Фольклорный праздник "Пасха"
материал по теме

Распутина Татьяна Сергеевна

Фольклорный праздник

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasha.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Празднование Светлого праздника Пасхи

(Звучат народные мелодии, дети входят в зал, садятся по кругу)

Вед 1:        Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! Будьте здоровы и счастливы, а наша встреча пусть будет веселой и радостной! Потому что она посвящена русскому народному празднику – Пасхе.

Ученик 1:        Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, красны девицы!

Пасха наступила,

Радость охватила.

Ученик 2:        Поздравляю с лаской,

С богоданной Пасхой –

Праздником прекрасным,

Чудом из чудес!

Ученик 3:        Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краев.

Ученик 4:        Сердце с бедами свыкается –

Но когда ускачет бес,

К нам на крыльях опускается

Пасха яркая с небес.

Пасха русская, старинная,

С пестротой и толчеей,

Неподдельная, былинная –

Та, что празднуем семьей.

Пахнет терпкая акация,

Звон плывет в родном краю…

Возвращайся, празднуй, нация,

Пасху русскую свою. 

(танец)

Вед:        У любого праздника – своя красота, свои обычаи, обряды приметы. Немало их и в Пасху. В этот день Сын Божий Христос воскрес из мертвых. И Пасха Христова есть высочайший, радостнейший праздник праздников.

На Пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола. Этот звон зовется Пасхальный благовест. Колокольный звон звучал беспрерывно. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.

(фоном звучит колокольный звон)

Вед:        Часто мы слышим, как говорят: серебряный звон, малиновый звон. Исстари подмечено, что звук имеет цвет. Малиновый звон колокола ассоциируется с праздником, с радостью, с яркой малиновой рубахой.

(запись колокольного звона громко, затем фоном для чтения стихотворения)

Ученик 1:        Колокол дремавший разбудил поля.

Улыбнулась солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам.

Скрылась за рекою белая луна,

Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон,

Где-то за дорогой замирает звон.

Ученик 2:        В Святое Светлое Воскресение солнышко играет. Вешнее солнышко землю воскрешает.

Вед:        Многие традиции мы утеряли, но традиция празднования Пасхи жива, потому, что основана на самых светлых, чистых порывах души.

Христос Воскрес. И земля воскресла. Исстари первый день Пасхи называется Светлым Воскресением, Великоднем.

Ученик 3:        Пасха – это слово образовалось от древнееврейского слова «песах». Праздник Пасха – один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни.

Ученик 4:        Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес.

Христос воскрес! Христос воскрес!    (А. Майков)

Вед:        Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами… Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником. Это праздник символизирует победу добра над злом. Светлое Христово Воскресение – день радостный, светлый. Все события, связанные с ним, - огромное чудо.

(под музыку выходят дети с жаворонками, кликают весну)

1        Жаворонушек на проталинке распевает.

Он зовет весну красную, вызывает.

2        Грачи – кулички, из-за моря летите,

Весну красную несите!

3        Ой, весна моя,

Ты весняночка!

Из-за темных лесов,

Из-за синих морей

Приходи,

Солнцем, светом озари!

4        Жаворонки, перепелушки,

Птички ласточки,

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

5        Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С доброй радостью,

С великой милостью!

Вместе:        Со льном высоким,  (поднимают веточки)

С корнем глубоким,  (приседают с веточками)

С дождями сильными,  (идут в центр)

С хлебами обильными.  (расходятся, образуют «воротики»)

(входит Весна, проходит несколько раз через «воротики»

и останавливается в центре круга)

6        Весна – красна, где бывала?

Весна:        В лесу зимовала,

Огород городила,

Капусту садила.

7        Весна – красна, на чем пришла?

Весна:        На сохе, бороне,

На кривой кочерге,

На жердочке,

На бороздочке,

На ржаном колоску,

На пшеничном пирожку.

8        Весна – красна, что нам принесла?

Весна:        Соху, борону

И кобылку ворону.

Солнца клочок

И соломки пучок.

1        Весна – красна, что в подарок принесла?

Весна:        Светлый праздник –

Святу Пасху!

2        Идет матушка весна –

Отворяйте ворота!

3        Вот и первым март пришел,

Всех друзей с собой привел.

4        А за ним и апрель,

Растворяй пошире дверь!

  1. А потом придет май,

Сколько хочешь гуляй!

(звучит музыка, закличники садятся)

Вед:        Как у каждого большого церковного праздника, у Пасхи есть свои приметы:

Ученик 1:        В нашей деревне пастухи верят, что пасхальное яйцо помогает отыскать заблудившуюся скотину.

Ученик 2:        А у нас на Пасху деды расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.

Ученик 3:        А у нас девушки на Пасху желают: «Дай Бог жениха хорошего, в сапогах, да с калошами, не на корове, а на лошади!»

Ученик 4:        А у нас считается, что, ежели девица встанет на топор в Пасху, будет она крепкой и ладной.

Ученик 1:        Охотники стреляли в воздух, надеясь, что этими выстрелами обеспечат себе удачную охоту.

