педсовет "Планирование работы классного руководителя"
презентация по теме
Выступление на педсовете о планировании работы классного руководителя начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_raboty_klassnogo_rukovoditelya__pedsovet.docx | 47.19 КБ |
programma_vospitatelnoy_raboty_v_klasse._prezentaciya.pptx | 175.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование работы классного руководителя
Для большинства классных руководителей планирование – это не очень приятная, простая и понятная процедура. Многие считают, что план нужен администрации школы, и потому составляют его формально и не находят в этом своего интереса и смысла.
Конечно, план классного руководителя – это только часть его работы, и отношение к планированию зависит от отношения учителя к воспитанию учеников вне урока. Большинство педагогов понимают значение такой работы и относятся к ней, по крайней мере, добросовестно, а многие находят в ней и большой личностный смысл и удовлетворение.
Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми.
Начиная работу по планированию воспитательной работы в классе, прежде всего, важно осознать место и суть этого плана в системе деятельности самого классного руководителя, иначе говоря, ответить на вопросы: зачем, как и что планировать.
Цель нашего педсовета: Выработать структуру воспитательной программы классного руководителя, поделиться опытом планирования наших классных руководителей, которые имеют рабочий план воспитательной деятельности, помогающий составить воспитательную систему класса, написать развёрнутую характеристику воспитанникам, иметь полную картину развития личности учеников.
Планирование, необходимое в первую очередь классному руководителю, а не администрации школы, является насущной частью его профессиональной деятельности в работе с детьми.
Первое с чего необходимо начать планирование – это изучение основных законов государства в области образования и локальных актов школы. А это: закон РФ “Об образовании”, “Конституция РФ”, “Конвенция прав ребёнка”, “Устав ОУ”, положение о классном руководителе.
Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива, родителей учащихся и общественности, осмыслении ими целей и задач своей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой. Нашим педагогическим коллективом был разработан удобный вариант организации планирования. Он позволил единообразно построить планы воспитательной работы всех классных руководителей школы.
Структура плана воспитательной работы классного руководителя:
- Анализ воспитательной деятельности за прошедший учебный год (если с классом работали ранее).
- Воспитательные цели и задачи на предстоящий период работы, основанные на анализе воспитательной деятельности и диагностики классного коллектива на начало учебного года.
- Характеристика классного коллектива совместно с социальным паспортом класса.
- Жизнедеятельность классного коллектива.
- Работа с родителями учащихся.
- Индивидуальная работа с учащимися (индивидуальная карта ученика, портфолио)
- Работа с учащимися из “группы риска”.
- Взаимодействие с учителями – предметниками.
- Педагогические наблюдения.
- Литература для проводимых мероприятий.
Анализируя воспитательную деятельность за прошедший период, педагог выясняет, что сделано с классом:
А) количество проведённых мероприятий, формы и методы проводимых мероприятий, их результативность, влияние на классный коллектив, в общем, и в частности на отдельных воспитанников, которые находятся у педагога на контроле;
Б) работа с органами самоуправления – активность общая и отмечаются отдельные активисты по классу и школе;
В) работа с родителями – формы работы, их эффективность, результаты совместных КТД, активные родители, на которых опирается в работе педагог;
Г) работа с общественностью – какие структуры были задействованы, насколько эффективно сработано это взаимодействие, формы работы;
Д) итоговые выводы по анализу воспитательной деятельности с классом – какие задачи в процессе работы решены и что не удалось выполнить полностью и почему.
Сделав вывод, классный руководитель видит: над, чем необходимо ему работать в этом году, какие цели и задачи поставить на будущее.
Целеполагание – важнейший компонент любой осознанной педагогической деятельности. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы деятельности педагога. В работе классного руководителя целеполагание имеет исключительно большое значение. Классный руководитель может поставить перед собой, детьми, родителями и учителями разнообразные цели: глобальные и частные, ближайшие, средние и далёкие, стратегические и тактические.
