Классный час «Ярмарка матрешек»
классный час (3 класс) по теме
Данный классный час в занимательной форме раскрывает историю создания русской матрёшки. Знакомит с видами росписи матрешки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarmarka_matryoshek.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Ярмарка матрешек»
Дьякова Светлана Александровна, учитель
МОУ «СОШ №2» г. Ртищево
Цели:1- узнать историю создания русской матрёшки; о видах матрёшки по росписи; о народном декора тивно-прикладном искусстве; 2- развивать компетентности познавательной деятельности, компетентности в общении, компетентности социального взаимодействия; 3-развивать компетентности гражданственности.
Оборудование: выставка матрёшек и неваляшек, приготовленных детьми; презентация к классному часу; рисунки и картинки матрёшек, задания группам, платочки.
Ход классного часа.
Учитель:
Отгадайте, ребята, загадку:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрёшка) / Слайд №2/
- Верно. У каждого народа свои замечательные куклы, не которые из них стали знаменитыми на весь мир. Одна из них перед вами — русская матрешка. И сегодня у нас пойдёт разговор о ней. Давайте позовём её к нам в гости. Вы думаете матрёшке лет триста, пятьсот? Нет, эта игрушка молода, ей чуть более 150 лет.
-А почему разъёмную игрушку назвали Матрёшкой? / Слайд №3 /
- А вы знаете, как появилась эта кукла на Руси?
Существует несколько версий возникновения.
История возникновения матрёшки.
Ученица 1. / Слайд №4 /
Немалая заслуга в появлении матрешки принадлежала семье Анатолия Ивановича Мамонтова. Эта семья владела мастерской-магазином «Детское воспитание», где создавали и продавали различные детские игрушки. Чтобы расширить кругозор мастеров-игрушечников, подстегнуть их творческое воображение в мастерскую выписывали образцы игрушек из разных стран мира. Так, с острова Хонсю была завезена знаменитая предшественница и прообраз русской матрешки - фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукуруму, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую.
Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских мастеров на создание своего варианта разъёмной игрушки, воплощённого в образе крестьянской девочки, вскоре окрещённой в народе распространённым именем Матрёшка.
Учитель.
- В наше время ещё ссылаются на легенду о японском происхождении матрёшки, но документально это не подтверждено.
Ученица 2.
В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце прошлого века жили многие русские замечательные художники: Серов, Коровин, Васнецов. Этим людям были дороги судьбы народного творчества. А тут попала к ним в Абрамцево японская деревянная игрушка - японец, а в нём мал мала меньше вся его семья. Вот тогда и попросили знаменитого игрушечного мастера из Загорска Звёздочкина выточить похожую на эту игрушку, но только свою, русскую матрёшку.
Потом матрёшку расписал художник Сергей Малютин. Вот так и родилась она, первая матрёшка - россияночка. Эта была женщина в сарафане, а в ней мал мала меньше: девочки и мальчики, а последний был спеленутый малыш. В 1900 году русские матрёшки появились на всемирной выставке в Париже.
Учитель: / Слайд №5 // Слайд №6 /.
-Первая матрешка появилась на свет в облике девочки — подростка, одетой в зеленую кофту и сарафан. В руках держала петуха и всем улыбалась. На звание игрушки образовали от женского имени Матрена. Действительно, Матрена оказалась не такой уж простушкой. Кукла раскрывалась, и в ней находили сестренку Матрешки. В той — следующую. Последним появлялся русоголовый мальчик в красной руба хе.
-Сколько куколок было в первой матрёшке?
Всего было в первой матрешке 8 кукол. Игрушка полюби лась и детям и взрослым.
Новинку отправили на всемирную выставку в Париж. Гости и торговцы, приехавшие из разных стран, были очарованы pvcской многоместной куклой.В Москву посылались заказы на большие партии матрешек И сегодня русская матрешка — желанная гостья в каждом доме География ее местожительства охватила многие страны мира.
Учитель:
-Какие виды матрёшек вы знаете?
По видам росписи матрешки делятся на 3 группы: загорские, семеновские, полхов-майданские.
(названия вывешиваются на доске)
/Слайд 7 / Загорская матрешка одета в сарафан, кофточку с вышивкой, яркий платок и передник. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные приемы местные мастера называют «матрешкой».
Ученик 3 - Загорская матрёшка
Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. Загорские матрёшки отличаются от похожих игрушек из города Семёнова прежде всего нарядом. На голове у них разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу.
