Валеология на уроках и во внеклассной работе.
тест (4 класс) по теме
По выражению академика Н.М. Амосова, «… чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем.»
Нужное направление «собственным усилиям» может указать валеология (от латинского valeo – здравствую) – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья.
Валеологическое обеспечение жизнедеятельности человека происходит на биологическом (физическом), психологическом и социальном уровнях посредствам сохранения здоровья и повышения его резервов! Эффективность вышеизложенного зависит от многих факторов материального обеспечения, особенностей трудовой деятельности, экологической обстановки и т.д., но определяющую роль, по мнению авторитетов в области валеологии – И.И. Брехмана, Н.М. Амосова, В.Л. Леви и других психиатров и социологов играет нравственность и культурный уровень самого человека, его отношение к своему здоровью и здоровью других людей.
Установка на здоровый образ жизни не появляется сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия, сущность которого, по словам Брехмана, состоит в «соучении здоровью с самого раннего возраста.»
В ходе занятий валеологического цикла «Быть здоровым» предлагается различные типы и формы: беседа, дискуссия, практикум, размышление, праздник, встреча с интересным человеком, экскурсия, викторина, состязание, турнир и т.д.
Возможны и новые формы занятий:
«Палитра увлечений» – серия индивидуальных рассказов детей про свои любимые занятия в свободное время и демонстрация предмета увлечений.
«Разговор при свечах» – дружеская беседа о проблемах в общении, взаимопонимании детей и взрослых и т.д. Начинается разговор с ритуала зажигания свечи и завершается ритуалом гашения свечи.
«Открытый микрофон» – выступление ораторов-учащихся перед классным коллективом по острому вопросу жизни класса, проблемам в поведении, учёбе и т.д.
«Этический театр» – это постановка средствами художественного материала проблемных спектаклей, рисующих перед зрителями явления жизни и человека, столкнувшегося с жизненной проблемой.
Цель занятий – развитие нравственных чувств, этического мышления, овладение практическим умением себя защитить, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Тематический цикл диагностического изучения личности учит самокоррекции и развивает способности учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.
Предложенные тесты, задания, опросники, творческие работы, диаграммы, цветограммы и т.д. помогут детям лучше понять себя, осознать свои способности, сформировать потребность в здоровом образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bud_zdorov._valeologiya_na_urokah_i_vo_vneklassnoy_rabote..doc | 741.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ефименко М.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Валеология на уроках и внеклассных
мероприятиях в начальной школе.
( из опыта работы учителя и социального
педагога высшей категории начальных классов)
МОУ «Начальная школа-детский сад»
Железноводск 2011
ЕФИМЕНКО МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА.
Педагог творческий,
находящийся в постоянном
поиске современных решений
методических
и педагогических задач.
«Почетный работник
общего образования РФ».
Если вы хотите видеть здоровыми своих учеников,
Если вам небезразлично наше будущее,
То эта брошюра для вас.
( От автора )
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие--------------------------------------------------------------------------- - 5
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПРОГРАММЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ»
ТЕСТЫ. ЗАДАНИЯ. ОПРОСНИКИ -------------------------------------------------------------- 6-11
Уроки, беседы, праздники, викторины, состязания, турниры. -------------------------------12-33 Комплекс упражнений физкультурных минуток ---------------------------------------------------- -34-40
По выражению академика Н.М. Амосова, «… чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем.»
Нужное направление «собственным усилиям» может указать валеология (от латинского valeo – здравствую) – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья.
Валеологическое обеспечение жизнедеятельности человека происходит на биологическом (физическом), психологическом и социальном уровнях посредствам сохранения здоровья и повышения его резервов! Эффективность вышеизложенного зависит от многих факторов материального обеспечения, особенностей трудовой деятельности, экологической обстановки и т.д., но определяющую роль, по мнению авторитетов в области валеологии – И.И. Брехмана, Н.М. Амосова, В.Л. Леви и других психиатров и социологов играет нравственность и культурный уровень самого человека, его отношение к своему здоровью и здоровью других людей.
Установка на здоровый образ жизни не появляется сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия, сущность которого, по словам Брехмана, состоит в «соучении здоровью с самого раннего возраста.»
В ходе занятий валеологического цикла «Быть здоровым» предлагается различные типы и формы: беседа, дискуссия, практикум, размышление, праздник, встреча с интересным человеком, экскурсия, викторина, состязание, турнир и т.д.
Возможны и новые формы занятий:
«Палитра увлечений» – серия индивидуальных рассказов детей про свои любимые занятия в свободное время и демонстрация предмета увлечений.
«Разговор при свечах» – дружеская беседа о проблемах в общении, взаимопонимании детей и взрослых и т.д. Начинается разговор с ритуала зажигания свечи и завершается ритуалом гашения свечи.
«Открытый микрофон» – выступление ораторов-учащихся перед классным коллективом по острому вопросу жизни класса, проблемам в поведении, учёбе и т.д.
«Этический театр» – это постановка средствами художественного материала проблемных спектаклей, рисующих перед зрителями явления жизни и человека, столкнувшегося с жизненной проблемой.
Цель занятий – развитие нравственных чувств, этического мышления, овладение практическим умением себя защитить, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Тематический цикл диагностического изучения личности учит самокоррекции и развивает способности учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.
Предложенные тесты, задания, опросники, творческие работы, диаграммы, цветограммы и т.д. помогут детям лучше понять себя, осознать свои способности, сформировать потребность в здоровом образе жизни.
ТЕСТЫ. ЗАДАНИЯ. ОПРОСНИКИ.
«САМОПОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ЧУВСТВО И ОБРАЗ»
№ занятия | ТЕСТ | Кол-во часов |
1 | Диагностическая диаграмма «Эмоциональная удовлетворённость школьника». Используя 10-балльную шкалу (10 – высшая положительная оценка, 1 – низшая отрицательная, 0 – полное отсутствие данного проявления), школьнику предлагается оценить, в какой мере ему свойственны указанные проявления. Выбранные оценки отмечаются на вертикальных линиях и соединяются между собой. Полученная линия представляет собой диаграмму эмоциональной удовлетворённости личности, индивидуального восприятия школьником выделенных ценностей в собственной жизни. Линия в пределах верхних оценок (7-10) – свидетельство оптимистического, жизнерадостного самочувствия. Линия в пределах верхних низких оценок (0-4) – показатель либо низкой эмоциональной удовлетворённости и пессимизма, либо сниженной самооценки и повышенной критичности, либо жизненных разочарований школьника. | 1 |
2 | «Методика незаконченных предложений». Учитывая, что это итоговое занятие раздела «Самопознание через чувство и образ», целесообразна беседа о сущности человеческой личности: – человек, его место и назначение в этом мире; – познание человека и его осбенностей; – человек и природа. Человек и космос и т.д., т.е. какое же место в окружающем мире ищет школьник? Что понимает под «миром»? В широком смысле слова «мир» – это вся планета, в узком – это всё, что нас окружает. Это сфера взаимоотношений с окружающими людьми. Детям предлагается дописать неоконченные предложения: Быть человеком – это… Самое главное в жизни.. Человек в жизни может… Если видишь недостатки человека… Самая большая ценность в мире… Идеальный человек тот, кто… Рекомендуется обсудить мнения детей. | 1 |
3 | Социальные роли человека в жизни «Кто ты?». Каждому учащемуся предлагается на листочке ответить на вопрос «Кто ты?» (рекомендуется предварительно рассмотреть социальные роли любого человека). Листочки собираются и проводится беседа-анализ о социальных ролях, осознаваемых каждым ребёнком. Социальные роли могут классифицироваться по следующим параметрам: – личностные (человек, ученик, личность, имя…); – учебно-производственные (ученик, студент, врач…); – товарищеские (друг, знакомый…); – родственные (сын, дочь, внук, брат…); – гражданские (россиянин, железноводчанин…) и т.д. Анализ может проводится по каждому ученику отдельно или по всему коллективу в целом. | 1 |
4 | Тест-цветограмма «Моя жизнь». Школьникам предлагается заштриховать цветными карандашами стандартный бланк из прямоугольников, каждый из которых условно обозначает определённую жизненную ценность: школьные дела, дела домашние, отношения с близкими людьми, друзьями, учёбу, увлечения школьника, его достижения в жизни и неудачи, если они у него есть. Для каждого прямоугольника ребёнок выбирает тот цветной карандаш, которым обозначает своё отношение к тому, о чём идёт речь. По тому, какой именно цвет выбирается, можно косвенно судить о внутреннем отношении к той или иной жизненной ценности. Выбор ярких, сочных цветов (красный, жёлтый, голубой, зелёный, синий) свидетельствует чаще всего о высокой эмоциональной удовлетворённости. Выбор цветов мрачных, тёмных (коричневый, фиолетовый, чёрный), как правило, говорит об эмоциональной неудовлетворённости, либо повышенной тревожности, снижении жизненного тонуса и внутренней направленности личности. Результаты цветотеста рассматриваются в комплексе по тестам и опросникам пройденного материала за 3-4 класс. | 1 |
«ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ»
5 | «Человек в семье». Тест-рисунок «Моя семья». Детям предлагается нарисовать свою семью так, чтобы каждый занимался своим любимым делом. Потом проводится уточняющая беседа с каждым учеником индивидуально по примерным вопросам: – кто нарисован? – чем занимается? – кого из членов семьи ты забыл нарисовать и т.д. Анализ проводится после уточнений. Учитывается расположение в рисунке изображённых фигур, объём рисунка, величина фигур, виды занятий, наличие штрихов тревожности. Предлагается другой вариант – «Тест-графический». Учащимся предлагается нарисовать 7 кругов и назвать в них близких ему людей, которыми могут быть родители, друзья, учителя, родственники и т.д. | 1 |
6 | Коллектив в учебной и внеурочной деятельности. Социометрия «Мой выбор». Учащимся предлагается ответить на предлагаемые вопросы, записав на листе фамилии трёх предпочитаемых одноклассников, Варианты вопросов: 1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? 2. Кого из одноклассников ты бы пригласил на день рождения? 3. С кем из одноклассников отправился бы в опасное путешествие? И т.д. Определяется социометрический статус школьников: «лидеры», «принятые», «не принятые», «изолированные». Выявляются причины социометрического статуса каждого ученика. Социометрия (от лат. sociletas) – общество – совокупность методов и приёмов, направленных на получение и анализ данных о коллективе. | 1 |
7 | Коллектив в учебной и внеурочной деятельности. Референтометрия «Мой выбор». Учащимся предлагается указать трёх своих одноклассников, чьё мнение о себе они хотели бы узнать. Результаты анализируются, дети доказывают свой выбор. Возможен второй этап этой работы – групповой. Учитывая выбор детей, предложить сочинение-миниатюру на тему «Мой одноклассник…». Анализ работ проводится индивидуальный. Цель – коррекция качеств личности ребёнка. Референт (лат.) – сообщающий. Коррекция (лат.) – исправление. | 1 |
8 | Ценности мира «Я и мир». В какой последовательности можно расположить предлагаемые ценности? 1. Родина. 2. Жизнь. 3. Земля. 4. Природа. 5. Семья. 6. Человек. 7. Культура, искусство, традиции. 8. Знания, наука. 9. Труд. 10. Отдых. 11. Здоровье. 12. Я сам. 13. Религия. 14. Материальные ценности. Рекомендуется обсудить и доказать. | 1 |
9 | Методика «Что такое хорошо и что такое плохо». С помощью анкетирования установить нравственные представления детей о чуткости, принципиальности, честности, справедливости, дисциплинированности, ответственности. Детям предлагается в письменном виде сообщить примеры из жизненных ситуаций: 1. Совершённого тобой или кем-то другим принципиального поступка. 2. Зла, сделанного тебе другим. 3. Доброго дела, свидетелем которого ты был. 4. Совершённого кем-то бесчестного поступка. 5. Справедливого поступка. 6. Безвольного поступка. 7. Проявленной кем-то из твоих товарищей безответственности. Анализ позволяет определить степень сформированности у детей понятий о некоторых нравственных качествах и оценена как: 1. Неправильное представление. 2. Правильное, но недостаточно полное и чёткое. 3. Полное и чёткое представление о нравственности. | 1 |
10 | Тестовая карта «Знаю ли я себя?». Детям из 1500 свойств личности предлагается 15, но таких, которые могут выступать в качестве критерия для оценки личности. Относятся они к различным сферам человеческой деятельности. В центре тестовой карты дана шкала полярных баллов. Балл +2 или -2 ставится, если качество положительное или отрицательное проявляется чётко. Баллы +1 и -1 ставятся, если то или иное качество больше проявляется, чем не проявляется. Балл 0 ставится, если ни то, ни другое качество не проявляются, или проявляются в равной мере. 1. Добрый – злой. 2. Правдивый – лживый. 3. Тактичный – грубый. 4. Умный – бестолковый. 5. Реалистичный – мечтательный. 6. Одарённый – обыкновенный. 7. Активный – пассивный. 8. Организованный – разбросанный. 9. Сильный – слабый. 10. Спокойный – вспыльчивый. 11. Напряжённый – безмятежный. 12. Лидирующий – подчиняющийся. 13. Прогрессивный – консервативный. 14. Непритязательный – избалованный. 15. Скромный – самовлюблённый. Тест поможет глубже изучить, понять себя. | 1 |
Уроки, беседы, праздники, викторины, состязания, турниры.