Необходимо при целеполагании опираться на пожелания учащихся (Приложение 1) и учитывать следующие требования:
- реальность – выдвижение и обоснование целей, с учётом возможностей конкретной ситуации;
- преемственность – осуществление связей между целями и задачами на каждом этапе деятельности;
- согласованность и непротиворечивость – включение в процесс целеполагания всех участников деятельности;
- конкретность – направленность на достижение результата, который можно “измерить”;
- диагностичность – выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей всех участников педагогического процесса.
Цели и задачи сформулированы и теперь необходимо ещё раз составить характеристику своего классного коллектива. (Приложение 2)
Жизнедеятельность классного коллектива строится по типу линейно-хронологического плана, где содержится перечень мероприятий, расположенных понедельно. Также определяются приоритетные направления воспитательной деятельности, исходя из цели работы школы.
Мероприятия желательно планировать, исходя из социального заказа родителей, пожеланий учащихся и потребностей современного времени. Поэтому, чтобы в будущем легче было отслеживать эффективность проводимых воспитательных дел, педагогу желательно вести страницу “Педагогические наблюдения”, где фиксирует результативность проводимых мероприятий, эффективность выбранных форм и методов, участие детей, родителей и общественности в реализации запланированных дел.
Но при этом важно не перегружать план. В месяц разумно проводить два классных часа (время классного руководителя для работы с классом в любой форме – организационный и тематический) и одно коллективное дело. Остальное время отводится на индивидуальную работу, встречи с родителями, учителями и текущие дела по заполнению документации классного руководителя.
Проводимые воспитательные мероприятия, классный руководитель накапливает в своей методической копилке – это конспекты бесед по различным тематикам, планы КТД, сценарии и т.д..
Работа с семьей предполагает наличие “Карты семьи” (Приложение 3), тематику родительских собраний, работу с классным родительским комитетом. Отдельно фиксируются протоколы родительских собраний и заседаний родительского комитета. Как и при планировании воспитательной работы с классным коллективом, так и в работе с родителями, педагог записывает основную использованную методическую литературу для тематических мероприятий. Кроме классного руководителя, родительские собрания и классные мероприятия с воспитанниками планируются в работе социального педагога школы, валеолога и медицинского работника, заместителей директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе.
Индивидуальная работа с учащимися необходима для отслеживания развития личности каждого воспитанника. Для этого разработана “Индивидуальная карта ученика”, где фиксируются его психо-физиологическое, интеллектуальное и нравственное развитие (Приложение 4). “Портфолио ученика” - это, как правило, отдельная папка, в которую ученик вносит свои достижения по разделам:
- Резюме-знакомство
- Мои учебные успехи
- Научно-исследовательская и другая внеурочная деятельность
- Сундук регалий – грамоты, дипломы, медали, благодарности и др.
Помощь по заполнению “Портфолио” оказывают родители, педагог контролирует наполняемость данной папки.
Раздел, необходимый в работе педагога, - работа с учащимися из “группы риска”. Современная жизнь поставила многих подростков в условия необходимого выживания, поэтому некоторые из них попадая в сложные жизненные ситуации, ведут себя неадекватно. В результате – учёт классного руководителя, социального педагога и даже комиссии по делам несовершеннолетних. Педагог внимательно следит за развитием такого ребёнка, намечая индивидуальный план работы с ним, записывая встречи и беседы с таким учеником, давая необходимые советы воспитаннику и его родителям, подводя итоги такой индивидуальной работы.
Работа с учителями – предметниками строится не только на консультации о слабо и хорошо успевающих учениках, но и отслеживании учащихся “зоны повышенного внимания”, т.е. ребят, к которым необходим индивидуальный подход в связи с их психо-физиологическими особенностями, ребят, которым необходима индивидуальная консультация по тому или иному предмету.
По существу, создание плана воспитательной работы классного руководителя означает разработку проекта воспитательного процесса, в котором есть задачи воспитания и средства их достижения.