/Слайд 8 - 9 / Ученик 4. - Семёновская матрёшка.
Семёновскую матрёшку отличает от загорской большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. В манере росписи цветов угадывается влияние традиционной росписи золотой Хохломы, центр хохломской росписи и фабрика игрушки находятся в одном городе – Семёнове Нижегородской области.
/ Слайд 10 – 11/ Ученик 5. - Полхов-майданская матрёшка.
Есть такое село в Нижегородской области — Полхов- Майдан. Село большое и чуть ли не в каждом доме точат и красят "тарарушки" - так называют мастера свои поделки -матрёшки.
Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Ещё обратите внимание на роспись. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: "большая роза", "розан", "колокольчик", "яблочко".
Учитель:
- На сколько групп по видам росписи делятся матрёшки?
Ученик 4:
Русская матрешка
Кто матрешку создал, я не знаю,
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой - Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь плеснул в ее глаза,
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
— Ну иди гуляй теперь по свету,
Весели себе честной народ.
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Учитель:
- О какой народной кукле упоминается в этом стихотворении?
- Какая народная кукла похожа на неё?
- Что общего есть у всех этих кукол? (создал народ, общая форма )
Учитель:
- Сегодня у нас фестиваль народного творчества - «Ярмарка матрёшек» А виновницы торжества — матрешки. Загорская фабрика игру шек за один год выпускает столько матрешек, что если их выс тавить в один ряд, то деревянная компания вытянется от Загор ска до Москвы. Прибыли они из разных уголков России: Загор ска и Полхова - Майдана, Семенова и Городца.
/ Слайд 12/ Исполняются частушки «Мы матрешки, мы подружки».
Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матрешки вышли в юбочке.
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам идем.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
УЧИТЕЛЬ:
- Спасибо, гости дорогие, за ваши интересные ча стушки! Открывают нам фестиваль гости из старинного города Сергиева - Посада, где впервые сделали эту чудесную игрушку-матрешку. / Слайд 13 – 14 /
А теперь слово вам, мастера Городца.
У ч е н и к 4
Привезли вам поклон
И подарки свои
Со сторонки родной,
Где живут журавли.
С мест, что Волгой омыты,
Где рассвет золотой,
Где умыты ракиты
Голубою водой.
Городецкая роспись,
Как ее нам не знать!
Здесь и жаркие кони,
Молодецкая стать.
Здесь такие букеты,
Что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты,
Что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись —
Сочность красок манит .
Городецкая роспись
Душу нам веселит.
/Слайд 15 / Исполняется песня-танец «Неваляшки».
Учитель:
- Спасибо, гости дорогие. Порадовали вы нас. А что расскажите вы, гости желанные, мастера Хохломы?
/Слайд 16 /Ученица 5. Свое искусство художественные мастера Хохломы направили на изображение растительных форм травянисто го орнамента. Гибкие волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами украшают матрешек. То по золотому фону вьется затейливый орнамент из трав и ягодок, то на черном или красном не мерцают золотые листья Кудрины.
(картинка)
Ученик 6.
Простые по форме,
А радуют взор.
Богат и наряден
Чудесный узор.
По золоту фона
Затейливой змейкой
Орнамент здесь вьется,
Попробуй, сумей-ка.
А где-то Кудрины
По черному полю
Мерцают, как звезды
В небесном раздолье.
Учитель:
-Еще характерен для всей Хохломы чудесный рисунок волшебной травы.
/ Слайд 17 /Девочки-матрешки поют частушки.
Мы матрешки, мы подружки,
Утром рано мы встаем,
Вшестером поём частушки
И танцуем вшестером.
И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.
Пыль клубится по дорожке,
Едут с ярмарки матрешки.
На баранах, на быках
Все с баранками в руках.
Мы до полночи гостили,
Нас домой не отпустили.
Оставляют ночевать,
Завтра снова чаевать.
Мы частушек много знаем,
Исполнять их обожаем.
Только время подошло.
Может, свидимся еще.
Учитель:
- А теперь наступил черед гостей из старинного русского города Вятки.
/Слайд 18 / Уче н и к 7
Чем знаменито Дымково? Игрушкой своей.
В нем нету цвета дымного, что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы..
Она глядит не прянично -
Ликующе и празднично.
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах.
Учитель:
- Слово мастерам из Полхово - Майдана.
