Экологическое воспитание младших школьников.
статья (1 класс) по теме
Бездумное и хищническое отношение человека к природе привело мир к экологической катастрофе. Разрушительные воздействия людей на окружающую среду бумерангом возвращаются к нам. Доказательство тому — глобальное ухудшение здоровья населения, особенно молодежи. Негативные процессы настолько обострились, что стала очевидной необходимость экологизировать мировоззрение человека. Весь его образ жизни. Весьма важная роль в этом отводится школе.
Школа должна сделать все необходимое , чтобы природа для ребят была открытой книгой и чтобы они умело пользовались ею. Но воспитать любовь к природе окриком «Не тронь!», «Не рви!», «Отойди!» - нельзя. Нужен другой подход .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание младших школьников
Бездумное и хищническое отношение человека к природе привело мир к экологической катастрофе. Разрушительные воздействия людей на окружающую среду бумерангом возвращаются к нам. Доказательство тому — глобальное ухудшение здоровья населения, особенно молодежи. Негативные процессы настолько обострились, что стала очевидной необходимость экологизировать мировоззрение человека. Весь его образ жизни. Весьма важная роль в этом отводится школе.
В экологическом воспитании можно выделить три основных направления Первое связано с умениями созерцать и любоваться природой, которые питают эмоционально-эстетическую сферу ребенка, воспитывают любовь к природе. Без этого фундамента дальнейшие шаги просто бессмысленны. Второе направление — исследование природы не причиняющее ей вреда и формирующее познавательные способности школьника.
И наконец третье — активная помощь природе. Именно в этом источник нравственной силы человека в заботе о дикой природе , в создании здоровой окружающей среды. Только такое триединство способствует гармоничному развитию личности, связует составные части и оживляет целое. Игра — важнейшее средство организации детской жизни. Так думаем не только мы. Огромной популярностью в мире пользуются «Игры в природе» , программа и методики , разработанные американским педагогом Джозефом Корнеллом, основные педагогические идеи, которого я и взяла на вооружение.
В каждой экологической игре автор выделяет четыре этапа. Сначала игра помогает пробудить в учениках доверие и желание общаться с учителем, друг с другом, с природой. Затем энтузиазм ребят сосредоточивается на природе, на созерцании и общении с ней . На третьем этапе игровая деятельность приобретает деловой, активный оттенок, природа раскрывает перед школьниками все больше тайн, и ученики приходят к пониманию своего единства и тождественности с ней. Дальнейшее общение становится более интенсивным, сильнее влияет на формирование личности ребенка. Оно приносит радость, которой хочется поделиться с другими. И друзья понимают тебя, потому что чувствуют то же самое. Природа превращается в общую ценность , в общий родной дом.
Во время уроков художественного труда и изобразительного искусства, чтобы нарисовать пейзаж, исполнить коллаж из цветов и панно , дети наблюдают сначала за растениями и животными, , читают о них в книгах, а затем используя определенную изобразительную технику и поделочный материал передают в нем свои впечатления и знания о природе , свои чувства по отношению к ней. Работы школьников восхищают всех кто их видит. А видят их многие , потому что произведения детского творчества украшают школу. На эти своеобразные выставки и приглашаю учеников и родителей. Ребята осознают что их занятия полезны и интересны окружающим , это помогает им учиться и формировать обобщенные навыки, экологическую культуру. Есть и другой положительный эффект такой организации образовательного процесса : с участием детей внутришкольная среда преобразуется эстетически и экологически.
Экологическое воспитание веду на уроках «Окружающий мир», которые начинаются с первого класса. Современная городская жизнь притупляет сенсорные способности и ведет многих подростков к поиску острых ощущений в криминале и наркотиках. Нечувствительность влечет за собой неумение сочувствовать, снижает коммуникативность детей, порождает жестокость и злобную агрессию.
От того, насколько развиты чувства напрямую зависит и эстетическое восприятие. Трагедия современного общества в том, что часто люди не могут отличить прекрасное от безобразного. Только чувствительный человек способен созерцать природу во всей ее благодати и бережно относиться к ней и своей жизни , только чувствительному человеку доступны нравственные ценности и умение согласовывать свои жизненные цели с законами природы , с целями других людей.
В технологии проведения уроков «Окружающий мир» большая роль принадлежит игре, которая совершенно естественна в младшем школьном возрасте. Ее разумное комбинирование с другими видами деятельности помогает малышам понимать самые сложные вещи. Например, играя в «паутину жизни» первоклассники постигают суть экосистемы. Не зная научного определения понятия, они прекрасно представляют ,что это такое. В игре развиваются и их коммуникативные способности
На этих занятиях общению уделяется особое внимание. И это не случайно. Ведь в младшем школьном возрасте начинается бурный процесс осознания себя в коллективе, в обществе. Я помогаю ребенку строить сердечные гуманные — экологические — взаимоотношения с окружающими. Некоторые уроки проходят в оживленной беседе, во время которой ребята с увлечением рассказывают про своих домашних животных , про поездки в деревню, про доброе и злое.