Ученик 2:        Дети на зорьке смотрели, как солнышко играет. Небо ясное и солнце греет – к хорошему урожаю и красному лету.

Ученик 3:        Мороз в первый день Пасхи – к обильному урожаю, а если будет дождь, то и весна дождливая будет.

Ученик 4:        На Пасху бросать и лить что-либо в окно нельзя – Христос под окнами ходит.

Вед:        А у нас веселые хороводы водят.

(ХОРОВОД)

Вед:        Весну мы закликали – ходили по кругу, хоровод водили – тоже по кругу. Круг – символ солнца, для крестьянина он был магическим средством, способным ускорить пробуждение природы.

Ученик 1:        Пасха – время первого весеннего гуляния. Молодежь затевала игры на лужайках, на лесных полянах.

Ученик 2:        В традициях русского народа были музыкальные игры, игры – пляски, веселые и задорные под гармошку.

Вед:        Давайте поиграем. От каждого класса по 3 человека выходите в круг.

(Проводится ИГРА. Дети стоят по кругу.

На сильную долю такта музыки передается платочек.

 У кого он останется, когда музыка остановится,

тому нужно будет сплясать русского)

Вед:        Как у каждого большого церковного праздника, у Пасхи есть свои приметы – куличи, творожная пасха и крашеные пасхальные яйца.

Ученик 3:        В старину накапливали по сто – двести яиц, окрашивали их, натирали маслом, чтобы блестели.

Ученик 4:        В Светлое Христово Воскресение верующие приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе!» - и ответным: «Воистину воскресе!»

Ученик 1:        Кроме крашеных яиц главным блюдом на пасхальном столе был кулич. Куличи пекли всегда в форме цилиндра, напоминавшего церковную башенку с куполом. Считали, что если кулич удался, то в семье все будут здоровы.

Ученик 2:        «Христос Воскресе!» - поют колокола.

И весть та – радостна, светла –

Над миром носится волной,

И мир внимает вести той.

Ученик 3:        «Христос Воскрес!» - поет земля,

Моря, и горы, и поля…

И им в ответ звучит с небес:

«Воистину Воскрес!»

Вед:        Ну, а мы с вами продолжаем праздновать Пасху.

Ученик 4:        Обойди хоть всю планету,

Лучше русской пляски нету.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь!

(танец «Русская плясовая»)

Вед:        Вот еще одна игра,

Вам понравится она.

Я вопрос хочу задать.

Ваше дело – отвечать.

(ИГРА «Русская изба»  

скажи одним словом, как называли эти предметы в старину)

  1. В избе: нары для спанья, устраиваемые под потолком между печью и стеной (палати)
  2. Тонкая длинная щепка от сухого полена для освещения избы (лучина)
  3. Металлическая рогатка на длинной рукоятке для подхватывания в печи горшков и чугунов (ухват)
  4. Небольшая комната, обычно в верхней части жилья (светелка)
  5. Подставка для лучины, освещающей жилье (светец)
  6. Полотенце (рушник)
  7. Подвесная колыбель (люлька)
  8. Светлая парадная комната в доме (светлица)
  9. Чистая половина крестьянской избы (горница)
  10. Изгородь вокруг деревни или у ее края (околица)

Вед:        В Пасху играли на разных русских народных инструментах. А какие вы инструменты знаете? (балалайка, трещотка, деревянные ложки, треугольник, ксилофон, свирель, гусли, пищалки)

Ученик 1:        Эх, широка душа русского народа!

И где б ни были в глуши,

В руки брали только ложки

И играли от души!

Ученик 2:        На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на дуде игрец.

Ученик 3:        Выходите, музыканты, поскорей!

В Святу Пасху нам сыграйте веселей!

(оркестр народных инструментов)

Вед:        Одним из символом праздника является яйцо. Яйцо – символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Крашеное или расписное, оно стало знаком, символом праздника.

Ученик 4:        В древности сложилась такая легенда: «Был вначале род человеческий заключен в яйце. Был он семенем непророщенным, почкой нераскрывшейся, но конец пришел заточению. Род родил любовь – Ладу Матушку. Любовью мир наполнился»

Ученик 1:        Яйцами обмениваются, их дарят родным, соседям, всем, кто придет поздравить с праздником, берут их с собой, отправляясь в гости.

Вед:        Любимой пасхальной забавой было катание яиц. Оно начиналось в первый день Пасхи, после обеда. И продолжалось иногда всю неделю. Яйца катали с какого-нибудь бугорка. Или делали специальные лоточки.

Ученик 2:        Эй, народ, не зевай,

К нам на «Горку» поспевай!

Не ударьте в грязь лицом,

Поспевайте за яйцом!

Ученик 3:        С горки нашенькой катятся крашенки.

С нашей горки катится Егорка,

За Егоркой - Еремей,

Ну, посмотрим, кто скорей!

(ИГРА  «Катание яиц» приглашаются по 1 человеку из класса)

Вед:        Смотреть, как катают яйца, собиралась чуть ли не вся деревня. Но когда-то катание яиц было не забавой, а важным делом. Яйцо – символ зарождения новой жизни. Прикасаясь к земле, оно пробуждало вечную нашу кормилицу от зимнего сна. Также проводились и игры-эстафеты.

Ученик 4:        Известно, плохо,

Когда один с сошкой, а семеро с ложкой.

У нас сегодня совсем другое.

Всегда с ложкой только двое.

Ученик 1:        Самые быстрые! Самые ловкие!

Ну-ка, похвалитесь своею сноровкою!

Наше задание очень несложное.

Для любого вполне возможное.

Ученик 2:        Берешь яйцо, кладешь в ложку

И пробежишь с ним немножко.

Если первый прибежал,

Значит ясно – приз забрал!

(эстафета Перенеси яйцо в ложке и передай другому)

Вед:        В старину не бывало Пасхи без качелей. Загодя вкапывали столбы, навешивали веревки, прикрепляли доски. Качались все желающие. Качели или, как их называли, качули были чрезвычайно любимы и популярны. Качаясь, девушки распевали «качульные» частушки.

Ученик 3:        Эй, парнишки и девчушки,

Не хотите ль спеть частушки?

Для друзей и для гостей

Запевайте веселей!

(выходят частушечники)

1        Эй, девчата – хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

2        Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать.

Чтобы песня лучше пелась,

Надо пляской помогать.

3        Вот  и Пасха пришла,

Кто нас покачает?

Как у нонешних ребят

Веревок не хватает.

4        На горе стоят качели,

Пойду покачаюся.

Нынче лето отгуляю,

Зимой повенчаюся.

  1. У меня коса большая,

Ленточка коротенька,

Про меня не думай, парень,

Я еще молоденька.

6        На окошке два цветочка,

Голубой да аленький.

Я девчонка боевая,

Хоть и ростом маленька.

7        Вы послушайте, ребята,

Нескладуху буду петь:

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

8        Как по речке, по Волжанке

Соловей плывет на палке.

Сел на доску тонкую –

Развел гармошку звонкую.

9        Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

10        Между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

11        Поглядите-ка, ребята,

Что на крыше деется:

Воробей в рожок играет,

За солому держится.

12        За частушки, друг мой милый,

Три рубля тебе я дам.

По глазам по вашим видно,

Что понравились мы вам.

Вед:        Сядем рядышком на лавке,

Вместе с вами посидим.

Загадаем вам загадки.

Кто смышленей – поглядим!

                Было так: в какой-то миг

Народился Пых-пых-пых!

Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел,

Пока в печку не сел.

Вышел оттуда не Пых, а чудо:

Румяный, блестящий,

С корочкой хрустящей.   (хлеб)

Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А зато, когда сыта,

От Федоры теплота.   (печка)

В одном бочонке

Два разных пива

Не смешиваются.  (яйцо)

Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом.   (калач)

Ученик 4:        Вот вам новая забава:

«Родниковой свежестью веет песнь старинная.

Любовью и нежностью, славой былинною.

В русской песне – торжественный звон и мотивы родного села.

В эту песню я сердцем влюблен, от того мне она и мила»

Ученик 1:        Есть таланты на Руси,

Говорю уверенно!

Раз народ еще поет –

Знать, не все потеряно.

(песня - исполняет школьный ансамбль)

Вед:        Мы думаем, что вы уже имеете представление о том, как праздновалась и празднуется Пасха.

Солнце в небе закатилось,

Наше празднество закрылось!

Ученик 2:        Праздник подошел к концу,

Веселье не кончается.

Пускай всегда лицом к лицу

Одни друзья встречаются!

Ученик 3:        Проститься к нам пришел народ,

И всем вам пожелание:

Пусть будет с вами и вперед

Терпенье и старание.

Ученик 4:        И счастье, и свершение,

И настроенье бодрое,

Но главным украшением

Пусть будет сердце доброе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника « Зеленая планета 2010»

Помочь детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов....

Фольклорный КВН для учащихся 4-5 классов

Фольклорный КВН для учащихся 4 – 5 классов Цели: 1. закрепить и расширить знания детей о разных жанрах фольклора, 2. прививать любовь к устному народному творчеству, 3. работать над разви...

Фольклорный праздник "Посиделки"

Цель:воспитание любви и уважения к Родине, к искусству своего народа, древним обычаям и талантам русского народа, изучение и возрождение народных праздников, песенных и хореографических традиций....

Фольклорный праздник "В гостях у Петрушки"

Фольклорный праздник для детей младшего школьного возрастаДействующие лица:Петрушка, Скоморохи: Фома и Ерема, Котя-Коток, Коза, Матрешки, Заинька, Лисичка, Петушок, Солнышко, танцевальная группа. Знак...

Фольклорный праздник Казачьи посиделки.

Внеклассное мероприятие разработано и проводилось к 100летию М.А.Шолохова.В нём отражены быт и традиции Донских казаков,использованы пести, танцы, игры жителей Тихого Дона....

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы"

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы" знакомит учащихся не только с историей родного края (Ленинградской области), но и с культурным памятником мирового значения "Калевала". Мероприятие прох...