"Мы - это мир!"
рабочая программа (1,2,3,4 класс) по теме
Программа воспитания « Мы – это мир» на 2008-2012 учебные годы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya.doc | 221.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Наименование программы Программа воспитания « Мы – это мир» на 2008-2012 учебные годы.
Основание для разработки программы Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания обучающихся школы, с Программой развития воспитательной системы школы
Разработчик программы Гусева Наталия Юрьевна, классный руководитель
Цель программы: Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагога, детей и родителей.
Задачи программы:
- Создавать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
- Способствовать формированию основ культуры поведения, общения, построения межличностных отношений.
- Воспитывать высокие моральные качества
- Воспитывать эстетический курс.
- Воспитывать уважительное, толерантное отношение к окружающим.
- Способствовать укреплению семьи, привлекая родителей к совместному проведению праздников, классных часов, родительских собраний с участием детей.
Сроки реализации программы: 2008-2012 учебные годы
Исполнители основных мероприятий программы: Ученический коллектив класса, родители, учителя, работающие в классе
Источники финансирования: Благотворительные средства родителей
Ожидаемые результаты: В результате осуществления программы у обучающихся должно быть сформировано нравственное выполнение норм и правил окружающей жизни, должны быть максимально сближены интересы родителей и педагога по формированию физически и нравственно развитой личности, также должна быть сформирована правовая культура учащихся, свободное и ответственное самоопределение в сфере правовых отношений с обществом.
Пояснительная записка
Воспитание превращается в самодурство, если педагог не знает другого инструмента, кроме инструмента власти, и пользуется им для того, чтобы подавить волю ребенка.
В.А. Сухомлинский
Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
В формировании личности ребёнка принимают активное участие дошкольные учреждения и школа, лагеря, книги, театр, радио, кино и телевидение, весь строй нашей жизни. Всё это так, но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.
Каждый отец, каждая мать и умом, и сердцем должны осознать, что у семьи нет и не может быть более важной и почётной обязанности перед народом, чем вырастить своих детей настоящими людьми, патриотами своей Родины. Опыт счастливых семей в воспитании детей представляет огромную социальную ценность, он способствует духовному и нравственному обогащению всего нашего общества.
Поэтому необходимо вести просветительскую работу среди родителей. Именно учителя могут нацелить родителей на создание в семьях условий, способствующих развитию личности ребёнка. Согласованность в деятельности всех воспитательных инстанций во многом определяет результаты воспитания. Ни семья, ни школа, ни общественные институты в отдельности не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на личность ребёнка. Поэтому целостный, систематический процесс воспитания предполагает соединение усилий всех заинтересованных сторон. Инициатива в этих контактах по праву принадлежит школе. А родители – наши союзники, вдохновители, строгие критики.
Воспитание культурного человека – это воспитание не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества и использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, деятельностью.
Воспитательная работа в классе строится на следующих принципах:
Принцип открытости: обучающиеся участвуют в планировании жизни в классе совместно с классным руководителем
Принцип деятельности: обучающимся нужна активная, полезная и значимая деятельность, где они могли бы использовать знания, умения и навыки учебной деятельности, свои способности, таланты.
Принцип обратной связи: необходимо изучать мнение, настроение, степень участия воспитанников в классе, общешкольных мероприятиях.
Основной целью воспитательной работы в классе является создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагога, детей и родителей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Создавать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
2.Способствовать формированию основ культуры поведения, общения, построения межличностных отношений.
3.Воспитывать высокие моральные качества
4.Воспитывать эстетический курс.
5.Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
6.Способствовать укреплению семьи, привлекая родителей к совместному проведению праздников, классных часов, родительских собраний с участием детей.
Для реализации задач воспитательная работа в классе проводится по следующим направлениям:
Я и мое здоровье.
Я и мой интеллект.
Я и общение.
Я – человек.
Я и мой досуг.
Я – гражданин.
Я и моя семья.
Организация воспитательной работы в классе включает в себя следующие уровни взаимодействия:
1). Работа с коллективом воспитанников.