Хотелось бы отметить, что не так важна форма плана и количество дел в нём, важно другое: знать детей, любить их, терпеть. Это значит, что мы должны все время узнавать их, наблюдать, изучать специально и в ежедневном непосредственном общении. Любить – значит заниматься ими, проводить с ними время, организовывать их содержательные занятия. А терпеть – означает не спешить видеть их сразу такими замечательными, какими вы их хотите видеть. Надо уметь ждать. Всходы будут.
Приложение 1
Вопросы для обсуждения:
- Сравните наш класс «вчера» и «сегодня». Определите наши достижения и недостатки по основным направлениям работы.
- какие групповые дела за этот период вам понравились и почему, какие не понравились и почему?
- Что надо сделать, чтобы класс стал лучше? Какие групповые дела вы предлагаете провести и с какой целью? В чём будет ваше личное участие в них?
- Кто, по вашему мнению, лучше справится с обязанностями? Почему вы так считаете?
Приложение 2
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА
1. .Краткая характеристика микрорайона школы……………………………………….
2.Состав класса по возрасту:
3.Состав класса по полу: девочки (девушки)…………………………………………..
Мальчики (юноши)…………………………………………….
4.Неполные семьи (количество человек)……………………………………………….
5.Учащиеся с ослабленным здоровьем (количество человек)………………………..
6.Характеристика деятельности класса:
а)Какие виды деятельности предпочитают в классе: познание, труд, общение(подчеркните или допишите)…………………………………………………………………………
б)Могут ли учащиеся самостоятельно ставить цели своей деятельности……………………………………………………………………………
в)Мотивы участия школьников в деятельности класса (подчеркните, допишите): подражание другим, потребность в эмоционально близких контактах, потребность в самоутверждении, самореализации, стремление выделится, получение поощрения……………………………………………………………………………..
7.Характеристика взаимоотношений:
а)Количество микрогрупп: из 2 человек……, из 3 человек……. И т.д.
б)Количество микрогрупп в классе, включающих только девочек(девушек)-……;только мальчиков (юношей)…..; и тех и других-……
в)Какие основания для объединения в дружеские микрогруппы………………………….
г)Характер отношений между группами……………………………………………………
д)Краткая характеристика наиболее авторитетных групп(характер взаимоотношений в группе, преобладание ценностей нормы поведения)……………………………………
е)Краткая характеристика лидеров класса, входят ли они в официальный актив………………………………………………………………………………………
ж)Количество и краткая характеристика "отверженных" (в классе)…………………………………………………………………………………………
з)Есть ли в классе постоянно действующие: учебные группы , кружки, трудовые бригады ,другие группы (какие)……………………………………………………………………….
и)Какие нормы ,ценности главенствуют в классе…………………………………………….
к)Каковы традиции класса……………………………………………………………………..
л)Какие конфликты наиболее часто встречаются в классе, их причины, способы разрешений……………………………………………………………………………………
м)Какой тон ,настрой преобладает в классе………………………………………………….
8.Место класса в школе……………………………………………………………………….
а)Осознает ли класс себя единым целым……………………………………………………
б)В каких официальных общешкольных и внешкольных объединениях учавствуют учаащиеся класса (кружки,секции,студии)......................................................................
в)Какие дела предпочитает класс: общешкольные или классные..............................
.г )Каков характер взаимоотношений класса с параллельными классами,с младшими,со старшими....................................................................................................
д)В какие неформальные объединения вне школы входят учащиеся класса...........
Приложение 3
КАРТА СЕМЬИ
- Ф.И.О. родителей
- Тип семьи (полная, неполная, «материнская», многодетная, опекуны, альтернативная и т.д.).
- Возраст родителей
5. Образование (высшее у обоих, высшее у одного, среднее у обоих, среднее у одного, родители не имеют среднего образования) и социальное положение родителей
6. Уклад семейной жизни (благоприятный, противоречивый, неблагоприятный) Степень выраженности аморальных проявлений в семье:
- семья ведет здоровый образ жизни;
- один из родителей склонен к выпивкам, скандалам;
- у родителей эпизодические запои, семейные скандалы;
- частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей;
- повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей.
7. Характер эмоциональных отношений в семье:
- атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки;
- отношения ровные, но без эмоциональной близости;
- эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность;
- эмоционально-холодные, отчужденные отношения;
- напряженно-конфликтные отношения.
8. Степень выраженности асоциальных, стяжательских взглядов, убеждений в семье:
- семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей;
- духовные потребности недооцениваются
- для семьи характерна духовная, идейная индифферентность
- преобладают стяжательские настроения
- в семье не осуждаются нетрудовые доходы, допускаются любые средства достижения корыстных целей.
- Состав семьи (совместно проживающие)
- Жилищные условия (нормальные – благоустроенная квартира, собственный дом; неблагоустроенная квартира, комната в общежитии, другое). Из чего складывается доход семьи (приусадебный участок, подсобное хозяйство, занятие ремёслами, заработная плата, ЧП и т.д.)
- Увлечения родителей
- Конкретная помощь родителей школе, проблемные семьи
Приложение 4
Индивидуальная карта ребёнка
Национальность | |
2. Число, месяц, год рождения | |
хорошее удовлетворительное слабое патология хронические болезни. Вредные привычки | |
Отношение к учебе: охотное , избирательное, равнодушное, неохотное, крайне неохотное . | |
5. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности: - отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия; - к урокам готовится нерегулярно, под контролем взрослых; - отношение добросовестное, но без увлечения, не ради занятий, знаний, а ради оценок; - отношение сознательное, добросовестное, интерес проявляется избирательно, не ко всем предметам; - отношение увлеченное, сознательное, добросовестное. | |
6. Направленность личности ребёнка (цели, стремления, интересы, идеалы, отношение к людям, к себе, к труду) | |
7. Уровень тревожности | |
8. Волевые качества: Целеустремлённость Настойчивость Решительность Ответственность Самообладание Самостоятельность В какой степени проявляются | |
9. Темперамент | |
10. Внимание | |
11. Память | |
12. Мышление | |
13. Культура речи, засоренность речи нецензурными выражениями: - сквернословие, употребление нецензурных выражений в общественных местах, в присутствии противоположного пола, взрослых; - привычное сквернословие в кругу сверстников; - эпизодическое сквернословие "по случаю"; - осуждение сквернословия, избегание нецензурных выражений; - активное стремление к очищению речи, языка от сквернословия. | |
14. Психофизиологические особенности (исследования валеолога) | |
15. Воображение и творчество | |
16. Состав семьи: мать и отец, мать и отчим, одна мать (отец) , мачеха и отец , нет родителей . Тип семейного воспитания | |
17.Культура поведения (уровень воспитанности) Внешняя культура поведения. Внешний вид, культура поведения: - неряшливость, запущенность одежды, прически, отсутствие культурных навыков общественного поведения; - безвкусица внешнего вида, бравирование псевдомодной одеждой, прической, вульгарность манер; - безразличие к внешности, отсутствие эстетического начала в отношении к своему внешнему виду, к манере поведения; - аккуратный, подтянутый внешний вид, высокая культура поведения; - эстетическая воспитанность, развитое чувство вкуса, проявляющееся в одежде, поведении, манере держаться. | |
18. Положение в коллективе (межличностные отношения). Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении: - использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях; - слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения; - стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, преодоления трудностей, принятия решении, сопротивления среде и так далее; - хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности внешнего и внутреннего порядка; — сильные волевые начала, проявляющиеся не только на уровне саморегуляции поведения, но и в коллективе, в способности направлять коллективные общественно полезные действия. | |
19. Внешкольная занятость, уровень развития полезных интересов, знаний, навыков, умений (спортивные, трудовые, технические, художественные и т. д.) – индифферентность интересов, преобладание пустого время провождения; - интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера; - интересы и полезные занятия не получили самостоятельного углубленного развития, формируются больше под чужим влиянием; - интересы глубокие и разносторонние, но не закреплены в полезных знаниях, умениях, навыках; - глубокие интересы выражающиеся в самостоятельной работе по закреплению полезных знаний, навыков, умений. | |
