Всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия" "Бородинская битва-русская доблесть и слава"
методическая разработка (3 класс) по теме
Внеклассное занятие в з классе посвящено 200-летнему юбилею Бородинского сражения. Учащиеся не только узнают подробности этих событий, но и проверяют свои знания в конце занятия в виде викторины и веселых эстафет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhiv_winrar.rar | 203.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс
«Недаром помнит вся Россия»
БОРОДИНСКАЯ БИТВА –
РУССКАЯ ДОБЛЕСТЬ И СЛАВА
ГАЛИМОВА АЛЬФИРА АНГАМОВНА
МБОУ «ПЕТРОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
БУИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
- Прочитайте фамилии
- Пушкин, Крылов, Толстой, Кутузов, Пришвин.
Кого можно выделить из этого списка? Почему?
Что вы знаете об этом человеке?
- Презентация ученика «Да, были люди в наше время» (Биография М.И. Кутузова)
- А кто возглавлял французскую армию?
- Наполеон
(Показ портрета Наполеона)
- Сообщение ученика:
Наполеон Бонапарт родился 15 августа 1769 года в Аяччо на острове Корсика. Еще мальчиком он отождествлял себя с великими героями древней истории, о которых он читал. Ему было всего лишь 16 лет, когда он окончил военную академию в Париже.
Он пользовался большой популярностью среди своих подчиненных. Его иначе как “великий император”, ”великий полководец” не называли, хотя это был человек маленького роста, а все его генералы были выше его на целую голову. Наполеон мечтал покорить весь мир. Много государств покорилось ему – он завоевал почти все страны Европы. Но ему этого было мало. Огромные просторы России манили его.
- Посмотрите внимательно, как пришла в Россию французская армия
(Рассматривание картины)
- Сравним численность российской и французской армии
Французская армия - 600 000 человек
Русская армия - около 230 000 человек
Во сколько раз превышала численность французов?
- Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
- Как продвигались военные действия в начале вторжения французов в Россию?
(Русские отступали)
- Как вы думаете, почему?
(Учащиеся высказывают свои предположения)
- И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться, где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
- О каком поле идет речь?
(Бородинское поле)
- А почему оно так называется? И почему именно это место выбрал Кутузов для сражения?
(показ картины с изображением села Бородино)
- Сообщение ученика:
Избранная в окрестностях села Бородино позиция имела важные преимущества. Ее правый фланг был надежно прикрыт высоким берегом реки Колоча, достигавшим более чем 20-метровой высоты. Холмы и курганы были удобны для артиллерийских батарей. Большинство притоков реки Колоча — речка Война, ручьи Семеновский, Каменка, Огник и другие — пересекали Бородинское поле с юга на север, на их берегах рос густой кустарник, и здесь могли быть подготовлены позиции для стрелков. В глубине позиции местность была лесистой, и здесь могли скрытно расположиться сильные резервы. Левый же фланг подходил вплотную к лесу, поросшему густым кустарником и местами заболоченному. Лес прикрывал русскую позицию слева и являлся естественным препятствием для неприятельской пехоты и конницы в случаи их попытки совершить обход русских войск с этой стороны.
- И вот наступило 8 сентября 1812 года. Это была великая битва, которая по своим масштабам, упорству сражающихся и кровопролитию не знала себе равной.
Восемь раз поднимались французы в атаку, но безуспешно. Русские сражались не на жизнь, а насмерть. Это было страшное сражение.
(Рассматривание картины с изображением бородинского сражения
Чтение отрывков учащимися:
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Только темная ночь остановила бой! Потери русских солдат в Бородинской Битве были огромны.
(Русские – 45 тыс. человек, но и французы потеряли 58 тыс. человек)
Моральная победа была на стороне русских.
Стараясь сохранить русскую армию, Кутузов решает отступить, оставив Москву французам:
“С потерей Москвы еще не потеряна Россия, а с потерей армии Россия потеряна”, - эти слова Кутузова вошли в историю.
2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло и население, сжигая дома и истребляя все запасы продовольствия.