Формы работы с коллективом:
Классные часы нравственного, интеллектуального, творческого содержания;
Проведение совместных праздников (родители, педагоги, учащиеся);
Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;
Экскурсии по селу, городу и району;
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
2). Индивидуальная работа с воспитанниками.
Формы индивидуальной работы с обучающимися:
Беседы;
Контроль успеваемости уроков;
Вовлечение в коллективные дела класса и школы;
3). Работа с родителями.
Формы работы с родителями:
Организационные и тематические родительские собрания;
День открытых дверей;
Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы)
Анкетирование и тестирование родителей;
Индивидуальные консультации специалистов: социального педагога, психолога;
Совместные с родителями праздники, именины детей.
4). Работа с социально-психологической службой школы.
Формы работы с психологом школы:
Диагностика и анкетирование;
Индивидуальные консультации.
Формы работы с заместителем директора по ВР и социальным педагогом школы:
Курирование малообеспеченных, неблагополучных и многодетных семей, обучающихся, находящихся под опекой, оказание социальной и материальной помощи.
Программа рассчитана на 4 года и состоит из 4 ступеней:
1 ступень: «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики».
2 ступень: «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы».
3 ступень: «Мы живем среди людей».
4 ступень: «Перед нами все двери открыты».
1 ступень: «МЫ ТЕПЕРЬ НЕ ПРОСТО ДЕТИ,
МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ».
Цель: Развитие умения общаться и сотрудничать.
Задачи:
1. Учить учиться.
2. Изучить индивидуальные особенности учеников, их интересы.
3. Начать работу по созданию дружного коллектива и положительного климата в нем.
Ожидаемый результат: создание сплоченного классного коллектива с положительным психологическим климатом, заинтересованного процессом учения.
Перспективный план работы с классным коллективом
Основные направления воспитательной работы | сентябрь | октябрь |
Я и мое здоровье | Привлечение учащ-ся класса к участию в занятиях кружков и спортивных секций. | Встречи с медицинскими работниками (прививки) |
Я и мой интеллект | День Знаний, посвященный 90-летию республики Марий Эл. | Интеллектуальные марафоны на уроках и после. |
Я и общение | Знакомство с новыми учениками в классе | Тематические классные часы. День именинников. |
Я - человек | Конкурс – выставка «Красота родного края», «Чудо-овощи» | Праздничное поздравление одноклассников. |
Я и мой досуг | Праздник «1 сентября», День именинников. | Что? Где ? Когда? (игра) Поздравление бабушек, дедушек в честь дня пожилых. |
Я – гражданин | Правила дорожного движения. | Классные часы, выбор актива класса. «День учителя» (открытки) |
Я и моя семья | Праздник «Первое сентября» совместно с родителями. | Папа, мама, я – читающая семья. |
Перспективный план работы с классным коллективом
Основные направления воспитательной работы | ноябрь | декабрь |
Я и мое здоровье | Веселые старты. «Уроки здоровья».
| «Уроки здоровья». Зимние и летние виды спорта. |
Я и мой интеллект | Внутри коллективные конкурсы на развитие внимания, памяти, мышления. | Интеллектуальные классные часы «Словесные головоломки» |
Я и общение | Культура общения. Школьный коллектив. (беседы) | Правила этикета: знакомство. |
Я - человек | Познай самого себя. Кинопросмотры нравственной направленности. | «Что такое ответственность?» Помощь больным и часто болеющим детям» |
Я и мой досуг | Конкурс рисунков «Я рисую вечерний город». | Новогодний бал – маскарад. |
Я – гражданин | Государственная символика. | Права ребенка в новом веке. |
Я и моя семья | Веселые старты «Родители и дети» | Новогодний бал – маскарад совместно с родителями. |
Перспективный план работы с классным коллективом
Основные направления воспитательной работы | январь | февраль |
Я и мое здоровье | Праздник «Зимние забавы. Мы лепим снежные фигуры». | «Хорошее здоровье превыше всего» |
Я и мой интеллект | Интеллектуальный марафон «Секреты почтового конверта» | Этот разноязыкий мир… О языках народов мира. |
Я и общение | Празднование новогодних праздников. Правила этикета: как дарить подарки. | Встречи с интересными людьми. 23 февраля. |
Я - человек | Познай самого себя. Как добиться успеха? | Справедливость к одноклассникам и к себе. |
Я и мой досуг | Зимние каникулы | Игра «День рождение – славный праздник». |
Я – гражданин | На что имеем право? | Конвенция о правах ребенка. |
Я и моя семья | Моя родословная. Откуда начинается мой род. | День защитника Отечества. |
Перспективный план работы с классным коллективом
Основные направления воспитательной работы | март | апрель | май |
Я и мое здоровье | Конкурс на лучшего спортсмена в классе. «Быстрее, выше, сильнее» | Инсценировка «Здоровый образ жизни» | Поход одного дня. День туриста. |
Я и мой интеллект | Интеллектуальный конкурс «Зашифрованное письмо» | Началось все с колеса. | Научно исследовательские конференции. |
Я и общение | Взаимопонимание в классе. | Как добиться успеха? | Игра «Дружба крепкая очень нам нужна…» |
Я - человек | Я и мои друзья. | Рыцарский герб. День птиц. | Терпение и труд все перетрут. |
Я и мой досуг | Кто хочет на загадки находить отгадки? | Шарик – смешарик. | Киндер –шоу. |
Я – гражданин | Опасные и безопасные ситуации. | Детям планеты – мир без тревоги и слез. | Утренник «Великой победе посвящается» |
Я и моя семья | Памятные даты моей семьи. 8 марта – женский день (мини концерт) | День смеха. КВН. | «Наша дружная семья», в честь международного дня семьи. |
2 СТУПЕНЬ: «МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ, ЭТИМ И ПРЕКРАСНЫ МЫ».
Цель:
Развитие в ребенке стремление стать самим собой.
Наиболее полно раскрыть свои возможности и способности.
Задачи:
1. Пробудить интерес к самому себе.
2. Самопризнание себя как личности.
3. Управление самим собой.
Ожидаемый результат: воспитание интереса к самому себе, формирование адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах и желание самореализоваться; сформировать ответственность за свои поступки.
Перспективный план работы с классным коллективом
Основные направления воспитательной работы | сентябрь | октябрь |
Я и мое здоровье | Привлечение учащ-ся класса к участию в занятиях кружков и спортивных секций. | Встречи с медицинскими работниками (прививки) |
Я и мой интеллект | День Знаний, посвященный 90-летию республики Марий Эл. | Интеллектуальные марафоны на уроках и после. |
Я и общение | Знакомство с новыми учениками в классе | Тематические классные часы. День именинников. |
Я - человек | Конкурс – выставка «Красота родного края», «Чудо-овощи» | Праздничное поздравление одноклассников. |
Я и мой досуг | Праздник «1 сентября», День именинников. | Что? Где ? Когда? (игра) Поздравление бабушек, дедушек в честь дня пожилых. |
Я – гражданин | Правила дорожного движения. | Классные часы, выбор актива класса. «День учителя» (открытки) |
Я и моя семья | Праздник «Первое сентября» совместно с родителями. | Папа, мама, я – читающая семья. |
Перспективный план работы с классным коллективом
Основные направления воспитательной работы | ноябрь | декабрь |
Я и мое здоровье | Веселые старты. «Уроки здоровья».
| «Уроки здоровья». Зимние и летние виды спорта. |
Я и мой интеллект | Внутри коллективные конкурсы на развитие внимания, памяти, мышления. | Интеллектуальные классные часы «Словесные головоломки» |
Я и общение | Культура общения. Школьный коллектив. (беседы) | Правила этикета: знакомство. |
Я - человек | Познай самого себя. Кинопросмотры нравственной направленности. | «Что такое ответственность?» Помощь больным и часто болеющим детям» |
Я и мой досуг | Конкурс рисунков «Я рисую вечерний город». | Новогодний бал – маскарад. |
Я – гражданин | Государственная символика. | Права ребенка в новом веке. |
Я и моя семья | Веселые старты «Родители и дети» | Новогодний бал – маскарад совместно с родителями. |
Перспективный план работы с классным коллективом
Основные направления воспитательной работы | январь | февраль |
Я и мое здоровье | Праздник «Зимние забавы. Мы лепим снежные фигуры». | «Хорошее здоровье превыше всего» |
Я и мой интеллект | Интеллектуальный марафон «Секреты почтового конверта» | Этот разноязыкий мир… О языках народов мира. |
Я и общение | Празднование новогодних праздников. Правила этикета: как дарить подарки. | Встречи с интересными людьми. 23 февраля. |
Я - человек | Познай самого себя. Как добиться успеха? | Справедливость к одноклассникам и к себе. |
Я и мой досуг | Зимние каникулы | Игра «День рождение – славный праздник». |
Я – гражданин | На что имеем право? | Конвенция о правах ребенка. |
Я и моя семья | Моя родословная. Откуда начинается мой род. | День защитника Отечества. |
Перспективный план работы с классным коллективом
Основные направления воспитательной работы | март | апрель | май |
Я и мое здоровье | Конкурс на лучшего спортсмена в классе. «Быстрее, выше, сильнее» | Инсценировка «Здоровый образ жизни» | Поход одного дня. День туриста. |
Я и мой интеллект | Интеллектуальный конкурс «Зашифрованное письмо» | Началось все с колеса. | Научно исследовательские конференции. |
Я и общение | Взаимопонимание в классе. | Как добиться успеха? | Игра «Дружба крепкая очень нам нужна…» |
Я - человек | Я и мои друзья. | Рыцарский герб. День птиц. | Терпение и труд все перетрут. |
Я и мой досуг | Кто хочет на загадки находить отгадки? | Шарик – смешарик. | Киндер –шоу. |
Я – гражданин | Опасные и безопасные ситуации. | Детям планеты – мир без тревоги и слез. | Утренник «Великой победе посвящается» |
Я и моя семья | Памятные даты моей семьи. 8 марта – женский день (мини концерт) | День смеха. КВН. | «Наша дружная семья», в честь международного дня семьи. |
3 СТУПЕНЬ: «МЫ ЖИВЕМ СРЕДИ ЛЮДЕЙ».
Цель: Формирование положительной «Я – концепции»
Задачи:
1. Учить взаимодействию с другими людьми.
2. Развивать систему представлений о самом себе.
3. Воспитание толерантности к себе и окружающим.
Ожидаемый результат: научить детей действовать, сознавая личную и социальную ответственность, необходимую гражданину Земли, развивать умение самостоятельно думать и принимать моральные решения.
Перспективный план работы с классным коллективом
Основные направления воспитательной работы | сентябрь | октябрь |
Я и мое здоровье | Привлечение учащ-ся класса к участию в занятиях кружков и спортивных секций. | Встречи с медицинскими работниками (прививки) |
Я и мой интеллект | День Знаний, посвященный 90-летию республики Марий Эл. | Интеллектуальные марафоны на уроках и после. |
Я и общение | Знакомство с новыми учениками в классе | Тематические классные часы. День именинников. |
Я - человек | Конкурс – выставка «Красота родного края», «Чудо-овощи» | Праздничное поздравление одноклассников. |
Я и мой досуг | Праздник «1 сентября», День именинников. | Что? Где ? Когда? (игра) Поздравление бабушек, дедушек в честь дня пожилых. |
Я – гражданин | Правила дорожного движения. | Классные часы, выбор актива класса. «День учителя» (открытки) |
Я и моя семья | Праздник «Первое сентября» совместно с родителями. | Папа, мама, я – читающая семья. |
Перспективный план работы с классным коллективом
Основные направления воспитательной работы | ноябрь | декабрь |
Я и мое здоровье | Веселые старты. «Уроки здоровья».
| «Уроки здоровья». Зимние и летние виды спорта. |
Я и мой интеллект | Внутри коллективные конкурсы на развитие внимания, памяти, мышления. | Интеллектуальные классные часы «Словесные головоломки» |
Я и общение | Культура общения. Школьный коллектив. (беседы) | Правила этикета: знакомство. |
Я - человек | Познай самого себя. Кинопросмотры нравственной направленности. | «Что такое ответственность?» Помощь больным и часто болеющим детям» |
Я и мой досуг | Конкурс рисунков «Я рисую вечерний город». | Новогодний бал – маскарад. |
Я – гражданин | Государственная символика. | Права ребенка в новом веке. |
Я и моя семья | Веселые старты «Родители и дети» | Новогодний бал – маскарад совместно с родителями. |
Перспективный план работы с классным коллективом
Основные направления воспитательной работы | январь | февраль |
Я и мое здоровье | Праздник «Зимние забавы. Мы лепим снежные фигуры». | «Хорошее здоровье превыше всего» |
Я и мой интеллект | Интеллектуальный марафон «Секреты почтового конверта» | Этот разноязыкий мир… О языках народов мира. |
Я и общение | Празднование новогодних праздников. Правила этикета: как дарить подарки. | Встречи с интересными людьми. 23 февраля. |
Я - человек | Познай самого себя. Как добиться успеха? | Справедливость к одноклассникам и к себе. |
Я и мой досуг | Зимние каникулы | Игра «День рождение – славный праздник». |
Я – гражданин | На что имеем право? | Конвенция о правах ребенка. |
Я и моя семья | Моя родословная. Откуда начинается мой род. | День защитника Отечества. |
Перспективный план работы с классным коллективом
Основные направления воспитательной работы | март | апрель | май |
Я и мое здоровье | Конкурс на лучшего спортсмена в классе. «Быстрее, выше, сильнее» | Инсценировка «Здоровый образ жизни» | Поход одного дня. День туриста. |
Я и мой интеллект | Интеллектуальный конкурс «Зашифрованное письмо» | Началось все с колеса. | Научно исследовательские конференции. |
Я и общение | Взаимопонимание в классе. | Как добиться успеха? | Игра «Дружба крепкая очень нам нужна…» |
Я - человек | Я и мои друзья. | Рыцарский герб. День птиц. | Терпение и труд все перетрут. |
Я и мой досуг | Кто хочет на загадки находить отгадки? | Шарик – смешарик. | Киндер –шоу. |
Я – гражданин | Опасные и безопасные ситуации. | Детям планеты – мир без тревоги и слез. | Утренник «Великой победе посвящается» |
Я и моя семья | Памятные даты моей семьи. 8 марта – женский день (мини концерт) | День смеха. КВН. | «Наша дружная семья», в честь международного дня семьи. |
4 блок: «ПЕРЕД НАМИ ВСЕ ДВЕРИ ОТКРЫТЫ».
Цель: Воспитывать и развивать целостную личность, как модель выпускника начальной школы.
Задачи:
1. Развитие и совершенствование интеллектуальных умений и навыков
2. Развитие эмоциональной и волевой сферы.
3. Воспитание у учащихся нравственных ценностей и создание
Условий для поиска в ситуации нравственного выбора.
Ожидаемые результаты: воспитание выпускника начальной школы, готового к успешной деятельности и реализации себя в среднем звене.
Перспективный план работы с классным коллективом
Основные направления воспитательной работы | сентябрь | октябрь |
Я и мое здоровье | Привлечение учащ-ся класса к участию в занятиях кружков и спортивных секций. | Встречи с медицинскими работниками (прививки) |
Я и мой интеллект | День Знаний, посвященный 90-летию республики Марий Эл. | Интеллектуальные марафоны на уроках и после. |
Я и общение | Знакомство с новыми учениками в классе | Тематические классные часы. День именинников. |
Я - человек | Конкурс – выставка «Красота родного края», «Чудо-овощи» | Праздничное поздравление одноклассников. |
Я и мой досуг | Праздник «1 сентября», День именинников. | Что? Где ? Когда? (игра) Поздравление бабушек, дедушек в честь дня пожилых. |
Я – гражданин | Правила дорожного движения. | Классные часы, выбор актива класса. «День учителя» (открытки) |
Я и моя семья | Праздник «Первое сентября» совместно с родителями. | Папа, мама, я – читающая семья. |
Перспективный план работы с классным коллективом
Основные направления воспитательной работы | ноябрь | декабрь |
Я и мое здоровье | Веселые старты. «Уроки здоровья».
| «Уроки здоровья». Зимние и летние виды спорта. |
Я и мой интеллект | Внутри коллективные конкурсы на развитие внимания, памяти, мышления. | Интеллектуальные классные часы «Словесные головоломки» |
Я и общение | Культура общения. Школьный коллектив. (беседы) | Правила этикета: знакомство. |
Я - человек | Познай самого себя. Кинопросмотры нравственной направленности. | «Что такое ответственность?» Помощь больным и часто болеющим детям» |
Я и мой досуг | Конкурс рисунков «Я рисую вечерний город». | Новогодний бал – маскарад. |
Я – гражданин | Государственная символика. | Права ребенка в новом веке. |
Я и моя семья | Веселые старты «Родители и дети» | Новогодний бал – маскарад совместно с родителями. |
Перспективный план работы с классным коллективом
Основные направления воспитательной работы | январь | февраль |
Я и мое здоровье | Праздник «Зимние забавы. Мы лепим снежные фигуры». | «Хорошее здоровье превыше всего» |
Я и мой интеллект | Интеллектуальный марафон «Секреты почтового конверта» | Этот разноязыкий мир… О языках народов мира. |
Я и общение | Празднование новогодних праздников. Правила этикета: как дарить подарки. | Встречи с интересными людьми. 23 февраля. |
Я - человек | Познай самого себя. Как добиться успеха? | Справедливость к одноклассникам и к себе. |
Я и мой досуг | Зимние каникулы | Игра «День рождение – славный праздник». |
Я – гражданин | На что имеем право? | Конвенция о правах ребенка. |
Я и моя семья | Моя родословная. Откуда начинается мой род. | День защитника Отечества. |
Перспективный план работы с классным коллективом
Основные направления воспитательной работы | март | апрель | май |
Я и мое здоровье | Конкурс на лучшего спортсмена в классе. «Быстрее, выше, сильнее» | Инсценировка «Здоровый образ жизни» | Поход одного дня. День туриста. |
Я и мой интеллект | Интеллектуальный конкурс «Зашифрованное письмо» | Началось все с колеса. | Научно исследовательские конференции. |
Я и общение | Взаимопонимание в классе. | Как добиться успеха? | Игра «Дружба крепкая очень нам нужна…» |
Я - человек | Я и мои друзья. | Рыцарский герб. День птиц. | Терпение и труд все перетрут. |
Я и мой досуг | Кто хочет на загадки находить отгадки? | Шарик – смешарик. | Киндер –шоу. |
Я – гражданин | Опасные и безопасные ситуации. | Детям планеты – мир без тревоги и слез. | Утренник «Великой победе посвящается» |
Я и моя семья | Памятные даты моей семьи. 8 марта – женский день (мини концерт) | День смеха. КВН. | «Наша дружная семья», в честь международного дня семьи. |
В программу включены следующие разделы:
1. Характеристика класса.
2. Планирование воспитательной работы с коллективом.
3. Анкетирование учащихся.
4. Диагностика уровня воспитанности обучающихся и его результаты.
5. Планирование работы с родителями.
6. Социальный паспорт класса.
7.Планирование индивидуальной работы с обучающимися.
8. Нормативно-правовой блок.
Список литературы:
Дереклеева, Н.И. Азбука классного руководителя. Начальная школа / Н.И. Дереклеева. – М.:»5 за знания», 2008. – 352с.
Дик, Н.Ф. Современный справочник учителя начальных классов в вопросах и ответах / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 313с. – (С нашим классным – жизнь прекрасна!).