Классный час «День птиц»
классный час (3 класс) по теме

познакомить  учащихся с многообразием  пернатых; научить выделять признаки сходства и различия у птиц; формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; развивать познавательный интерес; прививать бережное отношение к родной природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_den_ptic.docx38.28 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  «День птиц»

  1. Цели: познакомить  учащихся с многообразием  пернатых; научить выделять признаки сходства и различия у птиц; формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; развивать познавательный интерес; прививать бережное отношение к родной природе.

Оборудование: компьютер, экран, шапочки с нарисованными птицами, кроссворд

Презентация

                           Звучит запись «Голоса птиц». (слайд 1)

Учитель Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают   пернатые друг с другом и с нами. Давайте послушаем. Разные птицы подают голос по – разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.  

        - Синь-синь!- посвистывает синица.

                   - Чи –чи ! Чи-чи!- вторит ей чиж.

        - Гра-гра!- представляется грач.

        - Сквор – сквор! – поют скворцы.

        - Ку-ку! Ку-ку!- зовёт кукушка.

(слайд 2)

1 ученик:  Весна идет!

Рассеялись туманы-

Кто знает, где теперь их пелена

И вновь видны луга, поля, поляны.

Весна идет!

В наш край идет весна!

2 ученик: Весна идет!

Уже расцвел подснежник-

Зовет весь мир очнуться  ото сна

Снимают горы белые одежды.

Весна идет!

В наш край идет весна!

1 ученик 

                Добрый день, дорогие ребята! Вот и наступила весна: снег растаял, пробивается травка. С приходом весны возвращаются перелетные птицы. Начиная с 1923 года школьники нашей страны ежегодно в марте – апреле проводят традиционный День птиц.

2 ученик   Птицы – удивительные существа. Они такие разные. Привлекают нас своим ярким, причудливым оперением, мелодичным пением, движениями, стремительным полетом, и, конечно, загадочным образом жизни.

1 ученик   Характерное свойство подавляющего большинства птиц – способность летать. Птицы летают превосходно благодаря особенностям перьев. Перо -  чудо искусства природы. Форма перьев, их расцветка и узоры придают птицам совершенно разный облик. Пестрое оперение птиц помогает им прятаться от врагов, находить своих сородичей и привлекать особей другого пола.

2 ученик  Птиц очень много. И все они разные. Они отличаются по окраске, величине, повадкам. А знаете ли вы, что самой крупной птицей в мире является африканский страус. Его рост достигает 2,75 м, а масса – 90 кг. В нашей стране самой крупной птицей можно считать дрофу.

Самые  маленькие птицы в мире – колибри. Их вес всего 1,6—1,8 грамма.

            А сейчас мы с вами послушаем рассказ о птице, которая селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье.

Что это за птица? (аист) (слайд 3)

Рассказ об аисте.

1 ученик - Как называются птицы, которые улетают в теплые края? ( перелетные) 
- Назовите этих птиц.(скворцы, жаворонки, грачи, лебеди, ласточки…) 
- А кто же прилетает из теплых краев первым? Кто это, если  
(слайд 4)

Всех перелетных птиц черней,

Враг личинок, друг полей,

       Взад- вперед по пашне вскачь

И зовется птица (грач)

2 ученик -Грачи прилетают одними из первых на родину. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строить гнезда. Строят свои гнезда очень высоко, чтобы не достала кошка. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Так они меняются, иначе гнездо займет другая пара птиц. 

1 ученик


А это, что за птица?

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его ….(скворец)  (слайд 5)


      2 ученик - А вслед за грачами прилетают скворцы – гонцы весны. Первыми из жарких стран прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьев. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.

     1 ученик  -Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, потешно шествует он за плугом. Выдергивает из отваленных пластов земли дождевых червей и жучков. Осенью, правда, стаи скворцов совершают налеты на caды. Но этот вред несравним с той пользой, которую они приносят, выкармливая птенцов. Летом за долгий световой день оба родителя прилетают к гнезду до 300 раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жуков и червяков уничтожит одна пара скворцов. Скворец еще и пересмешник. С поразительной похожестью умеет он передать все, что услышит в дальних своих странствиях. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц и их песенки, но и отчаянный мальчишеский свист, кваканье лягушек, рычание собаки и даже скрип тележного колеса. Звучит запись пения скворца.                  

 2 ученик

 Как вы думаете, почему скворечники не делают из фанеры и не        выстругивают внутреннюю сторону «птичьих домиков»?

- Чтобы птичье жилье не было слишком шумным, чтобы птицам было легче выбираться из домика с неровными стенками.

 - Где устраивают себе гнезда скворцы, которым не хватило скворечников?

- Скворцы устраивают себе гнезда в дуплах, рощах, садах.

