верности своему Отечеству, формирование целостного представления о Российской истории)

  1. Мы познаем наш край (ориентир на привлечение к поисковой и исследовательской деятельности )

  1. Мы изучаем русские традиции (ориентир на формирование потребности не только изучать,узнавать но и следовать русским традициям)

Взаимодействие «Мы» по каждому ориентиру способствует формированию умения работать в коллективе, помогает стать воспитанникам сплоченной командой, умеющей постоять за себя и друзей в чрезвычайных обстоятельствах.

        Механизм реализации программы предполагает обеспечение ряда  условий. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка, прежде всего, необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

   Учителя

истории

     Педагог-  

     психолог

Педагоги дополнительного образования

   

                                                                                     

Библиотека

  Наш коллектив

Социальный педагог

Музей-усадьба «Мураново»

Воинская часть

 № 20007,№03523

    Родители

                     Содержание деятельности этапов программы.

Направление.

1 класс.

2 класс.

3 класс.

4 класс.

Мы изучаем историю.

Символы России.

Наша история в семейном альбоме.

«Ветеран, живущий рядом»

Военно-патриотическая игра «Зарничка.»

Мы познаем наш край.

Проект «Софрино-1 наша  маленькая Родина.»

Проект «Куда течет речка Вязь.»

Проект «Пушкино-жемчужина Подмосковья.»

Проект «Подмосковье на север от Москвы.»

Мы изучаем русские традиции.

Русская матрешка.

Русский фольклор.

История ремесел,трудовая деятельность.

Русские народные праздники.

.

                                  Ожидаемые результаты

  1. у учащихся сформируются целостные представления о Российской истории

  1. удастся привлечь учащихся к поисковой и исследовательской деятельности

  1. развитие у учащихся нравственной и гражданской ответственности за родных и близких, за свои дела и поступки, за людей, живущих рядом

  1. учащиеся приобретут практические навыки экологической деятельности

  1. учащиеся смогут ощутить себя полезными людям и обществу

  1. учащиеся будут готовы к выбору в пользу здорового образа жизни

  1. участники программы научатся работать в коллективе, смогут стать сплоченной командой, умеющей постоять за себя и других в чрезвычайных обстоятельствах

  1. в ходе реализации программы произойдет развитие у учащихся творческого и практического мышления, трудовых умений и навыков, что послужит основой для самореализации в будущей профессиональной деятельности

  1. удастся привлечь родителей к жизнедеятельности коллектива, они станут активными участниками воспитательного процесса.

-Развитие:

- ключевых компетентностей, связанных с успешностью личности в быстроменяющемся мире;

-базовых компетентностей, отражающих специфику общего образования;

- раскрытие потенциалов воспитанников:

  1. Нравственный потенциал:

- Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «творчество», «любовь». Чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою родину.

- Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей. Активность в общешкольных и классных делах.

  1.  Образовательный потенциал:

- Желание и готовность продолжить самостоятельном добывать новые знания и представлять результаты, проявлять творческую активность, соблюдать правила и законы

  1. Коммуникативный потенциал:

- Владение умениями и навыками культуры общения, способность поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в разных ситуациях, вести диалог.

  1. Культурный потенциал:

- Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в посещении театров, выставок, концертов, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими.