Внеклассное мероприятие " В здоровом теле - здоровый дух"
методическая разработка (1 класс) по теме
Цели:
1. Углубить знания учащихся о человеке как части природы и о важном органе пищеварения - зубах.
2. Убедить учащихся в необходимости беречь зубы.
3. Дать детям советы по уходу за зубами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe__meropriyatie.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Устный журнал «Хорошие зубы- залог здоровья»
Задачи мероприятия:
1. Углубить знания учащихся о человеке как части приро ды и о важном органе пищеварения - зубах.
2. Убедить учащихся в необходимости беречь зубы.
3. Дать детям советы по уходу за зубами.
Оборудование:
1. Колокольчик.
2. Магнитофон и записи песен
3. Выставка «Берегите зубы!» (зубной порошок, зубная паста, зубная щетка, зубочистка и другие предметы для ухода за зубами).
4. Оборудование для опыта: стеклянная пластина, стакан с холодной водой, щипцы.
5. Стенд «Красивые зубы - красивая улыбка» (фотогра фии ребят).
Устный журнал
Учитель. Сейчас перед вами откроются страницы ус тного журнала «Хорошие зубы - залог здоровья». Наш журнал как настоящий, только его не читают, а смотрят и слушают. Журнал совсем короткий, но все же он сможет подсказать многим из вас, для чего нужны здоровые зубы. Итак, смотрите и слушайте устный журнал «Хоро шие зубы - залог здоровья». А сейчас, друзья, давайте улыбнемся друг другу - и в путь!
Звучит запись песни «Улыбка».
Учитель. Всякий раз, как звенит колокольчик, будет от крываться новая страница нашего журнала. (Звон в ко локольчик.)
Первая страница «Человек - часть природы»
Учитель. Самое сложное и удивительное из всего, что есть на Земле, - это человек! Человек - часть природы, ее животного мира: он дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети. Человек мыслит, обладает речью, трудится. Организм человека состоит из органов, которые работают согласованно, слаженно. Ответьте на вопросы:
- С помощью какого органа вы видите, что нарисовано в книге?
- С помощью какого органа вы узнаете о том, что за пел соловей, залаяла собака?
- Какой орган помогает вам почувствовать запах хлеба, цветка, духов?
А теперь - загадки. Загадки:
1. Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, гла за, уши.)
2. Всю жизнь ходят наперегонки, а обогнать друг друга не могут. (Ноги.)
3. У двух матерей по пяти сыновей, все на одно имя. (Руки и пальцы.)
4. Белые силачи рубят калачи. (Зубы.)
5. Около проруби сидят белые голуби. (Зубы.)
Учитель. Знать свой организм нужно для того, чтобы сохранять и укреплять здоровье.
Логическое задание «Личные вещи».
Второе страница «Мы и наши зубы»
Учитель. Человеческий детеныш рождается беззу бым. У маленьких детей первые зубы появляются в воз-
расте 6-8 месяцев. К двум годам у детей появляется 20 зубов. Эти зубы называются молочными.
С возраста 6-7 лет и до 12 происходит замена молоч ных зубов постоянными. У взрослого человека вместо 20 молочных появляется 32 постоянных зуба. Они более ши рокие и образуют сплошной ряд. Эти зубы надо беречь: больше зубов не вырастет,
Чем же покрыты наши зубы? Зубы покрыты эмалью. Эмаль придает зубам красивый блеск. Эмаль зуба - это самая прочная часть тела. Она предохраняет зубы от по вреждений и заболеваний. Но она со временем разруша ется. Отчего может разрушиться эмаль зубов?
Проведем опыт, комментируя при этом свои дей ствия.
Учитель. Возьмем кусочек стекла, нагреем его на огне, потом опустим в стакан с холодной водой. Что произой дет со стеклом? Стекло треснет.
Эмаль зубов может так же растрескаться от резкой смены горячей и холодной пищи. Берегите эмаль зубов от резкой смены температуры!
Какое значение в жизни человека имеют зубы? Зубы -это очень важная часть пищеварительного канала. Зуба ми человек откусывает и пережевывает пищу. Больные зубы могут быть причиной разных заболеваний.
Третьи страница «Болят зубы - скорее к врачу!»
Учитель. Самая распространенная болезнь зубов -
это кариес. Кариес - разрушение зуба с образованием в нем полости (дырки). Раньше эту болезнь зубов назы вали костоедой, потому что происходит постоянное раз рушение, как бы поедание, зуба. Кариес особенно широ ко распространен там, где питьевая вода и пища содер жат мало фтора. Лечение зуба практически безболезнен но, если кариес только начинается. Поэтому при появле нии в зубе даже небольшой дырки, нужно сразу же обра титься к врачу стоматологу.
Ученик читает стихотворение И. Демьянова «Плачет Костя».
Плачет Костя: ноют зубы.
Чистить зубы он не любит
Ни снаружи, ни внутри -
Разболелись сразу три!
Вот сверло жужжит от злости,
Зуб сверлит, ругает Костю:
«3-зубы чис-с-стить ты не л-л-любишь,
Вот со мной и стал з-знак-к-ком!
Чис-сти з-зуб-бы,
Чис-сти з-зуб-бы!
Пор-р-рош-ком,
Пор-р-рош-ком!!!»
Знакомство с экспонатами выставки «Берегите зубы!». Рекомендации врача стоматолога.
Учитель. Детская зубная паста вкуснее и нежнее, чем для взрослых. Например, паста «Дракоша» со вкусом ма лины, клубники. Для профилактики кариеса нужно чистить зубы дважды в день - утром и вечером.
Четвёртай страница «Полезные советы»
Учитель. Чтобы не болели зубы и не воспалялись дес ны, нужно полноценно питаться: есть много зеленых овощей, свежих фруктов, мясо, курицу, рыбу, яйца, пить поболь ше молока. В вашем возрасте надо выпивать не менее 3-4 стаканов молока в день. Если вы будете регулярно есть все эти продукты, то получите все необходимые мине ральные вещества и витамины.
Витаминов в продуктах не видно, но они там есть и очень нужны человеку. Не будет в рационе витамина А -ты начнешь хуже видеть; не будет витамина С - станешь слабым, выпадут зубы; а когда нет в пище витамина В -человек плохо спит и много плачет.
Не ешьте слишком много конфет и не слишком увле кайтесь сладкой газированной водой. Пейте натуральные соки овощей и фруктов. В нашем меню обязательно дол жны быть салаты из овощей.
Сценка «Бабушкин гостинчик»
Бабушка. Здравствуй, внучек! А я тебе гостинчик при несла. Очень полезный для зубов. Угадай, что здесь?
Учитель. Потрогал Илюша бабушкин кулек: в нем что-то круглое, твердое, на маленький апельсин немного по хожее... и нет, не угадал! В кульке оказалась репка. А ба бушка сказала...
Бабушка. У нас в деревне ребятишки любят хрумкать репку, морковку, капустную кочерыжку. Овощи чистят и ук репляют зубы. А у сластен, у тех, кто лакомится вафлями, печеньем, булочками, конфетами, зубы-то чаще всего и болят.
Учитель. Почему же полезно есть сырые овощи и фрукты? Сырые жесткие овощи (морковь, огурцы) и твер дые фрукты (яблоки, груши) хорошо очищают зубы от прилипших кусочков пищи и укрепляют десны. Лук и чес нок уничтожают гнилостные бактерии в полости рта. Све жие овощи, фрукты и ягоды содержат много витаминов, необходимых для организма человека.
А как вы, ребята, думаете, можно ли:
- ковырять в зубах булавкой, иголкой и другими метал лическими предметами?
- грызть зубами орехи, твердые конфеты?
- откусывать нитки?
- держать в зубах иголки и гвозди?
- открывать зубами бутылки с газированной водой? Если нельзя, то почему? Послушайте
маленький рассказ «Щелк - орех раскололся».
Рассказ
Рассказ читают по ролям трое учеников:
- Во какие у меня зубы! - похвастался Гриша и вынул из скорлупы отличное ядрышко.
- И я так могу! - не выдержал Саша. Положил орех между зубами. Напрягся. Никак. Еще сильнее напрягся. Щелчка не получилось.
- Ой, ой, ой! - закричал Саша. Орех остался цел, а на ладошке лежал... зуб.
Учитель. Нет, зубы - не щипцы для колки орехов! А ведь бывает, что ребята зубами и бутылки с лимонадом открывают, и даже... гвозди вытаскивают. Но это случа ется не так уж часто. А вот леденцы грызут многие. У нас зубы еще не очень крепкие, и поэтому леденцы для них опасны. А если между зубами застряло мясо или рыба, то нужно пользоваться не иголкой, а зубочисткой. (Демонст рирует зубочистку.)
Пятой страница «Кто как кусает»
1-Й чтец. Полосатая злодейка
Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку...
Не проглотит лишь ерша. (Щука.)
Учитель. Всем известна кусака щука! Рот у нее боль шой, а в нем полным-полно мелких и острых зубов. Растут они на верхней и нижней челюстях в несколько рядов, все направлены назад - ужас! Только без таких зубов щуке не прожить: ведь ловит она скользкую рыбу в твердой чешуе, трудно ее удержать в пасти, того и гляди вырвется.
2-й чтец. Вьется веревка, на конце головка. (Змея.)
Учитель. Ядовитые змеи гадюки кусают, когда напада ют на добычу: мышей, лягушек - или когда защищаются. На верхней челюсти у них растут два ядовитых зуба. При укусе именно через эти зубы впрыскивается в ранку жер твы яд. Это зубы-шприцы. Может пострадать от яда га дюки и неосторожный человек. Если вы встретите змею в лесу, не трогайте ее и обойдите. Ядовитые змеи очень полезны. Не обижайте их, и вас не укусят!
3-й чтец. Эти строители -Речные жители. Пилят древесину, Строят плотину. (Бобры.)
Учитель. У бобров зубы - стамески. Они всю жизнь ими грызут, и всю жизнь резцы острые и постоянно растут. И у бобров, и у белок, и у сусликов, и у мышей-полевок.
Шестой страница «Берегите зубы!»
Учитель. Здоровые зубы украшают лицо человека, способствуют правильной и красивой речи.
Знакомство со стендом «Красивые зубы - красивая улыбка».
4-й чтец. Улыбнитесь пошире,
И пусть все видят, что ваши зубы, Согласно словарю эпитетов, -Крупные и ровные,
Острые и частые, Твердые, жемчужные, Белые, клыкастые, Мраморные, крепкие, Самые смехастые.
5-й чтец. Если зубы вдруг смогли бы говорить, То они б нас тут же начали учить: «Ты нас чисти, чисти, чисти, не спеши, И снаружи и внутри нас почеши».
Учитель. Чтобы ваши зубы были именно такими, вы должны ухаживать за ними, выполнять советы и рекомен дации стоматологов. Каждый из вас должен иметь свою зубную щетку и чистить зубы утром и вечером.
Вопросы для итоговой беседы:
1. О чем мы вели сегодня разговор?
2. Сколько молочных зубов у человека? А постоянных?
3. Как правильно ухаживать за зубами?