одаренные дети
статья по теме
Предварительный просмотр:
Обоснование актуальности
- Заявленная тема звучит крайне актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей.
- Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших российских ученых, спортсменов, певцов, музыкантов, при этом сразу ассоциируем победителя с Россией! Омская область гордится великими людьми современности: спортсменами – Алексеем Тищенко, Евгенией Канаевой, писателем Тимофеем Белозёровым, художником Виктором Дорофеевым.
- Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. При этом существует главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость.
II.Идея
Учитель - координатор усилий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Цель:
Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе.
II. Теоретическое обоснование
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одарённость – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одарённостью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности (приложение 1).
Одарённая личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере общения (лидерство).
Одарённость может проявляться:
- как одарённость явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одарённость. Психологи утверждают, что число таких явно одарённых детей составляет примерно 1 – 3% от общего числа детей;
- как одарённость возрастная, т.е. в одном возрасте ребёнок показывает явную одарённость, а потом, по истечении нескольких лет эта одарённость куда-то исчезает;
- как одарённость скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одарённость, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребёнка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одарённостью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
Семья одаренного ребенка
Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (шко лы) на развитие личности и одаренности ребен ка, во всех случаях значение семьи остается ре шающим.
На развитие одаренности ребенка влияет отношение родителей. Существуют такие типы отношений:
отрицательное;
игнорирующее;
положительное;
гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).
Как родителям развивать одаренность детей?
Существует множество диагностических материалов, с помощью которых родители могут оценить степень и качество своего влияния на развитие ребенка. Одну из таких диагностик, предлагает американский психолог Д. Льюис, основываясь на изучении семей одаренных детей http://wertu.ucoz.ru/.
Практика подсказывает, что семья одаренного ребенка - это семья с определенными ценностями: образования, развития ребенка, участия в его делах, успехах и неудачах.
IV. Описание опыта
С 1999 года в школе реализуется программа «Одарённые дети». Работая в этом направлении с 2001 года, создала свою систему. При всех существующих трудностях в сфере общего среднего образования для меня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности.
Принципы моей педагогической деятельности в работе
с одаренны ми детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимся дополнительных образова тельных услуг, помощи, наставничества.
Направления, формы и методы работы с одаренными детьми
В связи с тем, что потреб ности и возможности одаренных дошкольников, младших школьников и подростков весьма отли чаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам и планам.
В качестве основных направлений работы с одаренными детьми выделяю:
а) систему преемственных связей среды и методов развития детей при переходе в школу из дошкольного учреждения;
б) создание условий для индиви дуализации обучения одаренных детей в начальной школе;
в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоян но изменяющихся индивидуальных социокуль турных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.
Этапы работы над проблемой
Вся работа условно включает четыре этапа:
Организационный этап
Главная задача на этом этапе – изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов. Познакомилась с научными данными о психологических осо бенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
Рассмотрела взгляды на понятие «одаренности» таких известных ученых, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорда и др.
Одарённых детей условно делю на 4 группы (по Б.М. Теплову):
- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
-дети с высоким уровнем творческих способностей
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.). Эту категорию чаще называют талантливыми; дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
Изучила модели новых концептуальных решений таких исследователей, как: Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина.
Накопила методический материал для самообразования по данному вопросу (приложение 2)
Этап предварительного поиска
Основной смысл работы на этом уровне состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке, поступающем в 1 класс. В моём варианте эта информация собирается из пяти основных источников – это психолог, воспитатели, родители, врачи и сами дети. В практике - посещение занятий в детском саду, с целью наблюдения за способностями каждого ребёнка, беседы с воспитателями.
В детском саду создана для ребенка своя система интересных и развивающих дошкольных занятий, при этом воспитатели учитывают следующее:
Гибкость – склонность одаренного ребенка увлекаться каким-то делом больше установленного расписанием времени требует терпимости, а не навязывание предусмотренной смены занятий.
Упор на социальное развитие – в силу своего опережающего интеллектуального развития одаренные дети часто ищут изоляции от сверстников в своих любимых занятиях. Им с раннего возраста нужна помощь в освоении навыков общения, в познании духа сотрудничества и коллективизма, они должны научиться дружить.
Меньше внимания академическим занятиям – способность справляться со школьными заданиями не обязательно является показателем того, что малыш должен поступить в школу.
За год до поступления в школу провожу, совместно с психологом, воспитателями и заместителем директора, несколько родительских собраний, предоставляя родителям информацию по исследованию одарённых и способных детей.
С этой целью для родителей на первых порах используются методики: "карта одаренности", "интеллектуальный портрет" и др.
Подробно изучаю медицинские карты с заключениями врачей.
К концу первой четверти первого учебного года определяются склонности ребенка и составляется карта интересов младших школьников.В комплект для исследования входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Это, прежде всего, тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др., для оценки творческого мышления – адаптированные варианты "краткого теста творческого мышления (фигурная форма)" Е.П. Торранса, методики Дж. Гилфорда, а также методики выявления уровня психо-социального развития, направленности (доминирующей мотивации) личности. Изучается сфера физического развития ребенка. Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом формируются рекомендации по индивидуальному подходу.
Собранная таким образом информация позволяет мне создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.
Этап оценочно-коррекционный
Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Со второго полугодия учителя, работающие в этом классе, комплектуют и начинают проводить секции, кружки. Начиная со второго полугодия, проводятся классные олимпиады по математике и естествознанию, в апреле – школьные.
Начиная со 2 класса, в рамках школьного компонента реализую программу факультативного курса «Интеллектуальные игры». Это комплекс упражнений, заданий и тренингов, направленный не только на развитие познавательных процессов, но и на личностное развитие, захватывающее ценностные, эмоциональные, моральные, мотивационные аспекты. http://wertu.ucoz.ru/
В тесном сотрудничестве с педагогами дополнительного образования участвую в реализации общешкольной программы «Одарённые дети». Кружок технического творчества, существующий уже несколько лет, востребован и способствует развитию навыков проектирования и моделирования. Эти навыки позволяют детям быть успешными в учебной, учебно-исследовательской и творческой деятельности.
Посещая школу искусств, кружки художественного творчества, учащиеся приобретают опыт творческой деятельности.
Имею опыт проведения внеурочных интеллектуальных мероприятий, в частности, фестиваля наук, который проходит в начальной школе уже 3 года. Это особая форма интеллектуальной, творческой деятельности, благодаря которой формируется положительная мотивация к учению, создаются условия для углубленного изучения научных дисциплин.
Предоставляю возможность совершенствовать способности в со вместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.
Начиная со 2 класса, дети принимают активное участие в школьных и муниципальных научно-практических конференциях. В данном виде работы заинтересованы родители, учителя юных дарований. Они активно включаются в подготовку и проведение конференций.
Ребята делают свои первые шаги в области журналистики. Так Хомяков Вова, ученик 2 класса, первый раз напечатал свою статью с фотографией в журнале «Волшебный» (№18 (138) 22 сентября 2009 года с. 30, статья «Четверолапая мафия»).
Высокий уровень информационно-техническог>о оснащения школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, семьи расширить охват одарённых детей новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке рефератов в Интернете.
Урочную и внеурочную деятельность строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.
В работе с одарёнными детьми использую следующие формы:
творческие мастерские;
-предметные недели;
-олимпиады (разных уровней)
-факультативы («Основы математической логики», «Интеллектуальные игры»)
-кружки (изобразительный, хореографический, моделирование, краеведческий, вокальный)
-конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные)
-фестиваль наук; интеллектуальные ринги; марафон знаний;
-НПК;
-родительские недели;
-родительские всеобучи;
-работа по индивидуальным планам.
Этап заключительного отбора
Выпуская детей из 4 класса, составляю характеристику на каждого ученика, прово жу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них.
Учителя-предметники посещают уроки, классные часы с целью наблюдения и отслеживания способностей детей. Отчёт по работе с одарёнными детьми заслушивается на педагогическом консилиуме 5 классов. Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые подавали надежды в разных направлениях.
Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.