Ученик 8. Наши матрешки самые яркие, с капризными, чуть чопорными лицами. Волосы, обрамляющие лицо, уложе ны в замысловатые колечки. У нее нет платка с завязанными концами, как у других матрешек, нет привычного сарафана, фартука. Ярок цвет ее одежды: малиново-красный, ярко-жел тый, сочно-фиолетовый.
/ Слайд 19 / Звучит песня «Русские матрешки».
1.Вы слышали, ребятки,
Про разные загадки,
Нас нужно без оглядки
Собрать и разобрать.
Какие мы простые,
Такие и смешные,
Но любит вся Россия
С матрёшками играть.
Припев:
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
2.Вторая пол - одежки
Запрятана в обложке,
И если понемножку
Их станем разбирать,
То снова всё и снова
Матрёшку видишь новой,
А где её основа,
Никак не угадать.
Припев.
3.Вы слышали, ребятки,
Для вас мы не загадки,
Нас можно без оглядки
Собрать и разобрать.
Ну, что ж, повеселимся,
Затеи не боимся
И сразу согласимся
В матрёшек поиграть.
Припев
Учитель: Слово Воронежу!
Ученица 9. Богат Воронежский край народными умельца ми. А матрешки — на любой вкус! Воронежская матрешка сход на с яйцом. Суть — продолжение жизни. Одета матрешка в на родный костюм Воронежа.
/ Слайд 20 / «И снова частушки»
Велика Россия наша
И затейлив в ней народ,
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Золотая Хохлома,
Ей не налюбуются
И в Париже, и в Нью-Йорке
Хохлома красуется.
Любовались гости чудом,
Громко восхищалися,
Городецкой красотой
Сраженные осталися.
Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай.
Мастеров Руси великой
На весь мир ты прославляй.
Учитель:
/Группе учащихся ( парная работа - 4 человека ; 1человек- индивидуально) задаётся задание: «Собери матрёшку, определи вид матрёшки по росписи» /
Ребята, просмотрите слайды.
- К какому типу вы отнесли эту группу матрёшек? Почему?
(Авторские матрёшки)
/ Слайд 21 – 23 /Чтение стихотворения о матрёшках с одновременным показом.
* * *
Много кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут, всех "матрёшками" зовут.
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живёт ещё одна кукла в серединке.
Эту куколку открой - будет третья во второй.
Половинку отвинти, плотную, притёртую,
И сумеешь ты найти - куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри: кто в ней прячется внутри?
Прячется в ней пятая куколка пустая -
В ней живёт шестая, а в шестой - седьмая.
Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд, сёстры-куколки стоят.
Учитель:
- Готовясь к нашему празднику, вы создали свою матрёшку. Посмотрите, какая прекрасная выставка у нас получилась.
- Чья матрёшка лучшая? Почему так считаете?
- К какому типу вы отнесли бы свою матрёшку?
Проверка групповой работы учащихся.
/ Слайд 24 /
- Какие основные типы матрёшек вы видите?
Учитель:
- Что нового вы узнали на ярмарке матрёшек?
Продолжите фразу: « Матрёшка- это…»
Народная мудрость гласит: «Где труд, там и счастье». Вот и закончился наш фестиваль. Трудно выбрать лучшую матрешку. Все они хороши!
Пока будут жить матрешки, излучая истинную русскую кра су не угаснет и вера в наш умелый, душевный, красивый русский народ, в нашу неповторимую Родину — Россию с ее чудес ными душевными песнями, зажигательными танцами и задорными частушками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "ЯРМАРКА МАТРЕШЕК"
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся первого класса в рамках недели ИЗО....
Классный час "Русская ярмарка"
Классный час с элементами театрализации является продолжением изучения русской культуры, русских ремесел. Построение мероприятия позволяет проявить творческие способности каждому ребенку...
Классный час "Ярмарка профессий"
Посетив ярмарку, учащиеся познакомились с интересными професиями.Мы в профессии играем,По душе их выбираем,Чтоб не просто так мечтать,Профессии надо изучать....
классный час "Ярмарка профессий"
знакомство учащихся с некоторыми профессиями...
Сценарий праздника " Ярмарка матрешек"
Сценарий праздника для учащихся 3-4 классов....
Классный час "Ярмарка профессий"
Классный час "Ярмарка профессий" в 1-2 классах....
Классный час: "Ехал на ярмарку..."
Цель: формирование представления о народном празднике «Ярмарка» на межпредметной основе.Задачи: познакомить с историей ярмарки; ввести учащихся через примеры и образы в атмосферу старорусс...