(«Самопознание через чувство и образ»)
ТЕМА: «Я ПОЗНАЮ СЕБЯ»
Цель: закрепить знания о различных частях и схеме тела, помочь ощутить свои выразительные возможности языка жестов, позы и мимики.
Оборудование: репродукция картин различных художников с изображением обнажённого тела и человеческих лиц, кукла-гном, настольное зеркало, магнитофон.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
– Ребята, вы помните, что у вас было задание придумать самые разные жесты и движения, заменяющие слово «здравствуй»? Поздоровайтесь с нашим Гномиком.
2. Вводная часть.
Учитель обращает внимание детей на стоящую в классе скульптуру и проводит беседу:
– из каких частей состоит тело человека?
– что соединяет голову и туловище?
– что соединяет кисть и предплечье?
– что соединяет ступню и бедро?
– что умеют делать руки?
– что умеют делать ноги? И т.д.
3. Основная часть.
Учитель вывешивает репродукции и рассказывает детям о красоте человеческого тела, его гармоничности, одухотворённости. Обсуждает с детьми, что выражает поза и
жесты на иллюстрации и скульптуре. Говорит о выразительных способностях лица. Анализирует принесённые ребятами автопортреты.
Игра с зеркалом.
Дети (по одному отрабатывают перед зеркалом разные выражения лица (сердитое, грустное, весёлое).
Игра «Художник, натурщик».
Дети делятся на пары: художник и натурщик.
Художник описывает своему натурщику позу, которую он должен принять, задаёт ему мимику.
Натурщик застывает в этой позе перед классом.
Зрители дают свои варианты названия к этой «картине» (их названия интересно сравнить с замыслом художника).
4. Итог занятия.
Дети отвечают на вопросы учителя, какими жестами и позами, какой мимикой можно выразить то или иное чувство и настроение.
ТЕМА: «МАМА, ПАПА, Я – СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ»
(спортивный праздник)
Цель: спортивные праздники являются важным компонентом активного отдыха детей. Многообразная деятельность детей, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми в виде развлечений, способствует физическому развитию организма, укреплению здоровья учащихся, рождают положительные эмоции, бодрое жизнерадостное настроение.
Оборудование:
1. Спортивный зал украшен гирляндами, флажками, шарами и спортивными лозунгами.
2. 6 стульев, 3 косынки, канат, 3 скамейки, 9 кеглей, 3 мата, 3 мешка, 3 обруча, 36 «снежных» комочка (из ваты), 3 мяча, 18 верёвочек, мел, фонограмма.
Участники: 3 команды (в каждой команде 12 человек – 6 родителей и 6 детей).
Призы: грамоты.
Форма проведения: спортивный праздник.
I. Открытие праздника.
Звучат позывные, все команды выстраиваются. Фанфары.
Ведущий: Дорогие ребята, мамы и папы! Мы приветствуем вас на спортивном празднике! Сегодня вы покажите, кто самый быстрый, ловкий и сильный. А помогут вам ваши родители. Но сначала давайте познакомимся.
II. Приветствие команд. Оценивается по 5-балльной системе.
Ведущий:
Небу, небу ясному!
Солнцу, солнцу красному!
Крикнем дружно, детвора
Наш – физкульт, ура!
III. Соревнования.
Ведущий: Итак, начинаем наши соревнования!
1. «Вернитесь скорее».
по одному человеку (друг за другом) из каждой команды спортивным шагом как можно скорее подойти к противоположному стулу, сесть и вернуться к команде.
2. «Перетягивание каната».
Приглашается по 6 человек из команды (3 взрослых и 3 детей). По команде начинают перетягивание. Какая команда переступит линию, та и проиграла.
3. «Соревнование-эстафета».
По свистку игрок прыгает через скамейку, оббегает каждую кеглю, подбегает к мату, делает кувырок и возвращается назад.
4. «Кто быстрее соберёт комочки».
По сигналу игрок ползёт по скамейке, подбегает к обручу, берёт комочек и возвращается.
5. «Игра с мячом».
Мяч у первого игрока. По свистку 1-й бежит, оббегает кеглю, возвращается в конец команды и передаёт мяч вперёд между ногами и т.д.
6. «Игра-эстафета».
Команды проходят этапы:
1 этап – бег вдвоём (родитель и ребёнок), взявшись за руки.
2 этап – бег вдвоём в одном обруче.
3 этап – бег вдвоём, привязав к друг другу по одной ноге.
4 этап – бег вдвоём в мешках.
IV. Подведение итогов.
V. Награждения.
ТЕМА: "НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
Цели: Образовательная: познакомить детей с породами кошек и собак. выучить пословицы о них"
Развивающая: развивать у детей память, воображение, речь, логическое мышление.
Воспитательная: привить у детей любовь и бережное отношение к домашним животным и животному миру, природе.
Оборудование: открытки с изображение кошек и собак, кроссворды из журнала "Начальная школа" 94 г. № 10.
Форма проведения: игра.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ.
-Здравствуйте дети!
- Садитесь.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
- Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется "Наши верные друзья".
- Сейчас отгадайте загадку и узнаете о каких верных друзьях пойдет речь.
Загадка: "Лежит- молчит, пойдешь- заворчит".
- А какие клички собак вы знаете?
- Выбираем название команды.
Загадка: "Я умею чисто мыться не водой, а язычком мяу, как мне часто снится блюдце с теплым молоком".
- А какие клички кошек вы знаете?
- Выбираем название команды.
- Мы разделились на две команды и выбрали названия:
- 1-я команда называется...
- 2-я команда называется...
А перед тем как начать игру я расскажу вам легенду о кошках, и небольшую историю о собаках.
ЛЕГЕНДА О КОШКАХ.
Когда-то кошка жила вместе со своим братом- тигром, Однажды он заболел, кошка поняла, что должна найти огонь, чтобы согреть его. Однако огонь был только у человека. Она пришла к человеку, чтобы попросить огня, но в доме никого не оказалось. Кошка вошла во внутрь и увидела на полу возле очага вкусную рыбу и рис. Не в силах отказать себе в лакомстве, она пообедала и блаженно растянулась у огня, но вдруг вспомнила зачем пришла, и, схватив в зубы горящую головню, побежала назад к своему брату. Разжигая для него огонь, она поняла, что открыла для себя иную жизнь. И навсегда вернулась к человеку.
ИСТОРИЯ О СОБАКАХ.
