Большая забота о маленьких детях.
план-конспект урока (1 класс) по теме

Хазеева  Татьяна  Ивановна

Это  разработка  внеклассного  мероприятия  по  предмету  "Азбука  права". Данный  материал  можно  использовать  как  на  уроке, так  и  во  внеурочной  деятельности. В  доступной  игровой  форме  младшим  школьникам  рассказывается  об  их  правах ( на  получение  образования, на  отдых,  на  охрану  здоровья  и  др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe___zanyatie__po__predmetu.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

      Внеклассное   занятие  по  предмету   «Азбука  права»

      составила  учитель  начальных  классов

      МОУ  «СОШ №3»  г. Верхняя  Пышма

                                              Хазеева Т.И.

Тема: Большая  забота  о  маленьких  детях.

Планируемый  результат: представить  права  ребёнка  в  виде  рисунка.

Цели:       *ознакомить  детей  с  некоторыми  правами:

                  право  на  образование,  на  медицинское  обслуживание, на  отдых.                            

                   *формировать основы правовых  знаний  учащихся;

                   *создать  условия  для  понимания  учащимися  своих    прав.

Основные  задачи:

личностные  УУД: осознание  ребёнком  ценности, целостности  и  многообразия  окружающего  мира,  своего  места  в  нём;  формирование  потребностей  и  мотивов  общения   в  социуме ( с  одноклассниками, друзьями , родными, соседями  и  т.д.);формирование  уважительного  отношения  к  своей  стране, её  законам,  к  окружающим  людям;  умение cоотносить  поступок  с  моральной  нормой;  оценивание  своих  и  чужих  поступков;  оценивание  ситуации  с  точки  зрения  правил  поведения  и этики;  умение анализировать  и  характеризовать  эмоциональные  состояния  и  чувства  окружающих,  строить  свои  взаимоотношения  с  их  учётом;  проявление  в  конкретных  ситуациях  доброжелательности,  доверия,  внимательности,  помощи  др.

регулятивные  УУД: формирование  модели правильного  поведения  в  условиях  повседневной  жизни; формирование  психологической  культуры  и  компетенции    для  обеспечения  эффективного  и  безопасного  взаимодействия  в  социуме.

познавательные   УУД: формирование  умения работать  с  учебным  дидактическим  материалом (карточками, схемами, рисунками);   высказывание  предположений, обсуждение  проблемных  вопросов; умение  обосновывать свой ответ; установление  причинно- следственных  связей и  зависимостей  между  поступками;

коммуникативные  УУД: умение  выражать  свои  мысли  полно  и чётко, оформлять  своё  высказывание  с  требованиями  речевого  этикета;  умение  работать  в  группах, парах.

Оборудование: Конституция Российской  Федерации, Всеобщая  декларация  прав  человека, книга  для  учащихся  начальной  школы  «Ваши  права»- авт. Шабельник  А.С., Каширцева  Е.Г., игровой  раздаточный  материал  для  учащихся- карточки  «Ты  имеешь  право  на…», картинки  для  раскрашивания  по  теме  урока; компьютер; проектор; презентация « Права  ребёнка».  

                                     Ход  урока.

1.Объявление  темы  урока.

- Сегодня    мы  продолжим  разговор, который  начали  на  двух  предыдущих  уроках,    о  правах  детей, поговорим  более  подробно  о  некоторых  из  них.

-Как  вы  думаете, а  для  чего  нужно  знать  свои  права?

-Давным  - давно  на  Земле  появились  люди,

А  вместе  с  ними  появились  и  главные  вопросы:

Что  люди  могут  делать  и  чего  не  могут?

Что  они  обязаны  выполнять  и  чего  не  обязаны?

На  что  они  имеют  право  и  на  что  не  имеют?

Без  ясного  ответа  на эти  вопросы  жизнь  превращалась  в  сплошной  кошмар  и

неразбериху. И  в  конце

концов  людям  удалось  решить  эти  вопросы.

                                 

                                 

(Ответы  детей.)                                                                      

2. Знакомство  с  Конституцией  Российской  Федерации, с  Конвенцией  о  правах  ребёнка.

3.Учащиеся  на  конкретных  примерах (отрывках  из  литературных  произведений)  разбирают

права  детей.

4.Работа  в  парах  с  дидактическим  раздаточным   материалом.

5.Определение  прав  детей на  примере  сказочных  персонажей  ( с  использованием  иллюстраций )  

6.Итог  занятия.

Рефлексия.

7. Домашнее  задание  ( по  желанию  детей).

-Как  называется  страна, в  которой  мы  с вами  живём?

-Как  называют  людей, живущих  в  России?

-У  каждой  страны  есть  свои  символы (герб, флаг, гимн).

Каждое  государство  живёт  по  своим  законам.

- Что  такое  закон?

-Все  законы  записаны  в   этой  книге, которая  называется  Конституцией  Российской  Федерации.   Последняя  Конституция  была  принята  12  декабря  1993г. В  ней  записаны  наши  права  и  обязанности.

Кроме  того,  существует  ещё  один важный  правовой  документ  высокого  международного  стандарта -  это  Конвенция  о  правах  ребёнка.

- Давайте  разграничим  понятия  «права» и «обязанности». В  чём  их  различия?

-Какие  же  есть  права  и какие  обязанности у  граждан  России?

- О  некоторых  из  них сейчас  поговорим. Мы  взяли  только  те  права,  которые  наиболее  понятны    в  вашем  возрасте.    Я  разделила  класс  на  три группы, и  каждая  группа  получила  домашнее  задание.  Давайте  посмотрим  и  подумаем, как  домашнее  задание  связано  с  темой  сегодняшнего  разговора.  

- Какое  право  реализуется  в  выступлении  1  группы?

-Сейчас  выступит  2  группа  детей.

 -Какое  право  реализуется  в  выступлении  2  группы?

-Своё  домашнее  задание  готова  показать  3  группа.

-Какое  право  детей  вы  вспомнили,  слушая  эти  стихи?

-Отдыхая, играя  дома  или  на  улице, не  забывайте  об  окружающих  вас  людях. Не  шумите  слишком  громко,  не толкайтесь, не  причиняйте  неприятности  другим.  

- И действительно, пришла  пора  немного  отдохнуть.

Сейчас  вы  поработаете  в  парах. На  каждой  парте  лежит  карточка  с  заданием.

Соедините  нанизанные  на  нитки  буквы - и  вы  узнаете,

какие  имеете  права.

Выполняйте  задание  дружно, помогая  друг  другу.

- А  сейчас  еще  одно интересное, на  мой  взгляд,  задание. Я  буду  показывать  вам  иллюстрации  к  разным  сказкам. Вы  должны  определить, какие  права  сказочных  персонажей  были  нарушены  и  кем.

(Учитель  показывает  иллюстрации  к  сказкам  «Заюшкина  избушка», «Три  поросёнка», « По  щучьему  велению»  и  др.)

- Каким  правом  не  воспользовался  Буратино,  когда  решил  пойти  вместо  школы  на  представление  кукольного  театра?

-Чьи  права  на  неприкосновенность  жилища  были  нарушены  в  сказке « Заюшкина  избушка»  и  кем?

-Какие  права  были  нарушены  в  отношении  царицы  и  маленького  царевича , когда  их  в  бочку  посадили  и  пустили  в  океан?

-Кто  угрожал  жизни  трём  поросятам?

-Какое  право  нарушил  медведь,  раздавив  теремок?

-Наш  разговор  сегодня  подошёл  к  концу. Я  думаю,  он  был  полезен  для  вас.  А  сейчас  мне  хотелось  бы узнать , какой  этап  урока вам показался  самым  интересным. О  чём  вам  хотелось бы  рассказать родителям после  сегодняшнего  занятия?

- Я  приготовила  картинки  для  раскрашивания  и  предлагаю  это задание  выполнить  дома. Кто  из  вас  захочет, может  сделать  свою  иллюстрацию , в  которой  с  помощью  цветных  карандашей  или фломастеров  вы  расскажете  о  правах  детей.

 

(Россия, Российская  Федерация).

(Россияне).

(Ученик  читает  запись  на  доске):

Закон – нормативный  акт, принятый  высшим  органом  государственной  власти.)

(Показать  слайд № 5 )

На  доске  запись:

Право- это  то,  что государство  гарантирует  дать  своим  гражданам.

Обязанность- это  то,  что  граждане  гарантируют  дать  своему  государству.

(Ученики  называют.)

Слайд  № 3.

Своё  домашнее  задание  показывает  1  группа . Дети  читают  стихи.

1ученик:

 Рано- рано  утром

 Вся большая улица

 Смотрит  в  окна из домов,

 Мальчиком  любуется.

 Кто  это  красивый

 По  улице  идёт?

 Кто  это  так  гордо

 Рюкзачок  несёт?

 У  кого  такая

 Белая  рубашечка?

 Улица  любуется-

 Это  первоклашечка.

2  ученик:

Пусть  зовут  нас  семилетки,

Пусть  не  ставят нам  отметки,

Не  ведём  мы  дневники,

Всё  же  мы -  ученики!

Любим  чистый  светлый  класс- это  раз!

Вслух  читаем  мы  слова-

Это  два!

Ну, а в-третьих, я  Лариске

Сам  уже  пишу  записки,

И  бабуля  говорит:

- Мой  внучонок – вундеркинд!

(Право  на  образование.)

Слайд  №  11.

Инсценировка  стихотворения  « На  прививку».

  1. ученик:

-На  прививку, первый  класс!

Вы  слыхали, это  нас! 

  1. ученик:

-Я  уколов  не  боюсь,

Если  надо -  уколюсь.

У  меня  живот  болит,

Может, корь  иль  дифтерит,

И  краснуха,  и  ангина,

И  поверьте, скарлатина.

  1. ученик:

Это  только  трус  боится

На  укол  идти  к  врачу.

Лично  я  при  виде  шприца

Улыбаюсь  и  шучу.

  1. ученик:

Ну, подумаешь, укол,

Ну, укол, ах, укол.

Укололи и  пошёл.

Почему  я  встал  у  стенки?

У  меня  дрожат  коленки.

  1. ученик:

На  прививку, первый  класс!

Вы  слыхали? Это  нас!

(Право  на  охрану  здоровья  и  медицинскую  помощь .)

Слайды  №14, 15, 16.

Уч-ся  читают  стихи:

1.Мы  игрушки  выбираем,

   С  ними  дружим  и             играем,

   В  путь  берём с собой  всегда

  И  ломаем  иногда.

2. Если  их  и  папа  тоже

    Починить  никак  не         сможет,

    Скажем  маме: «Так  и       быть,

Надо  новую  купить!»

3. И  тогда  пойдём  мы  с

     мамой

    В  магазин  любимый  -             самый.

    Там  все-все  игрушки  ждут,

    Что  их  детям  отдадут.

 4. Кубик  с  буквами       мечтает,

     Что  малыш  их  прочитает,

     А  потом  не  раз,  не  два

    Сложит  умные  слова.

 5.Очень  хочет  кукла  Ляля,

    Чтоб  ей  дети  мамой  стали

    И  с  собою  клали  спать

    В  настоящую  кровать.

 6. И  мечтает  каждый  мячик,

     Что  его  захочет  мальчик,

     Будет  им  играть  в       футбол,

      Забивать  в  ворота  гол.

 7. Шарик  маленький  воздушный

     Хочет  стать  большим  и  нужным.

     И  хотя  б  на  полчаса  

     Унести  всех  в  небеса.

(Право  на  отдых.)

Слайд  № 18.

На  доске:

Толерантность – терпимость  к  другому  образу  жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям.

(Самостоятельная  работа.)

Можно  использовать  в  качестве  музыкального  фона  песню  «Чему  учат  в  школе».

   

 ( Правом  на  образование)  

 

 (Лисой)

(Право  на  жизнь)

(Волк)

(Право  на  неприкосновенность  жилья)