Фольклорный праздник "Пасха"
материал по теме
Предварительный просмотр:
Празднование Светлого праздника Пасхи
(Звучат народные мелодии, дети входят в зал, садятся по кругу)
Вед 1: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! Будьте здоровы и счастливы, а наша встреча пусть будет веселой и радостной! Потому что она посвящена русскому народному празднику – Пасхе.
Ученик 1: Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Пасха наступила,
Радость охватила.
Ученик 2: Поздравляю с лаской,
С богоданной Пасхой –
Праздником прекрасным,
Чудом из чудес!
Ученик 3: Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
Ученик 4: Сердце с бедами свыкается –
Но когда ускачет бес,
К нам на крыльях опускается
Пасха яркая с небес.
Пасха русская, старинная,
С пестротой и толчеей,
Неподдельная, былинная –
Та, что празднуем семьей.
Пахнет терпкая акация,
Звон плывет в родном краю…
Возвращайся, празднуй, нация,
Пасху русскую свою.
(танец)
Вед: У любого праздника – своя красота, свои обычаи, обряды приметы. Немало их и в Пасху. В этот день Сын Божий Христос воскрес из мертвых. И Пасха Христова есть высочайший, радостнейший праздник праздников.
На Пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола. Этот звон зовется Пасхальный благовест. Колокольный звон звучал беспрерывно. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.
(фоном звучит колокольный звон)
Вед: Часто мы слышим, как говорят: серебряный звон, малиновый звон. Исстари подмечено, что звук имеет цвет. Малиновый звон колокола ассоциируется с праздником, с радостью, с яркой малиновой рубахой.
(запись колокольного звона громко, затем фоном для чтения стихотворения)
Ученик 1: Колокол дремавший разбудил поля.
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам.
Скрылась за рекою белая луна,
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгоняет сон,
Где-то за дорогой замирает звон.
Ученик 2: В Святое Светлое Воскресение солнышко играет. Вешнее солнышко землю воскрешает.
Вед: Многие традиции мы утеряли, но традиция празднования Пасхи жива, потому, что основана на самых светлых, чистых порывах души.
Христос Воскрес. И земля воскресла. Исстари первый день Пасхи называется Светлым Воскресением, Великоднем.
Ученик 3: Пасха – это слово образовалось от древнееврейского слова «песах». Праздник Пасха – один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни.
Ученик 4: Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес.
Христос воскрес! Христос воскрес! (А. Майков)
Вед: Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами… Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником. Это праздник символизирует победу добра над злом. Светлое Христово Воскресение – день радостный, светлый. Все события, связанные с ним, - огромное чудо.
(под музыку выходят дети с жаворонками, кликают весну)
1 Жаворонушек на проталинке распевает.
Он зовет весну красную, вызывает.
2 Грачи – кулички, из-за моря летите,
Весну красную несите!
3 Ой, весна моя,
Ты весняночка!
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей
Приходи,
Солнцем, светом озари!
4 Жаворонки, перепелушки,
Птички ласточки,
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
5 Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С доброй радостью,
С великой милостью!
Вместе: Со льном высоким, (поднимают веточки)
С корнем глубоким, (приседают с веточками)
С дождями сильными, (идут в центр)
С хлебами обильными. (расходятся, образуют «воротики»)
(входит Весна, проходит несколько раз через «воротики»
и останавливается в центре круга)
6 Весна – красна, где бывала?
Весна: В лесу зимовала,
Огород городила,
Капусту садила.
7 Весна – красна, на чем пришла?
Весна: На сохе, бороне,
На кривой кочерге,
На жердочке,
На бороздочке,
На ржаном колоску,
На пшеничном пирожку.
8 Весна – красна, что нам принесла?
Весна: Соху, борону
И кобылку ворону.
Солнца клочок
И соломки пучок.
1 Весна – красна, что в подарок принесла?
Весна: Светлый праздник –
Святу Пасху!
2 Идет матушка весна –
Отворяйте ворота!
3 Вот и первым март пришел,
Всех друзей с собой привел.
4 А за ним и апрель,
Растворяй пошире дверь!
- А потом придет май,
Сколько хочешь гуляй!
(звучит музыка, закличники садятся)
Вед: Как у каждого большого церковного праздника, у Пасхи есть свои приметы:
Ученик 1: В нашей деревне пастухи верят, что пасхальное яйцо помогает отыскать заблудившуюся скотину.
Ученик 2: А у нас на Пасху деды расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.
Ученик 3: А у нас девушки на Пасху желают: «Дай Бог жениха хорошего, в сапогах, да с калошами, не на корове, а на лошади!»
Ученик 4: А у нас считается, что, ежели девица встанет на топор в Пасху, будет она крепкой и ладной.
Ученик 1: Охотники стреляли в воздух, надеясь, что этими выстрелами обеспечат себе удачную охоту.
Ученик 2: Дети на зорьке смотрели, как солнышко играет. Небо ясное и солнце греет – к хорошему урожаю и красному лету.
Ученик 3: Мороз в первый день Пасхи – к обильному урожаю, а если будет дождь, то и весна дождливая будет.
Ученик 4: На Пасху бросать и лить что-либо в окно нельзя – Христос под окнами ходит.
Вед: А у нас веселые хороводы водят.
(ХОРОВОД)
Вед: Весну мы закликали – ходили по кругу, хоровод водили – тоже по кругу. Круг – символ солнца, для крестьянина он был магическим средством, способным ускорить пробуждение природы.
Ученик 1: Пасха – время первого весеннего гуляния. Молодежь затевала игры на лужайках, на лесных полянах.
Ученик 2: В традициях русского народа были музыкальные игры, игры – пляски, веселые и задорные под гармошку.
Вед: Давайте поиграем. От каждого класса по 3 человека выходите в круг.
(Проводится ИГРА. Дети стоят по кругу.
На сильную долю такта музыки передается платочек.
У кого он останется, когда музыка остановится,
тому нужно будет сплясать русского)
Вед: Как у каждого большого церковного праздника, у Пасхи есть свои приметы – куличи, творожная пасха и крашеные пасхальные яйца.
Ученик 3: В старину накапливали по сто – двести яиц, окрашивали их, натирали маслом, чтобы блестели.
Ученик 4: В Светлое Христово Воскресение верующие приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе!» - и ответным: «Воистину воскресе!»
Ученик 1: Кроме крашеных яиц главным блюдом на пасхальном столе был кулич. Куличи пекли всегда в форме цилиндра, напоминавшего церковную башенку с куполом. Считали, что если кулич удался, то в семье все будут здоровы.
Ученик 2: «Христос Воскресе!» - поют колокола.
И весть та – радостна, светла –
Над миром носится волной,
И мир внимает вести той.
Ученик 3: «Христос Воскрес!» - поет земля,
Моря, и горы, и поля…
И им в ответ звучит с небес:
«Воистину Воскрес!»
Вед: Ну, а мы с вами продолжаем праздновать Пасху.
Ученик 4: Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету.
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь!
(танец «Русская плясовая»)
Вед: Вот еще одна игра,
Вам понравится она.
Я вопрос хочу задать.
Ваше дело – отвечать.
(ИГРА «Русская изба»
скажи одним словом, как называли эти предметы в старину)
- В избе: нары для спанья, устраиваемые под потолком между печью и стеной (палати)
- Тонкая длинная щепка от сухого полена для освещения избы (лучина)
- Металлическая рогатка на длинной рукоятке для подхватывания в печи горшков и чугунов (ухват)
- Небольшая комната, обычно в верхней части жилья (светелка)
- Подставка для лучины, освещающей жилье (светец)
- Полотенце (рушник)
- Подвесная колыбель (люлька)
- Светлая парадная комната в доме (светлица)
- Чистая половина крестьянской избы (горница)
- Изгородь вокруг деревни или у ее края (околица)
Вед: В Пасху играли на разных русских народных инструментах. А какие вы инструменты знаете? (балалайка, трещотка, деревянные ложки, треугольник, ксилофон, свирель, гусли, пищалки)
Ученик 1: Эх, широка душа русского народа!
И где б ни были в глуши,
В руки брали только ложки
И играли от души!
Ученик 2: На Руси уж так идет,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на дуде игрец.
Ученик 3: Выходите, музыканты, поскорей!
В Святу Пасху нам сыграйте веселей!
(оркестр народных инструментов)
Вед: Одним из символом праздника является яйцо. Яйцо – символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Крашеное или расписное, оно стало знаком, символом праздника.
Ученик 4: В древности сложилась такая легенда: «Был вначале род человеческий заключен в яйце. Был он семенем непророщенным, почкой нераскрывшейся, но конец пришел заточению. Род родил любовь – Ладу Матушку. Любовью мир наполнился»
Ученик 1: Яйцами обмениваются, их дарят родным, соседям, всем, кто придет поздравить с праздником, берут их с собой, отправляясь в гости.
Вед: Любимой пасхальной забавой было катание яиц. Оно начиналось в первый день Пасхи, после обеда. И продолжалось иногда всю неделю. Яйца катали с какого-нибудь бугорка. Или делали специальные лоточки.
Ученик 2: Эй, народ, не зевай,
К нам на «Горку» поспевай!
Не ударьте в грязь лицом,
Поспевайте за яйцом!
Ученик 3: С горки нашенькой катятся крашенки.
С нашей горки катится Егорка,
За Егоркой - Еремей,
Ну, посмотрим, кто скорей!
(ИГРА «Катание яиц» приглашаются по 1 человеку из класса)
Вед: Смотреть, как катают яйца, собиралась чуть ли не вся деревня. Но когда-то катание яиц было не забавой, а важным делом. Яйцо – символ зарождения новой жизни. Прикасаясь к земле, оно пробуждало вечную нашу кормилицу от зимнего сна. Также проводились и игры-эстафеты.