Предполагаемые результаты:
· Увеличение числа одарённых детей, которым оказывается поддержка;
· Создание банка данных, включающих в себя сведения о детях с различными типами одарённости;
· Использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;
· Количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, конкурсы, НПК);
· Качественные показатели по реализации спроса на удовлетворение потребности одаренных детей в средней школе;
· Создание индивидуальных образовательных программ;
· Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетическо>й и исследовательской деятельности;
· Обобщение результатов работы с одаренными учащимися в школе.
V. Результаты работы
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является воспитательная система, работа на доверии с обучающимися. Основой такой системы выступа ет рейтинговая система оценки деятельности учащихся класса.
Годовой рейтинг учащихся состоит из разделов:
1. Активность учащихся во внеклассной деятельности.
2. Активность учащихся в спортивных соревнованиях. В первом и втором разделе фиксируются: дипломы, грамоты, сертификаты, уровень мероприятия, степень заслуг – по 10 бальной шкале.
3. Учёба (по 5 бальной шкале)
В конце года баллы суммируются и фиксируются как годовой рейтинг.
Итоги олимпиад (по всем предметам), участие в интеллектуальных конкурсах, идут учащимся в зачет, в рейтинговые таблицы по итогам 4 класса на конкурс «Ученик года». В этот рейтинг вношу с определенным коэффициентом и успехи учащихся во всех спортивных соревнованиях и конкурсах, включая эстетическое, художественное и др. направления.
Так, что одаренный музыкант, спортсмен, художник, конструктор, артист и т.д. может быть успешным с оценками «3» по основным предметам.
В конце учебного года провожу родительское собрание и праздник для учащихся, где отмечаются достижения детей в научной, спортивной, культурной деятельности. Все юные таланты обязательно отмечаю дипломами и ценными подарками.
Статистика побед:
С 2001 по 2009 год подготовила 5 победителей и призёров муниципальной НПК младших школьников; 3 призёра муниципальных предметных олимпиад младших школьников; призёра всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев; победителя Всероссийского Молодёжного чемпионата «Старт»; участников всероссийских конкурсов «Мой Берестов», «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Пони».
VI. Проблемы и перспективы развития опыта
Практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одарёнными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:
- между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базой для организации работы с одарёнными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для её осуществления в школе;
- между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одарённых детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
- между огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и несоответствием общего уровня культуры;
- между специфичностью и проблемностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
И всё же, работая с одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Поэтому, в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми, согласно составленному плану http://slavsosh.narod.ru/>arhplanmer1.doc
Приложение 1
Портрет одарённого ребёнка
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Особенности работы с одаренными детьми.
Любая школа призвана выполнять социальный заказ, поэтому она должна своевременно и гибко реагировать на то, что условия общественной жизни быстро изменяются. Эти изменения требуют от людей таких качеств, как умение принимать самостоятельные и нестандартные решения, способность гибко реагировать на жизненные ситуации, - то есть, все те характеристики, которые, с одной стороны, являются составляющими одаренности, а с другой стороны – помогают человеку адаптироваться в любых социальных условиях.
За границей отбору одаренных детей уделяют особое внимание, так как интеллектуальное богатство государства – это путь к его экономическому процветанию. В таких странах инвестиции в науку и образование считаются важными.
Россия отстала от Запада в области изучения и поддержки юных дарований, но все же за последнее десятилетие в этой сфере правительством было сделано немало. Первым событием в этой области стала президентская федеральная программа «Одаренные дети», которая стала финансироваться с 1996 года. Цель программы - создать условия для развития потенциальных возможностей и способностей юных гениев. А с 1998 года в Иркутске работает программа «Развитие одаренных детей Иркутска». Мы видим действие этих программ только в одном направлении - это предоставление условий для участия в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах всех уровней.
Проблема «одаренности» является непростой и наша школа уже давно занимается ею. На заседаниях методического объединения мы не раз рассматривали вопросы работы с одаренными детьми. Через тестирование и анкетирование нами были обобщены и выделены следующие основные затруднения, с которыми столкнулись педагоги в процессе работы с такими детьми:
1.Первичная идентификация одаренных детей. Сферы одаренности бывают разными, но нас, как предметников точных и естественных наук интересует интеллектуальная. Таких ребят нужно выявлять как можно раньше. Фельдман, в начале 80-х годов предложила отбирать их с помощью академических тестов. Мы же выявляем таких детей, ведя наблюдения, находя признаки одаренности:
В точных науках:
-ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям;
- проявляет необычное понимание математических отношений;
- демонстрирует легкость в запоминании знаков;
- проявляет исключительные способности в решении задач;
- знает то, о чем его сверстники даже не подозревают.
В естествознании:
- ребенок внимателен к предметам и явлениям;
- проявляет исключительные способности к классификации;
- часто задает вопросы о происхождении или функции предметов;
- проявляет интерес к опытам или экспериментам.
2.Оптимальные технологии для работы с одаренными детьми. Каждый ребенок неповторим, поэтому сложно найти универсальные, оптимальные технологии. Необходимо создать концепцию многоуровневого преподавания математики, учитывающую разные способности учащихся. Одаренные дети в области математики должны не просто освоить курс математики средней школы, они в первую очередь должны овладеть математической культурой, приобрести навыки математизации мышления, использования математических методов и основ моделирования. У них должно сложиться целостное представление о главных этапах становления математических культур, о роли и месте математики в различных сферах деятельности. В то же время, например, ребенок, «одаренный в области музыки», но ничего не смыслящий в математике, не должен чувствовать дискомфорт от этого незнания. К таким детям необходим тоже свой, индивидуальный подход.
Сейчас почти во всех школах созданы НОУ. С точки зрения работы с одаренными, именно в научных обществах такие дети должны найти себе единомышленников, раскрыть полностью свои таланты, реализовать себя.
3.Индивидуализация учебных программ. Программы должны быть сбалансированы, должны способствовать всестороннему развитию таких детей, но в то же время они должны соответствовать особенностям и потребностям одаренного ребенка. Выбирая или составляя программу для таких учащихся, необходимо учитывать их индивидуально-психологические особенности. Детям, одаренным в математической области, необходимо преподавать, например, основы логики, математическое моделирование, ТРИЗ.
4.Оценка результативности обучения. Важно определить, в какой мере ребенок достигает поставленных целей, а также выявить его слабые места с целью их корректировки. Нельзя сравнивать между собой результаты одаренных детей. Каждого ребенка надо отслеживать в динамике.
Обычному, среднестатистическому учителю, чаще всего трудно изменить содержание, процесс, конечные цели и атмосферу обучения. Ориентация на «среднего ученика» приводит к низким результатам в выявлении и обучении одаренных детей, к возникновению у них проблем. Талант требует постоянного внимания, заботы. То, что дано природой, легко загубить, не замечая, не учитывая, не развивая. Поэтому мы не должны оставлять без внимания таких ребят.
Обобщая опыт наших педагогов, успешно работающих с такими учащимися и, учитывая собственные методические находки, у меня получилась вот такая памятка для работы с одаренными детьми.
Рекомендации для педагогов, работающих с «одаренными детьми».
- помните, что одаренные дети так же отличаются друг от друга, как и все остальные дети;
- не все проявляют свою одаренность всегда и везде, одаренность может быть как скрытой, так и явной, как стабильной, так и преходящей;
- созданная в классе атмосфера должна исключать зависть к успехам одаренного ребенка со стороны одноклассников, что в будущем благоприятно отразится и на остальных детях;
- при оценке знаний педагог должен быть требовательным, строгим, но благожелательным, это укрепляет веру в успех;
- если сфера интересов и набор способностей ученика достаточно узки, то задача учителя – развить эти способности до максимального уровня, чтобы в будущем этот человек мог профессионально использовать имеющиеся у него данные и быть вне конкуренции в своей области;
- талантливым детям необходима особая среда, особые трудности, поскольку легкие успехи при низких требованиях и общем слабом фоне грозят деградацией;
- кружки, секции, студии помогут развить природный потенциал, а соревнования, конкурсы, конференции явятся стимулом к дальнейшей деятельности;
- необходимо учить и развивать ребенка в соответствии с его способностями, а не в соответствии с амбициями педагогов и родителей.
В нашей школе мы работаем с одаренными детьми через внутриклассную дифференциацию, включение в школьный компонент спец.курсов, привлечение таких ребят в НОУ, кружки и секции дополнительного образования.
Большую роль в работе с одаренными детьми могут сыграть классные руководители. Я, как классный руководитель, помогаю своим ребятам самоопределиться, найти себя в кружках, секциях, факультативах. Большое внимание уделяю индивидуальной траектории развития ребенка, для этого разработала карту «Развития одаренности ребенка», в которой фиксирую успехи учащегося, свои наблюдения, выводы. У одаренных детей, как правило, занижена самооценка. И здесь на помощь может прийти классный руководитель, его задача - определить и изучить сильные и слабые стороны ребенка, определить индивидуальные цели и задачи воспитания, сделать пребывание в школе комфортным, помочь учителям – предметникам в работе с таким учеником не только успешно его учить, но и максимально реализовать
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Что же понимается под термином «одаренность»?
В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
креативности;
настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.
Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных, областных, региональных олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах нашей и соседней областей.
Как я достигаю таких результатов?
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра.
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.
Мною разработана система развивающих задач-минуток, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач я отвожу не более 1 минуты и требую обязательно подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки, подробно разбираем эти задачи. Например: «На какой угол Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 секунду?» - для 7 класса; «У вас есть моток тонкой проволоки, карандаш и тетрадь в клетку. Как можно определить примерно площадь поперечного сечения проволоки?» - для 8 класса и т. д.
Для многих тем курса физики мною разработаны системы задач для домашней работы учащихся, включающие в себя качественные, расчетные, экспериментальные с нарастанием уровня сложности.
На всех этапах урока физики я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными. Например, в 9 классе при изучении темы «Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах» предлагаю задачу: «Найдите ускорение свободного падения на Сатурне». При этом полагаю, что массу и радиус планеты учащиеся найдут в справочнике, заодно и сверят полученный результат с табличным значением ускорения свободного падения.
На уроках физики я стараюсь показать учащимся, что знание физики необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи. На школьном web-сайте http://www.ladomirovka.narod.ru я создал страницу «Наши выпускники» На ней фотографии, грамоты и награды победителей различного уровня олимпиад, рассказы об их дальнейшей жизни и работе. Считаю, что этот материал является наглядным примером применения физических знаний.
В практике своей работы использую поощрения за решение сложных, олимпиадных задач, «физическую валюту». На моих уроках учащиеся могут получить оценки «6», «7» и выше. Оценка «6» означает пятерку в журнал и «физическую валюту» в один Ньютон, который на последующих уроках может быть использован для увеличения оценки на один балл. На контрольных работах за эту «валюту» ученики могут купить подсказки по курсу 2:1. В приобретении таких «денежных единиц» учащиеся проявляют большую активность.
Систематически я провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи политехнического содержания, доклады учащиеся о применении законов физики в различных отраслях науки и техники, уроки-экскурсии на предприятия. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.
Провожу интегрированные уроки: физика и информатика, информатика и математика. Как использовать время, которое есть у одаренного ребенка, в силу того, что они не нуждаются в бесконечных повторениях очевидного? Есть несколько путей: 1) ускорение обучения, т. е. курс за меньшее время, 2) обогащение обучения. В практике свой работы использую «горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. «Горизонтальное» означает расширение изучаемой области, а «вертикальное» - более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области предмета (его иногда называют ускорением).
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, областные научно-практические конференции.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по физике. Часто в нашей школе проводятся недели физики и астрономии, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «Занимательные опыты», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером» и др.
Между талантливыми ребятами, которые закончили школу и учатся в ВУЗах области и России существует братство, духовный союз. Этих ребят мы приглашаем на встречи, где они делятся свои впечатлениями об учебе, школьными воспоминаниями, дают советы.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. В этом году Павленко Л. стала победителем межрегиональной заочной физико-математической олимпиады «Авангард», набрав 20 баллов из 20 возможных, в прошлом году в этой же олимпиаде учащиеся нашей школы набрали 12 и 13 баллов из 20. В 2007 году Шапаренко С (10 кл) стал победителем районной политехнической олимпиады, Твердохлебов В (8 кл) получил диплом 3 степени заочной олимпиады при ВГУ.
Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.
Учащиеся старших классов участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют на районном, областном и всероссийском уровнях. Так, в 2009 году Головачев Е (11кл) представлял свой проект на областной научно-практической конференции «Открытие», отмечен сертификатом. Глущак Р защищал проект «Экологические проблемы водных ресурсов Ровеньского района» на районном фестивале «Наука. Творчество. Развитие». Бондаренко М награждена дипломом Всероссийской открытой олимпиады «Созвездие» за проект «Космос – решение глобальных проблем человечества» (2004 г) и др.
Немаловажным считаю и создание условия для развития всесторонней личности.
Как известно, питание и режим дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что неправильное питание, режим дня наносят вред физическому, психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учёбу тормозящее воздействие. Поэтому я беседую с родителями о режиме дня ребёнка, о полноценном витаминизированном питании.
Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант - это 1 % способностей, а 99% потения».
Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.
Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.
Я много беседую с талантливыми ребятами. На этих психологических консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня.
Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.
Детская одаренность.
Работа с одаренными детьми.
Учитель МОУ ОУ гимназии №2 Шевчугова Н.Е.
Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются своей предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п.
Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д., может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
Можно выделить следующие виды одаренности:
- В практической деятельности, в частности можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;
- В познавательной деятельности – интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр);
- В художественно – эстетической деятельности – хореографию, сценическую, литературно – поэтическую, изобразительную, музыкальную одаренность;
- В коммуникативной деятельности – лидерскую, аттрактивную одаренность;
- В духовно- ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Говоря об одаренности мы оперируем такими понятиями, как «возможность» и «действительность». Одаренность человека – лишь возможность для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий: от того, например, нужны ли будут эти знания и навыки человеку, будут ли заинтересованы окружающие его люди (семья, школа, товарищи и др.) в том, чтобы он овладел этими знаниями и умениями, от того, как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и знания понадобятся и пригодятся.
В обучении одаренных учащихся могут применяться 4 основных подхода к разработке содержания учебных программ:
- Ускорение .
При данном подходе следует учитывать потребности и возможности определенной категории детей, отмеченных ускоренным темпом развития.
- Углубление.
Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают интерес по отношению к той или иной проблеме.
- Обогащение.
Подход ориентирован на качественно иное содержание обучения, с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами, дисциплинами.
- Проблематизация.
Данный подход предлагает стимулирование личностного развития ребенка.
Обучение в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам).
Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных детей может сыграть наставник. Основная задача наставника – на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способностей к самоопределению и самоорганизации.
Занятия по свободному выбору – факультативные, а особенно, организация малых групп, в большей степени, чем работа в классе, позволяет организовать дифференциацию обучения, предлагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.
В МОУ ОУ гимназии №2 г.Красноярска четвертый год работает творческая группа учителей начальных классов «Эрудит». Работа ведется по трем направлениям: математика, русский язык, окружающий мир. Все проводимые виды работ на занятиях «Эрудита» способствуют развитию логического мышления, формированию таких качеств как инициатива, самоконтроль, широте умственного кругозора.
Приведу наиболее интересные задания, которые используют учителя на занятиях:
Математика.
1.Когда идет дождь, кошка сидит в комнате или в подвале. Когда кошка в комнате, мышка сидит в норке, а сыр лежит в холодильнике. Если сыр на столе, а кошка - в подвале, то мышка в комнате.
Сейчас идет дождь, а сыр лежит на столе. Где находится кошка и мышка?
2.Расставить вдоль сторон треугольника цифры 1, 2, 3,..., 9 так, чтобы сумма цифр вдоль каждой стороны равнялась 20-ти. Цифра, стоящая в вершине треугольника, принадлежит каждой из сторон, выходящих из этой вершины.
3. Из всех шестизначных чисел, у которых все цифры разные, найти наибольшее.
4.На каждой стороне прямоугольного торта поставлено по одной розочке из крема. Через все пары розочек сделаны разрезы ножом. Сколько кусочков получилось?
5. Буратино хочет купить букварь, но ему не хватает 18 сольдо. На тот же букварь Мальвине не хватает 7 сольдо, а Пьеро – 10 сольдо. Могут ли Пьеро и Мальвина вместе купить один букварь на двоих?
Возможны различные способы решения.
6. Сколько существует трёхзначных чисел, у которых сумма цифр равна 4? Запиши эти числа.
7.В школьном зале собрались 47 мальчиков и столько же девочек. Через некоторое время дети стали выходить парами из зала. Но если из зала выходили девочка и мальчик, то в зал входила одна девочка, а если выходили два мальчика или две девочки, то входил один мальчик. Наконец в зале остался только один человек. Кто он- девочка или мальчик?
Русский язык.
- Сколько здесь записано слов и какие?
[грус,т,] , [прут] , [л,эс,т,]
2.Восстанови фразеологизмы:
Делить шкуру неубитого бегемотика. __________________________________________
Сесть на любимого бегемотика. _______________________________________________
Купить бегемотика в мешке.___________________________________________________
Пустить бегемотика в огород.__________________________________________________
Набито как бегемотиков в бочке._______________________________________________
Дуется как бегемотик на крупу.________________________________________________
Бегемотиков по осени считают.________________________________________________
Сделать бегемотика из бегемотика._____________________________________________
Писать как бегемотик лапой.__________________________________________________
Брать бегемотика за рога._____________________________________________________
3.Запиши как можно больше слов, в которых бы не менее двух раз повторялось название нот.
4. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим - в переносном.
хвост холод | |
нервы трубы |
перстень характер | |
жизнь конфета | |
5. Незнайка написал сочинение. Запиши его правильно, расставляя знаки препинания.
Пальцеф унево двадцать пять на каждой руке десять нанагах всево двадцать
6. Составь слова. Исключай постепенно «лишнее» слово, объясняя свой выбор Грит, сали хтеуп, фелетон, девьмед
Окружающий мир.
1. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?
А – воробей Б – медведь В – жук Г – карась Д – лягушка
2. Если из первого слова ты возьмёшь первый слог, из второго – второй слог, а из третьего третий слог и окончание, то получишь название процесса жизнедеятельности человека:
ДЫРА – СУХАРИ – РАСТЕНИЕ
Назови парный орган, участвующий в этом процессе.
3. Укажи последовательность изменений в природе весной:
А – У деревьев начинается процесс сокодвижения.
Б – Увеличивается продолжительность дня.
В – Солнце поднимается выше над горизонтом.
Г – На деревьях появляются листья.
Д – Повышается температура воздуха.
4. Что поможет тебе узнать название гор Северной Америки?
А – физическая карта мира Б – физическая карта России
В – карта природных зон Австралии Г – политическая карта Африки
Д – фотография из космоса
5. Выбери описания животных и явлений, соответствующих понятиям:
1. обучение
2. насекомые
3. травоядные
А – Животные, охотящиеся и поедающие других животных
Б – Животные, вскармливающие своих детёнышей молоком
В – Животные, выходящие из своих убежищ по ночам
Г – Животные, питающиеся растениями
Д – Самая многочисленная группа животных
Е – Передача взрослыми животными своего опыта и знаний потомству
В качестве ответа заполни таблицу и приведи её нижнюю строку.
1 | 2 | 3 |
6. Какая птица может передвигаться по стволу дерева вниз головой?
А - дятел Б – кукушка В – поползень
Г – сова Д – такой птицы не существует
7. Известно, что животные поддерживают равновесие в природе. Рассмотри схему, найди в ней животное, которое поддерживает природное равновесие в сообществе луга.
Злаковые растения
Сова
Мышь
Благодаря работе учителей творческой группы «Эрудит» учащиеся начальной школы гимназии №2 занимают призовые места в районных, городских, всероссийских олимпиадах, участвуют в дистанционных олимпиадах, побеждают в международных играх «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру – математика для всех», «Зимние интеллектуальные игры», «Золотое руно» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ
Многим педагогам кажется, что одаренность увидеть легко. Но так ли это на самом деле?...
Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренности учащихся школы
Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одареннос...
Буклет. Одаренные дети – что такое одаренность?
Одаренные дети – что такое одаренность?...
Одаренные дети .Общая интеллектуальная одаренность.
Общая интеллектуальная одаренность является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию....
Программа "Одаренные дети" (система работы школы с одаренными учащимися)
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорош...