Игры в лагере
методическая разработка по теме
В данной методической разработке представлены игры всех периодов смены, включая игры в дороге. Они универсальны: для вожатых, воспитателей загородных оздоровительных лагерей, студентов педагогических институтов. Стоит слегка изменить правила, поставить оптимальные цели и задачи – и игру можно проводить как с малышами, так и со старшими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_v_lagere.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Учебный год для школьников связан с довольно серьезными физическими и психическими нагрузками. Поэтому ожидание каникул – это мечта о любимых занятиях. Дети хотят вдоволь накупаться, почитать, поиграть, просто погулять.
Педагог должен давать детям возможность добровольно выбирать занятия, развивать самостоятельность и самоуправление в организации жизни, пробуждать интерес к социально ценным видам деятельности. Ведущим средством пробуждения такой заинтересованности в каникулярное время выступает игра. Она обеспечивает условия для всестороннего, гармоничного развития личности.
Посредством игровой деятельности педагог решает определенные воспитательные задачи, направленные на развитие коммуникативной культуры, на создание благоприятного микроклимата в коллективе, на раскрытие личностных качеств детей и подростков и способности к адаптации в сложившейся ситуации.
Лето – это время активного, интересного и полезного отдыха ребят, время каникул. Но в воспитании каникул не бывает. Лето продолжает процесс воспитания в формах, соответствующих его романтическому характеру. У ребенка, приезжающего в детский оздоровительный лагерь, возникают проблемы которые условно можно разделить на 3 группы:
- Нарушение привычных коммуникативных связей с семьей, друзьями и устоявшейся системой отношений. В новой обстановке лагеря ребенку необходимо установить отношения не только со сверстниками, но и со взрослыми.
- Изменение всего стиля жизнедеятельности:
- Вместо учебы – отдых, имеющий свои правила;
- Соблюдение режима дня (которого у многих никогда не было);
- Необходимость подчиняться мнению и желанию коллектива (отряда в 25-30 человек) и, как следствие –
- Умение подстраиваться или корректировать свои желания и поступки.
- Надежда детей и подростков на реализацию в лагере своих желаний и представлений.
В работе со временным детским коллективом необходимо учитывать кризисы пребывания ребенка в лагере:
- Первый пик – «пик трудности» наступает на 3-4 день пребывания в лагере (первые два дня присутствовал элемент новизны ситуации), который выражается в конфликтности ребенка;
- Второй пик – «пик привыкания» наступает на 13-14 день;
- Третий пик – «пик усталости». Ребята устают жить в большом и шумном коллективе, вне дома; наступает к концу смены.
Круглосуточное нахождение ребенка в лагере позволяет создать единое воспитательное пространство, построить единую систему требований в соответствии с общественными нормами и ценностями. Нетрадиционный характер взаимодействия детей по содержанию и по форме позволяет включить ребят в те или иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и социальной активности.
Игровая деятельности – особая сфера детской активности. Без игры и романтики детям жить скучно, неинтересно. По словам С.Т. Шацкого, «серость жизни детей и подростков вызывает у них нечто вроде настоящего заболевания».
Игру не зря называют королевой детства, при умелом ее использовании она может стать незаменимым помощником педагога. О воспитательном значении игры говорили такие педагоги, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов и другие. Ребенок в игре познает радость познания, радость творчества, радость общения. В совместной игровой деятельности наблюдается повышение жизненной энергии в результате взаимодействия, сопереживания, сотрудничества. Эффективность игры в условиях лагеря обусловлена тем, что в процессе отдыха на природе, вступая в игровое общение со сверстниками и взрослыми, каждый ребенок проявляется наиболее естественным образом, реализуя потенциал своих позитивных качеств. Участники игрового взаимодействия реализуют взятые на себя роли, содержащие определенные правила. Добровольное подчинение последним – важнейший момент игры. В игровой деятельности у детей и подростков формируется произвольное поведение и новые личностные ценности. Игровые отношения опосредованно (а иногда и прямо) оказывают влияние на коррекцию навыков неигрового общения детей и вне игровой деятельности.
В процессе игрового взаимодействия взрослому может отводиться роль руководителя-организатора, партнера, комментатора, наблюдателя. Последняя роль чрезвычайно важна для составления так называемого портрета отряда. Особый интерес могут представлять поведенческие проявления детей в момент переживаний удач и неудач, вербальной и невербальной связи, проявление интереса к игровому общению, отношение со сверстниками и взрослыми в процессе игры.
Сами дети не осознают игру как специальный педагогический прием: они с удовольствием участвуют в игровых действиях, разыгрывают ситуации, которые помогают им критически взглянуть на свою жизнь и осмыслить ее перспективы; с радостью разбирают коллизии отношений в отряде.
Дети не замечают, а мы, педагоги, говорим, что игра – важнейшее средство развития коллектива, его нравственного воспитания. Она дает возможность сплачивать коллектив, гибко и мягко воздействовать на внутренний мир детей и подростков, укреплять добрый и бодрый дух отряда.
- Игры в дороге
Детей во время поездки от места сбора до лагеря можно не занимать ничем. Во-первых, не такой уж долгой будет эта поездка. Во-вторых, нужно же хоть немного «отдышаться» после суматохи регистрации. В-третьих, ребята, если захотят, сами найдут себе занятие: будут смотреть в окно или разговаривать. Но ведь для поездки в автобусе – это первые минуты новой жизни, по-настоящему неизвестной и непредсказуемой. Особенно тягостно в эти минуты тем ребятам, которые едут в лагерь впервые в окружении не новичков. Старожилы обмениваются воспоминаниями или планами, не обращая на них ни малейшего внимания. И чем веселее и беззаботнее окружающие, тем тревожнее новички. И тогда в голову приходит одна из страшных мыслей: «Я здесь никому не нужен! Надо проситься в другой отряд, там у меня друг. С ним мне будет лучше» Чтобы этого не произошло, ребят надо занять игрой, общением, совместной деятельностью.
Предлагаем вам игры, которые помогут
- узнать имена ребят;
- прогнать грустные мысли;
- обеспечить начальное эмоциональное сплочение отряда;
- от души посмеяться и дать определенный настрой на восприятие всего, что ждет ребят в лагере;
- создать первое впечатление о себе как о человеке веселом и жизнерадостном.
Можно начать с «прощания с родителями». Предложите ребятам проскандировать: «Папы, мамы, до свиданья! Не грустите на прощанье!» Попросите всех улыбнуться. Когда родственники скроются за поворотом дороги, обратите внимание на себя. Спросите, кто помнит, как Вас зовут. Затем скажите: «Со мной вы уже познакомились, а теперь я хочу познакомиться с вами. Пожалуйста, все громко на счет «три» назовите свое имя. Раз, два, три!» Обычно, это очень веселит ребят.
Потом можно заняться определением, кого в отряде больше: мальчишек или девчонок. Это можно сделать с помощью игры-кричалки «Ежики». Ребята произносят слова, сопровождая их движениями.
Два прихлопа, два притопа,
Ежики, ежики /поочередно выставляем вперед руки, держа их на уровне груди/
Наковали, наковали /удары руками по коленям/
Ножницы, ножницы /соответствующие движения пальцами/
Бег на месте, бег на месте /имитация бега руками/
Зайчики, зайчики /показываем руками уши/
Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе
«Девочки!!!» /сначала мальчики кричат «девочки»/
«Мальчики!!!» /затем девочки кричат «мальчики»/
«Часы». Вожатый говорит: «Как быстро летит время. Часы являются необходимым предметом для каждого из нас. Давайте все вместе послушаем, как ходят часы и что происходит, когда мы с ними обращаемся небрежно». Вожатый показывает рукой на правую часть автобуса, они говорят: «Тик!», левая часть – «Так!». Постепенно темп убыстряется.
«Джон Брамс бой». Все поют слова песни:
«Джон Брамс бой смазал лыжи один раз,
Джон Брамс бой смазал лыжи один раз,
Джон Брамс бой смазал лыжи один раз
И уехал на Кавказ».
А теперь последние слово «раз» не произносим, а делаем один хлопок. Потом слово «лыжи» – два хлопка, затем «смазал» – три хлопка и т.д., каждый раз повторяя полностью только слова «И уехал на Кавказ!». В итоге получается 7 хлопков, пауза, 7 хлопков, пауза, 7 хлопков, «и уехал на Кавказ».
«Кукушка». Все повторяют слова за ведущим (вожатым):
«Ой-ля-тарира– /ударить ладонями по коленям/
Ой-ля-ку-ку! /при произношении слов «ку-ку» щелкаем пальцами/
Ой-ля-тарира–
Ой-ля-ку-ку!
Ой-ля-тарира–
Ой-ля-ку-ку!
Ой-ля-тарира, ой!»
(Кукушка может куковать 10 и более раз, при этом темп нарастает.)
«У оленя дом большой». Здесь каждое слово обыгрывается соответствующими движениями рук. Темп постепенно нарастает.
У оленя дом большой. / «рога», руки «домиком» над головой/
Он глядит в свое окошко./руки имитируют окошко, двигаются навстречу друг другу
Заяц по лесу бежит,/движения руками как при беге
В дверь ему стучит:
«Тук-тук, дверь открой, /правой рукой имитируем стук в дверь
Там в лесу охотник злой!» / «ружье»/
«Заяц, заяц, забегай,/ правой рукой как будто зовем к себе
Лапу мне давай!» /положить руку на руку.
«Летит шар». Ребята поют слова на мотив песни «В лесу родилась елочка».
«Летит, летит по небу шар,
По небу шар летит,
Но знаем мы – до неба шар
Никак не долетит».
А теперь каждый раз по очереди будем заменять слова движениями. Сначала заменим слово «летит» – будет размахивать руками. Поем всю песню, а слово «летит» не произносим, а показываем. И так все слова: «небо» – поднять указательный палец вверх; «шар» – круговое движение рук; «знаем» – утвердительный кивок; «никак» – покачать головой; «мы» – показать рукой на себя. В итоге остаются движения и предлоги: по, по, не, до, не.
Эта игра развивает внимание.
«Кричалочка». Дети повторяют за вожатым каждую строчку. Вслед за этой кричалочкой звучит песня «Землю обмотали». Исполняется она по принципу всех кричалок, так что вы ее можете спеть, даже не зная мотива.
На берегу
Большой реки
Пчела ужалила
Медведя прямо в нос.
«Ой-ей-ей-ей!» –
Вскричал медведь,
Сел на песок
И начал петь…
1. Землю обмотали
Тоненькие нити,
Нити-параллели
Из озер и рек.
Совершите чудо, |
Руку протяните. | Повторить 2 раза.
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек. |
2. Обогрейте словом,
Обласкайте взглядом,
От хорошей шутки
Тает даже снег.
Это так чудесно, |
Если с вами рядом | Повторить 2 раза.
Станет добрым и веселым хмурый человек. |
3. Мы не зря мечтали
О волшебном чуде.
Пусть планету кружит
Всемогущий век.
Совершите чудо, |
Руку протяните, | Повторить 2 раза.
Пусть выходит, пусть выходит в люди человек. |
«Как живешь?». На каждый вопрос дети отвечают дружным хором: «Вот так!» – и жестом показывают нужное действие.
– Как живешь? – Вот так! /с настроением показать большой палец/
- А плывешь? – Вот так! /любым стилем/
- Как бежишь? – Вот так! /согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами/
- Вдаль глядишь? – Вот так! /руки «козырьком» или «биноклем» к глазам/
- Ждешь обед? – Вот так! /поза ожидания: подпереть щеку рукой/
- Машешь вслед? – Вот так!
- Утром спишь? – Вот так! /руки под щеку/
- А шалишь? /Надуть щеки и хлопнуть по ним кулачками – тут уж никак не скажешь «Вот так!»/
«Эхо». «Вожатый: В игре можно стать садовником («я садовником родился…»), монахом («я – монах в синих штанах, красной рубахе…»). А вы никогда не пробовали стать эхом? Как отвечает эхе на вопросы? Вот, например, я спрошу: «Сколько времени сейчас?» А оно мне?»
Дети: «Час! Час!»
Вожатый: «Конечно «Час!», а не «Одиннадцать часов и пять минут!» Вот так и вы: если стали ЭХОМ – так отвечайте на вопросы, как оно. А чтобы игралось веселей, еще и хлопайте в ладоши, отвечая. К ответу – два хлопка одновременно.
Вожатый: Собирайся, детвора! Начинается игра! Да ладошек не жалей! Бей в ладоши веселей! Сколько времени сейчас? Сколько будет через час? И неправда: будет два! Дремлет ваша голова! Как поет в селе петух? Да не филин, а петух?! Вы уверены, что так? А на самом деле – как? Сколько будет дважды два? А сто двадцать минус два? Замечательный ответ! Математикам – привет! Это ухо или нос? (ведущий держится за ухо) Или, может, сена воз? Это локоть или глаз? (вожатый показывает на локоть) А вот это что у нас? (вожатый показывает на кончик носа) Вы хорошие всегда? Или только иногда? Не устали отвечать? Попрошу вас помолчать. | Дети: Ра! Ра! Ра! Ра! Лей! Лей! Лей! Лей! Час! Час! Час! Час! Два! Два! Ва! Ва! Ух! Ух! Ух! Ух! Так! Так! Как? Как? Два! Два! Два! Два! Вет! Вет! Вет! Вет! Нос! Нос! Воз! Воз! Глаз! Глаз! Нас! Нас! Да! Да! Да! Да! Чать! Чать! – – |
- Игры оргпериода.
Для первых дней смены придумано такое название «оргпериод». По отношению к нему существует педагогическое поверье: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена». Оргпериод – это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня; это переход из одной жизни в другую.
Чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести отрядные дела и игры, способствующие интенсивному знакомству, такие как:
«Бумажная гармонь», «Живой календарь», «Ручеек», «Группы», «Найди пару», «Имена», «Трамвай».
1 – «Бумажная гармонь». Каждому ребенку вручается лист бумаги. Ведущий просит ребят рассказать о себе, при этом после каждого факта биографии загибается одна из полос «гармони». Тому, чья «биография» оказалась интереснее и разнообразнее, а «гармонь» более растянутой, можно вручить приз. Так «бумажные гармони» помогут лучше узнать ребятам друг о друге.
2 – «Живой календарь». Ведущий (вожатый) предлагает ребятам разбиться на 4 команды – 4 времени года. Но при этом ставится условие: разговаривать нельзя, надо суметь договориться при помощи жестов. Аналогичным способом можно разбиться по месяцам. И, самое непростое задание – встать по порядку от 1 января до 31 декабря, сохраняя при этом молчание, используя лишь жесты и мимику.
3 – «Группы». Детям предлагается за 30 секунд объединиться в группы по различным признакам. Внутри группы ребята знакомятся.
Варианты признаков:
– по росту; – по размеру обуви; – по цвету волос (от самых светлых до самых темных); – по количеству пуговиц; – по длине ногтей и т.д.
4 – «Найди пару». Играющим на спину крепятся таблички с именами сказочных героев (старик – старуха, Малыш – Карлсон), части имен (Царь, Горох). Необходимо найти свою пару методом исключения (царю найти Гороха, Ивану – Марью, русалке – ?). Нельзя спрашивать прямо: «Что написано у меня на спине?» Читать таблички на спинах ребят и думать – это разрешается. Когда ребята встали попарно, они могут познакомиться.
5 – «Ручеек». Эта хорошо знакомая народная игра поможет ребятам многое узнать друг о друге. По сигналу ведущего (вожатого) ребята разбиваются по парам. За определенный промежуток времени ребята в парах рассказывают друг другу о себе. Затем представляют своего собеседника всем остальным.
6 – «Имена». Водящий задает ритм: два хлопка в ладоши, два хлопка по коленям. Первый игрок, хлопая в ладоши, дважды называет свое имя, а хлопая по коленям, имя другого (два раза). Тот, чье имя было названо, подхватывает эстафету и, хлопая в ладоши, называет свое имя, а хлопая по коленям, имя следующего. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не собьется с ритма.
7 – «Трамвай». Играющие садятся в круг на стулья так, чтобы справа от ведущего осталось одно свободное место. Ведущий начинает игру словами: «Я еду в трамвае» и пересаживается на свободный стул. Второй игрок продолжает: «Я тоже с ним еду в трамвае» и передвигается на место первого игрока. Третий: «И я еду в трамвае», занимая место второго игрока. Четвертый, пересаживаясь: «А я – зайцем». Пятый, садясь на свободный стул: «А я еду с …» и называет имя одного из игроков. Тот, кого назвали, садится за пятым игроком. Игрок, справа от которого осталось свободное место, становится первым и игра начинается заново.
- Игры основного периода смены.
Оргпериод прошел. Дети познакомились. Чем же занять их дальше? Надо дать возможность ребятам проявить себя, самоутвердиться, для чего провести отрядные дела разной направленности: спортивные, интеллектуальные, трудовые, художественно-прикладные, творческие. Но не забывайте игру. Предлагаем вам игры на групповое взаимодействие. В них четко виден лидер, на которого можно опереться, видно, насколько сплочен отряд, на кого ребята ориентируются и кто находится в аутсайдерах. Все это может помочь вам в дальнейшей работе.
1 – «Совесть команды». Ребята сидят. Ведущий называет число, из отряда должно встать именно такое количество человек. Отряд не совещается.
2 – «Палочка в стакане». Игра на доверие. Ребята встают в тесный круг, плотно соприкасаясь друг с другом плечами. В центр круга встает один человек и закрывает глаза. Остальные участники мягко толкают его по кругу. Задача человека, стоящего в кругу, – постараться расслабиться и довериться своим товарищам.
3 – «С завязанными глазами». Для этой игры необходимо свободное помещение. Всем участникам игры нужно плотно завязать глаза. Сначала все хаотично двигаются по комнате, стараясь не толкать друг друга. Затем предлагается игрокам мужского пола попытаться образовать свой кружок в одной части помещения, а игрокам женского пола в другой. Тут потребуется интуиция, чутье, т.к. разговаривать и вообще издавать какие-либо звуки нельзя. Можно прикасаться друг к другу и определять на ощупь. Ведущий следит за соблюдением правил.
4 – «Самый самый». Каждый человек – уникальная личность, в чем-то он совершенно неподражаем. Однако именно из-за того, что не все это видят и не все замечают, у человека возникает неудовлетворенность отношением окружающих к его персоне. Попробуйте исправить это. Разделите отряд на несколько групп-команд. Пусть внутри каждой все расскажут о своих достоинствах, которые могут соперничать с другими. Теперь команды представят и расскажут о своих самых-самых высоких, веселых, находчивых товарищах и т.д. Затем проведите конкурсы для «самых-самых»: «След в след», «Примерь улыбку», «Самых нелепых умений», «Кто я такой», «Отгадай-нарисуй», «Конкурс ораторов» и т.п.
5 – «Человек к человеку». Ведущий (вожатый) предлагает ребятам разбиться на пары. Водящий подает команды: «нос к носу», «плечо к плечу», «рука к руке». Игроки исполняют это. После фразы «человек к человеку» все игроки, в том числе и водящий, должны найти себе нового партнера. Тот, кто не успел, становится водящим.
6 – «Винегрет». Участники игры сидят в кругу на стульях, водящий стоит в центре круга. Водящий называет какую-то категорию, и если у ребят это присутствует, они меняются местами. (Например, поменялись местами те, у кого есть пуговицы; кто любит манную кашу и т.д.) По команде: «Винегрет» меняются местами все. Водящий должен успеть занять место одного из игроков. Тот, кто остался без места, водит.
7 – «Иван да Марья». Игру лучше проводить на улице или в свободном помещении. Играющие встают в круг и берутся за руки. Выбираются два водящих – Иван и Марья. Им завязывают глаза. На вопрос Ивана: «Марья, ты где?» она должна ответить «Я здесь, Иванушка». Задача Ивана как можно быстрее поймать Марью; Марье надо не попасться Ивану.
8 – «Сиамские близнецы». Две-три пары соревнующихся ребят становятся у трех столов, на которых разложены: газета, свернутая в несколько раз пакетом; ботинок, у которого развязаны шнурки; банка с завинчивающейся крышкой, лежащей отдельно; коробка, рядом с которой находятся разные мелкие предметы; ленточка, свернутая в рулончик и т.п.
Пара «близнецов» обнимают друг друга крепко за талию, у каждой пары две свободные руки – правая и левая. По команде ведущего «близнецам» необходимо сделать быстро и ловко руками следующее:
- развернуть газету полностью;
- зашнуровать ботинок;
- завинтить банку до упора;
- сложить вещички в коробку;
- развернуть ленточку;
- все предметы сложить на газету, ее аккуратно свернуть подарочным пакетом и перевязать лентой.
Можно у «близнецов» связать две руки (левую и правую у ребят, играющих в паре). Таким образом, у стола будет стоять трехрукий. Теперь надо действовать вместе тремя руками. Это не так-то просто. Необходимо согласовать свои действия, чувствовать своего товарища.
- Игры итогового периода.
Если однажды поутру вашу голову посетит мысль: «А ведь через три дня уже заканчивается смена!» – это верный признак того, что начался заключительный период. А стоит вам внимательно оглядеться вокруг, вы обнаружите и другие признаки, подтверждающие эту мысль. Например, вы увидите, что изменилось поведение детей. Они стали чуть более возбужденными, чуть более болтливыми, чуть более раскованными. Если поинтересоваться, хотят ли они домой, то в ответ можно услышать неопределенное: «И да, и нет». Это говорит о том, что ребята сдружились, узнали друг друга, умеют понимать своих товарищей с полуслова, им просто хорошо вместе. Предложите ребятам такие чудесные игры, как «Ассоциация», «Бонжур, мадам! Привет, браток!», «Узнай по носу», «Царь обезьян», «Скульптура любви».
1 – «Ассоциация». Водящий выходит из помещения, где сидят играющие. Из группы ребят выбирается один игрок, о котором пойдет речь. Водящий имеет право задавать вопросы такого плана: «Если бы он был цветком, то каким?» (животным, домом, природным явлением, книгой и т.д.). Водящий должен так построить вопросы, чтобы определить, о ком идет речь.
2 – «Бонжур, мадам! Привет, браток!». Одному из игроков завязывают глаза. Подводят его по очереди к играющим и предлагают по рукопожатию определить, с кем он здоровается – юношей или девушкой. Свой ответ он должен выразить фразой: «Бонжур, мадам!» или «Привет, браток!».
3 – «Узнай по носу». Водящему предлагают узнать товарищей, он садится на стул за занавеской. Игроки поочередно, чуть раздвигая ее, показывают водящему руку, ногу, глаза, рот, нос, волосы и т.п.
Вариант 2. Водящему можно завязать глаза и предложить узнать ребят по рукам, коленям.
4 – «Царь обезьян». Выбирается водящий, который уходит в сторону. Все договариваются, что когда придет водящий, все кричат три раза «я» на вопрос «Кто царь обезьян?». Водящий должен угадать, кто из игроков «царь» (и не отгадывает, т.к. его никто не загадал). После этого он садится вместе со всеми и ему объясняют, что его задача – точно так же бить себя в грудь и кричать «я!».
Выходит второй водящий. Игроки договариваются кричать «я!» два раза. И когда второй водящий на третий вопрос «Кто царь зверей?» сам же истошно кричит: «Я!» – ответ ясен.
Бывает, что игра не получается. В таких случаях сметливому участнику следует присвоить титул настоящего «царя» – вполне догадливого человека.
5 – «Скульптура любви». (Для старшего возраста.) Вызывается несколько пар юношей и девушек. Одна пара остается, а остальные выходят за дверь. Первая пара игроков изображает скульптуру любви. Вызывается юноша. Ему предлагается стать скульптором и изменить в данной скульптурной композиции все, что ему не нравится. После того, как скульптура заново создана, «скульптор» встает на место первого юноши. Затем приглашается девушка и переделывает скульптуру в соответствии со своими представлениями. После завершения работы, девушка занимает место предыдущей героини. И так до тех пор, пока все участники не побывают в роли «скульпторов». В конце игры последняя скульптура сравнивается с первоначальной.
Заключение.
Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она служит для удовлетворения назревших актуальных потребностей, дарит детям сиюминутную радость. С другой – игра направлена в будущее, так как в ней либо моделируются некие жизненные ситуации, либо закрепляются качества, свойства, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных функций. Игра оказывает мажорное воздействие на оптимистическое мироощущение ребенка в сегодняшнем дне.
Бодрый, жизнерадостный, целеустремленный, игровой стиль жизни детского коллектива – непременное условие для существования последнего. Ведь игра это и самостоятельная деятельность, способствующая всестороннему развитию личности, и средство формирования и сплочения коллектива, и метод организации других видов деятельности, и эмоциональное состояние, и способ общения. Последнее утверждение особенно важно, ведь вне контактов, взаимодействия никакой игры между людьми быть не может. Одновременно общение можно рассматривать и как основной энергетический источник игры, питающий ее эмоциональную сторону.
Энергия, направляемая на поддержание игрового действия, может довольно быстро угасать или быть практически неиссякаемой в зависимости от состава участников (только мальчики, только девочки, смешанная группа), от характера межличностных отношений в игре, от того, соблюдаются ли в игре не только правила, но и культура общения: отсутствуют окрики, пресекается грубость, насмешки и т.д.
Необходимые спутники игр – соревнование, состязание – рождают увлеченность, неутомимость, азарт. Педагог должен следить за тем, чтобы эмоции не переросли в конфликтную ситуацию, а разрешение спорных вопросов должно проходить в рамках гуманности и уважения достоинства личности. Многие социальные чувства и нормы поведение – товарищество, взаимопомощь, дисциплинированность, подавление эгоизма, честность, справедливость и др. – наиболее интенсивно закрепляются в игровой деятельности, т.к. ей сопутствует разбор конфликтов, столкновений и противоречий, связанных с соблюдением игровой морали, появление общественного мнения.
Помните, взрослые, что игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом жизнедеятельности, проявить и развить свою личность. С.Л. Рубинштейн говорил: «В игре совершаются лишь те действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию».
Остается надеяться, что предложенные здесь игры помогут Вам познакомиться с ребятами, узнать друг друга, научиться общаться, занять свободное время. Пусть игра будет Вашим верным помощником.
Успехов Вам в работе с детьми и подростками!
Список использованной литературы.
- Технология игры в XXI веке. / авторы-составители Мирошкина М.Ф., Фришман И.И. – Москва, 1999г., с. 85, 86, 92.
- Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997г. – с. 153, 154, 155, 157, 164.
- Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1995г. – с. 31, 71.
- Пикулева Н.В. Слово на ладошке: о вежливости с вами вместе. Игры, считалки, загадки, скороговорки. – М.: Новая школа, 1994г. – с. 98, 105.
- Каникулы: игра, воспитание. О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьника: книга для учителя. / О.С. Газман, З.В. Баянкина, В.М. Григорьев и др. Под ред. О.С. Газмана. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шуточные Олимпийские Игры в лагере.
В Шуточных Олимпийских Играх подобраны смешные спортивные конкурсы, которые поднимут настроение детям....
программа летнего оздоровительного лагеря "Олимпионики" (общелагерные спартианские игры)мммммммм
Обратив внимание на развитие спартианского движения, мы решили применить его концепцию в рамках пришкольного оздоровительного лагеря. Это движение стремится использовать игровые формы соперничества и ...
Летний оздоровительный школьный лагерь с дневным пребыванием детей. Презентация "Сон будущего начальника лагеря"(игра КВН, домашнее задание)
КВН (Клуб Весёлых и Находчивых) — популярные юмористические игры, в которых команды различных коллективов соревнуются в юмористических ответах на заданные вопросы, импровизаци...
Игры в лагере
Перед работой в лагере для одарённых детей разного возраста столкнулась с проблемой: как организовать новый разновозрастной коллектив, в котором будет комфортно всем детям.Дети любого возраста л...
Интеллектуальные игры в лагере
Интеллектуальные игры в лагере...
Игры в лагере
Сборник игр в лагере...
Сборник игр в лагере: "Игры на знакомство", "Игры на выявление лидера", "Игры в зале", "Игры на создание коллектива".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28296578","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Вожатый...Это профессия, которой не учат ни в одном ВУЗе, потому что это скорее призвание,с...