(показ картины с изображением горящей Москвы)
Наполеон торжествовал. Он вступил в опустевший город. Но московский пожар и мародёрство истребили все запасы продовольствия. Французам нечего было есть. Они мерзли и голодали. И тогда Наполеон решил уйти из Москвы.
А Кутузов в это время, пополнив войска, запасы и вооружения, готовился дать новое сражение. В городах шло формирование народных ополчений в помощь армии.
- Что такое народное ополчение? Вспомните события русской истории, когда созывалось народное ополчение. (Ополчение – военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии на добровольных началах. Народное ополчение созывалось в начале XVII в. для изгнания поляков из Москвы и России.)
Народное ополчение сыграло большую роль в разгроме французской армии.
- Как называли по-другому ополченцев?
- Партизаны.
(Рассматривание картины с изображением народных ополченцев)
Началось отступление французской армии по смоленской дороге, инициатива в войне окончательно перешла в руки русских войск. Покидая Москву, французский император имел в строю 100 тыс. воинов, выходя из Смоленска – около 50 тыс. человек. За армией тянулось около 30 тыс. безоружных воинов.
(Показ картины с изображением отступления французской армии)
Так и не удалось Наполеону покорить Россию. Бросив остатки своей армии, он бежал в Париж.
В первый день Нового, 1813 года в Петербурге прогремел салют в честь полного освобождения России. 6 января 1813 года царь Александр I издаёт манифест об окончании войны.
А теперь вспомним и подведем итоги нашего занятия.
Представьте себя участниками знаменательных событий 1812 года. Вы тоже можете внести свой вклад в победу русского народа над армией Наполеона. Нужно показать знания событий этих дней, проявить быстроту, ловкость, сноровку и умение преодолевать различные препятствия.
Сейчас вы окажетесь в самой гуще Бородинских событий.
Соревнования команд.
1 команда «Народное ополчение» 2 команда «Регулярная армия»
Вопросы для команд:
- Когда началась война с французами?
1941г., 1812г., 1945г.
- Кто был командующим русских войск?
Суворов, Жуков, Кутузов
- Кто привел французскую армию в Россию?
Гитлер, Наполеон, Батый
- Каков был характер войны для России?
Захватническая война, освободительная война, гражданская война
- Где произошло выдающееся сражение?
Бородино, Смоленск, Москва
- Почему выбрали именно это место?
- Почему Кутузов решил оставить Москву?
- Война 1812 года носила народный характер. Докажите.
Эстафеты.
- «Артиллеристы»
- Попасть мячом в корзину
- «Конники»
– Обежать стул верхом на коне (спортивная палка)
- «Сооружение укреплений»
– построить из подручных материалов укрепления
- «Переправа»
– перейти на другой берег, переставляя вперед листы бумаги
- «Стрелки»
- сбить кегли
- «Победа»
– Кто быстрее водрузит знамя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мужества "О подвигах, о доблести, о славе"
Урок мужества посвящён защитникам города Сталинграда, великой битве на Волге. Мероприятие сопровождается презентацией....
"О чем рассказал бородинский хлеб" на конкурс "Недаром помнит вся Россия"
Работа представляет собой презентацию, в которой рассматривается версия возникновения рецептуры и названия бородинского хлеба. Основную часть работы занимает рассказ о герое ...
"Недаром помнит вся Россия..."Классный час к 2оо-летию Бородинской битвы.
Мероприятие, проведенное в рамках празднования 200-летия Бородинской битвы....
Презентация «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (1сентября - урок окружающего мира в 4 классе, посвященный 205-й годовщине Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 года)
Презентация «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (1сентября - урок окружающего мира в 4 классе, посвященный 205-й годовщине Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 г...
Классный час по теме «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (1сентября - урок окружающего мира в 4 классе, посвященный 205-й годовщине Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 года)
Классный час по теме:«Недаром помнит вся Россия про день Бородина»(1сентября - урок окружающего мира в 4 классе, посвященный 205-й годовщине Бородинского сражения в ходе Отечественной войн...
Кемерово - город трудовой доблести и славы Кузбасса и России.
Материал для учащихся 1-4 классов....
Урок города «Кемерово - город трудовой доблести и славы Кузбасса и России»
laquo;Кемерово - город трудовой доблести и славы Кузбасса и России»...