Проект "Ученик года" ( из опыта работы)
статья по теме

Опыт работы с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_novikova.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Ученик года»

( из опыта работы)

Поиск. Проблемы. Решения.

Осуществление идей, заложенных во ФГОС, национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» кардинально изменит всю школьную инфраструктуру в соответствии, с требованиями эпохи быстрой смены технологий.

В процессе этой работы очень важно не растерять, сберечь и приумножить все ценные наработки, лучшие традиции, сложившиеся в учебно-воспитательном процессе каждой школы. К таковым начинаниям в нашей школе можно отнести шестилетний опыт работы педагогического коллектива над проектом «Ученик года» в начальной школе, который позволяет прогнозировать и своевременно корректировать результаты большой, многоплановой совместной работы учителей и родителей по стимулированию познавательной активности детей на уроках и  во внеурочное время. Проект, безусловно, сыграл и продолжает играть большую роль в поиске путей наиболее полного использования возможностей школы для раскрытия способностей учащихся и, что не менее важно, реализации творческого потенциала педагогического коллектива. За это время 130 учащихся 2-4 классов приняли участие в конкурсе,  104 стали дипломантами в различных номинациях (лауреат конкурса «Таланты среди нас», дипломант «Интеллектуального марафона», победитель смотра «Лучший портфолио», лучший автор газеты «Это - я»). Все они , сделав свой выбор, с октября по апрель в соответствии с Положением о конкурсе, прошли три тура состязаний, заявив себя в шести номинациях.

За всем этим стоит напряженный труд каждого ребенка, требующий упорства, силы воли, умения  добиваться поставленной цели путем преодоления трудностей; идет процесс формирования нравственной самооценки, самоутверждения личности. Причем ребенок, как правило, не остается один на один со своими проблемами, особенно на первом этапе: за него болеют одноклассники, ему помогают родители, (помощь родителей согласно Положению о конкурсе допускается в подготовке портфолио, выпуске газеты «Это-я»). Каждый плакат- газета «Это-я», где дети пытаются, не ограничиваясь собиранием биографических фактов, фотографий, дать самооценку, представить творческие находки, стихи собственного сочинения, оригинальные наблюдения и др., таит в себе особенно много сюрпризов для окружающих. Газеты эти с разрешения авторов вывешиваются в школьной галерее для знакомства, обсуждения (дети уважительно называют эти выставки презентацией). Довольно полно и доказательно личные достижения детей представлены в портфолио, где дети помещают свои работы, документы (Почетные грамоты, призы, отзывы и т. д.) Заинтересованность родителей в этих работах также очевидна. Более объективно достижения в учебе, участие в творческих конкурсах на школьном и внешкольном уровне, вклад в общественную жизнь класса, школы, своего рода рейтинг конкурсантов оценивается по результатам анкетирования одноклассников.  

Через все это участники Проекта проходят во время  первого тура (сентябрь-декабрь). Следующий тур конкурса предполагает полную самостоятельность детей. Это «Интеллектуальный марафон», включающий задания из различных школьных дисциплин, а также на общее развитие, кругозор, смекалку и т. д. Подготовка к этому испытанию ведется на протяжении всего учебного года. Участники школьных конкурсов охотно участвуют в городском конкурсе «Знайка», где последние пять лет наша команда занимает только призовые места, из них три года- первые.

Третий тур - «Таланты среди нас» - проводится в марте- апреле и включает в себя творческие конкурсы «Умные руки», конкурс художников, театральный конкурс (по выбору). Каждый участник конкурса имеет право заявить о своих особых личных достижениях, выходящих за рамки предложенных номинаций. Он направлен на выявление способностей, одаренности детей, формирование художественного вкуса. Руководит этим конкурсом кандидат педагогических наук, автор программ и учебников по технологии Н. А. Цирулик, она же осуществляет функции независимого эксперта в работе жюри. Победители проекта и номинаций определяются по сумме баллов, полученных во всех трех конкурсах.

Как видно, приоритетным направлением является учебный труд, пропаганда и культ знаний, истинное уважение к достижениям и успехам людей умственного труда, несмотря на то что эти люди – всего лишь ученики младшего школьного возраста. Они находятся в центре всеобщего внимания: на видном месте в школе – самый большой и красивый стенд с их фотографиями, именами. Материалы на стенде постоянно обновляются: по мере окончания каждого тура появляются новые победители. В состав жюри, которое возглавляет директор школы, входят учителя, старшеклассники, представители школьного парламента «Колокол», психолог, руководитель проекта. Подведение итогов проводится на большом  празднике в актовом зале, что стало яркой школьной традицией, включающей  в себя торжественное чествование победителей, вручение ценных подарков, памятных вымпелов.

После окончания начальной школы участники и победители Проекта, как правило, уверенно принимают участие в школьных и городских предметных олимпиадах, в работе НОУ «Эврика» - иначе и быть не может, старт на стимулирование познавательной активности и творческой деятельности получен на долгие времена. Так на практике реализуется одна из основных задач программы развития школы - утверждение образования как одного из главных способов саморазвития и самовыражения личности, ее самоутверждения.

Итак, можно сказать, что Проект «Ученик года» уверенно вошел в жизнь начальной школы, причем всех трех составляющих педагогики сотрудничества: учителей, школьников, родителей. Заинтересованность родителей в этой работе поразительна: они с пристрастием изучают Положение о конкурсах, анализируют материалы прошлых лет, рисуют, сочиняют стихи, снимают на камеру.

Самое ответственное задание для родителей конкурсантов – это их сочинения о своём ребёнке («Мой ребёнок – лучший».) Возможно, многим пришлось впервые посмотреть на своего ребёнка как на личность, аналитически подойти к оценке его поступков, характера, своего участия в жизни ребёнка. Практически каждая работа являет собой признание в любви к своему чаду. Но как же изобретательны, оригинальны авторы в выражении своих чувств, в выборе жанра сочинения – это и стихи, и эссе, и воспоминания, и напутствия. И всё это -  бесценный материал для учителя – возможность увидеть ребёнка по-новому, понять какие-то глубинные стороны его характера, причины неадекватного порой поведения. Как радостно читать размышления родителей о нравственности своих детей, их душевной щедрости, о чувстве ответственности, таланте дружбы. Понимание ребёнка, участие в формировании его внутреннего мира, гордость за детей – не в этом ли истинное родительское счастье? Именно на этом строится единение усилий семьи и школы – на вере в силы своих детей, в их таланты, ведь «Педагогика сильна верой в каждого ребёнка». Эти слова Л.В.Занкова могли бы быть удачной концовкой к рассуждению на  столь актуальную тему...  Но мы не идеализируем  эту ситуацию в вопросах нравственного воспитания, даже если речь идёт об очень успешных детях и преуспевающих семьях. Недоумение и растерянность вызвали у членов жюри строки одного из сочинений, в котором мама среди многочисленных достоинств дочери приводит и такое:

«С детства она была очень любознательным ребёнком: у нас дома жила белая крыса и Маша ежедневно проверяла, как она умеет летать – раскручивала крысу за хвост и кидала в другой угол комнаты. Теперь мы всей семьёй точно знаем – крысы не летают»…

Что это? Слепая материнская любовь? Нравственная глухота и слепота? Уверенность в собственной непогрешимости и вседозволенности? Утешает то, что столь «лихая педагогика» встречается все-таки редко. Как правило, родители, принимающие участие в Проекте, становятся ближе к школе, её проблемам, проникаются сочувствием, и пониманием того, что делается школой, учителями для их детей. Это безусловно позитивный результат нашей работы. Но тревога остаётся: как-то теряется в наших семьях духовное, светлое, доброе начало, чаще можно прочесть, как восторгаются родители успехами своих детей в конном спорте, бальных танцах, изучении японского языка, участием в съёмках карнавальных костюмов, умением  «изображать голливудскую улыбку» перед камерой – всё это ярко, броско, дорого. И, конечно, интересно. А вот традиции семейного чтения, которые были заложены ещё в дореволюционной России, сохранены и развиты в советское время, увы! оказываются утраченными сегодня. Проявление милосердия, участие и помощь больным, старым, нуждающимся – таких тем тоже нет в родительских сочинениях. И, наконец, не может не настораживать почти полное отсутствие пап не только среди авторов сочинений о ребёнке, но и в самих рассуждениях мам о дочери, или, тем более, о сыне для роли отца места не находится.

Вот так много нового, интересного, неожиданного узнаёт учитель о своих детях в процессе работы на всех этапах конкурса. И это не только «информация для размышления», это скорее сигнал к действию: всестороннему педагогическому анализу, выбору форм и методов воспитательной работы, поиск единственно верного пути к душе ребёнка. Выходит, Проект школе нужен, работа с ним должна продолжаться, совершенствоваться, как бы ни было трудно педагогическому коллективу сохранять высокую планку результативности всего комплекса учебно – воспитательной работы, связанной с «Учеником года» в период внедрения новых образовательных стандартов

А.В. Новикова, учитель начальных классов

МОУ СОШ №6 с углубленным изучением

 отдельных предметов г. Реутов,

руководитель проекта .          

                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что приобрести к новому учебному году. Рекомендации для родителей учеников начальной школы (из опыта работы).

Много забот ложиться на плечи мам, пап, бабушек и дедушек перед школой. Для того чтобы все успеть и  расходы были значительно меньше,  начинайте покупки заранее. Так как в авгус...

Презентация опыта работы педагогов по направлению "Бисероплетение". Год Петуха . Символ года в разных техниках бисероплетения.

Презентация содержит фотографии и схемы авторских разработок символа 2017 года по восточному календарю - петуха в разных техниках бисероплетения и интересную подборку фотографий из интернета на тему с...

Учитель года 2018. Представление опыта работы.

Учитель года 2018. Представление опыта работы....

Выписка из протокола №5 заседания педагогического совета от 25.03.2019 года об опыте работы по ведению внеурочной деятельности

Выписка из протокола №5 заседания педагогического совета от 25.03.2019 года об опыте работы по ведению внеурочной деятельности...

Обобщение опыта работы .Презентация к выступлению в номинации "Методический семинар " в муниципальном этапе конкурса "Учитель года -2020"(1)

1 часть презеннтации.Обобщение опыта работы .Презентация к выступлению в номинации "Методический семинар " в муниципальном  этапе конкурса "Учитель года -2020"....