Собака- верный друг и помощник человека с давних времен. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень- очень давно. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху и незнакомому звуку: не подкрадывается ли враг? А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Особенно она чутка ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником.
1 задание.
- А теперь, первое задание.
- каждая команда получает открытку со стихом, нужно прочесть стих выразительно
2 задание.
-Сложность конкурса заключается в том, чтобы как можно больше назвать пород собак
-Каждая команда по очереди называет породы собак.
- А знаете ли вы пословицы о кошках и собаках. Пословица: "Лакомка кошка до рыбки, да вводу лезть не хочет".
3 задание.
- А теперь играем все вместе.
- Я буду называть вам сказки и мультфильмы, а вы будете хлопать в ладоши если в них есть герой: кошка или собака.
- 1. Снежная королева
+ 2. Кот в сапогах.
+ 3. 101 далматинец.
+ 4. Домовенок.
- 5. Золушка.
+ 6. Приключения Буратино.
+ 7. Морозко.
- 8. Ну, погоди.
+ 10. Каникулы в Простоквашино.
+ 11. Волшебник Изумрудного города.
4 задание.
- А сейчас конкурс художников . Нарисовать кошку или собаку. (по одному рисунку из каждой команды).
5 задание.
- Ребята а у кого есть дома кошка или собака, поднимите руки?
- А кто может рассказать как вы о них заботитесь? (по одному рассказу из каждой команды).
3. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Подводятся итоги игры.
- До свидания ребята.
- До новых встреч.
Семейный.лраздник. Есть корневая связь в словах :
Отечество, Отец
Сценарий. (Ведущие 1 и 2 )
1. Однажды у мальчика спросили, как он относите» к своему отцу, и он
сообщил уйму сведений:
- Он замечательный, добрый, весёлый, строгий, но справедливый, научил меня ловить рыбу , чинить забор.
- Он - главный ! Есть ещё дедушка, он - мудрый, его все слушают. Он знает ещё больше папы . Конечно он старше....
2. Основное ,что можно к нужно вынести для себя из этих слов - это старую мысль о хозяине дома, главе его . То неуловимое, что передаётся от деда
к отцу, от отца к сыну.
1. И сегодня мы собрались здесь с одной единственной целью - по достоинству оценить отцовский труд, труд замечательных мужчин, на чьих плечах лежит много забот и проблем о семье, о детях, о Родине. . Отец, что же несёт в себе это слово?
2. Заглянем в словарь русского языка.
Отец - это мужчина по отношению к своим детям. А сколько понятий связано с этими словами - отец семейства. Отец - глава семьи, Отцовские заботы, Отчий дом, Отеческое внимание, Отечески пожурить и т. д.
1. Задумывались ли мы когда-нибудь , что значит быть мужчиной по отношению к своим детям ? Отец служит для детей образцом представителя сильного пола. Прежде всего, на его примере мальчик узнаёт, каким должен быть настоящий мужчина. Отцу необходимо воспитывать у сына рыцарское отношение к женщине, передавать опыт мужского труда в домашнем хозяйстве, ему присуще стремление брать на себя наиболее трудные домашние дела .
2. Но, наверное хватит говорить об этом, нужно просто показать вам, уважаемые зрители, на что способны наши дорогие мужчины - отцы семейств со сыновьями. Итак, встречайте их!
(На сцену выходят участники конкурсной программы. Ведущие представляют их зрителям.)
1. Первым делом нам очень хочется познакомить вас, уважаемые зрители, с нашими участниками поближе. Для этого мы проведём нага первый конкурс, который называется "Как мы узнаём друг друга".
2. Мы попросим наших участников разделиться на группы : группу отцов и группу сыновей. Сейчас мы будем задавать вопросы по очереди: то одной группе, то другой. А ваша задача просто ответить на эти вопросы.
1. Что означает для вас слово "отец" ?
2. Как вы понимаете такие слова "глава семьи" ?
3. Как вы понимаете слово " авторитет"? И является ли для вас ваш отец авторитетом.
А сейчас проведём ещё один небольшой конкурс: попробуйте вспомнить названия песен, фильмов , книг, где были бы слова " отец "," папа " .
(Ведущие проводят конкурс со зрителями', а потом подводят итоги конкурса "Семейный дуэт" и итоги всей программы.)
2. Ребёнку нужен отец, несущий в дом веру в завтрашний день, отец, сам идёт к нему на откровенные разговоры и которому можно довериться .
1: И мы очень рады , что сегодняшний праздник познакомил нас с замечательными семейными дуэтами . Где откровение и доверие на первом месте.
2. Нельзя жить вечно в облаках,
Поймём, узнав судьбу в лицо:
Нельзя всю жизнь жить в сыновьях,
Когда то надо быть отцом!
1. Да посетит вас отцовство,
Чтоб в полной мере наконец
Открылась корневая связь
В словах - отечество, отец...
Приложение к сценарию.
1 Конкурс " Как мы знаем друг друга. Вопросы отцу:
а) Какая отметка была у вашего сына по музыке в прошлой четверти?
б) Чем любит заниматься в свободное время ваш сын?
в) Какого цвет глаза у вашего сына?
г) Какое самое первое слово произнёс ваш сын?
д) Какой самый любимый вид спорта у вашего сына?
Вопросы сыну:
а) Какое самое любимое блюдо у вашего отца?
б) Какую газету или журнал ваш папа предпочитает читать?
в) Как ласково ваш папа называет маму?
г) В каких войсках служил ваш папа, когда был в армии?
д) Какую программу по телевизору ваш папа любит смотреть?
2 Конкурс "Семейный альбом":
Участникам готовится заранее. Можно принести: фотографии, документы и т.п.
3 Конкурс "Семейный дуэт":
Условия конкурса: нужно занять исходную стойку - ноги сомкнуть. Носки и пятки держать вместе во что бы то ни стало.
Двое участников становятся друг против друга. Ударом ладони в ладонь нужно вывести соперника из равновесия . Победит тот, кто равновесия не потеряет. Итак, кто первый?
(Ведущие проводят конкурс.)
2. Отец для сына является примером. Примером во всём . И как отец ведёт себя дома: занимается ли он домашним хозяйством, берёт ли на себя наиболее трудные домашние дела так и сын будет в дальнейшем поступать. И сейчас на нашем следующем конкурсе мы хотим узнать , чему же научили своих сыновей отцы ? Для этого нам понадобятся ножи и картошка . Сначала папы продемонстрируют свои таланты , а затем их сыновья . И мы определим самых хозяйственных мужчин среди пап и сыновей с помощью всем хорошо известной кухонной процедуры , как чистка картофеля .
(Ведущие проводят конкурс.)
1. Все мы родом из детства. И я уверена, что все взрослые с большим удовольствием , хотя бы на 5 минут хотели бы вернутся в него . Ощутить себя маленькой девочкой с большим бантом, или маленьким мальчиком, делающим свой первый бумажный самолётик . Нам на нашем сегодняшнем празднике очень хочется , уважаемые мужчины, вернуть вас в то время хоть на несколько минут. И мы объявляем конкурс : " Самолётик детства " . Условия этого конкурса: быстрее всех сделать из листа бумаги самолётик. А вашим сыновьям разрешается только устные советы давать .
(Участники делают самолётики.)
Ну а теперь на правах авторов этих замечательных самолётиков вы можете запустить их в полёт .
На старт ! Внимание ! Пуск !
2. Наши замечательные участники показали сегодня, как они умеют понять друг друга, поддержать в трудную минуту. Из них получились настоящие семейные дуэты.
А наш следующий конкурс так и называется "Семейный дуэт" . Перед вами карточки с заданиями. Ваша задача выбрать наиболее понравившуюся карточку и выполнить то задание, которое вам выпало. Главное условие: выполнять задание вы должны вместе, семейным дуэтом.
(Участники выбирают карточки и готовятся к конкурсу)
1 : А пока участники готовятся, нам хочется обратится к вам, уважаемые зрители. Допустим, мы с вами пишем книгу "Семейная энциклопедия". И наша первая страничка о главе семьи, об отце. Итак: Условия понятны? Тогда начнём.
( Ведущие проводят конкурс.)
1. Теперь , когда мы поближе познакомились ; можно продолжать нашу программу.
(Ведущий приглашает участников сесть.)
2. Кем был твой прадед на Руси? Свою фамилию спроси! Кто прадед Кузнецова? Он был из рода кузнецов Отец отца отцова. У Гончарова прадед знал Гончарный круг и глину . У Дегтярёва - дёготь гнал В дегтярне горбил спину. Быть может, юный столяров и с долотом не сладит, Но прадед был из столяров Он мастером был - прадед. С пилою Пильщиков дружил, Мял Кожемякин кожи, В атаки Воинов ходил, Стрельцов сражался тоже. Звучат, как музыка, как стих Фамилии простые.
Вглядись - и ты увидишь в них
Историю России.
1. Да фамилии часто позволяют заглянуть в прошлое семьи, но не всегда. И вот тут остаётся только одно : расспросить маму , папу, бабушку , дедушку : а кем же был мой прадед ? Чем занимался ? Что делал ? Вот об этом мы и хотим спросить наших замечательных пап в конкурсе "Семейный альбом".
(Ведущие проводят конкурс.)
2. А сейчас дадим папам немного отдохнуть и проведём конкурс с их сыновьями. Конкурс на самого ловкого сына. Для этого нам нужно два стула и две верёвки. Ваша задача - обмотать верёвку вокруг пояса и сесть на стул. Кто первым это сделает, тот будет победителем этого конкурса. Условия понятны?
Тогда начнём!
(Ведущие проводят конкурс.)
1: Ну вот ,когда мы знаем самого ловкого сына, нам просто необходимо узнать самого ловкого папу. Для этого мы проведём конкурс "Ладонь в ладонь".
а) Дуэтом исполнить любую русскую народную песню.
б) Прочитать басню.
в) Исполнить современную песню.
г) Прочитать любые стихи.
д) Исполнить танцевальный номер под предложенную музыку .
Реквизит.
1. Конкурс на самого ловкого сына : два стула и две верёвки.
2. Конкурс "Самый хозяйственный мужчина":
10 картошек и 5 ножей.
3. Конкурс "Самолётик детства" : 5 листков бумаги.
4. конкурс "Семейный дуэт" : карточки с заданиями.
Оформление зала.
1. Конкурс "Мой замечательный папа" . Зал оформить рисунками.
Насадить лучших.
2. Написать плакаты:
а) Отеческое слово по сказке правдит.
б) Глупому сыну и родной отец ума не пришьёт.
в) Как Бог до людей, так отец до детей.
г) Не съест дед отца , не съест отец и тебя молодца.
д) В своей семье отец самый большой.
Использовать фонограмму при выходе и уходе ведущих, во время проведения конкурса "Семейный дуэт".
Тема: "ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ"
Цели: Образовательная: познакомить детей с подвижными играми.
Развивающая: ловкость, быстроту реакции, внимание, координацию движений.
Воспитательная: воспитывать у детей чувство коллективизма, уважение к сопернику.
Оборудование: баскетбольные мячи, обручи, флажки, эстафетные палочки.
Форма проведения: игра.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ.
- Здравствуйте, дети.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Эстафета с мячом.
Класс делится на две команды. Капитаны команд ведут мяч, обегают вокруг флажка, становятся в конец колонны, прокатывают мяч, под ногами. Игрок стоящий в начале команды берет мяч и выполняет тоже самое.
2. Действуй ловко.
Перед каждой командой кладется по 3-5 обручей в пяти метрах друг от друга. Участники команд подбегая к каждому обручу, продевают его через голову (сверху вниз) к ногам. Обратно игроки бегут и передают эстафету очередному игроку.
3. Бег с мячом.
Перед каждой командой кладется по мячу, два игрока берутся за руки, им на плечи кладут мяч так, чтобы каждый мог придерживать его головой (один справа, один слева). В таком виде они двигаются вперед, и возвращаются назад. Если мяч падает, то игроки поднимают его и продолжают свой путь.
4. Вызов номеров.
Игроки двух команд рассчитываются по порядку номеров и выполняют физический упражнения, которые показывает преподаватель. После чего учитель называет номер, а игроки под этим номером бегут вокруг флажков и возвращаются на свое место.
5. Кто быстрее.
Класс делится на две команды, первые игроки бегут с мячом в руках вокруг флажков, затем возвращаются назад, сначала передают мяч над головой, затем под ногами. Выиграла та команда, которая быстрее закончила выполнять задание.
ТЕМА: "ОДИН ДОМА"
Цели: Образовательная: Познакомить детей с правила поведения, когда они одни дома.
Развивающая: Рассказать детям как нужно вести себя в той или иной ситуации.
Оборудование: журнал подросток.
Форма проведения: беседа.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ.
Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами проведем беседу, которая называется «Один дома». Ведь не все из вас знают как вести себя в той или иной ситуации.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Итак начнем. Судебная статистика свидетельствует о том, что в последнее время участились случаи нападения на людей. Причем жертвами грабителей становятся те, кто находится, вроде бы, под надежной охраной - дверью в собственной квартире, когда остаются одни дома. Причина трагедий одно -дети не знают как себя вести в таких ситуациях.
Дети должны знать, что
НЕЛЬЗЯ приоткрывать дверь, даже если она на цепочке, чтобы лучше рассмотреть кто находится на площадке, кем бы незнакомец не представился, даже милиционером.
НЕ ТЕРЯЙТЕСЬ если находясь в квартире вы услышите, что кто-то пытается открыть входную дверь, а громко спросите «Кто там?».
ЕСЛИ дверь продолжают открывать чужие люди, срочно вызовите по телефону «02» милицию, точно при этом укажите свой адрес, а затем с балкона или через окно зовите на помощь прохожих.
НА ТЕЛЕФОННЫЕ ЗВОНКИ дома ли родители и когда они вернутся, отвечайте, что они заняты, не могут подойти к телефону и спросить кому и куда перезвонить.
УХОДЯ из дома не забывайте закрыть балкон, форточки и окна, особенно если квартира находится на первом или последнем этажах.
НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ в дверях своей квартиры записок - это привлекает внимание посторонних.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ с ключами от квартиры, не теряйте их, не оставляйте под ковриком, в почтовом ящике и других, казалось бы «укромных» местах. В случае потери или пропажи ключей надо сразу же сообщить об этом родителям, которые заменят замки.
НЕ ХВАСТАЙСЯ перед окружающими тем, какие в вашей квартире есть дорогостоящие предметы, видео и аудио аппаратура, одежда, украшения, сколько и где хранится денег.
НЕ ПРИГЛАШАЙ в дом незнакомых ребят и девочек ни под каким предлогом.
НЕЛЬЗЯ входить в лифт с посторонними людьми, если с тобой нет родителей. Лучше переждать.
3. ИТОГ ЗАНЯТИЯ
– Вот некоторые правила, которым стоит придерживаться
– Молодцы ребята, все очень активно принимали участие. Мы надеемся, что вам понравилось наше сегодняшнее занятие.
– До свидания!
– До новых встреч!
ТЕМА: БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ
Цели: Образовательная: Расширить знания учащихся о работе светофора.
Развивающая: Развивать логическое мышление, память, внимание, восприятие при помощи загадок игр.
Воспитывающая: Выявить способности у детей, доброту, уважение к людям,
Оборудование: наглядные пособия: светофор, дорожные знаки.
Форма проведения: игра.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ.
Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами проведем очень интересное занятие, поговорим о том, как правильно переходить улицу. Как себя вести в общественном транспорте.
2. РАЗМИНКА.
Объясните, как должны вести себя пешеходы при разном свете светофора. Давайте все вместе перейдем улицу. Чтобы ее переходить на перекрестках, там устанавливается светофор.
Красный свет - хода нет. Желтый - будь готов идти. Зеленый - иди.
Как положено себя вести в автобусе? Автобус, трамвай, нужно ожидать на тротуаре или на посадочной площадке. Входить надо через заднюю дверь, а выходить через переднюю.
Расскажите, где надо переходить улицу. Переходить улицу надо через дорожный переход - зебру или если есть подземный переход.
Может ли шофер мгновенно остановить машину, если вы внезапно выскочили на дорогу? Почему?
Какие вы знаете правила, для пассажиров транспорта; как называют место, где улицы пересекаются, по какой стороне тротуара должен идти пешеход, почему, куда вначале надо посмотреть, когда переходишь улицу почему? Во время дождя, когда скользкая дорога, особенно опасно переходить улицу, сколь времени нужно стоять у перекрестка дожидаясь зеленого света. С какого возраста можно кататься на велосипеде, можно ли кататься на санках, лыжах, коньках по дорогам, улицам, тротуарам, кому должны подчиняться пешеходы, если перекресток одновременно регулируется светофором и регулировщиком.
3. БЛИЦ-ТУРНИР.
– Почему надо переходить только на перекрестке и на пешеходном переходе?
– Почему нельзя переходить улицу на красный или желтый цвет?
– Почему опасно переходить бегом?
– Почему опасно переходить улицу наискосок?
– Что означает надпись «Опасность на повороте» на задней части автобуса?
– Как видит водитель пассажиров автобуса?
– Что может получиться, если опоздать с выходом из автобуса?
– Чем опасна стоящая машина?
– Чем опасны кусты и деревья на улице?
– Может ли помешать увидеть опасность машина, которая движется?
– Почему опасно, когда на улице очень мало машин?
– Как определить, далеко машина или близко?
– Почему нельзя ходить по проезжей части улицы?
– Как ходить по дороге, на которой нет тротуара?
– Какая опасность возникает, когда школьник подходит к своему дому?
– Опасно ли школьнику увидеть на той стороне улицы товарища, подругу или родных?
– Как определить, что машина собирается повернуть направо?
– Чем опасны машины с прицепом?
– Почему опасно ходить по улицам группами?
– Почему опасно переходить улицу вдвоем под руку или держась за руки?
– Что опаснее на улице: пешеходный переход без светофора или со светофором?
– Какое место на улице опаснее: перекресток или остановка автобуса (троллейбуса)?
4. ВЫВОД. Основные причины дорожно-транспортных
происшествий
1. Окончание учебного года, увеличение числа детей на дорогах.
2. Снижение контроля со стороны родителей.
3. Скользкие участки дороги во время непогоды.
4. Снижение видимости из-за непогоды.
5. Яркое ослепляющее солнце.
6. Плохое состояние дорог.
7. Рассеянное внимание водителей и пешеходов.
8. Пересечение проезжей части по дороге в школу.
9. Подвижные игры на проезжей части.
10. Езда на велосипедах по проезжей части.
11. Снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника и тому подобное.
12. Переход дорог при коллективном посещении театров и прочее.
13. Адаптация к новым условиям во время отдыха вне дома.
5. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
БЕСЕДА.
Минутки безопасности
«Как ты переходишь через дорогу?»
РАЗНЫЕ СИТУАЦИИ.
1. Там, где ты переходишь, стоит машина. Что надо делать?
Правильный ответ: лучше отойти от нее подальше, чтобы она не мешала обзору; в крайнем случае, очень медленно двигаясь, приостановиться и выглянуть: что там такое за...
2. Ты переходишь недалеко от остановки. Рядом остановился автобус. Где и как надо переходить?
Правильный ответ: если поблизости есть пешеходный переход или перекресток, обязательно переходи там. Если нет, то подожди, пока отъедет автобус. Ни в коем случае не выбегай спереди! Лучше не обходить и сзади (не видно машины справа!), но в крайнем случае, очень медленно двигаясь, приостановиться и выглянуть: что там такое за...
3. Ты собрался переходить, но видишь, что медленно приближается автомобиль крупных габаритов (грузовик или автобус). Ты вполне можешь успеть перейти. Что надо делать?
Правильный ответ: главная опасность приближающегося автомобиля состоит в том, что он может помешать заметить другой, движущийся в том же направлении, зачастую с большей скоростью. Пропустите его, даже если он едет медленно.
4. Перед переходом ты пропустил машину. Больше машины ты не видишь... . Можно переходить?
Правильный ответ: можно, но чуть выждав, пусть проехавшая машина отъедет подальше. А вдруг она скрывает за собой встречную.
5. Почему опасно переходить дорогу вдвоем под руку или держась за руки?
Когда переходит дорогу целая колонна детей, то держаться за руки безопасно.
Когда же переходят двое-трое, так поступать не следует, потому что при появлении опасности дети могут тянуть друг друга в разные стороны и потерять драгоценные секунды.
6. О чем надо помнить пешеходу, выходящему из автобуса?
Выйдя из автобуса, надо отойти от него, давая дорогу выходящим и ожидающим посадку.
Не надо спешить переходить через дорогу: стоящий автобус мешает заметить проезжающий транспорт.
Поэтому выбегать из-за него нельзя ни спереди, ни сзади. Дойдите до перехода или дождитесь, пока автобус отойдет от остановки, и вы будете хорошо видеть дорогу.
7. В чем опасность, когда вы идете по улице с маленькими детьми?
Маленькие дети еще не умеют ориентироваться на дороге и могут вырваться из рук, побежать в самый неподходящий момент. Старшие должны крепко держать младших за запястье руки и не выпускать их.
Особенно внимательными надо быть, когда вы подъезжаете к своему дому и выходите из автобуса, трамвая, такси, троллейбуса.
Маленькие дети, заметив кого-то из знакомых на другой стороне улице, могут вырваться и побежать к ним.
8. Чем опасен для пешехода момент, когда одна машина обгоняет другую?
Некоторое время первый автомобиль закрывает второй. Пешеход может видеть только одну машину и не заметить обгоняющую машину.
9. Чем опасен для пешехода момент, когда разъезжаются две встречные машины?
Одна машина выезжает из-за другой. Поэтому и водитель, и пешеход могут не заметить друг друга.
Можно ли отвлекаться при переходе дороги?
Конечно, нельзя. На дороге за секунду автомобиль проезжает 10-12 метров и даже больше. Но мы любим оглядываться на шум, крик, особенно когда услышим свое имя. Это очень опасная привычка.
11. Вы подошли к перекрестку. На нем горел для пешеходов зеленый сигнал. Как долго, вы не знаете. Стоит ли начинать переход?
Лучше подождать нового цикла зеленого сигнала, чтобы не оказаться на переходе при красном сигнале светофора.
Особенно это важно в дождливую погоду или зимой, когда дорога скользкая.
12. Что делать, если при переходе дороги уронил сумку, портфель или какой-нибудь другой предмет?
Если мы что-то уронили, первая реакция быстро поднять. При переходе дороги эта привычка может сослужить плохую службу.
Если сразу наклоняться и поднимать предмет, наше внимание будет приковано только к нему. На дороге так делать нельзя.
Необходимо сначала посмотреть в обе стороны дороги, убедиться, что опасности нет, а потом подбирать свою «пропажу». Лучше, конечно, при переходе быть собранным и ничего не ронять.
13. Мальчик спешит в кино, опаздывает. К переходу приближается грузовик, но мальчик видит, что он вполне успеет перейти. В чем опасность такой ситуации?
Опасности две. Во-первых, за грузовиком может идти другая машина, скрытая от глаз мальчика.
Во-вторых, переходя, мальчик будет наблюдать только за приближающимся грузовиком и может позабыть посмотреть в другую сторону.
14. Почему опасно играть рядом с дорогой?
Во время игры можно забыть об опасности, выбежать на дорогу и попасть под машину.
15. На нерегулируемом перекрестке пешеход пропустил автомобиль, больше машин ему не видно. Можно ли переходить?
Сразу, пропустив машину, нельзя. В первые секунды, пока она близко, за ней может быть скрыта встречная. Пропустив машину, надо подождать, пока она отъедет подальше и не будет мешать осмотру улицы.
16. Пешеход начал переходить улицу при смене сигналов светофора с зеленого на красный. Пешеход решил: «Пока машины стоят – успею: ведь водители видят меня и не станут наезжать». В чем ошибка пешехода?
Не все машины в этот момент стоят, некоторые приближаются к перекрестку, и при включении зеленого сигнала они выедут на перекресток с ходу.
Перебегающего пешехода такой водитель может не заметить из-за стоящих машин. И пешеход эту машину не видит тоже из-за стоящего транспорта.
ИТОГ.
Все сегодня молодцы. Очень хорошо отвечали на вопросы. Что нового узнали? До свидания!
Тема: "АНКЕТА"
Цели:
Образовательная: поближе познакомиться с детьми.
Развивающая: развивать память, мышление, внимание.
Воспитательная: воспитывать у детей дисциплинированность.
Оборудование: тетрадные листы
Форма проведения: анкета.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ.
Здравствуйте дети. Сегодня мы с вами проведем небольшую анкету. Узнаем Ваши интересы, а самое главное, узнаем то, чем бы вам хотелось заниматься на наших последующих занятиях.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
- Сейчас мы вам раздадим листочки, вы ставите цифру 1-отвечаете, и т. д.. Итак вопросы:
- 1. Ф. И. О.
- 2. Сколь вам лет?
- 3. В каком вы классе учитесь?
- 4. Ваше любимое увлечение?
- 5. Любимое домашнее животное?
- 6. Любимое дикое животное?
- 7. Ваш любимый урок в школе?
- 8. Какой урок вы не любите?
- 9. Какую литературу вы предпочитаете читать?
- 10. Любите ли вы массовые мероприятия?
- 11. Какие игры вы любите, и в какие бы хотели сыграть на наших занятиях?
- 12. О ком или о чем вы бы хотели узнать на наших занятиях?
3 ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- Мы посмотрели ваши ответы и в силу наших возможностей будем исполнять ваши желания.
Комплекс упражнений физкультурных минуток.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения.
1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п,- сидя, руки на поясе. 1-поворот головы направо, 2-и.п.,3-поворот головы налево, 4-и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1-махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2-й.п., 3-4-то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
1. И.п. - стоя или сидя, руки на пояcе. 1-правую руку вперед, левую вверх. 2-перменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п.- стоя или сидя, кисти тыльной стороной на. поясе. 1 -2-свести локти вперёд, голову наклонить вперёд. 3-4-локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.и.-сидя, руки вверх. 1-сжать кисти в кулак. 2-разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, теми средний.
ФМ для снятия утомления с туловища.
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-резко повернуть таз направо. 2-резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 8 раз. Темп средний.
2. И.п.-стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3-круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 - то же в другую сторону. 7-8-руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п.- стойка ноги врозь. 1-2-наклон вперёд, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4-и.п., 5-8- то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учётом их напряжения в процессе деятельност
Комплекс упражнений гимнастики для глаз.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Сделать глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4. потом перенести взор вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, сколько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнении для разных групп мышц с учётом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для младших школьников на уроках с элементами письма.
1.Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
И. п. - сидя, руки на поясе, 1 - поворот головы направо, 2 - и. п., 3 -поворот головы налево, 4 — и. п., 5 — плавно наклонить голову назад, 6 - и. п., 7 - голову наклонить вперёд. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2.Упражнения для снятия утомления с мелких мыши кисти.
И. п. - сидя, руки подняты вверх, 1 - сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.
И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову, 1 - резко повернуть газ направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания.
И. п. - стоя, руки вдоль туловища, 1 -правую руку на пояс, 2 — левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 -опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 -правую руку на пояс, 13 — 14 — хлопки руками по бёдрам. Повторить 4-6 раз. Темп
- 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5
- быстрый, 6 - медленный.
ФМ для снятия утомления с туловища.
1. И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову, 1 -резко повернуть таз направо, 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову, 1-5
- круговые движения тазом в одну сторону, 4 — 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4
- 6 раз. Теми средний.
3. И. п. - стойка ноги врозь, 1 - 2 - наклон вперёд, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 - и. п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Комплекс дыхательных упражнений по А. Стрельниковой.
Упражнение 1.
И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, корпус прямой, голова слегка приподнята. Руки скрестить на груди, присесть, в нижней точке приседа - мгновенный форсированный вдох через нос, о выдохе не думать. Повторить (8 х 24), всего 192 движения.
Упражнение 2.
И. п. - то же. Встречное движение руками присесть. Вдох через нос форсированный шумный. Выполнить 8 раз подряд. Пауза 5 - 6 с. Повторить (24 х 8). Всего 576 движений за день.
Развитие движений кисти и пальцев рук.
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких даижений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитое ребёнка; способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2 - 3 месяцев.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2 - 5 минут ежедневно.
Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.
Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).
Самомассаж кистей и пальцев рук.
1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки, (рис. 19, стр. 15),
2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий, (рис. 20, стр. 16).
3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз, (рис. 21, стр. 15).
4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев, (рис. 22, стр. 15).
5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперёк, (рис. 23, стр. 15).
6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
Можно выполнять управление с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой, (рис. 24, стр. 16).
7. Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
Упражнения для пальчиковой гимнастики за столом.
1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
2. Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.
3. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):
а) правой руки,
б) левой руки,
в) обеих рук одновременно.
4. Имитация игры на пианино.
5. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).
6. «бегают человечки» (указательный и средний пальцы правой, затем левой, потом обеих рук).
7. «футбол» - забивание шариков, карандашей одним, двумя пальцами.
8. Поочерёдная смена положения рук «кулак — ладонь — ребро».
Выполняется сначала правой, затем левой, потом двумя руками вместе. Порядок движений меняется.
9. Надавливание поочерёдно подушечками пальцев на поверхности стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно.
10. Постукивание поочерёдно подушечками пальцев по столу одной, другой руки, а затем обеих рук одновременно.
Примерный комплекс упражнений для пальчиковой
гимнастики.
1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны)
2. Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди
3. Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты):
сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя замка –
4. «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ»
Упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления: наклоны вправо-влево, вперёд-назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед)
5. «НОЖНИЦЫ» - разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе
6. «КОГОТКИ» - сильное полусгибание и разгибание пальцев
7. Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротивление
8. Прогибание ладони одной руки полусжатым кулаком другой с преодолением сопротивления
9. Вращение больших пальцев (пальцы, кроме больших, сцеплены в замок), затем сильно сжимать подушечки больших пальцев
10. Сгибание и разгибание пальцев по очереди, начиная с мизинца, затем с большого, в кулак (одной руки, другой, двух одновременно)
11. «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ» - соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двух одновременно)
12 «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ» - соприкосновение по очереди подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т.д.), а затем «КРЕПКОЕ РУКОПОЖАТИЕ» - надавливание подушечек пальчиков.
13. «КУЛАК — КОЛЬЦО» - пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются.
ЛИТЕРАТУРА.
С.В. Попов «Валеология в школе и дома» / О физическом благополучии школьников / Санкт-Петербург, 1997 г.
Г.К. Зайцев «Школьная валеология» / Научное обоснование и программное обеспечение / Санкт-Петербург, 1997 г.
С.А. Полищук «Если хочешь быть здоровым». Минск, 1985 г.
Н.Ф. Дик, Т.Н. Щербакова «Самопознание». Ростов-на-Дону, 1993 г.
«Познай себя: диагностические методики самопознания». Ставрополь, изд. СКИУУ, 1993 г.
Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова «Эмоциональная устойчивость школьника». «Педагогика и психология», Москва, 1988 г.
Г.М. Афанасьева «Семья». Москва, 1985 г.
В.Е. Каган «Воспитателю о сексологии». Москва, 1991 г.
Журнал «Семья в России». Москва, 1995 г.
Н.Е. Щуркова, О.П. Залекер «Педагогическая студия». Москва, 1993 г.
Журнал «Школа здоровья». Москва, 1996 г. № 1, 2, 3, 4. 1997 г. № 1, 3. 1998 г. №1.
В. Леви «Искусство быть собой». Москва, 1991 г.
«Человек в современном мире». Изд. СКИУУ, 1993 г.
«Вы и преступник». Ставрополь, 1994 г.
Ефименко М.В.
Валеология на уроках и внеклассных
мероприятиях в начальной школе.
Железноводск 2010. стр.57
МОУ «Начальная школа-детский сад»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Применение на уроках окружающего мира,
физминутах, классных часах,
внеклассных мероприятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)
В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...
Применение компьютерных технологий на уроках и во внеклассной работе в сельском МОУ «Мамонтовская начальная школа – детский сад №62».
Из опыта работы. Анализ структуры урока с использованием ИКТ....
Самообразование по теме: «Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе»
Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его самор...
Мастер – класс для учителей «Как работать с фразеологизмами на уроках и во внеклассной работе»
Материалы для работы с фразеологизмами для цчителей и воспитателей. Приемы работы....
Доклад "Методы и приёмы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе"
Данный доклад был подготовлен для участия в учительской конференции. Развитие речи ребенка один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием ...
Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе
Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе...