Программа "Театр-творчество-дети"
методическая разработка на тему
Программа внеурочной деятельности в начальной школе разработана на 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Белоярского района
«Общеобразовательная средняя (полная) школа № 1 г. Белоярский»
Познавательно – развивающая программа факультатива
«ТЕАТР – ТВОРЧЕСТВО – ДЕТИ»
(Развитие устной речи учащихся начальных классов через театрализацию.)
Архипова Светлана Анатольевна,
Учитель начальных классов
г. Белоярский
2011 г.
Пояснительная записка
Младший школьный возраст – наиболее ответственный этап школьного детства. Действенная забота о здоровье и гармоничном развитии детей предполагает создание адекватных условий обучения для каждого переступившего школьный порог ребёнка. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели – развития личности учащегося.
Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят детский театр.
Театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей применяются и художественное слово, и наглядный образ, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.
Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов, развивает речь. Благодаря занятиям в детском театре жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Цель занятий в детском театре: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- реализация творческого потенциала личности младшего школьника;
- знакомство учащихся с основами театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмам сценического движения, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история театра);
- систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей;
- развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;
- обогащение эмоционально-образной сферы школьников;
- формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;
- формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
- развитие коммуникативной культуры детей.
В основу факультатива «Театр – творчество – дети» положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений до разыгрывания роли. Таким образом, ребёнок поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился.
- построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может быть театральный этюд, крошечное стихотворение, сказка, мини-представление, открытие чего-то нового для каждого ребёнка – в зависимости от того, чему посвящено занятие. Но творческий итог должен быть.
- взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей. Огромную роль в развитии познавательной сферы играет этюдный тренаж, который проводится на каждом занятии театра. Работа над спектаклем (над выразительностью речи, характерами героев, выступления перед зрителями и пр.), способствует развитию словарного запаса, фонетико-фонематического восприятия, произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения школьников.
- построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий.
- построение занятий таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность, ведь человек представляет собой единство физического и психического. Игнорирование той или иной составляющей в процессе обучения ведёт к деформации всей органики развития личности ребёнка.
- создание на занятиях эмоционально-комфортной среды через:
- обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества: обучение без принуждения, личностный подход;
- переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении
насыщения теплотой, терпимостью, ровностью;
- устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;
- насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными
стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности,
положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения;
- создание художественной среды. Школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности. Духовная жизнь школьников неразрывно связана с «миром вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение человека. Художественная среда в театре это:
- помещение, где красиво и уютно, где стены в меру украшены панно, картинами,
где находятся декорации, ширма;
- музыкальное оформление занятий, пьес. Музыка – неотъемлемая часть
спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Дети очень
любят петь, танцевать. Выбор песен, музыки определяется содержанием спектакля.
- подбор репертуара. Театр – это не только средство развлечения, он
оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим
необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Ученики младших классов
любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами
и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными, они должны
«будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию
положительных черт характера. Хорошо, если в спектакле показывается, что такое
настоящая дружба, честность, смелость, отзывчивость и др.
При разработке программы факультатива для младших школьников «Театр – творчество – дети» были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра в общеобразовательной школе, детском саду.
Программа «Театр – творчество – дети» предназначена для детей младшего школьного возраста и рассчитана на 4 года обучения:
первый год обучения – учащиеся первого класса;
второй год обучения – учащиеся второго класса;
третий год обучения - учащиеся третьего класса;
четвёртый год обучения – учащиеся четвёртого класса.
Состав участников группы постоянен на протяжении четырёх лет, все они являются учениками одного класса. Каждые четыре года набирается новая группа детей, занимающихся в театре.
Количество учебных часов в неделю – 1 час, в год: 1 класс – 34 часа, 2 – 4 классы - 35 часа.
Этапы работы театра
1 год обучения
Азы сценического мастерства (особенности речи, характера героя). Работа над небольшими по объёму спектаклями. Изготовление масок. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
2 год обучения
Расширение репертуара. Увеличение объёма пьес. Изготовление масок, костюмов. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
3 год обучения
Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Изготовление масок, костюмов. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
4 год обучения
Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Изготовление масок, костюмов. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
на тему | теория | практика | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Из чего складывается театр Секреты сценического мастерства Пьеса «Репка», миниатюра Пьеса «Дружные зайчата», миниатюра Пьеса «Охота», миниатюра Пьеса «Любочка и её помощники», миниатюра Пьеса «Капризка», миниатюра Пьеса «Друзья познаются в беде», миниатюра Пьеса «Пых», миниатюра Пьеса «Рукавичка», миниатюра Пьеса «Кошкин дом» I ч. Изготовление масок Изготовление декораций и бутафории к спектаклям Выступления перед зрителями | 2 2 1 1 2 1 2 1 1 2 13 1 2 3 | 1 1 0 0,5 1 0,5 0 0 0 0 1 0 0 0 | 1 1 1 0,5 1 0,5 2 1 1 2 12 1 2 3 |
Всего часов | 34 | 5 | 29 |
Содержание 1 этапа
- Из чего складывается театр.
Вводное занятие. Роль. Актёры. Режиссёр. Костюмы. Декорации.
- Секреты сценического мастерства.
Этюдный тренаж на развитие памяти, внимания, мышления, воображения. Развитие навыков выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
- Виды ролей и способы игры.
Знакомство с различными видами ролей. Обучение способам игры.
2 год обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
на тему | теория | практика | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Азбука театра Секреты сценического мастерства Пьеса «Кошкин дом» II ч. Пьеса «Игра в прятки», миниатюра Пьеса «Три поросёнка» Пьеса «Все сказки в гости будут к нам» Изготовление масок, костюмов. Изготовление декораций и бутафории к спектаклям Выступления перед зрителями | 2 2 10 2 7 3 3 2 4 | 1 1 1 1 1 1 0 0 0 | 1 1 9 1 6 2 3 2 4 |
Всего часов | 35 | 6 | 29 |
Содержание 2 этапа
- Азбука театра.
Особенности театра. Роль. Сцена. Зрители. Оформление декораций.
- Виды ролей и способы игры.
Знакомство с различными видами ролей. Обучение способам игры.
- Секреты сценического мастерства.
Этюдный тренаж. Роль. «Озвучивание» пьесы.
3 год обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
на тему | теория | практика | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Театр. Азбука театра. Секреты сценического мастерства. Пьеса «По щучьему веленью». Пьеса «Весёлые истории», миниатюра Пьеса «В тридевятом царстве». Пьеса «Вместе весело шагать», миниатюра Изготовление масок, костюмов. Изготовление декораций и бутафории к спектаклям Выступления перед зрителями | 1 1 2 11 1 10 1 2 2 4 | 1 0,5 1 1 0,5 1 0,5 0 0 0 | 0 0,5 1 10 0,5 9 0,5 2 2 4 |
Всего часов | 35 | 5,5 | 29,5 |
Содержание 3 этапа
- Театр.
Расширение знаний о театре. Исторические сведения.
- Азбука театра.
Актёр, режиссёр, декоратор. Виды сценической речи. Зритель. Театральный плакат.
- Секреты сценического мастерства.
Этюдный тренаж. Роль. «Озвучивание» роли.
4 год обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
на тему | теория | практика | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Азбука театра Роль. Актёр. Сцена. Секреты сценического мастерства Пьеса «Мороз Иванович» Пьесы-миниатюры Пьеса «Прощальный бал» Изготовление костюмов. Изготовление декораций и бутафории к спектаклям Выступления перед зрителями | 2 1 2 8 1 12 2 2 5 | 1 0 1 1 0,5 2 0 0 0 | 1 1 1 7 0,5 10 2 2 5 |
Всего часов | 35 | 5,5 | 29,5 |
Содержание 4 этапа
- Театр.
Расширение знаний о театре. Исторические сведения.
- Азбука театра.
Актёр, режиссёр, декоратор. Репертуар. Бутафория. Виды сценической речи. Зритель. Театральный плакат. Мини-пьесы.
- Секреты сценического мастерства
Этюдный тренаж. Роль. «Озвучивание» роли.
К концу обучения в театре учащиеся должны иметь начальные сведения:
- о сценической речи;
- о декорациях к спектаклю;
- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю.
К концу обучения в театре у детей должно быть сформировано умение:
- работы с ролью на репетициях и при показе спектакля;
- импровизации;
- умение работать в группе, в коллективе.
- умение выступать перед публикой, зрителями.
Формы подведения итогов занятий младших школьников в театре:
- выступления перед зрителями в школе и детских садах;
- участие к конкурсах и фестивалях театральных коллективов.
Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников детского театра, их родителей, а также зрителей.
Методическое обеспечение программы
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
- включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
- создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
- моральное поощрение инициативы и творчества;
- продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
- регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
- словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
- метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
- наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения актёра и пр.);
- работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).
Используемая литература
- Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.
- Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.
- Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
- Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
- Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 1999.
- Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
- Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль, 1997.
- Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1997.