20. Трудовая активность | |
21. Работа в органах самоуправления. Общественная активность: организатор коллективных дел активный участник коллективных дел пассивный участник коллективных дел не участвует в общественной жизни бойкотирует, дезорганизует коллективные мероприятия | |
22. Профессиональные намерения (для 7 – 11 классов по итогам анкетирования) Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений: – профессиональные планы и намерения отсутствуют из-за негативного отношения к труду; – планы и намерения отсутствуют по легкомысленности и бездумности; - планы неопределенные, иногда нереальные; - планы и профессиональные намерения в основном определились, но нет активной подготовки к будущей профессии; - профессиональные планы и намерения выражены четко, осуществляется ознакомление с будущей профессией, подготовка к ней. | |
23. Поведение в школе: примерное хорошее удовлетворительное неудовлетворительное состоит на учете в ИДН | |
24. Отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатия: - проявление жестокости по отношению к товарищам, к младшим, к слабым, к животным; - способность совершать жестокие поступки за "компанию", и под влиянием других, слабо развита способность сопереживания; - черствость, невнимательность в отношениях с одноклассниками, товарищами, родителями, учителями; - эмпатия, сопереживание по отношению к близким, родным, товарищам, выражающаяся в сочувствии, в стремлении помочь; - высоко развитая действенная эмпатия, выражающаяся в способности сопереживать и чужой боли, и чужой радости, чуткое реагирование на состояние других людей. | |
25. Самокритичность, наличие навыков самоанализа: навыков самоанализа и самокритичности не имеет и не стремится их развивать; - самоанализ может иногда возникнуть под влиянием осуждения окружающих; самоанализ отсутствует, либо слабо выражено критическое отношение; самоанализ и самокритичность проваляются, но не всегда выражаются в активных условиях по самовоспитанию; самоанализ и самокритичность являются основой программы самовоспитания и самосовершенствования |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
I. Пояснительная записка: • особенности класса и воспитанников; • особенности ближайшего социального окружения каждого ребенка и его взаимодействия со средой; • принципы отбора содержания и организации воспитательного процесса.
II. Воспитательные цели и задачи; III. Содержание и организация воспитательного процесса. 1 . Организация жизнедеятельности детского коллектива;( Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел ); 2.Сотрудничество в достижении воспитательных результатов;
Профилактическая работа. Работа с родителями Изучение условий семейного воспитания: Посещение семей и знакомство с ней в естественной неформальной обстановке, особенности семейного воспитания (беседы, анкетирование, творческие работы учащихся…);
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательной работе в классе ( родительские собрания, информация об уровне сплочённости и организованности класса, его успехах и неудачах, приглашение на уроки и внеурочные мероприятия);
Психолого – педагогическое просвещение родителей ( Знакомство родителей со справкой диагностики психолога ); Взаимодействие с родительским комитетом ( Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями дополнительного образования);
Совместная деятельность родителей и учащихся ( Формы: индивидуальные, групповые, коллективные .) 2. Работа с педагогами, работающими в классе Изучение учебной мотивации и учебных интересов учащихся и их учёт педагогами;
Сотрудничество педагогов с учащимися во внеурочной деятельности; Помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов; Привлечение учителей к участию в родительских собраниях;
3. Индивидуальная работа с учащимися класса Индивидуальная работа по коррекции поведения; Оказание помощи в выполнении своих обязанностей; Индивидуальные собеседования по итогам успеваемости;
Индивидуальные задания по оформлению класса к праздникам; Ведение тетрадей индивидуального развития; Работа с детьми группы риска;