Классный час на тему: «Школа вежливости»
классный час (3 класс) по теме
Закрепить этические нормы поведения, дать представление о вежливом общении, формировать привычку употреблять слова вежливости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.kl_.chas_.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: «Школа вежливости» (приложение 1 слайд)
Цели:
- закрепить этические нормы поведения;
-дать представление о вежливом общении;
-формировать привычку употреблять слова вежливости.
Оборудование: песня «Улыбка», цветик - семицветик, советы - памятки для каждого ученика, таблички с вежливыми словами.
Ход мероприятия.
Звучит песня «Улыбка». Споём её вместе.
Вступительное слово учителя.
- Как вы думаете почему мы начали с песни? (выслушиваются высказывания ребят)
Конечно она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит , проявить своё доброе отношение, расположение к другому. А от этого и настроение становится лучше, верно?
А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по - доброму?
Ученики. Не всегда.
Учитель. Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?
Ученики. Такого человека можно назвать воспитанным.
Учитель. Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдёт разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.
Ученик. Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остаётся с человеком навсегда.
Учитель. До 16 века «вежа» означало «знаток», тот кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. ( приложение 2 слайд)
Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости.
Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо – хлопайте 2 раза. Невежливо – 1 раз.
Поздороваться при встрече –…
Толкнуть и не извиниться-…
Помочь подняться, поднять упавшие вещи-…
Не поднять руки, обращаясь к учителю-…
Взять билеты в автобусе-…
Не уступить место старшему-…
Учитель. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные» слова. (приложение 3 слайд)
Игра «Доскажите словечко»
Слова коротенькие
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого…(спасибо).
Зазеленеет старый пень.
Когда услышит…(добрый день).
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы…(спасибо)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(простите, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(до свидания).
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день ,пожалуй раз до ста
Говорю…(пожалуйста).
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.
Учитель. А теперь послушайте, что наши ребята нашли о «вежливых» словах в словаре.
Из истории слов
Спасибо. Откуда явилось это слово?
1 ученик. В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:
- Спаси вас Бог! (приложение 4 слайд)
Спаси бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»
Благодарю. Откуда явилось это слово?
2 ученик. Оно состоит из двух частей – благо и дарю. Благо или по – старинному «Болого», означало «Хорошо», «добро». Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. ( приложение 5 слайд)
3 ученик.
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуй»
Значит « будь здоров».
Правило запомни,
Знаешь, повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Говорить пора.
Игра «Вежливые прятки».
Выбирается водящий. Его задача – узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое – то слово вежливости: «Здравствуй», «Добрый вечер» и т. д. Задача водящего – узнать ученика по голосу.
Учитель. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем ещё в одну игру, которая называется «Волшебный цветик – семицветик».
Игра «Волшебный цветик – семицветик».
Учитель берёт самодельный цветок- ромашку и объясняет условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдаёт кому-то по своему желанию со словами из известной сказки:
Лети, лети, лепесток
Через запад - на восток,
Через север. Через юг,
Возвращайся. Сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли
Быть по моему вели…
А дальше он. Например. Говорит: «Вели, чтобы Юра сказал Лене доброе слово».
Учитель. А вы заметили, как произносятся «волшебные слова»?
Ученики. Вежливо, с улыбкой.
Учитель. Почему улыбка так украшает произнесённое слово, фразу?
Давайте с вами, ребята , договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбки, тогда у каждого будет хорошее настроение.
Игра на внимание «Пожалуйста».
Вот условие игры: по моей просьбе вы исполняете определённые команды. Как я должна вас об этом попросить? Конечно, вежливо. А какие вежливые слова я могу сказать? Договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (Во время игры я предлагаю разные команды.)
Конкурс «Самый вежливый».
Итак, задачи не на сложение,
Задачи на правило уважения.
(Обсуждение ситуаций в группах).
1. Мальчик крикнул прохожему: « Сколько времени?» и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, нужно говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)
2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому – 11. (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)
Учитель. Ребята! Иногда во время перемены вы затеваете игру, но постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто превращается в драку.
Игру во дворе начинают опять,
Мальчишку в игру не хотят принимать.
Запомни, драчун – забияка,
Что это игра, а не драка!
Хорошее дело футбол и хоккей,
Соседей они превращают в друзей,
А в играх с друзьями мы сами
Должны называться друзьями.
Да здравствует вежливость и доброта,
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится – стыдится!
Настанет, друзья, счастливое время
Наступят чудесные дни-
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Советы на память от волшебного цветика – семицветика.
Знай, хорошие отметки,
Как плоды в саду на ветке;
Чтоб тобой могли гордиться,
Должен много ты трудиться!
Без вежливости человек,
Поверьте, очень мало стоит!
Будь доброжелательным,
Скромным и внимательным!
Для тебя, друг, я составил Десять очень важных правил.
Эти правила просты,
Быстро их запомнишь ты. (приложение 6 слайд)
*Как проснулся – так вставай,
Волю лени не давай!
*Лепесток роса умыла,
А тебя умоет мыло!
*Понукания не жди,
В школу вовремя иди!
*Прежде чем захлопнуть дверь,
Всё ли взял с собой – проверь!
*В школе, в классе не сори,
Сор увидишь – подбери!
*Ты труд другого уважай.
Сам насорил – сам убирай!
*Не таскай в кармане мела –
Это, милый мой, не дело!
*Будь в одежде аккуратен:
Избегай и дыр, и пятен! *Дома близким не груби; *Малышей жалей, люби;
Учитель. Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы?
Экзамен на вежливого человека. (Вопросы записаны на карточках)
1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей – либо дом или в квартиру? (Постучать или позвонить.)
2. Какие слова произносят при встрече и прощании?
3. Кто кому должен уступать ( в гостях или в транспорте) место?
4.Нужно ли снимать шапку, когда пришёл в гости, театр, библиотеку?
5. Если ты съел конфету, что сделаешь с фантиком?
6. Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек?
7.Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?
8. Почему по – настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать друзей?
9. Какие пословицы и поговорки о вежливости, доброте вы знаете?
-Делать добро спеши.
-За добро добром платят.
-Доброе слово, что дождь в засуху.
-Худое слово и сладким мёдом не запьёшь.
- Учись вежливости у невоспитанного.
- Спешите делать добро.
Подведение итогов.
Учитель. Давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь…(пожалуйста). Женщина обрадовалась и сказала Вове:…(спасибо). Вдруг трамвай резко остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого – то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал:…(извините, пожалуйста)
Заканчиваем наш классный час клятвой: (приложение 7 слайд)
Клянёмся вежливыми быть!
Всегда спасибо говорить!
Добрый день! До свидания!
Нет в мире выше звания.
Учитель. Ребята! Когда вы закончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, поварами, … Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми. Вежливыми. А этому нужно учиться. Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!(приложение слайд 8)
Слова: «до свидания!», «спасибо», «простите», «пожалуйста», «здравствуйте»- щедро дарите!
Дарите прохожим, друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке, в школе, и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.
Ученик. Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остаётся с человеком навсегда.
Литература:
1.Н.Ф. Дик. Начальная школа от А до Я: Практическое руководство для учителя. Ростов н / Д: Феникс, 2006. – 320 с. (Сердце отдаю детям).
2.М.М.Давыдова. 30 детских утренников для начальной школы (сценарии) – М.: «Аквариум ЛТД», 2001.
3. Л.И.Саляхова. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1- 4 классы – М.: Глобус, 2007.
4.Н.И.Дереклеева. Справочник классного руководителя: 1- 4 классы. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2008.
5.Т.Н.Максимова. Н.Н.Дробинина. Классные часы: 3 класс. – М.: ВАКО, 2011.
6.Л.Н.Ярова, О.Е.Жиренко, Л.Н.Барылкина, Л.А.Обухова. Внеклассные мероприятия. 2 класс. – 2-е изд. доп. –М.: ВАКО,2005.
7.
Внеклассное мероприятие для учащихся 4 класса.
8. Классный час «Поговорим о вежливости» ...
9. Разработка классного часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час"Школа вежливости"
Классный час для учащихся первого класса.Его цель- формирование у детей нравственных представлений о вежливости. К конспекту занятий имеется презентация....
Воспитательское занятие на тему: "Школа вежливости"
Воспитательское занятие на тему "Школа вежливости". На данном занятии я хочу ознакомить детей с эстетическими нормами поведения, дать ребятам представление о вежливом общении и сформировать прив...
Классный час. Тема: Страна вежливости.
Данный классный час может проводиться в 1 классе....
классный час на тему- Школа вежливости
Данный классный час раскрывает "язык" вежливости. на данном сайте вы можете посмотреть презентацию к данному материалу- https://vk.com/doc36957967_437782749?hash=be1275925f0b3550ba&dl=1bb1fc0...
Классный часна тему "Моя Родина - Россия. Моя Родина - Кубань"
Цель урока: - показать красоту природы Краснодарского края; формировать нравственно-эстетиче...
Классный час по теме "Школа вежливых наук"
Разрааботка классного часа...
Конспект внеклассного мероприятия по теме «Школа вежливости» (3 класс)
Тема: «Школа вежливости»Цели: формирование навыков вежливого поведения, общения.Оборудование: презентация, видеофрагменты....