Ученик 4: Известно, плохо,
Когда один с сошкой, а семеро с ложкой.
У нас сегодня совсем другое.
Всегда с ложкой только двое.
Ученик 1: Самые быстрые! Самые ловкие!
Ну-ка, похвалитесь своею сноровкою!
Наше задание очень несложное.
Для любого вполне возможное.
Ученик 2: Берешь яйцо, кладешь в ложку
И пробежишь с ним немножко.
Если первый прибежал,
Значит ясно – приз забрал!
(эстафета Перенеси яйцо в ложке и передай другому)
Вед: В старину не бывало Пасхи без качелей. Загодя вкапывали столбы, навешивали веревки, прикрепляли доски. Качались все желающие. Качели или, как их называли, качули были чрезвычайно любимы и популярны. Качаясь, девушки распевали «качульные» частушки.
Ученик 3: Эй, парнишки и девчушки,
Не хотите ль спеть частушки?
Для друзей и для гостей
Запевайте веселей!
(выходят частушечники)
1 Эй, девчата – хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
2 Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтобы песня лучше пелась,
Надо пляской помогать.
3 Вот и Пасха пришла,
Кто нас покачает?
Как у нонешних ребят
Веревок не хватает.
4 На горе стоят качели,
Пойду покачаюся.
Нынче лето отгуляю,
Зимой повенчаюся.
- У меня коса большая,
Ленточка коротенька,
Про меня не думай, парень,
Я еще молоденька.
6 На окошке два цветочка,
Голубой да аленький.
Я девчонка боевая,
Хоть и ростом маленька.
7 Вы послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь:
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.
8 Как по речке, по Волжанке
Соловей плывет на палке.
Сел на доску тонкую –
Развел гармошку звонкую.
9 Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
10 Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
11 Поглядите-ка, ребята,
Что на крыше деется:
Воробей в рожок играет,
За солому держится.
12 За частушки, друг мой милый,
Три рубля тебе я дам.
По глазам по вашим видно,
Что понравились мы вам.
Вед: Сядем рядышком на лавке,
Вместе с вами посидим.
Загадаем вам загадки.
Кто смышленей – поглядим!
Было так: в какой-то миг
Народился Пых-пых-пых!
Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел,
Пока в печку не сел.
Вышел оттуда не Пых, а чудо:
Румяный, блестящий,
С корочкой хрустящей. (хлеб)
Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато, когда сыта,
От Федоры теплота. (печка)
В одном бочонке
Два разных пива
Не смешиваются. (яйцо)
Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом. (калач)
Ученик 4: Вот вам новая забава:
«Родниковой свежестью веет песнь старинная.
Любовью и нежностью, славой былинною.
В русской песне – торжественный звон и мотивы родного села.
В эту песню я сердцем влюблен, от того мне она и мила»
Ученик 1: Есть таланты на Руси,
Говорю уверенно!
Раз народ еще поет –
Знать, не все потеряно.
(песня - исполняет школьный ансамбль)
Вед: Мы думаем, что вы уже имеете представление о том, как праздновалась и празднуется Пасха.
Солнце в небе закатилось,
Наше празднество закрылось!
Ученик 2: Праздник подошел к концу,
Веселье не кончается.
Пускай всегда лицом к лицу
Одни друзья встречаются!
Ученик 3: Проститься к нам пришел народ,
И всем вам пожелание:
Пусть будет с вами и вперед
Терпенье и старание.
Ученик 4: И счастье, и свершение,
И настроенье бодрое,
Но главным украшением
Пусть будет сердце доброе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фольклорного праздника « Зеленая планета 2010»
Помочь детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов....
Фольклорный КВН для учащихся 4-5 классов
Фольклорный КВН для учащихся 4 – 5 классов Цели: 1. закрепить и расширить знания детей о разных жанрах фольклора, 2. прививать любовь к устному народному творчеству, 3. работать над разви...
Фольклорный праздник "Посиделки"
Цель:воспитание любви и уважения к Родине, к искусству своего народа, древним обычаям и талантам русского народа, изучение и возрождение народных праздников, песенных и хореографических традиций....
Сценарий фольклорного праздника "Деревенские посиделки"
Россия, Россия, края дорогие,...
Фольклорный праздник "В гостях у Петрушки"
Фольклорный праздник для детей младшего школьного возрастаДействующие лица:Петрушка, Скоморохи: Фома и Ерема, Котя-Коток, Коза, Матрешки, Заинька, Лисичка, Петушок, Солнышко, танцевальная группа. Знак...
Фольклорный праздник Казачьи посиделки.
Внеклассное мероприятие разработано и проводилось к 100летию М.А.Шолохова.В нём отражены быт и традиции Донских казаков,использованы пести, танцы, игры жителей Тихого Дона....
Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы"
Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы" знакомит учащихся не только с историей родного края (Ленинградской области), но и с культурным памятником мирового значения "Калевала". Мероприятие прох...