Развивая любознательность и элементарные исследовательские навыки даю ученикам задания, рассчитанные на самостоятельность , на выбор , на эксперимент . Например, прошу в бытовых условиях убедиться в правильности утверждения что «мягкая», податливая вода при замерзании способна разорвать камни, бетон, асфальт. Мальчишки и девчонки сами приходят к мысли о том, что можно заморозить для этого воду в полиэтиленовом пакете в домашнем морозильнике, а потом радостно делятся результатами опыта и строят новые предположения о свойствах воды.
Изучение природы и экологической обстановки в городе проходит и за стенами школы.
Считаю, что если человек наблюдает за природой, помогает ей, у него не поднимается рука на живое, ему захочется сохранить то, чему сам успел порадоваться. Забота ребенка о маленьком растении, о беспомощном живом существе делает его добрее, внимательнее, воспитывает в нем гуманность. Эти качества со временем перерастают в постоянное чувство ответственности за все живое, бережное , разумное отношение к природе в целом.
Провела открытый урок- путешествие «Съедобные и несъедобные грибы» На этом уроке дети в костюмах грибов рассказывали о съедобных и несъедобных грибах , сравнивали настоящие и ложные грибы, пели частушки и песни о грибах.
Экологическое воспитание можно осуществлять на всех уроках в начальной школе. Например, для уроков русского языка я разработала карточки на тему «Береги птиц». Карточки использую почти на каждом уроке для индивидуальной работы с учащимися. Для грамматического разбора предложения по членам предложения и по частям речи стараюсь брать предложения на экологическую тему. Большую работу по этой теме также провожу во время словарной работы.
Школа должна сделать все необходимое , чтобы природа для ребят была открытой книгой и чтобы они умело пользовались ею. Но воспитать любовь к природе окриком «Не тронь!», «Не рви!», «Отойди!» - нельзя. Нужен другой подход . Поэтому на каждом уроке математики я включаю хотя бы одну задачу, знакомящую с элементами природы (будь то шмель , комар или река) или рассказываю об охране природы. Если в первом классе решаем задачу про комаров , то можно спросить ребят кто такие комары? Почему они нужны природе? И далее предлагаю такую задачу : « На стебельке сидели два комара. Одного комара съела лягушка . Сколько комаров осталось ?» Детям нравятся эти задачи . Они делятся своими впечатлениями и на основании этого составляют свои задачи.
В третьем классе детям уже предлагаются более сложные задачи : «Ласточка — касатка летит со скоростью 28км/ч, а стриж — в 4 раза быстрее. С какой скоростью летает стриж?»
В четвёртом классе в период изучения нумерации многозначных чисел, в устный счёт включаю задания для записи чисел. Например : 1) Ежегодно на планете исчезают лесные массивы на площади 120 000 м2 2) Ежедневно на планете вырубается более 33 000 га леса и т. д.
Решение задач на экологическую тему развивает у учащихся интерес к природе , воспитывает пытливых, любознательных людей, понимающих ,что человек — это тоже часть природы и ,что от природы зависит здоровье человека.
На уроках изобразительного искусства постоянно веду экологическую работу. Если рисуем на уроке бабочку , готовлю беседу о бабочках , о том какую они приносят пользу. Рисуем «Весенний букет» - провожу беседу о раннецветущих растениях . Задаю вопрос можно ли рвать охапками цветы? На уроках трудового обучения при изготовлении аппликации «Зайчик» провожу беседу о животных.. Можно ли охотиться на зайцев ? Когда выполняем аппликацию «Пришла весна» с детьми вспоминаем названия птиц, которые возвращаются в родные края. Задаю вопрос: «Какую пользу приносят птицы?», «Для чего нужно строить скворечники , кормушки?».
Я уверена, большинство детей не останутся равнодушными к окружающей среде, будут охранять ее. Чувством любви к природе наделен не каждый . Но это чувство надо воспитывать и развивать.
На утренники, посвященные экологической теме например : «Охранять природу- значит охранять Родину», «Зимушка-зима», «Весна-красна» подбираются песни о природе , о Родине , о временах года . Это такие как : «Наш край», «Мир, в котором мы живем», «Родная песенка», «Не рвите цветы», «Живет повсюду красота» и другие.
Большая подборка стихов. Затрагиваются все темы : об охране птиц, зверей, насекомых, лесов, почвы, воды, воздуха, полезных ископаемых.
Было проведено несколько театрализованных представлений на экологическую тему : «Секреты здоровья», «Новые приключения Маши и Вити», «На лесной полянке» и другие.
Все утренники и представления проводятся с большой подготовкой . Дети вместе с родителями готовят костюмы, украшают класс. А после мероприятий — обязательно чаепитие. В период подготовки к праздникам и во время их проведения ребята становятся сплоченнее , дружнее, ответственнее.
Учитель начальных классов
Распопова Л.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....
Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....
Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания
Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....