1 ученик

          

          Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Домик лепит под окном

Из травы и глины.         (Ласточка)     (слайд 6)

 

2 ученик Ласточки прилетают в середине мая. Её легко узнать по черному оперению и белой грудке. Лепят гнезда ласточки под крышами домов, делая узкое горлышко, чтобы не за6ралась в гнездо кошка. Строительный материал - его много: грязь, глина, а склеивается все слюной самой птицы. У ласточки быстрый непрерывный полет, она не просто летает, а ловит в воздухе мух и комаров.

1 ученик

           Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.   (Кукушка)       (слайд 7) 

Сценка “Добрая”. 

 На головах одеты шапочки с нарисованными Кукушкой и Мухоловкой.

- Что же ты плачешь, Мухоловка? Бедненькая!

- Как же мне не плакать. Было у меня в гнезде пять яичек, осталось, четыре. Сойка одно утащила!

- Ах, душегубка! Ах, негодница! Ах, мерзавка! Не плачь, Мухоловочка, я помогу твоему горю. Я тебе свое яичко положу.

- Нет, нет, нет! Прошлое лето одна кукушка помогла вот так мне, так я всех своих деток лишилась. Вылупился кукушонок-злодей и всех моих деток из гнезда выкинул! Знаю я тебя, помощницу. Пролетай, пролетай!

- Почему Мухоловка отказалась от помощи?

2 ученик - Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой-нибудь маленькой птичке. И вот у хозяина гнездышка появляется прожорливый кукушонок. В отсутствие своих приемных родителей он выталкивает из гнезда братишек и сестренок, и тогда птицам ничего не остается, как выкармливать его одного. Птица эта большая и окрашена в коричневый цвет.

1 ученик

       Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это?   (Соловей)             (слайд 8)

2 ученик  Соловей — неприметная серая певчая птица. Зимует в Африке. Обитает в кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда строит на земле или очень низко, в кустах. Яйца зеленоватые или голубоватые в крапинку.

1 ученик

                        Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт

Вошли в стихотворения.  (Жаворонок)              (слайд 9)

  1. Ученик  Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Жаворонок — маленькие птички, живущие на земле. По земле они не прыгают, а бегают. На земле они также и гнездятся, найдет жаворонок ямку  где – нибудь в поле, поросшем реденькой травой – вот и гнездо,  откладывая в гнездо пятнистые яйца. Едят жаворонки семена растений и насекомых.

(слайд 10)

Лебедь. Оперение лебедей по своей окраске бывает либо чисто белое, либо серого или чёрного цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами.

(слайд 11)

А сейчас ребята расскажут нам разговор и просьбу пернатых друзей.

Стихотворение З.Александровой.

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов,

Я знаю все, о чем поют

Щегол и реполов.

Поют на ветке соловей,

Малиновка и дрозд:

Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнезд!

Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек теплых не бери –

Зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди, послушай в сад    -

Птенцы в молоденькой листве

Тихонько запищат.

Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят –

Они и там и тут.

Всех гусениц, что портят сад,

А яблонях найдут.

От кровожадных комаров

Покоя летом нет.

Их пеночка и реполов

Поймают на обед.

И мы не будем разорять! –

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят.

-Мы обещаем нашим пернатым друзьям, не обижать их, а беречь и защищать.

Песня «У дороги чибис».

    - Наш праздник подходит к концу и хочется спросить у ребят, что интересного вы узнали о птицах? 
-Мы много интересного узнали сегодня на нашем празднике, и хотим обратиться ко всем ребятам:

 

Я узнал, что у меня есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле – каждый колосок,

Звери, птицы, и жуки

Муравьи и мотыльки…

Все, что рядышком со мною, -

Это все мое родное!

Как же мне в краю родном не заботиться о нем!

- Наблюдайте за пернатыми друзьями! 
- Слушайте их, помогайте им! 
- Птицы приносят огромную пользу! 
- Радуют всех своими голосами! 
- Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц! 

- Ребята, как мы должны вести себя на природе, какие правила должны соблюдать?

1 уч. – Ребята, Прислушивайтесь к голосам птиц и умейте их различать! 
2 уч. – Ребята, смотрите в небо, и вы увидите, как красивы птицы в полете! 
3 уч. – Ребята, пожалуйста, не ломайте ветви деревьев и кустарников! 
4 уч. – Ребята, не рвите в поле и на лугу цветов, пусть цветы радуют нас! Помните! Можно составить букет из цветов, которые выращены человеком! 
5 уч. – Ребята, не оставляйте мусор на лужайке или у речки! Не оставляйте, непогашенных костров, все это грозит большой бедой для природы! 
6 уч. – Если мы хотим услышать пение птиц, то не нужно кричать. 
7 уч. – Ребята, если вы увидите на дереве птицу, не прогоняйте ее! 
8 уч. – Если вы увидите в походе, лежащего на земле птенца, не трогайте его, лучше обойдите стороной! 
9 уч. – Ребята, никогда не берите в лес собаку, она может найти кладку и разрушить ее. 
10 уч.- Пожалуйста, ребята, не загрязняйте воду! Пусть все реки на Земле остаются чистыми. 
11 уч.- Ребята, берегите все живое на Земле! 
12 уч.- Ребята, пусть страницы «Красной книги» становятся все меньше и меньше! 

      Какой же праздник без игры?

А знаете ли вы, ребята, как называется наука, изучающая жизнь птиц? (ответы детей) 
- Мы будем отгадывать загадки про птиц, а в выделенной графе получим искомое слово. 

Кроссворд:

1. У нее глаза большие,

   Хищный клюв -  всегда крючком.

   По ночам она летает,

   Спит на дереве лишь днем. (сова)

2.Гнездо свое он в поле вьет,

   Где тянутся растения.

   Его и песни и полет

   Вошли в стихотворения!

   Хочет прямо – полетит,

   Хочет – в воздухе висит,

   Камнем падает с высот

   И в полях поет, поет. (жаворонок)                                

3. Окраска – сероватая, повадка – вороватая.

   Крикунья хрипловатая – известная персона.

   Это…..ворона.

4. Спинка – зеленоватая,

   Животиком желтоватая,

   Черненькая шапочка

   И полоска галстучка. (синица)

5. Кто там прыгает, шуршит,

   Клювом шишки потрошит?

   Голоском речистый,

   Кле! Кле! Кле! – поет со свистом. (клест)

6. Он прилетает каждый год

    Туда, где домик его ждет.

    Чужие песни петь умеет,

    А все же голос свой имеет. (скворец)

   

7. Весь день рыбак в воде стоял,

   Мешок рыбешкой набивал.

   Закончил лов, забрал улов,

   Поднялся в высь -  и был таков. (пеликан)

8. Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет, поет, поет. (соловей)

 9.Сероспинный, красногрудый,

   В зимних рощах обитает,

  Не боится он простуды,

  С первым снегом прилетает. (снегирь)

10.Это старый наш знакомый.

    Он живет на крыше дома

    Длинонногий, длинноносый,

    Длинношеий, безголосый.

    Он летает на охоту

    За лягушками, к болоту. (аист)

11. Он в своей лесной палатке

    Носит пестренький халатик.

    Он деревья лечит,

    Постучит – и легче. (дятел)


- Вот и узнали мы, как называется наука, изучающая жизнь птиц. 
- Давайте прочтем все вместе – орнитология! 

 Вопросы

-    У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

-  У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвинов)

-Чем выкармливает птенцов дрозд-рябиник? (Насекомыми)

-Самая маленькая птичка нашей страны? (Королёк)

-Кого называют «водяной воробей»? (Оляпку)

-Зачем птицы заглатывают камешки? (С их помощью они перетирают пищу)

-Где синица вьёт гнездо? (В дупле дерева)

-  Почему гусь выходит сухим из воды? (Перья птицы смазаны жиром)

-  Какую птицу в народе называют воровкой? (Сороку)

-У кого не жизнь, а малина? (У малиновки)

-Кого называют «водяной воробей». (Оляпку)

-Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри)

-Самая большая птица в мире? (Африканский страус)

-Вьют ли наши перелётные птицы на юге гнёзда? (Нет)

-    Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)

-Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)

-Какие птицы роют норы для гнезда? (Ласточки)

-Как называют домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник)

-Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (Вороний глаз)

-Назовите птицу – символ России? (Орёл)

 


Игра: 


- Молодцы, многих птиц вы знаете, а вот знаете ли вы, как они разговаривают? 
-Сейчас мы это проверим.

Гуси              крякают

Соловьи        кричат

Журавли         гогочут

Утки               свистят

Вороны               ухают

Ласточки        воркуют

Голуби         каркают

Синицы               щебечут

Совы                пищат

(стрелками соединяем подходящие слова) 

Люди всегда наблюдали за птицами и по их поведению определяли, какая будет погода. А вы знаете какие - нибудь приметы?

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды (к дождю).
2. Ласточки летают то вверх, то вниз (жди бурю).
3. Стрижи летают низко и с криком (к дождю).
4. Воробьи прячутся под крышу (к буре)
5. Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).
6. Голуби воркуют, кукушки кукуют (к тёплой погоде).
7. Воробьи купаются в песке (будет дождь).
8.Вороны садятся на верхушки деревьев (перед морозом).
9. Вороны садятся на снег (к оттепели).
10. Чайки ходят по песку,
Моряку сулят тоску,
Села чайка на воду,
Жди ...(хорошую погоду).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "День птиц"

Классный час о перелетных птицах Сибири. От наших дней до древних....

Классный час "День птиц"

Классный час "День птиц"...

Классный час "День птиц"

Сведения о многообразии пернатых....

Презентация к классному часу "День птиц"

Презентация к классному часу День птиц. Птицы Новосибирской области...

КЛАССНЫЙ ЧАС "ДЕНЬ ПТИЦ"

Сегодня  – День птиц. Почему без птиц нам не обойтись? Птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы &ndash...

Классный час "День птиц"

Конспект урока...

Классный час "День птиц"

Классный час : «День птиц»Цели: повторение и обобщение знаний детей о птицах; формирование понимания важности заботы о природе....